Краткий свод метода и техник



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий свод метода и техник



I. Установление лечебных отношений (техники: отслеживание,
контакт и признание).

II. Развитие и углубление маршрутов доступа.

1. Спонтанное возникновение (техники: “выпрыгивание из системы”, контакт, признание).

2. Снижение шума (техники: поддержка, безопасность и эмоциональная подпитка).

3. Намеренное вызывание: (общие техники: углубляю­щие вопросы и вопросы о значении, предложение быть пассивным).

а) убеждения (техника: пробы);

б) чувства:

— страх (техники: перенимание управления, поиск безопасности);

— печаль (техника: вопросы о значении);

— злость (техника: перенимание управления);

— боль (техники: перенимание управления, вопро­сы о значении);

— замешательство (техники: перенимание внут­ренних голосов).


Приложение 283

в) позы (техника: изучение в состоянии осознан­
ности);

г) жесты (техники: сопротивление и изучение в осо­
знанности);

д) напряжения (техники: изучение и поиск значе­
ния);

е) образы (техники: гештальт или фантазирование).

III. Проработка

1. “Ребенок” (техника: “волшебный незнакомец”).

2. Сильные эмоции (техника: поддержка спонтанного по­ведения, связанного с управлением).

3. Поиск значения (техника: вопросы о значении).

IV. Интеграция и завершение (техники: поддержка спонтанного
поведения и связей между умом и телом, пробы, предоставление
времени и пространства для того, чтобы “остыть”, домашняя ра­
бота, заметить завершение и установить с ним контакт).

Примечание: существует много способов проводить Хакоми-тера-пию; это набросок моих личных предпочтений. Другие специали­сты могут делать некоторые вещи иначе, не меняя сути метода.


 

ЛИТЕРАТУРА

Anderson, Walt, Open Secrets: A Western Guide to Tibetan Buddhism. New York: Penguin Books, 1980.

Bandler, Richard and Grinder, John, Structure of Magic, Vol. 1. Palo Alto: Science and Behavior Books, Inc., 1975.

Becker, Robert O., M.D., and Selden, Gary, The Body Elec­tric. New York: Quill Publications, of William Morrow, 1985.

Bradley, David, Robert Frost: A Tribute to the Source. New York: Holt, Rinehart and Winston: 1979.

Briggs, John and Peat, F. David, Turbulent Mirror. New York, Harper à Row, 1989.

Buber, Martin, I and Thou. New York: Collier Books, of Mac-Millan Publishing Company, 1958.

Capra Fritjof, The Turning Point: Science and the Rising Cul­ture. Boston: Beacon Press, Inc., 1982.

Clark, Edward T., “Believing is Seeing— Not the Reverse”, the Quest, Autumn, 1988 1.

Dyson, Freeman J., Infinite In All Directions. New York: Harper à Row, 1988.

Erickson, Milton H. and Rossi, Ernest and Sheila, Hypnotic Realities. New York: Irvington Publishers, Inc., 1976.


Литература 285

Feuerstein, Georg, Structures of Consciousness. Lower Lake, California, Integral Publishing, 1987.

Gould, Stephen Jay, Ever Since Darwin: reflections on natu­ral history. New York: Norton, c. 1977.

Grossinger, Richard, Planet Medicine. Berkeley: North At­lantic Books, 1985.

Hofstadter, Douglas R., Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid. New York: Vintage Books, of Random House, 1980.

Jaynes, Julian, The Origin of Consciousness in the Break­down of the Bicameral Mind. Boston: Houghton-Miff-lin Co., 1977.

Johnson, Stephen, Characterological Transformation. New York: W.W. Norton, 1985.

Kurtz, Ron and Prestera, Hector, M.D., The Body Reveals. New York: Harper а Row, Publishers, 1976.

Lowen, Alexander, Bioenergetics. New York: Penguin Books, Inc., 1976.

Maturana, Humberto R. and Varela, Francisco J., The Tree of Knowledge. Boston: New Science Library, of Shambha-la Publications, Inc., 1987.

