Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проработка в соответствии с состояниемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОИСК ЗНАЧЕНИЯ И ГЛУБИННОГО МАТЕРИАЛА РАБОТА С РЕБЕНКОМ РАБОТА С СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ* Помогите создать переживание, которое желает произойти Поддержите созданные ассоциации, предложите свои собственные, дайте клиенту время на то, чтобы сделать это внутри себя Отследите, есть ли признаки того, что человек самопроизвольно пришел к завершению, если нужно, используйте техники завершения ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИЯ ЗАВЕРШЕНИЕ *Иногда работа с сильными эмоциями называется “спуском по горной реке”.
Глава 6 КОНТАКТ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ Контакт и отслеживание — это одновременно и умения, и основные задачи. Как умения, они необходимы на протяжении всего процесса. Как задачи, они особенно важны вначале, когда мы приступаем к созданию лечебных отношений. Как и во всем остальном в Хакоми, в них тоже проявляются принципы. Отслеживание — это умение следовать за потоком текущих переживаний другого человека. Это значит постоянно смотреть и слушать, ловя нить того, что происходит с другим человеком. Для отслеживания необходима способность выходить за пределы собственного “Я” и непрерывно наблюдать за тем, что чувствует и делает кто-то другой. Это постоянное чтение сигналов, подобное выслеживанию животного в лесу. Это наведение на цель и удержание цели, как в отслеживании самолета радаром. Это способ быть вместе с другим, позиция интереса и любопытства. Суть здесь не в содержании рассказа другого человека. Не в решении проблем или выяснении того, кем является другой человек. Дело гораздо проще. Без этого не может проходить терапия. У контакта есть несколько уровней: это задача создания связи, как в установлении контакта, и задача поддержания этой связи, как в сохранении контакта; умения, с помощью которых все это исполняется; а на уровне техники это контактное высказывание. Исцеляющие отношения, — хотя это больше, гораздо больше, чем просто установление и сохранение контакта, — вместе с тем требуют решения таких задач. А решение задач, в свою очередь, 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 113 требует умений. Одно из этих умений — способность создавать и использовать контактные высказывания. Быть в контакте — вот что мы стараемся создать. По аналогии мы можем представить себе, что получаем и посылаем сообщения в обе стороны. Если мы в хорошем контакте, сообщения протекают гладко. Я знаю, что вы получаете мои сообщения, а вы знаете, что я получаю ваши. Общение идет бодро и весело. Когда контакт нарушается (например, помехи на линии), нам приходится повторяться. Слова неверно понимаются. Понимать становится трудно. Когда в сеансе терапии вы замечаете что-то вроде повторяемых и неправильно понимаемых высказываний, вы можете быть уверены, что процесс не продвинется дальше, пока не улучшится контакт. С другой стороны, когда обучаешься мастерству отслеживания и сообщения контактных высказываний, общение поразительно улучшается. Когда эти умения полностью развиты, хорошее общение практически гарантировано. Установление осознанности — одна из основных задач, необходимая для развертывания процесса. Во многом оно зависит от качества отслеживания и контакта. Кроме того, для установления осознанности нужна способность общаться с человеком в необычном состоянии сознания и способность сообщить суть такого состояния другому. Это достигается, когда сам приближаешься к осознанности и выражаешь это в изменении темпа, тона голоса, шаблонов речи и используемых слов. Иногда к тому же используются образы. Контакт Как установить контакт. Вот простой пример установления контакта: я работаю в кризисном центре, и ко мне приходит женщина. Она очень быстро говорит. Своим видом и речью она производит впечатление сильной тревоги. Я сижу за своим столом, а она садится на стул перед столом и без умолку говорит о машинах на улице, о детях, которые там играют, о том, что эту улицу должны освободить для игр, и так далее, и тому подобное. Большое, длинное предложение. Она совершенно не смотрит на меня. Она смотрит на пол. Она как будто даже не ждет от меня ответа. Она продолжает