Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проработка в соответствии с состоянием

Поиск

ОРИЕНТИРЫ Попросите описать словами переживания и глубокие чувства, проясните воспоминания Будьте сострадательным взрослым или примите роль “волшебного незнакомца” Поддержите спонтанное поведение, в особенности управление переживанием

ПОИСК ЗНАЧЕНИЯ

И ГЛУБИННОГО

МАТЕРИАЛА

РАБОТА С РЕБЕНКОМ

РАБОТА С СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ*

Помогите создать

переживание,

которое желает

произойти

Поддержите

созданные ассоциации,

предложите свои

собственные, дайте

клиенту время

на то, чтобы сделать

это внутри себя

Отследите,

есть ли признаки

того, что человек

самопроизвольно пришел

к завершению, если нужно,

используйте

техники завершения


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ

ЗАВЕРШЕНИЕ


*Иногда работа с сильными эмоциями называется “спуском по горной реке”.


 

Глава 6

КОНТАКТ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ

И УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ

Контакт и отслеживание — это одновременно и умения, и основ­ные задачи. Как умения, они необходимы на протяжении всего процесса. Как задачи, они особенно важны вначале, когда мы приступаем к созданию лечебных отношений. Как и во всем ос­тальном в Хакоми, в них тоже проявляются принципы. Отслежи­вание — это умение следовать за потоком текущих переживаний другого человека. Это значит постоянно смотреть и слушать, ловя нить того, что происходит с другим человеком. Для отсле­живания необходима способность выходить за пределы соб­ственного “Я” и непрерывно наблюдать за тем, что чувствует и делает кто-то другой. Это постоянное чтение сигналов, подобное выслеживанию животного в лесу. Это наведение на цель и удер­жание цели, как в отслеживании самолета радаром. Это способ быть вместе с другим, позиция интереса и любопытства. Суть здесь не в содержании рассказа другого человека. Не в решении проблем или выяснении того, кем является другой человек. Дело гораздо проще. Без этого не может проходить терапия.

У контакта есть несколько уровней: это задача создания связи, как в установлении контакта, и задача поддержания этой связи, как в сохранении контакта; умения, с помощью которых все это исполняется; а на уровне техники это контактное высказывание. Исцеляющие отношения, — хотя это больше, гораздо больше, чем просто установление и сохранение контакта, — вместе с тем требуют решения таких задач. А решение задач, в свою очередь,


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 113

требует умений. Одно из этих умений — способность создавать и использовать контактные высказывания. Быть в контакте — вот что мы стараемся создать. По аналогии мы можем предста­вить себе, что получаем и посылаем сообщения в обе стороны. Если мы в хорошем контакте, сообщения протекают гладко. Я знаю, что вы получаете мои сообщения, а вы знаете, что я полу­чаю ваши. Общение идет бодро и весело. Когда контакт наруша­ется (например, помехи на линии), нам приходится повторяться. Слова неверно понимаются. Понимать становится трудно. Когда в сеансе терапии вы замечаете что-то вроде повторяемых и не­правильно понимаемых высказываний, вы можете быть уверены, что процесс не продвинется дальше, пока не улучшится контакт. С другой стороны, когда обучаешься мастерству отслеживания и сообщения контактных высказываний, общение поразительно улучшается. Когда эти умения полностью развиты, хорошее об­щение практически гарантировано.

Установление осознанности — одна из основных задач, необхо­димая для развертывания процесса. Во многом оно зависит от качества отслеживания и контакта. Кроме того, для установле­ния осознанности нужна способность общаться с человеком в необычном состоянии сознания и способность сообщить суть та­кого состояния другому. Это достигается, когда сам приближа­ешься к осознанности и выражаешь это в изменении темпа, тона голоса, шаблонов речи и используемых слов. Иногда к тому же используются образы.

Контакт

Как установить контакт. Вот простой пример установления контакта: я работаю в кризисном центре, и ко мне приходит женщина. Она очень быстро говорит. Своим видом и речью она производит впечатление сильной тревоги. Я сижу за своим сто­лом, а она садится на стул перед столом и без умолку говорит о машинах на улице, о детях, которые там играют, о том, что эту улицу должны освободить для игр, и так далее, и тому подобное. Большое, длинное предложение. Она совершенно не смотрит на меня. Она смотрит на пол. Она как будто даже не ждет от меня ответа. Она продолжает говорить как бы сама с собой. Проходит довольно много времени, и она делает паузу, чтобы перевести


114 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

дыхание. В этот момент я немного наклоняюсь к ней и отчетли­во говорю: “Жутко, да”. Она поднимает взгляд на меня, смотрит мне в глаза, пока что-то внутри нее не удовлетворяется, а затем мягко отвечает: “Да, я перепугалась”. Хорошо. Теперь это разго­вор двух людей. Теперь она говорит со мной, а я говорю с ней. Мы установили контакт.

