Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и глубинный материалСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда клиент глубоко вовлечен, находится в состоянии осознанности и не спеша преодолевает каждый отрезок пути, процесс приобретает особое качество. Это живой процесс, раскрытие. К этому времени терапевт уже, скорее всего, составил для себя некоторое представление о том, что это за процесс и какая проба или техника поможет привести клиента к контакту с глубинным материалом. Ведь именно терапевт догадывается о значениях и экспериментирует с ними, чтобы получить доступ к глубинному материалу. В это время всего лишь простой пробы может оказаться достаточно, чтобы вызвать у клиента глубокое и мощное переживание. Подходящие слова срабатывают, как ключ, неожиданно открывающий путь к самому ядру личности клиента. Приведу пример: клиент сообщает о тяготах, ограничениях и неотвратимых обязанностях. Терапевт предлагает пробу: “Ваша жизнь принадлежит вам”. Клиент чувствует и сообщает о реакции злости, неверия и напряжения брюшной стенки. Тогда вы или ваш ассистент перенимаете это напряжение и немного надавливаете на брюшную стенку, имитируя это напряжение. Теперь вы делаете пробу еще раз, при этом клиент позволяет вам перенять напряжение брюшной стенки, и в качестве реакции происходит всплеск чувств и ясное воспоминание, полное яро- 204 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми сти и чувства унижения. Терапевт задает вопрос: “Что ты обнаруживаешь или к какому выводу приходишь, вспоминая это?” Такой вопрос приводит к ясному пониманию: “Я не могу получить необходимой мне любви, если чувствую и выражаю злость”. Вместе с этим пониманием приходит озарение и глубокое чувство его истинности. Оно раскрывает значение происходящего. Мы часто делаем попытки получить доступ к глубинному материалу, выясняя значение какого-то телесного проявления. Телесное проявление, происходящее как реакция на пробу, — это ведь часть целой системы реакций, организуемой и управляемой глубинными убеждениями, воспоминаниями и т.п. Именно такую тесную связь реакции и глубинного ядра мы используем для получения доступа к этому материалу. Клиент внезапно осознает, что его тело говорит: “Прикоснись ко мне!” При этом всплывают чувства и воспоминания, которые раскрывают значение этого страдальческого крика. Получение доступа к глубинному материалу позволяет перейти от текущего переживания к убеждениям, воспоминаниям и образам, которые, хотя и действуют постоянно и сильно в настоящем, скорее являются частью неосознанных постулатов прошлого. Конечно, еще многое предстоит сделать, хотя уже сам доступ к значению или глубинному материалу может быть важным событием в жизни человека. Это глубокий, определяющий развитие материал, находящийся в самом центре того, кем клиент является и как он таким стал. Быть в контакте с этими давними событиями означает как бы вернуться домой, познать себя необыкновенно реальным и значимым образом. Это означает чувствовать и знать почти священную свободу выбирать, кем будешь.
Глава 13 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ И ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ На самом деле законы, которым подчиняется общепринятая реальность, поддаются изменению... Калу Ринпоче. Дхарма Из всех странных особенностей Вселенной нет ничего более странного, чем то, что возможен выход за пределы времени, трансформация законов и влияние наблюдателя на события, в которых он как будто не участвует. Джон Уилер Обучение — это обнаружение возможного. Фриц Перлз. Гештальт-подход В какой-то момент проработки, после того как выражены эмоции, после того как “ребенок” понял и получил то, что ему нужно, после озарения и поиска значения достигается определенная стадия, на которой проводится преобразование. Происходит 206 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми простая вещь — закладывается семя. Властная хватка какой-то части глубинного материала ослабевает, и открывается возможность для новых действий и переживаний. Открытие этой возможности и является преобразованием. Ново здесь то, что человек может быть другим; вся