Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь с принципами, методом и процессомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь между пробами и принципом осознанности очевидна. Мы используем свой наилучший инструмент самопознания. Мы учимся с помощью особого состояния сознания. Мы исследуем и 142 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми отслеживаем. Пробы — один из способов применения осознанности в Хакоми-терапии, и недвусмысленное выражение нашей приверженности этому курсу. Кроме того, мы ненасильственны. Мы позволяем клиенту самому делать открытия. Здесь нет никакого принуждения, никакой интерпретации, никакого объяснения клиента ему самому. Реакции на словесные пробы часто происходят в виде физических ощущений, напряжений или движений, а реакциями на невербальные пробы могут быть мысли, образы, воспоминания и т.д. В этом есть дух философии целостности, постоянное пересечение грани ума и тела. Как это ни парадоксально, внимание к своим реакциям — которые, в конце концов, весьма механичны, — вместе с тем способствует чувству наполненности жизнью и “естественности”. Та часть, которая отслеживает, та часть, которая начинает чувствовать свободу выбора, ощущает все большую полноту жизни. Мы используем пробы на разных этапах процесса. Они очень действенны вначале, после того, как терапевт несколько минут послушал и понаблюдал клиента и составил представление о том, что происходит. В этот момент мы используем пробы, чтобы вызвать переживания для дальнейшей проработки. Мне нравится называть такое употребление проб “рыбалкой”. Если вы слышите что-то в том, что клиент говорит, или видите что-то в том, как он сидит, двигается, и т.д., вы можете попробовать сделать пробу, связанную с предполагаемым материалом. Получив сильную, отчетливую реакцию, вы можете осуществить любой из вариантов перехода к обработке. Все, что происходит как реакция на пробу, может пригодиться для перехода к обработке. Кроме того, полезны возникшие догадки о значении реакций. Вам нужно уметь слушать, чтобы создавать пробы. Мы не используем проб во время мощного высвобождения эмоций или при работе с детским состоянием сознания. Для этих двух состояний проработки нужно непосредственное физическое и словесное взаимодействие. Они не подходят для работы в состоянии осознанности. Во время перехода к проработке, то есть углубления или получения доступа, пробы очень эффективны. Они также применяются для прояснения поведения в местах блокирования цикла чувствительности. Видоизменение проб, ис- 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 143 следование разных граней возражений против эмоциональной поддержки, исследование нежелания отвечать — все это составные части прояснения. ПРИЗНАНИЕ Стенограмма признания Терапевт (Т.): Я не знаю, что вы хотите сделать по поводу этой грусти. Может быть, вы хотите выяснить, какая она, или вы хотите выяснить, что она здесь сейчас делает? Клиентка (К.) все еще с горестным выражением лица согласно кивает на втором варианте. T.: Хорошо, значит, Вы хотите выяснить, что она здесь сейчас делает. К. кивает еще раз. T.: Хорошо. Тогда я хотел бы задать этой грусти вопрос. Вам не обязательно отвечать на него самой. Вы можете просто подождать и заметить, что ответит эта грусть. Хорошо? К. согласно кивает. T.: Хорошо. Тогда я хотел бы спросить эту грусть: “Грусть, что ты сейчас здесь делаешь?” К.: (ее грусть немного усиливается) Я просто хочу быть здесь. T.: Хорошо. Значит, она просто хочет быть здесь. Прекрасно, я хотел бы выразить свое признание этого. Я просто хотел бы сказать что-то грустной части и попрошу вас только заметить, что происходит, когда я это говорю. Хорошо? К. кивает. Все еще проявляется много грусти. T.: Подайте знак, когда будете готовы! 