Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство: вселенная соучастияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Такой тип сознания — в этой книге я буду называть его “соучаствующим сознанием” — подразумевает слияние или отождествление с окружающим миром и свидетельствует о душевной целостности, которая уже давно ушла из нашего мира. Морис Берман. Новое очарование мира 54 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Мы имеем дело со следствиями универсальной тенденции к продуцированию частей из образований, сформированных в результате общения. Именно благодаря этому общению тело становится живым и действует так, как будто обладает умом, — и оно действительно им обладает. Грегори Бейтсон Морис Берман говорил: “Душевная целостность, которая уже давно ушла из нашего мира”. Я вспоминаю об этой целостности, когда вижу новорожденного младенца или, как на прошлой неделе, маори, поющего прощальную песню в то время, как подходила к концу работа группы, в которой мы участвовали. Он пел о том, как корабль уходит в открытое море. Для маори расставание и долгие путешествия всегда связаны с морем. Это островная культура. Когда он пел, я почувствовал его любовь к морю и знание моря. Мне показалось, что мы все покинули берег и остались в открытом море. Это чувство было столь же реальным, как и комната, в которой мы находились. Душевная целостность этого певца, безусловно, не ушла из нашего мира — она создала мир, она позволила ему принести море и небо, его народ и весь его мир с собой, потому что они были им самим. Его вселенная была вселенной соучастия. Он был своей семьей, своим народом и окружающей природой. Он был частью этого мира и ему было удобно в нем так, как нам никогда не было. Единство означает принадлежность, сопричастность, возможность слышать и быть услышанным. Во многих терапиях интеграция и гармония считаются приоритетными задачами. Например, в методе Фельденкрайза, рольфинге, остеопатии, иглоукалывании, гештальте. О чем бы мы ни говорили — о том, как люди объединяются в семью, как мышцы объединяются в одном движении, как органы в согласии создают здоровое тело, как мысли, идеи, убеждения, порывы, планы, чувства, воспоминания объединяются в единое “Я”, — все эти системы говорят в пользу единства и интеграции. Мы изучаем такие системы, пытаясь понять, как происходит общение между частями, и, с другой стороны, как они выходят из строя, страдают и умирают по мере нарушения и прекращения общения. 2. Принципы 55 В восточной религиозной традиции считается, что это единство реально, а идея о том, что мы отдельные сущности, — иллюзия. Исходная и самая разрушительная иллюзия — ложное различие между “Я” и другими. “Я” здесь не означает, что ты являешься личностью, телом или чем-то подобным. Это значит, что ты воспринимаешь и живешь отдельно от других. Это старинное заблуждение. Переход от единства к двойственности можно сравнить с переходом от голографического волнового фронта к образам отдельных объектов. Голограмма — это сеть волновых шаблонов, подобных ряби на озере во время дождя. Чтобы воспринять отдельные объекты, нужно раскодировать эти шаблоны. Нужно взять эту взаимопроникающую, объединяющую, гологра-фическую вселенную и расщепить ее на отдельные “я” и “другие”. Для этого нужны средства кодировки. Кстати, по мнению Карла Прибрама, все органы чувств, включая прикосновение, — это средства кодировки. Восток всегда знал, что чувства лгут. Мы воспринимаем друг друга в качестве отдельных объектов, потому что воспринимаем глазами и потому что приучились считать такими себя и других. Сердце, свободное от бремени, видит иначе. Мы рассматриваем нашу вселенную на нескольких уровнях. Кен Уилбер описывает этот процесс весьма подробно10. Раскол происходит тогда, когда мы решаем, что никак не связаны друг с другом и существуем сами по себе. Мы не останавливаемся на этом и отделяем тело от ума. В конце концов мы приходим к тому, что и сам наш ум оказывается расщепленным на отдельные части. Теряя, таким образом, единство ума и тела, мы сильно ограничиваем нашу способность испытывать переживания. Собственно, ум делится на “я” и “не я”. Целостность, полнота, гармония утрачиваются на всех уровнях. Юнг называл части ума “тенью” и “персоной” — тем, что скрыто, и маской. Ни то, ни другое не реально. Мы разделяем себя на те части, которыми владеем и за которые ответственны, и те, которыми не владеем и за