Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пройти под “радаром” системы защитыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку все процессы характера включают в себя привычки, блокирующие чувствительность клиента к своим внутренним процессам, мы находим способы пройти под “радаром” системы защиты. Информация поддерживающей структуры в обычном состоянии бессознательна, что позволяет посвящать все сознание поддерживаемому переживанию. Например, на речь влияет и частота сердцебиения, и дыхание, и правила структуры предложения, но это происходит вне осознания и большей частью остается незамеченным. Сходные процессы не допускают глубинный материал в сознание. Вместо того чтобы использовать агрессивные техники, включающие процессы управления сознанием, мы поддерживаем всего человека в целом, прежде всего потребность в безопасности, тем самым вступая в сотрудничество с процессом клиента. Мы понижаем шум, а следовательно, повышаем чувствительность. Мы отслеживаем переживание. Мы действуем мягко и пластично и позволяем времени совершить свою работу.
сбор информации отстранение суждения оценки эмоционально отравляющие эмоционально поддерживающие
самовыражение 'действие /упорствовать выход оставить 230 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Сбор информации тесно связан c функциями, осуществляющими дистанцирование, ориентацию и присоединение (“inclusion”). Самовыражение аналогичным образом связано с контролем и импульсивностью, суждение — с симпатией, привязанностью и признательностью. Именно эти три переменные — присоединение, контроль и симпатия — используются Уильямом Шутцем в его исследовании о личности и тревожности. Мы связываем функцию выхода с созданием и поддержанием организованных и целостных иерархий потребностей и желаний. Это позволяет уделять каждому заданию должное — ни больше, ни меньше — и сбалансировать покой и активность.
Глава 15 СНИЖЕНИЕ ШУМА: ЦИКЛ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В психофизике есть так называемый закон Вебера — Фехнера. В нем утверждается, что уровень сигнала, поддающегося обнаружению, зависит от фонового шума. Чем больше фоновый шум, тем сильнее требуется сигнал. Этот простой и очевидный закон говорит нам кое-что о том, как помогать человеку устанавливать контакт с самим собой. Нам не нужно анализировать его проблемы и говорить ему, в чем дело. Нам не нужно навязывать ему никаких переживаний. Нам не нужно заставлять его испытывать какие-то чувства. Мы можем просто помочь ему снизить шум. А с понижением шума появляется сигнал. Как вы, конечно, знаете, я придерживаюсь мнения, что излечение направлено изнутри вовне, что оно органично. Это справедливо на всех уровнях, особенно на психологическом. В ходе терапии нам нужно обратить внимание клиента вовнутрь, помочь ему войти вглубь себя, найти значение, которое заявляет о себе откуда-то изнутри, из глубинного ядра. Трудно меняться на уровне глубинного ядра. Мы имеем привычки, не допускающие внесения глубинного материала в сознание, особенно травматического. Мы уже давно научились перенаправлять внимание, едва приближаемся к таким вещам. Пытаясь обратиться внутрь себя, сосредоточиваясь на каком-то переживании, организованном беспокоящим глубинным материалом, мы с трудом настраиваемся на него. Отвлечения, напряжения, беспокойства наводняют наше внимание, прерывая поиск. 232 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Здесь можно провести аналогию. Материал, на котором мы хотим сосредоточиться, это сигнал, на который мы хотим настроиться. Отвлечения, напряжения и беспокойства, которые мешают, это шум, заглушающий сигнал. Системе с большим шумом нужен мощный сигнал, для того чтобы можно было хоть что-то воспринять. Как свечу на солнце или шепот на рок-концерте, сигнал низкого уровня не видно и не слышно. Если мы хотим изменить это, можно сделать только две вещи: увеличить сигнал или снизить шум. Мы можем увеличить сигнал, распалив костер вместо свечки или крича во весь голос, вместо того чтобы шептать. В терапии это, как правило, значит увеличить уровень мощности, например, преувеличить выражение чувства. Второй способ изменить ситуацию — снизить шум, подождать темноты, чтобы зажечь свечку, или попросить рок-музыкантов и слушателей притихнуть. Это вряд ли удастся сделать на настоящем концерте, но вполне возможно, если слушаешь магнитолу. В