Значение и глубинный материал



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и глубинный материал



Когда клиент глубоко вовлечен, находится в состоянии осознан­ности и не спеша преодолевает каждый отрезок пути, процесс приобретает особое качество. Это живой процесс, раскрытие. К этому времени терапевт уже, скорее всего, составил для себя не­которое представление о том, что это за процесс и какая проба или техника поможет привести клиента к контакту с глубинным материалом. Ведь именно терапевт догадывается о значениях и экспериментирует с ними, чтобы получить доступ к глубинному материалу. В это время всего лишь простой пробы может ока­заться достаточно, чтобы вызвать у клиента глубокое и мощное переживание. Подходящие слова срабатывают, как ключ, неожи­данно открывающий путь к самому ядру личности клиента.

Приведу пример: клиент сообщает о тяготах, ограничениях и неотвратимых обязанностях. Терапевт предлагает пробу: “Ваша жизнь принадлежит вам”. Клиент чувствует и сообщает о реак­ции злости, неверия и напряжения брюшной стенки. Тогда вы или ваш ассистент перенимаете это напряжение и немного на­давливаете на брюшную стенку, имитируя это напряжение. Те­перь вы делаете пробу еще раз, при этом клиент позволяет вам перенять напряжение брюшной стенки, и в качестве реакции происходит всплеск чувств и ясное воспоминание, полное яро-


204 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

сти и чувства унижения. Терапевт задает вопрос: “Что ты обна­руживаешь или к какому выводу приходишь, вспоминая это?” Та­кой вопрос приводит к ясному пониманию: “Я не могу получить необходимой мне любви, если чувствую и выражаю злость”. Вместе с этим пониманием приходит озарение и глубокое чув­ство его истинности. Оно раскрывает значение происходящего.

Мы часто делаем попытки получить доступ к глубинному мате­риалу, выясняя значение какого-то телесного проявления. Теле­сное проявление, происходящее как реакция на пробу, — это ведь часть целой системы реакций, организуемой и управляемой глубинными убеждениями, воспоминаниями и т.п. Именно та­кую тесную связь реакции и глубинного ядра мы используем для получения доступа к этому материалу. Клиент внезапно осозна­ет, что его тело говорит: “Прикоснись ко мне!” При этом всплы­вают чувства и воспоминания, которые раскрывают значение этого страдальческого крика. Получение доступа к глубинному материалу позволяет перейти от текущего переживания к убеж­дениям, воспоминаниям и образам, которые, хотя и действуют постоянно и сильно в настоящем, скорее являются частью не­осознанных постулатов прошлого.

Конечно, еще многое предстоит сделать, хотя уже сам доступ к значению или глубинному материалу может быть важным собы­тием в жизни человека. Это глубокий, определяющий развитие материал, находящийся в самом центре того, кем клиент являет­ся и как он таким стал. Быть в контакте с этими давними собы­тиями означает как бы вернуться домой, познать себя необык­новенно реальным и значимым образом. Это означает чувство­вать и знать почти священную свободу выбирать, кем будешь.


 

Глава 13

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ И ЗАВЕРШЕНИЕ

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

На самом деле законы, которым подчиняется об­щепринятая реальность, поддаются изменению...

Калу Ринпоче. Дхарма

Из всех странных особенностей Вселенной нет ни­чего более странного, чем то, что возможен выход за пределы времени, трансформация законов и влияние наблюдателя на события, в которых он как будто не участвует.

Джон Уилер

Обучение — это обнаружение возможного.

Фриц Перлз. Гештальт-подход

В какой-то момент проработки, после того как выражены эмо­ции, после того как “ребенок” понял и получил то, что ему нуж­но, после озарения и поиска значения достигается определенная стадия, на которой проводится преобразование. Происходит


206 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

простая вещь — закладывается семя. Властная хватка какой-то части глубинного материала ослабевает, и открывается возмож­ность для новых действий и переживаний. Открытие этой воз­можности и является преобразованием. Ново здесь то, что чело­век может быть другим; вся его жизнь может быть иной. Стадия преобразования в терапии — это та стадия, на которой клиент знает это, предпринимает действия на основе этого знания и об­наруживает, что его действия приносят результат.