говорить как бы сама с собой. Проходит довольно много времени, и она делает паузу, чтобы перевести 114 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми дыхание. В этот момент я немного наклоняюсь к ней и отчетливо говорю: “Жутко, да”. Она поднимает взгляд на меня, смотрит мне в глаза, пока что-то внутри нее не удовлетворяется, а затем мягко отвечает: “Да, я перепугалась”. Хорошо. Теперь это разговор двух людей. Теперь она говорит со мной, а я говорю с ней. Мы установили контакт. Чтобы построить контакт, терапевт проявляет понимание. Вначале это часто означает выслушивать подробности и смысл рассказа клиента. Но здесь есть ловушка. Если слишком часто показывать, что выслушиваешь рассказ, то клиент делает вывод, что ты интересуешься именно рассказом. Так можно узнать много подробностей случившегося, но клиент вряд ли глубоко войдет в свое переживание. Для этого терапевту и клиенту нужно сосредоточиться на переживании, а оно происходит только в настоящем. Так что эффективнее, если терапевт проявляет понимание, показывая, что он в контакте с тем, что клиент делает или чувствует именно в этот момент. Следя и за тем, и за другим, за рассказом и за текущим переживанием, терапевт помогает клиенту почувствовать, что его слышат и понимают. Понимание нужно продемонстрировать. Просто сказать “Я понимаю” или что-то вроде “А, да” — недостаточно. Контакт устанавливаешь еще и тем, что даешь клиенту понять, что сейчас его время. В основном это делается с помощью ожидания. Когда клиент говорит, терапевт слушает и наблюдает, терпеливо ожидая, когда клиент закончит и подаст знак, что он готов к словам терапевта. Вот тогда, когда клиент так слушает, терапевт может предложить контактное высказывание (см. подраздел ниже). Терапевту, конечно, не обязательно произносить контактное высказывание каждый раз, когда клиент перестает говорить. Контактные высказывания не обязательны. Это вопрос выбора. Обязательно нужно построить контакт. А для этого может быть достаточно одного хорошего контактного высказывания. И терапевту не обязательно понимать все о клиенте, чтобы произнести контактное высказывание. Достаточно понять какую-то часть того, что клиент сейчас переживает. Клиент все время делает много разных вещей. Может быть, ему трудно в чем-то разобраться. Терапевт говорит что-то простое об этом, например: “В самом деле, все это не очень понятно”. Не нужно и не рекомен- 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 115 дуется прояснять это замешательство. Просто назовите его и посмотрите, что клиент начнет делать с этого момента. Когда терапевт предлагает краткий, простой комментарий о личном переживании клиента, он показывает, что следит за тем, что происходит с клиентом. Именно это и нужно! Когда это происходит, клиент часто чувствует облегчение и безопасность. Чувствуя, что его слушают и понимают, клиент расслабляется и идет глубже. Хороший контакт редко случается вне терапии. Когда он происходит в ходе терапии, это большой шаг к созданию условий для сотрудничества бессознательного и процесса раскрытия клиента. Как сохранить контакт. Большая часть событий в нашем опыте лишь проходит через кратковременную память. Они могут мгновенно теряться под наплывом последующих мыслей, чувств и ощущений. Вот и вся продолжительность текущего переживания, при изменении настроения или чувства оно может продлиться лишь еще несколько кратких секунд. Затем, как вчерашний сон, оно уходит навсегда. Если вы собираетесь сосредоточиться на чем-то конкретном, то вам нужно сформулировать контактное высказывание и использовать его, пока переживание происходит, или не позже трех-четырех секунд после того, как оно начало угасать. Однажды я ехал на машине в Альбукерк со своей знакомой, которая шесть или семь лет изучала айкидо. Она была чуткой и расслабленной, когда вдруг сзади и слева от нас раздался громкий звук. В ответ она просто перевела свою левую руку приблизительно на уровень живота, держа ее горизонтально, ладонью вниз и неспешно повернула все свое тело в сторону звука. Это движение длилось не дольше пяти секунд. Оно было изящно и сдержанно, прекрасный пример поворота для встречи с тем, что приближается, который в айкидо называют “ирими”1. Я был просто заворожен этим жестом и ничего не говорил, наверное, тридцать