Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Барьер эмоциональной поддержкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С барьером эмоциональной поддержки связано три процесса характера — зависимо-милый, самостоятельный и обманчивый. Склонность видеть меньше, чем есть в действительности, ста- 260 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми раться не желать или не ожидать слишком многого — это поведение на барьере эмоциональной поддержки. Оно играет главную роль в зависимо-милом процессе. Склонность идти по жизни в одиночку, действовать самостоятельно и нежелание принимать поддержку от других служит отличительным признаком самостоятельного процесса. Человек в обманчивом процессе часто занят поддержкой других и ролью славного парня или делает что-то глупое и опасное, не особенно задумываясь о том, что для него хорошо или в чем он на самом деле нуждается. Барьер эмоциональной поддержки связан с принятием поддержки и избеганием того, что эмоционально отравляет и опустошает. Он имет непосредственное отношение к оценке результатов своих действий. В зависимо-милом процессе он выглядит как предрасположенность не пытаться делать что-то снова и снова и падать духом. Из-за того, что зависимо-милый человек считает мир бесплодной пустыней, все ему кажется тяжелой борьбой. Такое отношение формирует склонность не прикладывать усилия и опускать руки, когда продвижение хоть немного притормаживается. “Круто-щедрые” могут продолжать движение, когда становится тяжело, но люди в зависимо-милом процессе просто выходят из игры. Предрасположенность оценивать ситуацию как не обещающую ничего хорошего останавливает их, когда они еще не начали. У самостоятельных больше стойкости. Они склонны в одиночку преодолевать трудности, плыть против течения и постоянно испытывать свои силы. Это стремление отрицать свою потребность в других, в поддержке и товариществе. Проблемы на барьере эмоциональной поддержки влияют на способность человека оценивать результаты своих действий. Многое из того, что могло бы поддерживать, рассматривается как ущербное и отбрасывается. эмоционально
поддерживающие эмоционально отравляющие, опустошающие 16. Привычное прерывание переживания: барьеры и характер 261 У людей, пребывающих в подавленном состоянии, есть манера превращать любую потенциально положительную сторону своей жизни в жуткую обузу. Если они получают в наследство миллион, то беспокоятся о налогах. Кроме того, иногда такие люди считают, что о них составили мнение и они оказались ущербными в чужих глазах, и переносят такую же оценку внутрь себя. В случае самостоятельного процесса поддержка со стороны других не признается и не принимается. В случае обманчивого процесса не распознается то, что эмоционально отравляет, во всем диапазоне — от чрезмерной деятельности ради других и самоопустошения до немотивированного мужества в ситуациях, представляющих нешуточную опасность. Для созданий, подобных нам, столь зависимых от языка и значения, обман — разрушительная стратегия. Она помогает хамелеонам. Они не думают о том, кто хороший парень, а кто нет, кто желает им добра, а кто охотится за ними, кто заслуживает их усилий, а кто нет. Для такого рода оценок нужно уметь размышлять и распознавать ценность и опасность в каждом месте и человеке. Конфликты, окружающие эти процессы, связаны с отдаванием и принятием, с обращением за эмоциональной поддержкой и содействием и отрицанием потребности в этом. Барьер завершения Последний барьер всецело связан с настойчивостью и проблемой завершения. После того, как человек принял достаточную эмоциональную поддержку, следующее, что ему следует сделать, — это расслабиться, отдохнуть и переориентироваться. Во время завершения система начинает перестраивать свою иерархию потребностей. С удовлетворением одной потребности возникает другая. Завершение является проблемой, когда человек не переориентируется, не позволяет процессу завершиться. Человек может испытывать затруднения с тем, чтобы оставлять и отпускать каждую небольшую задачу или взаимоотношения с человеком, играющие ведущую роль. Он поступает подобно тем, кто берет свою работу на дом, или по десять раз в день звонит с работы домой. Барьер завершения связан с неспособностью отпустить и оставить. Одно из проявлений этого барьера — страх быть спонтанным. Человек должен ослабить контроль, чтобы 262 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми быть спонтанным. Однако привычка состоит в том, чтобы удерживать контроль. Страх заключается в том, что слишком рано уступишь контроль. Еще немного усилий, и все получится. Стиль поведения состоит в том, чтобы стоять на своем, упорнее работать, выдавать 110% и достигать совершенства. Люди, вовлеченные в процессы барьера завершения, стараются продолжать что-то все дальше и дальше. Они упорствуют, когда другие уступили бы. Они борются со своей усталостью и голодом. Им присуще движение против течения, тяжелая битва, игнорирование потребностей и самоотречение. В центре внимания не удовольствие, а результаты. Жизнь полна проблем, которые нужно решить. Этот барьер связан с неспособностью объединить в одно целое отбрасывание и настойчивость, контроль и пассивность, серьезную, тяжелую работу взрослого с игрой и волшебством ребенка.
