Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перенимание, принципы и метод ХакомиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перенимание — это превосходный пример даосского принципа следования естеству всех вещей, и в нем прекрасно воплощается принцип ненасилия. Это само ненасилие. Помогая клиенту делать то, что он уже делает, мы просто вступаем в поток пережи- 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 159 вания клиента, обеспечивая безопасность и поддержку. Перенимание говорит об уважении и чтит свободное волеизъявление. Для меня это королева техник. Например, однажды мне позвонила женщина из центра дневного ухода за детьми и массажа младенцев в Болдере. Она сказала мне, что один трехмесячный младенец, когда к нему прикасаются, просто закидывает ноги за голову и держит их там. По-видимому, он не хотел, чтобы к нему прикасались. Я сказал ей, чтобы она, когда младенец так сделает, просто помогла этому, переняв удерживание ног в этой позиции. Она перезвонила мне через полчаса. Она попробовала так сделать. Примерно через две минуты удерживания ног за головой младенец полностью расслабился, его ноги плюхнулись наружу, и ему сделали массаж, который, как она увидела и почувствовала, доставил ему массу удовольствия. В другой раз мне позвонила женщина, чью двенадцатилетнюю дочь изнасиловали ночью в ее собственном доме. Эта женщина когда-то участвовала в моем вводном семинаре. Она сказала, что просто хочет поблагодарить меня за то, что я обучил ее перениманию. После изнасилования ее дочь не могла спать по ночам. Она смотрела на дверь своей комнаты и не выключала свет. Мать очень ласково уговаривала и утешала ее, но это не помогало. В конце концов она сказала своей дочери: “Я буду смотреть на дверь вместо тебя”. Она сказала, что будет сидеть рядом всю ночь и смотреть вместо нее на дверь и не уйдет, не предупредив ее. После долгих заверений дочка закрыла глаза и заснула. “Я буду смотреть на дверь вместо тебя”. Вот что дало результаты. Вот что такое перенимание. В рамках общего метода перенимание — это техника, предназначенная прежде всего для того, чтобы снизить шум, тем самым повысив чувствительность, и собрать ставшую при этом доступной информацию. Как говорилось выше, мы применяем перенимание, чтобы исследовать переживания и вызвать глубинный материал. Мы используем его на всех этапах процесса. В том, что касается цикла чувствительности и барьеров, мы применяем его очень продуманно. Разные формы перенимания полезны на разных барьерах. Несмотря на то, что активное перенимание очень подходит для барьера отклика, помогая высвобо- 160 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми дить побуждения, которые желают произойти, но сдерживаются, для барьера сдерживания гораздо лучше подходит пассивное перенимание, ведь здесь клиенту нужно расслабляться и учиться оставлять и отпускать. Перенимание самоподдержки — это хороший способ работы с барьером эмоциональной поддержки, а на барьере озарения мы помогаем контролировать входной поток информации через перенимание блоков чувствования, озарения и ощущения. НЕБОЛЬШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В Хакоми мы проводим небольшие эксперименты как часть нашей работы. Например, работая с одной женщиной, я заметил, что ей чрезвычайно трудно смотреть мне в глаза. Так что мы провели несколько экспериментов. Я закрывал глаза, а она замечала, что с ней происходило. Или она сначала смотрела в сторону, а затем медленно переводила взгляд на меня. Мы провели несколько экспериментов. Каждый раз она замечала, что происходит. Она напрягалась или расслаблялась. У нее всплывали образы и воспоминания. Таким образом мы собирали информацию о том, какой глубинный материал организовал это избегание контакта взглядом. Мы провели небольшие эксперименты. Во всех наших техниках присутствует “исследовательское отношение”. Мы изучаем то, что происходит, не как болезнь или нечто подлежащее удалению, а стараясь помочь клиенту осознать, как управляют опытом и как можно расширить приемлемый диапазон переживаний. В подобном эксперименте больше развлечения и игры, чем работы, и он мотивируется любопытством, а не страхом. При таком отношении признается могущество сознания, а целительные силы находятся внутри самого клиента. В отношениях, где ключевыми факторами являются любопытство, осознанность, самоуправление и безопасность, могут быть заданы открытые вопросы и получены честные и интересные ответы. Соблюдение такого отношения — одна из задач терапевта. Это способ ввести некоторую дистанцию между клиентом и терапевтом, а также между клиентом и его “проблемой”. Это также приводит к уменьшению проблем переноса (трансфера). Изучая, 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 161 а