Преобразование может начаться с того, что клиент принимает новое убеждение, например “Я хорош такой, как есть”. Или оно может начаться с выражения чего-то, например, злости или люб­ви, того, что клиент привычно сдерживает. Затем, в безопасной, удобной обстановке терапии клиент экспериментирует со свои­ми новыми возможностями. Клиент исследует свои возможности выбора, замечая их результаты. Переживания, связанные с пре­образованием, могут стать огромным облегчением и восхити­тельным удовольствием. Ведь клиент годами ждал того, чтобы это сделать, сказать, почувствовать или в это поверить. Такая возможность выбора нова лишь в том смысле, что она до сих пор не использовалась. Она ждала все это время, заключенная в сво­ей противоположности.

Переживание, которое стремится произойти

В любой авторитарной модели лечения клиент — это проблема, которую нужно решить. В Хакоми клиент — это переживание, которое хочет произойти. Оно должно было произойти в процес­се нормального роста, но не произошло. В главе 3 приведен спи­сок недостающих глубинных переживаний для каждого процесса характера.

Подобно “Ага!” Перлза или спонтанной реорганизации Фельден-крайза, преобразование часто бывает спонтанным. Оно ощуща­ется и выглядит как преобразование. Однажды я работал с одной женщиной на семинаре. Она проработала некоторые вещи, свя­занные с рождением, ощущением безопасности и просто присут­ствия. Они были во многом обусловлены тем, что не обязательно скрываться, а это значило раскрыть глаза и просто смотреть во­круг, не пытаясь найти возможные источники опасности. Мы по­работали утром. Весь оставшийся день я наблюдал, как она ши-


13. Преобразование, интеграция и завершение 207

роко открытыми от удивления глазами рассматривает все — де­ревья за окном, цветы в вазе, лица людей. Она жила своими но­выми глазами. Прожив такое новое, яркое и прекрасное пережи­вание, преобразуешься. Знаешь прежнее и новое и хочешь ново­го. Зачем продолжать ходить в закрытый ресторан, если нашел открытый?

По мере того, как клиент пробует и смакует новое убеждение или поведение, его лицо заметно меняется. Оно становится от­крытым и часто ребячливым — по крайней мере, выглядит моло­же. Оно делается расслабленным или румянится бодростью. Не­редко появляется улыбка. Как-то в выходные я работал в Инсти­туте первичной терапии в Денвере. Во время работы с челове­ком, застрявшим в глубоком чувствительно-аналитическом про­цессе, мы медленно, за полтора часа достигли момента, когда ужас перед самовыражением уступил место радости этого ново­го переживания. Он подпрыгивал, словно мячик. Мы держали его и помогали ему подпрыгивать, а он при каждом прыжке из­давал сладкие звуки радости. Эти звуки были негромкими и со­всем не вымученными. Они выходили из него, как пар из каст­рюли со счастливым супом. Женщина, которая уже семь лет ра­ботала терапевтом в этом институте, повернулась ко мне и ска­зала: “Мы никогда не слышали таких звуков в этом здании”.

В Хакоми мы стремимся к преобразованию. В этом цель терапии: изучить и освоить новые возможности выбора. Именно смакуя и обогащая их, клиент начинает отличать и ценить их выше своих прежних способов поведения. Таким образом, клиент включает и интегрирует в жизнь новые убеждения и способы поведения. По мере завершения изменения клиент может испытывать поток озарений и воспоминаний, входить и выходить из порогов. Все­му свое время. Это немного напоминает уборку после большой игры. Преобразование — это процесс.

ИНТЕГРАЦИЯ

Работа в терапии — это лишь семя преобразования. Новые убеждения, чувства и восприятия нужно вынести во внешний мир. Чтобы выжить, преобразование должно найти поддержку.


208 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

В ходе терапии мы делаем все возможное для того, чтобы оно успешно началось. Мы затрачиваем некоторое время на ин­теграцию.