упорствовать, держаться оставить, отбросить Это неспособность объединить в одно целое потребность в сосредоточении и контроле с потребностью отпускать на свободу, успокаиваться и позволять природе делать свое дело. Проходя через барьер завершения, человек переходит от симпатической нервной системы к парасимпатической. Это отпускание на свободу, расслабление. Мы ожидаем возникновения нежных чувств, мягкости, симпатии. Трудолюбиво-занятым типам трудно смягчиться и испытывать нежные чувства, например, плакать. Они напряженно стараются быть взрослыми и избегают всего ребячливого. Когда они, тем не менее, отпускают “это” на свободу, появляется ребенок. Терапия включает в себя взаимодействия, посвященные нежным чувствам. Предрасположенность здесь состоит в том, чтобы упорствовать, держаться. Большинство людей обычно знают, когда чего-то уже вдосталь, когда пора прекращать, а когда стоит продолжать.
Глава 17 “ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ СИСТЕМЫ” Невозможно сознавать то, чего не сознаешь. Джулиан Джеймс. Происхождение сознания из разделенности двухкамерного ума Без юмора нет сострадания. Да Фри Джон, из беседы Неотъемлемое свойство интеллекта — способность выпрыгивать из задачи, которую он выполняет, и осматривать сделанное; он всегда ищет и часто находит общие шаблоны. Дуглас Р. Хофштедтер. Гедель, Эшер и Бах Гурджиев называл это сном. Мы не сознаем свои собственные процессы. Редко встречаются люди, которые действительно знают себя. Шаблоны в нашем собственном поведении, шаблоны характера, например, чувствительно-отстраненный и зависимо-милый, по сути, являются привычками. Это привычки стиля поведения, мышления, чувствования, делания и бытия. И как привычки они срабатывают машинально и вне осознания. Например, наш внутренний диалог изобилует повторениями, он систематичен и предсказуем. Кто-то сказал: “Все мы совершенно не слушаем, мы 264 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми разговариваем сами с собой”. Наш образ действий тоже без конца повторяется и не осознается. Эти наши систематические грани — проявления глубинного материала, всплывающие как в терапевтических взаимоотношениях, так и во всем остальном. В ходе терапии мы специально используем такие шаблоны, чтобы выявить этот процесс и получить доступ к мотивирующему и формирующему их глубинному материалу. Все систематическое — это вода на терапевтическую мельницу. Характер — это система; выпрыгивание — это свобода и автономия. Умственное делание Уму трудно быть безмолвным. Я помню, как первый раз сознательно испытал умственное безмолвие. Я медитировал. Я подумал про себя: “О, сейчас тихо”. Нет, не тихо! Я только что сказал, что тихо, — и вот уже тишины не стало. И я сказал, я именно сказал это. Так продолжалось все дальше и дальше. Каждый раз, когда я замечал несколько секунд безмолвия, я нарушал его, высказываясь на эту тему, а затем замечая, что высказался. Вот только это делал как будто не я. Я ведь, елки-палки, старался быть безмолвным! Я так расстроился, что непроизвольно крикнул про себя всем этим голосам: “ЗАМОЛКНИТЕ!” И они замолкли! Некоторое время, может, минуту, было совершенно, прекрасно, умиротворенно тихо. Для меня это было откровение. Я понял, какие существуют возможности. Чего бы я еще ни достиг в жизни, оно не сравнится с этим. Умственное безмолвие у большинства людей случается редко. Почти все время мы внутренне заняты деланием, планированием, разговором. Если вы проведете хотя бы несколько минут, мимоходом изучая, что происходит в вашем уме, называя и, возможно, записывая это, вы обнаружите, что во всей этой деятельности есть общий шаблон. Она имеет форму и направление, шаблон и предназначение. Это делание чего-то. Возможно, вы видите картинки, строите фантазии, разыгрываете разговоры и небольшие драмы или читаете себе лекцию на интересную тему (одно из моих излюбленных занятий). Что бы это ни было, оно связано с шаблонами характера и теми системами, в которые вы вовлечены. Могут присутствовать воображаемые или подразумеваемые слушатели. Для меня то, что я читаю лекцию (даже сам 17. “Выпрыгивание из системы” 265 себе), задает роль преподавателя и взаимодополняющую роль студентов. В моей жизни были сотни, если не тысячи людей, к которым я относился как преподаватель к