Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пройти под “радаром” системы защиты

Поиск

Поскольку все процессы характера включают в себя привычки, блокирующие чувствительность клиента к своим внутренним процессам, мы находим способы пройти под “радаром” системы защиты. Информация поддерживающей структуры в обычном со­стоянии бессознательна, что позволяет посвящать все сознание поддерживаемому переживанию. Например, на речь влияет и ча­стота сердцебиения, и дыхание, и правила структуры предложе­ния, но это происходит вне осознания и большей частью остает­ся незамеченным. Сходные процессы не допускают глубинный материал в сознание. Вместо того чтобы использовать агрессив­ные техники, включающие процессы управления сознанием, мы поддерживаем всего человека в целом, прежде всего потреб­ность в безопасности, тем самым вступая в сотрудничество с процессом клиента. Мы понижаем шум, а следовательно, повы­шаем чувствительность. Мы отслеживаем переживание. Мы дей­ствуем мягко и пластично и позволяем времени совершить свою работу.


ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ФУНКЦИИ контакт

сбор информации


отстранение


суждения оценки


эмоционально отравляющие

эмоционально поддерживающие


 


самовыражение


'действие /упорствовать

выход
переориентации
^задержка \ отпустить,

оставить


230 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Сбор информации тесно связан c функциями, осуществляющими дистанцирование, ориентацию и присоединение (“inclusion”). Самовыражение аналогичным образом связано с контролем и импульсивностью, суждение — с симпатией, привязанностью и признательностью. Именно эти три переменные — присоедине­ние, контроль и симпатия — используются Уильямом Шутцем в его исследовании о личности и тревожности. Мы связываем функцию выхода с созданием и поддержанием организованных и целостных иерархий потребностей и желаний. Это позволяет уделять каждому заданию должное — ни больше, ни меньше — и сбалансировать покой и активность.


 

Глава 15

СНИЖЕНИЕ ШУМА:

ЦИКЛ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

В психофизике есть так называемый закон Вебера — Фехнера. В нем утверждается, что уровень сигнала, поддающегося обнару­жению, зависит от фонового шума. Чем больше фоновый шум, тем сильнее требуется сигнал. Этот простой и очевидный закон говорит нам кое-что о том, как помогать человеку устанавливать контакт с самим собой. Нам не нужно анализировать его пробле­мы и говорить ему, в чем дело. Нам не нужно навязывать ему никаких переживаний. Нам не нужно заставлять его испытывать какие-то чувства. Мы можем просто помочь ему снизить шум. А с понижением шума появляется сигнал.

Как вы, конечно, знаете, я придерживаюсь мнения, что излече­ние направлено изнутри вовне, что оно органично. Это справед­ливо на всех уровнях, особенно на психологическом. В ходе те­рапии нам нужно обратить внимание клиента вовнутрь, помочь ему войти вглубь себя, найти значение, которое заявляет о себе откуда-то изнутри, из глубинного ядра. Трудно меняться на уровне глубинного ядра. Мы имеем привычки, не допускающие внесения глубинного материала в сознание, особенно травмати­ческого. Мы уже давно научились перенаправлять внимание, едва приближаемся к таким вещам. Пытаясь обратиться внутрь себя, сосредоточиваясь на каком-то переживании, организован­ном беспокоящим глубинным материалом, мы с трудом настраи­ваемся на него. Отвлечения, напряжения, беспокойства наводня­ют наше внимание, прерывая поиск.


232 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Здесь можно провести аналогию. Материал, на котором мы хо­тим сосредоточиться, это сигнал, на который мы хотим настро­иться. Отвлечения, напряжения и беспокойства, которые меша­ют, это шум, заглушающий сигнал. Системе с большим шумом нужен мощный сигнал, для того чтобы можно было хоть что-то воспринять. Как свечу на солнце или шепот на рок-концерте, сигнал низкого уровня не видно и не слышно. Если мы хотим из­менить это, можно сделать только две вещи: увеличить сигнал или снизить шум. Мы можем увеличить сигнал, распалив костер вместо свечки или крича во весь голос, вместо того чтобы шеп­тать. В терапии это, как правило, значит увеличить уровень мощ­ности, например, преувеличить выражение чувства. Второй спо­соб изменить ситуацию — снизить шум, подождать темноты, что­бы зажечь свечку, или попросить рок-музыкантов и слушателей притихнуть. Это вряд ли удастся сделать на настоящем концерте, но вполне возможно, если слушаешь магнитолу. В терапии сни­зить шум означает проработать вопросы безопасности, рассла­биться, вывести усилие наружу, перенять, войти в состояние осознанности. В Хакоми мы решительно предпочитаем снижать шум, а не усиливать сигнал. При понижении шума в любой сис­теме она становится чувствительнее и может лучше слышать, ви­деть, чувствовать и помнить.

