Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития речи (специальная)

Поиск

Методика развития речи (специальная)

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050715.65 – «Логопедия»

 

 

Пермь

пгпу


УДК

ББК

 

 

Р е ц е н з е н т:

Канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Пермского государственного педагогического университета О.Н. Тверская

 

 

Автор-составитель:

Старший преподаватель кафедры специальной дошкольной

педагогики и психологии Е.В. Гаврилова

 

 

    Методика развития речи (специальная):учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050715.65 – «Логопедия» / авт.-сост. Е.В. Гаврилова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 63 с.

 

УДК

ББК Ю

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

 

© Гаврилова Е.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Рабочая программа дисциплины  
1. Цели и задачи изучения дисциплины  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля  
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы  
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы  
4. Содержание курса  
5. Темы практических и семинарских занятий  
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)  
7. Тематика рефератов  
8. Учебно-методическое обеспечение  
8.1. Литература  
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины  
8.3. Методические указания студентам  
8.4. Методические рекомендации для преподавателя  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций  

I. Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель изучения курса – формирование у студентов представлений о системе работы по развитию речи детей, страдающих речевыми нарушениями.

Задачи изучения курса:

· Сформировать у студентов представление о теоретических основах методики развития речи детей;

· Уточнять знания студентов относительно общих и специфических особенностей развития речи у детей при нормальном и отклоняющемся развитии;

· Сформировать представление об основных целях и задачах развития речи детей, страдающих речевыми нарушениями;

· Познакомить с методами и приемами, используемыми развитии речи детей, страдающих речевыми нарушениями;

· Сформировать у студентов навыки работы с программными и методическими материалами.

Изучение студентами курса «Методика развития речи» способствует формированию у студентов знаний о системе работы по развитию речи детей-логопатов, углублению представлений об особенностях работы в специальных дошкольных учреждениях для детей-логопатов.

 

2.Требования к уровню освоения дисциплины

 

Курс «Методика развития речи» предполагает наличие у студентов представлений в области общей и детской психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а также в области педагогических дисциплин – общей и специальной дошкольной педагогики.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать:

· психофизиологические, нейролингвистические, психолого-педагогические основы методики развития речи

· основные задачи и содержание работы по развитию речи детей, страдающих речевыми нарушениями

· основные методы и приемы развития речи дошкольников

· особенности применения различных методов и приемов развития речи в процессе воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями

иметь представления:

· об особенностях развития различных сторон речи у детей в условиях нормального онтогенеза

· об особенностях развития различных сторон речи у дошкольников, с речевыми нарушениями

уметь:

· разрабатывать конспекты занятий по развитию речи дошкольников

владеть, иметь опыт:

· работы с учебными пособиями

· работы с методическими и программными материалами

 

3.Объем дисциплины

 

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Форма обучения: очная

Вид учебной работы Количество часов
№ семестра  
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия  
лабораторные работы (лабораторный практикум)  
Самостоятельная работа  
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ  
Текущий контроль Входной контроль –компьютерное тестирование Рубежный контроль –компьютерное тестирование Контроль остаточных знаний –компьютерное тестирование
Курсовая работа Нет
Виды промежуточного контроля Зачет - 3

Содержание курса

 

Связь с другими науками

Методика развития речи: предмет, цель и задачи курса.

Психофизиологические основы методики развития речи. Учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальной систем, закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П.К. Анохина о функциональных системах, А.Р. Лурия о динамической локализации психических функций.

Современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, Т.В. Рябова, С.Н. Цейтлин).

Связь теории и методики развития речи с психолого-педагогическими науками

 

Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте

Связь с другими науками

 

 

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления об основных методологических основах методики развития речи детей.

2. Уточнить знания о предмете, цели, задачах методики развития речи

3. Расширить представления о связях методики развития речи с другими областями знаний. развитии

 

Форма отчетности: карты-схемы (две), письменные планы-ответы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Раскройте основные положения теорий И.П.Павлова, П.К.Анохина, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутиной. Составьте карту-схему, в которой будут отражены основные положения их учений, теорий.