студенту. Шаблоны умственного делания оказывают мощное воздействие на то, как разворачивается наша жизнь. Умственное делание служит для того, чтобы обеспечить нам некое чувство безопасности — оно сдерживает тревожность. Разговаривая с собой и наблюдая создаваемые нами сцены, мы подготавливаем, репетируем, планируем или создаем образы и драмы, в которых получаем то, в чем нуждаемся. Конечно, такая внутренняя деятельность может быть потрясена и разрушена чрезмерной тревожностью, беспокойством или страхом. Тем не менее цель такого делания — некое удовлетворение, и оно связано с глубинным материалом и характером. Давайте возьмем несколько примеров. Предположим, что умственное делание перескакивает с одного на другое, не удерживаясь хоть сколько-нибудь долго ни на одном образе, фантазии или диалоге. Внутренняя “аудитория” постоянно меняется. Такой шаблон может отражать потребность избегать слишком долгого контакта, слишком тесного сближения или принятия ответственности. Например, хотя мое чтение лекций и помогает мне подготовиться к некоторым реалиям жизни, оно вместе с тем ставит меня в позицию авторитета, пребывающего на некотором удалении от слушателей. В моем случае это явное проявление круто-щедрого шаблона. Аналогичным образом внутренняя фантазия и драма часто отражают экспрессивно-привязчивый стиль. Умственное делание служит характеру. Кроме того, умственное делание вовлекает других людей в повторяющиеся шаблоны взаимодействия с нами. В основе лежит та же потребность. Мы лишь заменяем внутренних слушателей на внешних. Отклики из внешнего мира тоже помогают нам сдержать тревожность. Поэтому мы склонны вовлекать других людей в те роли, которые хотели бы для них в нашей жизни, точно так же, как создаем воображаемых людей для своего внутреннего мира. (Конечно, не все так просто. Есть также соответствие между внутренним и внешним миром, между сознательным и бессознательным. Но темы остаются теми же, глубинный материал тот же). Терапевты, вступая в близкие, тесные взаимоотно- 266 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми шения с другими людьми, тоже могут вовлекаться в роли, служащие потребностям характера другого человека. Как можно надеяться, они почувствуют, что происходит, вовремя это обнаружат, смогут назвать это для себя и для другого человека и в конечном счете “выпрыгнуть” из создавшейся системы. Что-то в другом человеке — стиль, роль — вовлекает терапевта в систематический образ взаимодействия. Таким образом, мы можем исследовать шаблоны характера с точки зрения того, какие систематические склонности они проявляют при взаимодействии с терапевтом. Например, у самостоятельного есть глубинный материал, организующий поведение вокруг таких убеждений: “Я лучше сделаю это сам” или “Я не рассчитываю на то, что кто-то мне поможет”. В терапии люди, имеющие такой шаблон, проводят большую часть работы самостоятельно. Они на минуту прислушиваются к терапевту, а потом уходят куда-то вовнутрь и работают над этим — что бы это ни было. Когда они выходят обратно, то немного говорят, а когда терапевт отвечает, они снова уходят вовнутрь и еще немного работают, а терапевту приходится бездельничать. Я называю такой шаблон работы с терапевтом “остановкой для заправки и ремонта”. Человек, как на автогонке, мчится по трассе и лишь изредка заезжает на ремонт-но-заправочный пункт за топливом или новыми шинами. Наивному терапевту не остается ничего другого, как чувствовать опустошенность или скуку и думать, что же, елки-палки, он здесь делает. Ниже приведен список систем взаимодействия терапевта с клиентом. Давайте сначала разберемся с теми системами, которые терапевты склонны вносить в работу, в особенности теми из них, которые нарушают процесс раскрытия другого человека. Помогать, а не принуждать Все мы слишком легко соскальзываем в систему, где игнорируется органичность другого человека и узурпируются власть и контроль, на которые мы не имеем права. Мы выросли именно в такой системе, в которой дети считаются собственностью, в системе, которая скрепляется насилием и угрозами насилия. Она проявляется в терапии, когда терапевты считают, что они должны что-то делать, потому что на их плечах лежит ответственность и 17. “Выпрыгивание из системы” 267 задача их — чего-то добиваться. Это похоже