Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В состоянии осознанности вызывайте переживания

Поиск

Вызванные переживания отличаются от обычных несколькими качествами. Они непринужденны, непроизвольны, спонтанны и, следовательно, отражают привычки и глубинные организующие факторы. Кроме того, вызванные переживания непредсказуемы и поэтому информативны, вызывают естественный интерес и, как правило, значимы. Можно заметить связи между вызываю­щим стимулом и пережитыми реакциями. Еще одно достоинство такой терапии в том, что при вызове реакций в состоянии осоз­нанности ясна ответственность за переживание. Терапевта не обвиняют в том, что он вызвал определенное переживание. Кли­енту не кажется, что “с ним что-то сделали”. Осознанность по­зволяет клиенту понять, что на каком-то глубоком уровне он со­здает определенные реакции. Конечно, способ, который тера­певт использует, вызывая переживания, безусловно должен быть ненасильственным.

Способы, которыми мы вызываем осознанные переживания, опи­саны в последующих главах. Сейчас я только назову их. Это все­возможные пробы, словесные, тактильные и зрительные, призна­ния, перенимание и небольшие эксперименты. Техники сами по себе мало что значат, если не знать, как ими воспользоваться.


106 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

Вызывание переживаний зависит от состояния сознания клиента и отношений между клиентом и терапевтом в большей степени, чем от техники. Мы работаем с восемью разными типами выз­ванных переживаний: образами, мыслями, чувствами (от уме­ренных до ошеломляющих), ощущениями, воспоминаниями, по­буждениями, напряжениями и переживанием ребенка. Когда чувства ошеломляют клиента, мы обращаемся с этим как с состо­янием проработки. Когда вызывается “ребенок” (о чем идет речь в главе 9), это тоже состояние сознания, и в этом состоянии “ре­бенок” тоже имеет переживание какого-то типа, чувство, ощуще­ние и т.д. Мы можем начать работать прямо с “ребенком”.

Переход к проработке

Таблица 1

Переходы к проработке

 

   
ВЫЗВАННОЕ ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДОВ
ПЕРЕЖИВАНИЕ  
Образы Углубиться, задавая вопросы о подробностях
Мысли Перенять, найти телесное переживание
Ощущения Задать углубляющие вопросы
Воспоминания Узнать подробности, чтобы усилить
  и стабилизировать
Побуждения Активное перенимание
Напряжения Повторить, сделать сознательными,
  найти значение
Ребенок Использовать метод “работы с ребенком”
Умеренные чувства Использовать для доступа к воспоминаниям
  или сильным эмоциям
Сильные эмоции Использовать метод “спуска через пороги”

5. Основной процесс 107

Вызванные переживания — это “сырье” для проработки. Следу­ющий шаг после вызова значимых переживаний — переход к проработке. Чтобы совершить этот переход, надо найти способ достаточно долго отслеживать переживание, чтобы оно разви­лось в одно из состояний, доступных для проработки. Отслежи­вать переживание дольше, чем обычно, может означать любое время — от нескольких секунд до минуты и больше. При этом можно просто подождать, не вмешиваясь, и посмотреть, станет ли клиент отслеживать переживания спонтанно, или, если есть какое-то замешательство или неуверенность, заняться проясне­нием (возможно, повторив процесс вызова), или задать углубля­ющие вопросы, то есть вопросы о самом переживании. Кроме того, можно сделать переход, используя методы доступа, чтобы прямо перейти к процессу проработки, например, разговаривая с “ребенком” или подыскивая значение. Каждый из этих методов описан в последующих главах. Техники типа перенимания, проб и проведения небольших экспериментов используются для пере­ходов к проработке.

Состояние ребенка или сильные эмоции могут возникнуть в лю­бой момент. Когда это происходит, ими занимаются в первую очередь. Описанные состояния могут меняться во время прора­ботки. Например, в ходе поиска значения могут возникнуть сильные эмоции, после которых может некоторое время идти “спуск через пороги”, и затем происходит возвращение к про­цессу поиска значения.

Проработка в соответствии с состоянием

Проработка, соответствующая состоянию, похожа на память, со­ответствующую состоянию. Мы работаем с тремя разными состо­яниями сознания: сильными эмоциями, состоянием ребенка и поиском значения. Поиск значения — это не интеллектуальное занятие. Речь идет о том, чтобы позволить бессознательным ас­социациям войти в сознание. Он очень похож на использование осознанности. Он пассивен и созерцателен, а не активен или аналитичен. Мы можем, например, задать такой вопрос: “О чем может говорить твое тело, когда оно так напрягается?” Еще мы


108 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

можем дать клиенту указание не стараться понять это умом, а позволить переживанию просто всплыть на поверхность. Есть разные методы для каждого конкретного состояния проработки, но их цели совпадают. Методы следующие: для проработки силь­ных эмоций (или “спуска через пороги”) важно поддерживать спонтанное поведение. Здесь мы имеем в виду спонтанные на­пряжения и позы, к которым клиент прибегает для того, чтобы управлять своими эмоциями. Мы обычно поддерживаем их, ис­пользуя активное перенимание. Для работы с “ребенком” мы ис­пользуем метод, который называется “Терапевт как волшебный незнакомец”. Он описан в главе о работе с состоянием ребенка. Для поиска значения мы работаем на стыке ума и тела, переклю­чаясь то на невербальные переживания, то на спонтанное вер­бальное выражение этих переживаний.