2. Обозначьте предмет, цель, задачи методики развития речи детей. Составьте карту-схему, где будут отражены данные компоненты.

3. Расскажите о связи методики речи с другими областями знаний.

 

Литература:

1. Адмони В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб., 1994.

 

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1997.

3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.

4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974.

6. Горелов И.Н. Осовы психолингвистики. – М., 1998.

7. Логопедия / Под ред. Г.А.Волковой. – М., 2002.

8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.

9. Федоренко Л.П и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,1997.

10. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

11. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В.Ворошнина. – Пермь, 2001.

 

Семинар №2

У детей.

 

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления об особенностях развития речи детей в норме и при отклонениях в развитии

2. Развивать представления о системе работы по воспитанию правильного звукопроизношения у детей.

3. Развивать умения работы с первоисточниками.

 

Форма отчетности: письменные планы-ответы, конспекты первоисточников.

 

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Дайте определение понятию «звуковая сторона речи». Раскройте особенности развития звукопроизношения у детей с нормальным и отклоняющимся развитием. Обозначьте влияние его формирования на развитие детей.

2. Как определяется цель и задачи работы по формированию звукопроизношения у детей?

3. Раскройте содержание работы по формированию звукопроизношения у детей.

4. Раскройте основные этапы воспитания звуковой стороны речи у детей.

5. Охарактеризуйте основные методы и приемы формирования правильного произношения.

 

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – С.207 – 210.

2.Максаков И.А. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006.

3.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005.

4.Максаков И.А. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей. – М., 2006.

5.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития//Дефектология, 1990 №6.

6.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом). – М., 1983.

 

 

Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте

 

Семинар №11.

Лабораторные работы

 

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 1: Анализ программ воспитания и обучения родному языку в специальных дошкольных учреждениях.
Раздел 2. Система работы по развитию речи. Тема 4. Цель и задачи развития речи детей.   Тема 6. Методы, приемы, средства развития речи детей Цель работы: Сформировать представления о системе работы по развитию речи детей; сформировать навыки работы с методической литературой Содержание работы: 1.Отбор студентами программ обучения и воспитания дошкольников (в библиотеке, методическом кабине студенты находят программы обучения и воспитания детей, фиксируют в тетрадях авторов, названия программы, отмечают категорию воспитанников). Ознакомление с программами обучения и воспитания дошкольников. В сопоставлении программ и их анализе студенты опираются на вопросы: - В полной ли мере реализуются задачи развития речи детей - Обеспечивает ли содержание программы решение поставленных задач - Как связано содержание задач по развитию речи с другими направлениями развития ребенка - Существует ли методическое обеспечение программы Ответы фиксируются в тетрадях.   2. Заполнение граф таблицы «Система работы по развитию речи»: Цель и задачи Содержание Формы организации Методы и приемы Условия и средства Результат   По результатам работы составляется заключение о системе работы по развитию речи В заключении анализируется усложнение задач и содержания работы на разных этапах обучения, особенности отбора форм и методов обучения детей. Также рассматривается специфика условий реализации работы и отбора средств.    
Лабораторная работа № 2: Система работы по развитию связной речи  
Раздел 6. Методика развития связной речи дошкольников   Тема 14. Система работы по развитию связной речи. Цель работы: Сформировать представления о системе работы по развитию связной речи детей в разных возрастных группах; сформировать навыки работы с методической литературой Содержание работы: 1. Ознакомление с программами обучения и воспитания дошкольников (студенты использую те программы, которые выбрали в ходе выполнения лабораторной работы №1).   2. Заполнение граф таблицы «Система работы по развитию связной речи»: Цель и задачи развития связной речи Содержание Формы организации Методы и приемы Условия и средства Результат     По результатам работы составляется заключение, где производится анализ: · усложнения задач по развитию связной речи на разных этапах обучения · изменений содержания работы в зависимости от этапа обучения · особенностей отбора форм и методов развития связной речи · специфики отбора средств обучения связной речи детей.
Лабораторная работа № 3: Система работы по развитию связной речи  
Раздел 6. Методика развития связной речи дошкольников   Тема 14. Система работы по развитию связной речи. Цель работы: Сформировать представления о системе работы по развитию связной речи детей; сформировать умение анализировать занятие. Содержание работы: 1. Просмотр занятия и его анализ (студенты делают фотозапись занятия, проводят анализ, фиксируют в тетради). В ходе анализа необходимо отметить: Тему Программное содержание, соответствие его возрастным и индивидуальным особенностям детей Структурные части занятия Методы и приемы работы Целесообразность использования наглядности Выбор упражнений и заданий Ответы детей с точки зрения глубины понимания заданий Умение воспитателя донести содержание занятия Реализацию задач Подведение итогов     По результатам работы составляется заключение, где производится анализ: · Реализации на занятии поставленных задач · Соответствие форм, методов, средств поставленным задачам и определенному содержанию · Учет принципов.
Лабораторная работа № 4: Система работы по заучиванию стихотворений.  
Раздел 8. Методика работы с художественной литературой   Тема 22. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методика заучивания стихотворений. Цель работы: Сформировать представления о системе работы по разучиванию стихотворений; сформировать умение анализировать методическую литературу. Содержание работы: 1.Состаавление конспекта занятия по разучиванию стихотворения. 2. Проведение занятия в группе (со студентами).     · По результатам работы составляется заключение, где производится анализ собственного занятия и занятий, составленных другими студентами