секунд. Потом я спросил, заметила ли она, что сделала в ответ на этот звук. Она совсем этого не помнила. Она была сосредоточена на нашем разговоре и не следила за своими собственными прекрасными движениями. В них были годы тренировок, и они стали привычкой. Но если бы я в первый же момент сказал: “Это айкидо, да”, — то все это могло бы всплыть в ее сознании, возможно, с улыбкой самоосознания. Чтобы установить контакт, 116 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми нужно быстро действовать медленно. Чувство здесь расслабленное и удобное, но темп и своевременность решают все. Когда контакт установлен, терапевт поддерживает его, настраиваясь на потребности и темп клиента и показывая это. Например, терапевт дает клиенту возможность говорить, пока не получает какой-то сигнал, обычно взгляд, о том, что можно говорить самому. Или молчит, когда клиент обращается внутрь себя, обдумывая, вспоминая или делая что-то еще. Или терапевт использует контактные высказывания, чтобы показать, что осознает ежесекундные изменения, происходящие с клиентом, например, когда клиент начинает чувствовать печаль или удовольствие. В эти переходные моменты от одного чувства к другому или от одного вида деятельности к другому можно предлагать контактные высказывания. Хотя клиент может не комментировать эти высказывания и даже не заметить некоторых из них, они сильно влияют на ход процесса. Для поддержания контакта важно сохранять чувствительность к темпу и переходам. Контактных высказываний не должно быть много. Чем лучше установлен и поддерживается контакт, тем меньше нужно контактных высказываний, чтобы он сохранялся. Контакт и развертывание процесса. Особенно важно оставлять клиенту время сразу после контактного высказывания. В несколько мгновений после контактного высказывания клиент начинает осознавать что-то. Может, это печаль, о которой вы сказали, конфликт, который вы назвали, или что-то еще. Именно в эти моменты клиент, сознательно или бессознательно, выбирает, по какому пути идти. Отслеживать новое переживания, плакать от горя, воскрешать воспоминания, двигаться вместе со своим процессом или нет. Вам нужно дать клиенту пространство для действий. Это самая важная часть подстройки и мощный сигнал о том, что вы поддерживаете то, что клиенту нужно и хочется делать. Так что это просто: после контактного высказывания подождите и посмотрите, в каком направлении после него пойдет клиент. Например, я слушал, как клиентка долго описывала две свои части. Три или четыре минуты слов. Я выслушивал подробности, но не комментировал их. Я просто сказал, когда она закончила и посмотрела на меня: “Так что две части, да”. Скажете, что это простодушно. Да. Но это подействовало — она начала 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 117 плакать. Не расстроившись из-за того, что ее терапевт идиот, а потому, что этот внутренний раскол был глубоко мучительным, и именно об этой боли она на самом деле говорила. Я мог бы сказать: “Больно, да”. Или: “Конфликт, да”. Она с такой же легкостью могла бы заплакать после моих слов. По сути дела, я подытожил ситуацию, которую она описывала. Я подождал. Она решила выпустить наружу свои чувства по поводу этой ситуации. Возможно, это не было сознательным решением. Оно могло показаться самопроизвольным. Но это наверняка было решением на каком-то уровне. Я не заставлял ее плакать. Я только повлиял на это решение, показав, что я понял ее ситуацию, и подождав, чтобы позволить ей сделать то, что она хочет. И она заплакала. Здесь подходит слово “влияние”. Контактное высказывание позволяет терапевту в чем-то повлиять на течение процесса. Терапевт не побуждает клиента ни к каким действиям, соответственно, он не вызывает сопротивления. Тем не менее контакт влияет на происходящее. Контактное высказывание о грусти, по сути, означает: “Я заметил, что вам грустно, и мне это интересно”. Молчание вслед за этим означает: “Я готов слушать, если вы хотите заняться этим глубже”. Оно комментирует и оставляет пространство для того, чтобы клиент затем отправился туда, куда хочет. Оно помогает наладить сотрудничество и сделать терапию двусторонним процессом. Оно позволяет терапевту стать частью мира клиента, войти внутрь и принять участие, не создавая борьбы за контроль. Контроль, в