Единство: вселенная соучастия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство: вселенная соучастия



Такой тип сознания — в этой книге я буду назы­вать его “соучаствующим сознанием” — подразу­мевает слияние или отождествление с окружаю­щим миром и свидетельствует о душевной целост­ности, которая уже давно ушла из нашего мира.

Морис Берман. Новое очарование мира


54 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Мы имеем дело со следствиями универсальной тенденции к продуцированию частей из образова­ний, сформированных в результате общения. Именно благодаря этому общению тело становит­ся живым и действует так, как будто обладает умом, — и оно действительно им обладает.

Грегори Бейтсон

Морис Берман говорил: “Душевная целостность, которая уже давно ушла из нашего мира”. Я вспоминаю об этой целостности, когда вижу новорожденного младенца или, как на прошлой не­деле, маори, поющего прощальную песню в то время, как подхо­дила к концу работа группы, в которой мы участвовали. Он пел о том, как корабль уходит в открытое море. Для маори расстава­ние и долгие путешествия всегда связаны с морем. Это остров­ная культура. Когда он пел, я почувствовал его любовь к морю и знание моря. Мне показалось, что мы все покинули берег и остались в открытом море. Это чувство было столь же реаль­ным, как и комната, в которой мы находились. Душевная це­лостность этого певца, безусловно, не ушла из нашего мира — она создала мир, она позволила ему принести море и небо, его народ и весь его мир с собой, потому что они были им самим. Его вселенная была вселенной соучастия. Он был своей семьей, своим народом и окружающей природой. Он был частью этого мира и ему было удобно в нем так, как нам никогда не было.

Единство означает принадлежность, сопричастность, возмож­ность слышать и быть услышанным. Во многих терапиях интег­рация и гармония считаются приоритетными задачами. Напри­мер, в методе Фельденкрайза, рольфинге, остеопатии, иглоука­лывании, гештальте. О чем бы мы ни говорили — о том, как люди объединяются в семью, как мышцы объединяются в одном движении, как органы в согласии создают здоровое тело, как мысли, идеи, убеждения, порывы, планы, чувства, воспоминания объединяются в единое “Я”, — все эти системы говорят в пользу единства и интеграции. Мы изучаем такие системы, пы­таясь понять, как происходит общение между частями, и, с дру­гой стороны, как они выходят из строя, страдают и умирают по мере нарушения и прекращения общения.


2. Принципы 55

В восточной религиозной традиции считается, что это единство реально, а идея о том, что мы отдельные сущности, — иллюзия. Исходная и самая разрушительная иллюзия — ложное различие между “Я” и другими. “Я” здесь не означает, что ты являешься личностью, телом или чем-то подобным. Это значит, что ты вос­принимаешь и живешь отдельно от других. Это старинное за­блуждение. Переход от единства к двойственности можно срав­нить с переходом от голографического волнового фронта к об­разам отдельных объектов. Голограмма — это сеть волновых шаблонов, подобных ряби на озере во время дождя. Чтобы вос­принять отдельные объекты, нужно раскодировать эти шаблоны. Нужно взять эту взаимопроникающую, объединяющую, гологра-фическую вселенную и расщепить ее на отдельные “я” и “дру­гие”. Для этого нужны средства кодировки. Кстати, по мнению Карла Прибрама, все органы чувств, включая прикосновение, — это средства кодировки. Восток всегда знал, что чувства лгут. Мы воспринимаем друг друга в качестве отдельных объектов, потому что воспринимаем глазами и потому что приучились считать такими себя и других. Сердце, свободное от бремени, видит иначе.

Мы рассматриваем нашу вселенную на нескольких уровнях. Кен Уилбер описывает этот процесс весьма подробно10. Раскол про­исходит тогда, когда мы решаем, что никак не связаны друг с другом и существуем сами по себе. Мы не останавливаемся на этом и отделяем тело от ума. В конце концов мы приходим к тому, что и сам наш ум оказывается расщепленным на отдель­ные части. Теряя, таким образом, единство ума и тела, мы силь­но ограничиваем нашу способность испытывать переживания. Собственно, ум делится на “я” и “не я”. Целостность, полнота, гармония утрачиваются на всех уровнях. Юнг называл части ума “тенью” и “персоной” — тем, что скрыто, и маской. Ни то, ни другое не реально. Мы разделяем себя на те части, которы­ми владеем и за которые ответственны, и те, которыми не вла­деем и за которые не несем ответственности. Мы не говорим сознательно, что это “я”, а это “не я”. Мы не слышим других ча­стей, не слушаем их, не видим и не чувствуем. Мы старательно избегаем встречи с ними.


