Принципы обеспечения безопасности и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы обеспечения безопасности и их классификация.



1) Ориентирующие

2) Технические

3) Управленческие

4) Организационные

1)Ориентирующие:

· Принципы системности

· Пр.деструкции

· Пр. снижения опасности

· Пр. ликвидации опасности

2)Технические:

· Защита расстоянием

· Пр. точности

· Пр. слабого звена

· Пр. экранирования

Организационные

· Пр. плановости

· Пр. стимулирования

· Пр. компенсации

· Пр. эффективности

Управленческие

· Пр.защиты времени

· Пр. нормирования

· Пр. несовместимости

· Пр. эргономичности

9.Ориентирующие принципы – определение и примеры их реализации.

Представляют собой основополагающие идеи, которые определяют направления поиска безопасных решений.

1). Система – это совокупность элементов, взаимод между собой, адекватно, однозначно, результатно. Эти системы еще называют – как принцип системности. Он состоит в том что всякий объект рассматривается как элемент некой системы. Относятся: материальные объекты и существующие между ними связи.

Пожар:

· Горючее вещество

· Кислород (не менее 14%)

· Источник воспламенения

· Время

· Пространство

Принцип системности реализуется для профилактики травматизма на производстве

2 ). Принцип деструктности. Заключается в том, что система, кот может привести к нежелательному результату разрушается путем выведения из него любого из элементов. Этот принцип связан с системностью принципа. Тушение, пожар, взрывы газов и паров, для предотвращения процессов самовозгорания.

3). Принцип снижения опасности. В использовании решений, которые направлены на повышение безопасностей. Не обеспечивает заданный по нормам уровень безопасности:

· Это замена огнеопасных легко летучих жидкостей на менее опасные, с температ кипения выше 1100С.

· Использование малых напряжений

· Для снижения вредного возделывания выбросов. Предприятие располагается с учетом основного направления ветров.

4). Принцип ликвидации опасности

Заключается в остановлении вредн и опасных факторов, путем заменой опасных вещ безопасности; использование безопасного оборудования. Пример:

· Замена ртутных приборов без ртутными

· Использование факельной системы для сбора с уничтожением токсичных газов

· Использование геля как составной части подаваемого водолазом как устранение болезни кессоновой болезни

10.Технические принципы определение и примеры их реализации.

Направлены на предотвращение действительных опасностей и основаными на законах физики.

1). Принцип защ расстояния

Заключ в том, что установленное определенное расстояние между человеком и источником опасности, кот обеспечивает заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что действие опасных и вредных факторов ослабевает по тому или иному закону в зависимости от расстояния.

Пример:

· Противопожарные разрывы – это расстояние между зданиями и сооруж, кот использ для того чтобы избежать распространения пожаров

· Санитарно- защ зона – это пространство между границей жилой застройки и объектом кот могут является источниками опасными

Такие как защита населения от повышенной зоны шума, от повышен вибрации, эффектами магнитного явления и ионизирующ явление. – для защита от действия электрического тока.

В том случае, только ведущие части оборудования помещаются в недоступном месте на высоту 1.7- 2 м.

2). Принцип прочности

Заключ для повышения безопасности усиливается способность материалов, конструкции и их элементов сопротивляться разрушениям и деформации.

· Это использование предохранит поясов на высоте

· Для защиты от электротока.Это применение изолирующих средств, кот облад высокой механическ и электрич прочностью.

3) Принцип слабого звена. Состоит в применении ослабленных элементов конструкции ил специальных устройств, кот могут разрушаться или срабатывать при определенных за ранее рассчитанных значениях

Примеры:

1. использование противовзрывных проемов

2. использование противовзрывных факторов

4). Принцип экранирования. Заключается в том, что между источником безопасности и человеком устанавливают преграду, кот защищ чел от опасности и препятствует похождению в раб.зону опасных факторов.

Зависит от того, какое будет излучение:

1. Реализация

· Экранное отражение

· Поглощение

· Теплоотдача

2. от ионизирующ излучения

· Альфа оргстекла

· Бета – свинец. Внутренняя облицовка аммония

· Гамма – сталь. Бетон. Вольфрам

3. Для защиты от электромагнитного излучения:

· Экраны с применением материалов с высокой Эл. Проводимостью: медь, алюминий, латунь

4. Защита от миграций

5. для защиты шума

11 Организационные принципы – сюда относятся принципы, которые в целях обеспечения безопасности реализует положение научной организации труда.