его жизнь может быть иной. Стадия преобразования в терапии — это та стадия, на которой клиент знает это, предпринимает действия на основе этого знания и обнаруживает, что его действия приносят результат. Преобразование может начаться с того, что клиент принимает новое убеждение, например “Я хорош такой, как есть”. Или оно может начаться с выражения чего-то, например, злости или любви, того, что клиент привычно сдерживает. Затем, в безопасной, удобной обстановке терапии клиент экспериментирует со своими новыми возможностями. Клиент исследует свои возможности выбора, замечая их результаты. Переживания, связанные с преобразованием, могут стать огромным облегчением и восхитительным удовольствием. Ведь клиент годами ждал того, чтобы это сделать, сказать, почувствовать или в это поверить. Такая возможность выбора нова лишь в том смысле, что она до сих пор не использовалась. Она ждала все это время, заключенная в своей противоположности. Переживание, которое стремится произойти В любой авторитарной модели лечения клиент — это проблема, которую нужно решить. В Хакоми клиент — это переживание, которое хочет произойти. Оно должно было произойти в процессе нормального роста, но не произошло. В главе 3 приведен список недостающих глубинных переживаний для каждого процесса характера. Подобно “Ага!” Перлза или спонтанной реорганизации Фельден-крайза, преобразование часто бывает спонтанным. Оно ощущается и выглядит как преобразование. Однажды я работал с одной женщиной на семинаре. Она проработала некоторые вещи, связанные с рождением, ощущением безопасности и просто присутствия. Они были во многом обусловлены тем, что не обязательно скрываться, а это значило раскрыть глаза и просто смотреть вокруг, не пытаясь найти возможные источники опасности. Мы поработали утром. Весь оставшийся день я наблюдал, как она ши- 13. Преобразование, интеграция и завершение 207 роко открытыми от удивления глазами рассматривает все — деревья за окном, цветы в вазе, лица людей. Она жила своими новыми глазами. Прожив такое новое, яркое и прекрасное переживание, преобразуешься. Знаешь прежнее и новое и хочешь нового. Зачем продолжать ходить в закрытый ресторан, если нашел открытый? По мере того, как клиент пробует и смакует новое убеждение или поведение, его лицо заметно меняется. Оно становится открытым и часто ребячливым — по крайней мере, выглядит моложе. Оно делается расслабленным или румянится бодростью. Нередко появляется улыбка. Как-то в выходные я работал в Институте первичной терапии в Денвере. Во время работы с человеком, застрявшим в глубоком чувствительно-аналитическом процессе, мы медленно, за полтора часа достигли момента, когда ужас перед самовыражением уступил место радости этого нового переживания. Он подпрыгивал, словно мячик. Мы держали его и помогали ему подпрыгивать, а он при каждом прыжке издавал сладкие звуки радости. Эти звуки были негромкими и совсем не вымученными. Они выходили из него, как пар из кастрюли со счастливым супом. Женщина, которая уже семь лет работала терапевтом в этом институте, повернулась ко мне и сказала: “Мы никогда не слышали таких звуков в этом здании”. В Хакоми мы стремимся к преобразованию. В этом цель терапии: изучить и освоить новые возможности выбора. Именно смакуя и обогащая их, клиент начинает отличать и ценить их выше своих прежних способов поведения. Таким образом, клиент включает и интегрирует в жизнь новые убеждения и способы поведения. По мере завершения изменения клиент может испытывать поток озарений и воспоминаний, входить и выходить из порогов. Всему свое время. Это немного напоминает уборку после большой игры. Преобразование — это процесс. ИНТЕГРАЦИЯ Работа в терапии — это лишь семя преобразования. Новые убеждения, чувства и восприятия нужно вынести во внешний мир. Чтобы выжить, преобразование должно найти поддержку. 