Miller, James Grier, Living Systems. New York: McGraw-Hill Book Co., 1977.

Nhat Hanh, Thich, The Miracle of Mindfulness!. Boston: Beacon Press, 1976.

Pearson, Carol, The Hero Within. San Francisco: Harper а Row, Publishers, 1986.

Perls, Fritz, Gestalt Therapy Verbatim. Moab, UT, Real Peo­ple Press, 1967.

Perls, Fritz and Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Ges-talt Therapy. NewYork, Bantam Books, Inc., 1977.


286 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Peterfreund, Emanuel, The Process of Psychoanalytic Thera­py. Hillsdale, New Jersey, The Analytic Press, 1983.

Rajneesh, Bhagwan Shree, When the Shoe Fits. India: Ma Yoga Laxmi Rajneesh Foundation, 1976.

Rama, Swami and Ajaya, Swami, Creative Use of Emotion. Pennsylvania: Himalayan Intel-nation Institute of Yoga Science and Philosophy of the U.S.A., 1976.

Reich, Wilhelm, Character Analysis. New York: Touchstone Books, Simon à Schuster, Inc., 1974.

Rinpoche, Kalu, The Dharma That Illuminates All Beings Impartially Like the Light of the Sun and the Moon. Albany, NY: State University of New York Press, 1986.

Rogers, Carl, Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Miffin Co., 1951.

Rossi, Ernest Lawrence, The Psychobiology of Mind-Body Healing. New York: W. W. Norton à Company, 1986.

Schuurman, C.J., Intrance. Claremont, CA: Hunter House, Inc., 1984.

Shapiro, David, Neurotic Styles. New York: Basic Books, Inc., 1965.

Snyder, Gary, “Good, Wild, Sacred”. In Jackson, Wes and Berry, Wendell, and Colman, Bruce (eds.), Meeting the Expectations of the Land. San Francisco: North Point Press, 1984.

Tart, Charles, Waking Up. Boston: New Science Library, of Shambhala Publications, Inc.: 1986.

Trungpa, Chogyam, “Becoming a Full Human Being” in Welwood, John, ed., Awakening the Heart. Boulder: Shambhala Publications, Inc., 1983.

von Bertalanffy, Ludwig, A Systems View of Man. Boulder, CO: Westview Press, Inc., 1981.


Литература 287

Watts, Alan and Chang-Liang, Al, Taa: The Watercourse Way. New York: Pantheon Books., Inc.

Webster’s II New Riverside Dictionary, Boston: Houghton Mifflin, 1984.

Whitaker, Carl A. and Malone, Thomas P., The Roots of Psy­chotherapy. New York, Brunner/Mazel, 1981.

Wilber, Ken, Eye To Eye. Garden City, New York: Anchor Books, of Anchor Press/Doubleday, 1983.


 

ПРИМЕЧАНИЯ

К главе 2

1. См.: Georg Feuerstein, Structures of Consciousness. Lower Lake,

California: Integral Publishing, 1987.

2. См.: Ilya Prigogine and Isabelle Stenger, Order Out of Chaos. New York:

Bantam Books, 1984.

3. См.: Humberto Maturana and Francisco Varela, The Tree of Knowledge.

Boston: Shambhala Publications, Inc., 1987.

4. Erich Jantsch, The Self-Organizing Universe. Oxford: Pergamon Press,

1980, и Irwin Lazlo, Evolution: The Grand Synthesis. Boston: Shambhala Publication, Inc., 1987.

5. Есть сколько угодно переводов “Дао Де Цзин” Лао Цзы. Чжуан Цзы — это еще один выдающийся представитель даосизма, хо­рошая книга о нем — “Когда туфли не жмут” Бхагвана Шри Радж-ниша.

6. Дуглас Хофштедтер приводит это как пример различия между ма-

шинами и живыми существами: “Машинам не бывает скучно”.