· Принцип защита временем – сокращение до безопасного значения длительности нахождения человека в условиях воздействия опасности. Используется при защите от ионизирующего, электромагнитного излучения при защите от шума, при установлении продолжительности отпусков и др. случаев

1. отпуск

2. продолжительность рабочего дня (6 часов на химических производствах)

3. Предотвращение взрывов

· Принцип нормирования (Парацейц) – установление условий, соблюдение которых будет обеспечивать заданный уровень безопасности. Здесь учитывается психофизиологические характеристики человека, а так же технические и экономические возможности. Ключевым моментом является отсутствие, каких либо отклонений в состоянии здоровья человека

1. для нормирования содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны используется предельно допустимая концентрация – это такие концентрации, которые при установленной продолжительности работы в течении всего рабочего стажа не вызывают развития заболеваний. Они устанавливаются для атмосферного воздуха населенных пунктов, для водоемов санитарно бытовой пользовании, для почв, для продуктов питания, и тд.

2. нормир. параметров микро климатов для различных видов трудовой деятельности (t, относительная влажность, скорость движения воздуха)

3. для защиты от действия шума устанавливают допустимые уровни звукового давления.

4. нормир. освещения.

5. нормир. рабочего времени и времени отдыха.

6. при установлении.

7. при переносе тяжести (на предприятиях где ручной труд)

· Принципы совместимости – заключается в пространств. И временном разделении в-в, оборудования, помещений и людей с учетом природы и взаимодействия позиций безопасности

1. при хранений в-в с учетом природы – 8 групп: взрывчатые вещества, нитропродукты, сжатые и сжиженные газы, в-ва самовозгорающиеся при контакте с в-ом (щелочные металлы), легковоспламеняющиеся жидкости, отравляющие в-ва, в-ва, которые вызывают воспламенения (азотная, серная кислота), легкогорючие материалы (вата, навталин, древесная стружка)

- не допускается хранение в-в из разных групп в одном месте

- соединения 7 групп должны храниться по отдельности

2. при планировке производственных помещений, т. е. бытовые изолир. от производственных, а производственные планируют так что бы вредные выбросы из одних не попадали в другие

3. зонирование территорий заключается в территор. объединении зоны различных объектов по признаку технологических связей и хар-ру присущих им опасностям (предзаводская зона, заводская, складская, подсобная, сырьевая,…)

· Принцип эргономичности – закл. в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизиологические и психологические св-ва чел-ка

Антропометрические – сводятся к учету размеров тела человека, когда проектир. рабочее место, оборудование, мебель и одежда

Психофизеол. – устанавливаются в соответствии свойств объектов, особенностям работы органов чувств чел-ка.

Психологические – определяются в соответствии объектов психич. особенностям чел-ка

 

12 Управленческий принцип – эта группа определяет взаимосвязь и отношения между отдельными этапами процесса обеспечения безопасности.

· Принцип плавности – означает установление определенного периода времени и количественного показателя деятельности человека за этот период

· Принцип стимулирования – означает учет кол-ва и кач-ва затраченного труда, полученных результатов при распределении материальных благ и моральном поощрении

· Принцип компенсации – заключается в предоставлении различных льгот с целью постановления нарушенного равновесия психофизиологических процессов:

1. повышение тарифных ставок ~13% (неблагопр.) и в горячих точках 10-33%

2. выдача лечебно - профилактического питания

· Принцип эффективности – согласование фактических результатов с плановыми и оценке достигнутых показателей

 

13 Методы обеспечения безопасности

Гомосфера – рабочая зона, в которой наход. чел-к в ходе своей трудовой деятельности

Ноксосфера – пр-во, в котором постоянно существуют (или периодически) возникают опасности.

С позиции безопасности совмещение этих зон недопустимо.

