ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ И ЛОГИКА МЕТОДА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ И ЛОГИКА МЕТОДА



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ

Есть несколько основных видов работы, которые направляют процесс терапии. Терапевту нужно понять их и овладеть ими. Они состоят из двух основных задач: управления текущим про­цессом и сбора информации. Эти два вида работы взаимозависи­мы. Они могут поддерживать друг друга или, как это слишком часто бывает, мешать друг другу. Таковы две широкие и важные области ответственности. Нам нужно управлять происходящим. Нам нужно что-то делать, чтобы удерживать процесс в колее. На самом деле нужно многое. Например, нам нужно знать, когда брать руководство на себя и в какой степени, а когда отходить в сторону и позволять процессу идти без нашего вмешательства. Нам нужно знать, как распознавать, когда что-то не так, и как это исправлять. Все это составляющие управления процессом. Кроме того, нужно научиться тому, как собирать информацию.

Управление процессом

Это основной вид работы, от которого зависит все остальное. Мы должны оставить сбор информации на потом. Мы должны попро­сить свое любопытство немного подождать или искать ответы, просто наблюдая в молчании. Наша основная обязанность — поддерживать процесс раскрытия клиента. Если мы ищем ответа на какие-то свои вопросы, они должны быть второстепенными


218 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

по отношению к этому процессу. Слишком часто мы задаем воп­росы тогда, когда должны пребывать в контакте и просто хра­нить молчание. Наша активность часто не соответствует потреб­ности или желанию клиента. Когда мы потворствуем себе из­лишними вопросами, создается ситуация, в которой клиент чув­ствует, что он здесь для того, чтобы “над ним работали”, чтобы ждать вопросов, отвечать на них и снова ждать либо следующего вопроса, либо указаний о том, что делать дальше. И таким обра­зом не раскрыть переживаний, которым нужно произойти. По­добный подход блокирует процесс раскрытия и ведет, кроме прочего, к подавлению бессознательного.

Управление процессом включает в себя самые разнообразные виды вмешательства и чувство того, когда и какое из них нужно использовать. Оно может быть либо пассивным, либо активным. Оно требует тонкого равновесия между тем, чтобы брать ответ­ственность на себя, руководя процессом, и отступать в сторону, предоставляя человеку возможность выбрать направление дви­жения. Отступать в сторону означает, кроме прочего, сохранять молчание в поворотные моменты, ждать и позволять другому че­ловеку “вести” ситуацию. Для активного управления требуются такие формы “вмешательства”, как контакт, получение доступа, углубление, “выпрыгивание из системы” и переучет. Для пассив­ного управления требуется отступать в сторону и давать клиен­ту время рассказать свою историю, или просто подумать, или ин­тегрировать что-то новое. У другого человека должно быть чув­ство простора, чувство, что у него есть масса времени и он сам оказывает основное воздействие на развертывание процесса те­рапии. Для этого терапевт должен отслеживать, когда его клиент сознательно или бессознательно выбирает то или иное направ­ление, и в эти моменты просто сохранять молчание.

Управление процессом также включает в себя управление состо­яниями сознания. Это значит отслеживать их, вызывать новые и переходить от одного состояния к другому. На типичном сеансе клиент вначале находится в обычном сознании, и нужно в ка­кой-то момент перейти к осознанности, “состоянию ребенка” или проработке эмоций. Обычно так и бывает. Терапевту нужно чутко следить за этим и распознавать момент, когда следует пе­рейти из одного состояния в другое. Очень важно выработать


14. Основные виды работы и логика метода 219

чутье, освоить чувство момента, когда одна стадия завершена и другая на подходе, и знать, как поддерживать эти изменения, вмешиваясь в процесс.

Когда клиент уже рассказал свою историю, может последовать что-то другое. В этот момент стоит некоторое время поруково­дить процессом и побудить клиента попробовать что-то сде­лать, — например, пробу. Дайте сигнал, что вы услышали эту ис­торию, произнеся какое-то итоговое контактное высказывание о ней. Затем стоит спросить, уместно ли сейчас попробовать что-то исследовать или во что-то углубиться. Если другой человек чувствует, что это уместно, следующее, что нужно сделать, — это попросить об осознанности и поддержать ее изменением темпа и тона голоса. Затем проведите небольшой эксперимент или что-то еще. Вот тогда и отчасти вот так нужно переходить от обычного сознания к осознанности. Переход к состояниям проработки аналогичен. Работайте, ориентируясь на признаки того, что момент назрел. Либо слушайте и наблюдайте, отслежи­вайте момент появления “ребенка” или того или иного чувства. Время перехода к значению наступает тогда, когда у клиента возникает любопытство после соприкосновения с состоянием ребенка или собственным эмоциональным состоянием. Следует знать также, что предпринять, когда процесс, так сказать, “схо­дит с рельсов”, и предотвратить это дорожное происшествие. Я называю это “оставаться в игре”. Опять таки, для этого требуется чувствовать, что происходит и в чем состоит актуальная потреб­ность момента.