Список литературы

Основная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1997.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974.

3.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1998.

4. Логопедия / Под ред. Г.А.Волковой. – М., 2002.

5.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

6.Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В.Ворошнина. – Пермь, 2001.

 

Дополнительная литература:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.

2. Бабина Г.В. организация усвоения глагольных синтаксических конструкций дошкольниками с речевой патологией //Принципы и методы коррекции нарушений речи. – СПб., 1997

3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – ПБб., 2001.

4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001.

5. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста. – М., 1995.

6. Горелов И.Н. Осовы психолингвистики. – М., 1998.

7. Дошкольная педагогика/под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

8. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

9. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2003.

11. Программы обучения и воспитания дошкольников.

12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1972.

13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.

 

Рекомендуемая литература:

1. Адмони В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб., 1994.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1989.

3. Лямина Г.М. Развитие речи у детей раннего возраста. М., 1964.

4. Матюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

5. Рождественская В.И., Радина Е. Воспитание правильной речи. – М., 1968.

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

7. Селезнева Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих возможностей при восприятии окружающего мира//Дефектология, 1996, №1.

8. Сенсорное воспитание в детском саду/под ред Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981.

9. Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом//Дефектология, 1985 - №3

10. Федоренко Л.П и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,1997

11. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира //Дефектология, 1983, №2.

12. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М., 2005.

 

 

8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

 

Компьютерное и мультимедийное оборудование, используемое для демонстрации студентам презентаций, записей занятий по развитию речи.

 

 

8.3. Методические указания студентам

 

Изучение курса «Методика развития речи» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала по соответствующей теме.

 