которые не несем ответственности. Мы не говорим сознательно, что это “я”, а это “не я”. Мы не слышим других частей, не слушаем их, не видим и не чувствуем. Мы старательно избегаем встречи с ними. 56 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Задача психотерапевта — научить эти разрозненные части общаться, независимо от того, идет ли речь о восстановлении коммуникации внутри семьи, между телом и умом или разделенными частями ума. Уговорить эти части выйти из укрытия, помочь им говорить открыто и прямо — в этом проявляется мастерство терапевта. Я думаю, что в гештальт-терапии этот процесс оказывается наиболее эффективным. Гештальт-терапевты работают на языке драматургии и театра. Они изучают процесс взаимодействия ролей, которые мы играем. Вся гештальт-терапия посвящена отношениям между частями и целым. Находясь на “горячем” стуле, человек вступает в диалог. Он говорит с проекцией какой-то своей части — части, которой он не хочет обладать, части, которую он вытолкнул. В таком диалоге части снова начинают общаться. Самое важное в этом процессе — возобновление коммуникации. Важен не столько диалог, сколько сам процесс. Перлз верит (как и я), что если восстановить общение этих частей, они смогут уладить свои разногласия и гармонизировать целое. В любом случае этого не произойдет, если они не будут общаться. Когда диалог происходит в атмосфере безопасности и защищенности, как, например, в терапевтическом процессе, шансов на интеграцию гораздо больше. Это стремление к объединению разрозненных частей является исцеляющей силой. И оно ведет к исцелению. По словам Кена Уилбера, “психика самопроизвольно перестраивается”. По мнению Фельденкрайза, перестраивается и нервная система. Движение является фактором, поощряющим части к диалогу, в результате они самопроизвольно объединяются на основе функционирования, требующего наименьших усилий. Лишнее отбрасывается. Здоровье — это естественный результат внимания, которое каждая часть уделяет другим. Именно в это верят целители. В ходе терапии мы стараемся построить и развить общение между сознательным и бессознательным, между умом и телом. Опираясь на состояние осознанности, мы создаем условия, дающие бессознательному возможность беспрепятственно проявиться и быть увиденным, услышанным и прочувствованным. Направляя внимание в зону контакта ума и тела, мы работаем над созданием каналов, позволяющих им коммуницировать друг 2. Принципы 57 с другом. Работая с ребенком, мы концентрируемся на той его части, которая подавлена и безмолвна. Когда клиент приходит к озарению, смыслу и принятию себя, это означает, что одна часть понимает или принимает другую. В соответствии с принципом единой Вселенной мир представляет собой целое, все аспекты которого неотделимы от целого и не существуют по отдельности. Такой подход резко отличается от атомистических и ньютоновских представлений о неразрушимых, неделимых, изолированных частицах материи, плавающих в абсолютно пустом вместилище под названием “пространство”. Соответственно, модели сознания, основанные на новых представлениях о реальности, побуждают нас к новому пониманию процессов на всех уровнях бытия. Мы опираемся на принцип единства, когда рассматриваем те части себя или других, которые находятся в изоляции или в конфликте. Мы доверяемся ему, когда следуем путем принятия и любопытства, когда стремимся свести воедино все аспекты личности: части ума, ум и тело, себя и Вселенную, когда мы знаем глубоко в сердце, что связаны друг с другом и с этим миром. В этом знании мы черпаем исцеляющую энергию для нашей работы. УТВЕРЖДЕНИЯ БЕЙТСОНА В книге “Разум и природа” Грегори Бейтсон пишет, что существуют определенные качества, характеристики системы11, которые позволяют считать ее разумной. Бейтсон описывает эти качества, опираясь на некоторую совокупность признаков. Он обнаруживает, что один и тот же набор признаков относится и к человеческому разуму, и к природе. Природа, как ее определяет Бейтсон, обладает разумом. Природа действует разумно. Если вы обратитесь к эволюции, то увидите, что это разумный процесс, развертывающийся в соответствии с некоторой изощренной стратегией. То же самое можно сказать и об экологических системах. Я хочу обсудить утверждения Бейтсона и их сходство с принципами Хакоми. 