Интеграция включает в себя привыкание к новому, построение ассоциаций и обнаружение места для нового в общем порядке вещей. Так что мы выделяем некоторое время на то, чтобы ис­пробовать новые способы поведения и заметить результаты. На­пример, мы можем сделать пробу, которая была важной частью процесса, чтобы посмотреть, какова реакция на нее сейчас. Если она принимается как эмоциональная поддержка и вызывает по­зитивное чувство, мы можем повторить ее несколько раз, чтобы можно было прояснить новые и новые грани этого пережива­ния. Это помогает интегрировать новое убеждение. На семинаре я по той же причине иногда прошу других людей тоже предло­жить клиенту эмоционально поддерживающее высказывание. Это пассивный способ интеграции и он часто проводится в со­стоянии осознанности. Используется и активное самовыраже­ние, но в меньшей степени, ведь нас интересует изменение глу­бинных убеждений, а их четче отражают непроизвольные реак­ции. Действия намеренны и умышленны. Следовательно, они мо­гут ввести в заблуждение относительно глубинного материала.

Отчасти интеграция происходит бессознательно. Если сеанс был насыщенным, как часто бывает, стоит тут же предоставить кли­енту пространство и время, чтобы он спокойно отдохнул, разго­варивая, если ему хочется, начиная все лучше и лучше понимать смысл сделанных открытий. Такой период отдыха сразу же после сеанса оказывает сильное интегрирующее воздействие. Сон, если в нем чувствуется необходимость, имеет такое же свойство. Долгосрочные составляющие интеграции действуют в течение нескольких недель, месяцев, а то и лет. Когда изменение нача­лось, его нужно закрепить и интегрировать в жизнь клиента. По­скольку чувства, мысли и действия новы и сильно отличаются от того, к чему клиент привык, в его взаимоотношениях с членами семьи, друзьями и коллегами по работе возникнут некоторые трудности. Клиент меняет не только себя. Он меняет свое отно­шение ко всем окружающим. Мир не позволяет с такой легко­стью меняться столь сильно. В пользу изменения говорит то, что


13. Преобразование, интеграция и завершение 209

оно вызвало приятное чувство и было осознано. В микрокосме терапевтического сеанса клиенту теперь нужна поддержка в принимаемых им решениях. Терапевт — это первый человек, ко­торый находится в его распоряжении.

В последующих абзацах я опишу несколько способов поддержки и интеграции преобразования.

Смаковать. В рамках сеанса терапии, когда клиент впервые при­нимает эмоционально поддерживающее убеждение и впервые испробует его, я поощряю клиента смаковать это переживание, особенно вызванные им приятные чувства. Как и в случае полу­чения доступа, задача здесь состоит в том, чтобы отследить но­вое переживание и дать ему проясниться, построить ассоциации с ним. Я стараюсь удерживать внимание клиента на пережива­нии. Я задаю вопросы о нем или, если присутствует “ребенок”, играю с ним в игры. Иногда я предлагаю клиенту просто позво­лить бессознательному выдать образы и воспоминания, которые раскрывают смысл переживания. Вот еще несколько способов помочь клиенту смаковать изменения, произошедшие после пре­образования:

1) Попросите клиента сравнить эмоциональную поддерж­ку, предлагаемую словесно, с тем, что происходит при использовании прикосновения. Часто между словес­ным и физическим выражением одного и того же есть большая разница в принятии и доверии, особенно если люди в прошлом не были честны с ребенком.

2) Если вы работаете в группе, то можете дать клиенту возможность услышать эмоционально поддерживаю­щее высказывание, произнесенное многими голосами по очереди. Если вы один на один с клиентом, можете попросить его вообразить значимых людей в его жиз­ни, предлагающих эту поддержку. Каждый раз пережи­вание клиента исследуется.

3) Вы можете попросить клиента поискать способы сде­лать так, чтобы поддержка стала лучше или прино­сила большее удовлетворение. Просьба об усовершен­ствовании или уточнении, как правило, углубляет со-


210 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

средоточение, а также усиливает и укрепляет пере­живание.

4) Если вы работали с “ребенком”, можете попросить кли­ента вообразить, что он держит ребенка и предлагает ему эмоциональную поддержку.