144 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Ê. после небольшой паузы кивает в знак готовности. T.: Грустная часть, теперь я знаю, ты просто хочешь быть здесь. (Это признание, высказанное мягко и медленно клиентке в состоянии осознанности.) Ê. (Облегчение. Небольшое усиление проявлений грусти. Переходит в более детское состояние сознания). После этой краткой беседы появилось отчетливое чувство углубления связи между клиенткой и терапевтом. Детская часть, чувствуя одиночество и с трудом выражая себя, находит человека, который ее слушает, и получает возможность говорить. Начинается разворачивание всего процесса. Клиентка открывается переживанию потребности побыть вместе со своей грустью и потребности в том, чтобы другие это принимали. Она устанавливает контакт с чувством, что у нее этого никогда не было, и убеждением, что этого у нее никогда не будет. Такое признание сильно изменило отношения клиентки и терапевта и отношения сознательной взрослой части клиентки с ее детской частью. Некоторые аспекты клиентки находятся в тени, игнорируются или отрицаются, о них она почти никогда не рассказывает другим. В прошлом клиентки эти общие переживания считались неприемлемыми для других, и о них нельзя было рассказывать. Они были “отложены в сторону”. Клиентка может не признавать этих переживаний даже перед самой собой. Это переживание ждет момента, чтобы произойти, и наполнено мучительными воспоминаниями, чувствами и идеями. В приведенной выше стенограмме чувства были связаны с грустью, которая часто присутствовала и, по-видимому, не имела никакого объяснения. В начале сеанса клиентка просто хотела, чтобы грусть исчезла. Та не исчезала. Убеждения клиентки, которые мы обнаружили вскоре после приведенного фрагмента диалога, состояли в том, что если она проявит эту печаль и позволит ей быть, другие люди уйдут и она останется в одиночестве. Детская часть решила, что она всегда будет сильной и не будет проявлять слабости или потребности в чем-то. В процессе, когда клиент находится в состоянии осознанности или в тех случаях, когда присутствует и слушает только бессоз- 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания 145 нательное, терапевт признает глубинное переживание, которое отрицалось и снова переживается в данный момент. Суть в том, чтобы сказать бессознательному нечто такое, в чем проявляется ваше понимание того, что оно старается вам сказать. Такие вмешательства очень действенны. Они подтверждают истинность и допустимость переживаний, которые (1) являются реальными частями клиента, (2) близки к самому ядру личности, (3) настоятельно требовали осознания и выражения, но без особого успеха, и (4) не имели союзника в истории клиента. То, что не было обсуждено или понято, или то, что нельзя было обсудить или понять, теперь опять открыто для обсуждения, и кто-то был его свидетелем, сделав его реальным и существующим. Признание строит лечебные отношения, показывая реальное понимание со стороны терапевта. Оно выполняется почти так же, как проба, но только в нем выражается признание терапевтом некого глубокого долговременного переживания клиента. Это “контакт в состоянии осознанности”. Я применяю его тогда, когда сознаю, что клиент прожил долгое время с этим конкретным переживанием. После того как его признали, это мощное всеобъемлющее переживание, часть основного опыта клиента в жизни, проявляется, углубляется и полностью входит в процесс настоящего. Но довольно говорить о пробах и признаниях. Мы переходим к другим основным техникам — перениманию и проведению небольших экспериментов.
Глава 8 ВЫЗЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ — 2: ПЕРЕНИМАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПЕРЕНИМАНИЕ У Моше Фельденкрайза я узнал о чувствительности, шуме и выведении усилия наружу. Весь “цикл чувствительности” (глава 15) — это дальнейшее развитие закона Вебера—Фехнера, о котором он говорил в своей первой книге “Тело и взрослое поведение”. Хотя мне этот закон был известен по моим психофизическим исследованиям, я совершенно не представлял, что его можно применить в психотерапии. Одним из талантов Фельденкрай-за была его способность находить применение таким вещам в базовых терапевтических техниках. Не всякий ум может совершить такой скачок. Вся задумка перенимания берет свое начало от Моше и даосской идеи следования естественному течению событий. Я научился такому особому применению чувствительности и осознавания непосредственно у Моше. Перенимание обозначает целый жанр техник. Во всех этих техниках терапевт перенимает какое-то действие, которое клиент обычно делает сам для себя. Тем самым он предлагает облегчить ситуацию, вывести наружу часть того усилия, которое делает клиент. Если вы чешете голову, я могу предложить делать это за вас. Вам нужно только разрешить мне. При этом вы оставляете