208 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми В ходе терапии мы делаем все возможное для того, чтобы оно успешно началось. Мы затрачиваем некоторое время на интеграцию. Интеграция включает в себя привыкание к новому, построение ассоциаций и обнаружение места для нового в общем порядке вещей. Так что мы выделяем некоторое время на то, чтобы испробовать новые способы поведения и заметить результаты. Например, мы можем сделать пробу, которая была важной частью процесса, чтобы посмотреть, какова реакция на нее сейчас. Если она принимается как эмоциональная поддержка и вызывает позитивное чувство, мы можем повторить ее несколько раз, чтобы можно было прояснить новые и новые грани этого переживания. Это помогает интегрировать новое убеждение. На семинаре я по той же причине иногда прошу других людей тоже предложить клиенту эмоционально поддерживающее высказывание. Это пассивный способ интеграции и он часто проводится в состоянии осознанности. Используется и активное самовыражение, но в меньшей степени, ведь нас интересует изменение глубинных убеждений, а их четче отражают непроизвольные реакции. Действия намеренны и умышленны. Следовательно, они могут ввести в заблуждение относительно глубинного материала. Отчасти интеграция происходит бессознательно. Если сеанс был насыщенным, как часто бывает, стоит тут же предоставить клиенту пространство и время, чтобы он спокойно отдохнул, разговаривая, если ему хочется, начиная все лучше и лучше понимать смысл сделанных открытий. Такой период отдыха сразу же после сеанса оказывает сильное интегрирующее воздействие. Сон, если в нем чувствуется необходимость, имеет такое же свойство. Долгосрочные составляющие интеграции действуют в течение нескольких недель, месяцев, а то и лет. Когда изменение началось, его нужно закрепить и интегрировать в жизнь клиента. Поскольку чувства, мысли и действия новы и сильно отличаются от того, к чему клиент привык, в его взаимоотношениях с членами семьи, друзьями и коллегами по работе возникнут некоторые трудности. Клиент меняет не только себя. Он меняет свое отношение ко всем окружающим. Мир не позволяет с такой легкостью меняться столь сильно. В пользу изменения говорит то, что 13. Преобразование, интеграция и завершение 209 оно вызвало приятное чувство и было осознано. В микрокосме терапевтического сеанса клиенту теперь нужна поддержка в принимаемых им решениях. Терапевт — это первый человек, который находится в его распоряжении. В последующих абзацах я опишу несколько способов поддержки и интеграции преобразования. Смаковать. В рамках сеанса терапии, когда клиент впервые принимает эмоционально поддерживающее убеждение и впервые испробует его, я поощряю клиента смаковать это переживание, особенно вызванные им приятные чувства. Как и в случае получения доступа, задача здесь состоит в том, чтобы отследить новое переживание и дать ему проясниться, построить ассоциации с ним. Я стараюсь удерживать внимание клиента на переживании. Я задаю вопросы о нем или, если присутствует “ребенок”, играю с ним в игры. Иногда я предлагаю клиенту просто позволить бессознательному выдать образы и воспоминания, которые раскрывают смысл переживания. Вот еще несколько способов помочь клиенту смаковать изменения, произошедшие после преобразования: 1) Попросите клиента сравнить эмоциональную поддержку, предлагаемую словесно, с тем, что происходит при использовании прикосновения. Часто между словесным и физическим выражением одного и того же есть большая разница в принятии и доверии, особенно если люди в прошлом не были честны с ребенком. 2) Если вы работаете в группе, то можете дать клиенту возможность услышать эмоционально поддерживающее высказывание, произнесенное многими голосами по очереди. Если вы один на один с клиентом, можете попросить его вообразить значимых людей в его жизни, предлагающих эту поддержку. Каждый раз переживание клиента исследуется. 3) Вы можете попросить клиента поискать способы сделать так, чтобы поддержка стала лучше или приносила большее удовлетворение. Просьба об усовершенствовании или уточнении, как правило, углубляет со- 210 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми средоточение, а также усиливает и укрепляет переживание. 