58 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Давайте взглянем на эту совокупность, включающую шесть признаков или свойств, описывающих любую систему, обладающую разумом. Первый признак разума — то, что он представляет собой некоторую сумму частей, организованных в единое целое. Части складываются в единое целое — это принцип, о котором мы уже говорили чуть раньше. Если вы просто пару дней подумаете об этом принципе, то заметите, что невероятное количество систем — семьи, человеческие органы, футбольные команды — обладают этим качеством. Части и целое. Атомы в молекулы, звезды в галактики. Это свойство связано также с органичностью систем и их способностью к самоорганизации. Второй признак — части общаются между собой. Части организуются в одно целое, опираясь на общение и информацию. Мы имеем дело с информацией, а с не энергией. Подход, который практикуется в одном из разделов медицины — остеопатии, также основан на применении информационной модели. В основе остеопатии лежит положение, согласно которому болезнь — это состояние, при котором сообщения от одной части тела не достигают другой его части. Если вы больны, у вас проблема с общением между частями. В остеопатии позвоночник — это основной канал передачи сообщений. Когда остеопат работает с позвоночником, он решает задачу улучшения коммуникации между частями тела. Даже распространение болезнетворных бактерий можно рассматривать в рамках модели информационного потока: какая-то часть иммунной системы не распознает бактерии или не сообщает о них соответствующим органам. Техники, которые мы используем в Хакоми — пробы, наблюдение, перенимание, — все это способы получения информации о том, как мы себя организуем. Можно сказать, что одна наша часть учится общаться с другой. Части объединяются в единое целое благодаря общению и обмену информацией. В различных системах исцеления практикуется общий принцип, основанный на коммуникации. Выпрямите позвоночник, чтобы сообщения от различных частей беспрепятственно следовали во всех направлениях, и работа системы улучшится. Суть в том, что при свободной коммуникации частей вступает в силу механизм саморегуляции системы. Если вы зашли в тупик, исполь- 2. Принципы 59 зуйте такую стратегию: исследуйте свое состояние, задействуйте осознание и любопытство, обеспечьте свободное перемещение информации от одной части к другой — и результатом будет спонтанное разрешение проблемы, а функционирование организма улучшится. В Хакоми мы изучаем и прорабатываем именно те привычки, которые препятствуют синтезу информации и самопроизвольной реорганизации целого. Мы определяем это как создание “альтернативных путей для разблокирования ситуации”. Способность самовосстанавливаться (исцеляться) является свойством живых систем. Если вы движетесь с осознанием, функционирование улучшается самопроизвольно. Организм знает, как восстановить целостность. Реорганизация происходит в силу того, что части возвращаются к нормальной коммуникации. Мышцы шеи знают, что делает таз. Они больше не отделены друг от друга. Они взаимосвязаны. И созвучны. Они начинают действовать как одно целое. Поскольку организм заинтересован в интеграции, побуждение к восстановлению целостности проявляется достаточно отчетливо, и это справедливо для каждой живой системы. Необходимость коммуникации частей — таково второе положение концепции Бейтсона. Третий принцип говорит о том, что энергия является второстепенным фактором. Важна информация. Важным свойством ума является способность перерабатывать не энергию, а информацию. Конечно, какая-то энергия необходима (при этом вид энергии не имеет значения). Мы работаем с информацией. Системе необходимо иметь энергию, но она не так важна, как способность ума использовать эту энергию. Система может обладать огромной энергией при почти полном отсутствии интеллекта. Вспомните об атомных бомбах! Мышцы управляются нервами. Ум первичен. Независимо от того, сколько энергии получает система, именно ум решает, как воспользоваться этой энергией. Похоже, мы расстаемся с веком, сфокусированным на обладании энергией. И расстаемся с типом сознания, сфокусированном на силе, полагающим, что в нашем распоряжении лишь ограничен- 60 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми ное количество энергии. Возможно, реализуется мечта о неисчерпаемом источнике бесплатной энергии. Если все дело в энергии, а энергия ограничена, мы остаемся наедине с миром силы и отчужденности. Если я даю вам один из моих гамбургеров или галлон моего бензина, я остаюсь в проигрыше. Такова