56 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Задача психотерапевта — научить эти разрозненные части об­щаться, независимо от того, идет ли речь о восстановлении ком­муникации внутри семьи, между телом и умом или разделенны­ми частями ума. Уговорить эти части выйти из укрытия, помочь им говорить открыто и прямо — в этом проявляется мастерство терапевта. Я думаю, что в гештальт-терапии этот процесс ока­зывается наиболее эффективным. Гештальт-терапевты работают на языке драматургии и театра. Они изучают процесс взаимо­действия ролей, которые мы играем. Вся гештальт-терапия по­священа отношениям между частями и целым. Находясь на “го­рячем” стуле, человек вступает в диалог. Он говорит с проекци­ей какой-то своей части — части, которой он не хочет обладать, части, которую он вытолкнул. В таком диалоге части снова на­чинают общаться. Самое важное в этом процессе — возобновле­ние коммуникации. Важен не столько диалог, сколько сам про­цесс. Перлз верит (как и я), что если восстановить общение этих частей, они смогут уладить свои разногласия и гармонизи­ровать целое. В любом случае этого не произойдет, если они не будут общаться. Когда диалог происходит в атмосфере безопас­ности и защищенности, как, например, в терапевтическом про­цессе, шансов на интеграцию гораздо больше.

Это стремление к объединению разрозненных частей является исцеляющей силой. И оно ведет к исцелению. По словам Кена Уилбера, “психика самопроизвольно перестраивается”. По мне­нию Фельденкрайза, перестраивается и нервная система. Дви­жение является фактором, поощряющим части к диалогу, в ре­зультате они самопроизвольно объединяются на основе функци­онирования, требующего наименьших усилий. Лишнее отбрасы­вается. Здоровье — это естественный результат внимания, кото­рое каждая часть уделяет другим. Именно в это верят целители.

В ходе терапии мы стараемся построить и развить общение между сознательным и бессознательным, между умом и телом. Опираясь на состояние осознанности, мы создаем условия, даю­щие бессознательному возможность беспрепятственно про­явиться и быть увиденным, услышанным и прочувствованным. Направляя внимание в зону контакта ума и тела, мы работаем над созданием каналов, позволяющих им коммуницировать друг


2. Принципы 57

с другом. Работая с ребенком, мы концентрируемся на той его части, которая подавлена и безмолвна. Когда клиент приходит к озарению, смыслу и принятию себя, это означает, что одна часть понимает или принимает другую.

В соответствии с принципом единой Вселенной мир представля­ет собой целое, все аспекты которого неотделимы от целого и не существуют по отдельности. Такой подход резко отличается от атомистических и ньютоновских представлений о неразру­шимых, неделимых, изолированных частицах материи, плаваю­щих в абсолютно пустом вместилище под названием “простран­ство”. Соответственно, модели сознания, основанные на новых представлениях о реальности, побуждают нас к новому понима­нию процессов на всех уровнях бытия.

Мы опираемся на принцип единства, когда рассматриваем те части себя или других, которые находятся в изоляции или в конфликте. Мы доверяемся ему, когда следуем путем принятия и любопытства, когда стремимся свести воедино все аспекты личности: части ума, ум и тело, себя и Вселенную, когда мы знаем глубоко в сердце, что связаны друг с другом и с этим ми­ром. В этом знании мы черпаем исцеляющую энергию для на­шей работы.

УТВЕРЖДЕНИЯ БЕЙТСОНА

В книге “Разум и природа” Грегори Бейтсон пишет, что суще­ствуют определенные качества, характеристики системы11, кото­рые позволяют считать ее разумной. Бейтсон описывает эти ка­чества, опираясь на некоторую совокупность признаков. Он об­наруживает, что один и тот же набор признаков относится и к человеческому разуму, и к природе. Природа, как ее определяет Бейтсон, обладает разумом. Природа действует разумно. Если вы обратитесь к эволюции, то увидите, что это разумный про­цесс, развертывающийся в соответствии с некоторой изощрен­ной стратегией. То же самое можно сказать и об экологических системах. Я хочу обсудить утверждения Бейтсона и их сходство с принципами Хакоми.