Для этого требуется знать, когда:

• клиенту еще есть что рассказать;

• клиент уже рассказал свою историю;

• ввести осознанность;

• получить доступ, углубить, экспериментировать;

• закончить эксперименты;

• просто предложить поддержку;

• вы продвигаетесь недостаточно медленно;


220 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

клиенту нужно сбавить темп;

.актуальна потребность в безопасности;

• сохранять молчание. И знать, как:

• обратить внимание клиента вовнутрь;

• поддержать переход к осознанности;

• дать клиенту знать, что вы на его стороне;

• побудить клиента сообщать о текущем переживании;

• побудить клиента отслеживать текущее переживание. И научиться чувствовать, когда клиент:

• не в состоянии отслеживать переживание;

• не откликается, а реагирует;

• избегает ответственности;

• погружен в чувства и не интересуется значением;

 

• погружен в значения и почти ничего не чувствует по отношению к происходящему;

• не раскрывает важных текущих переживаний;

• сильно реагирует на то, что им руководят;

• не способен понять осознанность;

.не соблюдает никакой или почти никакой дистанции между собой и своим переживанием.

И замечать такие проблемы, как:

• частое прерывание процесса;

• задержки в потоке процесса;

• враждебность по отношению к терапевту;

• истощение жизненных сил;

.безостановочный словесный поток.


14. Основные виды работы и логика метода 221

Многое из перечисленного, например, темп и стратегии, нужно адаптировать к данному конкретному клиенту. Каждый клиент уникален.

В любой ненасильственной психотерапии ведение, управление и руководство в целом оказывается сензитивным и тонким процес­сом. Насилие и управление процессом — это далеко не одно и то же. Ненасилие определяется тем, êàê вы действуете, а не тем, действуете ли вы. Не является насильственным просто действо­вать или вести процесс. Если на то пошло, иногда насилием мо­жет быть отказ от каких бы то ни было действий. Насилие озна­чает действовать принудительно, вопреки желанию или несмот­ря на сопротивление другого человека. Насильственно стано­виться на чью-то сторону, когда это вносит раздор и разруше­ние. Если вы действуете в соответствии с осязаемыми потребно­стями клиента и своими собственными, если вы внимательно от­слеживаете, стремитесь понять, используете подходящие момен­ты и получаете разрешение на всех уровнях клиента и самого себя, то ваши действия будут ненасильственными.

В этих рамках вы можете брать руководство на себя. Если вы по­стоянно отслеживаете то, как воспринимаются ваши предложе­ния и указания, вы всегда можете отступить, как только что-то окажется не по нутру. В таком случае вы будете ненасильствен­ными. При этом взять на себя руководство значит просто-напрос­то предложить совет или дать прямую команду. Например: “Поот-слеживай немного эту грусть и заметь, чего она хочет”. Взять на себя руководство может также означать попросить человека от­слеживать что-то мучительное. Это значит, что вы должны быть готовы видеть человека в его боли. Боль полна информации о том, что обстоит не так и в чем есть потребность. Отслеживать боль — лучший способ извлечь из нее урок. Привычки клиен­та — это чаще всего способы избегания или ухода от боли, поэто­му ее отслеживание может помочь нам что-то выяснить. Если вы попробуете слишком быстро облегчить боль, то вы, скорее всего, не сумеете установить контакт с лежащим в ее основе глубинным материалом и понять его, и в результате мало что изменится.

Наконец, разумно помнить о том, что: (1) вы руководите только процессом терапии, который является второстепенным (по край­ней мере для клиента) по отношению к процессам поддержания


222 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

жизни, сохранения идентичности, заботы о себе, защиты и со­вершенствования самого себя; (2) вы не можете исцелить друго­го человека, а можете лишь поддержать его собственный про­цесс исцеления. Так что не настаивайте на своих планах; если вы нарушите приоритеты клиента, например, безопасность и контроль, то процесс сойдет с рельсов. Вы должны быть готовы отступить.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.029 с.)