Кафедра «Автоматизированных информационных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Автоматизированных информационных



Систем и технологий»

Е.В.Елисеева

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Учебно-методический комплекс

 

 

Брянск 2009

Елисеева Е.В.

Социальная информатика: Учебно-методический комплекс.- Брянск: БГУ, 2009.- с. 108

Учебно-методический комплекс «Социальная информатика» рекомендован к изданию на заседании кафедры Автоматизированных информационных систем и технологий СЭИ БГУ 15 февраля 2008 года (протокол № 6).

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент БСХА Петракова Н.В.,

кандидат технических наук, доцент БГИТА Романов В,А.

 

 

Учебно-методический комплекс «Социальная информатика» разработан профессором кафедры «Автоматизированных информационных систем и технологий» ФЭФ СЭИ БГУ, кандидатом педагогических наук Елисеевой Еленой Владимировной для студентов специальностей «Прикладная информатика (по областям)», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Социально-культурный сервис и туризм», «бухгалтерский учет, анализ и аудит» университета дневной и заочной форм обучения.

 

 

© Елисеева Е.В.

© БГУ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа курса………………………………………………………..5

Теоретические материалы………………………………………………………. 11

Тема1. Актуальные проблемы социальной информатики. Предмет и задачи

учебного курса «Социальная информатика»……………………………………………… 11

Тема 2. История развития цивилизации и основные информационные

революции…………………………………………………………………………………… 20

Тема 3. Предпосылки, условия, с овременное состояние и перспективы развития

информатизации стран мирового сообщества …………………………………………… 27

Тема 4. Информационные ресурсы общества…………………………………………….. 38

Тема 5. Формирование информационной среды общества……………………………… 51

Тема 6. Информационное общество………………………………………………………. 61

Тема 7. Человек в информационном обществе…………………………………. ………. 70

Тема 8. Информационная безопасность личности, общества, государства……………. 79

Семинарские занятия…………………………………………………………… 86

Семинар 1. Основные информационные революции и их роль в развитии

общества…………………………………………………………………………………………….. 86

Семинар 2. Информатизация общества: условия, предпосылки и последствия.

Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового

сообщества…………………………………………………………………………………... 87

Семинар 3. Информационные ресурсы общества…………………………….................... 88

Семинар 4. Формирование информационной среды современного общества…………. 88

Семинар 5. Информационное общество: основные черты, социальная структура и

специфика трудовой деятельности ………………………………………………………... 89

Семинар 6. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях

информатизации……………………………………………………………………………. 89

Глоссарий………………………………………………………………………...91

Тест………………………………………………………………………………. 97

Вопросы для контроля и самоанализа ………………………………………...............101

Темы рефератов….……………………………………………………………... 102

Литература…………………………………………………………………….... 105

Приложение. Требования к оформлению реферата……………..................... 106

 

 

Учебная программа

Введение

 

Настоящая программа дисциплины «Социальная информатика» предназначена для подготовки студентов специальностей «Прикладная информатика (по областям)», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Социально-культурный сервис и туризм», «бухгалтерский учет, анализ и аудит» университета дневной и заочной форм обучения.

В соответствии с учебными планами для указанных специальностей рекомендуется следующее соотношение теоретических и практических занятий: 18 (16) часов – лекционные, 18 (16) часов – семинарские занятия, в зависимости от количества учебных недель в семестре. Значительная часть учебного времени выносится на самостоятельную работу студентов - 64 часа. По окончании курса студенты сдают зачет.

Образовательные цели и задачи курса «Социальная информатика»

В эпоху информатизации общества существенное развитие получило научное направление междисциплинарного характера - социальная информатика, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, его информатизацией.

Значимость таких исследований в России получила подтверждение на целом ряде отечественных и международных научных форумов, наиболее весомо - на Международном Конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (Москва, 1996 г.).

Социальная информатика включена как новое научное направление, в предметное поле информатики как фундаментальной дисциплины в системе информационной подготовки специалистов в российской высшей школе.

Таким образом, учебный курс «Социальная информатика» является принципиально новым в системе высшего образо­вания.

Основная задача этого курса заключается в том, чтобы сформировать у будущих специалистов достаточно полное системное представление о современных процессах развития глобального информационного общества, о возникающих при этом информационных, социально-экономических и психологических проблемах, а также о путях их решения на основе использования совре­менных средств информатизации и перспективных информационных технологий.

 

2. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по курсу "Социальная информатика"

Специалист должен:

- знать теоретико-методологические основы анализа процесса информатизации общества, а также иметь представление о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

- уметь правильно ориентироваться в новой информационной реальности, как в мире в целом, так и в России в частности, а также содействовать ее социогуманитаному развитию;

- владеть методологией и методикой дальнейшего изучения, освоения и участия в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, экономике, правовой сфере, социальной работе, психологии, социальном туризме, журналистике, политологии, лингвистике

.

Основные принципы формирования содержания учебного курса

При разработке содержания программы учебного курса «Социальная информатика» были приняты во внимание следующие основные соображения:

· Информатизация общества является неизбежной закономерностью развития цивилизации. В ближайшие десятилетия она распространится на все страны мирового сообщества. Поэтому изучение основных закономерностей развития этого процесса и его воздействия на социально-экономические структуры общества является одной из важнейших задач современной системы образования.

· Процесс информатизации развивается неравномерно не только в различных странах мирового сообщества, но также и в их различных регионах. Поэтому в системе образования важно выделить наиболее важные черты этого процесса, наглядно показать основные закономерности его развития и влияния на социально-экономические процессы в обществе. При этом необходимо объективно представлять как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса.

· Предлагаемый для изучения курс является новым, а его предметная область достаточно быстро развивается в соответствии с динамикой развития глобального процесса информатизации общества. Поэтому при разработке программы этого курса не ставилось задачи полностью охватить все аспекты данной проблемы. Наоборот, внимание студентов предполагается сосредоточить на ключевых аспектах, которые представляются наиболее важными как в теоретическом, так и в прагматическом плане, но практически не изучаются сегодня в системе образования.

· При структурировании предметной области курса «Социальная информатика» в максимальной степени использовался более чем пятнадцатилетний опыт его преподавания в ряде ведущих университетов России.

 

4. Организационно-методические указания

4.1. Учебно-тематический план курса «Социальная информатика»

Для дневного отделения

    №     Тема Количество часов Контрольные мероприятия
Всего Аудиторных занятий   Самостоятельная работа Экз. Зачет Контр. работа
Всего Лекции Семина-ры ры Лаб. работы
                     
1. Актуальные проблемы социальной информатики. Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»         -   -        
2. Роль информации в развитии общества         -        
3. Информационные ресурсы общества         -        
4. Формирование информационной среды общества         -        
5. Информационное общество         -        
6. Человек в информационном обществе         -        
7. Информационная безопасность личности, общества, государства         -        
  Всего:               + Реф.

Примечания:

1. В процессе самостоятельной работы студенты изучают литературу по социальной информатике, приведенную в Программе.

2. Итоги самостоятельной работы подводятся во время индивидуальной работы со студентами, в процессе промежуточной аттестации и на зачете.

3. По курсу предусмотрено написание каждым студентом реферата объемом 1 п.л. (16 страниц машинописного текста), тематика рефератов определена рассматриваемой Программой.


4.2. Учебно-тематический план курса «Социальная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.01 с.)