Чтобы построить контакт, терапевт проявляет понимание. Вна­чале это часто означает выслушивать подробности и смысл рас­сказа клиента. Но здесь есть ловушка. Если слишком часто пока­зывать, что выслушиваешь рассказ, то клиент делает вывод, что ты интересуешься именно рассказом. Так можно узнать много подробностей случившегося, но клиент вряд ли глубоко войдет в свое переживание. Для этого терапевту и клиенту нужно сосре­доточиться на переживании, а оно происходит только в настоя­щем. Так что эффективнее, если терапевт проявляет понимание, показывая, что он в контакте с тем, что клиент делает или чув­ствует именно в этот момент. Следя и за тем, и за другим, за рас­сказом и за текущим переживанием, терапевт помогает клиенту почувствовать, что его слышат и понимают. Понимание нужно продемонстрировать. Просто сказать “Я понимаю” или что-то вроде “А, да” — недостаточно. Контакт устанавливаешь еще и тем, что даешь клиенту понять, что сейчас его время. В основном это делается с помощью ожидания. Когда клиент говорит, тера­певт слушает и наблюдает, терпеливо ожидая, когда клиент за­кончит и подаст знак, что он готов к словам терапевта. Вот тог­да, когда клиент так слушает, терапевт может предложить кон­тактное высказывание (см. подраздел ниже).

Терапевту, конечно, не обязательно произносить контактное высказывание каждый раз, когда клиент перестает говорить. Контактные высказывания не обязательны. Это вопрос выбора. Обязательно нужно построить контакт. А для этого может быть достаточно одного хорошего контактного высказывания. И тера­певту не обязательно понимать все о клиенте, чтобы произнести контактное высказывание. Достаточно понять какую-то часть того, что клиент сейчас переживает. Клиент все время делает много разных вещей. Может быть, ему трудно в чем-то разоб­раться. Терапевт говорит что-то простое об этом, например: “В самом деле, все это не очень понятно”. Не нужно и не рекомен-


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 115

дуется прояснять это замешательство. Просто назовите его и по­смотрите, что клиент начнет делать с этого момента. Когда тера­певт предлагает краткий, простой комментарий о личном пере­живании клиента, он показывает, что следит за тем, что проис­ходит с клиентом. Именно это и нужно! Когда это происходит, клиент часто чувствует облегчение и безопасность. Чувствуя, что его слушают и понимают, клиент расслабляется и идет глуб­же. Хороший контакт редко случается вне терапии. Когда он происходит в ходе терапии, это большой шаг к созданию усло­вий для сотрудничества бессознательного и процесса раскрытия клиента.

Как сохранить контакт. Большая часть событий в нашем опыте лишь проходит через кратковременную память. Они могут мгно­венно теряться под наплывом последующих мыслей, чувств и ощущений. Вот и вся продолжительность текущего переживания, при изменении настроения или чувства оно может продлиться лишь еще несколько кратких секунд. Затем, как вчерашний сон, оно уходит навсегда. Если вы собираетесь сосредоточиться на чем-то конкретном, то вам нужно сформулировать контактное высказывание и использовать его, пока переживание происхо­дит, или не позже трех-четырех секунд после того, как оно нача­ло угасать.

Однажды я ехал на машине в Альбукерк со своей знакомой, кото­рая шесть или семь лет изучала айкидо. Она была чуткой и рас­слабленной, когда вдруг сзади и слева от нас раздался громкий звук. В ответ она просто перевела свою левую руку приблизи­тельно на уровень живота, держа ее горизонтально, ладонью вниз и неспешно повернула все свое тело в сторону звука. Это движение длилось не дольше пяти секунд. Оно было изящно и сдержанно, прекрасный пример поворота для встречи с тем, что приближается, который в айкидо называют “ирими”1. Я был про­сто заворожен этим жестом и ничего не говорил, наверное, трид­цать секунд. Потом я спросил, заметила ли она, что сделала в от­вет на этот звук. Она совсем этого не помнила. Она была сосре­доточена на нашем разговоре и не следила за своими собствен­ными прекрасными движениями. В них были годы тренировок, и они стали привычкой. Но если бы я в первый же момент сказал: “Это айкидо, да”, — то все это могло бы всплыть в ее сознании, возможно, с улыбкой самоосознания. Чтобы установить контакт,


116 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

нужно быстро действовать медленно. Чувство здесь расслаблен­ное и удобное, но темп и своевременность решают все.