природа мышления в терминах энергии. Это мышление, основанное на принципе “или — или”. Или бензин есть у меня, или он у вас. Но если мы имеем дело с информацией, возникает совершенно иная ситуация. Когда я рассказываю вам что-то, это знание остается при мне. Я рассказал вам о чем-то, и теперь мы оба это знаем. И вы, и я. Такова природа информации на практическом уровне. Довольно трудно владеть информацией как своей собственностью. Спросите тех, кто занимается защитой аудио- и видеозаписей от копирования. В отличие от материи и энергии, конкретная “порция” информации может находиться в двух местах одновременно. Я не утрачиваю ее, предоставляя вам. Когда разум и информация первичны, а энергия и силы вторичны, возникает другой тип сознания. В первом компьютере, изобретенном фон Нейманом, было 18000 электронных ламп. Его электронное оборудование заполняло огромный зал и потребляло 140000 ватт. В этой системе была важна энергия (особенно если нужно было платить за электричество). В этом году я купил компьютер, который эквивалентен по мощности больше чем миллиону электронных ламп и потребляет он четверть ватта. Он занимает места меньше, чем пишущая машинка. Энергии требуется совсем немного, а мощность обработки информации поражает воображение. Разум — это информационная система. Если вы исследуете то, как организована деятельность ума, энергия отходит на второй план. Психотерапия — это процесс, ориентированный на информацию. Да, энергетическая система человека очень сложна и желательно, чтобы она была в порядке, но если вы хотите понять, как люди организуют свой опыт, вам в первую очередь стоит заняться устройством ума. Четвертое утверждение Бейтсона следующее: все системы, наделенные разумом, можно описать только с использованием циклических или иных более сложных причинно-следственных 2. Принципы 61 связей. Если вы собираетесь работать с людьми, то будьте готовы радоваться сложности. Полюбите разнообразие и будьте в восторге от неопределенности. Системы, наделенные разумом, сложнее, чем простые линейные системы. Они не похожи на бильярдные шары, один из которых ударяет по второму, тот — по третьему и четвертому и так далее. Вы не сможете описать работу разума, следуя этой модели. В “разумные” системы встроен механизм обратной связи. Это нелинейные, итеративные, творческие системы, действующие весьма разнообразно. В них есть части, которые общаются между собой, обмениваются сообщениями. Нельзя просто сказать: “Ну, если я нажму здесь, все это подействует так”. Не все так просто. Разумные системы обладают собственной внутренней организацией. Они адаптируются к вашим действиям. Вы можете и не знать, по какому пути пойдет эта адаптация, поэтому так трудно описать, как функционирует разум в каждом конкретном случае. В пятом утверждении говорится, что информация кодируется. Вы воспринимаете свой опыт и вы его организуете. Вот что имеется в виду под кодированием. В мозге нет образов; скорее глаз кодирует зрительную информацию, поступающую в форме нервных импульсов. На некоторых уровнях кодировка фиксирована; на некоторых можно изменить способ кодирования своего переживания. В психотерапии нас интересует кодирование высокого уровня, например, теории о себе и о мире. Утверждение типа “Мне нужно заслужить одобрение и любовь других людей” организует значительную часть опыта. Люди, ориентированные на результаты, не способные снизить темп и отдохнуть, часто накладывают такое убеждение на свой опыт. Они строят жизнь, делают оценки и принимают решения на его основе. Если кто-то им говорит: “Вы сделали хорошее дело”, это может оказаться для них весьма важным. У них также накапливаются специфические мышечные привычки, отражающие их интерпретацию личного опыта. Они мобилизуют свои мышцы, при этом их ум сфокусирован на делах, которые необходимо завершить. Таким образом, из этого положения Бейтсона следует, что мы сами организуем свой опыт, и на некотором более высоком уровне мы можем изменить способ организации нашего опыта. 