Методы: 1. пространственное или временное разделение двух этих сфер путем использования дистанционного управл. роботизации, автоматически управл. и др. способов

2. нормализация ноксосферы путем искл. из нее опасности – это комплекс мероприятий, которые защищают человека от шума, … (комплексные ср-ва защиты)

3. гамма приемов, которые направлены на адаптацию чел-ка в соответственно производственной среде и повышению его защищенности.

4. комбинир-е 1,2,3.

 

14 Средства обеспечения безопасности: коллективной защиты и индивидуальной.

Коллективной классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают людей (от шума, эл. тока, эл. магн., ионизирующего излучения, вибрации)

Индивидуальные классифицируются в зависимости от органа, который они будут защищать (шлемы, противогазы, повязки, резн. перчатки)

 

15 Медико-биологические основы БЖД

Взаимодействие окружающей среды и чел-ка – это обеспечивает норм. рост и развитие чел-ка на всех его стадиях. Факторы внеш. среды принимают участие в формировании структуры и функции организма. Внешняя среда определяет и активирует ответные реакции на ее воздействие.

Внешняя среда - совокупность факторов, которые отличаются между собой количественными и качественными отношениями. Это различие определяет их механизм действия на человека и формирование ответных реакции.

Все многообразие факторов внешней среды делится на химич., биол., физич., психофизиол.

Факторы внешней среды могут оказывать и отрицательное воздействие на организм человека. Это воздействие относительно, зависит от сопутствующих факторов и в усл., в которых существует человек.

Социальные условия – играют важную роль в обеспечении безопасности человека. Критерием устойчивости чел-ка в таких условиях служит показатель здоровья населения.

Здоровье – не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физич., душевного или соц. благополучия.

Здоровье интегрирует и обобщает все многообразие сторон жизни чел-ка (производств., интеллект., душевн.)

Показатели, которые оценивают состояние здоровья:

· Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – max кол-во воздуха, которое чел-к выдыхает после max вдоха.

· Основной обмен –min энерготраты организма в условиях физиологического покоя.

Существуют 4 гр. факторов, которые влияют на здоровье чел-ка.

 

Факторы влияющие на здоровье Значения для здоровья, % Группа факторов риска
1. образ жизни, усл. труда, усл. проживания, привычки чел-ка 49-53 Плохие материально-бытовые усл., курение, употребление алкоголя, наркотиков, неправ. питание, вред. усл. труда, стрессовые ситуации, адинамия = полная неподвижность, гиподинамия, непрочность семьи
2. генетика и биология чел-ка 18-22 Предрасположенность к наследственным заболеваниям
3. внешняя среда и природно-климатические усл. 17-20 Загрязнения в-ха, воды, почвы, резкая смена атмосферного давления, повыш. космич. электро-магнитность и др. виды излучений
4. здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мероприятий, низкое кач-во мед. помощи, несвоевременное оказание мед. помощи

Факторы риска – это не являющиеся причиной реализации опасности, но увелич. вероятность ее возникновения.

 

Способность организма отвечать на воздействие факторов внешней среды изменением жизнедеятельности наз. – реактивностью организма.

В формировании реактивности принимают участие целый комплекс защитно – приспособительных механизмов, ведущую роль в обеспечении которой играет нервная система.

 

16. Нервная система: функции, строение, нейрон, механизмы передачи сигнала, рецепторы, рефлекс и рефлексная дуга.

Способность организма отвечать на воздействие факторов внешней среды, изменение жизнедеятельности называется – реактивностью организма. В ее формировании принимает участие целый комплекс специальный защитных приспособительных реакций, ведущую роль которых обеспечивает нервная система.

Функции и строение нервной системы.

3 функции:

1. Объединяет органы и системы в единое целое, координирует и согласует их работу.

2. Обеспечивает приспособительность организма – взаимодействие с окружающей средой.

3. Психическая деятельность человека на основе мышления, восприятия и ощущений.

Нервная система:

· СОМАТИЧЕКАЯ - контролирует работу и тонус мыщц. Обладает самостоятельностью и не подчиняется воле человека.

· ВЕГЕТАТИВНАЯ - контролирует работу внутренних органов, сосудов, играет роль в приспособлении организма к меняющимся условиям среды.