свои усилия, например, по подниманию и движению руки. Или, возможно, вы говорите про себя какие-то слова. Я 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 147 могу говорить их за вас. На всех уровнях перенимание — это предложение поддержки, а кроме того, предложение соучаствовать. Техника перенимания проста. При этом, скажем, когда голова клиента склоняется вперед от грусти, вы обеспечиваете ей мягкую опору рукой, принимая на себя ее вес. Или, если реакцией клиента на пробу становится внутренний голос, мы можем перенять этот голос и озвучить его для клиента. Существует огромный выбор того, что мы можем перенимать, ограниченный лишь нашими творческими способностями. Ниже, в разделе “Что мы перенимаем”, приведен краткий список. А сейчас давайте взглянем на результаты. Перенимание: . как правило, поддерживает потребность в безопасности; • снижает шум, тем самым повышая чувствительность; . способствует выработке отстраненного наблюдения и контроля над реакциями; • поддерживает исцеляющие отношения; • переводит внимание с беспокойства о защите на осознание тех чувств, побуждений, образов и воспоминаний, от которых предполагается защищаться. Перенимая что-то, например, вес руки, мы предоставляем возможность расслабиться мышцам, удерживающим голову наклоненной вперед. Мы ни к чему не принуждаем — мы предоставляем возможности. Опускание головы вперед, сопровождающее ощущение грусти, как правило, бессознательное действие. Оно предназначено для того, чтобы легче было справиться с переживанием печали и выразить его. Вес головы, воздействующий на мышцы груди и спины, затрудняет глубокое дыхание (вы можете без труда проверить это сами — попробуйте глубоко дышать, сначала запрокинув голову назад, а потом свесив ее вперед). Такое сдерживание дыхания приводит к сдерживанию чувства. Принимая вес головы, терапевт берет на себя работу этих мышц; даже если голова клиента все еще наклонена вперед, он может 148 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми теперь дышать глубже и либо так и сделает, тем самым углубив переживание, либо попытается справиться с чувствами, забирая обратно вес головы или напрягая другие мышцы (скорее всего, брюшной стенки). Если предложение перенять принято (расслаблением мышц, поддерживающих голову), то оно приводит к выведению усилия вовне этой важной реакции. Выведение усилия вовне снижает шум. Шум, сопровождающий прикладывание усилий, маскирует опыт. Напряжения сужают опыт. Это один из способов, которым люди употребляют напряжение и усилия. Представьте, что вы ударили по пальцу молотком. Дыхание останавливается, все тело напрягается, чтобы справиться с переживанием боли. Предлагая перенять усилия клиента по управлению опытом, мы даем ему возможность прекратить управление, ослабить задействованные напряжения, стать более чувствительным и углубить чувства и то переживание, с которым он справлялся. Часто перенимание действительно привносит в сознание закупоренные чувства. Это прямой маршрут к подавленным, вытесненным и иными способами управляемым переживаниям. Первый случай, когда я что-то перенял, произошел на семинаре в Нью-Мексико. Я работал с женщиной, которая вплотную приближалась к чему-то важному и заряженному чувствами. Она лежала на спине на ковре, и по мере того, как мы сосредоточивали внимание на ее переживании, ее спина начала понемногу выгибаться. Через несколько минут ее тело было в мостике, только голова и плечи касались пола. Тогда я еще занимался биоэнергетикой. Мой подход к защитам состоял в том, чтобы заставлять их поддаваться. Поскольку я считал выгибание защитой, я был готов сильно давить на живот женщины до тех пор, пока мостик не обрушится. По моему мнению, “сломать защиты” было бы логичным подходом. Разве есть что-то более архетипически жесткое, чем выгибание назад в виде мостика? Я знал это, потому что когда-то сам пережил такое же выгибание. Я помнил, насколько непроизвольным это казалось. Это просто происходило. Я знал, какое бы ужасное чувство возникло, если бы я заставил клиентку опуститься. Я не мог себя к этому вынудить, даже во имя терапии. Вместо этого я подставил свои руки ей под спину и ска- 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 149 зал, что она, если хочет, может расслабить спину, а я ее подержу. Это было мое самое первое