терапии снизить шум означает проработать вопросы безопасности, расслабиться, вывести усилие наружу, перенять, войти в состояние осознанности. В Хакоми мы решительно предпочитаем снижать шум, а не усиливать сигнал. При понижении шума в любой системе она становится чувствительнее и может лучше слышать, видеть, чувствовать и помнить. Цикл чувствительности — это модель того, как мы снижаем шум в Хакоми-терапии и помогаем клиентам добраться до находящейся внутри информации. В нем используется много техник, которые помогают клиенту последовательно проходить ряд стадий, чтобы становиться все более чувствительным. По мере того как клиент становится чувствительнее, либо проясняется находящаяся внутри информация, либо привычки, управляющие переживанием, берут верх и прерывают цикл увеличения чувствительности. В таком случае проясняются привычки. Тогда мы можем лучше понять и проработать эти блоки, уделить им необходимое время и внимание, а затем вернуться к циклу. Когда мы, таким образом, повышая чувствительность, доходим до глубинного ядра, мы открываем возможность изменения на этом глубочайшем уровне. Свобода выбора на уровне глубинного ядра необычайна. Мы самосоздающиеся, самосохраняющиеся, самоорганизующиеся существа. Наше развитие разворачивается изнутри. Оно обладает индивидуальностью, оно знает, что является “Я”, а что — нет. 15. Снижение шума: цикл чувствительности 233 Оно может самовосстанавливаться. Оно может исцеляться. Все живые системы организованы таким образом — от одноклеточных и выше. Мы создали и сохраняем эти особенности как проявления своего биологического вида. Именно этот уровень индивидуальности и самоорганизации служит глубинным ядром, по крайней мере в психологическом смысле, а возможно, и в более широком. Поэтому важно знать, как мы это делаем, как мы самоорганизуемся и сохраняемся и как исцеляемся в случае тех или иных нарушений. Это “Я”, которое мы сами создали, началось с нескольких вещей — с нашего генетического наследства, нашей “первоначальной организующей конфигурации”, если воспользоваться термином Дэвида Шапиро для обозначения первоначального эмоционального и физического окружения. Мы развиваемся с определенной стартовой позиции, с темперамента и унаследованного потенциала. Мы начинаемся с простого, становясь все более сложными, настраивая поверх предыдущего каждый новый уровень достигнутого в организации и интеграции. В детстве появились темы, которые сейчас стали установками, мнениями, стратегиями и привычками повзрослевшего человека. Точно так же, как важен первый шаг путешествия, поскольку он задает направление, а не из-за покрываемого им расстояния, наши ранние шаблоны важны потому, что они проложили курс, который определил последующее развитие и в конце концов привел нас к нашему сегодняшнему “Я”. Сначала мы учимся быть этим “Я”, а потом всю оставшуюся жизнь просто его используем. Детьми мы составляем карту того, кто мы такие, кого мы любим и как мы будем общаться. Мы составляем карту этого мира, намечая, что в нем возможно, а что нет. Потом взрослыми мы живем, используя нашу карту и не особенно ее изменяя. Сначала мы является составителями карт, а потом пользователеми. В этой аналогии я использую образы и идеи Джулиана Джеймса из его книги “Происхождение сознания из разделенности двухкамерного ума”. Но составитель карт и пользователь занимаются совершенно разными вещами. В детстве мы создаем “Я”; повзрослев, мы его используем. Став взрослыми, мы по привычке сохраняем когда-то давно созданное нами “Я”. Эти действия по самосозиданию забыты. Когда мы используем “Я”, то не считаем его изменчивым. Чем больше наш 234 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми мир угрожает изменить наше “Я”, тем больше энергии мы расходуем для его укрепления. Но оно изменчиво. Все наши глубоко укоренившиеся убеждения были когда-то новыми, подлежащими сомнению идеями. Все наши старые, до боли знакомые привычки были когда-то всего лишь предметами, которые мы хотели попробовать на вкус и вступить с ними в игру (то же самое можно сказать и о тех привычках, которые сейчас кажутся нерушимыми). “Я” было когда-то свежим и гибким. В нас еще есть эта возможность воссоздания. Глубоко внутри нас по-прежнему присутствует создатель этого “Я”. Ребенок — составитель карт все еще является нашей частью. Есть составленные им проекты. Любой из них можно пересмотреть. Именно