Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В состоянии осознанности вызывайте переживанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вызванные переживания отличаются от обычных несколькими качествами. Они непринужденны, непроизвольны, спонтанны и, следовательно, отражают привычки и глубинные организующие факторы. Кроме того, вызванные переживания непредсказуемы и поэтому информативны, вызывают естественный интерес и, как правило, значимы. Можно заметить связи между вызывающим стимулом и пережитыми реакциями. Еще одно достоинство такой терапии в том, что при вызове реакций в состоянии осознанности ясна ответственность за переживание. Терапевта не обвиняют в том, что он вызвал определенное переживание. Клиенту не кажется, что “с ним что-то сделали”. Осознанность позволяет клиенту понять, что на каком-то глубоком уровне он создает определенные реакции. Конечно, способ, который терапевт использует, вызывая переживания, безусловно должен быть ненасильственным. Способы, которыми мы вызываем осознанные переживания, описаны в последующих главах. Сейчас я только назову их. Это всевозможные пробы, словесные, тактильные и зрительные, признания, перенимание и небольшие эксперименты. Техники сами по себе мало что значат, если не знать, как ими воспользоваться. 106 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми Вызывание переживаний зависит от состояния сознания клиента и отношений между клиентом и терапевтом в большей степени, чем от техники. Мы работаем с восемью разными типами вызванных переживаний: образами, мыслями, чувствами (от умеренных до ошеломляющих), ощущениями, воспоминаниями, побуждениями, напряжениями и переживанием ребенка. Когда чувства ошеломляют клиента, мы обращаемся с этим как с состоянием проработки. Когда вызывается “ребенок” (о чем идет речь в главе 9), это тоже состояние сознания, и в этом состоянии “ребенок” тоже имеет переживание какого-то типа, чувство, ощущение и т.д. Мы можем начать работать прямо с “ребенком”. Переход к проработке Таблица 1 Переходы к проработке
5. Основной процесс 107 Вызванные переживания — это “сырье” для проработки. Следующий шаг после вызова значимых переживаний — переход к проработке. Чтобы совершить этот переход, надо найти способ достаточно долго отслеживать переживание, чтобы оно развилось в одно из состояний, доступных для проработки. Отслеживать переживание дольше, чем обычно, может означать любое время — от нескольких секунд до минуты и больше. При этом можно просто подождать, не вмешиваясь, и посмотреть, станет ли клиент отслеживать переживания спонтанно, или, если есть какое-то замешательство или неуверенность, заняться прояснением (возможно, повторив процесс вызова), или задать углубляющие вопросы, то есть вопросы о самом переживании. Кроме того, можно сделать переход, используя методы доступа, чтобы прямо перейти к процессу проработки, например, разговаривая с “ребенком” или подыскивая значение. Каждый из этих методов описан в последующих главах. Техники типа перенимания, проб и проведения небольших экспериментов используются для переходов к проработке. Состояние ребенка или сильные эмоции могут возникнуть в любой момент. Когда это происходит, ими занимаются в первую очередь. Описанные состояния могут меняться во время проработки. Например, в ходе поиска значения могут возникнуть сильные эмоции, после которых может некоторое время идти “спуск через пороги”, и затем происходит возвращение к процессу поиска значения. Проработка в соответствии с состоянием Проработка, соответствующая состоянию, похожа на память, соответствующую состоянию. Мы работаем с тремя разными состояниями сознания: сильными эмоциями, состоянием ребенка и поиском значения. Поиск значения — это не интеллектуальное занятие. Речь идет о том, чтобы позволить бессознательным ассоциациям войти в сознание. Он очень похож на использование осознанности. Он пассивен и созерцателен, а не активен или аналитичен. Мы можем, например, задать такой вопрос: “О чем может говорить твое тело, когда оно так напрягается?” Еще мы 108 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми можем дать клиенту указание не стараться понять это умом, а позволить переживанию просто всплыть на поверхность. Есть разные методы для каждого конкретного состояния проработки, но их цели совпадают. Методы следующие: для проработки сильных эмоций (или “спуска через пороги”) важно поддерживать спонтанное поведение. Здесь мы имеем в виду спонтанные напряжения и позы, к которым клиент прибегает для того, чтобы управлять своими эмоциями. Мы обычно поддерживаем их, используя активное перенимание. Для работы с “ребенком” мы используем метод, который называется “Терапевт как волшебный незнакомец”. Он описан в главе о работе с состоянием ребенка. Для поиска значения мы работаем