Цикл чувствительности — это модель того, как мы снижаем шум в Хакоми-терапии и помогаем клиентам добраться до находящейся внутри информации. В нем используется много техник, которые помогают клиенту последовательно проходить ряд стадий, чтобы становиться все более чувствительным. По мере того как клиент становится чувствительнее, либо проясняется находящаяся внут­ри информация, либо привычки, управляющие переживанием, бе­рут верх и прерывают цикл увеличения чувствительности. В та­ком случае проясняются привычки. Тогда мы можем лучше по­нять и проработать эти блоки, уделить им необходимое время и внимание, а затем вернуться к циклу. Когда мы, таким образом, повышая чувствительность, доходим до глубинного ядра, мы от­крываем возможность изменения на этом глубочайшем уровне. Свобода выбора на уровне глубинного ядра необычайна.

Мы самосоздающиеся, самосохраняющиеся, самоорганизующиеся существа. Наше развитие разворачивается изнутри. Оно облада­ет индивидуальностью, оно знает, что является “Я”, а что — нет.


15. Снижение шума: цикл чувствительности 233

Оно может самовосстанавливаться. Оно может исцеляться. Все живые системы организованы таким образом — от одноклеточ­ных и выше. Мы создали и сохраняем эти особенности как про­явления своего биологического вида. Именно этот уровень ин­дивидуальности и самоорганизации служит глубинным ядром, по крайней мере в психологическом смысле, а возможно, и в бо­лее широком. Поэтому важно знать, как мы это делаем, как мы самоорганизуемся и сохраняемся и как исцеляемся в случае тех или иных нарушений.

Это “Я”, которое мы сами создали, началось с нескольких ве­щей — с нашего генетического наследства, нашей “первоначаль­ной организующей конфигурации”, если воспользоваться терми­ном Дэвида Шапиро для обозначения первоначального эмоцио­нального и физического окружения. Мы развиваемся с опреде­ленной стартовой позиции, с темперамента и унаследованного потенциала. Мы начинаемся с простого, становясь все более сложными, настраивая поверх предыдущего каждый новый уро­вень достигнутого в организации и интеграции. В детстве по­явились темы, которые сейчас стали установками, мнениями, стратегиями и привычками повзрослевшего человека. Точно так же, как важен первый шаг путешествия, поскольку он задает на­правление, а не из-за покрываемого им расстояния, наши ранние шаблоны важны потому, что они проложили курс, который опре­делил последующее развитие и в конце концов привел нас к на­шему сегодняшнему “Я”.

Сначала мы учимся быть этим “Я”, а потом всю оставшуюся жизнь просто его используем. Детьми мы составляем карту того, кто мы такие, кого мы любим и как мы будем общаться. Мы со­ставляем карту этого мира, намечая, что в нем возможно, а что нет. Потом взрослыми мы живем, используя нашу карту и не осо­бенно ее изменяя. Сначала мы является составителями карт, а потом пользователеми. В этой аналогии я использую образы и идеи Джулиана Джеймса из его книги “Происхождение сознания из разделенности двухкамерного ума”. Но составитель карт и пользователь занимаются совершенно разными вещами. В дет­стве мы создаем “Я”; повзрослев, мы его используем. Став взрос­лыми, мы по привычке сохраняем когда-то давно созданное нами “Я”. Эти действия по самосозиданию забыты. Когда мы ис­пользуем “Я”, то не считаем его изменчивым. Чем больше наш


234 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

мир угрожает изменить наше “Я”, тем больше энергии мы расхо­дуем для его укрепления. Но оно изменчиво. Все наши глубоко укоренившиеся убеждения были когда-то новыми, подлежащими сомнению идеями. Все наши старые, до боли знакомые привычки были когда-то всего лишь предметами, которые мы хотели по­пробовать на вкус и вступить с ними в игру (то же самое можно сказать и о тех привычках, которые сейчас кажутся нерушимы­ми). “Я” было когда-то свежим и гибким. В нас еще есть эта воз­можность воссоздания. Глубоко внутри нас по-прежнему присут­ствует создатель этого “Я”. Ребенок — составитель карт все еще является нашей частью. Есть составленные им проекты. Любой из них можно пересмотреть. Именно благодаря повышению чув­ствительности мы достигаем карты, составителя карт и возмож­ности изменения. Получая доступ к глубинному ядру, мы нахо­дим не только созданное “Я”, но и созидающую способность.

