Понятие о вредных и опасных производственных факторах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о вредных и опасных производственных факторах



 

Опасный производственный фактор – это негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Вредный производственный фактор – это негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Полный перечень опасных и вредных производственных факторов приведен в ГОСТе 12.0.003–83.

Вредные производственные факторы подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизиологические (рис. 2).

                                                           
   
химические
 
физические
   
биологические
 
                         

 


Шум, вибрация, пыли, газы, микро- макро-

эл. напряжение, аэрозоли, организмы организмы

ЭМП (> 25 фак- жид. и тв. (бактерии, (растения и

Психофизиологические
торов ) вредные в-ва вирусы) животные)

 

       
   

 


физические нервные психологические

перегрузки перегрузки (монотонность

(динамические труда, перенапряжение

и статистические, органов зрения, слуха)

перемещения

тяжести, перемена позы)

Рис. 2. Классификация вредных производственных факторов

 

Воздействие вредных факторов на человека сопровождается ухудшением здоровья, возникновением профессиональных заболеваний, а иногда и сокращением продолжительности жизни.

Вследствие воздействия вредных производственных факторов в России ежегодно получают инвалидность примерно 11 тыс. человек.

Воздействие вредных факторов на здоровье человека определяется совокупностью и уровнями вредных факторов и продолжительностью их воздействия. Руководство Р 2.2.755-99 определяет связь между совокупностью вредных производственных факторов и классами условий труда. Разработана шкала оценки ущерба здоровью работающих в виде сокращения продолжительности жизни в зависимости от класса условий труда.

 

Таблица 1. Шкала оценки ущерба здоровью в зависимости

от класса вредности условий труда

 

Класс вредности условий труда по Р 2.2.755-99 Время сокращения продолжительности жизни, суток за год
диапазон среднее значение
3.1 2,5-5,0 3,75
3.2 5,1-12,5 8,75
3.3 12,6-25,0 18,75
3.4 25,1-75,0 50,0

 

Уровни вредных воздействий реально возможные в условиях производства не ограничиваются значениями, соответствующими классу 3.4. При более высоких значениях уровней вредных факторов их воздействие может стать травмирующим. Пороговые значения таких уровней вредных факторов приведены в Р 2.2.755-99.

Работа в условиях 4 класса не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций.

Статистика показывает, что ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибает около 200 тыс. человек и получает травмы 120 миллионов человек.

На энергетических предприятиях имеются следующие характерные опасные и вредные производственные факторы:

- электрический ток;

- повышенная напряженность электрического поля;

- расположение рабочего места на высоте;

- возможность образования взрыво- и пожароопасных смесей (угольная пыль, мазут, газ и др).;

- сосуды, работающие под давлением (подогреватели, баллоны для сжиженных газов, трубопроводы пара и горячей воды);

- высокая температура (выше 45 °С) (в котельном цехе, машинном зале, в зонах паропроводов и др).;

- пониженная температура (открытые распределительные устройства, линии электропередач);

- повышенные уровни шума и вибрации, (котло-турбинный, топливно-транспортный цеха);

- повышенная и пониженная относительная влажность (котельный цех, турбинная шахта ГЭС и т.д.);

- вредные вещества в виде пыли, газа и жидкостей (угольная пыль, газы, кислоты, щелочи, гидразингидрат и др.)

- ионизирующее излучение( ТЭС, АЭС);

- высокое нервно-эмоциональное напряжение персонала, связанное со сменностью работы и ответственностью за рабочий режим оборудования.

 

Образование в области безопасности жизнедеятельности

 

Годом рождения БЖД является сентябрь 1990 г., когда в Кельне (Германия) состоялся Первый Всемирный конгресс по безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины. Он проходил под девизом «Жизнь в безопасности». С сентября 1991 г. этот курс был включен в учебные планы ВУЗов.

Образовательная структура по БЖД выглядит следующим образом.

Первый общеобразовательный уровень по БЖД реализуется в дисциплине «Основы БЖД» в средней школе.

Второй уровень образования по БЖД – это подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей. Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф.

Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении нормативных требований.

ИТР обязан также знать, уметь, применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. ИТР обязан понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии, а в области безопасности – системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.

Обучение этого уровня ведется в вузах на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Третий уровень образования необходим для подготовки инженеров по безопасности жизнедеятельности – специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды.

Для реализации этого уровня образования в нашей стране, с 1994 г. введен ряд новых специальностей: «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», защита окружающей среды» и другие. Уже открыта подготовка таких кадров более чем в 60 Вузах.

Четвертый уровень образования - внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах ИПК (института повышения квалификации) и ФПК (факультета повышения квалификации)

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.01 с.)