7. Некоторые книги: Kalu Rimpoche, The Dharma. Albany: State

University of New York Press, 1986, Nyanaponika Thera, The Vision of Dhamma. York Beach, Maine: Samuel Weiser, Inc., 1986.

8. См. Fritjof Capra, The Turning Point. Boston: Beacon Press, Inc., 1982.

9. Karl Popper and John Eccles, The Self and Its Brain — это хорошая

книга о взаимодействии ума и тела, в которой акцент ставится на иерархической причинности “сверху вниз” (формула, которую сто­ронники редукционистского подхода не вполне разделяют).


Примечания 289

10. См.: Ken Wilbur, The Spectrum of Consciousness. Boulder, CO: Shambala,

1977.

11. “В биологии нет систем, в которых с необходимостью действует

принцип “чем больше, тем лучше”. Это еще одна цитата из Бейт-сона.

К главе 3

1. Все китайцы разные, так же, как и белокожие, темнокожие или аме-

риканские индейцы. Тем не менее каждый из нас может отличить китайца от темнокожего, темнокожего от белокожего и т.д. Шаб­лоны характера — не отрицание уникальности, а лишь ее огра­ничение.

2. См. основополагающую работу Джеймса Миллера “Живые системы”

(James Miller, Living Systems. New York: McGraw-Hill Book Co., 1977). Миллер описывает восемь процессов приспособления к информа­ционным перегрузкам: упущения, ошибки, отсеивание, абстрагиро­вание, разделение на несколько каналов, откладывание на потом, избегание и разбивка на части. Некоторые связи между проблемой приспособления к перегрузке и стратегией характеров описаны в подразделе о характере как стратегии.

3. См. превосходную трактовку личной мифологии в книге David

Feinstein and Stanley Kripner’s, Personal Mythology: The Psychology of Your Evolving Self. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc., 1988.

4. Alexander Lowen, Narcissism: The Denial of the True Self. New York:

MacMillan, 1983.

5. Я долгое время использовал названия типов характера, данные

Фрейдом, Райхом и Лоуэном. Соответствия следующие: чувстви­тельно-отстраненный был раньше шизоидным; зависимо-милый — оральным; самостоятельный — компенсированным оральным; пер­вый и второй обманчивые — психопатом; обремененно-выносли-вый — мазохистом; экспрессивно-привязчивый — истериком; тру­долюбиво-занятый — фаллическим. Мне показалось, что пришло время отказаться от этих клинических, ориентированных на бо­лезнь классификаций.

6. См. обсуждение того, как все эти модели характера отзываются в

теле, в книгах: The Body Reveals by Kurtz and Prestera, New York:


290 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Harper & Row, Publishers, 1976 и Ken Dychtwald, Bodymind, New York: Jove Publications, Inc. 1978.

7. См.: David Shapiro, Neurotic Styles, New York: Basic Books, Inc. 1965 и

Autonomy and Rigid Character, New York: Basic Books, Inc. 1981; и Milton Erickson and Ernest and Sheila Rossi, Hypnotic Realities, New York: Irvington Publishers, Inc., 1976; и Anthony Storr, The Essential Jung, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1983.

8. Там же.

9. Из личного общения.

10. Family Evaluation by Michael Kerr and Murry Bowen, W.W. Norton & Company, New York, 1988.

К главе 4

1. См. Gregory Johanson, A Curious Form of Therapy: Hakomi, в журнале

Hakomi Forum, выпуск ¹ 6, изданном Институтом Хакоми в Болде-ре, штат Колорадо. Еще одна хорошая статья об этом — Hypothesizing, Circularity, and Neutrality Revisited: An Invitation to Curiosity, by Gianfranco Cecchin, M.D., Family Process, Vol. 26, ¹ 4, December, 1987.

2. В книге The Potent Self Моше Фельденкрайз определяет зрелое дви-

жение как такое, которое можно обратить назад в любой момент. Такая способность обратить свои действия или отстраниться от них свидетельствует и о зрелости терапевта. Есть четыре признака зре­лого развития: обратимость, отсутствие усилий, отсутствие какого-либо чувства сопротивления и беспрепятственное дыхание. Все они также относятся и к эмоциональному отношению терапевта.