перенимание, хотя я никак не называл его тогда и еще долгое время спустя. И вот она проверила надежность моих рук, перенеся на них сначала часть, а потом понемногу и весь вес тела. Это заняло минуту или меньше. По мере того, как клиентка позволяла себе передать мне вес своего тела, она вместе с тем позволяла себе чувствовать и переживать то, против чего боролась, — мучительное воспоминание и сопровождающие его чувства и озарения. Она освоилась с ним, и мы его проработали. Представьте, что я бы надавил на это выгнутое тело. Представьте эту борьбу, когда она бы разрывалась между моим надавливанием и бессознательными силами, толкающими ее обратно. Представьте этот хаос, усилие и боль. Каким был бы результат того, что клиентка бы в конце концов обрушилась на пол? Мы бы силой внесли эти озарения в сознание вместе с мучительными, хаотическими чувствами. Кроме того, она считала бы (и была бы права), что все это сделали с ней (или, как часто выражаются, “для нее”). Она бы израсходовала свою энергию на борьбу с терапевтом и перенесение боли. При любом последующем лечении или интеграции пришлось бы сначала снимать последствия такого обращения. Но ей не пришлось совершать эту борьбу. Вместо этого она позволила себе расслабиться, плавно, в своем собственном темпе входя в переживание, которого избегала. Она ясно это увидела. Клиентка осознанно его проработала, и хотя она с благодарностью признала поддержку, которую я ей оказал, однако совершенно справедливо поставила самой себе в заслугу то, что она новым способом встретилась и разобралась с этим мучительным переживанием. Это было ее достижением. Она сделала это. Я предоставил возможность, и клиентка ею воспользовалась. Вот что произошло и вот что она пережила. Этот опыт придал ей веру в свои силы. Для меня это было освобождением. Я начал замечать все новые и новые способы помогать клиентам, не борясь против них, а помогая им делать то, что они уже делают. Я увидел способ включаться в защитные маневры клиента и, как древний кудесник айкидо, помогать энергии пойти туда, куда ей нужно и куда она 150 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми хочет идти, без усилий и без обремененной Эго роли ведения битвы с бессознательным. Человек, который выгибается, сжимается в комок или обхватывает себя, старается организовать свой опыт так, чтобы он стал безопаснее и чтобы с ним было не так больно справляться. Когда терапевт предлагает помочь человеку в этом, почти всегда возрастает чувство безопасности. Клиент чувствует, что его поддерживают и ему доверяют. Это вопрос того, есть ли кто-то рядом — кто-то, предоставляющий достаточно времени для подготовки и усвоения. За этим не стоит чувство того, что терапевт тебя оценивает, как бы смотрит на твою болезнь и хочет ее вырубить под корень. Когда клиенту не приходится с этим справляться, снижается шум и у него появляется сила и смелость встретиться лицом к лицу с тем, что ждет встречи. Терапевт — это не пугающая фигура, которая причиняет боль “ради вашего же блага”. Терапевт — это тот, кто оказывает поддержку, делая работу по самоисследованию легче, безопаснее и яснее. Когда клиент это чувствует, терапия проходит совсем по-другому. Вот такие лечебные отношения бессознательное может оценить по достоинству и принять в них участие. Подобное сочетание чувствительности и безопасности позволяет клиенту перенести отождествление с той частью, которая управляет, на те побуждения и чувства, которыми управляют. Когда терапевт перенимает у клиента эти реакции управления, клиент получает свободу быть другими частями — теми, которые сдерживаются или находятся вне осознания. Это позволяет рассмотреть происходящее в новом свете и служит надежным путем доступа к глубинному материалу. Большой, щедрый человек очень скоро соприкасается с грустным испуганным ребенком внутри, которого он защищает. Обремененно-выносливый человек почти сразу же чувствует порыв к свободе. Только представьте себе, насколько свободно вы могли бы выражать злость, если бы кто-то надежно сдерживал вас. Или какое бы вам принесло удовлетворение попытаться пройти мимо долгой, медленной очереди в аэропорту и, перепрыгнув через стойку, разгромить и поубивать всех и вся, если бы шесть сильных друзей были наготове, чтобы удержать вас от этого. Представьте, 