62 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Шестое положение утверждает, что эти способы организации выстроены в соответствии с определенной иерархией. Бейтсон опирается на теорию логических типов Бертрана Рассела. Вы можете написать на доске такое утверждение: “На этой доске ничего не написано”. По мнению Рассела, это утверждение не имеет никакого смысла. Утверждение о доске является высказыванием другого порядка по отношению к существованию доски; оно относится к другому логическому типу. В живых системах вступают в игру такие логические типы, потому что мы имеем дело с уровнями организации. Совокупное “Я” относится к более высокому логическому типу, чем ум или тело. Точно так же ум относится к более высокому логическому типу, чем сознательное или бессознательное. В таких системах есть логические уровни. Важно не путать один уровень с другим. Вы не являетесь своими мыслями или своим телом. Вы все это вместе и больше, чем это. На каком-то уровне вы — это вся Вселенная. Понять и принять принципы гораздо важнее, чем научиться техникам. Техники рождаются на свет спонтанно, просто из знания принципов. Вы должны в первую очередь чувствовать и уже затем полагаться на теорию. Необходимо и то, и другое, но главное — “чутье”. Решает эмоциональное отношение, базовая психологическая ориентация терапевта. Принципы просты, но люди не спешат их принимать; осознанность и ненасилие — не самые насущные темы для большинства; чаще мы фокусируемся на энергии. Принципы — вот средоточие силы, побуждающей нас учиться, расти и меняться, развиваться, чтобы, в конечном счете, стать свободными. Благодаря осознанности изменения происходят без особых усилий. Все же почему-то мы часто предпочитаем усилия. Конечно, борьба делает нас героями. Насилие и героизм, как правило, части одного и того же сюжета. “Великий путь нетруден для того, кто не оказывает предпочтения”. Не оказывать предпочтения. Не бороться с тем, что просто есть. Эта установка дзен — основа и для осознанности, и для ненасилия. Тело мобилизуется, чтобы справиться с ситуациями так, как ум их понимает. Таким образом, тело отражает жизнь ума. Наши интерпретации, предрасположенности, ожида- 2. Принципы 63 ния и планы — все это влияет на тело. Когда у вас есть какие-то ожидания, тело готово действовать в соответствии с ними. Когда вы настроены злиться, вы обязательно найдете повод. Если у вас есть предпочтения, вы тоже мобилизуете свое тело. Если у вас есть какие-то желания, если вы хотите, чтобы что-то произошло определенным образом, если вы эмоционально привязаны к результатам своих усилий и выборов, то в этом участвует ваше тело. Нельзя даже сильно чего-то захотеть без того, чтобы тело не “схватилось” при этой мысли. Если вы позволите себе хотя бы на мгновение почувствовать настроение желания, стремления, то заметите, как ваше тело напрягается. Как большая рука, тело хватается за желаемый результат. Человек без предпочтений так не цепляется. Когда нет предпочтений, нет насилия по отношению к телу, нет страстного “хватания”. Человек без предпочтений принимает то, что есть. При такой гибкости нет усилий и нет насилия. Когда изучаешь и понимаешь свои напряжения в теле, то многое узнаешь о своих глубинных убеждениях. Например, если у меня обычно широко открыты глаза и голова втянута в плечи, то мои убеждения, возможно, связаны с тем, насколько опасен мир. Хороший наблюдатель может “увидеть” эти страхи во мне. Я могу заметить их сам, когда сохраняю осознанность. Осознанность нужна нам для того, чтобы освободиться от предпочтений, потому что без осознанности нельзя даже узнать свои предпочтения. Без осознанности вы теряете контакт со своими убеждениями и склонностями. Без внимательности, без осознания действуешь по привычке, на уровне реакций и автоматизма. Возможно, куда-то движешься, что-то делаешь, но не учишься, не меняешься, не растешь и не становишься свободнее. Если не осознаешь, то не можешь познать или изменить себя. Не наблюдая, не обдумывая и не зная себя таким, каким ты являешься, ты не сможешь изменить себя. Только когда знаешь свои глубинные убеждения, можешь их оспорить. Только когда “знаешь, что делаешь, можешь делать все, что хочешь”. Пока не поймешь, как собственные убеждения все время управляют тобой, не сможешь остановиться. Приближаешься к свобо- 64 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми де тогда, когда знаешь свои глубинные убеждения, и слова, выражающие эти убеждения, верные и точные. Осознанность проясняет. Те из нас, кто более просветлен, отказались от детских предпочтений. Они заглянули в свой ум и отступились от всего, что насилует жизнь и истину. Но чтобы отказаться от предпочтений, нужно сначала удостовериться в том, что имеешь их, и узнать, каковы они.