Чтобы обратиться внутрь для исследования “Я”, нужны особен­ные условия и руководство. Требуется время, забота и поддерж­ка. Чтобы провести поиск внутри, нам нужна осознанность и спокойное, неторопливое отношение. Усилия, борьба, цели и со­средоточенность на достижениях затрудняют осознанное внима­ние (вспомните о монастырях). Для самопознания нужно меди­тативное отношение. “Я” не возьмешь штурмом. Сила не помо­жет. Применение силы отсылает составителя карт в укрытие. В битвах сражаются пользователи карт. Нет времени на любопыт­ство и создание, когда ворота в осаде, когда “Я” нуждается в за­щите. Нет! Чтобы изучать “Я”, чтобы обратиться вовнутрь, оста­вив позади зубчатые стены и башни, нужен мир. Нужна мяг­кость, время и поддержка. Ненасилие, любовь, присутствие под­держивающих людей, другой вид храбрости — вот какие нужны благословения. Только они выдают в наше распоряжение “Я”, чтобы его можно было познать и изменить. И ничто иное не принесет желаемого результата.

Как живые существа, мы обладаем естественной склонностью к эффективной самоорганизации. Эффективность ценна для выжи­вания, и разве не естественно для организма отслеживать эф­фективность и экономность своего поведения, отбрасывая лиш­ние, бесполезные и расточительные элементы своих действий? То же самое относится и к нам. Когда мы в состоянии осознанно-


15. Снижение шума: цикл чувствительности 235

сти отслеживаем свои действия, наблюдаем механику своих дви­жений, восприятий и реакций, мы лучше осваиваем то, что дела­ем. Мастерство — естественный результат осознанности. Работа Моше Фельденкрайза основана на этой нашей склонности к эф­фективному самоупорядочиванию. Обучая людей навыкам ус­пешного функционирования, Фельденкрайз снова и снова повто­ряет рисунок движения, плавно и без усилий, иногда задавая вопросы, которые удерживают человека в его переживании. При таком повторении, отслеживая определенное переживание, об­наруживая, что происходит, мы осознаем и чувствуем подробно­сти своих действий. Исходя из этого осознания, мы находим но­вые и более экономные формы движений, получаем новое пред­ставление о теле, которое вносит в нашу жизнь больше удоволь­ствия, больше живости. И с этим приходит новое представление о себе. Фельденкрайз назвал свою работу “Осознавание через движение” и написал книгу под таким названием. Осознавая, по­вторяя и распознавая рисунок движения, мы начинаем замечать самые разнообразные варианты выполнения действий и вполне естественно автоматически выбираем наиболее эффективные, продуктивные и приятные варианты. Эти две вещи — эффектив­ное действие и осознание — дополняют друг друга. Осознание помогает стать эффективнее, а эффективность дает больше вре­мени и энергии на использование осознания. Это может стать циклом, в котором каждая часть подпитывает следующую, еще и еще увеличивая эффективность и осознание. В чуть более рас­ширенной форме это составляет цикл чувствительности.


РАССЛАБЛЕНИЕ


ЦИКЛ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

ЯСНОСТЬ "~~~^~—-^

ЭФФЕКТИВНОСТЬ


УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
---------- •<----------


236 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Вот основной цикл. Осознанность, бдительность, внимательность, озарение (сбор информации) повышают эффективность дей­ствий. Они приводят к более эффективным откликам на ситуа­цию, что неудивительно. Представьте, каково ходить с закрыты­ми глазами. А когда мы эффективнее откликаемся на ситуацию, мы получаем больше положительных результатов, например, больше поддержки, удовлетворения и удовольствия. В результа­те чувство удовлетворения позволяет завершить наши действия по удовлетворению той потребности, на которую мы откликну­лись. То есть по мере удовлетворения потребности мы ослабляем наши усилия. Это расслабление, в свою очередь, повышает воз­можности осознания. Расслабление — это прекращение усилий, а значит, как мы скоро увидим, и снижение шума. Меньше шума — больше чувствительности. Меньше шума — больше осознания. Таков полный цикл — от осознания к эффективным откликам и поддержке, к завершению и прекращению усилий, к новому, более высокому уровню осознания.

