Информационная культура и социально – экономическое развитие общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная культура и социально – экономическое развитие общества



Необходимо отметить, что уровень информационной культуры общества не только может служить интегральным показателем его развития, но является важнейшим движущим фактором этого развития. Ведь на современном этапе развития цивилизации, когда осуществляется шестая информационная революция, происходит переход к новому технологическому укладу, основанному на широкомасштабном использовании информации и научных знаний практически во всех сферах человеческой деятельности,

В этих условиях качество важнейшего ресурса развития цивилизации, а именно человеческого ресурса, знаний, опыта и профессиональных навыков людей, становится определяющим. Именно поэтому вопросы развития информационной культуры общества, как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде, должны находиться в центре внимания государственной политики не только всех стран мирового сообщества, но и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП.

Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективным направлениям развития образования для XXI века. Так, например, в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» подчеркивается, что в условиях все большей глобализации общества и развития всеобщей коммуникации достижение целей социальной гармонизации и демократизации общества лежит на пути перехода к обществу информации и обществу образования.

В этом докладе содержится рекомендация о создании под эгидой ЮНЕСКО Обсерватории новых технологий, которая должна «следить за их эволюцией и их возможным воздействием не только на системы образования, но и на современные общества».

В последние годы ЮНЕСКО распространило целый ряд документов, которые ориентируют страны мирового сообщества на все большую информационную ориентацию системы образования. Эта система должна давать человеку не только знания о быстро возрастающих возможностях современной информационной инфраструктуры общества, но и умения эффективно пользоваться этими возможностями в своей жизни и профессиональной деятельности.

Поэтому девиз «От компьютерной грамотности — к информационной культуре общества» должен стать для системы образования доминирующим на ближайшие десятилетия XXI века.

4. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества

Для выделения структурно-функциональных признаков информационной техносферы может быть использовано понятие коммуникационной сети общества (КС).

КС - системное целое, представляемое как объединение узлов обработки информации и соединяющих их каналов связи. КС является ярким примером непосредственного влияния технического прогресса на параметры информатизации: скорость обработки данных в узлах КС; скорость передачи данных по каналам связи КС; потребительский сервис на терминалах КС.

Технической основой современной КС являются электронно-вычислительная техника, кабельные сети передачи данных, оптоволоконные и спутниковые каналы связи, аудиовизуальное оборудование пользовательских терминалов, а также имеющие высокую социальную значимость современные технологические средства, такие как электронная почта, телекс, факсимильная связь, мобильная связь и др. Информационная среда вмещает в себя и ранее сложившиеся средства коммуникации: почту, телеграф, телефон и т.п.

Скорости передачи данных по каналам связи измеряются количеством единиц информации, передаваемых в единицу времени. Максимальное значение этого параметра определяет пропускную способность канала. На это значение влияют не только физические характеристики передающей среды, но и способы организации передачи данных (каналы связи, реализующие принцип коммутации каналов; коммутации сообщений; коммутации пакетов).

Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в направлении создания максимально благоприятных условий для передачи информации (данных) от пользователя к КС и обратно, причем эргономический аспект (комфортность) является ведущим.

Строительство отдельных фрагментов КС или модернизация ее участков осуществляются в соответствии с принципом адекватности: характеристики каналов связи, обслуживающих узел КС, должны соответствовать характеристикам узла. Это хорошо видно на примерах возникновения и развития национальных и коммерческих сетей передачи данных (СПД).

СПД складывались как неоднородные по техническому составу комплексы. В зонах с развитой инфоструктурой и при высокой интенсивности информационно-обменных процессов в узлах СПД устанавливаются высокопроизводительные компьютеры, между которыми прокладываются информационные магистрали (высокочастотный кабель, спутниковая связь, оптоволоконные линии и т.п.). Образующийся «силовой» контур СПД позволяет реализовать эффект сжатия пространства - регионы, в эпицентре которых находятся такие узлы, живут в едином информационном ритме. Периферийные участки СПД могут быть представлены средствами традиционной коммуникации (телетайп, телефон и т.п.).

Интеграция СПД привела к возникновению глобальной сети Интернет. При всем разнообразии средств информационной технологии наблюдается тенденция к их взаимодействию, поскольку все они являются компонентами складывающейся глобальной
коммуникационной сети.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

• наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети «видит» любой другой, т.е. может передать ему сообщение и получить ответ в ходе сеанса связи;

• наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая новую киберкультуру со своим образом мыслей, своим языком и т.д.

Любая культура подразумевает существование определенного информационного пространства, характеризующегося своими технологическими орудиями и социальными параметрами. В этом отношении Интернет может рассматриваться в качестве новейшей и быстро распространяющейся информационной среды современной культуры.

В наиболее развитых в информационном отношении странах количество человек, приходящееся на один уникальный информационный ресурс или адрес сети Интернет таково: Финляндия -первое место - 18 чел, Норвегия - 35, Швейцария - 69, США - 70, Великобритания - 101. Наиболее высокий удельный вес пользователей сети Интернет имеют страны с высоким уровнем дохода на душу населения Швеция (76,8% - мировой лидер), Голландия, Исландия, Дания и Швейцария. В России количество пользователей Интернет, по разным оценкам, колеблется от 17 до 20% населения, включая имеющих единичный опыт посещения.

В условиях глобализации информационных процессов должна быть разработана и реализована международная система информационной безопасности. Глобальная информационная инфраструктура должна развиваться под эгидой ООН как общечеловеческое достояние.

Выводы

При формировании современной информационной среды, соответствующей требованиям социокультурного подхода к информатизации общества, наиболее существенное значение имеет развитие социальных факторов активизации информационного ресурса общества.

Контрольные вопросы и задания

1.Прокомментируйте следующий тезис: «Информационная среда должна быть диалектическим единством средств информатики и системы социальной информации».

2.Каково соотношение понятий «информационная культура», «информационная грамотность» и «компьютерная грамотность»?

3.Определите понятие «информационный потенциал общества».

4.Приведите примеры социальных структур и институтов, способствующих активизации информационного ресурса общества.

Литература

1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М., 2003. - С. 43.

2. Гершензон В.Е., Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. - М., 2003.

3. Авдашева СБ., Голубицкая Е.А., Жигульская Г.М. и др. Российские телекоммуникации: условия и перспективы развития конкуренции: монография. - М., 2003.

4. Ярлыкова Н.В. Государственное регулирование развития информационной сферы российского общества / Под ред. Ю.В. Яковца. - М., 2004.

5. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. - Омск, 2007.

Сетевые источники

1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010» - http://www.e-russia.ru/

2. Российская сеть информационного общества - http:// /www.isn.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.008 с.)