Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика развития речи (специальная)↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика развития речи (специальная)
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050715.65 – «Логопедия»
Пермь пгпу УДК ББК
Р е ц е н з е н т: Канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета О.Н. Тверская
Автор-составитель: Старший преподаватель кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии Е.В. Гаврилова
УДК ББК Ю
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Гаврилова Е.В., составление, 2008 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины 1.Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения курса – формирование у студентов представлений о системе работы по развитию речи детей, страдающих речевыми нарушениями. Задачи изучения курса: · Сформировать у студентов представление о теоретических основах методики развития речи детей; · Уточнять знания студентов относительно общих и специфических особенностей развития речи у детей при нормальном и отклоняющемся развитии; · Сформировать представление об основных целях и задачах развития речи детей, страдающих речевыми нарушениями; · Познакомить с методами и приемами, используемыми развитии речи детей, страдающих речевыми нарушениями; · Сформировать у студентов навыки работы с программными и методическими материалами. Изучение студентами курса «Методика развития речи» способствует формированию у студентов знаний о системе работы по развитию речи детей-логопатов, углублению представлений об особенностях работы в специальных дошкольных учреждениях для детей-логопатов.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
Курс «Методика развития речи» предполагает наличие у студентов представлений в области общей и детской психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а также в области педагогических дисциплин – общей и специальной дошкольной педагогики. В результате изучения дисциплины специалист должен: знать: · психофизиологические, нейролингвистические, психолого-педагогические основы методики развития речи · основные задачи и содержание работы по развитию речи детей, страдающих речевыми нарушениями · основные методы и приемы развития речи дошкольников · особенности применения различных методов и приемов развития речи в процессе воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями иметь представления: · об особенностях развития различных сторон речи у детей в условиях нормального онтогенеза · об особенностях развития различных сторон речи у дошкольников, с речевыми нарушениями уметь: · разрабатывать конспекты занятий по развитию речи дошкольников владеть, иметь опыт: · работы с учебными пособиями · работы с методическими и программными материалами
3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения: очная
Содержание курса
Связь с другими науками Методика развития речи: предмет, цель и задачи курса. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальной систем, закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П.К. Анохина о функциональных системах, А.Р. Лурия о динамической локализации психических функций. Современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, Т.В. Рябова, С.Н. Цейтлин). Связь теории и методики развития речи с психолого-педагогическими науками
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте Связь с другими науками
Задачи изучения темы: 1. Формировать представления об основных методологических основах методики развития речи детей. 2. Уточнить знания о предмете, цели, задачах методики развития речи 3. Расширить представления о связях методики развития речи с другими областями знаний. развитии
Форма отчетности: карты-схемы (две), письменные планы-ответы. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Раскройте основные положения теорий И.П.Павлова, П.К.Анохина, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутиной. Составьте карту-схему, в которой будут отражены основные положения их учений, теорий. 2. Обозначьте предмет, цель, задачи методики развития речи детей. Составьте карту-схему, где будут отражены данные компоненты. 3. Расскажите о связи методики речи с другими областями знаний.
Литература: 1. Адмони В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб., 1994.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1997. 3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989. 4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001. 5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974. 6. Горелов И.Н. Осовы психолингвистики. – М., 1998. 7. Логопедия / Под ред. Г.А.Волковой. – М., 2002. 8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. 9. Федоренко Л.П и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,1997. 10. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. 11. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В.Ворошнина. – Пермь, 2001.
Семинар №2 У детей.
Задачи изучения темы: 1. Расширять представления об особенностях развития речи детей в норме и при отклонениях в развитии 2. Развивать представления о системе работы по воспитанию правильного звукопроизношения у детей. 3. Развивать умения работы с первоисточниками.
Форма отчетности: письменные планы-ответы, конспекты первоисточников.
Вопросы и задания к изучению темы: 1. Дайте определение понятию «звуковая сторона речи». Раскройте особенности развития звукопроизношения у детей с нормальным и отклоняющимся развитием. Обозначьте влияние его формирования на развитие детей. 2. Как определяется цель и задачи работы по формированию звукопроизношения у детей? 3. Раскройте содержание работы по формированию звукопроизношения у детей. 4. Раскройте основные этапы воспитания звуковой стороны речи у детей. 5. Охарактеризуйте основные методы и приемы формирования правильного произношения.
Литература: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – С.207 – 210. 2.Максаков И.А. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006. 3.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005. 4.Максаков И.А. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей. – М., 2006. 5.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития//Дефектология, 1990 №6. 6.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом). – М., 1983.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте
Семинар №11. Лабораторные работы
Список литературы Основная литература: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1997. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974. 3.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1998. 4. Логопедия / Под ред. Г.А.Волковой. – М., 2002. 5.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. 6.Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В.Ворошнина. – Пермь, 2001.
Дополнительная литература: 1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989. 2. Бабина Г.В. организация усвоения глагольных синтаксических конструкций дошкольниками с речевой патологией //Принципы и методы коррекции нарушений речи. – СПб., 1997 3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – ПБб., 2001. 4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001. 5. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста. – М., 1995. 6. Горелов И.Н. Осовы психолингвистики. – М., 1998. 7. Дошкольная педагогика/под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. 8. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. 9. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001. 10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2003. 11. Программы обучения и воспитания дошкольников. 12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1972. 13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.
Рекомендуемая литература: 1. Адмони В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб., 1994. 2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1989. 3. Лямина Г.М. Развитие речи у детей раннего возраста. М., 1964. 4. Матюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997. 5. Рождественская В.И., Радина Е. Воспитание правильной речи. – М., 1968. 6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. 7. Селезнева Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих возможностей при восприятии окружающего мира//Дефектология, 1996, №1. 8. Сенсорное воспитание в детском саду/под ред Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981. 9. Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом//Дефектология, 1985 - №3 10. Федоренко Л.П и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,1997 11. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира //Дефектология, 1983, №2. 12. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М., 2005.
8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Компьютерное и мультимедийное оборудование, используемое для демонстрации студентам презентаций, записей занятий по развитию речи.
8.3. Методические указания студентам
Изучение курса «Методика развития речи» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала по соответствующей теме.
Форма обучения: очная
Связь с другими науками
Задание 1. Составление карты-схемы связи методики развития речи с другими науками. Задачи: 1. Систематизировать представления о связях методики развития речи с другими науками. 2. Сформировать умения обобщать и систематизировать материал.
Форма отчетности: карта-схема.
Студенты составляют карту-схему, где отражаются связи методики развития речи с другими науками.
Литература: 1. Гребенщикова Е. Деятели дошкольной педагогики. Е.И. Тихеева /Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста/Сост. Л.В. Ворошнина. – Пермь, 2001. с. 4 – 10. 2. Лямина Г.М. Развитие речи у детей раннего возраста. – М., 1964. с. 5 – 7. 3. Лурия А.Р. Развитие значения слов/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999, с. 195 – 199. 4. Психологическая и педагогическая литература по выбору студентов.
Раздел 7. Подготовка детей к обучению грамоте Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001. Подписано в печать 12.02.2008 г. Формат 60х90 1/16 Бумага ВХИ. Печать на ризографе Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 5,3 Тираж 100 экз.
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного педагогического университета 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71, тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в Пермском государственном педагогическом университете 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11
Методика развития речи (специальная)
Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050715.65 – «Логопедия»
Пермь пгпу УДК ББК
Р е ц е н з е н т:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.) |