на стыке ума и тела, переключаясь то на невербальные переживания, то на спонтанное вербальное выражение этих переживаний. Цели такой проработки — высвобождение эмоций, понимание и изменение глубинных организующих факторов переживания. Один из способов достичь этой цели — создать то переживание, которое хочет произойти, но не может из-за того, что глубинные организующие факторы не допускают его в сознание. Такое переживание часто начинается со “спуска через пороги” или с “ребенка”, переходит, минуя процесс поиска значения, в новое переживание и заканчивается чувством удовлетворения, облегчения и удовольствия. Оно сопровождается или завершается ин-сайтом и постижением чего-то нового. Затем процесс переходит на стадию интеграции и завершения. Лучший лидер Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит Дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы ни делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной. Лао-Цзы. Дао Де Цзин2 5. Основной процесс 109 Многие люди не против того, чтобы терапевт ими руководил. Они хотят инструкций и советов. Такая терапия для них легче. Модель терапии или лечения, которая сохранилась у всех нас, поощряет позицию “решения проблем”, в которой клиент описывает проблему, а терапевт с помощью вопросов, тестов, советов и методик решает эту проблему. Эта модель успешно срабатывает во многих ситуациях типа разбитых костей. Но не в ситуациях (простите за поэтическую вольность) разбитых сердец. Для работы с глубокими чувствами и мучительными воспоминаниями, для работы с обиженным, ранимым и испуганным ребенком, спрятавшимся и не желающим выходить из своего заточения, тесты, вопросы, советы и методики мало что дают. Для такой работы нужно терпение. Терпение дождаться раскрытия другого человека и мудрость следовать за этим раскрытием. Когда другой человек открыт и уязвим, последующие события неизвестны заранее. То, что раскрывается в таких ситуациях, во многом зависит от обстоятельств самого момента раскрытия. Такая свобода есть не всегда. Свобода изменяться на уровне идентичности, менять то, кем являешься, случается редко. Такие уникальные моменты возникают отчасти в силу определенного качества терапевта. Качество это следующее: терапевт предельно чувствителен к тому, что происходит в переживании другого человека, особенно к тем сигналам, которые указывают, в каком неизведанном направлении процесс желает идти. Не все процессы настолько живые. Некоторые из них механистичны, полны бессознательных, привычных действий. Иногда всплеск эмоций тормозит сознательный выбор. Иногда поток событий блокируется слишком большим страхом. Такие процессы, привычные или бессознательные, не содержат ничего нового, никаких новых чувств, переживаний, озарений и ничему не учат. Они не способны произвести глубокие изменения. Для таких изменений должно произойти что-то другое. Терапия должна прийти к моменту реального выбора, ощутимого и намеренного. Чтобы клиент мог делать реальный выбор, терапевт должен следовать, а не вести. Процесс развертывания событий должен быть сознательным и идти под руководством глубочайших уровней бытия клиента. В такие моменты руководство терапевта мешает. Основной процесс всегда зависит от способности терапевта создавать особую атмосферу для клиента. Клиент должен чувство- 110 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми вать, что терапевт следует за тем, что сам клиент делает, чего хочет и в чем нуждается. На каком бы этапе ни находился процесс, дальнейшие события должны гармонировать с тем, на что соглашается глубочайшее “Я” клиента. ПОТОК ПРОЦЕССА ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕХОДИТЬ К ПРОРАБОТКЕ УПРАВЛЯЙТЕ ПРОЦЕССОМ: Опираясь на принципы, приобретая сотрудничество бессознательного Замедляя темп, обращаясь внутрь, расслабляясь, сосредоточиваясь на текущем переживании С помощью признаний, проб, перенимания, небольших экспериментов С помощью доступа к опыту, углубления, проб, перенимания голосов, следования за бессознательным другого человека ЭТАПЫ СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ: Отслеживая*, сопереживая, выслушивая рассказчика, а не рассказ Отслеживая состояния сознания другого человека, проявляя спокойствие, внимание к внутреннему миру Отслеживая вызванные переживания, результаты экспериментов и т.д. Отслеживая изменения в состояниях интереса, эмоций и сознания другого человека *Мы отслеживаем: текущее переживание, содержание, стиль, систематическое поведение, шаблоны общения и сигналы от бессознательного. **Мы вызываем такие переживания: мысли, чувства, образы, воспоминания, ощущения, напряжения, побуждения и появление ребенка. Такими же бывают текущие переживания, которые мы отслеживаем. 5. Основной процесс 111
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.01 с.) |