Любопытство, эксперимент, открытость — вот что поощряет из­менения. Привычки, транс обычного сознания, склонность стре­миться к узким целям — вот что уничтожает наш естественный потенциал здоровой реорганизации. Узкое внимание и быстрое действие порой бывают совершенно необходимы, когда важно без промедления достичь какой-то цели. Представьте, каково спешить в роддом с женщиной, у которой начались схватки. При этом некогда спокойно изучать тонкости своей реакции. Просто помните о своей задаче и решите ее, следуя принципу безопас­ности. Для подобных обстоятельств скорость и суженное внима­ние — как раз то, что надо. При изучении себя это не срабаты­вает. Для изучения себя нужны глаза, которым не требуется сле­дить за дорогой.

Чувствительность

И эмоциональный материал

У меня есть слайд с изображением потрясающе тучного челове­ка, идущего в одиночестве по тихой вечерней улочке мимо ма­ленького, нежного, цветущего деревца. Я когда-то занимался


15. Снижение шума: цикл чувствительности 237

тем, что выходил на улицу и подкрадывался с фотоаппаратом к необычным по типу характера людям. Этот тучный человек — один из моих лучших трофеев. Он весит, наверное, килограммов двести. Он округлый, от колен до ушей. По строению тела он похож на кабачок, поставленный на более тонкий конец. В нем есть что-то необыкновенно прекрасное — он идеально уравно­вешен. Он как будто плывет по улице. Это двухсоткилограммо­вое тело так же легко и изящно и движется, так же естественно, как балерина. Он, по-видимому, стесняется и идет быстро, как будто не хочет, чтобы его видели. Они с деревцем — полные противоположности по изяществу. Я поражаюсь каждый раз, когда вижу его застывшим в этот прекрасный момент. Как он хрупок и легок, как будто бы плывет. Он изысканно уравнове­шен. И если подумать, ему приходится быть таким. Это един­ственный способ, которым он может нести столько веса. Если бы он хоть чуть-чуть покосился в любую сторону, то непремен­но бы упал.

Его потребность в равновесии преподала мне следующий урок. Чтобы испытывать глубокие переживания, нужно быть уравно­вешенным. Если вы неуравновешенны, то даже при минималь­ной чувствительности мощные переживания ошеломят вас. В те­рапии по мере повышения чувствительности присутствующие у нас зоны дисбаланса “опрокидывают” текущие процессы в от­влечения или эмоциональный хаос. Честно и смело разбираясь с этим хаосом, мы учимся восстанавливать равновесие. Мы разви­ваем свою способность оставаться ясными, стройными и изящ­ными даже под тяжелым бременем того, что в конечном счете является просто человеческой жизнью.

Мои идеи о том, как добираться до глубочайших убеждений лю­дей, очень просты. По мере того, как человек расслабляется, с вниманием, мягко сосредоточенным на текущем переживании, увеличивается чувствительность, и попытки управлять пережи­ванием постепенно уступают место принятию всего, что появ­ляется. В какой-то момент этого процесса мы достигаем такого уровня чувствительности, на котором переживание становится насыщенным и эмоциональным. Если человек еще не стал яс­ным и уравновешенным, обязательно назреет выплеск эмоцио-


238 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

нального материала. Единственный способ избежать этого — либо оставаться напряженным и, следовательно, нечувствитель­ным, либо направить взгляд в другое место, перенести внима­ние на что-то другое. Все мы используем две эти общие страте­гии для того, чтобы скрывать переживание. Эти механизмы слу­жат нам защитами. Мы либо сосредоточены на чем-то другом, так сказать, настроены на другую волну, задвигая боль или что-то еще на смутный задний план, либо делаем что-то очень шум­ное, отупляя свое тело и ум. Барьерами чувствительности слу­жат шум и отвлечение. Для того чтобы достичь убеждений, вос­поминаний и чувств на уровне едва выносимого переживания, терапевт просто помогает клиенту стать более чувствительным. Конечно, можно быть расслабленным и ничего не прорабаты­вая, но не тогда, когда позволяешь переживаниям свободно всплывать и отслеживаешь их. Высокая чувствительность и от­крытость к переживанию вполне естественно ведут к эмоцио­нальному и духовному росту, который нам еще предстоит со­вершить. Цикл чувствительности — это способ ее повышения как раз для этой цели.

БАРЬЕРЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ


БАРЬЕР ОТКЛИКА

БАРЬЕР ЗАВЕРШЕНИЯ

БАРЬЕР ОЗАРЕНИЯ


БАРЬЕР

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

ПОДДЕРЖКИ


15. Снижение шума: цикл чувствительности 239


Стадии

Цикл состоит из четырех стадий, с барьером на каждой стадии.

СТАДИИ БАРЬЕРЫ

расслабление, переориентация завершение

ясность озарение

эффективное действие отклик

поддержка

удовлетворение

Прежде всего есть место, где расслабляешься, отбрасываешь вне­шние заботы и позволяешь своему уму и телу переориентиро­ваться. На этой стадии завершаешь что-то одно и открываешься тому, что дальше, позволяя прийти в сознание следующему пере­живанию, которое хочет произойти. Этот шаг пассивен и открыт органичной потребности. Например, вы проработали весь день. Вы приостанавливаетесь, расслабляетесь и осознаете, что вы го­лодны, как волк. Дело здесь просто в том, что завершаете то, чем были заняты, и позволяете появиться в сознании следующей по­требности или следующему незаконченному делу. С другой сто­роны, для того чтобы не допускать появления определенных пе­реживаний, например, голода, одиночества или боли, люди часто не дают деятельности завершиться. Они фиксируются на чем-то, избегая расслабления и переориентации, при которой всплывет мучительное переживание. Такой вид избегания называется ба­рьером завершения.

Если все же завершаешь и расслабляешься, появляется новое пе­реживание. И если достаточно долго удерживаешь внимание на этом новом переживании, оно проясняется. Достигаешь ясности. Иногда эта ясность возникает внезапно, после периода замеша­тельства. Она приходит в форме озарения. Точно так же, как пос­ле выполнения работы появляется голод, человек может затем осознать: “Чего я хочу, так это бутерброд с тунцом”. Если он до­статочно чувствителен и достаточно долго отслеживает, раскры­ваются все более “точечные” переживания. Это не просто голод, а то, что именно сейчас ты хочешь съесть (цикл чувствительно­сти относится как к проработке эмоций, так и к знанию того, что хочешь съесть, так и к тому, как стоять или двигаться). Отслежи­ваешь довольно долго, чтобы собрать достаточно информации


240 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

для прояснения переживания. Для этого не нужно прилагать особого труда; как и в медитации, дело здесь просто в том, чтобы отслеживать, держать канал восприятия открытым. Все же это умышленная, намеренная открытость, наблюдение и принятие. Психотерапия действенна благодаря техникам, которые мы ис­пользуем, чтобы помогать людям отслеживать свое пережива­ние. Время их проясняет и совершенствует. По мере отслежива­ния переживание выдает все больше информации и приближает нас к озарению и пониманию. Привычки, которые не допускают сбора информации и достижения ясности, называются барьером озарения.

Когда ситуация ясна, человек готов откликнуться на нее, пред­принять некое действие. Если он позволил ситуации прояснить­ся, его действия будут более эффективными. Если он достиг яс­ности, то не пойдет покупать пиццу, когда хочет суп мисо. Он не будет совершать дурацких ошибок. Его отклики буду соответ­ствовать действительности. Его реакции будут эффективными и продуктивными, точными и экономными. Никаких безвыходных тупиков. Привычки, которые не допускают такого намеренного, сознательного отклика, называются барьерами отклика.

Когда человеку ясны его потребности и желания, действия ста­новятся гораздо эффективнее и продуктивнее. Они приносят лучшие результаты, больше эмоциональной поддержки и удов­летворения. Они приносят больше того, чего человек хочет и в чем нуждается. Привычки, которые не допускают принятия не­обходимого, называются барьерами эмоциональной поддержки.

Получение того, что нужно, в свою очередь, позволяет больше расслабиться. Когда человек наконец получает то, что ему нуж­но, он глубоко вздыхает. Он отбрасывает свои усилия и расслаб­ляется. Затем он завершает те действия, которые удовлетворили эту потребность. Это называется достижением завершения. При­вычки, которые не допускают завершения, называются барьера­ми завершения.

При завершении человек переориентируется, еще больше рас­слабляется и достигает большей ясности, затем чуть большей эф­фективности, затем чуть большей эмоциональной поддержки, и так далее по кругу. В ходе всего этого цикла ясность превраща-


15. Снижение шума: цикл чувствительности 241

ется в мудрость, эффективность — в мастерство и полную уве­ренность, поддержка и удовлетворение — в блаженство и осу­ществление замыслов, а расслабление — в глубокий внутренний покой. Циклом может быть как дело всей жизни, так и сиюми­нутные действия.