58 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Давайте взглянем на эту совокупность, включающую шесть при­знаков или свойств, описывающих любую систему, обладающую разумом. Первый признак разума — то, что он представляет со­бой некоторую сумму частей, организованных в единое целое. Части складываются в единое целое — это принцип, о котором мы уже говорили чуть раньше. Если вы просто пару дней поду­маете об этом принципе, то заметите, что невероятное количе­ство систем — семьи, человеческие органы, футбольные коман­ды — обладают этим качеством. Части и целое. Атомы в моле­кулы, звезды в галактики. Это свойство связано также с орга­ничностью систем и их способностью к самоорганизации.

Второй признак — части общаются между собой. Части органи­зуются в одно целое, опираясь на общение и информацию. Мы имеем дело с информацией, а с не энергией. Подход, который практикуется в одном из разделов медицины — остеопатии, также основан на применении информационной модели. В ос­нове остеопатии лежит положение, согласно которому бо­лезнь — это состояние, при котором сообщения от одной части тела не достигают другой его части. Если вы больны, у вас про­блема с общением между частями. В остеопатии позвоноч­ник — это основной канал передачи сообщений. Когда остеопат работает с позвоночником, он решает задачу улучшения комму­никации между частями тела. Даже распространение болезне­творных бактерий можно рассматривать в рамках модели ин­формационного потока: какая-то часть иммунной системы не распознает бактерии или не сообщает о них соответствующим органам. Техники, которые мы используем в Хакоми — пробы, наблюдение, перенимание, — все это способы получения ин­формации о том, как мы себя организуем. Можно сказать, что одна наша часть учится общаться с другой. Части объединяются в единое целое благодаря общению и обмену информацией.

В различных системах исцеления практикуется общий принцип, основанный на коммуникации. Выпрямите позвоночник, чтобы сообщения от различных частей беспрепятственно следовали во всех направлениях, и работа системы улучшится. Суть в том, что при свободной коммуникации частей вступает в силу меха­низм саморегуляции системы. Если вы зашли в тупик, исполь-


2. Принципы 59

зуйте такую стратегию: исследуйте свое состояние, задействуй­те осознание и любопытство, обеспечьте свободное перемеще­ние информации от одной части к другой — и результатом бу­дет спонтанное разрешение проблемы, а функционирование организма улучшится. В Хакоми мы изучаем и прорабатываем именно те привычки, которые препятствуют синтезу информа­ции и самопроизвольной реорганизации целого. Мы определяем это как создание “альтернативных путей для разблокирования ситуации”.

Способность самовосстанавливаться (исцеляться) является свой­ством живых систем. Если вы движетесь с осознанием, функци­онирование улучшается самопроизвольно. Организм знает, как восстановить целостность. Реорганизация происходит в силу того, что части возвращаются к нормальной коммуникации. Мышцы шеи знают, что делает таз. Они больше не отделены друг от друга. Они взаимосвязаны. И созвучны. Они начинают действовать как одно целое. Поскольку организм заинтересован в интеграции, побуждение к восстановлению целостности про­является достаточно отчетливо, и это справедливо для каждой живой системы. Необходимость коммуникации частей — таково второе положение концепции Бейтсона.

Третий принцип говорит о том, что энергия является второсте­пенным фактором. Важна информация. Важным свойством ума является способность перерабатывать не энергию, а информа­цию. Конечно, какая-то энергия необходима (при этом вид энергии не имеет значения). Мы работаем с информацией. Сис­теме необходимо иметь энергию, но она не так важна, как спо­собность ума использовать эту энергию. Система может об­ладать огромной энергией при почти полном отсутствии ин­теллекта. Вспомните об атомных бомбах! Мышцы управляются нервами. Ум первичен. Независимо от того, сколько энергии по­лучает система, именно ум решает, как воспользоваться этой энергией.

