Умозаключения и их основные виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умозаключения и их основные виды



Как уже отмечалось ранее, значительная часть научной инфор­мации носит характер выводных суждений, т.е. суждений, не полу­ченных путем непосредственного восприятия каких-то фрагментов действительности, а выведенных из других суждений, которые как бы извлечены из их содержания. Логическим средством получения таких выводных знаний и является умозаключение, т.е. мыслительная опе­рация, посредством которой из некоторого количества заданных суж­дений выводится иное суждение, определенным образом связанное с


исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индук­тивные и дедуктивные.

Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Например: «Все металлы обладают ковкос­тью. Медь — металл. Следовательно, медь обладает ковкостью».

Дедукция выгодно отличается тем, что при истинности исходно­го знания она дает истинное выводное знание. Однако было бы не­верным переоценивать научную значимость дедуктивного метода, по­скольку без получения исходного знания этот метод ничего дать не может. Поэтому ученому прежде всего нужно научиться пользоваться индукцией.

Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делает­ся вывод о классе в целом. Следовательно, разница между индукцией и дедукцией обнаруживается прежде всего в прямо противоположной направленности хода мысли.

Обобщая накапливаемый эмпирический материал, индукция подготавливает почву для выдвижения предположений о причине ис­следуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая получен­ные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический харак­тер и превращает в достоверное знание.

Индукция (или обобщение) бывает полная и частичная. Полная индукция состоит в исследовании каждого случая, входящего в класс явлений, по поводу которого делаются выводы. Подобная возмож­ность представляется редко, поскольку отдельных случаев множество. Таким образом, мы делаем обобщение на основе изучения типичных случаев. Но индукция на основе ограниченного объема данных не приводит к универсальным, или широко применимым, принципи­альным заключениям. Процесс получения средней величины не есть умозаключение, а только перечисление, приводящее к суммарным данным. Впрочем, такие методы очень ценны как ступени, ведущие к окончательным доказательным данным по специальным вопросам. Почти все статистические показатели — суммарный итог отдельных перечней.

Поскольку большинство приводимых в научных текстах показа­телей являются итогом перечней отдельных примеров, есть необходи­мость привести способы обоснованности их использования в таких текстах, основываясь на рекомендациях, даваемых известным амери­канским специалистом по ораторскому искусству Полем П.Сопером в книге «Основы искусства речи».

Первый способ — установить, правилен ли пример, положенный в основу обобщения, поскольку неправильность такого примера может резко подорвать доверие не только к данному обобщению, но и к самому автору научной работы.


Второй способ — выяснить, имеет ли пример отношение к заключе­нию. Допустим, что краска марки А стоит дешевле, чем краска марок Б, В и Г. Казалось бы, неизбежен вывод, что краска марки А выгоднее дру­гих. Но такое заключение было бы неправильным, потому что приве­денные примеры не обладают качеством относимое™ к выводу. Они от­носимы только к заключению, что краска марки А самая дешевая. Луч­шие качества краски других марок делают их более выгодными. Это одна из обычных ошибок в индуктивных заключениях.

Третий способ — определить, достаточно ли приведено примеров. Решение вопроса, достаточно ли взято примеров, зависит от их коли­чества, способа отбора и видоизменяемости. Взяв наугад два случая некомпетентности отечественных бизнесменов, еще нельзя прийти к выводу, что все наши бизнесмены — люди некомпетентные. В России много тысяч предпринимателей. При отборе нескольких примеров большую роль играет фактор случайности. Российские бизнесмены, как и вообще все люди, очень различны.

Четвертый способ -- установить, типичны ли подобранные при­меры. Этот способ проверки имеет прямое отношение к изложенно­му выше. Достаточно или недостаточно примеров, зависит от того, насколько они типичны.

В научных исследованиях объектом нередко выступают единич­ные неповторимые по своим индивидуальным характеристикам со­бытия, предметы и явления. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к умозаключению по аналогии, когда упо­добляют новое единичное явление другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространяют на первое ранее полу­ченную информацию.

В научных исследованиях аналогия приобретает значение важно­го для приумножения научных знаний типа умозаключения. История развития науки и техники показывает, что аналогия послужила осно­вой для многих научных и технических открытий. Особую роль игра­ет умозаключение по аналогии в общественно-исторических науках, приобретая нередко значение единственно возможного исследования. Не располагая достаточным фактическим материалом, историк не­редко объясняет малоизвестные факты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры и политической организации общества.

Далеко не все аналогии логичны, поэтому необходима их про­верка. Существуют два способа их проверки. Первый способ — дей­ствительно ли уместно сравнение явлений? Второй способ — нет ли существенного различия между ними?

Два и более явлений могут быть существенно схожи и все же от­личаться отсутствием подобия, необходимого с точки зрения доказы-

5-6715


ваемого положения. Следующий очевидный абсурд, приводимый в качестве примера во многих учебниках логики, выявляет возможную в этом отношении ошибку: «Киты и слоны — млекопитающие, сле­довательно, и те и другие водятся на суше». Здесь наши обычные знания — защита от подобного ошибочного вывода.