благодаря повышению чувствительности мы достигаем карты, составителя карт и возможности изменения. Получая доступ к глубинному ядру, мы находим не только созданное “Я”, но и созидающую способность. Чтобы обратиться внутрь для исследования “Я”, нужны особенные условия и руководство. Требуется время, забота и поддержка. Чтобы провести поиск внутри, нам нужна осознанность и спокойное, неторопливое отношение. Усилия, борьба, цели и сосредоточенность на достижениях затрудняют осознанное внимание (вспомните о монастырях). Для самопознания нужно медитативное отношение. “Я” не возьмешь штурмом. Сила не поможет. Применение силы отсылает составителя карт в укрытие. В битвах сражаются пользователи карт. Нет времени на любопытство и создание, когда ворота в осаде, когда “Я” нуждается в защите. Нет! Чтобы изучать “Я”, чтобы обратиться вовнутрь, оставив позади зубчатые стены и башни, нужен мир. Нужна мягкость, время и поддержка. Ненасилие, любовь, присутствие поддерживающих людей, другой вид храбрости — вот какие нужны благословения. Только они выдают в наше распоряжение “Я”, чтобы его можно было познать и изменить. И ничто иное не принесет желаемого результата. Как живые существа, мы обладаем естественной склонностью к эффективной самоорганизации. Эффективность ценна для выживания, и разве не естественно для организма отслеживать эффективность и экономность своего поведения, отбрасывая лишние, бесполезные и расточительные элементы своих действий? То же самое относится и к нам. Когда мы в состоянии осознанно- 15. Снижение шума: цикл чувствительности 235 сти отслеживаем свои действия, наблюдаем механику своих движений, восприятий и реакций, мы лучше осваиваем то, что делаем. Мастерство — естественный результат осознанности. Работа Моше Фельденкрайза основана на этой нашей склонности к эффективному самоупорядочиванию. Обучая людей навыкам успешного функционирования, Фельденкрайз снова и снова повторяет рисунок движения, плавно и без усилий, иногда задавая вопросы, которые удерживают человека в его переживании. При таком повторении, отслеживая определенное переживание, обнаруживая, что происходит, мы осознаем и чувствуем подробности своих действий. Исходя из этого осознания, мы находим новые и более экономные формы движений, получаем новое представление о теле, которое вносит в нашу жизнь больше удовольствия, больше живости. И с этим приходит новое представление о себе. Фельденкрайз назвал свою работу “Осознавание через движение” и написал книгу под таким названием. Осознавая, повторяя и распознавая рисунок движения, мы начинаем замечать самые разнообразные варианты выполнения действий и вполне естественно автоматически выбираем наиболее эффективные, продуктивные и приятные варианты. Эти две вещи — эффективное действие и осознание — дополняют друг друга. Осознание помогает стать эффективнее, а эффективность дает больше времени и энергии на использование осознания. Это может стать циклом, в котором каждая часть подпитывает следующую, еще и еще увеличивая эффективность и осознание. В чуть более расширенной форме это составляет цикл чувствительности. РАССЛАБЛЕНИЕ ЦИКЛ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯСНОСТЬ "~~~^~—-^ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ 236 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Вот основной цикл. Осознанность, бдительность, внимательность, озарение (сбор информации) повышают эффективность действий. Они приводят к более эффективным откликам на ситуацию, что неудивительно. Представьте, каково ходить с закрытыми глазами. А когда мы эффективнее откликаемся на ситуацию, мы получаем больше положительных результатов, например, больше поддержки, удовлетворения и удовольствия. В результате чувство удовлетворения позволяет завершить наши действия по удовлетворению той потребности, на которую мы откликнулись. То есть по мере удовлетворения потребности мы ослабляем наши усилия. Это расслабление, в свою очередь, повышает возможности осознания. Расслабление — это прекращение усилий, а значит, как мы скоро увидим, и снижение шума. Меньше шума — больше чувствительности. Меньше шума — больше осознания. Таков полный цикл — от осознания к эффективным откликам и поддержке, к завершению и прекращению усилий, к новому, более высокому уровню осознания. Любопытство, эксперимент, открытость — вот что поощряет изменения. Привычки, транс