Когда контакт установлен, терапевт поддерживает его, настраи­ваясь на потребности и темп клиента и показывая это. Напри­мер, терапевт дает клиенту возможность говорить, пока не полу­чает какой-то сигнал, обычно взгляд, о том, что можно говорить самому. Или молчит, когда клиент обращается внутрь себя, обду­мывая, вспоминая или делая что-то еще. Или терапевт использу­ет контактные высказывания, чтобы показать, что осознает еже­секундные изменения, происходящие с клиентом, например, ког­да клиент начинает чувствовать печаль или удовольствие. В эти переходные моменты от одного чувства к другому или от одного вида деятельности к другому можно предлагать контактные вы­сказывания. Хотя клиент может не комментировать эти высказы­вания и даже не заметить некоторых из них, они сильно влияют на ход процесса. Для поддержания контакта важно сохранять чувствительность к темпу и переходам. Контактных высказыва­ний не должно быть много. Чем лучше установлен и поддержи­вается контакт, тем меньше нужно контактных высказываний, чтобы он сохранялся.

Контакт и развертывание процесса. Особенно важно оставлять клиенту время сразу после контактного высказывания. В не­сколько мгновений после контактного высказывания клиент на­чинает осознавать что-то. Может, это печаль, о которой вы ска­зали, конфликт, который вы назвали, или что-то еще. Именно в эти моменты клиент, сознательно или бессознательно, выбирает, по какому пути идти. Отслеживать новое переживания, плакать от горя, воскрешать воспоминания, двигаться вместе со своим процессом или нет. Вам нужно дать клиенту пространство для действий. Это самая важная часть подстройки и мощный сигнал о том, что вы поддерживаете то, что клиенту нужно и хочется делать. Так что это просто: после контактного высказывания по­дождите и посмотрите, в каком направлении после него пойдет клиент. Например, я слушал, как клиентка долго описывала две свои части. Три или четыре минуты слов. Я выслушивал подроб­ности, но не комментировал их. Я просто сказал, когда она за­кончила и посмотрела на меня: “Так что две части, да”. Скажете, что это простодушно. Да. Но это подействовало — она начала


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 117

плакать. Не расстроившись из-за того, что ее терапевт идиот, а потому, что этот внутренний раскол был глубоко мучительным, и именно об этой боли она на самом деле говорила. Я мог бы сказать: “Больно, да”. Или: “Конфликт, да”. Она с такой же легко­стью могла бы заплакать после моих слов. По сути дела, я поды­тожил ситуацию, которую она описывала. Я подождал. Она ре­шила выпустить наружу свои чувства по поводу этой ситуации. Возможно, это не было сознательным решением. Оно могло по­казаться самопроизвольным. Но это наверняка было решением на каком-то уровне. Я не заставлял ее плакать. Я только повлиял на это решение, показав, что я понял ее ситуацию, и подождав, чтобы позволить ей сделать то, что она хочет. И она заплакала.

Здесь подходит слово “влияние”. Контактное высказывание по­зволяет терапевту в чем-то повлиять на течение процесса. Тера­певт не побуждает клиента ни к каким действиям, соответ­ственно, он не вызывает сопротивления. Тем не менее контакт влияет на происходящее. Контактное высказывание о грусти, по сути, означает: “Я заметил, что вам грустно, и мне это интерес­но”. Молчание вслед за этим означает: “Я готов слушать, если вы хотите заняться этим глубже”. Оно комментирует и оставля­ет пространство для того, чтобы клиент затем отправился туда, куда хочет. Оно помогает наладить сотрудничество и сделать терапию двусторонним процессом. Оно позволяет терапевту стать частью мира клиента, войти внутрь и принять участие, не создавая борьбы за контроль. Контроль, в конечном счете, при­надлежит клиенту.

