Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перенимание, принципы и метод Хакоми

Поиск

Перенимание — это превосходный пример даосского принципа следования естеству всех вещей, и в нем прекрасно воплощается принцип ненасилия. Это само ненасилие. Помогая клиенту де­лать то, что он уже делает, мы просто вступаем в поток пережи-


8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 159

вания клиента, обеспечивая безопасность и поддержку. Перени­мание говорит об уважении и чтит свободное волеизъявление. Для меня это королева техник. Например, однажды мне позвони­ла женщина из центра дневного ухода за детьми и массажа мла­денцев в Болдере. Она сказала мне, что один трехмесячный мла­денец, когда к нему прикасаются, просто закидывает ноги за го­лову и держит их там. По-видимому, он не хотел, чтобы к нему прикасались. Я сказал ей, чтобы она, когда младенец так сделает, просто помогла этому, переняв удерживание ног в этой позиции. Она перезвонила мне через полчаса. Она попробовала так сде­лать. Примерно через две минуты удерживания ног за головой младенец полностью расслабился, его ноги плюхнулись наружу, и ему сделали массаж, который, как она увидела и почувствова­ла, доставил ему массу удовольствия.

В другой раз мне позвонила женщина, чью двенадцатилетнюю дочь изнасиловали ночью в ее собственном доме. Эта женщина когда-то участвовала в моем вводном семинаре. Она сказала, что просто хочет поблагодарить меня за то, что я обучил ее перени­манию. После изнасилования ее дочь не могла спать по ночам. Она смотрела на дверь своей комнаты и не выключала свет. Мать очень ласково уговаривала и утешала ее, но это не помогало. В конце концов она сказала своей дочери: “Я буду смотреть на дверь вместо тебя”. Она сказала, что будет сидеть рядом всю ночь и смотреть вместо нее на дверь и не уйдет, не предупредив ее. После долгих заверений дочка закрыла глаза и заснула. “Я буду смотреть на дверь вместо тебя”. Вот что дало результаты. Вот что такое перенимание.

В рамках общего метода перенимание — это техника, предна­значенная прежде всего для того, чтобы снизить шум, тем са­мым повысив чувствительность, и собрать ставшую при этом до­ступной информацию. Как говорилось выше, мы применяем пе­ренимание, чтобы исследовать переживания и вызвать глубин­ный материал. Мы используем его на всех этапах процесса. В том, что касается цикла чувствительности и барьеров, мы при­меняем его очень продуманно. Разные формы перенимания по­лезны на разных барьерах. Несмотря на то, что активное пере­нимание очень подходит для барьера отклика, помогая высвобо-


160 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

дить побуждения, которые желают произойти, но сдерживаются, для барьера сдерживания гораздо лучше подходит пассивное перенимание, ведь здесь клиенту нужно расслабляться и учить­ся оставлять и отпускать. Перенимание самоподдержки — это хороший способ работы с барьером эмоциональной поддержки, а на барьере озарения мы помогаем контролировать входной поток информации через перенимание блоков чувствования, озарения и ощущения.

НЕБОЛЬШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В Хакоми мы проводим небольшие эксперименты как часть на­шей работы. Например, работая с одной женщиной, я заметил, что ей чрезвычайно трудно смотреть мне в глаза. Так что мы провели несколько экспериментов. Я закрывал глаза, а она заме­чала, что с ней происходило. Или она сначала смотрела в сторо­ну, а затем медленно переводила взгляд на меня. Мы провели несколько экспериментов. Каждый раз она замечала, что проис­ходит. Она напрягалась или расслаблялась. У нее всплывали об­разы и воспоминания. Таким образом мы собирали информацию о том, какой глубинный материал организовал это избегание контакта взглядом. Мы провели небольшие эксперименты.

Во всех наших техниках присутствует “исследовательское отно­шение”. Мы изучаем то, что происходит, не как болезнь или не­что подлежащее удалению, а стараясь помочь клиенту осознать, как управляют опытом и как можно расширить приемлемый диа­пазон переживаний. В подобном эксперименте больше развлече­ния и игры, чем работы, и он мотивируется любопытством, а не страхом. При таком отношении признается могущество созна­ния, а целительные силы находятся внутри самого клиента. В от­ношениях, где ключевыми факторами являются любопытство, осознанность, самоуправление и безопасность, могут быть зада­ны открытые вопросы и получены честные и интересные отве­ты. Соблюдение такого отношения — одна из задач терапевта. Это способ ввести некоторую дистанцию между клиентом и тера­певтом, а также между клиентом и его “проблемой”. Это также приводит к уменьшению проблем переноса (трансфера). Изучая,


8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 161

а не фиксируя, мы уходим от неизбежности бессознательно организованного опыта. Мы развиваем здоровую отстраненность от машинального и привычного, учась мудро им пользоваться, а не чувствовать, что оно пользуется нами.