Форма обучения: очная

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретические основы методики развития речи детей. Тема 1. Методологические основы методики развития речи детей. Связь с другими науками. 1. Составление карты-схемы связи методики развития речи с другими науками.  
Раздел 1. Теоретические основы методики развития речи детей. Тема 2. Основные этапы и закономерности развития речи детей. 1. Изучение и анализ предложенных литературных источников. 2. Заполнение таблицы.    
Раздел 1. Теоретические основы методики развития речи детей. Тема 3. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. 1. Заполнение таблицы.
Раздел 2. Система работы по развитию речи детей. Тема 4. Цель и задачи развития речи детей. 1. Письменные ответы на вопросы.
Раздел 2. Система работы по развитию речи детей. Тема 5. Методические принципы развития речи детей. 1.Заполнение таблицы.
Раздел 2. Система работы по развитию речи детей. Тема 6. Методы, приемы и средства развития речи детей.   1.Анализ журналов «Дефектология», «Дошкольное воспитание» за 2000-20008 г.г. 2. Конспектирование статей.  
Раздел 3. Методика развития словаря детей. Тема 7. Понятие словарной работы и ее значение. Формирование лексики у детей.   1. Составление характеристик развития лексики у детей с нормальным развитием и у детей с общим недоразвитием речи. Анализ литературы, проведение исследования.    
Раздел 3. Методика развития словаря детей. Тема 8. Методика словарной работы. 1. Изучение литературных источников. 2. Составление картотеки игр.
Раздел 4. Методика формирования грамматического строя речи. Тема 9. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Особенности усвоения детьми грамматического строй речи. 1. Составление характеристики развития грамматического строя речи у детей с ОНР.  
Раздел 4. Методика формирования грамматического строя речи. Тема 10. Система работы по формированию грамматического строя речи детей. 1. Ознакомление с литературными источниками. 2. Составление картотеки игр, направленных на развитие грамматического строя речи у детей с ОНР.
Раздел 5. Методика воспитания звуковой стороны речи. Тема 11. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Развитие звуковой стороны речи у детей. 1. Изучение литературных источников. 2. Составление характеристики развития звуковой стороны речи у детей с ОНР.  
Раздел 5.Методика воспитания звуковой стороны речи. Тема 12. Система работы по воспитанию звуковой культуры речи. 1. Изучение литературных источников. 2. Составление картотеки игр, направленных на развитие звуковой культуры речи дошкольников
Раздел 6. Методика развития связной речи дошкольников. Тема 13. Понятие связной речи, ее значение для развития ребенка. 1. Изучение литературных источников. 2. Составление характеристики уровня развития связной речи детей с ОНР.
Раздел 6. Методика развития связной речи дошкольников. Тема 14. Система работы по развитию связной речи. 1. Изучение литературных источников. 2. Составление картотеки игр, направленных на развитие связной речи дошкольников.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Тема 15. Виды письменной речи (чтение и письмо), их механизмы. 1. Подбор литературы (составление картотеки). 2. Составление реферата.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Тема 16. Формирование письменной речи у детей. Речевая готовность к обучению грамоте. 1. Составление карты-схемы.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Тема 17. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. 1. Составление карты-схемы.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Тема 18. Ознакомление со словом. Ознакомление со слоговым строением слова. 1. Составление картотеки.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Тема 19. Ознакомление с предложением. Ознакомление со словесным составом предложений. 1. Составление картотеки.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Тема 20. Ознакомление со звуковым строением слова. 1. Составление картотеки.
Раздел 8. Методика работы с художественной литературой Тема 21. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методика художественного чтения и рассказывания 1. Изучение литературных источников.   2. Письменный ответ на вопросы:    
Раздел 8. Методика работы с художественной литературой Тема 22. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методика заучивания стихотворений 1. Изучение и конспектирование литературного источника.  

 

Связь с другими науками

 

 

Задание 1. Составление карты-схемы связи методики развития речи с другими науками.

Задачи:

1. Систематизировать представления о связях методики развития речи с другими

науками.

2. Сформировать умения обобщать и систематизировать материал.

 

Форма отчетности: карта-схема.

 

Студенты составляют карту-схему, где отражаются связи методики развития речи с другими науками.

 

Литература:

1. Гребенщикова Е. Деятели дошкольной педагогики. Е.И. Тихеева /Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста/Сост. Л.В. Ворошнина. – Пермь, 2001. с. 4 – 10.

2. Лямина Г.М. Развитие речи у детей раннего возраста. – М., 1964. с. 5 – 7.

3. Лурия А.Р. Развитие значения слов/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999, с. 195 – 199.

4. Психологическая и педагогическая литература по выбору студентов.

 

Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 12.02.2008 г. Формат 60х90 1/16

Бумага ВХИ. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 5,3

Тираж 100 экз.

 

 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

 

 

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

 

Методика развития речи (специальная)

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050715.65 – «Логопедия»

 

 

Пермь

пгпу


УДК

ББК

 

 

Р е ц е н з е н т:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.)