конечном счете, принадлежит клиенту. Контакт продвигает процесс дальше, показывая, что выражаемое понимается. Как это происходит и в обычном разговоре, проявленное понимание позволяет говорящему пойти дальше и высказать что-то еще. Если понимания недостаточно, говорящий старается снова сказать о том же, возможно, по-другому. Или говорящий может просто прекратить попытки, сменить тему или уйти. В терапии нужно, чтобы продвигался дальше весь процесс — от отношений к осознанности, к переживанию, к проработке, к переживанию, которое хочет произойти. Нужно, чтобы переживание перешло от проговаривания к чувствованию, к исследованию, к выражению и к пониманию. Контактного высказывания вроде “Грустно, да” может быть вполне достаточно для 118 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми того, чтобы момент легкой грусти стал сильным чувством и возможностью для свободного самовыражения. Показывая, что вы знаете о присутствии грусти (или чего-то другого), и принимая это, вы выделяете пространство для того, чтобы оно произошло. Некоторых людей, особенно тех, кто чувствует себя непонятыми, хороший контакт трогает и утешает. Это третья цель контакта. Он дает клиенту знать, что тот не одинок, что есть кто-то еще, кто способен помочь справиться с ситуацией. Кроме того, контакт позволяет терапевту сосредоточиться на тех частях переживания, которые находятся на грани сознания. Легкая грусть, которую терапевт заметил и о которой упомянул, могла находиться немного вне поля сознания. Упоминание о грусти переносит ее в центр внимания и создает условия для того, чтобы с ней что-то произошло. Часто этот новый центр внимания более интересен, чем тема разговора, и легко ее заменяет. Тогда у процесса есть возможность пойти глубже. Это небольшой прием для “выпрыгивания” из системы, часть метода, на котором мы сосредоточимся позже, в главе 17. Это также хорошая тренировка для клиента, который неизбежно узнает о своих собственных системах и о том, как из них “выпрыгивать”. Первым “выпрыгивает” сам терапевт из проторенных дорог обычного разговора на более плодородную почву настоящего момента. Мета-уровни. В общем взаимодействии между клиентом и терапевтом есть две стороны: содержание и форма. Содержание обычно остается фигурой, а форма — это часть фона. Из содержания вы узнаете историю клиента. Он рассказывает вам о себе. Слушая рассказ клиента, вы можете получить какое-то представление о том, что происходит на более глубоких уровнях, какое детство было у него, какие шаблоны характера проявляются. На начальных этапах сеанса можно слушать историю, не вмешиваясь, определяя какие-то интересные моменты. Хотя вас могут интересовать особенности голоса, структура тела, выражения лица и поза, вы, вместе с тем, узнаете что-то о представлениях, убеждениях, предположениях и событиях в жизни клиента. Хотя содержание важно, форма взаимодействия гораздо сильнее влияет на ход терапии. Форма этого обмена действует на мета-уровне общения, вне содержания и обычно вне сознания. Она определяется небольшими повторяющимися деталями. Напри- 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 119 мер, кто говорит первым, кто перебивает, кто где садится, а также всевозможными мелкими жестами и невербальными проявлениями, которые управляют потоком общения и безмолвно комментируют то, что каждый из нас о себе думает, и какие именно у нас отношения. Несколько подробностей. Показывая, что вы слушаете, вы признаете значимость другого человека. Своим вниманием вы говорите, что признаете реальность его переживания, что вы готовы выделить ему пространство, чтобы он обнаружил свое полное “Я”, предлагая вашему вниманию части себя. Не обесценивайте и не игнорируйте эти части, как вполне могли сделать в прошлом другие. Говоря что-то в ответ о настроении, чувствах и переживаниях другого человека, внесите их в область обсуждаемого материала, в то же время придавая им общую реальность. Высказывание типа “Мне кажется, вы немного нервничаете”, произнесенное без осуждения и без нарушения ритма рассказа другого человека, — это способ сделать чувства реальными, тем, что можно испытывать и обсуждать. Открытый разговор обо всем, что нужно обговорить, переживание своих чувств, какими бы они ни были, — именно это нужно сделать само