Контакт продвигает процесс дальше, показывая, что выражаемое понимается. Как это происходит и в обычном разговоре, прояв­ленное понимание позволяет говорящему пойти дальше и выска­зать что-то еще. Если понимания недостаточно, говорящий ста­рается снова сказать о том же, возможно, по-другому. Или гово­рящий может просто прекратить попытки, сменить тему или уйти. В терапии нужно, чтобы продвигался дальше весь про­цесс — от отношений к осознанности, к переживанию, к прора­ботке, к переживанию, которое хочет произойти. Нужно, чтобы переживание перешло от проговаривания к чувствованию, к ис­следованию, к выражению и к пониманию. Контактного выска­зывания вроде “Грустно, да” может быть вполне достаточно для


118 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

того, чтобы момент легкой грусти стал сильным чувством и воз­можностью для свободного самовыражения. Показывая, что вы знаете о присутствии грусти (или чего-то другого), и принимая это, вы выделяете пространство для того, чтобы оно произошло. Некоторых людей, особенно тех, кто чувствует себя непонятыми, хороший контакт трогает и утешает. Это третья цель контакта. Он дает клиенту знать, что тот не одинок, что есть кто-то еще, кто способен помочь справиться с ситуацией.

Кроме того, контакт позволяет терапевту сосредоточиться на тех частях переживания, которые находятся на грани сознания. Лег­кая грусть, которую терапевт заметил и о которой упомянул, мог­ла находиться немного вне поля сознания. Упоминание о грусти переносит ее в центр внимания и создает условия для того, чтобы с ней что-то произошло. Часто этот новый центр внимания более интересен, чем тема разговора, и легко ее заменяет. Тогда у про­цесса есть возможность пойти глубже. Это небольшой прием для “выпрыгивания” из системы, часть метода, на котором мы сосре­доточимся позже, в главе 17. Это также хорошая тренировка для клиента, который неизбежно узнает о своих собственных систе­мах и о том, как из них “выпрыгивать”. Первым “выпрыгивает” сам терапевт из проторенных дорог обычного разговора на более плодородную почву настоящего момента.

Мета-уровни. В общем взаимодействии между клиентом и тера­певтом есть две стороны: содержание и форма. Содержание обычно остается фигурой, а форма — это часть фона. Из содер­жания вы узнаете историю клиента. Он рассказывает вам о себе. Слушая рассказ клиента, вы можете получить какое-то представ­ление о том, что происходит на более глубоких уровнях, какое детство было у него, какие шаблоны характера проявляются. На начальных этапах сеанса можно слушать историю, не вмешива­ясь, определяя какие-то интересные моменты. Хотя вас могут интересовать особенности голоса, структура тела, выражения лица и поза, вы, вместе с тем, узнаете что-то о представлениях, убеждениях, предположениях и событиях в жизни клиента.

Хотя содержание важно, форма взаимодействия гораздо сильнее влияет на ход терапии. Форма этого обмена действует на мета-уровне общения, вне содержания и обычно вне сознания. Она определяется небольшими повторяющимися деталями. Напри-


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 119

мер, кто говорит первым, кто перебивает, кто где садится, а так­же всевозможными мелкими жестами и невербальными проявле­ниями, которые управляют потоком общения и безмолвно ком­ментируют то, что каждый из нас о себе думает, и какие именно у нас отношения.

Несколько подробностей. Показывая, что вы слушаете, вы призна­ете значимость другого человека. Своим вниманием вы говорите, что признаете реальность его переживания, что вы готовы выде­лить ему пространство, чтобы он обнаружил свое полное “Я”, предлагая вашему вниманию части себя. Не обесценивайте и не игнорируйте эти части, как вполне могли сделать в прошлом дру­гие. Говоря что-то в ответ о настроении, чувствах и переживаниях другого человека, внесите их в область обсуждаемого материала, в то же время придавая им общую реальность. Высказывание типа “Мне кажется, вы немного нервничаете”, произнесенное без осуждения и без нарушения ритма рассказа другого человека, — это способ сделать чувства реальными, тем, что можно испыты­вать и обсуждать. Открытый разговор обо всем, что нужно обгово­рить, переживание своих чувств, какими бы они ни были, — именно это нужно сделать само собой разумеющимся. Сопережи­вая тому, что испытывает другой человек, позволяя ему быть, под­держивая его, если он берет на себя инициативу, вы помогаете ему быть хозяином своей жизни. Итак, чтобы с ним ни происходи­ло, принимайте это. Если он молчит, встречайте его в его молча­нии. “Об этом трудно говорить, правда”. При таком отклике ему будет легче начать говорить снова. Ваше собственное желание “что-то сделать” может подождать. Встречайте его там, где он на­ходится. Считайте это вызовом на дом.