Использовать осознанность. В состоянии осознанности можно также изучить привычки, связанные с принятием и неприятием эмоциональной поддержки. Клиент может сначала выполнить это, замечая, что он непроизвольно делает с эмоционально под­держивающим высказыванием или прикосновением. Затем он может поэкспериментировать с преднамеренным управлением реакцией, вначале ограждая себя от поддержки, не допуская ее, а затем принимая и смакуя ее. Результаты того и другого стано­вятся гораздо яснее, и прочно устанавливается предпочтение одного перед другим. Используя осознанность, клиент может воображать всевозможные ситуации, которые могут произойти и скорее всего произойдут, например, как сохранять новые ус­тановки и чувства при общении с родственниками и друзьями, дома и на работе. Воображая свое присутствие рядом с каждым человеком по отдельности, чувствуя в то же время эмоциональ­ную поддержку только что найденным образом, можно выяс­нить, какая помощь нужна от этих людей для интеграции своих новых ощущений.

Можно также сравнить теперешние чувства с теми, которые раньше возникали в ситуациях, пробуждающих прежние убежде­ния. Изучение практически любой грани процесса интеграции, особенно в состоянии осознанности, будет способствовать ин­теграции, и прежде всего на ранних стадиях этого процесса.

Оценить ребенка по достоинству. Люди часто злятся на самих себя за то, что жили под властью того или иного негативного убеждения. Им нужно понять, что в мире ребенка их прежние убеждения были необходимой системой взглядов, лежащей в основе их действий. Им нужно оценить по достоинству и по­нять не только боль и страдание ребенка, но и проявленные им творческие способности и находчивость. Мы можем сделать это, просто поговорив о таких ситуациях, или выразив свое уваже­ние к ребенку, или рассказав историю в стиле Милтона Эриксо-


13. Преобразование, интеграция и завершение 211

на, которая покажет, не говоря об этом прямо, насколько дети одарены способностью творить и приспосабливаться и как они это делают.

Воплотить все это в жизнь. Некоторые вещи, которыми мы за­нимаемся в терапевтическом кабинете, направлены на проясне­ние работы, которую нужно провести вне его стен. Вот несколь­ко способов разобраться с этим.

1) Предоставьте клиенту время побыть в одиночестве после сеанса терапии, для того чтобы усвоить пережи­вание, отдохнуть и обдумать его. Вы можете совето­вать клиентам не планировать никакой работы после сеанса терапии. Еще лучше горячая ванна и массаж.

2) В воображении клиент может заново пережить всю свою жизнь, приняв новое убеждение и поддержку от окружающих.

3) Клиент может рассмотреть случаи из прошлого, когда такая поддержка оказывалась или предлагалась, обра­щая внимание на то, что она доступна в окружающем мире. Клиент может потренироваться высказывать просьбы о том, что именно ему нужно, разыграв в ро­лях ситуацию, в которой может помешать прежнее убеждение.

4) Клиент может также сознательно поэкспериментиро­вать с изменениями позы, связанными с переходом от прежнего убеждения к новому.

5) Поговорите о том, как воплотить это в жизнь, как это будет выглядеть, как могут отреагировать другие люди и откуда все это пришло. Такое краткое обсуж­дение и анализ помогут клиенту обнаружить вопросы, которые нужно продумать и обсудить с близкими ему людьми.

Это лишь несколько способов поддержать привнесение новых убеждений в жизнь. Есть также много других скрытых постула­тов, которые ждут своего обнаружения, преобразования и ис­пытания.


212 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

“Переучет”. Во время любого сеанса бывают моменты, когда те­рапевту необходимо дать и получить обратную связь о том, как продвигается сам сеанс. Помимо того, что “переучет” важен по нескольким причинам, он может еще и способствовать интегра­ции. Он может помочь прояснить события сеанса. Кроме того, он предоставляет клиенту возможность побыть некоторое время в стороне от напряжения основного процесса. Поскольку большая часть основного процесса происходит в весьма необычных со­стояниях сознания, обдумывание событий помогает их интегри­ровать. Такое прерывание текущего процесса в подходящие мо­менты не разрушительно, это необходимый отдых, предоставля­ющий время и пространство для того, чтобы пересмотреть сде­ланное и извлечь из него уроки. Наиболее уместное время для проведения подобного переучета — когда у клиента наступает естественная пауза.