собой разумеющимся. Сопереживая тому, что испытывает другой человек, позволяя ему быть, поддерживая его, если он берет на себя инициативу, вы помогаете ему быть хозяином своей жизни. Итак, чтобы с ним ни происходило, принимайте это. Если он молчит, встречайте его в его молчании. “Об этом трудно говорить, правда”. При таком отклике ему будет легче начать говорить снова. Ваше собственное желание “что-то сделать” может подождать. Встречайте его там, где он находится. Считайте это вызовом на дом. Так как для клиента задача терапии заключается в том, чтобы углубиться внутрь себя и найти свою сердцевину, большая часть работы терапевта состоит в том, чтобы обеспечить безопасность этого процесса. Наивысшая ответственность терапевта — защитить воодушевление, ощущение надежды и жизненную силу. Чтобы достичь этого, будьте в безопасности сами, не судите других, принимайте их и обеспечивайте безопасность ситуации. Контакт — очень безопасный способ вмешательства, и вы можете донести это до клиента. Кроме того, обсуждая, наблюдая, а иногда прорабатывая ощущения в теле, мы определяем его место в те- 120 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми рапии. Сама идея о том, что тело отражает психическую жизнь, нова для большинства людей. Так что нужно четко прояснить наши идеи и способы работы с телом. Конечно, важно еще и прояснить, что вполне разрешается испытывать и выражать сильные эмоции, особенно чувства, которые считаются “плохими”, например злость, ненависть, зависть и т.д. Это проявления личности, ее таланты, естественные продукты нашей природы. Мы имеем право испытывать все эти эмоции, их противоположности и многое другое. Поддерживайте и принимайте все чувства и каждое самовыражение клиента. Просто обеспечивайте безопасность и успешность каждого шага. В заключение нужно сказать, что на первых этапах взаимоотношений клиент и терапевт определяют, как они будут играть свои роли. Представления терапевта и клиента об этом могут быть очень разными. Контакт помогает уладить эти различия, не создавая конфликта. Контакт и живость. Результативные терапевты (и успешные лидеры групп) знают, как переходить к чему-то волнующему. Опытные терапевты привычно улавливают среди прочего то, насколько клиент волнуется. Эмоционально заряженным темам уделяется особое внимание. Контакт с ними продвигает процесс к той работе, которая ждет выполнения. Терапевт может также дождаться волнения, прежде чем проявлять интерес, скажем, произнеся контактное высказывание. Как сказал Фриц Перлз, “необходимость не обойти”. Способ использовать существующее волнение состоит в том, чтобы просто сосредоточиться на нем, когда оно есть. Контакт с эмоционально заряженными темами еще до того, как они упоминаются, — это легкий способ привлечь к участию бессознательное. Высказывание типа “Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно”, предложенное человеку, который всегда чувствовал давление и спешку, обычно сразу же вызывает интерес. Контактные высказывания. Когда терапевт предлагает простое прямое высказывание о текущем переживании клиента, не истолковывая его, это и есть контактное высказывание. Например: “Грустно, да”, — когда клиент начинает проявлять легкую грусть. Как мы уже говорили, это высказывание может быть связано с содержанием или с текущим переживанием. Вот несколько примеров установления контакта с содержанием: 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 121
Несколько примеров установления контакта с текущим переживанием:
Мы также отметили, что контактное высказывание может относиться или к тому, что клиент уже сознает, или к тому, что находится немного за пределами его сознания. Вот пример упоминания о чем-то на грани сознания. Скажем, клиент волнуется, рассказывая о том, что произошло с ним на прошлой неделе. Вместо того, чтобы говорить что-то вроде: “О, вам, наверное, пришлось нелегко” — высказывание, которое остается в прошлом, контактируйте с текущим переживанием: “Вы переживаете по этому поводу, да”. Имея в виду: “Я заметил, что вы испытываете сильные чувства прямо сейчас. Давайте сосредоточимся на них”. Или, скажем, клиент с трудом находит слова для чего-то. “Трудно говорить, да”. Такие контактные высказывания обращаются к тому, что происходит в настоящем, но не обсуждается. Контактные