Глава 3 ЛЮДИ Основная причина устойчивой (биологической) сходимости, как бы прозаично это ни звучало, состоит в том, что определенные способы добывания средств к существованию накладывают строгие критерии на форму и жизнедеятельность любого организма, реализующего себя также определенным образом. Стивен Джей Гоулд. Со времен Дарвина Эти абстрактные формы содержат оптимальные решения самых обычных проблем. Дерси Томпсон. О росте и форме Для (Вильгельма) Райха сны уже не были краеугольным камнем терапии. То, как пациент приходит на лечение, его вежливость или упрямство, его манера речи, его одежда, стиль и твердость рукопожатия — все несет отпечаток его характера. И характер реален, его можно лечить. Райх переключил на это внимание, отведя его от усложнения содержания и свободных ассоциаций, которые увлекают и отвлекают интерес обычного аналитика. Поскольку фрейдовское бессознательное представляло, по сути, скрытые ощущения и побуждения в самом теле, Райх не видел особой необходимости 66 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми возвращаться во времени к травматическому моменту или к возникновению болезни. Он писал: “Весь мир прошлого опыта воплощен в настоящем в форме установок характера. Характер личности — это общий итог всех прошлых переживаний”. Врачу не нужно воссоздавать момент травмы; этот травматический момент продолжает существовать в каждом вдохе пациента, в каждом его жесте. Ричард Гроссингер. Планета медицина Главный принцип целостного подхода таков: деятельность человека определяется многими факторами. Множество различных влияний одновременно развивают и поддерживают те шаблоны, которые мы изучаем в психотерапии. Поиск одного большого травматического события не так уж часто оказывается центральным моментом в психотерапии, вопреки многим популярным фильмам, посвященным этой теме. Что действительно помогает человеку, так это осознание и понимание шаблонов, а также убеждений, чувств, образов и воспоминаний, которые влияют на формирование этих шаблонов. Мы называем эти шаблоны характером или стратегиями характера. При этом хорошо бы не забывать, что это “абстрактные формы” и упрощения. В настоящем внешнем мире нет характеров, есть только люди. Шаблоны, число которых ограничено и которые схожи у разных людей, отражают похожие проблемы, распространенные потребности и переживания. Эта общность не должна отвлекать нас от той истины, что каждая личность уникальна, и с ней нужно соответственно обращаться1. Понимание шаблонов помогает нам представить сложные жизни отдельных людей как проявление общих корней. Изучение стратегий характера позволяет нам почувствовать жизнь людей, то, как они справляются со своими повседневными делами, как ведут себя при встрече с другими, как они научились это делать так, а не иначе, какие события и воспоминания, чувства и убеждения организуют их жизненные стратегии. Шаблоны характера — это результат непрерывного взаимодействия растущего ребенка с его физическим и эмоциональным окружением. Эти шаблоны и стратегии можно считать сильными 3. Люди 67 сторонами, развивающимися у ребенка. В таком свете характер правильнее считать функцией, а не дисфункцией. Но сильная сторона, развитая до однобокости, — это вместе с тем слабая сторона, и каждая функция, чрезмерно развитая в одном направлении, оставляет неразвитым другое направление. Например, сила, которую люди развивают в себе ради решения экстремальных задач, нередко обедняет их эмоции и способность испытывать радость. В одном из шаблонов, которые мы изучаем, — об-ремененно-выносливом, — чрезмерно развитая способность справляться с чувством вины мешает взять на себя ответственность и перейти к действиям. Шаблоны характера можно рассматривать по-разному: как сильные или слабые стороны, функции или дисфункции; как отражения стратегий других существ (так называемые биостратегии); как процессы приспособления к определенным стрессам в результате информационных перегрузок2 и еще многими другими способами. Лично я предпочитаю считать характер стратегией. Биостратегии На побережье Калифорнии маленькие серебряные грунионы тысячами подплывают к берегу, чтобы отложить и оплодотворить свои яйца. Они всегда приплывают во время полнолуний, когда приливная волна достигает наивысшей точки и яйца могут остаться не потревоженными в песке до следующего прилива, то есть примерно десять дней. Бесконечные морские циклы приспособили груниона к приливам. Мы можем назвать такой способ использования прилива стратегией