Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы организации запоминания.

Поиск

 

Основные понятия: память, мнемические процессы, продуктивность памяти, мнемоника, запечатление, сохранение, узнавание, припоминание, воспроизведение, забывание, вытеснение, проактивное торможение, ретроактивное торможение, эйдетическая память, иконическая память, реминисценция, амнезия.

Литература

1. Ломов, Б. Ф. Человек и автоматы / Б. Ф. Ломов. – М, 1984. – С. 59.

2. Гомезо, Т. В. Атлас по психологии. – Издание 2-е. / Т. В. Гомезо, А. И. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 158 – 171.

3. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Т.3. – Л., 1981. – С. 206 – 262.

4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 1980. – С. 27 – 52, 53 – 203, 273 – 292, 362 – 427.

5. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. / Р. С. Немов. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С.184 – 220.

 

1. Память – сквозной познавательный психический процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта, информации.

Познавательные психические процессы могут быть самостоятельными, т.е. имеющими свой конечный результат, или продукт, или сквозными, т.е. обеспечивающими эффективное функционирование всех других психических процессов. К самостоятельным относятся восприятие (образ), воображение (образ), мышление (мысль), эмоциональные процессы (переживание). Сквозными психическими процессами являются память, внимание и речь.

Память – одна из важнейших особенностей человека, она лежит в основе умственной деятельности и создаёт хранилище информации, в котором собирается опыт личности и приобретённые знания. Они составляют культурный багаж, который человек собирает и хранит в течение всей жизни. Нет этого багажа – нет личности. Именно память позволяет человеку быть тем, чем он является, действовать в окружающем мире, осознавать собственное «я»… Память связывает человека с его прошлым, настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе его психики.

С древних времён человек искал аналоги памяти. Ими становились глиняные дощечки, записи на бересте, книги, позже магнитофон, диктофон, компьютер и т.д. Недаром ещё древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам (от Мнемозины и Зевса родились Евтерпа, муза лирической поэзии; Клио, муза истории; Талия, муза комедии; Мельпомена, муза трагедии; Терпсихора, муза танцев; Эрато, муза любовной поэзии; Полигимния, муза гимнов; Урания, муза астрономии; Каллиопа, муза эпической поэзии). Кстати сказать, имя этой богини дало название самой памяти. В научных трудах можно прочитать такие выражения: «мнемическая направленность», «мнемическая задача», «мнемические действия, «мнемическая деятельность». У каждого человека формируется целая система действий по переработке, хранению и использованию этого багажа знаний. У людей различен объём запоминаемого материала, скорость запоминания и воспроизведения информации, характер запоминаемого материала, прочность хранении, точность и другие параметры.

Механизм работы памяти состоит из подпроцессов (запоминания, сохранения и воспроизведения), из этапов переработки информации (сенсорного, оперативного и долговременного), операций по структурированию информации (группировки, кодированию, раскодированию, упорядочиванию), видов памяти (сенсорной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной) и средств (опорных слов, наглядных картинок и предметов, пиктограмм, действий). Все эти элементы памяти развиваются в процессе освоения человеческого опыта.

Как же хранится информация в памяти человека? В последние два десятилетия были исследованы структурные компоненты памяти, в результате чего было установлено наличие сложной системы связей между единицами информации. Единицами информации являются слова и образы предметов и явлений, которые объединены в единую иерархическую систему: по звучанию и смысловому содержанию, по внешним признакам и внутренним обобщающим признакам. Существует картина многогранной связи каждого понятия с другими понятиями и образами, хранящимися в памяти.

Память представляет собой мнемический процесс, который состоит из следующих мнемических подпроцессов: запоминания (запечатления) сохранения, воспроизведения (припоминания) и забывания информации.

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей.

Сохранение – подпроцесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация.

Припоминание – подпроцесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее информации.

Припоминание существует в 2 формах:

1) узнавание – актуализация объекта в условиях повторного восприятия; это появление чувства знакомости при повторном восприятии.

2) воспроизведение – извлечение образцов прошлого, локализованных во времени и пространстве, без опоры на объект; это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения.

Процесс сохранения имеет обратную сторону своего проявления – процесс забывания, который представляет собой активную блокаду некоторой информации. Забывание – процесс, заключающийся в невозможности извлечения ранее закрепленного в памяти. Блокирование информации протекает в виде временного затормаживания некоторых связей многомерной системы памяти. Но это не угасание следов, как думали раньше, так как они способны актуализироваться под влиянием каких-то внешних и внутренних условий. Известны две особенности, которые сопровождают подпроцесс забывания: реминисценция и интерференция.

Реминисценция – процесс отсроченной активизации запоминаемого материала, который может проявляться с особой яркостью; это отсроченное воспроизведение, наиболее яркое по сравнению с первым воспроизведением. Это явление иногда называют непроизвольным плагиатом.

Интерференция – это процесс торможения связей под влиянием предыдущей или последующей информации, которая может даже стираться, если не успела перейти в долговременную память, так как не прошла операции кодирования и не вступила в системные связи с другой информацией.

Существуют и такие разновидности забывания, как проактивное и ретроактивное торможение.

Проактивное торможение – забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.

Ретроактивное торможение – забывание материала под влиянием деятельности, следующей за заучиванием.

Следующие действия обеспечивают память:

– повторение,

– планирование,

– смысловые связи,

– заголовки,

– внешние опоры (картинки, знаки, пиктограммы).