Раз уж мы говорим о “переучете”, давайте обсудим, для чего еще он годится. Он полезен, когда терапевт не уверен в том, что же в действительности происходит, или чувствует некоторое напря­жение или натянутость в отношениях между собой и клиентом. Если я чувствую, что не получаю сотрудничества бессознатель­ного или что клиент не видит наши роли в терапии так, как вижу их я, самое время провести переучет сделанного. Часто клиенту бывает полезно объяснить какой-то момент, касающий­ся самого процесса, или особенность терапевтического вмеша­тельства, с которым клиент скорее всего не знаком. Переучет очень похож на “выпрыгивание из системы” (глава 17). Он пере­ключает внимание на то, что мешает дальнейшему продвиже­нию. Процесс довольно легко и естественно возрождается после таких перерывов, и в конечном счете они идут ему на пользу.

Домашняя работа. Я даю людям задания, которые они могут вы­полнить вне кабинета или после семинара. Эти задания помогают закрепить новые способы поведения и особенно действенны в том, что касается взаимоотношений, представлений о себе и не­желательных привычек. В домашнюю работу могут входить изме­нения в диете или работа с телом (например, массаж, “рольфинг”, зарядка, ходьба или бег, йога, упражнения по Фельденкрайзу); ведение дневника или что-то специальное, необходимое в данной конкретной ситуации. Например, однажды я попросил женщину,


13. Преобразование, интеграция и завершение 213

“практикующую” обремененно-выносливую стратегию, то есть стратегию, подпитываемую чувством вины, простоять весь день на площади Кенмор в Бостоне (основной станции пересадки мет­ро) с плакатом: “ЭТО Я ВО ВСЕМ ВИНОВАТА”. Я слышал, что она это сделала и прекрасно провела время, разговаривая с людьми, отве­чая на вопросы, выслушивая советы и много смеха. Я легко могу себе представить, как это ее изменило.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Иногда сеанс длится и длится и никак не приходит к естествен­ной развязке. Это бывает нечасто, но уж когда случается, то ста­новится проблемой. Большинство сеансов обыкновенно прихо­дят к уместной концовке легко и самопроизвольно. Но время от времени завершить сеанс бывает трудно, особенно с определен­ными типами характера, например, привязчиво-экспрессивным или зависимо-милым. Обычно это происходит тогда, когда в се­ансе прорабатывались более или менее поверхностные вопросы и не был разрешен глубинный вопрос расставания. Некоторые люди не хотят, чтобы сеанс терапии заканчивался, им это кажет­ся разлукой или утратой. Вот несколько способов справиться с ситуацией:

1) Проведите переучет. Укажите на ситуацию и обсудите ее. Выскажите свои мысли о том, что происходит. Если человек не чувствует завершенности, то, возможно, он может принять это и оставить для проработки в следу­ющий раз.

2) Если проблема завершения является частью экспрес­сивно-привязчивого процесса и вы не хотите продол­жать работу или вдаваться в продолжительное обсуж­дение, часто лучше самому начать процесс заверше­ния. Это можно сделать с помощью высказывания, в котором подразумевается, что сеанс скоро закончится. Например: “Прежде чем мы закончим, я расскажу вам одну историю”. Или вы можете задать вопрос типа: “Что бы вы хотели сделать, прежде чем мы закончим?”


214 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Как правило, хороший сеанс завершается естественно. Напря­женность спадает и процесс переходит от проработки и глубоко­го сосредоточения к простому пребыванию в контакте и обсуж­дению разнообразных тем в тональности обычного разговора. То, что сеанс завершился естественно, хороший признак. Так лучше всего. Из-за того, что терапия бывает несколько перена­сыщенной, некоторым людям трудно возвращаться в повседнев­ный мир. Полезно просто поговорить, возможно, за чашкой чая или прогуляться полчасика.


 

Часть III

МЕТОД

Нет ничего важнее,

Чем утешать друг друга,

Отвечать друг другу.

У каждого внутри есть —

как бы это назвать? —

Хорошая новость!

Уго Бетти


 


Глава 14



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.013 с.)