Она делится на:

Парасимпатическую, Симпатическую, Метасимпатическую

Симпатическая: увеличивает частоту, силу сокращения сердечной мышцы. Сужение сосудов, увеличение артериального давления. Угнетает перестальтику(кишечник), расширение зрачка, угнетает выработку желудочного сока.

Парасимпатическая: снижает частоту, силу сокращения сердечной мышцы. Расширение сосудов, снижение артериального давления, усиливает выработку желудочного сока.

Нервная система делится на:

· ЦЕНТРАЛЬНУЮ – спинной и головной мозг.

· ПЕРИФЕРИЧЕСКУЮ – нервные сплетения, нервные узлы, нервы, периферические нервные окончания.

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы.

Состоит из: сомы, аксона и дендритов. Синапс – передача сигнала.

Рефлекс – ответная реакция организма на действия раздражителя с обязательным участием нервной системы.

Рефлекторная дуга – структурная основа любого рефлекса.

Она включает 5 элементов:

1. рецепторы;

2. чувствительный нерв;

3. центральная нервная система;

4. двигательный нерв;

5. орган исполнитель.

Осуществление рефлекса будет возможно при сохранении целостности звеньев рефлекторной дуги.

Рецепторы – специализированные нервные клетки, которые обладают избирательной чувствительностью к действию определенных раздражителей. В зависимости от расположения на теле и характера восприятия сигналов их подразделяют на 3 группы:

1. Экстро рецепторы

2. Интеро

3. проприо

Растворы обладают важными свойствами, которые обеспечивают их надежность и эффективность.

1. Чувствительность;

2. Способность к различию – восприятие только определенного вида раздражения.

Рецепторы(фото, хемо, баро, механо, термо, электро).

17. Спинной мозг и его функции.

Спинной мозг входит в центральную нервную систему. Его функции: Рефлекторная и Проводниковая.

Рефлекторная функция – С участием спинного мозга осуществляются процессы регуляции действия скелетной мускулатуры и процессы регуляции мышечного тонуса. Процессы регуляции, действия скелетной мускулатуры позволяет выполнить динамические движения типа сгибания, разгибания соответствующих суставов.

Фазная активность обеспечивается группой рефлексов, которые называются сгибательными, они возникают под влиянием сигналов, расположенных под кожей. Тонус мышечной мускулатуры обеспечивается Сухожильными (миотическими) и Позднотоническими мышцами.

Сухожильные – участвуют в поддержании равновесии мышечного тонуса, направленного против сил гравитации.

Позднотонические – направлены на поддержание позы и тонуса мышц. Возникает при раздражении проприорецепторов, которые локализованы в мышцах.

Проводниковая функция – заключается в том, что импульсы поступают по восходящим путям в головной мозг, а оттуда по нисходящим идут к нейронам, которые располагаются в спинном мозге.

При повреждении спинного мозга, следствии ранения, разрыва происходит нарушение проводниковой и рефлекторной функции и возникают параличи, нарушение проводимости сигналов.

18. Головной мозг и его функции.

Головной мозг состоит из: продолговатого, мозжечка, среднего, промежуточного и переднего мозга.

Продолговатый.

Через него осуществляются такие защитные реакции организма, как кашель, чихание, слезоточивость, рефлекс глотания и отделение секретов пищеварительной системы. Здесь располагается ряд жизненоважных центров.

1. Центр дыхания.2 отдела, первый отвечает за реакцию на вдох, второй за выдох.

2. Центр регуляции действия сердечнососудистой системы. 1 отдел: сужение сосудов, повышение артериального давления; 2 – расширение сосудов, понижение артериального давления.

3. Центр регуляции обмена веществ. Кроме рефлекторной, выполняет и проводниковую функцию. Здесь замыкаются пути, которые соединяют вышележащие отделы головного мозга со спинным. Повреждение этой области может привести к отрицательным негативным последствиям, вплоть до летальных исходов.

Мозжечок.

Поступают сигналы от рецепторов мышц сухожилий, коры больших полушарий, вестибулярного аппарата. Участвуют в регуляции двигательной деятельности организма. При повреждении нарушается двигательная активность и мышечный тонус.