Информация сохраняется благодаря следующим операциям:

– группировка,

– кодирование,

– упорядочивание,

– декодирование.

 

2. Виды памяти. Предлагаем следующую классификацию видов памяти.

1. По характеру психической активности (по характеру информации):

а) двигательная (психомоторная), б) эмоциональная, в) образная, г) словесно-логическая.

Каждый вид памяти связан с определённой зоной коры головного мозга или подкорковыми зонами. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства. Образная память имеет центры в перцептивных зонах коры и подкорки в соответствии с видом информации: зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой. У каждого человека преобладают какие-то виды памяти, которые создают предрасположенность запоминать определённую информацию. Такая индивидуальная особенность может быть обусловлена врождёнными или приобретёнными свойствами соответствующих зон коры или подкорки головного мозга. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок.

2. По характеру целей (по волевому участию):

а) произвольная (ставится цель знать и помнить), б) непроизвольная (запомнилось без усилий, случайно, из интереса). Разновидностью непроизвольной памяти является эйдетическая память, для которой характерна фотографическая идентичность. Она может стать индивидуальной особенностью людей, если закрепляется профессионально (писатель, художник, разведчик).

3. По продолжительности удержания информации:

а) сенсорная, б) мгновенная (суперкратковременная) – несколько секунд, в) кратковременная – несколько десятков секунд, г) оперативная – для выполнения конкретной операции, действия, д) долговременная.

Сенсорная память – это процесс небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, воспринятых предметов и явлений. Сенсорная и оперативная память обслуживают конкретную деятельность человека и обеспечивают её необходимой информацией, удерживая часть информации на протяжении деятельности. Долговременная память сохраняет информацию на протяжении всей жизни, перерабатывает её по мере поступления новой информации и пользования ранее полученной.

4. По степени использования средств запоминания:

а) непосредственная – специальные средства не применялись, б) опосредованная – использовались какие-либо средства для запоминания, например, образы, схемы, предметы.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга, согласованно работают при протекании процессов запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения. Преобладание каких-то видов памяти у одного человека компенсирует недостатки в развитии других видов памяти. Скорость и интенсивность протекания мнемических процессов зависит от особенностей нервной системы и прежде всего от силы и подвижности процессов возбуждения и торможения. Врождённые недостатки нервной системы, которые ухудшают мнемические процессы, можно компенсировать специальными мнемическими приёмами, которые позволяют логически обработать и систематизировать информацию, а также использовать внешние мнемические средства (запись, пиктограммы, картинки, знаки).

Профессиональная деятельность людей способствует развитию определённых видов памяти и закреплению специфических приёмов запоминания и воспроизведения информации. Благодаря этому у старых людей при распаде ряда высших психических функций может сохраняться профессиональный вид памяти на определённую информацию.

3. Исследования памяти. Собственно психологические учения о памяти намного старше её медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв. в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Дж. Миллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности (например, запоминаемая информация связывается с местом на листе бумаги, где она была записана, с положением тела воспринимающего), сходству (например, «река текла как дождь, лежащий на боку, а дождик шёл как речка в вертикали»), контрасту (например, в жаркий полдень может возникнуть в сознании образ снежного поля), смысловые, временной и пространственной близости. Именно на этой теории построен ассоциативный эксперимент. Испытуемому читают слова-стимулы и просят быстро отвечать первым попавшимся словом. Расчёт ясен: у кого что болит, тот о том и говорит, а если не говорит, молчит, то об этом говорить не хочет, значит, что-то скрывает. Ассоциативный эксперимент психологи и психиатры используют как метод исследования личности, криминалисты – для раскрытия преступлений. Ассоциации обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение. Благодаря им материал вспоминается.

Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Г. Эббингаузу принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Благодаря ассоциативной теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза (кривая забывания). В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения серии трёхбуквенных бессмысленных слогов идёт вначале быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Основной задачей, которую перед собой ставили психологи, изучавшие память, является измерение памяти – выражение в количественных величинах объема, процессов заучивания и процессов забывания. Уже с самого начала психологам-экспериментаторам (Г. Эббингаузу, Дж. Миллеру, Шуману) было понятно, что процесс запоминания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала, поэтому основная задача исследователей сводилась к тому, чтобы разработать приемы, позволяющие изучить память в возможно «чистом» виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловой организации материала, включения ассоциаций и т. д.).

В связи с этим Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных) слов, цифр или бессмысленных слогов.

Предлагая для запоминания подобный материал, он ставил следующие задачи.

1. Выявить объем доступного для запоминания материала.

2. Описать законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой. Почему одни элементы ряда запоминаются легче и прочнее, а другие – труднее?

3. Установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой степенью легкости.

4. Выяснить основные законы постепенного заучивания.

5. Установить законы, по которым происходит забывание.

Все эти вопросы стоят в тесной связи с тем, в какую деятельность включено запоминание. Является ли оно результатом специально поставленной задачи запомнить материал (мнемическая задача) или протекает непреднамеренно, без задачи запомнить материал.

Эффективность запоминания зависит от того, какие приемы применяет субъект и какую систему смысловых связей он использует для запоминания.

В начале XX века в Германии, а затем в России были составлены специальные книги, содержащие все слоги, которые могут употребляться для подобного эксперимента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.014 с.)