Безопасность жизнедеятельности как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности как наука



К У Р С Л Е К Ц И Й

 

ПО БЖД

 

 

(для студентов, изучающих курс один семестр)

 

 

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безопасность жизнедеятельности как наука

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, т.е. способ существования человека.

Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности определим, место безопасности в общем объеме знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой, изучаемых в науке экологией.

В середине 19 в. наука открыла принципы взаимоотношений растений и животных между собой и окружающей средой. Эти принципы применимы не только к диким растениям и животным, но и к человеку, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. Позднее стали происходить значительные изменения в окружающей человека среде обитания. И экологов все чаще стало беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира.

Биосфера постепенно стала утрачивать свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера - регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие биосферы (природы) с техносферой и др.

 

 

 

       
 
 
   

 


Мир человека.

 

Рис. 1. Схема взаимодействия человека, биосферы и техносферы

 

Как видно из рисунка 75 % населения Земли проживает в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере.

В этой связи наряду с экологией биосферы возникает новая область знаний – «экология техносферы», изучающая взаимодействие человека и созданной им техносферы.

Схематически это можно представить следующим образом

 

Экология

 
 


Экология биосферыЭкология техносферы

- учение о биосфере - техносферостроение

- геоэкология - социология

- экология почв - регионоведение

- гидроэкология - БЖД

- экология атмосферы - защита биосферы

- природопользование - другие

- другие

 

Одной из основных причин негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность (антропология – наука о биологической деятельности человека), не сумевшая создать техносферу необходимого качества по отношению к человеку, и по отношению к природе. Для того, чтобы сегодня решать все возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее отрицательное влияние на человека и природу до допустимых уровней.

Итак, основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является использование обществом знаний и умений, направленных на снижение в техносфере физических, химических, биологических и других негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защита населения от опасностей в ЧС.

 

Человек – среда обитания

 

Жизнь и деятельность человека находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияет на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих. При определенном сочетании этих факторов человек чувствует себя комфортно, они оказывают на него оздоравливающее влияние. Неблагоприятные сочетания могут оказать негативное влияние, нарушающее физиологические процессы в организме и приводящее к патологическим изменениям в состоянии здоровья человека.

Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонентов среды обитания.

Действуя в системе «человек – среда обитания», человек решает две основные задачи:

- обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

- создает и использует защиту от негативных воздействий.

Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: грозы, землетрясения, наводнения, ураганы и т.п. Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от них. К сожалению, появление жилища, применение огня, совершенствование способов получения пищи – все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания, одновременно вводя целый комплекс опасных и вредных факторов, таких как: электрический ток, электромагнитные поля, радиация, шум, вибрация, токсичные вещества, возможность механического травмирования.

Созданная человеком техносфера призвана удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности. Появившиеся производственная и городская среды по уровню безопасности и экологичности не соответствовали допустимым требованиям. Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой.

Человек и окружающая его среда могут гармонично взаимодействовать и развиваться лишь в условиях, когда потоки энергии и вещества находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней сопровождается негативными воздействиями на человека или природную среду. Изменяя величину любого потока от минимального до максимального значения, можно выделить ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия (комфортные условия деятельности и отдыха; наивысшей производительности труда сохранение здоровья человека и целостности среды обитания);

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту (снижается эффективность деятельности человека);

- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека (возникновение заболеваний или деградация природной среды);

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям, повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

 

Образование в области безопасности жизнедеятельности

 

Годом рождения БЖД является сентябрь 1990 г., когда в Кельне (Германия) состоялся Первый Всемирный конгресс по безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины. Он проходил под девизом «Жизнь в безопасности». С сентября 1991 г. этот курс был включен в учебные планы ВУЗов.

Образовательная структура по БЖД выглядит следующим образом.

Первый общеобразовательный уровень по БЖД реализуется в дисциплине «Основы БЖД» в средней школе.

Второй уровень образования по БЖД – это подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей. Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф.

Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении нормативных требований.

ИТР обязан также знать, уметь, применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. ИТР обязан понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии, а в области безопасности – системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.

Обучение этого уровня ведется в вузах на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Третий уровень образования необходим для подготовки инженеров по безопасности жизнедеятельности – специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды.

Для реализации этого уровня образования в нашей стране, с 1994 г. введен ряд новых специальностей: «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», защита окружающей среды» и другие. Уже открыта подготовка таких кадров более чем в 60 Вузах.

Четвертый уровень образования - внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах ИПК (института повышения квалификации) и ФПК (факультета повышения квалификации)

 

 

Шифр ССБТ в ГСС

 
 

 


Рис. 1. Система обозначений в ССБТ

 

Стандарт на обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0, как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004–90 и ГОСТ 12.0.005–84.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом.

 

Управление охраной труда

 

Управление охраной труда в стране осуществляется в соответствии с законодательством по охране труда Министерством здравоохранением и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда.

Управление охраной труда на предприятии осуществляет директор или главный инженер. На крупных предприятиях имеется должность заместителя главного инженера по охране труда и ТБ (рис. 2).