высказывания обычно кратки и просты. Благодаря этому они не выводят клиента из его процесса. Кроме того, их легче формулировать и они с большей вероятностью доходят 122 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми прямо до бессознательного. Переживания часто однословны и для их выражения используются такие слова, как “печаль”, “злость”, “замешательство” и “обида”. Хотя они краткие и простые, контактные высказывания могут быть очень тонкими и интуитивными; здесь возможны скачки от того, что говорится, к тому, что все это значит. Высказывание вроде “Чувствуешь себя покинутым, да” может появиться как будто без видимой причины и все же оказаться именно тем, что чувствует другой человек. В то же время контактные высказывания могут быть беспроигрышными, совершенно очевидными, и все же очень эффективными. Когда клиент работает внутри себя и не говорит (останавливаясь и оставляя пространство для терапевта), терапевт может сказать что-то простое вроде: “Что-то происходит, да”. И клиент начинает говорить об этом. Просто, но действует. Это помогает процессу идти туда, куда он хочет идти. Контактное высказывание должно даваться так, чтобы у клиента оставалась возможность не согласиться. Не то чтобы мы хотели несогласия; когда его слишком много, оно нарушает общение и может подорвать сотрудничество бессознательного. Устанавливая контакт, не затевайте спор о том, кто прав. В конце концов чье это переживание? Клиент всегда прав. Даже когда вы уверены в том, что правы, и слезы текут ручьем по лицу клиента. Если он говорит: “Нет, мне не грустно”, — нет никаких споров. (Лао Цзы: “Я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад”). Лучше заслужить сотрудничество и создать безопасность, а не свою правоту в дурацком второстепенном вопросе. Так что терапевт должен быть готов быть неправым, и передавать это в процессе высказывание. Невозможно каждый раз говорить: “Может быть, я неправ, но...” Это должно быть частью того, как предлагается высказывание. И это должно происходить постоянно, с каждым высказыванием. То есть это должно быть частью бессознательного отношения терапевта. Иначе контактные высказывания не будут успешно действовать. Вместе с тем это не может быть вопрос. Вопрос, уже в тоне голоса, показывает, что терапевт чего-то не знает, и не находится в контакте. В нем может выражаться интерес или даже забота, но не “следование”2, как во фразе: “Я внимательно слежу за тем, что вы говорите”. 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 123 Если я показываю это, вы продолжаете дальше. Если я показываю, что мне нужно больше информации, вы как бы начинаете работать для меня. Тогда процесс стопорится. В конце концов, чей это процесс. Слишком много вопросов, и клиент просто ждет следующего, потом следующего, как на интервью, и не разворачивается ничего спонтанного3. Суть контакта в том, чтобы продвигать процесс дальше. Кроме того, вопросы поощряют обдумывание и дистанцию, а контактные высказывания поощряют переживание и близость. Когда мы делаем контактные высказывания, мы не предлагаем никаких объяснений или теорий. Мы не даем советы и не задаем никаких вопросов (Боже упаси!) Такие вещи создают совершенно неверное впечатление. Мы просто стараемся показать, что мы находимся вместе с человеком, сознавая его переживание, следуя за потоком его процесса. Не только за словами клиента. Слова вторичны. Первично переживание. Я хочу это особо подчеркнуть, потому что хотя это и кажется легким, этому совсем не легко научиться. Отслеживание Отслеживание — это высматривание сигналов текущего переживания другого человека, например увлажненных глаз, всевозможных выражений лица, тона голоса, жестов (мелких или крупных, но в особенности мелких), изменений позы, движений, даже стиля движений или голоса. Сигналов переживания другого человека. Мы учимся читать их, и мы постоянно их читаем во время сеанса терапии. Это и есть отслеживание. Сигналы эти могут быть очень тонкими. В обычных разговорах большинство из них пропускаются или воспринимаются вне сознания. В терапии это тот язык, на котором клиент постоянно говорит, а терапевт постоянно слушает. Без беглого владения этим языком постоянно качественные контактные высказывания невозможны. Отслеживать означает замечать (опять же