Так как для клиента задача терапии заключается в том, чтобы углубиться внутрь себя и найти свою сердцевину, большая часть работы терапевта состоит в том, чтобы обеспечить безопасность этого процесса. Наивысшая ответственность терапевта — защи­тить воодушевление, ощущение надежды и жизненную силу. Что­бы достичь этого, будьте в безопасности сами, не судите других, принимайте их и обеспечивайте безопасность ситуации. Кон­такт — очень безопасный способ вмешательства, и вы можете до­нести это до клиента. Кроме того, обсуждая, наблюдая, а иног­да прорабатывая ощущения в теле, мы определяем его место в те-


120 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

рапии. Сама идея о том, что тело отражает психическую жизнь, нова для большинства людей. Так что нужно четко прояснить наши идеи и способы работы с телом. Конечно, важно еще и про­яснить, что вполне разрешается испытывать и выражать сильные эмоции, особенно чувства, которые считаются “плохими”, напри­мер злость, ненависть, зависть и т.д. Это проявления личности, ее таланты, естественные продукты нашей природы. Мы имеем пра­во испытывать все эти эмоции, их противоположности и многое другое. Поддерживайте и принимайте все чувства и каждое само­выражение клиента. Просто обеспечивайте безопасность и ус­пешность каждого шага. В заключение нужно сказать, что на пер­вых этапах взаимоотношений клиент и терапевт определяют, как они будут играть свои роли. Представления терапевта и клиента об этом могут быть очень разными. Контакт помогает уладить эти различия, не создавая конфликта.

Контакт и живость. Результативные терапевты (и успешные лидеры групп) знают, как переходить к чему-то волнующему. Опытные терапевты привычно улавливают среди прочего то, на­сколько клиент волнуется. Эмоционально заряженным темам уделяется особое внимание. Контакт с ними продвигает процесс к той работе, которая ждет выполнения. Терапевт может также дождаться волнения, прежде чем проявлять интерес, скажем, произнеся контактное высказывание. Как сказал Фриц Перлз, “необходимость не обойти”. Способ использовать существующее волнение состоит в том, чтобы просто сосредоточиться на нем, когда оно есть. Контакт с эмоционально заряженными темами еще до того, как они упоминаются, — это легкий способ при­влечь к участию бессознательное. Высказывание типа “Потрать­те на это столько времени, сколько вам нужно”, предложенное человеку, который всегда чувствовал давление и спешку, обычно сразу же вызывает интерес.

Контактные высказывания. Когда терапевт предлагает простое прямое высказывание о текущем переживании клиента, не ис­толковывая его, это и есть контактное высказывание. Например: “Грустно, да”, — когда клиент начинает проявлять легкую грусть. Как мы уже говорили, это высказывание может быть свя­зано с содержанием или с текущим переживанием. Вот несколь­ко примеров установления контакта с содержанием:


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 121

 

Клиент говорит о: Контактное
  высказывание:
сомнениях, неуверенности — Много вопросов, да.
всем том, что он сделал ради семьи... — Вы действительно ста-
  рались помочь, да.
том, что у него на уме — Так что это вас интере-
  сует, правда.

Несколько примеров установления контакта с текущим пережи­ванием:

 

Видите:   Контактное высказывание:
Слезы, увлажненные глаза — Грустно, да. или: — Сейчас есть немного грусти, да.
Удивление   — Это вас удивляет, да.
Замешательство   — Трудно понять, да.

Мы также отметили, что контактное высказывание может отно­ситься или к тому, что клиент уже сознает, или к тому, что нахо­дится немного за пределами его сознания. Вот пример упомина­ния о чем-то на грани сознания. Скажем, клиент волнуется, рас­сказывая о том, что произошло с ним на прошлой неделе. Вместо того, чтобы говорить что-то вроде: “О, вам, наверное, пришлось нелегко” — высказывание, которое остается в прошлом, контак­тируйте с текущим переживанием: “Вы переживаете по этому поводу, да”. Имея в виду: “Я заметил, что вы испытываете силь­ные чувства прямо сейчас. Давайте сосредоточимся на них”. Или, скажем, клиент с трудом находит слова для чего-то. “Трудно говорить, да”. Такие контактные высказывания обращаются к тому, что происходит в настоящем, но не обсуждается.