4) Если вы работали с “ребенком”, можете попросить клиента вообразить, что он держит ребенка и предлагает ему эмоциональную поддержку. Использовать осознанность. В состоянии осознанности можно также изучить привычки, связанные с принятием и неприятием эмоциональной поддержки. Клиент может сначала выполнить это, замечая, что он непроизвольно делает с эмоционально поддерживающим высказыванием или прикосновением. Затем он может поэкспериментировать с преднамеренным управлением реакцией, вначале ограждая себя от поддержки, не допуская ее, а затем принимая и смакуя ее. Результаты того и другого становятся гораздо яснее, и прочно устанавливается предпочтение одного перед другим. Используя осознанность, клиент может воображать всевозможные ситуации, которые могут произойти и скорее всего произойдут, например, как сохранять новые установки и чувства при общении с родственниками и друзьями, дома и на работе. Воображая свое присутствие рядом с каждым человеком по отдельности, чувствуя в то же время эмоциональную поддержку только что найденным образом, можно выяснить, какая помощь нужна от этих людей для интеграции своих новых ощущений. Можно также сравнить теперешние чувства с теми, которые раньше возникали в ситуациях, пробуждающих прежние убеждения. Изучение практически любой грани процесса интеграции, особенно в состоянии осознанности, будет способствовать интеграции, и прежде всего на ранних стадиях этого процесса. Оценить ребенка по достоинству. Люди часто злятся на самих себя за то, что жили под властью того или иного негативного убеждения. Им нужно понять, что в мире ребенка их прежние убеждения были необходимой системой взглядов, лежащей в основе их действий. Им нужно оценить по достоинству и понять не только боль и страдание ребенка, но и проявленные им творческие способности и находчивость. Мы можем сделать это, просто поговорив о таких ситуациях, или выразив свое уважение к ребенку, или рассказав историю в стиле Милтона Эриксо- 13. Преобразование, интеграция и завершение 211 на, которая покажет, не говоря об этом прямо, насколько дети одарены способностью творить и приспосабливаться и как они это делают. Воплотить все это в жизнь. Некоторые вещи, которыми мы занимаемся в терапевтическом кабинете, направлены на прояснение работы, которую нужно провести вне его стен. Вот несколько способов разобраться с этим. 1) Предоставьте клиенту время побыть в одиночестве после сеанса терапии, для того чтобы усвоить переживание, отдохнуть и обдумать его. Вы можете советовать клиентам не планировать никакой работы после сеанса терапии. Еще лучше горячая ванна и массаж. 2) В воображении клиент может заново пережить всю свою жизнь, приняв новое убеждение и поддержку от окружающих. 3) Клиент может рассмотреть случаи из прошлого, когда такая поддержка оказывалась или предлагалась, обращая внимание на то, что она доступна в окружающем мире. Клиент может потренироваться высказывать просьбы о том, что именно ему нужно, разыграв в ролях ситуацию, в которой может помешать прежнее убеждение. 4) Клиент может также сознательно поэкспериментировать с изменениями позы, связанными с переходом от прежнего убеждения к новому. 5) Поговорите о том, как воплотить это в жизнь, как это будет выглядеть, как могут отреагировать другие люди и откуда все это пришло. Такое краткое обсуждение и анализ помогут клиенту обнаружить вопросы, которые нужно продумать и обсудить с близкими ему людьми. Это лишь несколько способов поддержать привнесение новых убеждений в жизнь. Есть также много других скрытых постулатов, которые ждут своего обнаружения, преобразования и испытания. 212 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми “Переучет”. Во время любого сеанса бывают моменты, когда терапевту необходимо дать и получить обратную связь о том, как продвигается сам сеанс. Помимо того, что “переучет” важен по нескольким причинам, он может еще и способствовать интеграции. Он может помочь прояснить события сеанса. Кроме того, он предоставляет клиенту возможность побыть некоторое время в стороне от напряжения основного процесса. Поскольку большая часть основного процесса происходит в весьма необычных состояниях сознания, обдумывание событий помогает их интегрировать. Такое прерывание текущего процесса в подходящие моменты не разрушительно, это необходимый отдых, предоставляющий время и пространство для