на то, как если бы акушерки чувствовали ответственность за то, чтобы вызывать беременность и тужиться при родах. Конечно, у акушерок и терапевтов есть профессиональные задачи, например, подготовиться к ситуации и знать, что делать, когда раскрывающийся процесс нуждается в поддержке и руководстве. Но сам процесс, по существу, органичен и его истоки — внутри человека. Большинство терапевтов, за которыми я замечал склонность вмешиваться в раскрывающийся процесс другого человека, делают это из потребности принуждать что-то происходить, не сознавая, что они здесь для того, чтобы помогать чему-то происходить. Проще говоря, мы наблюдаем эту систему в действии, когда терапевты не откликаются на то, что уже происходит с другим человеком (например, контактным высказыванием), а пытаются ускорить события, чрезмерно экспериментируя и задавая ненужные вопросы; потворствуя своему любопытству и своим предпочтениям, касающимся желаемого направления процесса. Процесс идет своим путем. А эта система включает в себя поиск того, что не происходит, вместо отслеживания уже происходящего, потому что она не чувствует полноту жизни другого человека. Ведь отслеживание и называние переживания другого человека, особенно той части, которая наполнена текущим эмоциональным содержанием, — это отклик, который наилучшим образом поддерживает уже разворачивающийся процесс. Когда называешь и ждешь, чтобы человек решил, куда он направится из данного текущего момента, то при этом передаешь ответственность и полномочия в руки клиента. Когда ты выпрыгнул из авторитарной модели, это делать легко, а когда не выпрыгнул — трудно. Краткий список Теперь давайте рассмотрим различные системы, которые мешают развертыванию процесса. Сначала список, несколько типичных систем взаимодействия терапевта и клиента, которые встречаются в ходе терапии и из которых нужно выпрыгивать. Каждая из таких систем — а это лишь небольшая выборка — не просто вызывающий затруднения образ взаимодействия. Каждая из них 268 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми отражает глубинный материал. Важный шаг для вас как терапевта — распознать, что вы оказались в чем-то подобном, и найти способ выпрыгнуть из этого. Каждая система — это потенциальный маршрут доступа к организующему ее глубинному материалу. Все приведенные ниже системы служат примерами чего-то систематического в поведении клиента. Итак, клиент: 1. Все обдумывает, много анализирует. 2. Машинально задерживает, затормаживает события. 3. Машинально не соглашается. 4. Пересказывает другими словами или уточняет все, что говорит терапевт, переводит все сказанное терапевтом на собственный язык. 5. Постоянно задает вопросы. 6. Сам проделывает всю работу, погружаясь внутрь себя или просто что-то говоря, вроде бы не желая или не ожидая ответа. 7. Не может или не желает отслеживать текущее переживание. 8. Описывает нескончаемые подробности и факты без какого бы то ни было эмоционального содержания. 9. Глубоко и постоянно эмоционален.
10. Сильно драматизирует свою жизненную ситуацию. 11. Часто меняет тему. 12. Хочет, чтобы терапевт руководил. 13. Ничего не делает по собственной инициативе, его нужно постоянно вести. 14. Делает все, что хочет терапевт, даже выискивает то, что от него хотят или ожидают, вроде бы не имея вообще никаких собственных потребностей, желаний или планов, старается угодить терапевту. “Выпрыгивание”: что и как Когда мы оказываемся в системе, мы выпрыгиваем очень просто и напрямую: мы переносим фокус внимания на саму систему. Мы меняем тему. Мы прерываем текущее содержание и называем систему. Вот несколько примеров: 17. “Выпрыгивание из системы” 269 Терапевт: Знаете, я заметил, что вы много обдумываете, и я не вижу никаких чувств. Клиент: Да, наверное, так оно и есть. У меня вся жизнь такая. T.: Вы не против, чтобы мы рассмотрели это? К.: Конечно, не против. T.: Хорошо, давайте сделаем пробу. (Затем терапевт проводит пробу, например: “Вполне можно чувствовать” или: “Все, что вы чувствуете, приемлемо”.) Второй пример: T.: Я заметил, что вы перефразируете все, что я говорю. Наверное, вам в детстве не разрешали иметь собственное мнение. (Часто дело именно в этом.) К. (сразу же эмоционально откликается): Да, не разрешали. (Взволнованным, немного детским голосом.) T. (переключается