Основные проявления этих реакций:

1.тремор(дрожание)

2. атаксия

3. асинергия

Атаксия - беспорядок, нарушение величины скорости и направлений движений. У человека утрачивается плавность и стабильность двигательных реакций. Человек теряет равновесие, расстройство координации движений, шаткая зигзагообразная походка.

Асинергия – расстройство двигательной активности человека, падает (резко выставляет ногу вперед).

Средний мозг.

Сигнал от сетчатки, ориентированный рефлекс на звук, контроль за мышечным тонусом и рефлексами, которые контролируют правильное положение тела в пространстве.

Промежуточный мозг.

Эмоциональная окраска поведения человека. Железы внутренней секреции.

Таламус – ворота, через которые в кору больших полушарий поступает и достигает сознания вся информация об окружающем нас мире за исключением информации обоняния. Высший центр болевых чувств. Повреждение приводит к нарушению сознания.

Гипоталамус.

Играет важную роль в процессах терморегуляции, центр голода и насыщения; центр жажды; центр полового поведения; сон - бодрствие.

Передний мозг.

Контролирует работу половой системы, дыхание, выделительной. Реакции насторживания, внимания, обоняния, инстинктивное поведение, эмоции, память.

Кора больших полушарий – это орган приобретения и накопления жизненного опыта. Процессы, которые протекают в коре – основа для мышления, восприятия, воли.

Орган сознания.

Кора больших полушарий – высший орган координации, рефлекторной деятельности.

19. Анализаторы: определение, строение, основные характеристики.

Анализаторы – функциональные системы, которые обеспечивают анализ раздражителей, действуя на организм человека. В структуре выделяют 3 отдела:

1. Периферические (рецепторы)

2. Проводниковый (восходящие нервные волокна)

3. Центральный отдел (определенные участки центральной нервной системы)

Рецепторы – чувствительные клетки, которые обладают способностью к различию.

Все рецепторы делятся на 3 группы:

1. Экстерорецепторы – рецепторы кожи, которые воспринимают внешний сигнал

2. Интерорецепторы – из внутренней среды организма (хеморецепторы, барорецепторы)

3. Проприорецепторы – на сигнал, поступающего из связочного аппарата человека.

На основе формы воспринимания энергии рецепторы делятся на фоторецепторы, слуховой, механорецепторы и т.д.

Основная характеристика любого анализатора

Чувствительность – это способность живого организма воспринимать действие внешних и внутренних раздражителей. Оценить чувствительность по порогу чувствительности, чем выше порог, тем меньше чувствительность.

Абсолютный порог – минимальная сила раздражителя, которая способна вызывать ответную реакцию. Дифференциальный порог – минимальная величина, на которую 1 раздражитель отличается от другого и эта разница воспринимается человеком.

Схема рецепторов.

Зрительный анализатор. Периферический отдел: рецепторы сетчатки (палочки и колбочки). Проводников отдел: зрительный нерв, проводящие пути головного мозга. Центральный отдел: участки коры головного мозга в затылочной зоне.

Слуховой анализатор. Периферический отдел: рецепторы внутри уха. Проводников отдел: слуховой нерв и проводящие пути головного мозга. Центральный отдел: участки коры головного мозга височной зоны.

Обонятельный анализатор. Периферический отдел: рецепторы слизистой оболочки верхней части носа. Проводников отдел: обонятельный нерв, проводящие пути головного мозга. Центральный отдел: височная зона коры головного мозга.

Вкусовой анализатор. Периферический отдел: рецепторы на слизистой оболочке языка. Проводников отдел: вкусовой нерв и прочие пути головного мозга. Центральный отдел: височная зона.

Кожный анализатор. Периферический отдел: рецепторы кожи. Проводников отдел: чувствительные нервы, проводящие пути спинного и головного мозга. Центральный отдел: Теменная зона.

Двигательный анализатор. Периферический отдел: рецепторы в мышцах, связках, суставах. Проводников отдел: -; Центральный отдел:-.

20. Зрительный анализатор. Значение и его основные характеристики.

Зрительный анализатор. Периферический отдел: рецепторы сетчатки (палочки и колбочки). Проводников отдел: зрительный нерв, проводящие пути головного мозга. Центральный отдел: участки коры головного мозга в затылочной зоне.