В реализации задач по охране труда принимают участие производственные подразделения и службы предприятия (отделы главного механика, главного технолога, главного энергетика и др.), а также профсоюзный комитет.

Важная роль в создании здоровых и безопасных условий труда принадлежит цеховой администрации (начальник цеха, смены, мастер цеха).

Непосредственно на производственном участке работу по охране труда осуществляет мастер. Он проводит с подчиненным ему персоналом инструктажи оп охране труда (ТБ), а также обучение безопасным методам и приемам труда. Он осуществляет контроль за соблюдением рабочими требований инструкций по охране труда, применением и правильным использованием ими средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п.

Организация и координация работ по охране труда на предприятии возложена на службу охраны труда (отдел), которая непосредственно подчиняется главному инженеру.

Работники отдела охраны труда проверяют состояние техники безопасности, производственной санитарии и соблюдение трудового законодательства во всех цехах и на участках предприятия. Они вправе давать обязательные для руководителей подразделений предписания об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Эти предписания может отменить только директор или главный инженер предприятия.

Работники отдела охраны труда имеют также право запрещать работу на отдельных производственных участках, агрегатах, станках, эксплуатация которых опасна для жизни и здоровья работающих, немедленно сообщив об этом руководству предприятия.

Они имеют право и должны вносить предложения об улучшении условий труда, повышении его безопасности, поощрении коллективов подразделений, длительное время работающих без травм и аварий, а также о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требование безопасности труда.

 

 

За соблюдением норм ОТ

 

Основными видами контроля являются:

1. Оперативный контроль – осуществляется руководителем работ и другими должностными лицами (мастером, начальником цеха и т.д.) ежедневно;

2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль осуществляется на первой ступени (на участке) – мастером, начальником участка, начальником смены и общественным инспектором по охране труда ежедневно; на второй ступени (в цехе) – комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха еженедельно; на третьей ступени – комиссией возглавляемой главным инженером и председателем профкома, как правило, один раз в месяц;

3. Контроль осуществляемый службой охраны труда, реализуется в нескольких формах:

а) целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку. Например, проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, средств защиты от механического травмирования, средств коллективной защиты (системы вентиляции, кондиционирования, освещения) или средств индивидуальной защиты. Контроль, как правило, проводится в масштабе нескольких цехов;

б) комплексные проверки проводятся в одном цехе – проверяется оборудование, контролируется внедрение и соблюдение стандартов, организуется проведение замеров опасных и вредных производственных факторов и т.д.;

4. Ведомственный контроль реализуется в рамках целевых и комплексных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводят комиссии во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений.

Государственный надзор за выполнением администрацией обязанностей по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий (рис. 2).

К государственным органам надзора, имеющим право применять меры государственного правового принуждения – давать обязательные предписания, приостанавливать работы на отдельных участках и т.д. относятся:

1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция при Роструде России, который находится в ведении Минздравсоцразвития России) – контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по ОТ.

2. Государственная экспертиза условий труда РФ (при Роструде России) – осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, профессий, по которым устанавливается льготная пенсия, льготы и компенсации, осуществляет руководство, аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по ОТ.

3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – объединяет функции ранее существовавших Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и Госатомнадзора, т.е. является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, государственного горного надзора, государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. В отличии от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сферы деятельности.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) – выполняет функции ранее существовавшего Госсанэпиднадзора РФ, проверяет выполнение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиоло-гических норм и правил, организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.

5. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) – осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) – осуществляет контроль за выполнением требований пожарной безопасности и осуществлением пожарно-профилактических мероприятий.

7. Профсоюзы осуществляют государственный надзор (правовая и техническая инспекции) и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, норм и правил по охране труда.

 

 

 
 

 


Рис. 2. Управление охраной труда на предприятии

 

 

ЛЕКЦИЯ 3.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

Лица, виновные в нарушении правил, норм и требований по ОТ, несут ответственность в порядке, установленном законодательством:

1. Дисциплинарная ответственность предусматривает наложение взысканий администрацией предприятия или вышестоящим органом (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение).

2. Административная ответственность должностных лиц предусматривает наложение штрафов правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов или представителями органов государственного надзора.

3. Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил и норм по ОТ, если это нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия (лишение свободы, штраф или освобождение от должности).

4. Материальную ответственность несут предприятия за ущерб, причиненный здоровью рабочих и служащих при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Материальная ответственность предусматривает также частичное или полное возмещение работником ущерба, причиненного предприятию, независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

Методы анализа травматизма

 

Для анализа производственного травматизма применяют следующие методы: статистический, топографический, монографический, экономичес-кий и др.

1. Статистический метод основан на изучении травматизма по документам: отчетам, актам, журналам регистрации и т.п. для оценки уровня травматизма пользуются показателями его частоты и тяжести.

Показатель частоты K ч определяет число несчастных случаев, произошедших за данный период (год, квартал, месяц) на тысячу работающих:

 

 
 

Показатель тяжести К т определяет среднее число дней нетрудоспособности, приходящихся на один несчастный случай:

 

2. Топографический метод выявляет участки с повышенной травмоопасностью, требующие тщательного обследования и проведения профилактических мероприятий. Для этого на плане цеха (участка), где обозначены оборудование, рабочие места, проходы и проезды, систематически отмечаются все места, где произошли несчастные случаи.

