Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные свойства образа восприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Пространственно-временные: – локализация, – рельеф (объёмность образов благодаря бинокулярности нашего зрения), – форма, – величина предмета, – последовательность, – длительность, – одновременность, – модальность. – интенсивность. II. Производные: – константность (узнавание предмета и его свойств в изменённом виде), – предметность (выделение из фона знакомых или необходимых предметов), – целостность (узнавание предмета по его деталям), – обобщённость, – осмысленность (целенаправленность восприятия, включающие в себя осознанность и мышление). III. Дополнительные свойства: – апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей; – активность восприятия – установка на восприятие, – избирательность (преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими). Важнейшими свойствами образа восприятия являются: предметность, структурность, подвижность и управляемость, целостность, константность, избирательность. Остановимся более подробно на предметности образа восприятия. Предметность образа восприятия означает: 1. Реальность – человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Вынесенность образа называется предметностью. Объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т. п. Перцептивные системы работают так, что разделяют мир на отдельные предметы. 2. Означенность – образы восприятия, лишенные значения, когда человек может детально описать предмет, на который он смотрит, но не способен его опознать. 3. Полимодальность – органическое единство данных различной модальности, получаемых от органов чувств. Перечисленные выше свойства не исчерпывают предметности образа. Человек живет в предметном мире, который отличается от мира, описание которого можно найти в учебниках физики. Этому способствует непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа. В знаемом мире есть явления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов. С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, агрессивность) легко и отчетливо воспринимаются нами. Виды восприятия I. По модальности: – слуховые (звуков, речи; например, симфония), – зрительные (цвета, формы, величины; например, картина), – осязательные (температуры, гладкости и др.). II. По форме существования материи: – пространства, – времени, – движения. 4. Восприятие социальных объектов. Восприятие людей друг друга в обществе называется социальной перцепцией. Восприятие социальных объектов – себя и других – подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор «предшествующий опыт» проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение. Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом человеке. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Приписывание включается в более общий план – установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально «видит» другого именно таким, какова была установка. Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, окрашивается неприязнью. Восприятие других людей преломляется также через профессиональную принадлежность: когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере можно вести речь о профессиональном видении человека. Выработанные в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятий, формируют глубоко своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам. Те впечатления, которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта – когнитивный диссонанс. Дальше человек сознательно или несознательно старается как-то выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо просто отбрасывается, либо обесценивается. Важно понять, что существует барьер восприятия, возникающий благодаря нашей внутренней позиции. Советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев считал, что информация между людьми проходит через фильтр доверия или недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и всё-таки остаться непринятой, не пропущенной фильтром, и, наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу доверия. На учёте личностных факторов восприятия основаны все проективные методы изучения внутреннего мира человека. Например, что испытуемый увидит или чего не увидит в причудливых пятнах Роршаха зависит от того, что у него на душе. Короче говоря, скажи мне, что и как ты воспринимаешь, и я скажу, кто ты. Содержание данной темы отражено в рис. 6, 7, 8.
Вопросы для повторения 1. Что общего и различного у ощущения и восприятия? Приведите примеры. 2. Какие свойства ощущений Вы знаете? 3. Какие основания классификаций и виды ощущений Вы знаете? 4. Назовите свойства восприятия. 5. Охарактеризуйте виды восприятия. Приведите примеры. 6. Расскажите о роли социальной перцепции в жизни людей.
Рис. 6. Ощущение и восприятие (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 7. Ощущение и восприятие (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)
Рис. 8. Ощущение и восприятие (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.014 с.) |