обычного сознания, склонность стремиться к узким целям — вот что уничтожает наш естественный потенциал здоровой реорганизации. Узкое внимание и быстрое действие порой бывают совершенно необходимы, когда важно без промедления достичь какой-то цели. Представьте, каково спешить в роддом с женщиной, у которой начались схватки. При этом некогда спокойно изучать тонкости своей реакции. Просто помните о своей задаче и решите ее, следуя принципу безопасности. Для подобных обстоятельств скорость и суженное внимание — как раз то, что надо. При изучении себя это не срабатывает. Для изучения себя нужны глаза, которым не требуется следить за дорогой. Чувствительность И эмоциональный материал У меня есть слайд с изображением потрясающе тучного человека, идущего в одиночестве по тихой вечерней улочке мимо маленького, нежного, цветущего деревца. Я когда-то занимался 15. Снижение шума: цикл чувствительности 237 тем, что выходил на улицу и подкрадывался с фотоаппаратом к необычным по типу характера людям. Этот тучный человек — один из моих лучших трофеев. Он весит, наверное, килограммов двести. Он округлый, от колен до ушей. По строению тела он похож на кабачок, поставленный на более тонкий конец. В нем есть что-то необыкновенно прекрасное — он идеально уравновешен. Он как будто плывет по улице. Это двухсоткилограммовое тело так же легко и изящно и движется, так же естественно, как балерина. Он, по-видимому, стесняется и идет быстро, как будто не хочет, чтобы его видели. Они с деревцем — полные противоположности по изяществу. Я поражаюсь каждый раз, когда вижу его застывшим в этот прекрасный момент. Как он хрупок и легок, как будто бы плывет. Он изысканно уравновешен. И если подумать, ему приходится быть таким. Это единственный способ, которым он может нести столько веса. Если бы он хоть чуть-чуть покосился в любую сторону, то непременно бы упал. Его потребность в равновесии преподала мне следующий урок. Чтобы испытывать глубокие переживания, нужно быть уравновешенным. Если вы неуравновешенны, то даже при минимальной чувствительности мощные переживания ошеломят вас. В терапии по мере повышения чувствительности присутствующие у нас зоны дисбаланса “опрокидывают” текущие процессы в отвлечения или эмоциональный хаос. Честно и смело разбираясь с этим хаосом, мы учимся восстанавливать равновесие. Мы развиваем свою способность оставаться ясными, стройными и изящными даже под тяжелым бременем того, что в конечном счете является просто человеческой жизнью. Мои идеи о том, как добираться до глубочайших убеждений людей, очень просты. По мере того, как человек расслабляется, с вниманием, мягко сосредоточенным на текущем переживании, увеличивается чувствительность, и попытки управлять переживанием постепенно уступают место принятию всего, что появляется. В какой-то момент этого процесса мы достигаем такого уровня чувствительности, на котором переживание становится насыщенным и эмоциональным. Если человек еще не стал ясным и уравновешенным, обязательно назреет выплеск эмоцио- 238 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми нального материала. Единственный способ избежать этого — либо оставаться напряженным и, следовательно, нечувствительным, либо направить взгляд в другое место, перенести внимание на что-то другое. Все мы используем две эти общие стратегии для того, чтобы скрывать переживание. Эти механизмы служат нам защитами. Мы либо сосредоточены на чем-то другом, так сказать, настроены на другую волну, задвигая боль или что-то еще на смутный задний план, либо делаем что-то очень шумное, отупляя свое тело и ум. Барьерами чувствительности служат шум и отвлечение. Для того чтобы достичь убеждений, воспоминаний и чувств на уровне едва выносимого переживания, терапевт просто помогает клиенту стать более чувствительным. Конечно, можно быть расслабленным и ничего не прорабатывая, но не тогда, когда позволяешь переживаниям свободно всплывать и отслеживаешь их. Высокая чувствительность и открытость к переживанию вполне естественно ведут к эмоциональному и духовному росту, который нам еще предстоит совершить. Цикл чувствительности — это способ ее повышения как раз для этой цели. БАРЬЕРЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
БАРЬЕР ОЗАРЕНИЯ БАРЬЕР ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 15. Снижение шума: цикл чувствительности 239 Стадии Цикл состоит из четырех стадий, с барьером на каждой стадии. СТАДИИ БАРЬЕРЫ расслабление, переориентация завершение ясность озарение эффективное действие отклик