груниона. Стратегией в том смысле, что она целенаправленна и разумна. Конечно, эта очевидная цель — не результат мышления и планирования. Она только кажется такой. Это часть спектакля действия и взаимодействия, в котором грунион играет свою роль как биологический вид. Именно эта тонкая подгонка организма и окружающей среды наводит на мысль о стратегии и цели. Все, что мы знаем о шаблонах характера, тоже наводит на мысль о прекрасном и тонком соответствии, которое каждый человек устанавливает со своим эмоциональным и психологическим окружением. Управление опытом, применение защит, привычек, личных мифов3 и стилей — все это можно понять как стратегию. А теперь мы поговорим о характере и биостратегиях. 68 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Различные виды животных выработали свои способы взаимодействия с миром, которые очень похожи на шаблоны так называемого характера. Мой любимый пример — стратегия обмана. Животные используют множество разнообразных маскировок и обманчивых окрасок. Некоторые виды повышают свои шансы на выживание, маскируясь под кого-то другого, например, неядовитые змеи и гусеницы, которые выглядят очень похоже на ядовитых. Обман — основная стратегия так называемого “круто-щедрого” или “очаровывающе-соблазнительного” шаблона, похожего на нарциссическо-психопатический тип4 Лоуэна. Выглядеть опасным или безобидным (или важным, или уверенным, или расслабленным), когда на самом деле это не так и себя таким не чувствуешь, — ключевая стратегия “круто-щедрого”. Возьмем птиц и мотыльков. Некоторые мотыльки обманывают птиц, благодаря большим темным пятнам на своих крыльях, похожим на глаза большого животного. Обманывать других, особенно создавая впечатление более сильного, опасного, разумного, богатого, или важного, — распространенная стратегия, которая может стать основным шаблоном человеческого характера. Противоположный подход — выглядеть безобидным и дружественным, когда это совсем не так, тоже может быть одной из стратегий обмана. Например, рыба-удильщик, у которой соблазнительно смотрящийся маленький язычок и очень большой рот, и, с другой стороны, охотник, который лежит в засаде, используют именно эту стратегию. Здесь есть связь с “обремененно-вы-носливым” шаблоном. Оба притворяются невинными. В случае “круто-щедрого” или “очаровывающе-соблазнительного” эта невинность играет центральную роль в стратегии, а в случае “обремененно-выносливого” она вторична, как внешнее отражение внутреннего чувства слишком большой ответственности. Некоторые другие биостратегии сводятся к следующему: (1) застыть, притвориться мертвым, подавить движения и не поднимать голову — это биостратегии тех, кого преследуют и за кем охотятся; (2) выглядеть слабым и беспомощным, продлевать инфантильные качества и время, когда дети нуждаются в питании, безопасности и тепле родителей. От новорожденных тюленей до маленьких кенгуру, от только что вылупившихся из яйца до личинок пчел — обо всех заботятся и всех кормят. (3) Обременен-но-выносливые, например, черепахи и моллюски, строят проч- 3. Люди 69 ный, нечувствительный панцирь, изматывают вас, не препятствуя вашим усилиям преодолеть их защиту. (4) Экспрессивно-привязчивые, такие, как большие журавли-кликуны, громкими криками объявляют о своем приходе, им нужно, чтобы их заметили и уделили им внимание. Обычно они производят много шума или хотят поделиться чем-то волнующим — тем, что привлечет и удержит внимание. Конечно, эти стратегии действуют. Когда ребенок нуждается во внимании своего слишком занятого родителя, он ведет себя шумно, подчас деструктивно и действует так, пока не добьется успеха. Так что — оп! — он сделал это, и оп! — оно сработало. Точно так же, как сработал обман в “крутощедром” шаблоне. (5) “Трудолюбиво-занятый” кажется мне похожим на бульдога, чья “собачья” настойчивость приносит успех, когда он сжимает челюстями нос какого-то быка и просто висит там, пока все не закончится. Это стратегия настойчивости. Характер как стратегия Процессы характера — это стратегии. Защита — это общий способ справляться с миром, способ управлять своим переживанием. Люди — создания творческие, и мы находим разнообразные стратегии у одного и того же человека. Это позволяет нам придерживаться нескольких теорий насчет человека, не обязательно решая, какого он типа. Человек может быть нескольких типов одновременно. Мы можем перестать биться головой об стену в попытках