на работу с ребенком — голос у него становится мягким, плавным, заботливым): Да, мне понятно, почему это Вас так огорчает и злит. К. становится явно внешне похож на сломленного ребенка. T.: Так значит, вы чувствуете себя подавленным, да. Вам, наверное, нужен был кто-то, кто бы по-настоящему верил в Вас. К. кивает. T.: Это действительно важно, правда. И дальше продолжается работа с “ребенком”. В каждом из этих примеров терапевт перепрыгивает на другой уровень взаимодействия. Это не просто перескакивание с одной грани содержания на другую. Это отбрасывание содержания, для того чтобы сосредоточиться на стиле, на контексте, на том, как преподносится содержание. В рамках установившихся взаимоотношений помощи такие прерывания легко принимаются. Когда происходит переключение на что-то очень значимое для другого человека, переход к новому центру внимания удивительно легок и, как правило, плодотворен. 270 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми В ходе терапии мы совершаем прыжки от содержания к форме, от высказывания к подразумеваемой предпосылке, от поверхностной структуры к лежащему в ее основе опыту, от опыта к значению, от того, что мы делаем, к тому, кто и как это делает, от мысли к мыслителю, от фрагмента к общему шаблону, от характера к глубинному материалу. Характер — это машинальное в нас. Это привычка, шаблон и бессознательная структура, бездумное повторение какого-то подхода ко всем действиям, основанное на образах и убеждениях, которые редко выходят на поверхность. Внимание, осознавание и осознанность — это энергия прыжка. Мы способны видеть машинальное настолько, насколько способны осознавать, и именно это становится первым шагом к изменению. В ходе терапии мы замечаем то, что находится вне осознания клиента. Не то чтобы этот материал был вытеснен — это просто привычка. Мы замечаем, скажем, тон голоса. Привлекаем внимание к нему: “Ваш голос звучит так, как будто Вы не уверены в том, верю ли я Вам”. Мы замечаем привычный жест или выражение лица: “Вы заметили, что двигаете руками каждый раз, когда говорите о себе?” Это выпрыгивание из содержания в какую-то часть более широкой картины. Оно включает в себя переход с одного уровня процесса, с одним набором ограничений, на более высокий уровень — с меньшим количеством ограничений. Это переход от обговаривания чего-то к отслеживанию того, как вы об этом говорите. Это переход от пребывания в каком-то шаблоне поведения к отслеживанию этого шаблона. Представьте, что вы засыпаете в своем любимом кресле и видите сон. Вы находитесь в башне замка. Вы смотрите на картину с изображением леса. В лесу вы не сознаете, что находитесь в картине, в башне, во сне, в своем любимом кресле. Вы “вложены” на несколько уровней ниже сознательного внимания. Начиная выпрыгивать, вы сначала чувствуете двухмерность окружающих вас деревьев и сознаете, что смотрите на картину. Вы возвращаетесь в башню замка и видите картину такой, какая она есть. Вы подходите к окну башни и осматриваете город. Вы видите, как качаются колокола на колокольне церкви. Звук доходит до вас, и вы начинаете просыпаться. Становится ясно, что вы видели сон, 17. “Выпрыгивание из системы” 271 а старые часы на стене пробили время. Вы выпрыгнули из сна в бодрствование. Ужасная навязчивость шаблонов характера, все эти хмурые настроения, напряженные личные границы и загадочные причины — как все это похоже на сон! Задача терапевта в том, чтобы выявлять находящиеся в действии системы характера и помогать клиенту выпрыгивать из них. Если это напоминает вам искусство и философию, то так и должно быть. Если это напоминает вам осознанность и медитацию, замечательно! Искусство, философия, рост культуры, наука, литература полны прыжков с одного уровня понимания на другой. От конкретных теорий к общим. От ньютоновской физики к квантовой теории и теории относительности. От физики к метафизике, от общения к мета-общению. От римских цифр к десятичной системе, от алгебры к исчислению, от простого к сложному. От привычки к сознательному выбору, от механического к органичному, от “причины и следствия” к циклам обратной связи, от Эго к свободе. Прислушайтесь к Да Фри Джону: “Без юмора нет сострадания. Без удовольствия нет любви. Без просветления нет свободы”. Хофштедтер утверждает, что