не фиксируя, мы уходим от неизбежности бессознательно организованного опыта. Мы развиваем здоровую отстраненность от машинального и привычного, учась мудро им пользоваться, а не чувствовать, что оно пользуется нами. Проведение небольших экспериментов, когда в ходе терапии всплывает что-то интересное, совершенно меняет ее вкус. Нет никакой спешки. Все служит “водой на нашу мельницу”. Клиент готов сообщить кое-что, он скорее всего застрял в этом, не видя, что происходит, и хочет, чтобы терапевт что-то изменил. С другой стороны, в клиенте наверняка есть то, что не желает меняться, иначе бы это уже давно произошло. Когда терапевт относится к этому как к тому, что можно исследовать, главная деятельность меняется с “делания” на обучение, а подход — с избегания на признание. Становится возможен более плавный и неторопливый темп. Небольшие эксперименты — это как раз и есть те способы, с помощью которых терапевт не дает терапии превратиться в решение проблем, в “бурю и натиск”, в жалобный молебен, сосредоточенный на страдании. Они придают этому предприятию качества роста и самопознания, что само по себе терапевтично. Пробы и перенимание — особые виды небольших экспериментов. Мы спрашиваем: “Что происходит, когда...”, — а затем делаем что-то. В ходе других экспериментов клиент замечает, что происходит, когда терапевт, например, отходит от него или медленно подходит к нему. Или когда клиент старается говорить медленно, или исследует улыбку, которая появляется, по-видимому, в неуместных ситуациях. Почти все можно превратить в материал для эксперимента. Но при этом важно не вызывать у клиента такого чувства, что им пренебрегают или относятся к нему как к объекту. Взаимоотношения должны быть достаточно прочными. Необходимо наладить сотрудничество. В таком контексте экспериментирование срабатывает. Рост Некоторые люди сомневаются, можем ли мы поощрять рост, настолько поддерживая людей и не расхолаживая (не фрустрируя) зависимостей. Они считают, что если не расхолаживать попытки 162 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми клиента добиться поддержки, то он не научится использовать свои собственные ресурсы. В Хакоми-терапии мы как раз и перенимаем попытки самоподдержки и самоконтроля клиента — то, что он уже делает для себя. Мы перенимаем привычную самоподдержку клиента, например, те напряжения, которые помогают ему справляться с потоком чувств. Это не то, что клиент просит или пытается вынудить нас сделать. Это как раз те области, в которых, по убеждению клиента, никакая поддержка невозможна. Мы предлагаем поддержку в тех областях, в которых клиент не задает вопросов и не имеет ожиданий, в тех областях, где клиент срывается на такие способы управления потребностями, желаниями и болью, которые сводят до минимума опыт и ограничивают рост. Предлагая здесь поддержку, мы придаем клиенту новые силы и новые ресурсы для того, чтобы он сделал следующий шаг от одного лишь управления болью и разочарования (фрустрации) к перестройке и расширению. Цель Хакоми-терапии состоит в том, чтобы установить контакт с глубинным материалом и проработать его. Мы поощряем рост, делая как можно более безопасным и легким внесение глубинного материала в сознание, чтобы изменить воздействие этого материала на организацию опыта. Существует по меньшей мере два способа содействия личностному росту. Один — расхолаживать зависимости, а другой — прямо поддерживать усилия, направленные на рост. На одном этапе мать выкармливает детенышей и позволяет им быть зависимыми. На другом этапе она отнимает их от груди и учит способам добывать себе пищу. Именно сочетание расхолаживания (фрустрации) одних вещей с поддерживанием других помогает направлять рост. Перенимая что-либо и при этом продолжая отслеживать переживание, мы (1) предлагаем поддержку усилиям клиента, которые он прилагает, чтобы управлять опытом, контролировать поток чувств и образов, чувствовать безопасность и понимание, в то же время (2) поощряя сознательное, прямое переживание тех мучительных воспоминаний, чувств и убеждений, которые до сих пор оставались нерассмотренными. Если мы что-то и расхолаживаем, так это побуждение припрятать и игнорировать то, что происходит на уровне глубинного 8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 163 материала, просто сидеть, говорить и плыть по течению, не рассматривая всерьез собственный внутренний мир. Но должен заметить, что я наблюдал в таких случаях очень мало разочарования или зависимости. Думаю, это объясняется тем, что стремление к личной свободе, к раскрытию возможностей и самостоятельности в конечном счете всегда сильнее. Поддерживая осознанность и стремление понять, мы способствуем росту.
Глава 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.157 (0.008 с.) |