3. Монографический (углубленный) метод изучения травматизма включает в себя детальное обследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай, трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

4. Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом.

 

Аттестация рабочих мест

 

Аттестацией рабочих мест называется комплексная оценка соответствия рабочих мест требованиям нормативных документов по ОТ.

При аттестации рабочих мест на производстве определяются следующие параметры:

1. Уровень опасных и вредных производственных факторов (освещенность; уровень шума и вибрации; температура, относительная влажность и скорость движения воздуха; наличие концентрации пыли и газа; наличие интенсивности вредных излучений; наличие тяжелого физического и напряженного труда и т.д.).

На основании этих параметров дается комплексная оценка условий труда в соответствии с «Гигиенической классификацией труда» (Р 2.2.013-94), которым устанавливаются 4 класса условий труда:

-оптимальные

-допустимые

-вредные

-опасные – экстремальные

2. Соответствие применяемого оборудования и инструмента требованиям ГОСТов.

3. Оснащенность рабочих мест средствами индивидуальной защиты и их годности к эксплуатации.

4. Наличие на рабочем месте инструкции по ТБ, наличие у рабочих удостоверений о проверке знаний по ТБ, соблюдение рабочими правил ТБ во время работы, наличие и правильность оформления журнала инструктажей по ТБ.

Аттестацию рабочих мест проводят аттестационные комиссии, в состав которых входят главные специалисты, работники служб охраны труда, а в состав аттестационных комиссий цехов – мастера и бригадиры.

Аттестационная комиссия выносит решение об аттестации рабочего места, либо его рационализации, либо его ликвидации. В основе принятия решения лежит технико-экономический анализ, который включает: рассмотрение результатов оценки рабочего места и предложений по его совершенствованию; определение потребности в каждом рабочем месте с точки зрения планов производства; расчет эффективности доведения его до нормативного уровня и необходимых для этого затрат; выявление технических, материальных и финансовых возможностей предприятия для рационализации рабочего места.

На базе результатов аттестации рабочего места и сертификации оборудования (производится органами Госстандарта России), органами Роструда РФ производится сертификация производственного объекта.

Одной из важнейших задач администрации при оценке условий труда, аттестации и сертификации рабочих мест является контроль тяжелых, особенно тяжелых, вредных и особенно вредных условий труда. Это связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенных лицам, занятым на этих работах: предоставляются спецжиры, лечебно-профилактическое питание, установлен сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, льготная пенсия, доплаты к зарплате.

 

БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

 

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60-90 % случаев) лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины (низкий уровень подготовки по безопасности, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих безопасность деятельности специалиста).

Дисциплина «психология безопасности» изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека.

В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятие, память и др.). Психические свойства (качества личности) – это свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуации. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером.

Следует выделить производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Особые психические состояния. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), которые характеризуются кратковременной (от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям. Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев и сопровождаются безразличием, вялостью, общей скованностью, заторможенностью, затруднением переключения внимания, замедлением темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.

Производственные психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражают общий психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление и т.п.; состояния, вызванные содержанием и характером работы: скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности. Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние, оно соответствует работе в оптимальном режиме (в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств). Оно характеризуется сохранением работоспособности, отсутствием нарушений, срывов.

Повышенное напряжение сопровождается деятельностью в экстремальных условиях – в условиях выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности вызывают напряжение.

Неблагоприятные факторы повышающие напряжение:

- физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

- биологический страх;

- дефицит времени на обслуживание;

- повышенная трудность задачи;

- повышенная значимость ошибочных действий;

- дефицит информации для принятия решений;

- конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия и др.

Напряжения могут быть классифицированы следующим образом:

- интеллектуальное напряжение – обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания;

- сенсорное напряжение – возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации;

- монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий;

- политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания и в неожиданных направлениях;

- физическое напряжение – вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека;

- эмоциональное напряжение – вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов;

- напряжение ожидания – вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности;

- мотивационное напряжение – связанное с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения;

- утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

 

Профессиональная подготовка операторов технических систем

 

В профессиональной деятельности оператора наиболее характерны следующие напряжения: утомление, состояние монотонности и эмоциональное напряжение.

Утомление – это сложный и разнородный комплекс явлений, который определяется не только физиологическим, но также психологическим, производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон:

1) со стороны субъективной – как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления с субъективной стороны (психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Т.е. человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это выражается в неуверенности, человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

2. Расстройство внимания. Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления, внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

3. Расстройство в сенсорной области, т.е. расстраиваются рецепторы, которые принимали участие в работе. Например, если человек долго читает без перерыва, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста или продолжительная ручная работа может привести к снижению чувствительности.

4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений.

5. Дефекты памяти и мышления. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации.

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, например, сидя.

Перечисленные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым безопасность деятельности. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

В динамике утомления выделяют 3 стадии.

Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, при этом производительность труда не падает или падает незначительно.

На второй стадии – понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.13 с.)