удовлетворение Прежде всего есть место, где расслабляешься, отбрасываешь внешние заботы и позволяешь своему уму и телу переориентироваться. На этой стадии завершаешь что-то одно и открываешься тому, что дальше, позволяя прийти в сознание следующему переживанию, которое хочет произойти. Этот шаг пассивен и открыт органичной потребности. Например, вы проработали весь день. Вы приостанавливаетесь, расслабляетесь и осознаете, что вы голодны, как волк. Дело здесь просто в том, что завершаете то, чем были заняты, и позволяете появиться в сознании следующей потребности или следующему незаконченному делу. С другой стороны, для того чтобы не допускать появления определенных переживаний, например, голода, одиночества или боли, люди часто не дают деятельности завершиться. Они фиксируются на чем-то, избегая расслабления и переориентации, при которой всплывет мучительное переживание. Такой вид избегания называется барьером завершения. Если все же завершаешь и расслабляешься, появляется новое переживание. И если достаточно долго удерживаешь внимание на этом новом переживании, оно проясняется. Достигаешь ясности. Иногда эта ясность возникает внезапно, после периода замешательства. Она приходит в форме озарения. Точно так же, как после выполнения работы появляется голод, человек может затем осознать: “Чего я хочу, так это бутерброд с тунцом”. Если он достаточно чувствителен и достаточно долго отслеживает, раскрываются все более “точечные” переживания. Это не просто голод, а то, что именно сейчас ты хочешь съесть (цикл чувствительности относится как к проработке эмоций, так и к знанию того, что хочешь съесть, так и к тому, как стоять или двигаться). Отслеживаешь довольно долго, чтобы собрать достаточно информации 240 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми для прояснения переживания. Для этого не нужно прилагать особого труда; как и в медитации, дело здесь просто в том, чтобы отслеживать, держать канал восприятия открытым. Все же это умышленная, намеренная открытость, наблюдение и принятие. Психотерапия действенна благодаря техникам, которые мы используем, чтобы помогать людям отслеживать свое переживание. Время их проясняет и совершенствует. По мере отслеживания переживание выдает все больше информации и приближает нас к озарению и пониманию. Привычки, которые не допускают сбора информации и достижения ясности, называются барьером озарения. Когда ситуация ясна, человек готов откликнуться на нее, предпринять некое действие. Если он позволил ситуации проясниться, его действия будут более эффективными. Если он достиг ясности, то не пойдет покупать пиццу, когда хочет суп мисо. Он не будет совершать дурацких ошибок. Его отклики буду соответствовать действительности. Его реакции будут эффективными и продуктивными, точными и экономными. Никаких безвыходных тупиков. Привычки, которые не допускают такого намеренного, сознательного отклика, называются барьерами отклика. Когда человеку ясны его потребности и желания, действия становятся гораздо эффективнее и продуктивнее. Они приносят лучшие результаты, больше эмоциональной поддержки и удовлетворения. Они приносят больше того, чего человек хочет и в чем нуждается. Привычки, которые не допускают принятия необходимого, называются барьерами эмоциональной поддержки. Получение того, что нужно, в свою очередь, позволяет больше расслабиться. Когда человек наконец получает то, что ему нужно, он глубоко вздыхает. Он отбрасывает свои усилия и расслабляется. Затем он завершает те действия, которые удовлетворили эту потребность. Это называется достижением завершения. Привычки, которые не допускают завершения, называются барьерами завершения. При завершении человек переориентируется, еще больше расслабляется и достигает большей ясности, затем чуть большей эффективности, затем чуть большей эмоциональной поддержки, и так далее по кругу. В ходе всего этого цикла ясность превраща- 15. Снижение шума: цикл чувствительности 241 ется в мудрость, эффективность — в мастерство и полную уверенность, поддержка и удовлетворение — в блаженство и осуществление замыслов, а расслабление — в глубокий внутренний покой. Циклом может быть как дело всей жизни, так и сиюминутные действия. Барьеры и процесс характера Барьер озарения