Похоже, мы расстаемся с веком, сфокусированным на обладании энергией. И расстаемся с типом сознания, сфокусированном на силе, полагающим, что в нашем распоряжении лишь ограничен-


60 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

ное количество энергии. Возможно, реализуется мечта о неис­черпаемом источнике бесплатной энергии. Если все дело в энергии, а энергия ограничена, мы остаемся наедине с миром силы и отчужденности. Если я даю вам один из моих гамбурге­ров или галлон моего бензина, я остаюсь в проигрыше. Такова природа мышления в терминах энергии. Это мышление, осно­ванное на принципе “или — или”. Или бензин есть у меня, или он у вас. Но если мы имеем дело с информацией, возникает со­вершенно иная ситуация. Когда я рассказываю вам что-то, это знание остается при мне. Я рассказал вам о чем-то, и теперь мы оба это знаем. И вы, и я. Такова природа информации на прак­тическом уровне. Довольно трудно владеть информацией как своей собственностью. Спросите тех, кто занимается защитой аудио- и видеозаписей от копирования. В отличие от материи и энергии, конкретная “порция” информации может находиться в двух местах одновременно. Я не утрачиваю ее, предоставляя вам. Когда разум и информация первичны, а энергия и силы вторичны, возникает другой тип сознания.

В первом компьютере, изобретенном фон Нейманом, было 18000 электронных ламп. Его электронное оборудование заполняло огромный зал и потребляло 140000 ватт. В этой системе была важна энергия (особенно если нужно было платить за электри­чество). В этом году я купил компьютер, который эквивалентен по мощности больше чем миллиону электронных ламп и по­требляет он четверть ватта. Он занимает места меньше, чем пи­шущая машинка. Энергии требуется совсем немного, а мощность обработки информации поражает воображение. Разум — это информационная система. Если вы исследуете то, как организо­вана деятельность ума, энергия отходит на второй план. Психо­терапия — это процесс, ориентированный на информацию. Да, энергетическая система человека очень сложна и желательно, чтобы она была в порядке, но если вы хотите понять, как люди организуют свой опыт, вам в первую очередь стоит заняться устройством ума.

Четвертое утверждение Бейтсона следующее: все системы, на­деленные разумом, можно описать только с использованием циклических или иных более сложных причинно-следственных


2. Принципы 61

связей. Если вы собираетесь работать с людьми, то будьте гото­вы радоваться сложности. Полюбите разнообразие и будьте в восторге от неопределенности. Системы, наделенные разумом, сложнее, чем простые линейные системы. Они не похожи на бильярдные шары, один из которых ударяет по второму, тот — по третьему и четвертому и так далее. Вы не сможете описать работу разума, следуя этой модели. В “разумные” системы встроен механизм обратной связи. Это нелинейные, итератив­ные, творческие системы, действующие весьма разнообразно. В них есть части, которые общаются между собой, обмениваются сообщениями. Нельзя просто сказать: “Ну, если я нажму здесь, все это подействует так”. Не все так просто. Разумные системы обладают собственной внутренней организацией. Они адапти­руются к вашим действиям. Вы можете и не знать, по какому пути пойдет эта адаптация, поэтому так трудно описать, как функционирует разум в каждом конкретном случае.

В пятом утверждении говорится, что информация кодируется. Вы воспринимаете свой опыт и вы его организуете. Вот что име­ется в виду под кодированием. В мозге нет образов; скорее глаз кодирует зрительную информацию, поступающую в форме нерв­ных импульсов. На некоторых уровнях кодировка фиксирована; на некоторых можно изменить способ кодирования своего пере­живания. В психотерапии нас интересует кодирование высокого уровня, например, теории о себе и о мире. Утверждение типа “Мне нужно заслужить одобрение и любовь других людей” орга­низует значительную часть опыта. Люди, ориентированные на результаты, не способные снизить темп и отдохнуть, часто на­кладывают такое убеждение на свой опыт. Они строят жизнь, де­лают оценки и принимают решения на его основе. Если кто-то им говорит: “Вы сделали хорошее дело”, это может оказаться для них весьма важным. У них также накапливаются специфические мышечные привычки, отражающие их интерпретацию личного опыта. Они мобилизуют свои мышцы, при этом их ум сфокусиро­ван на делах, которые необходимо завершить. Таким образом, из этого положения Бейтсона следует, что мы сами организуем свой опыт, и на некотором более высоком уровне мы можем из­менить способ организации нашего опыта.