Цели такой проработки — высвобождение эмоций, понимание и изменение глубинных организующих факторов переживания. Один из способов достичь этой цели — создать то переживание, которое хочет произойти, но не может из-за того, что глубинные организующие факторы не допускают его в сознание. Такое пе­реживание часто начинается со “спуска через пороги” или с “ре­бенка”, переходит, минуя процесс поиска значения, в новое пе­реживание и заканчивается чувством удовлетворения, облегче­ния и удовольствия. Оно сопровождается или завершается ин-сайтом и постижением чего-то нового. Затем процесс переходит на стадию интеграции и завершения.

Лучший лидер

Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания].

Кто служит Дао, изо дня в день уменьшает

[свои желания].

В непрерывном уменьшении [человек]

доходит до недеяния.

Нет ничего такого, что бы ни делало недеяние.

Поэтому овладение Поднебесной всегда

осуществляется посредством недеяния.

Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.

Лао-Цзы. Дао Де Цзин2


5. Основной процесс 109

Многие люди не против того, чтобы терапевт ими руководил. Они хотят инструкций и советов. Такая терапия для них легче. Модель терапии или лечения, которая сохранилась у всех нас, поощряет позицию “решения проблем”, в которой клиент описы­вает проблему, а терапевт с помощью вопросов, тестов, советов и методик решает эту проблему. Эта модель успешно срабатывает во многих ситуациях типа разбитых костей. Но не в ситуациях (простите за поэтическую вольность) разбитых сердец. Для ра­боты с глубокими чувствами и мучительными воспоминаниями, для работы с обиженным, ранимым и испуганным ребенком, спрятавшимся и не желающим выходить из своего заточения, те­сты, вопросы, советы и методики мало что дают.

Для такой работы нужно терпение. Терпение дождаться раскры­тия другого человека и мудрость следовать за этим раскрытием. Когда другой человек открыт и уязвим, последующие события не­известны заранее. То, что раскрывается в таких ситуациях, во многом зависит от обстоятельств самого момента раскрытия. Та­кая свобода есть не всегда. Свобода изменяться на уровне иден­тичности, менять то, кем являешься, случается редко. Такие уни­кальные моменты возникают отчасти в силу определенного каче­ства терапевта. Качество это следующее: терапевт предельно чувствителен к тому, что происходит в переживании другого че­ловека, особенно к тем сигналам, которые указывают, в каком не­изведанном направлении процесс желает идти. Не все процессы настолько живые. Некоторые из них механистичны, полны бес­сознательных, привычных действий. Иногда всплеск эмоций тор­мозит сознательный выбор. Иногда поток событий блокируется слишком большим страхом. Такие процессы, привычные или бес­сознательные, не содержат ничего нового, никаких новых чувств, переживаний, озарений и ничему не учат. Они не способны про­извести глубокие изменения. Для таких изменений должно про­изойти что-то другое. Терапия должна прийти к моменту реаль­ного выбора, ощутимого и намеренного. Чтобы клиент мог де­лать реальный выбор, терапевт должен следовать, а не вести. Процесс развертывания событий должен быть сознательным и идти под руководством глубочайших уровней бытия клиента. В такие моменты руководство терапевта мешает.

Основной процесс всегда зависит от способности терапевта со­здавать особую атмосферу для клиента. Клиент должен чувство-


110 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

вать, что терапевт следует за тем, что сам клиент делает, чего хочет и в чем нуждается. На каком бы этапе ни находился про­цесс, дальнейшие события должны гармонировать с тем, на что соглашается глубочайшее “Я” клиента.

ПОТОК ПРОЦЕССА

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕХОДИТЬ К ПРОРАБОТКЕ



УПРАВЛЯЙТЕ ПРОЦЕССОМ:

Опираясь на принципы, приобретая сотрудничество бессознательного

Замедляя темп, обращаясь внутрь, расслабляясь, сосредоточиваясь на текущем переживании

С помощью признаний, проб, перенимания, небольших экспериментов

С помощью доступа к опыту, углубления, проб, перенимания голосов, следования за бессознательным другого человека


ЭТАПЫ


СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ:

Отслеживая*, сопереживая, выслушивая рассказчика, а не рассказ

Отслеживая состояния

сознания другого

человека, проявляя

спокойствие,

внимание

к внутреннему миру

Отслеживая вызванные переживания, результаты экспериментов и т.д.

Отслеживая изменения в состояниях интереса, эмоций и сознания другого человека


*Мы отслеживаем: текущее переживание, содержание, стиль, систематичес­кое поведение, шаблоны общения и сигналы от бессознательного.

**Мы вызываем такие переживания: мысли, чувства, образы, воспоминания, ощущения, напряжения, побуждения и появление ребенка. Такими же быва­ют текущие переживания, которые мы отслеживаем.


5. Основной процесс 111



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.34 (0.008 с.)