Основные направления достижения информационной безопасности личности, общества, государства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления достижения информационной безопасности личности, общества, государства



Обеспечение информационной безопасности России требует решения следующих ключевых проблем:

• развития научно-практических основ информационной безопасности, в том числе информационно-психологической безопасности, отвечающей современной геополитической ситуации и условиям политического и социально-экономического развития Российской Федерации;

• формирования законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, в том числе разработка реестра информационного ресурса, регламента информационного обмена для органов государственной власти и управления, предприятий, нормативного закрепления ответственности должностных лиц за соблюдение требований информационной безопасности;

• разработки механизмов реализации прав граждан на информацию;

• формирования системы информационной безопасности, обеспечивающей реализацию государственной политики в области информационной безопасности;

• разработки современных методов и технических средств, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации;

• разработки критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационной безопасности и их сертификация;

• исследований форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование общественного сознания;

• комплексного исследования деятельности персонала информационных систем, в том числе методов повышения мотивации, морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих с секретной и конфиденциальной информацией.

 

6. Роль социальной информатики в повышении информационной безопасности личности, общества, государства

 

Развитие проблематики социальной информатики, углубление научного анализа предпосылок и последствий информатизации позволяет в принципе совершенствовать теоретические основы национальной информационной политики, осуществлять более четкую ее направленность на гуманитарный, социокультурный вариант информатизации, обеспечение национальной безопасности России, в значительной степени связанной в современных условиях с информационной безопасностью отдельной личности, общества и государства. Должны быть разработаны и реализованы механизмы информационной защиты, как на уровне личности, так и на уровне общества и государства, ибо информационная безопасность, как уже было отмечено, является сегодня одним из самых существенных аспектов и личной, и национальной безопасности. Учеными и специалистами подчеркивается, что проблема информационной безопасности личности тесным образом связана с уровнем разработки и состоянием современных поисковых систем.

Нередко происходит утечка информации из закрытых баз данных, баз данных налоговых и финансовых служб и др., которая потом практически свободно продаётся на дисках. Закрытая информация, а также информация личного характера, либо клеветническая информация может быть беспрепятственно размещена на личных сайтах или форумах. Через поисковые системы эта информация становится доступной для запроса по каким-либо ключевым словам или фразам документа, по фамилиям людей, что создаёт угрозу информационной безопасности личности. Далее, например, в учебных заведениях в электронном варианте расписания указывается, в какой именно аудитории преподаватель и студент находятся регулярно с точностью до минут, что теоретически нарушает права личности и может создавать реальную угрозу не только информационной, но и физической безопасности.

Таким образом, поисковые системы в их современном виде полностью не отвечают задаче обеспечения информационной безопасности личности и общества, поэтому требуется разработка нового законодательного подхода к функционированию поисковых систем и новые технические решения

В качестве позитивного примера законодательной защиты информационного пространства личности можно отметить Резолюцию 428 Консультативной ассамблеи Совета Европы, в которой сформулированы два правила: в случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение частной жизни, приоритет отдается последнему; частная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и частная жизнь других граждан, за исключением случаев, когда она может оказать воздействие на общественно-значимые события.

В настоящее время значимость проблемы защиты информационных ресурсов, в том числе личных, определяется следующими факторами:

· развитием мировых и национальных открытых компьютерных сетей и новых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих легкий доступ к информационным ресурсам;

· переводом все большей части информационного ресурса с бумажных на электронные носители и концентрацией ее в информационных системах;

· повышением «цены» создаваемой и накопленной информации, служащей реальным ресурсом социально-культурного и личностного развития;

· постоянным совершенствованием информационных технологий, которые могут эффективно использоваться для криминального проникновения в компьютеры, подключенные к открытым и даже защищенным сетям.

Признаками информационного оружия могут быть названы скрытность (возможность достигать цели без видимой подготовки и объявления войны), масштабность (возможность наносить невосполнимый ущерб, не признавая национальных границ и суверенитетов, во всех сферах жизнедеятельности человека), а также универсальность (возможность многовариантного использования как военными, так и гражданскими структурами страны нападения против военных и гражданских объектов страны поражения). В принципе, спам как средство (оружие) ведения информационных войн отвечает всем названным признакам.

