Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства образа восприятия

Поиск

I. Пространственно-временные:

– локализация,

– рельеф (объёмность образов благодаря бинокулярности нашего зрения),

– форма,

– величина предмета,

– последовательность,

– длительность,

– одновременность,

– модальность.

– интенсивность.

II. Производные:

– константность (узнавание предмета и его свойств в изменённом виде),

– предметность (выделение из фона знакомых или необходимых предметов),

– целостность (узнавание предмета по его деталям),

– обобщённость,

– осмысленность (целенаправленность восприятия, включающие в себя осознанность и мышление).

III. Дополнительные свойства:

– апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей;

– активность восприятия – установка на восприятие,

– избирательность (преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими).

Важнейшими свойствами образа восприятия являются: предметность, структурность, подвижность и управляемость, целостность, константность, избирательность.

Остановимся более подробно на предметности образа восприятия. Предметность образа восприятия означает:

1. Реальность – человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Вынесенность образа называется предметностью. Объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т. п. Перцептивные системы работают так, что разделяют мир на отдельные предметы.

2. Означенность – образы восприятия, лишенные значения, когда человек может детально описать предмет, на который он смотрит, но не способен его опознать.

3. Полимодальность – органическое единство данных различной модальности, получаемых от органов чувств.

Перечисленные выше свойства не исчерпывают предметности образа. Человек живет в предметном мире, который отличается от мира, описание которого можно найти в учебниках физики. Этому способствует непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа.

В знаемом мире есть явления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов. С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, агрессивность) легко и отчетливо воспринимаются нами.

Виды восприятия

I. По модальности:

– слуховые (звуков, речи; например, симфония),

– зрительные (цвета, формы, величины; например, картина),

– осязательные (температуры, гладкости и др.).

II. По форме существования материи:

– пространства,

– времени,

– движения.

4. Восприятие социальных объектов. Восприятие людей друг друга в обществе называется социальной перцепцией.

Восприятие социальных объектов – себя и других – подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор «предшествующий опыт» проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение.

Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом человеке. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Приписывание включается в более общий план – установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально «видит» другого именно таким, какова была установка. Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, окрашивается неприязнью. Восприятие других людей преломляется также через профессиональную принадлежность: когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере можно вести речь о профессиональном видении человека.

Выработанные в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятий, формируют глубоко своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам. Те впечатления, которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта – когнитивный диссонанс. Дальше человек сознательно или несознательно старается как-то выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо просто отбрасывается, либо обесценивается. Важно понять, что существует барьер восприятия, возникающий благодаря нашей внутренней позиции.

Советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев считал, что информация между людьми проходит через фильтр доверия или недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и всё-таки остаться непринятой, не пропущенной фильтром, и, наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу доверия. На учёте личностных факторов восприятия основаны все проективные методы изучения внутреннего мира человека. Например, что испытуемый увидит или чего не увидит в причудливых пятнах Роршаха зависит от того, что у него на душе. Короче говоря, скажи мне, что и как ты воспринимаешь, и я скажу, кто ты. Содержание данной темы отражено в рис. 6, 7, 8.

 

Вопросы для повторения

1. Что общего и различного у ощущения и восприятия? Приведите примеры.

2. Какие свойства ощущений Вы знаете?

3. Какие основания классификаций и виды ощущений Вы знаете?

4. Назовите свойства восприятия.

5. Охарактеризуйте виды восприятия. Приведите примеры.

6. Расскажите о роли социальной перцепции в жизни людей.


Рис. 6. Ощущение и восприятие (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)


Рис. 7. Ощущение и восприятие (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)


Рис. 8. Ощущение и восприятие (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.014 с.)