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 151 сколько “любезностей” вы могли бы сказать притормозившему вас полицейскому, если бы кто-то рукой закрывал вам рот. Подумайте, сколько есть способов, которыми вы сдерживаете себя и сами закрываете себе рот рукой и ум пеленой. Вы бы мгновенно превратились из кроткого Кларка Кента в Супермена. Вы бы смогли отождествиться со своими собственными агрессивными побуждениями, хотя минутой раньше вы были полностью вовлечены в ловушку их сдерживания и сохранения контроля. Теперь вы можете выразить себя, не опасаясь ни за себя, ни за других. Кто-то удерживает вас. Кто-то взял на себя ваши рычаги управления, предотвращающие самовыражение тех ваших частей, которые вы загнали в тень. Вы наконец-то свободно ими владеете и знаете их подлинную суть. В этой безопасной ситуации вы начинаете чувствовать и быть теми вашими частями, которые считали давно утерянными и забытыми. Так что перенимание поощряет переход в сознание материала, который долго был бессознательным, — а это большой шаг в превращении привычек в произвольные процессы. Я узнал многое о перенимании, наблюдая и читая Моше Фельденкрайза. Именно ему принадлежит идея о том, что почти все наши привычки движения связаны с пребыванием в поле тяжести. Мы организуем остальные наши усилия вокруг этого центрального ядра. Чтобы реорганизовать их, лучше всего как можно полнее устранить это центральное организующее ядро. Поэтому Фель-денкрайз побуждает людей ложиться, перенося как можно больше веса на пол или на стол. Или он подкладывает полотенца и подушки под те места, где тело слишком напряжено и еще не может расслабиться при контакте с плоскостью. Таким способом он просто выводит усилие наружу. Он перенимает усилие по поддержанию тела в вертикальном положении или заставляет пол выполнять эту роль, чтобы мог возникнуть новый набор привычек. Потребность в организующем ядре, реакции на силу тяжести пропадает, и привычкам, связанным с этим ядром, уже не обязательно организовываться вокруг него. Они могут свободно по-другому организовываться и интегрироваться. Таким же образом те машинальные привычки, с помощью которых мы управляем глубинным материалом, навязчивость или избега- 152 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ние, склонность отстраняться или упорствовать теряют большую часть своей власти, когда мы выводим из них усилие наружу. Как-то в Чикаго я работал с женщиной, у которой была склонность к самоубийству и нанесению себе увечий. Как только мы встретились, я почувствовал, насколько она хрупкая. Она была совсем не маленькой. У нее было большое тело, особенно в области бедер и таза, при несоразмерно маленькой грудной клетке. По мере того, как мы говорили, я становился все более мягким. Она была одновременно хрупкой и очень напряженной, как испуганная птица, готовая чуть что улететь. Когда мы говорили, она сделала один жест — движение кулака по направлению к своему боку. Я спросил ее об этом. Она сказала, что испытывает желание зарезаться. Я решил перенять ее сдерживание себя, чтобы она могла углубиться в желание зарезаться. Очевидно, внутри она боролась с этим побуждением. Так что я сказал: “Хорошо, я буду вас сдерживать, а вы будете пытаться зарезаться”. Я оглянулся вокруг в поисках того, что бы она могла использовать, чтобы пытаться зарезаться, и нашел прекрасную большую ложку. Что-то более похожее на нож было бы даже лучше. Как только я схватил ее запястье, эта тихая, напряженная женщина начала сметать все вокруг, изо всех сил пытаясь загнать эту ложку в себя. Мы сражались, пока не упали на землю, но продолжали бороться и кататься. Я выбился из сил. Я больше не мог ее сдерживать. А она выглядела ничуть не уставшей. Она не проявляла никаких признаков желания прекратить. Эта женщина на самом деле переживала лучшие минуты своей жизни. Только представьте: после многих лет борьбы с этим побуждением убить и не убивать себя, после всего этого отчаяния, страха и боли, сомнений и мыслей о попадании в ад, после многих лет жуткого сковывания и контроля она получила возможность пустить все это на самотек. И вот этим она и занималась. Возможно, женщина чувствовала себя в достаточной безопасности, раз я был терапевтом и по определению знал, что делаю. Раз я нес ответственность. Наконец, мне понадобилось