3. Многое об этом раскрыто в главе 17, “Выпрыгивание из системы”.

К главе 5

1. Рольфер Джефф Мейтланд назвал это “преднамеренной пассивно­стью”. Расслабление, следование процессу и отслеживание текуще­го переживания — очень мощное сочетание для исцеления.


Примечания 291

2. Перевод Ян Хин Шуна.

3. См.: Ilya Prigogine, “The reenchantment of nature”, глава 10 в книге

Dialogues with Scientists and Sages, Renee Weber, New York: Routledge & Kegan Paul, Inc., in association with Methuen, Inc., 1986.

К главе 6

1. В статье “Медведь” (Lomi School Bulletin, Winter, 1981) Ричард Хек-

лер пишет: “В айкидо мы иногда говорим, что решение может нахо­диться в середине проблемы и что энергия или атака может сама себя исчерпывать. Мы говорим так, потому что в айкидо есть дви­жение, воплощающее в себе это качество встречи лицом к лицу. Оно называется èðèìè и переводится как “вхождение”. Когда нуж­но применить технику èðèìè, мы тренируемся входить прямо в сердцевину атаки или ситуации. Это движение вхождения неагрес­сивно в том смысле, что оно проводится для слияния с проблемой или атакой, а не для противостояния или ответного удара. Мы при­ближаемся к этой приходящей энергии, будь то физическая атака или словесная тирада, чтобы пережить ее в самой ее сути и исходя из этого творчески с ней поработать”.

2. В “Дао Де Цзин” Лао Цзы говорит: “Совершенно-мудрый ставит себя

позади других, благодаря чему он оказывается впереди”.

3. Как видите, у меня пунктик насчет вопросов.

4. Как отмечает Дуглас Хофштедтер, машины отличаются от людей

тем, что машинам не бывает скучно. Фриц Перлз сказал: “Скука — это вытесненная радость”.

5. Иногда клиент никак не может закончить свой рассказ. В таком слу-

чае нужно применить “выпрыгивание из системы”. Оно описывает­ся в главе 17.

К главе 9

1. См.: Karl Popper and John Eccles, The Self and Its Brain.

2. См.: Joseph Campbell, Myths We Live By и Mythic Images.

3. См. David Boadella, The Journal of Energy and Character.


292 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

4. “Felt sense”. См.: Eugene Gendlin, Focusing.

5. См.: Perls, Hefferline and Goodman, Gestalt Therapy.

6. См.: Milton H. Erickson, Hypnotic Realities.

К главе 12

1. Сами образы можно реорганизовывать очень эффективными спосо­бами. Именно так можно проводить лечение. В подобном процессе образы приобретают глубокое бессознательное значение. Порой их нельзя выразить в словах на сознательном уровне.

К главе 16

1. Хотя в этой главе иногда употребляются такие термины, как “об­манчивый” или “обремененно-выносливый”, их нужно каждый раз понимать как обозначение человека, который привычно использует такие шаблоны поведения.


 

ОБ АВТОРЕ

Рон Курц — автор метода Хакоми, телесно-ориентированной психотерапии (который он сейчас называет основанной на опы­те психологией Хакоми) и один из самых выдающихся и автори­тетных специалистов современной психотерапии. Джон Бред-шоу считает, что Рон принадлежит к числу мастеров, и называет метод Хакоми “самым что ни на есть передним краем в совре­менной психотерапевтической технике”. Автор и соавтор трех известных книг (“Телесно-ориентированная психотерапия”, “Рассказывает тело” и “Раскрывающаяся благодать”), Рон провел сотни тренингов и семинаров по всему миру. Сейчас он прово­дит четыре трехлетние программы “Опорная высота” для про­фессиональных психотерапевтов и семинары в США, Канаде, Ев­ропе, Японии, Новой Зеландии и Австралии.