связан с блокированием входящей информации. Она может блокироваться на любом участке пути — от сенсорного уровня до уровня понимания или озарения. Есть люди, которые стараются не замечать определенные вещи, касающиеся их самих или окружающего мира. Это особенно относится к людям с чувствительно-аналитическим процессом характера. Для них существуют истины, которые слишком тягостны, чтобы вспоминать их или смотреть им в лицо. Некоторые переживания оказались для них ошеломляющими, например, жестокое обращение в детстве, и они не хотят допускать их в сознание. Урок, извлеченный из таких переживаний, заключается в том, что жизнь сурова и полна опасностей, и хотя такие люди могут не помнить самих переживаний, то, что жизнь полна опасностей, написано у них на лице. В результате люди с барьерами озарения испытывают общее отстранение от контакта с другими и от собственного телесного опыта. На барьере озарения они избегают образов, воспоминаний, ситуаций и мыслей, которые могут вызвать тягостные или даже ужасающие чувства и прозрения. Поэтому они блокируют видение, слышание, знание, понимание и контакт. Они смотрят в сторону. В момент эмоционального стресса они, как правило, закрывают руками или зажмуривают глаза. У них могут быть проблемы со зрением. Часто такие люди полностью сосредоточиваются на чем-то, совершенно лишенном эмоций, например, на компьютерах. Они часто предпочитают работать в одиночестве, вдали от других людей. Контакт с другими людьми для них затруднителен, они чувствуют себя не в своей тарелке. Они застенчивы и легко смущаются. Как и “эктоморфы” Шелдона, которых они напоминают по форме тела, они предпочитают слабо-освещенные, маленькие комнатки и закрытые двери. В восьмиде- 242 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми сятые годы некоторые из них весь день напролет носили наушники с громкой музыкой. Как говорил мой друг Луис Пикок, “никаких входящих звонков”. Хотя частью этого процесса является блокирование сенсорного опыта, в основном они избегают значения своего переживания. Они не хотят помнить и знать, насколько они были нелюбимыми, нежеланными или как их били. При исследовании более тысячи случаев расстройства множественной личности оказалось, что очень многие из них пострадали от жестокого обращения в жизни (по описанию в книге “Вселенная в три фунта весом” Хупера и Терези). Работая с человеком на барьере озарения, помогайте ему отстраниться от мучительного переживания, с пониманием относясь к такому отстранению до тех пор, пока человек не будет готов увидеть и понять его. А когда он готов, сделайте так, чтобы ему было комфортно (насколько это возможно) и безопасно перестать бороться с этими прозрениями, усвоить и интегрировать их. Когда эта долгая борьба заканчивается, человек наконец-то получает свободу познать себя, позволить себе присутствовать в этом мире, соприкасаясь с физической эмоциональной реальностью других людей и себя самого. Он учится смотреть в глаза, чувствовать себя здесь как у себя дома. Можно быть открытым к информации и озарению и все же блокировать следующую стадию — переход к действиям. Это барьер отклика. Есть люди, которые рано усвоили запрет: “Смотри, чтобы ты не оказался виноватым!” Их с детства упрекали и заставляли чувствовать вину. Лучшим откликом таких людей было отсутствие отклика. Они научились тому, что легче и разумнее просто переждать бурю. Они стали специалистами в том, как отложить на потом и перетерпеть. Подобные привычки являются частью обремененно-выносливого процесса характера. У людей в этом процессе сильны барьеры отклика: их привычки таковы, что им чрезвычайно трудно откликаться. Они чувствуют, что хотят откликнуться, но не могут. На самом деле другая их часть не желает этой ответственности. Их устраивает роль жертвы. Расстраивать и срывать замыслы других людей — единственная победа, которую они могут вообразить. Им не приходят на ум собственные замыслы. Их отклики и ответственность откладываются в долгий ящик. 15. Снижение шума: цикл чувствительности 243 Такой человек очень легко застревает в бездействии. Если его подталкивать, он упирается, как скала. Терапевтическая задача состоит в том, чтобы обеспечить безопасность отклика. Я не пытаюсь заставить человека что-то сделать. Вместо этого я помогаю ему сдерживаться; я даже могу физически удерживать его, в то время как он приводит в действие ту