Зрительный анализатор – позволяет получить информацию о предмете, его окраске, расстоянии от человека, движении или покое и какую потенциальную опасность несет этот предмет. Играет ключевую роль, больше 90% информации об окружающем мире - через него.

Характеристики:

1. Аккомодация - способность глаза приспосабливаться к расстоянию до обозреваемого предмета.

2. Адаптация – способность органа зрения приспосабливаться к световым условиям.

3. Острота – способность различать самые мелкие детали предмета.

4. Контрастная чувствительность- способность различать минимальную разность яркости между предметом и фоном.

5. Скорость узнавания – наименьшее время, которое необходимо для различия деталей предмета.

21Слуховой анализатор, значение и его основные характеристики.

Слуховой анализатор воспринимает звуки, которые представляют акустические колебания и человеческое ухо способно воспринимать колебания 16-20000Гц.

Основные характеристики:

1. острота слуха

2. абсолютный порог слышимости – это минимальная интенсивность звукового давления, который вызывает появление звукового ощущения.

3. дифференциальный порог восприятия – это минимальная величина ощущаемого различия звуков по их силе.

4. порог слухового дискомфорта – наименьшая величина слухового давления, которое вызывает появление болевых ощущений.

Бинауральный эффект – это способность распознавать место нахождения источника звука без поворота головы.

 

22Обонятельный анализатор, значение и его основные характеристики.

Основные характеристики:

1. абсолютный порог восприятия – это та минимальная доза вещества, при которой человек ощущает запах, но не может его распознать.

2. порог узнавания – это та минимальная доза вещества, при которой запах ощущается и узнается.

Существует несколько вариантов нарушения обоняния:

1. гипосмия – проявляется в том, что у человека снижается острота обоняния (при адаптации, если вдохнуть ядовитые вещества и т.д.)

2. аносмия – это потеря обоняния.

3. гиперосмия – это обострение обоняния.

 

23Кожный анализатор, значение и его основные характеристики.

Основной функцией является точная локализация места нанесения раздражителя и распознавания его характера. Все это воспринимается через рецепторы, которые находятся в коже.

На 1 см2 кожи располагается 200 болевых рецепторов, 25 тактильных рецепторов, 20 холодовых рецепторов и 5 тепловых.

Болевые рецепторы – их раздражение формирует болевые ощущения и формирование оборонительных рефлексов. Чувство боли возникает не только при раздражении рецепторов кожи, но и при раздражении рецепторов, которые локализованы во внутренних органах, поэтому чувство боли является единственным сигналом, который сообщает человеку о неблагоприятном состоянии того или иного органа. Болевые ощущения защищают человека от долговременного вреда и необходимо для нормальной жизнедеятельности человека. Биологический смысл боли заключается в том, что она является сигналом об опасности. Боль мобилизует организм человека на борьбу за самосохранение. Боль перестраивает работу органов и систем человека и повышает работоспособность.

Тактильные рецепторы – раздражение этой группы рецепторов позволяют нам распознавать не болевые воздействия. Основной характеристикой является порог абсолютной тактильной чувствительности – это минимальное давление предмета на кожную поверхность, при котором наблюдается едва заметное ощущение прикосновения. Быстрая адаптация тактильной чувствительности – не чувствуем давления одежды.

Терморецепторы – передают информацию об изменении температуры окружающей среды и играют важную роль в природной терморегуляции. Наибольшая плотность терморецепторов – кожа лица, меньше всего в коже конечностей. Для холодовых рецепторов максимум восприятия +30°С. Если тело охлаждается ниже 30°, то возникает ощущение холода, если ниже 17°С, холодовое ощущение сменяется болевым. Тепловые рецепторы максимум +40°. Если выше 40°, то тепловое ощущение переходит в болевое. Рецепторы холод. 250000, рецепторы тепловые 30000.

24Двигательный анализатор, его значение и основные характеристики.

Анализатор физиологическая система, которая получает или дает, перерабатывает информацию от рецепторов скелетно-мышечного аппарата. Участвует в организации и осуществлении координированных движений.