разница между людьми и машинами состоит в том, что машины не скучают. Скучают люди, утомившись от одних и тех же старых шаблонов. А для того чтобы выпрыгнуть, у нас есть воображение. В юморе, поэзии, искусстве, математике — во всем, что требует воображения, мы лучшие. Мы великие прыгуны планеты Земля — выше, дальше и быстрее. Какое другое животное могло достичь Луны? Не чья-то корова, это уж точно. Даже не те чудесные птицы, облетающие вокруг всей Земли, биологический род которых летает над ней миллион лет. Даже не они. Только мы. К самой Луне! Какой это был прыжок! Как свидетельствует история, даже такая сверхпрыгающая машина, как коллективный человеческий ум, иногда застревает. А ум отдельного человека еще больше подвержен этому. Для выпрыгивания, хотя это и наше неотъемлемое право, нужны тренировка и воля. 272 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Дар и утрата Вместе с тем воображение играет большую роль в болезненных шаблонах, в которых мы застреваем. В романе Курта Воннегута “Завтрак для чемпионов” главный герой с каждым днем все больше сходит с ума. Но люди, живущие в том же городке, — официантки, работники бензоколонки и его подчиненные, встречающиеся с ним каждый день, — все они этого не замечают. Они не видят, что у него едет крыша, потому что они вообще его в упор не видят. По выражению Воннегута, они видят свои “ожидания относительно него”. Они лишь воображают его таким, каким всегда его знали. Он каким-то образом зафиксирован в их умах. С помощью таких ключевых признаков, как тон голоса, одежда, походка или что-то еще, они опознают его, а все остальное дополняют своим воображением. Воннегут называет воображение “маховиком на ветхом драндулете ужасающей правды”. Это огромный дар. Его темная сторона скрывает страшную утрату. Если мы в основном воображаем окружающих людей, не видя их в действительности, не чувствуя их по-настоящему, мы утрачиваем бескрайний мир. Мы утрачиваем контакт с тем, что просто есть. Мы утрачиваем яркость детства. Мы утрачиваем волшебство и миф и теряемся в словах и картинках своего ума. Мистик старается выйти за их рамки, ученый — быть их хозяином, а не рабом. Когда они достигают успеха, они свободны быть тем, кто они есть на самом деле, свободны в полном объеме воспринимать мир, свободны наслаждаться и его значением, и его тайной. Мы одновременно и свободны, и в тупике. Застревая, мы доходим до того, что видим лишь свои ожидания. Мы привыкаем друг к другу. Мы действуем, исходя из обрывков и фрагментов, из какого-то одного слова, одного жеста, всего лишь намеков. Мы продолжаем находиться рядом, на самом деле не видя и не зная друг друга. Мы упускаем из виду не только новую прическу или надвигающуюся старость. Мы упускаем те переживания, которые проживает другой человек, и то значение, которое они имеют. В трансе обычного сознания, в непрестанной болтовне ума мы постоянно теряем друг друга. Бхагаван Шри Раджниш однажды сказал: “Когда я говорю, вы можете внутренне спорить со мной, 17. “Выпрыгивание из системы” 273 обдумывая, оспаривая. Но при этом вы упускаете меня. Здесь непреложный факт — я! Здесь вам не нужно грезить”. Мы все здесь непреложные факты. Именно терапевт вдыхает жизнь в терапию, — по-настоящему присутствуя, оставаясь живым и бдительным по отношению к происходящему в данный момент. Происходящее между ним и клиентом — это не всего лишь то да се, предназначенное для того, чтобы как-то провести час времени. Это не всего лишь навешивание ярлыков и символов друг на друга и взаимодействие с ними. Слишком часто процесс переходит от свежести первой встречи к скучному, избитому ритуалу. Это кажется нормальным ходом событий. Мы погрязаем в ритуалах “Здравствуйте”, “Как дела”, не ожидая подлинного ответа. Мы считаем нормальным, что подлинный человек теряется из виду, замещаясь привычкой и знакомством. Нелегкая работа — сохранять друг друга свежими в умах и сердцах, непрерывно выпрыгивать из транса во что-то живое и реальное. Но эта работа не так уж трудна и гораздо больше похожа на развлечение. В любом случае именно за это нам и платят. Юмор часто бывает выпрыгиванием. Небольшая история. Я как-то жил в общежитии с парнем по имени Элиот. Я только-только начинал работать терапевтом, а Эл был студентом местного колледжа. Он