выяснить, какого мы в действительности типа и какого типа на самом деле кто-то другой. Мы разнообразные, разумные и сложные. Нам не нужно сводить людей к типам. Любое систематичное описание человеческого поведения может быть полезным и нужным для нас. Что угодно может пролить свет на шаблоны, с которыми мы встречаемся. Нам не нужно спорить о том, какое описание правильное. Здесь мы не ищем причин; мы ищем системы и закономерности. Вопрос не в том, какая теория правильная. Вопрос в том, насколько многому может научить каждая. Такое знание меняет позицию и сознание терапевта. Рассматривая характер как стратегию, мы связываем глубинный материал с его проявлением в виде реакций на воспринимаемые ситуации. 70 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Стратегии характера — это организованные, привычные шаблоны реагирования. Это давно используемые отклики на реальный или воспринимаемый стресс или на цели, потребности и желания. Реальный стресс, например, хроническая боль или бедность, какую бы важную роль он ни играл, не так уж важен для наших целей. Важны убеждения, ожидания, невыраженные эмоции, неопределенность по поводу себя самого и своих отношений с другими: иными словами, важна организация опыта глубинным материалом. Восемь основных стратегий, используемых в Хакоми5 1. Чувствительно-отстраненный (sensitive/withdrawn) 2. Зависимо-милый (dependent/endearing) 3. Самостоятельно-независимый (self-reliant/independent) 4. Обманчивый 1: Круто-щедрый (deceptive 1: tough/generous) 5. Обманчивый 2: очаровывающе-манипулятивный (deceptive 2: charming/ manipulative) 6. Обремененно-выносливый (burdened/enduring) 7. Экспрессивно-привязчивый (expressive/clinging) 8. Трудолюбиво-занятый (industrious/over focused) Минимум самовыражения и контакта с другими. Поиск утешения в мыслях и фантазиях. Поиск поддержки, провоцируемый поведением ребенка. Мобилизация собственных сил и опора на себя. Желание испытать себя. Маскировка собственной слабости, неуверенности и страха. Намерение выглядеть сильным и основательным. Скрывать свои настоящие намерения. Очаровывать других, использовать их для получения желаемого. Держаться стойко и пережидать. Драматизировать события и чувства, чтобы привлечь внимание и избежать разрыва. Тяжело работать, поддерживать бесперебойную деятельность, ни на что не отвлекаться. Находить утешение в действиях. 3. Люди 71 Чувствительно-отстраненный. Человек в чувствительно-отстраненном шаблоне использует стратегию минимизации самовыражения и эмоционального контакта как с самим собой, так и с другими. Этот шаблон отражает ощущение угрозы существованию, и глубинный материал организует восприятия, чувства и действия вокруг темы неизбежной опасности. Внешне основная неуверенность связана с тем, желателен ли он здесь и есть ли для него здесь место. Чувствуя себя посторонним в чужой и опасной стране, такой человек сильно ограничивает для себя возможность самовыражения и контакта с другими. Если такой шаблон глубоко укоренился, то человек в своих проявлениях отстранен, застенчив, предпочитает изоляцию, особенно в момент стресса; ему нравится анализировать, думать, теоретизировать, фантазировать, воображать; он может казаться сухим, лишенным эмоций, недружелюбным. Доктор Спок, будучи вымышленным персонажем, служит хорошим примером такого типа личности: движения человека могут быть скованными или неловкими, тело часто худое, очень напряженное и зажатое6. Зависимо-милый. Человек в зависимо-милом шаблоне использует стратегию поиска поддержки, действуя так, как будто он ребенок и ему нужна помощь. Этот шаблон отражает недостаток надежной эмоциональной поддержки, и глубинный материал организует восприятия, чувства и действия вокруг тем бедности, одиночества, брошенности и потери. Внешне основная неуверенность связана с вопросом, найдет ли он когда-нибудь надежную поддержку. Такой человек может чувствовать, что в нем есть какой-то трагический недостаток, из-за которого он неприемлем для других, и скорее всего он испытывает непроявленную ярость оттого, что его бросили. Если этот шаблон глубоко укоренился, человек легко уступает и сдается; ищет помощь, но часто плохо ее использует; у него очень низкие ожидания, он сводит до минимума потребности и желания и впадает в депрессию. Такие люди часто сутулятся и у них тонкие, мягкие, не слишком напряженные т
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.015 с.) |