Существуют различные виды движений, которые характеризуются определенной динамикой физических процессов, при которой обеспечивается наилучшее сохранение жизнедеятельности организмов. В случае чрезмерной мобилизации двигательной активности, которая не будет обеспечиваться необходимым уровнем восстановительных процессов может сопровождаться развитием состояния, которое называется гипердинамия – при занятии спортом, системой нервноэмоциональной напряженности. Это состояние развивается в результате не адекватной для организма активацией сердечно сосудистой состояния системы, дыхательной и ряда других систем. Нередко это состояние могут сопровождаться развитием ряда болезненных симптомов.

Другим полюсом двигательной активности является гиподинамия – это снижение деятельности всех органов, систем, рассмотрим их взаимосвязь. Сопровождается это состояние глубокими изменениями обмена веществ. К снижению усталости организма при действии неблагоприятных факторов окружающей среды.

25Гомеостаз. Адаптация. Стресс.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды организма человека, которое поддерживается механизмами саморегулирования в условиях изменения действия внешней или внутренней среды.

Любое физическое, химическое, психофизическое воздействие на организм человека может быть поводом выхода из состояния равновесия.

В поддержании этого состояния принимает участие нервная, эндокринная и сенсорная системы.

Если показатель или параметры факторов окружающей среды отклоняются от каких либо оптимальных средних значений, то в этом случае для поддержания гомеостазе подключения механизмы адаптации.

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды, что позволяет приспособиться человеку к природным, произвольным или социальным условиям. Эффективность адаптации человека зависит от дозы или силы раздражителя, от времени его действия и от индивидуальных особенностей организма человека.

В качестве важного компонента адаптивной реакции выступает стресс-реакции.

Стресс-реакция – совокупность не специфических защитных реакций организма в ответ на действие стрессирующего фактора.

H. Selye 1932г. Адекватны на реакции людей.

Общий адаптационный синдром – компоненты адаптивных реакций:

1. стадия тревоги (мобилизация) связана с возникновение чувства тревоги в начальный момент действия раздражителя. Организм мобилизует все свои явные и скрытые резервы и готовятся немедленное действие. В эту стадию у человека активируется симпатическая нервная система, у человека усиливается частота сердечных сокращений, повышение давления. После действия угрозы наступает вторая фаза.

2. стадия сопротивляемости – снижается уровень мобилизации до устойчивого уровня, но остается высокая активность, продолжается действие стрессирующего фактора. Однако, повышается уровень активности сохранен. Это не пройдет бесследно для организма и вторая стадия может перейти в третью стадию.

3. стадия истощения – наступает в том случае если раздражитель действует длительно, либо значительно по силе. У человека идет большая потеря энергии, ослабляется работа иммунной системы и возникают болезни сердца (ишемия, гипертония)

H. Selye установил что по мимо отрицательного воздействия стресс может оказывать положительное действие - «ай» (эу)-стресс, он возникает, когда действие стрессового фактора незначительно, протекает на высоком уровне органов и систем и организма.

26. Естественные системы защиты человека

В организме человека функционирует ряд естественных защитно- приспособительных систем, которые обеспечивают его безопасность сохраняя постоянства внутренней среды или гомеостаза и они же обеспечивают приспособ. к условиям существования.

К защитным системам относят: органы чувств (они снабжают собственные системы защиты: веки, ушные раковины,2 мал. мышцы в ухе(умеют сокращаться), чихание, слезотечение, болевая реакция, лихорадка (повышение t’), поверхностные покровы, лизоцим (в рот. полости), соляная к-та, в крови гуморал. фактор защиты(антитела и биологич. активные в-ва), движение (защищ. чел. от сил. горя и радости)

Воспаление - патологически произошло, которое в ходе эволюции приспособ., как защитная реакция на действие факторов.

Фагоцитоз и иммунитет. Фагоцитоз – защит. р-ия, кот. заключ. в узнавании актив.захвате,поглощ.,перевар.микроорг.,инород.частиц и разруш.клеток (фагоциты-клетки кот.осущ.эту реакцию) Р-ию открыл Мечников

Р-ия фагоцитоза протекают в 3 этапа: 1) Поглощение. 2) Обвалакивание. 3) Поглощение и переваривание.

Иммунитет – специфич.защитная р-ия.органов,кот.обеспечив.устойч.орг.к действию чужрод.белков болунетров.микробов и ядовит.продуктов.