62 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Шестое положение утверждает, что эти способы организации выстроены в соответствии с определенной иерархией. Бейтсон опирается на теорию логических типов Бертрана Рассела. Вы можете написать на доске такое утверждение: “На этой доске ничего не написано”. По мнению Рассела, это утверждение не имеет никакого смысла. Утверждение о доске является высказы­ванием другого порядка по отношению к существованию доски; оно относится к другому логическому типу. В живых системах вступают в игру такие логические типы, потому что мы имеем дело с уровнями организации. Совокупное “Я” относится к бо­лее высокому логическому типу, чем ум или тело. Точно так же ум относится к более высокому логическому типу, чем созна­тельное или бессознательное. В таких системах есть логические уровни. Важно не путать один уровень с другим. Вы не являе­тесь своими мыслями или своим телом. Вы все это вместе и больше, чем это. На каком-то уровне вы — это вся Вселенная.

Понять и принять принципы гораздо важнее, чем научиться техникам. Техники рождаются на свет спонтанно, просто из знания принципов. Вы должны в первую очередь чувствовать и уже затем полагаться на теорию. Необходимо и то, и другое, но главное — “чутье”. Решает эмоциональное отношение, базовая психологическая ориентация терапевта. Принципы просты, но люди не спешат их принимать; осознанность и ненасилие — не самые насущные темы для большинства; чаще мы фокусируемся на энергии. Принципы — вот средоточие силы, побуждающей нас учиться, расти и меняться, развиваться, чтобы, в конечном счете, стать свободными. Благодаря осознанности изменения происходят без особых усилий. Все же почему-то мы часто предпочитаем усилия. Конечно, борьба делает нас героями. На­силие и героизм, как правило, части одного и того же сюжета.

“Великий путь нетруден для того, кто не оказывает предпочте­ния”. Не оказывать предпочтения. Не бороться с тем, что про­сто есть. Эта установка дзен — основа и для осознанности, и для ненасилия. Тело мобилизуется, чтобы справиться с ситуаци­ями так, как ум их понимает. Таким образом, тело отражает жизнь ума. Наши интерпретации, предрасположенности, ожида-


2. Принципы 63

ния и планы — все это влияет на тело. Когда у вас есть какие-то ожидания, тело готово действовать в соответствии с ними. Когда вы настроены злиться, вы обязательно найдете повод.

Если у вас есть предпочтения, вы тоже мобилизуете свое тело. Если у вас есть какие-то желания, если вы хотите, чтобы что-то произошло определенным образом, если вы эмоционально при­вязаны к результатам своих усилий и выборов, то в этом уча­ствует ваше тело. Нельзя даже сильно чего-то захотеть без того, чтобы тело не “схватилось” при этой мысли. Если вы позволите себе хотя бы на мгновение почувствовать настроение желания, стремления, то заметите, как ваше тело напрягается. Как боль­шая рука, тело хватается за желаемый результат. Человек без предпочтений так не цепляется. Когда нет предпочтений, нет насилия по отношению к телу, нет страстного “хватания”. Чело­век без предпочтений принимает то, что есть. При такой гибко­сти нет усилий и нет насилия. Когда изучаешь и понимаешь свои напряжения в теле, то многое узнаешь о своих глубинных убеждениях. Например, если у меня обычно широко открыты глаза и голова втянута в плечи, то мои убеждения, возможно, связаны с тем, насколько опасен мир. Хороший наблюдатель мо­жет “увидеть” эти страхи во мне. Я могу заметить их сам, когда сохраняю осознанность.

Осознанность нужна нам для того, чтобы освободиться от пред­почтений, потому что без осознанности нельзя даже узнать свои предпочтения. Без осознанности вы теряете контакт со своими убеждениями и склонностями. Без внимательности, без осознания действуешь по привычке, на уровне реакций и авто­матизма. Возможно, куда-то движешься, что-то делаешь, но не учишься, не меняешься, не растешь и не становишься свобод­нее. Если не осознаешь, то не можешь познать или изменить себя. Не наблюдая, не обдумывая и не зная себя таким, каким ты являешься, ты не сможешь изменить себя. Только когда зна­ешь свои глубинные убеждения, можешь их оспорить. Только когда “знаешь, что делаешь, можешь делать все, что хочешь”. Пока не поймешь, как собственные убеждения все время управ­ляют тобой, не сможешь остановиться. Приближаешься к свобо-


64 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

де тогда, когда знаешь свои глубинные убеждения, и слова, вы­ражающие эти убеждения, верные и точные. Осознанность про­ясняет. Те из нас, кто более просветлен, отказались от детских предпочтений. Они заглянули в свой ум и отступились от всего, что насилует жизнь и истину. Но чтобы отказаться от предпоч­тений, нужно сначала удостовериться в том, что имеешь их, и узнать, каковы они.


