Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Антропогенные опасности и защита от нихСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60-90 % случаев) лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины (низкий уровень подготовки по безопасности, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих безопасность деятельности специалиста). Дисциплина «психология безопасности» изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятие, память и др.). Психические свойства (качества личности) – это свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны. Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуации. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером. Следует выделить производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности. Особые психические состояния. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков). Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), которые характеризуются кратковременной (от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям. Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев и сопровождаются безразличием, вялостью, общей скованностью, заторможенностью, затруднением переключения внимания, замедлением темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью. Производственные психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам: 1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражают общий психологический настрой коллектива. 2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих. 3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление и т.п.; состояния, вызванные содержанием и характером работы: скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п. Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности. Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние, оно соответствует работе в оптимальном режиме (в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств). Оно характеризуется сохранением работоспособности, отсутствием нарушений, срывов. Повышенное напряжение сопровождается деятельностью в экстремальных условиях – в условиях выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы повышающие напряжение: - физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; - биологический страх; - дефицит времени на обслуживание; - повышенная трудность задачи; - повышенная значимость ошибочных действий; - дефицит информации для принятия решений; - конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия и др. Напряжения могут быть классифицированы следующим образом: - интеллектуальное напряжение – обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания; - сенсорное напряжение – возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации; - монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий; - политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания и в неожиданных направлениях; - физическое напряжение – вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека; - эмоциональное напряжение – вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов; - напряжение ожидания – вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности; - мотивационное напряжение – связанное с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения; - утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
Профессиональная подготовка операторов технических систем
В профессиональной деятельности оператора наиболее характерны следующие напряжения: утомление, состояние монотонности и эмоциональное напряжение. Утомление – это сложный и разнородный комплекс явлений, который определяется не только физиологическим, но также психологическим, производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной – как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения эффективности труда. Рассмотрим компоненты утомления с субъективной стороны (психические состояния): 1. Чувство слабосилия. Т.е. человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это выражается в неуверенности, человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу. 2. Расстройство внимания. Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления, внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым. 3. Расстройство в сенсорной области, т.е. расстраиваются рецепторы, которые принимали участие в работе. Например, если человек долго читает без перерыва, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста или продолжительная ручная работа может привести к снижению чувствительности. 4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений. 5. Дефекты памяти и мышления. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации. 6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость. 7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, например, сидя. Перечисленные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым безопасность деятельности. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны. В динамике утомления выделяют 3 стадии. Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, при этом производительность труда не падает или падает незначительно. На второй стадии – понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки. Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которая принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который может даже ускориться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние. Состояние монотонности. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Сравним состояние монотонности с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей подъемами и спадами. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, наоборот, снижает ее. Монотонность сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности и скукой. Эмоциональное напряжение. Оно может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения, состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения в экстремальных условиях. 1. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Такие работники судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, внимание приковано к индикатору и т.д. 2. Трусливый тип поведения проявляется в некоторой пассивности и стремлении оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор долго стоит или сидит, в застывшей позе, трет лоб, морщит брови, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управления, чтобы избавить себя от влияния эмоциональных нагрузок. Т.е. проявляются эмоции страха. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному шаблону, не адекватному сложившейся ситуации. 3. Тормозной тип поведения характеризуется полной заторможенностью действий при необычных и ответственных ситуациях. 4. Агрессивно-бесконтрольный тип поведения. Наиболее опасная форма проявления эмоциональной неустойчивости человека. Это аффективные срывы деятельности, т.е. человек начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. 5. Прогрессивный тип поведения. Существует такая категория людей, которые находясь в экстремальных условиях значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения характеризуется задором, повышенной работоспособностью, минимальной затратой сил. Напряженный тип поддается исправлению путем специально организационного обучения, направленного на формирование навыков. Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолеть страх. На представителей тормозного и агрессивно-бесконтрольного типов поведения пока не найдены эффективные средства психологического воздействия, поэтому лучший путь – это своевременный отсев таких лиц. Профотбор – это определение пригодности человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности. Профотбор представляет собой специально организуемое исследование в ходе, которого выявляются и измеряются присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы. Анкетный метод – с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым. Аппаратурный метод – отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Кроме того, на предприятиях конструируются установки имитирующие тот или иной трудовой процесс, с помощью которых определяют наличие у испытуемого качеств, важных данной работы, а также как на тренажерах обучают профессии. Тестовый метод – испытуемому предлагают набор тестов, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства (активно используется за рубежом). Тесты делятся на следующие группы: - тесты определения способностей, которые служат для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей; - тесты проверки зрения и слуха; - личностные тесты оценивают такие качества как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе и т.д.; - тесты определения уровня квалификации, т.е. профессиональные навыки. Исходным материалом для проведения профотбора являются профессиограммы, которые представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В профессиограммах особенности трудового процесса – технические, технологические, организационные выражаются в физиологических, психических и социально-психологических показателях. Профессиональная пригодность: положительная мотивация к данной специальности, порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость, концентрация, распределение внимания, нормальное состояние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализаторов и т.д. Профессиональная непригодность: наличие хронического заболевания и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение, невнимательность; рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.011 с.) |