не мог позволить себе настоящей терапии, и поэтому пытался сам для себя ее проводить. Здесь ключевое слово “пытался”. Элиот был парнем жесткого типа, и вот... Как-то под вечер я лежал на кровати и смотрел телевизор (футбол или что-то в этом роде), дверь в мою комнату была открыта, а он пытался сам с собой заниматься биоэнергетикой! Он пытался добиться спонтанного высвобождения эмоций. Пытался! Естественно, он только расстраивался. Потому что, как знает любой школьник, не говоря уже о мастере дзен, невозможно заставить происходить что-то спонтанное. Элиот извивался, как змея. Он немного покрикивал, но это было натянуто и не давало никакого подлинного высвобождения. Поэтому он расстраивался и трудился еще напряженнее. Так продолжалось довольно долго, время шло... Ну, а я не собирался закрывать свою дверь. Во-первых, мне пришлось бы встать с кровати. А во-вторых, я считал, что Элиот дол- 274 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми жен закрыть свою дверь сам, но я не собирался говорить ему об этом. Я собирался просто лежать и все больше дуться. Так что я внутренне кипел от злости, когда старина Эл наконец притащил свое бренное тело в мою комнату. Он удрученно сел на мою кровать с поникшей головой и сказал мне тонким, слабым голосом: “Мне очень страшно, Рон, я не могу есть свой ужин”. (Элу нужно было немного сочувствия, а я был готов съесть на ужин его самого.) Так вот, я повернулся, чтобы взглянуть на него. Он все еще сидел, опустив голову и уткнувшись взглядом в свои колени. Он совсем не выглядел испуганным. Его вид и голос производили на меня впечатление изрядного зануды. Я не чувствовал к нему никакой симпатии. Через мгновение я просто вздохнул и соорудил “голос максимального сострадания”. Затем этим мягким, плавным, любящим голосом я сказал ему: — Не волнуйся, Элиот. Я съем твой ужин. После минутного молчания он поднял голову и с искренне озадаченным выражением лица спросил меня: — Что ты сказал? Очевидно, мой ответ не входил в число предполагаемых им вариантов. Так что я повторил свое любезное предложение. И он разразился смехом. Он так сильно смеялся, что просто упал мне на руки. Через некоторое время он пошел есть свой ужин, а я, немного умиротворенный, вернулся к телевизору. Я люблю юмор в терапии — чтобы выпрыгивать из тягостных, печальных, ненужных настроений, смеяться над глупостью, чужой и своей. Мне иногда нравится воображать, что я где-то сверху, наблюдаю общую картину, полный сострадания и звучного задушевного смеха.
ЭПИЛОГ Всегда остается что-то недосказанное, еще какие-то открытия, которые кажутся важными и действительно важны. Всегда есть что-то новое, что-то большее, чем я в данный момент могу понять. Так что конец книги для меня на самом деле не окончание, а только передышка, возможность отдохнуть и отдышаться. Я написал эту книгу за десять лет. Я обучался по ходу дела. Я учился тому, что делал, с помощью экспериментирования и вдохновения. Я научился этому в компании студентов, коллег, участников семинаров и клиентов. У меня была живая лаборатория. У меня было время и неослабевающее желание учиться. За эти десять лет я был свидетелем того, как Институт Хакоми вырос от идеи до тренингов в восемнадцати городах, на двух континентах, с более чем двадцатью активными учителями и сотнями студентов. Я думаю, что этот рост будет продолжаться, потому что он является частью происходящего повсюду роста сознания. Возможно, имеет смысл напоследок еще раз взглянуть на это глобальное изменение, чтобы почувствовать его особенности и воспринять его значение. Во-первых, есть новые модели в науке. В книге “Турбулентное зеркало” Джона Бриггса и Дэвида Пита прекрасно описывается то, как меняется наше мировоззрение. Реальный мир гораздо сложнее и динамичнее, чем мы поверхностно считали. Он гибок и самоорганизован. В нем есть целостность и взаимосвязанность, которых мы не замечали раньше. Мир жив и в новом, и в древнем смысле. Я считаю, что в грядущие дни эту наполненность жизни будут признавать, взращивать и горячо защищать. Люди будут претендовать на такую полноту жизни как на свое неотъемлемое право. Она ста- 276 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми нет краеугольным камнем преподавания, морали и международных отношений. Эта новая модель — более