 

Глава 3 ЛЮДИ

Основная причина устойчивой (биологической) сходимости, как бы прозаично это ни звучало, со­стоит в том, что определенные способы добывания средств к существованию накладывают строгие критерии на форму и жизнедеятельность любого организма, реализующего себя также определен­ным образом.

Стивен Джей Гоулд. Со времен Дарвина

Эти абстрактные формы содержат оптимальные решения самых обычных проблем.

Дерси Томпсон. О росте и форме

Для (Вильгельма) Райха сны уже не были крае­угольным камнем терапии. То, как пациент прихо­дит на лечение, его вежливость или упрямство, его манера речи, его одежда, стиль и твердость рукопо­жатия — все несет отпечаток его характера. И ха­рактер реален, его можно лечить. Райх переклю­чил на это внимание, отведя его от усложнения со­держания и свободных ассоциаций, которые увле­кают и отвлекают интерес обычного аналитика.

Поскольку фрейдовское бессознательное представ­ляло, по сути, скрытые ощущения и побуждения в самом теле, Райх не видел особой необходимости


66 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

возвращаться во времени к травматическому мо­менту или к возникновению болезни. Он писал: “Весь мир прошлого опыта воплощен в настоящем в форме установок характера. Характер личности — это общий итог всех прошлых переживаний”.

Врачу не нужно воссоздавать момент травмы; этот травматический момент продолжает существовать в каждом вдохе пациента, в каждом его жесте.

Ричард Гроссингер. Планета медицина

Главный принцип целостного подхода таков: деятельность чело­века определяется многими факторами. Множество различных влияний одновременно развивают и поддерживают те шаблоны, которые мы изучаем в психотерапии. Поиск одного большого травматического события не так уж часто оказывается цен­тральным моментом в психотерапии, вопреки многим популяр­ным фильмам, посвященным этой теме. Что действительно по­могает человеку, так это осознание и понимание шаблонов, а также убеждений, чувств, образов и воспоминаний, которые влияют на формирование этих шаблонов. Мы называем эти шаблоны характером или стратегиями характера. При этом хорошо бы не забывать, что это “абстрактные формы” и упро­щения. В настоящем внешнем мире нет характеров, есть только люди. Шаблоны, число которых ограничено и которые схожи у разных людей, отражают похожие проблемы, распространенные потребности и переживания. Эта общность не должна отвлекать нас от той истины, что каждая личность уникальна, и с ней нужно соответственно обращаться1. Понимание шаблонов помо­гает нам представить сложные жизни отдельных людей как про­явление общих корней. Изучение стратегий характера позволя­ет нам почувствовать жизнь людей, то, как они справляются со своими повседневными делами, как ведут себя при встрече с другими, как они научились это делать так, а не иначе, какие события и воспоминания, чувства и убеждения организуют их жизненные стратегии.

Шаблоны характера — это результат непрерывного взаимодей­ствия растущего ребенка с его физическим и эмоциональным окружением. Эти шаблоны и стратегии можно считать сильными


3. Люди 67

сторонами, развивающимися у ребенка. В таком свете характер правильнее считать функцией, а не дисфункцией. Но сильная сторона, развитая до однобокости, — это вместе с тем слабая сторона, и каждая функция, чрезмерно развитая в одном направ­лении, оставляет неразвитым другое направление. Например, сила, которую люди развивают в себе ради решения экстремаль­ных задач, нередко обедняет их эмоции и способность испыты­вать радость. В одном из шаблонов, которые мы изучаем, — об-ремененно-выносливом, — чрезмерно развитая способность справляться с чувством вины мешает взять на себя ответствен­ность и перейти к действиям.

Шаблоны характера можно рассматривать по-разному: как силь­ные или слабые стороны, функции или дисфункции; как отраже­ния стратегий других существ (так называемые биостратегии); как процессы приспособления к определенным стрессам в ре­зультате информационных перегрузок2 и еще многими другими способами. Лично я предпочитаю считать характер стратегией.