Иммунитет - способность организма сохран.и защитить свою целостность и биологическую индивидуальность. Защищать от инфекционных заболев.,рака.

В реакции иммунитета уч-ет лимфонд сист.

Виды им-та:

1) Врожденный.

2)Приобретенный А-Естественный. – активно; - пассивно

Б- Приобретенный –активно; - пассивно

Врожденный им-т (Наследственный) – невосприим-ть 1 вида чел.к зболеваниям др.видов

Активнопреобретенный естественный им-т – Чел.приобрет. после заболевания. Им-т на всю жизнь

Активнопреобретенный искусственный –Чел.преибрет.после вакцинации. Сохран.с годами

Пассивнопреобретенный естественный им-т - Им-т плода и новорожд.

Пассивнопреобретенный искусственный им-т - возникает после введении в организм лег-х сывороток, которые получили из плазмы болевших людей. Им-т сохран.в течен. 1 мес.

 

Вопрос 28. Виды и формы деятельности человека.

В процессе трудовой деятельности чел.выполн.различ.работы

Физ.труд хар-ся нагрузкой опорно-двигат.аппатат, на сердечно-сосуд. Повыш.ур-нь обмен.процессов

Умственный труд объед.работы,которые связ.с объемом работы и требует включ.процессов памяти,мышления,внимание.

6 категорий труда:

1. Формы труда,кот.требуют значительной мыщеч,актив-ти(где отсутствуют механизир.средства для выполн.раб.хар-ся повыш-ми трудовыми затратами)

2. Механизированная форма труда (в раб.вовлечены мелкие мышцы конечностей,кот.обеспеч.больший объем и точность движений необходимых для управл.оборудованиемхар.однообр.прост.действий,малым объемом информ.,монотон.,труда,быстр.утомлением)

3. Полуавтоматическое и автоматическое производство. (Задача: выполн.простых операций по обслуж.оборуд.хар:монотон,повыш.темп раб.,утрата творческого начала)

4. Конвеерная (дробление технологич.проц.на отдел.операции,кот.выпол.сзадан.ритмом и строгой последовательности. Хар:монотон.,преждевр.усталость.,нервн.истощ)

5. Дистанционное управление (Включ.в систему управления в качестве необходимого оперативного звена)

6. Формы интеллектуального звена(восприним.больш объема информации,относ.к профес.конструкторы,препод-ли,врачи,художники и т.д)

5 категорий интеллектуального труда:

1. Оператор трудовых профессий связ.с управл.машин,оборудов.и технологич.процессов

2. Управлен.труда рук-ми предприятий,учреждений. Хар.бол.объем информации,кот.треб.пост.использ.дефецит вр.и ответств.за принятия решения

3. Твор. Труд. Многолит.подгот,интенсив.процес.бол.объем памяти,напряж.процессов мышления

4. Труд мед.раб-ов. Хар. Выс.нервно-эмоц.напряж,контактом с людьми,бол.объем оперативной памяти и ответственность.

5. Труд студент. Напряж.процесс внимания,памяти,воспринятия. Хар. Процесс стрессов

 

Вопрос 29. Энергетические затраты при различных формах деятельности.

Энергия необходимая человеку для совершения различных видов раб.должна компенсироваться поступлением энергии с пищей. Правильное рационное питание должно включать потребеление белков,жиров,углеводов в соотношении 1:1:4 при этом белки компенсиров. 15%,жиры 30%,углеводы 55% энергии в сутки. Белки 1г. На 1 кг. 30% (белки животного происхождения) Жиры 80-100 гр. В сутки растительного происхождения. (содер.фосфатиды,кот.необходимые для норм.раб.печени и центр.нерв.сист.) Углеводы 450-500 гр.в сутки.

Для хар-ки суммарного энергетического обмена используют понятия: основной обмен и обмен при разл.видах деятельности

Основной обмен – минимальные затраты организма кот.необходимы для поддержания его жизнедеятельности.

Основной обмен в опред.условиях:

1. В покое

2. Обязательно на тощак

3. Температурный комфорт

4. Эмоциональный покой

Для мужчин при весе 70 кг. Рост 170 см. 1300-1700 ккал/сут



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.187 с.)