Барьеры и процесс характера

Барьер озарения связан с блокированием входящей информа­ции. Она может блокироваться на любом участке пути — от сен­сорного уровня до уровня понимания или озарения. Есть люди, которые стараются не замечать определенные вещи, касающиеся их самих или окружающего мира. Это особенно относится к лю­дям с чувствительно-аналитическим процессом характера. Для них существуют истины, которые слишком тягостны, чтобы вспоминать их или смотреть им в лицо. Некоторые переживания оказались для них ошеломляющими, например, жестокое обра­щение в детстве, и они не хотят допускать их в сознание. Урок, извлеченный из таких переживаний, заключается в том, что жизнь сурова и полна опасностей, и хотя такие люди могут не помнить самих переживаний, то, что жизнь полна опасностей, написано у них на лице.

В результате люди с барьерами озарения испытывают общее от­странение от контакта с другими и от собственного телесного опыта. На барьере озарения они избегают образов, воспомина­ний, ситуаций и мыслей, которые могут вызвать тягостные или даже ужасающие чувства и прозрения. Поэтому они блокируют видение, слышание, знание, понимание и контакт. Они смотрят в сторону. В момент эмоционального стресса они, как правило, закрывают руками или зажмуривают глаза. У них могут быть проблемы со зрением. Часто такие люди полностью сосредото­чиваются на чем-то, совершенно лишенном эмоций, например, на компьютерах. Они часто предпочитают работать в одиноче­стве, вдали от других людей. Контакт с другими людьми для них затруднителен, они чувствуют себя не в своей тарелке. Они зас­тенчивы и легко смущаются. Как и “эктоморфы” Шелдона, кото­рых они напоминают по форме тела, они предпочитают слабо-освещенные, маленькие комнатки и закрытые двери. В восьмиде-


242 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

сятые годы некоторые из них весь день напролет носили науш­ники с громкой музыкой. Как говорил мой друг Луис Пикок, “ни­каких входящих звонков”. Хотя частью этого процесса является блокирование сенсорного опыта, в основном они избегают зна­чения своего переживания. Они не хотят помнить и знать, на­сколько они были нелюбимыми, нежеланными или как их били. При исследовании более тысячи случаев расстройства множе­ственной личности оказалось, что очень многие из них постра­дали от жестокого обращения в жизни (по описанию в книге “Вселенная в три фунта весом” Хупера и Терези).

Работая с человеком на барьере озарения, помогайте ему отстра­ниться от мучительного переживания, с пониманием относясь к такому отстранению до тех пор, пока человек не будет готов увидеть и понять его. А когда он готов, сделайте так, чтобы ему было комфортно (насколько это возможно) и безопасно пере­стать бороться с этими прозрениями, усвоить и интегрировать их. Когда эта долгая борьба заканчивается, человек наконец-то получает свободу познать себя, позволить себе присутствовать в этом мире, соприкасаясь с физической эмоциональной реальнос­тью других людей и себя самого. Он учится смотреть в глаза, чувствовать себя здесь как у себя дома.

Можно быть открытым к информации и озарению и все же бло­кировать следующую стадию — переход к действиям. Это барьер отклика. Есть люди, которые рано усвоили запрет: “Смотри, что­бы ты не оказался виноватым!” Их с детства упрекали и застав­ляли чувствовать вину. Лучшим откликом таких людей было от­сутствие отклика. Они научились тому, что легче и разумнее просто переждать бурю. Они стали специалистами в том, как от­ложить на потом и перетерпеть. Подобные привычки являются частью обремененно-выносливого процесса характера. У людей в этом процессе сильны барьеры отклика: их привычки таковы, что им чрезвычайно трудно откликаться. Они чувствуют, что хо­тят откликнуться, но не могут. На самом деле другая их часть не желает этой ответственности. Их устраивает роль жертвы. Рас­страивать и срывать замыслы других людей — единственная по­беда, которую они могут вообразить. Им не приходят на ум соб­ственные замыслы. Их отклики и ответственность откладывают­ся в долгий ящик.