Биостратегии

На побережье Калифорнии маленькие серебряные грунионы ты­сячами подплывают к берегу, чтобы отложить и оплодотворить свои яйца. Они всегда приплывают во время полнолуний, когда приливная волна достигает наивысшей точки и яйца могут ос­таться не потревоженными в песке до следующего прилива, то есть примерно десять дней. Бесконечные морские циклы при­способили груниона к приливам. Мы можем назвать такой спо­соб использования прилива стратегией груниона. Стратегией в том смысле, что она целенаправленна и разумна. Конечно, эта очевидная цель — не результат мышления и планирования. Она только кажется такой. Это часть спектакля действия и взаимо­действия, в котором грунион играет свою роль как биологиче­ский вид. Именно эта тонкая подгонка организма и окружающей среды наводит на мысль о стратегии и цели. Все, что мы знаем о шаблонах характера, тоже наводит на мысль о прекрасном и тон­ком соответствии, которое каждый человек устанавливает со своим эмоциональным и психологическим окружением. Управле­ние опытом, применение защит, привычек, личных мифов3 и сти­лей — все это можно понять как стратегию. А теперь мы погово­рим о характере и биостратегиях.


68 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Различные виды животных выработали свои способы взаимодей­ствия с миром, которые очень похожи на шаблоны так называе­мого характера. Мой любимый пример — стратегия обмана. Жи­вотные используют множество разнообразных маскировок и об­манчивых окрасок. Некоторые виды повышают свои шансы на выживание, маскируясь под кого-то другого, например, неядови­тые змеи и гусеницы, которые выглядят очень похоже на ядови­тых. Обман — основная стратегия так называемого “круто-щед­рого” или “очаровывающе-соблазнительного” шаблона, похоже­го на нарциссическо-психопатический тип4 Лоуэна. Выглядеть опасным или безобидным (или важным, или уверенным, или рас­слабленным), когда на самом деле это не так и себя таким не чувствуешь, — ключевая стратегия “круто-щедрого”.

Возьмем птиц и мотыльков. Некоторые мотыльки обманывают птиц, благодаря большим темным пятнам на своих крыльях, по­хожим на глаза большого животного. Обманывать других, осо­бенно создавая впечатление более сильного, опасного, разумно­го, богатого, или важного, — распространенная стратегия, кото­рая может стать основным шаблоном человеческого характера. Противоположный подход — выглядеть безобидным и друже­ственным, когда это совсем не так, тоже может быть одной из стратегий обмана. Например, рыба-удильщик, у которой соблаз­нительно смотрящийся маленький язычок и очень большой рот, и, с другой стороны, охотник, который лежит в засаде, использу­ют именно эту стратегию. Здесь есть связь с “обремененно-вы-носливым” шаблоном. Оба притворяются невинными. В случае “круто-щедрого” или “очаровывающе-соблазнительного” эта не­винность играет центральную роль в стратегии, а в случае “обремененно-выносливого” она вторична, как внешнее отраже­ние внутреннего чувства слишком большой ответственности.

Некоторые другие биостратегии сводятся к следующему: (1) зас­тыть, притвориться мертвым, подавить движения и не поднимать голову — это биостратегии тех, кого преследуют и за кем охо­тятся; (2) выглядеть слабым и беспомощным, продлевать инфан­тильные качества и время, когда дети нуждаются в питании, бе­зопасности и тепле родителей. От новорожденных тюленей до маленьких кенгуру, от только что вылупившихся из яйца до ли­чинок пчел — обо всех заботятся и всех кормят. (3) Обременен-но-выносливые, например, черепахи и моллюски, строят проч-


3. Люди 69

ный, нечувствительный панцирь, изматывают вас, не препят­ствуя вашим усилиям преодолеть их защиту. (4) Экспрессивно-привязчивые, такие, как большие журавли-кликуны, громкими криками объявляют о своем приходе, им нужно, чтобы их заме­тили и уделили им внимание. Обычно они производят много шума или хотят поделиться чем-то волнующим — тем, что при­влечет и удержит внимание. Конечно, эти стратегии действуют. Когда ребенок нуждается во внимании своего слишком занятого родителя, он ведет себя шумно, подчас деструктивно и действует так, пока не добьется успеха. Так что — оп! — он сделал это, и оп! — оно сработало. Точно так же, как сработал обман в “круто­щедром” шаблоне. (5) “Трудолюбиво-занятый” кажется мне по­хожим на бульдога, чья “собачья” настойчивость приносит ус­пех, когда он сжимает челюстями нос какого-то быка и просто висит там, пока все не закончится. Это стратегия настойчивости.