Работа всей жизни Рона Курца бросила вызов господствующим представлениям о психотерапии и подчеркнула созвучность со­временной науки о живых системах (которые сейчас обычно на­зывают сложными адаптивными системами) учениям даосизма и буддизма. После завершения докторской диссертации, посвя­щенной математическим моделям обучения и восприятия, он преподавал в госуниверситете Сан-Франциско. Он углубился в основанные на опыте подходы к обучению, тренировке чувстви­тельности и альтернативные психотерапевтические подходы, в том числе гештальт, биоэнергетику, школы Вильгельма Райха, Моше Фельденкрайза и Иды Рольф.

Его оригинальные психотерапевтические подходы сложились за годы частной практики в Нью-Йорке. Один из ведущих мировых


294 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

специалистов в области распознавания признаков эмоциональ­ной травмы и другой психологической информации по строе­нию, позам и движениям тела, Рон разработал методы быстрого получения доступа к психологическому материалу и его прора­ботки. Его принципы, которые можно назвать откликом Запада на древнюю духовную мудрость Востока, выражают новый под­ход к роли терапевта. В противоположность механистической парадигме, Хакоми-терапия сосредоточивается на разнообразии составляющих живой целостной единицы, на взаимообуслов­ленности и самопроизвольном развертывании процессов из­менения.

Основав в 1979 году Институт Хакоми, Рон двенадцать лет прора­ботал его директором. Оставаясь консультантом, Рон Курц созда­ет новые учебные материалы для многочисленных сотрудников Института, которые преподают метод Хакоми тысячам студентов по всему миру. Он проработал два года с ведущими исследовате­лями и менеджерами в Силиконовой долине, помогая им осво­бождаться от ограничивающих поведенческих шаблонов.

В настоящее время Рон разрабатывает новые структуры процес­са обучения, основанные на идее о том, что можно создавать сплоченные группы людей самых разных профессий и с самыми разными проблемами. Конечная цель таких групп — обеспечить долгосрочную эмоциональную поддержку обычных людей обыч­ным людям. Исследования продемонстрировали, что такие груп­пы увеличивают продолжительность жизни при серьезных забо­леваниях. Еще одна цель состоит в том, чтобы поощрить соци­альную работу как неотъемлемую часть личностного и духовно­го роста.

Рон Курц работает с прекрасной командой, состоящей из почти дюжины сотрудников, вместе они стремятся осуществить эту но­вую мечту. Как терапевт и консультант, Рон сфокусирован на том, чтобы жизнь отдельного человека или взаимодействие мно­гих людей обрели всю свою полноту, неподвластную преврат­ностям.


Об авторе 295

За информацией об Институте Хакоми, семинарах и тренингах вы можете обращаться на веб-сайт:

http://www.hakomiinstitute.com или на сайт Рона Курца:

http://www.ronkurtz.com Украинский сайт по Хакоми находится по адресу:

http://i.com.ua/~sangha/hakomi/

По поводу личного консультирования обращайтесь к Дмитрию Алексеевичу Ивахненко:

koleso@viptelecom.net


 

СОДЕРЖАНИЕ

7 Благодарности

7 Слово “Хакоми”

9 Предисловие

Часть I КОНТЕКСТ

13 Введение

13 Принципы и метод вызывания переживаний

19 Изменение без насилия

24 Глава 1. Организация опыта

35 Глава 2. Принципы

35 Смена парадигмы

36 Прибежище потерявшихся терапевтов

37 Язык парадигмы

38 Поле концепций 40 Новая парадигма 42 Новая психотерапия 42 Принципы

44 Органичность: живые системы

47 Осознанность: путь сознания

49 Ненасилие: уважение к жизни

52 Целостность системы “ум — тело”