Контактные высказывания обычно кратки и просты. Благодаря этому они не выводят клиента из его процесса. Кроме того, их легче формулировать и они с большей вероятностью доходят


122 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

прямо до бессознательного. Переживания часто однословны и для их выражения используются такие слова, как “печаль”, “злость”, “замешательство” и “обида”. Хотя они краткие и про­стые, контактные высказывания могут быть очень тонкими и ин­туитивными; здесь возможны скачки от того, что говорится, к тому, что все это значит. Высказывание вроде “Чувствуешь себя покинутым, да” может появиться как будто без видимой причи­ны и все же оказаться именно тем, что чувствует другой чело­век. В то же время контактные высказывания могут быть бес­проигрышными, совершенно очевидными, и все же очень эффек­тивными. Когда клиент работает внутри себя и не говорит (оста­навливаясь и оставляя пространство для терапевта), терапевт может сказать что-то простое вроде: “Что-то происходит, да”. И клиент начинает говорить об этом. Просто, но действует. Это по­могает процессу идти туда, куда он хочет идти.

Контактное высказывание должно даваться так, чтобы у клиента оставалась возможность не согласиться. Не то чтобы мы хотели несогласия; когда его слишком много, оно нарушает общение и может подорвать сотрудничество бессознательного. Устанавли­вая контакт, не затевайте спор о том, кто прав. В конце концов чье это переживание? Клиент всегда прав. Даже когда вы увере­ны в том, что правы, и слезы текут ручьем по лицу клиента. Если он говорит: “Нет, мне не грустно”, — нет никаких споров. (Лао Цзы: “Я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин на­зад”). Лучше заслужить сотрудничество и создать безопасность, а не свою правоту в дурацком второстепенном вопросе. Так что терапевт должен быть готов быть неправым, и передавать это в процессе высказывание. Невозможно каждый раз говорить: “Мо­жет быть, я неправ, но...” Это должно быть частью того, как предлагается высказывание. И это должно происходить постоян­но, с каждым высказыванием. То есть это должно быть частью бессознательного отношения терапевта. Иначе контактные выс­казывания не будут успешно действовать. Вместе с тем это не может быть вопрос. Вопрос, уже в тоне голоса, показывает, что терапевт чего-то не знает, и не находится в контакте. В нем мо­жет выражаться интерес или даже забота, но не “следование”2, как во фразе: “Я внимательно слежу за тем, что вы говорите”.


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 123

Если я показываю это, вы продолжаете дальше. Если я показы­ваю, что мне нужно больше информации, вы как бы начинаете работать для меня. Тогда процесс стопорится. В конце концов, чей это процесс. Слишком много вопросов, и клиент просто ждет следующего, потом следующего, как на интервью, и не развора­чивается ничего спонтанного3. Суть контакта в том, чтобы про­двигать процесс дальше. Кроме того, вопросы поощряют обдумы­вание и дистанцию, а контактные высказывания поощряют пере­живание и близость.

Когда мы делаем контактные высказывания, мы не предлагаем никаких объяснений или теорий. Мы не даем советы и не задаем никаких вопросов (Боже упаси!) Такие вещи создают совершен­но неверное впечатление. Мы просто стараемся показать, что мы находимся вместе с человеком, сознавая его переживание, сле­дуя за потоком его процесса. Не только за словами клиента. Сло­ва вторичны. Первично переживание. Я хочу это особо подчерк­нуть, потому что хотя это и кажется легким, этому совсем не лег­ко научиться.