Характер как стратегия

Процессы характера — это стратегии. Защита — это общий спо­соб справляться с миром, способ управлять своим переживани­ем. Люди — создания творческие, и мы находим разнообразные стратегии у одного и того же человека. Это позволяет нам при­держиваться нескольких теорий насчет человека, не обязатель­но решая, какого он типа. Человек может быть нескольких ти­пов одновременно. Мы можем перестать биться головой об сте­ну в попытках выяснить, какого мы в действительности типа и какого типа на самом деле кто-то другой. Мы разнообразные, разумные и сложные. Нам не нужно сводить людей к типам. Любое систематичное описание человеческого поведения может быть полезным и нужным для нас. Что угодно может пролить свет на шаблоны, с которыми мы встречаемся. Нам не нужно спорить о том, какое описание правильное. Здесь мы не ищем причин; мы ищем системы и закономерности. Вопрос не в том, какая теория правильная. Вопрос в том, насколько многому мо­жет научить каждая. Такое знание меняет позицию и сознание терапевта. Рассматривая характер как стратегию, мы связываем глубинный материал с его проявлением в виде реакций на вос­принимаемые ситуации.


70 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Стратегии характера — это организованные, привычные шабло­ны реагирования. Это давно используемые отклики на реальный или воспринимаемый стресс или на цели, потребности и жела­ния. Реальный стресс, например, хроническая боль или бедность, какую бы важную роль он ни играл, не так уж важен для наших целей. Важны убеждения, ожидания, невыраженные эмоции, неопределенность по поводу себя самого и своих отношений с другими: иными словами, важна организация опыта глубинным материалом.

Восемь основных стратегий, используемых в Хакоми5


1. Чувствительно-отстраненный (sensitive/withdrawn)

2. Зависимо-милый (dependent/endearing)

3. Самостоятельно-независимый (self-reliant/independent)

4. Обманчивый 1: Круто-щедрый (deceptive 1: tough/generous)

5. Обманчивый 2: очаровывающе-манипулятивный (deceptive 2: charming/ manipulative)

6. Обремененно-выносливый (burdened/enduring)

7. Экспрессивно-привязчивый (expressive/clinging)

8. Трудолюбиво-занятый (industrious/over focused)


Минимум самовыражения и кон­такта с другими. Поиск утешения в мыслях и фантазиях.

Поиск поддержки, провоцируемый поведением ребенка.

Мобилизация собственных сил и опора на себя. Желание испытать себя.

Маскировка собственной слабости, неуверенности и страха. Намере­ние выглядеть сильным и основа­тельным.

Скрывать свои настоящие намере­ния. Очаровывать других, исполь­зовать их для получения жела­емого.

Держаться стойко и пережидать.

Драматизировать события и чув­ства, чтобы привлечь внимание и избежать разрыва.

Тяжело работать, поддерживать бесперебойную деятельность, ни на что не отвлекаться. Находить утешение в действиях.


3. Люди 71

Чувствительно-отстраненный. Человек в чувствительно-от­страненном шаблоне использует стратегию минимизации само­выражения и эмоционального контакта как с самим собой, так и с другими. Этот шаблон отражает ощущение угрозы существова­нию, и глубинный материал организует восприятия, чувства и действия вокруг темы неизбежной опасности. Внешне основная неуверенность связана с тем, желателен ли он здесь и есть ли для него здесь место. Чувствуя себя посторонним в чужой и опасной стране, такой человек сильно ограничивает для себя возможность самовыражения и контакта с другими. Если такой шаблон глубоко укоренился, то человек в своих проявлениях отстранен, застенчив, предпочитает изоляцию, особенно в мо­мент стресса; ему нравится анализировать, думать, теоретизиро­вать, фантазировать, воображать; он может казаться сухим, ли­шенным эмоций, недружелюбным. Доктор Спок, будучи вымыш­ленным персонажем, служит хорошим примером такого типа личности: движения человека могут быть скованными или не­ловкими, тело часто худое, очень напряженное и зажатое6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.089 с.)