остановиться. Я выдыхался. Видя демонический огонек в ее глазах, я не рассчитывал ни на какое сочувствие. Поэтому я призвал на помощь свой самый спокойный и совершенно благоразумный голос (настолько благоразумный, 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 153 что просто в голову не приходит подвергать его сомнению). Я сказал ей: “Давайте на минуту остановимся” (вдобавок я старался вести себя так, будто все еще был полон сил и энергии). Она посмотрела на меня, не веря своим ушам. Как это остановиться? Я что, не в своем уме? Неужели я считаю, что она может взять и выйти из этой страсти, прекратить этот всепоглощающий, заставляющий все забыть, смертоносный, восхитительный припадок самоубийства? Вот так просто? Как я только до такого додумался? Я посмотрел в ее ошарашенные глаза, ничуть не дрогнув в своем милом, обманчивом спокойствии (которое я с трудом сохранял). Я был весь непоколебимое благоразумие, тем самым безмолвно, но уверенно отвечая: “Да, действительно, именно так я и считаю”. И вот вскоре эта мертвая хватка начала ослабевать. Она постепенно расслабилась и перестала бороться. На моих глазах женщина превратилась в тихого, благоразумного человека. Мы немного обсудили ее переживание. Потом, когда я отдохнул, мы занялись этим снова, поскольку ей это так нравилось. Произошло то же самое. Потом мы поговорили и отдохнули. Потом мы сделали это еще раз. Когда мы остановились в четвертый раз, она перестала бороться легко, без малейших затруднений, как только я ее об этом попросил. Она выздоровела под терапевтическим наблюдением своего постоянного терапевта, и в следующий раз, когда я приехал в Чикаго через шесть месяцев, я не узнал ее. Она превратилась в беззаботного, счастливого человека. Ей пришлось объяснять мне, что это она была той женщиной, склонной к самоубийству. Как я догадываюсь, она извлекла из нашего сеанса как минимум гораздо более глубокое понимание своей ненависти к себе и непосредственное знание того, что она может остановиться в любой момент по своему желанию. Формы перенимания В перенимании есть три основных диапазона: 1) с осознанностью и без; 2) активное и пассивное; 3) физическое и словесное. 154 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми С осознанностью и без. С осознанностью перенимание применяется точно так же, как проба, — для “рыбалки”, то есть чтобы вызвать материал для проработки. Без осознанности оно применяется во время спонтанного или неудержимого выражения сильных эмоций (“спуска через пороги”). Это основной способ поддержки спонтанного поведения в таком состоянии сознания. Во время “порогов” мы не просим об осознанности; мы просто поддерживаем все то, что клиент делает спонтанно, чтобы справляться с потоком чувства. Если, например, клиентка сворачивается в комок, мы помогаем ей свернуться. Если она прикрывает свое сердце, мы тоже кладем туда руку. Что бы она ни делала для того, чтобы справляться с потоком переживания, мы предлагаем свою помощь в этом. Активное или пассивное. Перенимание бывает либо активным, либо пассивным. В активном варианте мы просим клиента сделать что-то, проявить активность. Например, мы можем попросить клиента делать ударное движение кулаком, в то время как терапевт удерживает руку клиента. Перенимание, которое я провел с женщиной, склонной к самоубийству, было активным. В нем была активная борьба. При пассивном перенимании мы просим клиента просто быть пассивным. Например, мы можем попросить клиента расслабиться и заметить, что происходит, когда мы медленно поднимаем его руку или руки в жесте протягивания к чему-то. Или, если клиент делает что-то, например, прикрывает глаза, мы можем делать это за него. Пассивное перенимание в состоянии осознанности предполагает наличие у клиента высокого уровня чувствительности. Если клиент не способен спокойно и чутко сосредоточиться на том, что происходит, если он чрезмерно напряжен, если он испытывает потребность двигаться или что-то делать, то очень даже стоит использовать активное перенимание. Тогда вместо поиска тонких значений вы просите клиента просто найти такой способ активного противодействия, который ощущается как хороший или подходящий. Получение удовольствия от использования напряжения в теле — это действенное средство для расслабления и повышения чувствительности. Физическое