свою часть, которая хочет свободно двигаться. Таким образом, я обеспечиваю ему безопасность самовыражения. Это помогает ему осознать, что он хочет двигаться и самовыражаться и немного познакомиться с тем, что при этом чувствуешь. Такой вкус свободы — один из элементов знания о том, что она стоґит связанной с ней ответственности. Следующим в цикле идет барьер поддержки. Некоторые люди по привычке отталкивают доступную поддержку и эмоциональную подпитку. Хотя они горячо желают ее, но все-таки боятся, что ее вскоре отнимут. Кроме того, они боятся своего желания. Их страшит образ мрачного будущего, в котором они одиноки, бессильны, беспомощны, лишены любви, друзей и средств к существованию. Это вынуждает их стремиться к всевозможным видам поддержки и заверений о поддержке, от которых они отказываются, потому что слишком тревожно принимать или верить в них. Этот ужасный конфликт — основная составляющая зависимо-милого процесса. Долгосрочным результатом является депрессия. Привычка не доверять эмоциональной поддержке и отказываться от нее приводит к слабости и эмоциональному истощению, точно так же, как подобный отказ от питания на физическом уровне приводит к физическому истощению и смерти. Вы можете предложить поддержку таким людям, но они ее не примут. Они считают, что вы вскоре снова ее отнимете и это переживание будет слишком мучительным. Они думают, что у них лишь кратковременно будет то, что им нужно и желательно. Они не очень-то верят, что вы будете продолжать им это давать. Они сомневаются в вашей искренности. Их мысли вращаются вокруг идей утраты и бедности. С такими людьми я работаю над принятием и использованием того, что доступно. Я помогаю им увидеть порочный круг, в который они попали, и даю им лишь такую “дозу” поддержки, в которую они могут поверить. И понемногу, чтобы они могли к ней привыкнуть, как человек, выходящий из голодания. Кроме того, 244 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми я помогаю им научиться, по прекрасному выражению Блейка, “целовать радость в полете”. Наконец, есть барьер завершения, который является частью трудолюбиво-занятого, или жесткого (ригидного) процесса. Здесь трудность заключается в том, чтобы оставить и отпустить что бы то ни было. Будь то идеи или планы, ситуации, мысли, взаимоотношения, задания, приверженности, что угодно, — людям с жестким процессом трудно позволить всему этому завершиться. Таких людей вознаграждали за упорство, включая и вознаграждения родителей, и внутренние вознаграждения в форме повышения самооценки. Они не получили той простой любви, которую родители должны были дать своим детям, той любви, которая строит прочную основу собственной ценности независимо от достижений. Поэтому они знают, как избегать эмоций и взаимоотношений, просто все время занимаясь чем-то другим. Трудолюбиво-занятый процесс тесно связан с метаболическими последствиями симпатической иннервации. Это смыкание действия и внимания. Людям в таком процессе чрезвычайно трудно расслабиться. Им обязательно нужно еще раз все проверять. Они хотят убедиться. Им нужно вернуться в дом и проверить, закрыты ли все окна. Они составляют списки. Их традиционно называют страдающими навязчивым неврозом. Им тяжело расслабиться и переориентироваться, оставить один проект и позволить появиться другому. Они все время заняты. Когда эмоции становятся для них слишком сильными, они ищут убежища в действии. С помощью постоянной занятости, активности и сосредоточенности они уклоняются от более глубокого чувствования своих потребностей, желаний и боли. В случае жесткого процесса я стараюсь не включаться в гонку вместе с ним и не превращать сеанс терапии в поиск решений проблем. Как раз сама гонка является проблемой. Если бы человек с подобным процессом принимал себя таким, каков он есть, он смог бы расслабиться и наслаждаться жизнью, без гонки к тому “великому достижению”, которое наконец-то принесет любовь, принадлежащую ему по праву. Работая с такими людьми, я учу их расслабляться и позволять сердцу открыться с верой в то, что его примут с любовью. Я помогаю им найти собственную 15. Снижение шума: цикл чувствительности 245 ценность, для которой не нужны достижения. Я помогаю им завершить долгий отчаянный поиск родительской любви, у которой оказались столь свойственные людям ограничения. Работа Фельденкрайза во многом связана с чувствительностью. Он