Раздел 8. Методика работы с художественной литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 8. Методика работы с художественной литературой



Тема 21. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методика художественного чтения и рассказывания

Задание 1. Изучение литературных источников.

Задание 2. Письменный ответ на вопросы.

Задачи:

1. Систематизировать представления о критериях отбора произведений для детского чтения.

2. Уточнить представления об основных задачах, методах, средствах ознакомления дошкольников с художественной литературой.

3. Формировать умения обобщать материал, формулировать выводы.

 

Форма отчетности: письменные ответы.

 

Студенты письменно отвечают на следующие вопросы:

1.Каковы критерии отбора произведений для чтения в детском саду?

2.Каковы основные задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой?

3.Какие методы используются при ознакомлении дошкольников с художественной литературой?

4.Какие средства используются в процессе ознакомления с художественной литературой?

 

Литература:

 

1. Андросова В.Н. Преподнесение сказок детям третьего года жизни/Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста/Сост. Л.В. Ворошнина. – Пермь, 2001, с. 397 – 407.

2. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы/Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста/Сост. Л.В. Ворошнина. – Пермь, 2001, с. 408 – 418.

3. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

4. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных произведений для круга чтения в детском саду/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

 

 

Тема 22. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методика заучивания стихотворений

 

Задание 1. Изучение и конспектирование литературного источника

Задачи:

1. Расширить представления

· О значении заучивания стихотворений для развития детей

· Об основных целях и задачах заучивания наизусть детьми стихотворений

· О подготовительной работе к заучиванию стихотворений с детьми

· Об основных этапах работы по заучиванию стихотворений и методах, используемых в рамках каждого этапа

2. Формировать умения работы с первоисточниками.

 

Форма отчетности: конспект

 

Студенты конспектируют работу Панкратовой Л.Я. «Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен с детьми».

План конспектирования:

· Значение заучивания стихотворений для развития детей

· Основные цели и задачи заучивания наизусть детьми стихотворений

· Подготовительная работа к заучиванию стихотворений с детьми

· Основные этапы работы по заучиванию стихотворений и методы, используемые в рамках каждого этапа

 

Литература:

 

Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен с детьми / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

 

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет).

 

 

8.4. Методические рекомендации преподавателю

Предмет «Методика развития речи» рассчитан на 136 учебных часов, из которых 68 часов отводится на аудиторные занятия (лекционные, семинарские и лабораторные), оставшееся время рассчитано на самостоятельные занятия студентов. Курс предполагает овладение студентами навыками работы с программно-методическими источниками, уточнение и углубление знаний, полученных в ходе освоения общепедагогических дисциплин.

В начале изучения курса рассматриваются теоретические основы методики развития речи (психофизиологические, психолингвистические и психолого-педагогические теории речи), без знания которых невозможно понимание специфических особенностей развития речевой деятельности у детей, а также осознанное овладение студентами методикой развития речи детей. Учитывая сложность и многоаспектность материала, работа по данной теме ведется на лекционных, семинарских занятиях, закрепление и уточнение представлений происходит в процессе выполнения студентами заданий для самостоятельной работы.

 

Основные представления об общих положениях методики развития речи дошкольников с речевыми нарушениями получают в рамках проведения лекционных занятий. Эти занятия посвящены изучению цели, общих и специфических задач развития речи дошкольников, средств, методов и методических приемов развития речи, а также форм организации работы по развитию речи.

Дальнейшая работа связана с детальным изучением методики развития словаря, формирования грамматически правильной речи, воспитания звукопроизношения, развития связной речи, ознакомления с художественной литературой, а также основных целей и задач работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Лекционные занятия в рамках изучения данных тем посвящены рассмотрению основных понятий, а также вопросов методики. Выполняя самостоятельную работу, студенты получают представления об особенностях развития данной стороны речи у детей. Проведение семинарских и лабораторных занятий способствует уточнению представлений, связанных с методикой проведения занятий, а также сравнению задач и содержания работы, представленных в различных программах обучения и воспитания дошкольников.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Изучение курса «Методика развития речи» заканчивается на дневном отделении зачетом. В учебно-методическом комплексе предлагаются вопросы к зачету. Зачет может проводиться и в виде компьютерного тестирования. При подведении итогов учитывается посещение лекционных занятий студентами, активное участие их в дискуссиях, своевременность и качество выполнения самостоятельных заданий. При проведении итоговой аттестации на дневном отделении учитывается участие студентов в обсуждении вопросов на семинарских занятиях, качество их ответов и дополнений; также учитывается работа студентов на лабораторных занятиях.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:

1. Психофизиологические основы методики развития речи

2. Психолингвистические основы методики развития речи

3. Психолого-педагогические основы методики развития речи

4. Основные цели и задачи развития речи детей

5. Принципы развития речи детей

6. Основные средства развития речи детей

7. Понятие словарной работы, ее значение для развития детей

8. Развитие лексики в процессе онтогенетического развития

9. Особенности овладения лексическим составом языка детьми (с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи)

10. Задачи и содержание словарной работы с детьми в различных возрастных группах

11. Методы и приемы словарной работы

12. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

13. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи детей

14. Методы и приемы формирования грамматического строя речи

15. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

16. Особенности развития звуковой стороны речи у детей

17. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой стороны речи

18. Этапы, формы и методы воспитания звуковой стороны речи дошкольников

19. Понятие связной речи, ее значение для развития ребенка

20. Виды связной речи. Особенности овладения связной речью ребенком без отклонений в развитии

21. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

22. Рассказ и пересказ. Виды рассказов

23. Обучение детей диалогической речи

24. Задачи и содержание развития связной речи у детей

25. Методы и приемы обучения рассказыванию

26. Методы и приемы обучения пересказу детей с особыми образовательными потребностями

27. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

28. Методика художественного чтения и рассказывания. Методика заучивания стихотворений

29. Виды письменной речи, их механизмы. Формирование письменной речи у детей. Речевая готовность к обучению грамоте

30. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу:

1. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем

2. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение П.К. Анохина о функциональных системах

3. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение А.Р. Лурия о динамической локализации психических функций

4. Психолингвистические основы методики развития речи. Учение о речевой деятельности А.А. Леонтьева

5. Психолингвистические основы методики развития речи. Модель порождения речи И.А. Зимней

6. Психолингвистические основы методики развития речи. Теория порождения речи Т.В. Ахутиной

7. Психолого-педагогические основы методики развития речи

8. Основные цели и задачи развития речи детей

9. Принципы развития речи детей

10. Основные средства развития речи

11. Понятие словарной работы, ее значение для развития детей

12. Развитие лексики в процессе онтогенетического развития

13. Особенности овладения лексическим составом языка детьми с общим недоразвитием речи

14. Задачи и содержание словарной работы

15. Методы и приемы словарной работы

16. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

17. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи

18. Методы и приемы формирования грамматического строя речи

19. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

20. Особенности развития звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями

21. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой стороны речи

22. Этапы, формы и методы воспитания звуковой стороны речи

23. Понятие связной речи, ее значение для развития ребенка

24. Виды связной речи. Особенности овладения связной речью ребенком без отклонений в развитии

25. Особенности развития связной речи у детей с ОНР

26. Рассказ и пересказ. Виды рассказов

27. Обучение детей диалогической речи

28. Задачи и содержание развития связной речи

29. Методы и приемы обучения рассказыванию

30. Методы и приемы обучения пересказу

31. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

32. Методика художественного чтения и рассказывания

33. Методика заучивания стихотворений

34. Виды письменной речи, их механизмы.

35. Формирование письменной речи у детей. Речевая готовность к обучению грамоте

36. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

 


Методическое издание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.025 с.)