или словесное. Наконец, перенимание может быть либо словесным, либо физическим. Все вышеприведенные при- 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 155 меры физические. Словесное перенимание — такое, при котором терапевт перенимает голос, слышимый внутри, или мысль клиента, возникшую как реакция на пробу или значение какого-то физического напряжения. Вот несколько примеров. Во время моей первой поездки по Германии одна женщина на вечернем занятии с группой была очень возбуждена и выглядела очень устало. Я задал ей вопрос об этом, и она рассказала мне, что не спала несколько дней. У нее был рак желудка. Я немного поработал с ней с помощью проб, и мы обнаружили ужасный конфликт, связанный с засыпанием. С одной стороны, было убеждение в том, что если она будет спать, то раковая опухоль вырастет во время сна и рано или поздно ее прикончит. Другое убеждение, почти столь же сильное, состояло в том, что она должна отдохнуть, а то ослабнет и не сможет выздороветь. Я применил пассивное перенимание. Я попросил ее лечь, как можно глубже расслабиться и просто замечать, что происходит, когда.... И я попросил двух людей, по одному с каждой стороны, повторять как можно точнее, точно такими же словами и голосом, те два набора мыслей, которые у нее возникали. Эти два человека немного поработали над тем, чтобы в точности освоить эти предложения, а затем стали повторять их снова и снова, говоря одновременно. Выслушав первые два-три предложения, она глубоко расслабилась, а через несколько минут крепко заснула. В данном случае мы переняли весь конфликт в целом. Это было пассивное, словесное перенимание. Вот еще один пример: предположим, вы делаете пробу, и у человека напрягается горло. Тогда вы просите человека несколько раз нарочно его напрячь, чтобы узнать, о чем говорит тело, напрягая горло. У клиента всплывают слова: “Я не буду плакать!” Что ж, вы просите клиента расслабиться и просто замечать, что происходит, когда вы тихо говорите это вместо него. Вы говорите: “Я не буду плакать” несколько раз, и клиент может сказать что-то вроде: “Мое горло расслабилось, я чувствую, что у меня дрожит челюсть, а в глазах слезы”. В каждом конкретном перенимании есть составляющие всех трех диапазонов — словесное или физическое, активное или пассивное, с осознанностью или без. 156 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Что мы перенимаем Мысли и убеждения. Как в случае с женщиной из Германии. Напряжение мышц. Есть много способов перенимать мышечное напряжение. Мы применяем активное перенимание в случае хронически сжатых мышц, которые имеют отношение к позе. Например, когда человек держит плечи поднятыми и напряженными, мы обхватываем их вокруг, удерживая их приподнятыми и прижатыми к голове с помощью рук, и просим клиента стараться силой опустить плечи вниз, вопреки нашему противодействию. Такая борьба обычно очень приятна для клиента. Это один из признаков того, что мы на верном пути, — ощущение приятное. Мы ведь все-таки делаем за клиента то, что он делал сам, наверное, всю жизнь. Кроме того, опуская плечи, клиент может выражать то, что он сдерживал все это время. Часто во время эмоционально насыщенного сеанса клиент неожиданно ощущает мышечное напряжение, когда его переживание приближается к чему-то значимому. Мы можем попросить клиента расслабить задействованные в этом мышцы, тогда как мы создадим напряжение вместо них. Например, мышцы брюшной стенки часто спонтанно напрягаются во время сильных чувств. Терапевт может с помощью руки или кулака создать там давление, тогда как клиент позволяет мышцам расслабиться. Это пассивное перенимание мышечного напряжения. Однажды я перенял, очень медленно и точно, мышечное напряжение головной боли. Когда я достаточно хорошо воспроизвел эти напряжения, я попросил мужчину просто расслабиться и позволить мне быть для него напряжением головной боли. Постепенно он так и сделал. Через несколько минут удерживания я попросил его руководить снятием моих пальцев с головы, одного за другим, тогда как он сосредоточивался на том, чтобы не напрягаться при этом. Еще через несколько минут мои пальцы были сняты и его головная боль “прошла на 95 процентов”. Поскольку он был ведущим преподавателем метода биологической обратной связи, я посчитал, что его погрешность вряд ли превышала несколько процентов. Блоки самовыражения. Чувство безопасности, основанное на том, что их удержат, позволяет выйти на поверхность, возможно, 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 157 впервые за многие годы, тем побуждениям, которые желают выразиться, и с ними приходят озарения о том, как мы ограничивали и контролировали себя. Это особенно справедливо в отношении блоков выражения злости, ярости и ненависти, а также побуждений нанести кому-то вред. При удерживании рук сзади или удерживании челюсти закрытой могут всплыть побуждения ударить, укусить, задушить и т.