Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные задания по курсу «безопасность жизнедеятельности»

Поиск

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

и

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е З А Д А Н И Я

По курсу «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для обучающихся по направлению подготовки

бакалавриата и специалитета

 

 

Ростов-на-Дону 2014г.

Составитель: к.т.н., доц. Е.В. Щекина

 

 

УДК 621.8

 

Методические указания и контрольные задания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата и специалитета. / Ростов-на-Дону, Издательский центр РГК, 2014 г. 12 с.

 

В методических указаниях излагаются общие требования и рекомендации для выполнения контрольной работы по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

© Е.В. Щекина, 2014

© Издательский центр РГК, 2014

 

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета. В этой учебной дисциплине соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основной целью образования по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Дисциплина вводит студентов в круг проблем, связанных с формированием культуры безопасности и защитой человека, а также техносферы и биосферы в целом от негативных антропогенных, техногенных и естественных воздействий и в условиях чрезвычайных ситуаций. Она знакомит студентов с решением задач по защите техносферы и биосферы от негативных воздействий, а также проблем по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания и обеспечению безопасности работающих в различных сферах деятельности вообще и в учреждениях культуры и искусства в частности.

Решение проблем безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия опасных и вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Поэтому объектом изучения данной дисциплины является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек – производство - среда обитания".

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения грамотного и безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

 

СОДЕРЖАНИЕ I части курса

«Безопасность жизнедеятельности»

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основ­ные понятия, термины и определения.

 

Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса.

Комплексный характер дисциплины, место в системе наук. Краткая история науки. Основные термины и определения. Объекты и системы безопасности.

Безопасность жизнедеятельности как основная проблема XXI века. Роль и место дисциплины БЖД в формировании культуры безопасности.

 

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебная дисциплина «БЖД» изучается студентами в течении двух семестров. Итоговой формой контроля является зачет. Промежуточной формой контроля после изучения дисциплины в 1 семестре является написание контрольной работы по предлагаемым вопросам.

В течение учебного семестра проводится чтение лекций и семинарских занятий.При изучении предмета студенты знакомятся с отечественными и зарубежными источниками знаний по БЖД, используя библиотечные резервы и интернет-ресурсы.Полученные знания используются при написании контрольной работы.

Внимание. Без выполнения контрольной работы студент не допускается к сдаче зачета по итогам изучения дисциплины в двух семестрах.

Контрольная работа включает перечень контрольных вопросов по разделам курса «Безопасность жизнедеятельности».

Контрольная работа (ответы на вопросы) выполняется по варианту, номер которого выбирается из таблицы 1 и совпадает с последней и предпоследней цифрой учебного шифра студента (студенческого билета или зачетной книжки).

 

Контрольная работа состоит из ответов на два вопроса. Ответы на вопросы должны сопровождаться ссылками на литературные источники. В случае необходимости текст может быть дополнен таблицами, схемами, рисунками. На каждой странице оставляются поля для замечаний рецензента. (Желательно оформление контрольной работы в печатном виде, шрифт Тimes New Roman 14, межстрочный интервал 1,5).

Таблица 1 – Исходные данные для выбора рабочего задания

 

Теоретические вопросы
№ вари-анта                    
  1, 20 2, 21 3, 23   4, 24   5, 25   6, 26   7, 27   8,28   9, 29   10,30  
  11,31 12, 32   13, 33   14, 34   15,35   16,36   17, 37   18, 38   19, 39 20, 40
  5, 13 6, 29   7, 30   8, 31   9, 33   1, 22   3, 11 4, 33   5, 20   2, 17  
  10,30   9,29   8, 28   7, 27   6, 26   5, 25   4, 24   3, 33   12,32   2, 35  
  6, 25   15, 20 1, 16   10,22   11, 29   13, 31   4,32   19, 45   25,   16,27  
  6, 40 7, 23, 8,24   9, 26   10,27   1, 17 2, 18 3, 19   4,20   5, 21  
  16,33,   2, 34   1, 35   3, 19,   4,36 11,28   12,29   13,30   14,31   15,32  
  1, 22   3, 11   4, 33   5, 20   2, 17   5, 13 6, 29   7, 30   8, 31   9, 45
  5, 25   4, 24   3, 33   12,32   2, 35   10,30   9,29   8, 28   7, 27   6, 26  
  1,16   10,22   11,23   13,24, 6, 25   15,21 13,26   14,32   9, 22   1, 20  

Примечание. Номер варианта выбирается по комбинации двух последних цифр.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Что изучает БЖД, каковы цели, задачи и научное содержание дисциплины.

2. Дайте определение основным понятиям и разъясните их (приведите примеры): безопасность, жизнедеятельность, опасность, опасный и вредный производственные факторы, охрана труда, производственная санитария, техника безопасности, пожарная профилактика.

3. Дайте определение основным понятиям и разъясните их (приведите примеры): биосфера, техносфера, гомосфера, ноксосфера, экология, природа, охрана окружающей среды, охрана природы.

4. Раскройте исторические этапы формирования наук об опасностях и безопасности, расскажите об ученых, внесших свой вклад в эти науки.