53 Единство: вселенная соучастия 57 Утверждения Бейтсона


Содержание 297

65 Глава 3. Люди

67 Биостратегии

69 Характер как стратегия

70 Восемь основных стратегий, используемых в Хакоми

75 Переживание, которое желает произойти

77 Основы характера

77 Характер и некоторые основополагающие системы отсчета

78 Обсуждение

83 Глава 4. Исцеляющие отношения

83 Введение: иерархия контекстов

89 Сотрудничество бессознательного

91 Признаки сотрудничества и того, как оно заслуживается

92 Признаки сопротивления и того, как оно вызывается терапевтом

93 Эмоциональное отношение терапевта: опора на ненасилие

96 Сотрудничество собственного

бессознательного: пример, интуитивное чтение сигналов тела

99 Когда клиент знает, что терапевт понимает

Часть II ПРОЦЕСС

103 Глава 5. Основной процесс

103 Проявление принципов

104 Метод вызывания осознанных переживаний

105 Установите осознанность

 

105 В состоянии осознанности вызывайте переживания

106 Переход к проработке

107 Проработка в соответствии с состоянием

108 Лучший лидер

112 Глава 6. Контакт, отслеживание и установление
осознанности

113 Контакт


298 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

123 Отслеживание

126 Установление осознанности

129 Глава 7. Вызывание переживаний — 1: пробы и признания

132 Пробы

133 Виды проб
135 Форма хорошей пробы

139 Основой для создания проб может послужить...

140 Метасообщения, например, тон голоса

141 Связь с принципами, методом и процессом

142 Признание

143 Стенограмма признания

146 Глава 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение небольших экспериментов

146 Перенимание

153 Формы перенимания

156 Что мы перенимаем

158 Перенимание, принципы и метод Хакоми

160 Небольшие эксперименты

161 Рост

164 Глава 9. Получение доступа, углубление и

переход к проработке
164 Получение доступа

168 Правила получения доступа

173 Углубление

175 Переход к проработке

178 Глава 10. Работа с сильными эмоциями: “спуск

через пороги”
184 Когда ничего не получается

186 Глава 11. Работа с “ребенком”: терапевт как волшебный незнакомец

198 Глава 12. Поиск значения
200 Пример: техника поиска значения через

напряжение


Содержание 299

202 Значение и переживание

203 Значение и глубинный материал

205 Глава 13. Преобразование, интеграция и завершение

205 Преобразование

206 Переживание, которое стремится произойти

207 Интеграция
213 Завершение

Часть III МЕТОД

217 Глава 14. Основные виды работы и логика метода
217 Основные виды работы

217 Управление процессом

222 Некоторые очевидные признаки того, что необходимо что-то еще

223 Сбор информации

224 На чем мы сосредоточиваем внимание
226 Логика метода

228 Исходные предпосылки

229 Пройти под “радаром” системы защиты

213 Глава 15. Снижение шума: цикл чувствительности
236 Чувствительность и эмоциональный

материал
239 Стадии

241 Барьеры и процесс характера

248 Глава 16. Привычное прерывание переживания:

барьеры и характер

252 Барьер озарения

255 Работа на барьере озарения

256 Барьер отклика 259 Барьер эмоциональной поддержки 261 Барьер завершения

263 Глава 17. “Выпрыгивание из системы”

264 Умственное делание
266 Помогать, а не принуждать


300 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

267 Краткий список

268 “Выпрыгивание”: что и как 272 Дар и утрата

275 Эпилог

277 Как я узнал...

282 Приложение: краткий свод метода и техник

284 Литература

288 Примечания

293 Об авторе


Рон Курц

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Метод Хакоми

Редактор Я.А. Лев

Ответственная за выпуск И.В. Тепикина Компьютерная верстка С.М. Пчелинцев Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

Изд.лиц. ¹ 061747

М.: Независимая фирма “Класс”, 2004. — 304 с. 103062, Москва, ул. Покровка, д. 31, под. 6. E-mail: igisp@igisp.ru Internet: http://www.igisp.ru

ISBN 5-86375-055-3 (РФ)

www.psybooks.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.051 с.)