15. Снижение шума: цикл чувствительности 243

Такой человек очень легко застревает в бездействии. Если его подталкивать, он упирается, как скала. Терапевтическая задача состоит в том, чтобы обеспечить безопасность отклика. Я не пы­таюсь заставить человека что-то сделать. Вместо этого я помогаю ему сдерживаться; я даже могу физически удерживать его, в то время как он приводит в действие ту свою часть, которая хочет свободно двигаться. Таким образом, я обеспечиваю ему безопас­ность самовыражения. Это помогает ему осознать, что он хочет двигаться и самовыражаться и немного познакомиться с тем, что при этом чувствуешь. Такой вкус свободы — один из элементов знания о том, что она стоґит связанной с ней ответственности.

Следующим в цикле идет барьер поддержки. Некоторые люди по привычке отталкивают доступную поддержку и эмоциональную подпитку. Хотя они горячо желают ее, но все-таки боятся, что ее вскоре отнимут. Кроме того, они боятся своего желания. Их стра­шит образ мрачного будущего, в котором они одиноки, бессиль­ны, беспомощны, лишены любви, друзей и средств к существова­нию. Это вынуждает их стремиться к всевозможным видам под­держки и заверений о поддержке, от которых они отказываются, потому что слишком тревожно принимать или верить в них.

Этот ужасный конфликт — основная составляющая зависимо-милого процесса. Долгосрочным результатом является депрес­сия. Привычка не доверять эмоциональной поддержке и отказы­ваться от нее приводит к слабости и эмоциональному истоще­нию, точно так же, как подобный отказ от питания на физиче­ском уровне приводит к физическому истощению и смерти. Вы можете предложить поддержку таким людям, но они ее не при­мут. Они считают, что вы вскоре снова ее отнимете и это пере­живание будет слишком мучительным. Они думают, что у них лишь кратковременно будет то, что им нужно и желательно. Они не очень-то верят, что вы будете продолжать им это давать. Они сомневаются в вашей искренности. Их мысли вращаются вокруг идей утраты и бедности.

С такими людьми я работаю над принятием и использованием того, что доступно. Я помогаю им увидеть порочный круг, в ко­торый они попали, и даю им лишь такую “дозу” поддержки, в ко­торую они могут поверить. И понемногу, чтобы они могли к ней привыкнуть, как человек, выходящий из голодания. Кроме того,


244 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

я помогаю им научиться, по прекрасному выражению Блейка, “целовать радость в полете”.

Наконец, есть барьер завершения, который является частью тру­долюбиво-занятого, или жесткого (ригидного) процесса. Здесь трудность заключается в том, чтобы оставить и отпустить что бы то ни было. Будь то идеи или планы, ситуации, мысли, взаи­моотношения, задания, приверженности, что угодно, — людям с жестким процессом трудно позволить всему этому завершиться. Таких людей вознаграждали за упорство, включая и вознаграж­дения родителей, и внутренние вознаграждения в форме повы­шения самооценки. Они не получили той простой любви, кото­рую родители должны были дать своим детям, той любви, кото­рая строит прочную основу собственной ценности независимо от достижений. Поэтому они знают, как избегать эмоций и взаи­моотношений, просто все время занимаясь чем-то другим.

Трудолюбиво-занятый процесс тесно связан с метаболическими последствиями симпатической иннервации. Это смыкание дей­ствия и внимания. Людям в таком процессе чрезвычайно трудно расслабиться. Им обязательно нужно еще раз все проверять. Они хотят убедиться. Им нужно вернуться в дом и проверить, закры­ты ли все окна. Они составляют списки. Их традиционно называ­ют страдающими навязчивым неврозом. Им тяжело расслабиться и переориентироваться, оставить один проект и позволить по­явиться другому. Они все время заняты. Когда эмоции становят­ся для них слишком сильными, они ищут убежища в действии. С помощью постоянной занятости, активности и сосредоточенно­сти они уклоняются от более глубокого чувствования своих по­требностей, желаний и боли.

В случае жесткого процесса я стараюсь не включаться в гонку вместе с ним и не превращать сеанс терапии в поиск решений проблем. Как раз сама гонка является проблемой. Если бы чело­век с подобным процессом принимал себя таким, каков он есть, он смог бы расслабиться и наслаждаться жизнью, без гонки к тому “великому достижению”, которое наконец-то принесет лю­бовь, принадлежащую ему по праву. Работая с такими людьми, я учу их расслабляться и позволять сердцу открыться с верой в то, что его примут с любовью. Я помогаю им найти собственную


15. Снижение шума: цикл чувствительности 245

ценность, для которой не нужны достижения. Я помогаю им за­вершить долгий отчаянный поиск родительской любви, у кото­рой оказались столь свойственные людям ограничения.