того, чтобы пересмотреть сделанное и извлечь из него уроки. Наиболее уместное время для проведения подобного переучета — когда у клиента наступает естественная пауза. Раз уж мы говорим о “переучете”, давайте обсудим, для чего еще он годится. Он полезен, когда терапевт не уверен в том, что же в действительности происходит, или чувствует некоторое напряжение или натянутость в отношениях между собой и клиентом. Если я чувствую, что не получаю сотрудничества бессознательного или что клиент не видит наши роли в терапии так, как вижу их я, самое время провести переучет сделанного. Часто клиенту бывает полезно объяснить какой-то момент, касающийся самого процесса, или особенность терапевтического вмешательства, с которым клиент скорее всего не знаком. Переучет очень похож на “выпрыгивание из системы” (глава 17). Он переключает внимание на то, что мешает дальнейшему продвижению. Процесс довольно легко и естественно возрождается после таких перерывов, и в конечном счете они идут ему на пользу. Домашняя работа. Я даю людям задания, которые они могут выполнить вне кабинета или после семинара. Эти задания помогают закрепить новые способы поведения и особенно действенны в том, что касается взаимоотношений, представлений о себе и нежелательных привычек. В домашнюю работу могут входить изменения в диете или работа с телом (например, массаж, “рольфинг”, зарядка, ходьба или бег, йога, упражнения по Фельденкрайзу); ведение дневника или что-то специальное, необходимое в данной конкретной ситуации. Например, однажды я попросил женщину, 13. Преобразование, интеграция и завершение 213 “практикующую” обремененно-выносливую стратегию, то есть стратегию, подпитываемую чувством вины, простоять весь день на площади Кенмор в Бостоне (основной станции пересадки метро) с плакатом: “ЭТО Я ВО ВСЕМ ВИНОВАТА”. Я слышал, что она это сделала и прекрасно провела время, разговаривая с людьми, отвечая на вопросы, выслушивая советы и много смеха. Я легко могу себе представить, как это ее изменило. ЗАВЕРШЕНИЕ Иногда сеанс длится и длится и никак не приходит к естественной развязке. Это бывает нечасто, но уж когда случается, то становится проблемой. Большинство сеансов обыкновенно приходят к уместной концовке легко и самопроизвольно. Но время от времени завершить сеанс бывает трудно, особенно с определенными типами характера, например, привязчиво-экспрессивным или зависимо-милым. Обычно это происходит тогда, когда в сеансе прорабатывались более или менее поверхностные вопросы и не был разрешен глубинный вопрос расставания. Некоторые люди не хотят, чтобы сеанс терапии заканчивался, им это кажется разлукой или утратой. Вот несколько способов справиться с ситуацией: 1) Проведите переучет. Укажите на ситуацию и обсудите ее. Выскажите свои мысли о том, что происходит. Если человек не чувствует завершенности, то, возможно, он может принять это и оставить для проработки в следующий раз. 2) Если проблема завершения является частью экспрессивно-привязчивого процесса и вы не хотите продолжать работу или вдаваться в продолжительное обсуждение, часто лучше самому начать процесс завершения. Это можно сделать с помощью высказывания, в котором подразумевается, что сеанс скоро закончится. Например: “Прежде чем мы закончим, я расскажу вам одну историю”. Или вы можете задать вопрос типа: “Что бы вы хотели сделать, прежде чем мы закончим?” 214 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Как правило, хороший сеанс завершается естественно. Напряженность спадает и процесс переходит от проработки и глубокого сосредоточения к простому пребыванию в контакте и обсуждению разнообразных тем в тональности обычного разговора. То, что сеанс завершился естественно, хороший признак. Так лучше всего. Из-за того, что терапия бывает несколько перенасыщенной, некоторым людям трудно возвращаться в повседневный мир. Полезно просто поговорить, возможно, за чашкой чая или прогуляться полчасика.
Часть III МЕТОД Нет ничего важнее, Чем утешать друг друга, Отвечать друг другу. У каждого внутри есть — как бы это назвать? — Хорошая новость! Уго Бетти
Глава 14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.01 с.) |