Проведение небольших экспериментов, когда в ходе терапии всплывает что-то интересное, совершенно меняет ее вкус. Нет никакой спешки. Все служит “водой на нашу мельницу”. Клиент готов сообщить кое-что, он скорее всего застрял в этом, не видя, что происходит, и хочет, чтобы терапевт что-то изменил. С дру­гой стороны, в клиенте наверняка есть то, что не желает менять­ся, иначе бы это уже давно произошло. Когда терапевт относит­ся к этому как к тому, что можно исследовать, главная деятель­ность меняется с “делания” на обучение, а подход — с избега­ния на признание. Становится возможен более плавный и нето­ропливый темп. Небольшие эксперименты — это как раз и есть те способы, с помощью которых терапевт не дает терапии пре­вратиться в решение проблем, в “бурю и натиск”, в жалобный молебен, сосредоточенный на страдании. Они придают этому предприятию качества роста и самопознания, что само по себе терапевтично.

Пробы и перенимание — особые виды небольших эксперимен­тов. Мы спрашиваем: “Что происходит, когда...”, — а затем дела­ем что-то. В ходе других экспериментов клиент замечает, что происходит, когда терапевт, например, отходит от него или мед­ленно подходит к нему. Или когда клиент старается говорить медленно, или исследует улыбку, которая появляется, по-види­мому, в неуместных ситуациях. Почти все можно превратить в материал для эксперимента. Но при этом важно не вызывать у клиента такого чувства, что им пренебрегают или относятся к нему как к объекту. Взаимоотношения должны быть достаточно прочными. Необходимо наладить сотрудничество. В таком кон­тексте экспериментирование срабатывает.

Рост

Некоторые люди сомневаются, можем ли мы поощрять рост, на­столько поддерживая людей и не расхолаживая (не фрустрируя) зависимостей. Они считают, что если не расхолаживать попытки


162 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми

клиента добиться поддержки, то он не научится использовать свои собственные ресурсы. В Хакоми-терапии мы как раз и пере­нимаем попытки самоподдержки и самоконтроля клиента — то, что он уже делает для себя. Мы перенимаем привычную само­поддержку клиента, например, те напряжения, которые помога­ют ему справляться с потоком чувств.

Это не то, что клиент просит или пытается вынудить нас сделать. Это как раз те области, в которых, по убеждению клиента, ника­кая поддержка невозможна. Мы предлагаем поддержку в тех об­ластях, в которых клиент не задает вопросов и не имеет ожида­ний, в тех областях, где клиент срывается на такие способы уп­равления потребностями, желаниями и болью, которые сводят до минимума опыт и ограничивают рост. Предлагая здесь поддерж­ку, мы придаем клиенту новые силы и новые ресурсы для того, чтобы он сделал следующий шаг от одного лишь управления бо­лью и разочарования (фрустрации) к перестройке и расширению.

Цель Хакоми-терапии состоит в том, чтобы установить контакт с глубинным материалом и проработать его. Мы поощряем рост, делая как можно более безопасным и легким внесение глубин­ного материала в сознание, чтобы изменить воздействие этого материала на организацию опыта. Существует по меньшей мере два способа содействия личностному росту. Один — расхолажи­вать зависимости, а другой — прямо поддерживать усилия, на­правленные на рост. На одном этапе мать выкармливает детены­шей и позволяет им быть зависимыми. На другом этапе она от­нимает их от груди и учит способам добывать себе пищу. Имен­но сочетание расхолаживания (фрустрации) одних вещей с под­держиванием других помогает направлять рост.

Перенимая что-либо и при этом продолжая отслеживать пережи­вание, мы (1) предлагаем поддержку усилиям клиента, которые он прилагает, чтобы управлять опытом, контролировать поток чувств и образов, чувствовать безопасность и понимание, в то же время (2) поощряя сознательное, прямое переживание тех мучительных воспоминаний, чувств и убеждений, которые до сих пор оставались нерассмотренными.

Если мы что-то и расхолаживаем, так это побуждение припря­тать и игнорировать то, что происходит на уровне глубинного


8. Вызывание переживаний — 2: перенимание и проведение экспериментов 163

материала, просто сидеть, говорить и плыть по течению, не рас­сматривая всерьез собственный внутренний мир. Но должен за­метить, что я наблюдал в таких случаях очень мало разочарова­ния или зависимости. Думаю, это объясняется тем, что стремле­ние к личной свободе, к раскрытию возможностей и самостоя­тельности в конечном счете всегда сильнее. Поддерживая осо­знанность и стремление понять, мы способствуем росту.


 

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.157 (0.008 с.)