д. Мышечные напряжения часто связаны с подобными блоками самовыражения. Перенимание всегда добровольно, всегда руководствуется тем, чего клиент хочет и что для него удобно. Оно всегда прекращается, когда клиент хочет его прекратить. Оно никогда не используется как часть какой-то провокации. Оно проводится в духе услуги. Мы делаем только то, чего желает клиент. Руководство всегда в руках клиента. Без таких параметров безопасности процесс никогда не становится спонтанным и не доходит до большой глубины. Он может разыгрываться как спектакль, со всей громкостью и яростью — вы знаете, как это бывает. Жесты. Во многих жестах есть элементы прикосновения к самому себе. Не замечая того, люди часто касаются груди, прикрывают глаза, сжимают руки, либо потирают руку, ногу или шею. Любое из этих действий можно перенять. Сначала клиент может заметить только то, что такое ваше прикосновение приятно или навевает приятную грусть. Но если есть немного времени и осознанности, то может проясниться значение такого прикосновения. Конечно, оно представляет собой то, что клиент считает нужным обеспечивать сам себе, но было бы гораздо приятнее получать от кого-то другого, например, утешение и заботу. Я помню, как мой отец проводил рукой кругами по груди — как он стоял утром, направив взгляд куда-то перед собой и потирал так грудь через майку. Когда мне было за тридцать, я заметил, что делаю то же самое. Когда мне было пятьдесят четыре, я узнал во время терапии, когда коллега-преподаватель сделал это за меня, что весь смысл этого был в подбадривании. Когда я был маленьким, мне нужно было, чтобы мой отец говорил мне, что все будет хорошо. Всего лишь. Он не мог этого делать. Ему самому был нужен кто-то. Когда Билл перенял это движение, я сначала почувствовал грусть, потом заплакал, а потом понял, в чем был весь смысл. Такова типичная последовательность событий при прове- 158 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми дении перенимания: непосредственное переживание, например чувство или образ, сменяются чувствами и самовыражением, сопровождаемыми или завершающимися озарением. Побуждения. В тех случаях, когда клиент очень прочно отождествлен с сопротивлением какому-то действию (например, нанесению удара), мы можем перенять само это побуждение: “Сожмите руку в кулак, я буду пробовать заставить вас замахнуться, а вы сопротивляйтесь. Давайте посмотрим, что получится, когда мы будем так делать”. Часто всплывают сильные запреты на проявление злости, сопровождаемые воспоминаниями соответствующих случаев. Через некоторое время перенимание можно обратить, когда клиент старается ударить, а терапевт сдерживает его. Или можно переключаться то на одно, то на другое. Если перенимание в одном направлении вначале не дает никакого результата, в особенности если у клиента высок уровень хронического напряжения, мы можем чередовать (как это делается в “кругообороте” (“шаттлинг”) в гештальт-терапии) перенимание блока и перенимание побуждения. Самоподдержка. Мы уже упоминали решение Фельденкрайза класть подушки в зазоры между телом и столом. В любой области, где клиент как-то сам себя поддерживает, например, подпирает голову рукой или прислоняется спиной к стене и т.п., мы можем перенять поддерживание. Такой способ перенимания помогает людям, которые старательно избегают послаблений и потребности в отдыхе, потому что считают, что никто на самом деле их не поддержит, как, например, при самостоятельной или зависимо-милой стратегиях. Это хороший способ исследовать блоки на принятие поддержки. Приведенный выше перечень примеров далеко не исчерпывающий, разрабатываются еще много способов перенимания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.014 с.) |