исследовать) все те мелочи, которые происходят, когда кто-то говорит, особенно то, что не произносится. Это означает уметь читать их как ключи к текущему переживанию и значениям говорящего. В том, что происходит вне слов, есть огромное количество очень полезной инфор- 124 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми мации. Спросите любого серьезного игрока в покер. Эти внешние сигналы комментируют то, что говорящий чувствует по поводу проговариваемых вещей. Они выражают на языке тела то, что не выражается словами. Это даже не просто сигналы текущего переживания, это прямые проявления бессознательного. Перед терапевтом стоит двойная задача: находиться в мире клиента, во всех обычных смыслах, и одновременно быть вне этого мира, умея видеть его в общей картине. Отслеживание — это постоянное следование за человеком в его целостности, за сознательным и бессознательным, с непрерывным контактом. Отслеживание бессознательного подготавливает почву для контакта и взаимодействия с ним с целью создания лечебных отношений. Простой пример. Человек приходит, садится, и вы замечаете, что он выглядит напряженно и нервно. Скажите: “Кажется, вы немного боитесь, да”. Может быть, человек на самом деле думал о том, что сказать, не сознавая своей робости в этот момент. Когда вы предлагаете высказывание об этом, человек осознает робость в этот момент и узнает, может, и не думая об этом, что вы замечаете, что он переживает. Для него это становится облегчением. Обычно. Особенно если ваш голос выражает симпатию. Это помогает создать безопасность и служит началом значимого общения с человеком как единым целым. С другой стороны, если вы постоянно сосредоточены на содержании разговора, не замечая того, что происходит вокруг него, не умея контактировать с переживанием и чувствами, то процесс легко становится скучным. Скука, как признак интеллекта, сигнализирует терапевту, что он сбился в сторону от того, что действительно интересно для него и для другого человека4. Это сигнал к тому, чтобы начать искать способ “выпрыгнуть” из системы, если мы не собираемся дремать, считая, что бодрствуем. В терапию вдыхает жизнь отслеживание того, что в действительности происходит. Когда овладеваешь этим искусством, оно становится неисчерпаемым источником любопытства. Способность отслеживать расширяет сознание до его границ, до того, что осязаемо, реально и происходит, но не обговаривается. До поры до времени. Некоторые жесты, движения, модуляции голоса и изменения выражения лица, которые мы отслеживаем, происходят очень быстро. Иногда меньше чем за полсекунды. Они происходят все вре- 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 125 мя. И почти все время мы их не замечаем. Учитывая естественную склонность “очаровываться” словами, терапевт должен развить умение отслеживать. Обычно для этого нужно время. Не то чтобы это было трудно делать. Скорее трудно постоянно помнить о том, что делать это необходимо. Умение отслеживать очень похоже на осознанность в том, что оно открыто, чувствительно, непредвзято. Если мы безошибочно отслеживаем переживание клиента, то можем предлагать хорошие контактные высказывания. И при каждом высказывании, при каждом использовании того или иного технического приема, при каждом проведенном эксперименте мы отслеживаем реакции клиента на то, что мы сделали. Так что это небольшой цикл. Отследите, контактируйте, отследите последствия контакта. Как клиент продвинулся дальше после того, как мы сделали что-то. Вступите с этим в контакт. И так далее и далее, как шарикоподшипники, облегчая процесс, с минимумом трения и потерянных усилий. Продвигаться, отслеживая. Терапевты, которые используют умения отслеживания и контакта, похожи на исследователей или экспериментаторов, отслеживающих тактические подробности во время поиска более глобальных истин. Как у бывалых путешественников, добирающихся до полюса, наш взгляд прикован к собакам, когда мы гоним сани к горизонту. Отслеживание состояний сознания. Вот некоторые внешние признаки четырех состояний сознания: обычное сознание: • клиент смотрит на терапевта • глаза открыты • тон и темп разговорные • эмоций мало или они под контролем осознанность: • глаза словно хотят закрыться • речь становится мягче и замедляется приблизительно наполовину • когда человек говорит или отвечает на вопросы, он сохраняет спокойствие и неторопливость, его глаза остаются закрытыми • есть все признаки легкого транса 126 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми • неподвижность . обдуманный, неспешный стиль • мягкое дыхание состояние ребенка: . детский голос . простая структура предложений • выражения лица, жесты и тело выглядят моложе • человек стесняется, как ребенок • чувство удивления “спуск через пороги”: • волнение • выражаются сильные эмоции . волнообразные движения тела • затрудненное дыхание. Установление осознанности Состояние сознания. Прежде чем пробовать вызывать осознанные переживания, нужно установить состояние осознанности. Возможно, вы помните по главе 2, что осознанность — это необычное состояние сознания. Это открытое, ранимое состояние, для поддержания которого необходимы отношения, в которых уже присутствуют безопасность и взаимопонимание (раппорт). Прежде чем использовать техники типа проб и перенимания для вызова переживаний, нужно подготовить несколько вещей. Во-первых, отношения. Должны использоваться определенные методы для создания отношений, отслеживания, контакта, достижения сотрудничества бессознательного. Должны быть налицо все признаки сотрудничества. Во-вторых, прежде чем я начинаю работать над осознанностью, я хорошо себе представляю, на что сейчас направлен интерес другого человека. Я представляю себе, что я собираюсь делать, когда будет установлена осознанность. Я представляю себе, что вызовет интересное, значимое переживание. Незачем вызывать пустое переживание. В-третьих, я жду, пока человек не закончит говорить мне все, что он собирается мне сказать5. Даже если я хорошо себе представляю, что делать, я хочу как можно полнее понять человека и дать ему 6. Контакт, отслеживание и установление осознанности 127 время закончить. Когда клиент закончит говорить то, что он хочет мне сказать, он перестанет говорить и подождет, чтобы я сделал следующий шаг. Тогда клиент может заодно сбавить темп и расслабиться. Я тоже добиваюсь и жду этого снижения темпа и расслабления. Когда все это подготовлено, я могу спросить клиента, хочет ли он поработать над тем, что кажется интересным. Если он хочет, я прошу его обратиться вовнутрь, возможно, закрыть глаза, расслабиться и просто замечать то, что происходит, когда я... и затем я делаю пробу или признание. Я не прошу прямо об осознанности. Я прошу обратиться внутрь. Я говорю что-то вроде: Просто замечайте... вам ничего не нужно делать... можете быть просто открытым, позволяя моим словам приходить и замечая все, что происходит в вашем переживании... это может быть мысль, чувство, ощущение, образ... это может быть воспоминание... это может быть какое-то побуждение или изменение напряжения мышц... отслеживайте, пусть даже ничего не происходит. Я говорю что-то подобное около тридцати секунд. Я не произношу это в обычном, разговорном тоне и темпе. Я подбираю свой темп, тон и используемые слова к тому состоянию сознания, которое хочу вызвать. Я также делаю это, когда работаю с “ребенком” или прямо с бессознательным. Чтобы подстроиться к осознанности, я замедляю темп наполовину или еще медленнее. Я говорю мягким тоном, как при разговоре с тем, кто уже находится в трансе. Я использую точные, простые слова и краткие предложения. Подстраиваясь к темпу клиента, я постоянно отслеживаю, насколько он расслаблен и обращен внутрь себя. Я говорю так, пока не увижу, что клиент восприимчив и спокоен. В состоянии осознанности тело клиента очень спокойно, и скорее всего, немного движутся глаза, вверх и вниз под закрытыми веками. Я отслеживаю это, а также признаки того, что клиент заинтересован и действительно слушает, например, легкий наклон головы. Иногда клиенту трудно войти в состояние осознанности. Это бывает редко, особенно если отношения хорошие, рассказ закончен и определена область интереса. Но иногда это все-таки бывает. 128 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Обычно человек не может достаточно расслабиться, чтобы успокоиться. Здесь нужен другой терапевтический подход: массаж, физические упражнения, диета, отпуск или возможно, что-то медицинское. Такие случаи редки: у меня это было
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.61 (0.019 с.) |