Истина в том, что нет полной логической аналогии, ибо не бы­вает двух совершенно одинаковых совокупностей обстоятельств. Поэ­тому аналогией редко можно пользоваться, не обращаясь к другим видам доказательств. Поэтому рассмотрим другой вариант индук­ции — суждение о причинной зависимости, которое играет особенно важную роль в научном тексте. Именно здесь чаще всего приходится фиксировать смену явлений. Заключение о причине и есть логичес­кое рассуждение о перемене: оно представляет вывод, что при дан­ном положении вещей результатом будет то или иное заключение (от причины к следствию) или что данное положение вещей вызвано из­вестными другими условиями (заключение от следствия к причине). Вариантом этих видов умозаключений будет вывод от следствия к следствию, если у того и другого одна общая причина.

В заключении от причины к следствию причина известна, и из нее выводится следствие. Например: «Стоимость нефти поднялась, следовательно, поднимется цена на бензин».

В заключении от следствия к причине известно следствие, и о причине делается вывод. Например: «У рабочих промышленных предприятий, где зарплата больше, производительность труда выше, чем на предприятиях, где оплата труда меньше. Следовательно, зара­ботная плата — причина разницы в производительности труда».

В каждом спорном случае умозаключения о причинной зависи­мости применяются следующие правила проверки, рекомендуемые уже упоминавшимся американским специалистом по ораторскому искусству Полем П.Сопером.

1. Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предполагаемая причина? Если ответ — «да», то вы не вправе утверждать, что предшествующее явление — единственно воз­можная причина. Или нет никакой связи между двумя явле­ниями, или есть другая возможная причина.

2. Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагае­мая причина налицо? Если ответ — «да», то вы не вправе ут­верждать, что последующее явление есть единственно воз­можное следствие. Или нет никакой связи между двумя явле­ниями, или есть другое возможное следствие.

3. Не представляет ли единственная связь между следствием и его предполагаемой причиной только случайное возникнове­ние одного после другого? Этот способ позволяет выявить ха­рактерное заблуждение в умозаключении о причине, хорошо известное под названием «после этого — следовательно, по


причине этого». Данная ошибка представляет форму беспеч­ного обобщения отрывочных сведений.

4. Нет ли других возможных причин? Волнующая нас причина или ближайший повод явления обычно кажутся более очевид­ными, чем основная причина. Уклонение от установления ос­новной причины — обычная форма уловок.

5. Нет ли других возможных последствий? В большинстве случа­ев заключение от причины к следствию представляет на самом деле предсказание будущих событий. В таких случаях абсолютная проверка невозможна. Так как заключение от причины к следствию имеет в виду будущее, оно подвержено влиянию произвольного мышления, т.е. мышления, которое определяется желаниями и чаяниями. %існив основные варианты индукции, перейдем теперь к умо­заключениям из общего положения, т.е. к дедукции. Дедукция — кратчайший путь к познанию. В этом ее характерное преимущество. Дедукция проста в том смысле, что состоит из трех суждений: 1) об­щего положения, именуемого большой посылкой; 2) связанного с ним суждения, ведущего к его примейению, под названием малой посылки; 3) заключения. Весь этот трехзвенный процесс называется силлогизмом. Например: «Ни один нечестный человек не будет из­бран в совет директоров. Петров —• нечестен. Следовательно, он не будет избран в совет директоров». Сформулированный в таком виде силлогизм — это категорический силлогизм.

Иногда одна из посылок или заключение не указываются. Этот сокращенный силлогизм называется энтимемой. Например: «Наше правительство не умеет работать, потому что все демократические правительства не умеют работать» (опущена малая посылка: наше правительство — демократическое).

Чтобы восстановить энтимему в полный силлогизм, следует ру­ководствоваться следующими правилами:

1) найти заключение и так его сформулировать, чтобы больший и меньший термины были четко выражены;

2) если опущена одна из посылок, установить, какая из них (большая или меньшая) имеется. Это делается путем провер­ки, какой из крайних терминов содержится в этом суждении;

3) зная, какая из посылок опущена, а также зная средний термин (он имеется в той посылке, которая дана), определить оба тер­мина недостающей посылки.

Дедуктивные умозаключения проверяются двумя способами:

1) правильны ли посылки?

2) Следует ли из них данный вывод?

Хотя искусство пользования силлогизмами представляет огром­ную ценность для исследователя, вряд ли целесообразно в этой главе далее их подробно рассматривать. Дело в том, что правила, относя-


щиеся к пользованию силлогизмами, очень сложны. Поэтому тем чи­тателям этой книги, которые стремятся глубже разобраться в методах логического суждения, мы можем рекомендовать обратиться к полно­объемным учебникам логики, которые в последние годы стали изда­ваться в нашей стране в гораздо большем количестве, чем это было раньше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.028 с.)