Работа Фельденкрайза во многом связана с чувствительностью. Он обучает людей (в том числе с симптомами, подобными пара­личу) эффективно двигаться. Он учит их использовать руки, ко­торые никогда не могли донести стакан воды до томимого жаж­дой рта. Многие люди запутались, пытаясь понять работу Фель-денкрайза, потому что она выглядит слишком просто. Он не про­сто применял осознавание, чтобы изучать движения; он приме­нял движения для развития осознавания. Он создавал более точ­ный образ тела, осознание тела, благодаря которому возможны точные движения. Сначала он снова и снова производил движе­ние вместо человека. Он двигал руку. Он показывал человеку, что сначала нужно сделать то, а потом это, а потом сделать дви­жение плечом и так далее. Он не говорил этого человеку слова­ми; он говорил нервной системе через переживание движения. Он шаг за шагом проводил человека через движение. Он делал это двадцать-тридцать, а иногда пятьдесят раз — до тех пор, пока движение не входило в сознание человека. Когда оно ста­новится осознанным, то его можно сделать. Осознавание изучает движение, движение развивает осознавание. Во всех органич­ных системах есть подобная взаимная поддержка.

По словам Моше, некоторые из людей с симптомами, подобными параличу, ни разу не получали ясного образа точного, легкого движения руки, потому что они ни разу не смогли повторить это движение достаточное число раз, чтобы создать его ясный образ в нервной системе. Поэтому они не могли развить осознавания. Рука каждый раз шла в другом направлении. Не было достаточ­ной повторяемости. В системе было слишком много шума, чтобы получить ясный сигнал. Поэтому у человека ни разу не было возможности научиться движению. Дрожание и неуклюжие уси­лия — это движения, полные шума. Фельденкрайз говорит, что для того, чтобы внести новое движение в сознание и сделать его произвольным, нужно около двадцати тщательных повторений. Люди, страдающие церебральным параличом, ни разу не делали двадцати повторений подряд. Поэтому Фельденкрайз обеспечи­вает им двадцать движений подряд. И они действительно обуча-


246 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

ются этому движению. Эти люди начинают достаточно осозна­вать и чувствовать движение и могут его делать. Когда они чет­ко знают, какое оно вызывает чувство, они могут его делать. Это одновременно и осознавание через движение, и движение через осознавание. Как прекрасна впечатляющая мощь взаимной под­держки!

Невозможно усовершенствоваться без такой обратной связи. Если вы не видите, как вы действуете и насколько успешно, вам не уда­стся хоть немного повысить свое мастерство. Быть осознающим означает использовать обратную связь, уделять внимание, дос­тичь мастерства в жизни, найти гармонию с окружающим миром.

Иногда я сижу в горячей ванне на открытом воздухе в холодный день. Отмачиваясь в покрытой паром воде с включенным душем, я погружаю нос в воду так, чтобы глаза находились прямо над поверхностью. Затем я наблюдаю, как лопаются пузырьки. Каж­дый лопающийся пузырек посылает в холодный воздух крошеч­ную капельку воды. И каждая капелька неизбежно перемещается по параболической траектории. Миллиарды пузырьков во всем мире выскакивают из горячих ванн, и всегда по параболе. Каж­дый прыгает в небо и падает обратно.

Мне вспоминается стихотворение Роберта Фроста “Шелковый шатер”. В одной из строф говорится:

Но шест кедровый, острием своим Сквозь купол устремленный к небесам, Как ось души, стоит неколебим Без помощи шнуров и кольев — сам. (Перевод Г. Кружкова)

Сегодня утром я медитировал и спустя некоторое время почув­ствовал это направление в своем теле, эту организацию системы в направлении неба. И я понял: в нас есть этот порыв, эта склон­ность, это вытягивание вверх. Мы еще не совсем вертикальны. Мы все еще сильно сгибаемся от давления и страха. Но мы на­правляемся туда. Это наша природа, часть нашего любовного ро­мана с гравитацией. И падение вниз...

Как сказал Грегори Бейтсон, смерть — это способ, которым био­логический вид обновляет свои данные. Это очистка и новое на-


15. Снижение шума: цикл чувствительности 247

чало. Смерть кого-то одного — это способ, которым природа освобождает место для испытания кого-то другого. В эту игру играет не особь, а биологический вид. Поэтому смерть — это за­вершение и переориентация, как детство было сбором информа­ции и озарений, как зрелость — это отв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.014 с.)