5. Почему каждому члену общества, в том числе музыкантам необходима культура безопасности и образование в этой области.

6. Какие объекты и системы безопасности выделены на сегодняшний день.

7. Каковы последствия хозяйственной деятельности человека? Как они сказываются на среде его обитания?

8. Что такое ноосфера и почему возникло это понятие. Каковы важнейшие аспекты учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

9. На какие тенденции оказывают наибольше влияние экологические факторы городской среды. Какие экологические факторы приводят к акселерации, нарушению биоритмов и аллергезации населения.

10. Перечислите основные проблемы глобального характера современного мира. Охарактеризуйте их.

11. Пути перспективного выхода из глобального кризиса.

12. Какова техногенная и экологическая ситуация в России.

13. Основные причины экологического кризиса в России, предотвращения развития кризиса в России.

14. Демографическая ситуация в России и экология.

15. Какими способами в современном мире повышают заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

16. В чем смысл модели устойчивого развития общества. Пути ее реализации в России.

17. Важнейший форум по экологии в ХХ веке – Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г).

18. Основные источники загрязнения окружающей среды, их характеристики.

19. Какие основные задачи в области национальной безопасности определены Концепцией национальной безопасности РФ

20. В чем состоят национальные интересы России во внутриполитической сфере

21. Что такое экономическая безопасность государства? Каковы основные компоненты экономической безопасности.

22. В чем заключаются национальные интересы России в социальной и духовной сферах? Что значит духовно-нравственная безопасность.

23. Как влияет образование на безопасность государства?

24. Какое влияние на безопасность государства оказывает здоровье российских граждан? Откуда исходит опасность доля здоровья россиян.

25. В чем заключаются национальные интересы России в области экологии? Какие органы решают задачи обеспечения экологической безопасности в стране.

26. В чем заключаются национальные интересы России в международной, пограничной и военной сферах? На решение каких задач направлена внешняя политика государства.

27. Что понимается под информационной безопасностью? Чем обусловлена необходимость укрепления информационной безопасности РФ.

28. Каковы основные правила безопасного поведения? Какие правила следует соблюдать, чтобы уменьшить риск стать жертвой преступления.

29. Что такое личность безопасного типа? Назовите содержание уровней психологической устойчивости личности безопасного типа.

30. Что такое виктимное поведение? Назовите условия повышения уязвимости личности.

31. Сформулируйте аксиому о потенциальной опасности. Что является количественной мерой опасности.

32. Какое место занимает БЖД в системе наук, в чем заключается комплексный характер дисциплины.

33. Что такое опасность, как классифицируются опасности по происхождению и видам (таксономия опасностей).

34. В чем суть основных положений теории БЖД. Аксиомы БЖД.

35. Что является количественной мерой опасности. С какой целью вводится концепция приемлемого риска.

36. На какие группы и классы подразделяются принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Раскрыть их содержание.

37. Что изучает физиология труда. Каковы основные формы трудовой деятельности.

38. Каким образом можно оптимизировать режим труда и отдыха, наилучшим образом организовать рабочее место, провести профилактику утомления для выбранной профессии.

39. Охарактеризовать психологию безопасности деятельности и психологические состояния при ЧС.

40. Что такое гигиена и гигиенические нормативы. Экологический оптимум среды обитания человека.

 

В ходе изучения дисциплины в течении весеннего семестра для более углубленного изучения материала студентам рекомендуется подготовить сообщения или рефераты по следующим темам.

Примерные темы рефератов и вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1.Роль вопросов безопасности в предметной области знаний.

2.Безопасность и профессиональная деятельность

3.Культура человека, общества и безопасность.

4.Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности.

5.Безопасность и защита культурных ценностей.

6.Социокультурная безопасность России.

7.Национальная безопасность России на современном этапе.

8.Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

9.Концепция Устойчивого развития.

10.Приоритетные экологические проблемы современного этапа.

11.Пути выхода из глобального экологического кризиса.

12.Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания.

13.Моральные принципы взаимодей­ствия человека и природы в учениях русских космистов.

14.Учение В.И. Вернадского и биосфере и о ноосфере.

15.Философские аспекты проблем взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса.

16.Актуальные экологические проблемы Ростова и Ростовской области. Возможные пути их решения.

17.Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона.

18.Экология музыки.

19. Опасные зоны региона и их характеристика

20.Современные технологии переработки отходов (по типам отходов). Методы сортировки городских отходов

21.Новые методы и средства очистки выбросов от вредных веществ (по типам и видам вредных веществ)

22. Анализ природных катастроф - характер протекания и последствия по видам стихийных бедствий

23. Профессиональные заболевания, связанные с будущей деятельностью.

24.Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье.

25.Наркомания как угроза национальной безопасности.

26.Алкоголизм как угроза национальной безопасности.

27.Борьба с табакокурением – мировая тенденция.

28.Здоровый образ жизни музыканта.

29.Исследование условий труда для основных видов деятельности в выбранной профессиональной предметной области.

30.Виды эргономических совместимостей и их функции в обеспечении комфортности и безопасности труда

 

ЛИТЕРАТУРА

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

и

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е З А Д А Н И Я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.008 с.)