Отслеживание

Отслеживание — это высматривание сигналов текущего пережи­вания другого человека, например увлажненных глаз, всевоз­можных выражений лица, тона голоса, жестов (мелких или круп­ных, но в особенности мелких), изменений позы, движений, даже стиля движений или голоса. Сигналов переживания другого че­ловека. Мы учимся читать их, и мы постоянно их читаем во вре­мя сеанса терапии. Это и есть отслеживание. Сигналы эти могут быть очень тонкими. В обычных разговорах большинство из них пропускаются или воспринимаются вне сознания. В терапии это тот язык, на котором клиент постоянно говорит, а терапевт по­стоянно слушает. Без беглого владения этим языком постоянно качественные контактные высказывания невозможны. Отслежи­вать означает замечать (опять же исследовать) все те мелочи, ко­торые происходят, когда кто-то говорит, особенно то, что не произносится. Это означает уметь читать их как ключи к текуще­му переживанию и значениям говорящего. В том, что происхо­дит вне слов, есть огромное количество очень полезной инфор-


124 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

мации. Спросите любого серьезного игрока в покер. Эти вне­шние сигналы комментируют то, что говорящий чувствует по поводу проговариваемых вещей. Они выражают на языке тела то, что не выражается словами. Это даже не просто сигналы те­кущего переживания, это прямые проявления бессознательного. Перед терапевтом стоит двойная задача: находиться в мире кли­ента, во всех обычных смыслах, и одновременно быть вне этого мира, умея видеть его в общей картине. Отслеживание — это по­стоянное следование за человеком в его целостности, за созна­тельным и бессознательным, с непрерывным контактом.

Отслеживание бессознательного подготавливает почву для кон­такта и взаимодействия с ним с целью создания лечебных отно­шений. Простой пример. Человек приходит, садится, и вы замеча­ете, что он выглядит напряженно и нервно. Скажите: “Кажется, вы немного боитесь, да”. Может быть, человек на самом деле ду­мал о том, что сказать, не сознавая своей робости в этот момент. Когда вы предлагаете высказывание об этом, человек осознает робость в этот момент и узнает, может, и не думая об этом, что вы замечаете, что он переживает. Для него это становится облегче­нием. Обычно. Особенно если ваш голос выражает симпатию. Это помогает создать безопасность и служит началом значимого об­щения с человеком как единым целым. С другой стороны, если вы постоянно сосредоточены на содержании разговора, не замечая того, что происходит вокруг него, не умея контактировать с пере­живанием и чувствами, то процесс легко становится скучным. Скука, как признак интеллекта, сигнализирует терапевту, что он сбился в сторону от того, что действительно интересно для него и для другого человека4. Это сигнал к тому, чтобы начать искать способ “выпрыгнуть” из системы, если мы не собираемся дремать, считая, что бодрствуем. В терапию вдыхает жизнь отслеживание того, что в действительности происходит. Когда овладеваешь этим искусством, оно становится неисчерпаемым источником лю­бопытства. Способность отслеживать расширяет сознание до его границ, до того, что осязаемо, реально и происходит, но не обго­варивается. До поры до времени.

Некоторые жесты, движения, модуляции голоса и изменения вы­ражения лица, которые мы отслеживаем, происходят очень быст­ро. Иногда меньше чем за полсекунды. Они происходят все вре-


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 125

мя. И почти все время мы их не замечаем. Учитывая естествен­ную склонность “очаровываться” словами, терапевт должен раз­вить умение отслеживать. Обычно для этого нужно время. Не то чтобы это было трудно делать. Скорее трудно постоянно по­мнить о том, что делать это необходимо. Умение отслеживать очень похоже на осознанность в том, что оно открыто, чувстви­тельно, непредвзято. Если мы безошибочно отслеживаем пере­живание клиента, то можем предлагать хорошие контактные высказывания. И при каждом высказывании, при каждом исполь­зовании того или иного технического приема, при каждом про­веденном эксперименте мы отслеживаем реакции клиента на то, что мы сделали. Так что это небольшой цикл. Отследите, контак­тируйте, отследите последствия контакта. Как клиент продви­нулся дальше после того, как мы сделали что-то. Вступите с этим в контакт. И так далее и далее, как шарикоподшипники, облегчая процесс, с минимумом трения и потерянных усилий. Продвигать­ся, отслеживая. Терапевты, которые используют умения отслежи­вания и контакта, похожи на исследователей или эксперимента­торов, отслеживающих тактические подробности во время поис­ка более глобальных истин. Как у бывалых путешественников, добирающихся до полюса, наш взгляд прикован к собакам, когда мы гоним сани к горизонту.