обучает людей (в том числе с симптомами, подобными параличу) эффективно двигаться. Он учит их использовать руки, которые никогда не могли донести стакан воды до томимого жаждой рта. Многие люди запутались, пытаясь понять работу Фель-денкрайза, потому что она выглядит слишком просто. Он не просто применял осознавание, чтобы изучать движения; он применял движения для развития осознавания. Он создавал более точный образ тела, осознание тела, благодаря которому возможны точные движения. Сначала он снова и снова производил движение вместо человека. Он двигал руку. Он показывал человеку, что сначала нужно сделать то, а потом это, а потом сделать движение плечом и так далее. Он не говорил этого человеку словами; он говорил нервной системе через переживание движения. Он шаг за шагом проводил человека через движение. Он делал это двадцать-тридцать, а иногда пятьдесят раз — до тех пор, пока движение не входило в сознание человека. Когда оно становится осознанным, то его можно сделать. Осознавание изучает движение, движение развивает осознавание. Во всех органичных системах есть подобная взаимная поддержка. По словам Моше, некоторые из людей с симптомами, подобными параличу, ни разу не получали ясного образа точного, легкого движения руки, потому что они ни разу не смогли повторить это движение достаточное число раз, чтобы создать его ясный образ в нервной системе. Поэтому они не могли развить осознавания. Рука каждый раз шла в другом направлении. Не было достаточной повторяемости. В системе было слишком много шума, чтобы получить ясный сигнал. Поэтому у человека ни разу не было возможности научиться движению. Дрожание и неуклюжие усилия — это движения, полные шума. Фельденкрайз говорит, что для того, чтобы внести новое движение в сознание и сделать его произвольным, нужно около двадцати тщательных повторений. Люди, страдающие церебральным параличом, ни разу не делали двадцати повторений подряд. Поэтому Фельденкрайз обеспечивает им двадцать движений подряд. И они действительно обуча- 246 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ются этому движению. Эти люди начинают достаточно осознавать и чувствовать движение и могут его делать. Когда они четко знают, какое оно вызывает чувство, они могут его делать. Это одновременно и осознавание через движение, и движение через осознавание. Как прекрасна впечатляющая мощь взаимной поддержки! Невозможно усовершенствоваться без такой обратной связи. Если вы не видите, как вы действуете и насколько успешно, вам не удастся хоть немного повысить свое мастерство. Быть осознающим означает использовать обратную связь, уделять внимание, достичь мастерства в жизни, найти гармонию с окружающим миром. Иногда я сижу в горячей ванне на открытом воздухе в холодный день. Отмачиваясь в покрытой паром воде с включенным душем, я погружаю нос в воду так, чтобы глаза находились прямо над поверхностью. Затем я наблюдаю, как лопаются пузырьки. Каждый лопающийся пузырек посылает в холодный воздух крошечную капельку воды. И каждая капелька неизбежно перемещается по параболической траектории. Миллиарды пузырьков во всем мире выскакивают из горячих ванн, и всегда по параболе. Каждый прыгает в небо и падает обратно. Мне вспоминается стихотворение Роберта Фроста “Шелковый шатер”. В одной из строф говорится: Но шест кедровый, острием своим Сквозь купол устремленный к небесам, Как ось души, стоит неколебим Без помощи шнуров и кольев — сам. (Перевод Г. Кружкова) Сегодня утром я медитировал и спустя некоторое время почувствовал это направление в своем теле, эту организацию системы в направлении неба. И я понял: в нас есть этот порыв, эта склонность, это вытягивание вверх. Мы еще не совсем вертикальны. Мы все еще сильно сгибаемся от давления и страха. Но мы направляемся туда. Это наша природа, часть нашего любовного романа с гравитацией. И падение вниз... Как сказал Грегори Бейтсон, смерть — это способ, которым биологический вид обновляет свои данные. Это очистка и новое на- 15. Снижение шума: цикл чувствительности 247 чало. Смерть кого-то одного — это способ, которым природа освобождает место для испытания кого-то другого. В эту игру играет не особь, а биологический вид. Поэтому смерть — это завершение и переориентация, как детство было сбором информации и озарений, как зрелость — это отв
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.79.107 (0.014 с.) |