Объектами в информационных отношениях абонента и оператора Интернет-связи являются информация, информационные продукты и услуги, информационная безопасность личности, защищенность информации. Действия субъектов таких отношений, способных повлиять на информационную безопасность личности, являются основанием их ответственности. К возможным действиям абонента относятся просмотр веб-страниц, получение и отправка электронных сообщений, хостинг. К возможным действиям оператора относятся сбор сведений об информационном обмене абонента, воздействие на этот обмен путем изменения его скорости, фильтрации передаваемой информации, воздействия на информацию, опубликованную пользователем на веб-странице, размещенной на сервере оператора, а также сбор персональных данных о пользователе.

Мировое сообщество еще должно выработать механизмы проведения в жизнь наиболее назревших норм, призванных регулировать связанную с применением Интернета деятельность организаций и частных лиц.

Таким образом, можно выделить следующие направления международного сотрудничества по проблемам личной безопасности в информационной сфере. Необходимо:

• договориться об общем взгляде на проблемы воздействия информации на индивидуальное и массовое сознание, а также о содержании используемых в сфере информационной безопасности понятий;

• начать подготовку международных соглашений о контроле над производством и внедрением в компьютерные сети и системы информационных технологий, которые реально или потенциально могут использоваться в террористических и криминальных целях;

• начать переговоры о международно-правовой защите сетевых информационных ресурсов, в том числе данных персонального характера, интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые в Интернете и других открытых сетях;

• рассмотреть возможности контроля и ограничения распространения по сети Интернет оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и других материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье людей.

Этим самым будет внесен важный вклад в обеспечение безопасности личности, общества и государства в информационной сфере.

 

Выводы

Углубление научного анализа предпосылок и последствий информатизации позволяет совершенствовать теоретические основы национальной информационной политики, осуществлять более четкую ее направленность на социокультурный вариант информатизации, обеспечение национальной безопасности России, в значительной степени связанной в современных условиях с информационной безопасностью отдельной личности, общества и государства.

Должны быть разработаны и реализованы механизмы информационной защиты на уровне личности, общества и государства.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятий «информационная безопасность личности», «информационно-психологическая безопасность личности».

2. Охарактеризуйте проблему информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации, а также ее российскую специфику.

3. Опишите систему социальных показателей информационной безопасности общества.

Назовите основные факторы риска, присущие человеку, как элементу системы «человек – информационная среда».

5. Каковы основные направления достижения информационной безопасности личности, общества, государства?

Литература

1. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. - М., 2005.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М, 2000.

3. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая опасность и психологическая защита. -М., 2003.

4. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003.

5. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. - М., 2003.

6. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России.- М., 2004.

7. Крылов Г.О. и др. Информационная безопасность государства в информационном обществе: Учеб. пособие - М.,2004.

1. Волобуев СВ. Философия безопасности социотехнических систем: информационные аспекты. - М., 2004.

2. Бухарин СИ., Глушков А.Г., Ермолаев И.Д. Информационное противоборство. - М., 2004. - Кн. 2: Теоретические основы.

Сетевые источники

1. Российский сервер по безопасности - http//www.secur.ru/

2. Совет безопасности Российской Федерации - http://www.scrf.gov.ru/

Семинарские занятия

Семинар 1. Основные информационные революции и их роль в развитии общества.

Цели занятия:

1. Уяснить суть информационной революции и раскрыть роль основных информационных революций в развитии научно-технического прогресса, образования, науки и культуры, расширении масштабов производства и в совершенствовании информационного обмена.

2. Показать роль и значение информации и средств ее активного социаль­ного использования — информационной техники и ин­формационных технологий — в осуществлении очеред­ной технологической революции, результатом которой является переход общества на новый уровень обществен­ного производства.

План занятия:

4. Информационный подход к истории развития цивилизации как последовательности информационных революций.

5. Основные информационные революции в истории развития человеческого общества, их характеристика, содержание и последствия.

6. Информатизация общества как социотехническая революция.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть информационного подхода к истории развития цивилизации?

2. Охарактеризуйте основные информационные революции в развитии общества.

3. В чем заключается социальная роль информационных революций в развитии цивилизации?

4. Сопоставьте процессы, происходящие в истории развития ЭВМ с последней информационной революцией.

5. Почему вторая информационная революция называется «великой семиотической революцией», а шестая информационная революция – «социотехнической»?

6. Проанализируйте эволюцию социальных систем через призму накопления знаний (диаграмма Порета).

7. Заполните таблицу, представленную ниже:

Информационная революция Историческая протяженность Специфика информационного обмена Технологический уклад, доминирующий в обществе Тип универсаль- ной культуры
         

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.009 с.)