эффективный инструмент для взаимодействия с нашим миром, и те, кто будет ее придерживаться, унаследуют ее мощь. Они смогут лучше понимать каждую грань жизни и участвовать в ней. Омертвение прежней модели — это омертвение чувств, сокрушительная неспособность испытывать переживания. Она позволяет нам эксплуатировать слабых, вести войну в наших сердцах и оправдывать избиение детей. Насилие опустошает подлинное “Я” — как того, кто его совершает, так и жертвы. Создатели новой модели, например, системный семейный психолог и преподаватель Джон Бредшоу, необыкновенно ясно раскрывают эту ужасную истину. Во-вторых, мы находимся в эпицентре революции. Это революция в том, как мы познаем себя и как относимся к себе, друг к другу и к окружающему миру. Как и все революции, она сочетает надежду и отчаяние. Надежда в том, что мы усвоим новые подходы и принесем благодатный мир на всю планету. Отчаяние связано с тем, что у нас мало времени. Старые подходы убивают нас. Это не так уж отличается от психотерапии — смесь омертвения и надежды на изменение. Я наблюдаю, как область деятельности, которую я помог создать, продолжается уже без меня, как повзрослевший ребенок, покидающий дом. Она сильна и уверена в своей правоте. Уже меньше возможностей баловаться с ней и что-то менять. Другие тренеры, каждый по-своему выражая ее принципы, обучают сейчас своих студентов. Отпуская ее на свободу, я надеюсь, что взрастил этого ребенка крепким и здоровым. Я надеюсь, что его дела пойдут хорошо. Отчасти я рад, что этот этап завершен. Моя жизнь станет легче, а мой ум спокойнее. Я буду заботиться о семье — своей жене Терри и новорожденной дочурке Лили. Я буду больше работать над учебными материалами. Всегда будет что-то новое, чему можно научиться, новые книги, которые можно написать.
КАК Я УЗНАЛ... Я хочу рассказать вам, как я узнал о том, что Бог хочет, чтобы я был психотерапевтом. В этом сыграл роль один парень, который по-особому дышал. До этого я никогда не проводил психотерапию. Я ходил на группы встреч (“инкаунтер”) и другие подобные группы на Западном побережье США. Однажды, после того как я две недели проходил терапию у Артура Янова и ничего не получилось, я растратился, задолжал деньги и мне было плохо. Я думал о том, чтобы вернуться и получить свою прежнюю работу в кегельбане или что-то равноценное. Я проезжал через Олбани, штат Нью-Йорк. (Кто бы мог подумать, что вся жизнь человека может измениться в Олбани, штат Нью-Йорк?) Я остановился там, чтобы провести несколько дней со своим старым другом, который работал штатным психологом в Медицинском университете Олбани. Этот человек, который обладал подлинной верой и был приверженцем Мехер Бабы, сказал мне: “Почему бы тебе не пойти в больницу и не поработать приглашенным терапевтом?” Как я уже сказал, я до этого в жизни не проводил психотерапию, и поэтому ответил: “Хорошо. Да, я буду рад”. Будучи психопатом, я посчитал себя психотерапевтом (чувствуется, что будто чьи-то невидимые руки уже взялись за дело). В мой первый день в больнице мой друг познакомил меня с группой людей из закрытого отделения и с его сотрудниками, которые сидели в кругу в ожидании групповой психотерапии. Он представил меня как приглашенного терапевта. Все. Я попался. Я медленно обвел глазами присутствующих. Я высматривал, где находится энергия. Я ходил на группы встреч, а там делали 278 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми именно так, поэтому я тоже стал так делать. Разве можно работать, если не проявляется энергия? Так что я осматриваюсь вокруг, останавливаясь взглядом на каждом человеке и дохожу до парня, который пристально на меня смотрит. Я понимаю, что у него это есть. У него есть энергия. Поэтому я говорю ему: “Я чувствую, что вы злитесь, да”. Он отвечает. За всю жизнь я никогда не слышал такого голоса. У этого парня голос звучит так, как будто исходит из пустой двухсотлитровой железной бочки, он совершенно загробный и глубокий. Парень отвечает: “Да-а-а”. Вдруг я осознаю... Я в стране чокнутых! Я говорю себе: “Все равно продолжай. Что тут терять?” Так что я спрашиваю его: “Вы хотели бы с этим поработать?” Снова: “Да-а-а”. Я решаю сделать то же, что делают ребята на группах встреч. Я указываю рукой на
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.017 с.) |