Отслеживание состояний сознания. Вот некоторые внешние признаки четырех состояний сознания:

обычное сознание:

• клиент смотрит на терапевта

• глаза открыты

• тон и темп разговорные

• эмоций мало или они под контролем

осознанность:

• глаза словно хотят закрыться

• речь становится мягче и замедляется приблизительно наполовину

• когда человек говорит или отвечает на вопросы, он со­храняет спокойствие и неторопливость, его глаза оста­ются закрытыми

• есть все признаки легкого транса


126 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

неподвижность

. обдуманный, неспешный стиль

мягкое дыхание

состояние ребенка:

. детский голос

. простая структура предложений

• выражения лица, жесты и тело выглядят моложе

• человек стесняется, как ребенок

• чувство удивления

“спуск через пороги”:

• волнение

• выражаются сильные эмоции

. волнообразные движения тела

затрудненное дыхание.

Установление осознанности

Состояние сознания. Прежде чем пробовать вызывать осознан­ные переживания, нужно установить состояние осознанности. Возможно, вы помните по главе 2, что осознанность — это не­обычное состояние сознания. Это открытое, ранимое состояние, для поддержания которого необходимы отношения, в которых уже присутствуют безопасность и взаимопонимание (раппорт). Прежде чем использовать техники типа проб и перенимания для вызова переживаний, нужно подготовить несколько вещей. Во-первых, отношения. Должны использоваться определенные ме­тоды для создания отношений, отслеживания, контакта, достиже­ния сотрудничества бессознательного. Должны быть налицо все признаки сотрудничества. Во-вторых, прежде чем я начинаю ра­ботать над осознанностью, я хорошо себе представляю, на что сейчас направлен интерес другого человека. Я представляю себе, что я собираюсь делать, когда будет установлена осознан­ность. Я представляю себе, что вызовет интересное, значимое переживание. Незачем вызывать пустое переживание. В-третьих, я жду, пока человек не закончит говорить мне все, что он соби­рается мне сказать5. Даже если я хорошо себе представляю, что делать, я хочу как можно полнее понять человека и дать ему


6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 127

время закончить. Когда клиент закончит говорить то, что он хо­чет мне сказать, он перестанет говорить и подождет, чтобы я сделал следующий шаг. Тогда клиент может заодно сбавить темп и расслабиться. Я тоже добиваюсь и жду этого снижения темпа и расслабления. Когда все это подготовлено, я могу спросить кли­ента, хочет ли он поработать над тем, что кажется интересным.

Если он хочет, я прошу его обратиться вовнутрь, возможно, зак­рыть глаза, расслабиться и просто замечать то, что происходит, когда я... и затем я делаю пробу или признание. Я не прошу прямо об осознанности. Я прошу обратиться внутрь. Я говорю что-то вроде:

Просто замечайте... вам ничего не нужно делать... можете быть просто открытым, позволяя моим сло­вам приходить и замечая все, что происходит в вашем переживании... это может быть мысль, чувство, ощу­щение, образ... это может быть воспоминание... это может быть какое-то побуждение или изменение на­пряжения мышц... отслеживайте, пусть даже ниче­го не происходит.

Я говорю что-то подобное около тридцати секунд. Я не произно­шу это в обычном, разговорном тоне и темпе. Я подбираю свой темп, тон и используемые слова к тому состоянию сознания, ко­торое хочу вызвать. Я также делаю это, когда работаю с “ребен­ком” или прямо с бессознательным. Чтобы подстроиться к осоз­нанности, я замедляю темп наполовину или еще медленнее. Я говорю мягким тоном, как при разговоре с тем, кто уже находит­ся в трансе. Я использую точные, простые слова и краткие пред­ложения. Подстраиваясь к темпу клиента, я постоянно отслежи­ваю, насколько он расслаблен и обращен внутрь себя. Я говорю так, пока не увижу, что клиент восприимчив и спокоен. В состо­янии осознанности тело клиента очень спокойно, и скорее всего, немного движутся глаза, вверх и вниз под закрытыми веками. Я отслеживаю это, а также признаки того, что клиент заинтересо­ван и действительно слушает, например, легкий наклон головы.

Иногда клиенту трудно войти в состояние осознанности. Это бы­вает редко, особенно если отношения хорошие, рассказ закончен и определена область интереса. Но иногда это все-таки бывает.


128 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Обычно человек не может достаточно расслабиться, чтобы успо­коиться. Здесь нужен другой терапевтический подход: массаж, физические упражнения, диета, отпуск или возможно, что-то ме­дицинское. Такие случаи редки: у меня это было



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.022 с.)