Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непосредственные умозаключения

Поиск

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Вопросы для семинарских занятий

«Теория аргументации»

 

 

для направления подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Практическое занятие № 1

Тема 2. Понятие как форма мышления (4 часа)

1. Сущность понятия. Способы образования понятий.

2. Основные логические характеристики понятия.

3.. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Обобщение и ограничение понятий.

6 Деление понятий: структура, виды и правила деления.

7. Ошибки при обобщении, ограничении и делении понятий.

8. Определение понятий. Виды определений.

9. Правила и ошибки в определении понятий.

10. Операции с классами.

Упражнения:

1) Укажите смысл и значение следующих терминов:

«самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».

2) Сравните содержания и объемы следующих понятий:

число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;

— студент, студент Московского университета, учащийся;

— человек, знающий все живые европейские языки; человек, знающий все европейские языки.

3) Определите, к каким видам принадлежат следующие понятия: понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный двигатель.

4) Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями:

мужчина, отец, сын, внук;

--- актер, режиссер, драматург, театральный деятель;

— адвокат, юрист, прокурор;

— наука, логика, психология;

— переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек,

знающий немецкий язык.

5) Обобщите и ограничьте следующие понятия: кража, потерпевший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С. Пушкина.

6) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:

а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.

в) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

7) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в следующих примерах и если — нет, то какие ошибки допущены:

а) Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуатации.

б) Кибернетика — не искусство.

в) Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

г) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

8) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов: 1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в преступлении, и мужчина.

5) Назовите понятие, которое соотвествует пересечению классов: 1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3.Музыкальный спектакль и опера.

6) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следующих классов: 1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Частный детектив.

Основная литература: 1) Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. 6-е изд. — М., 2010. Гл.1. § 2,3, 4. Гл.2. § 1–5. Гл.3; 2) Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. — М., 2009. Гл. 1. Разд. 1.1, 1.2, 1.3-1.6; 3) Ивлев Ю.В. Логика. 4-е изд. — М., 2009. Гл. 2. Гл. 7. § 1–4; 6-7) Конверский А.Е. Логика традиционная и современная. — М., 2010. Гл. 1 § 4, 6. Гл. 2, 4, 5. Гл.8. § 1–9.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. — Челябинск, 2010. Гл. 1. Гл.12.

Практическое занятие № 2

Тема 2. Суждение как форма мышления (4 часа)

1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2. Виды простых суждений.

3. Категорические суждения, их классификация.

4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.

6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.

7. Структура сложного суждения.

8. Основы языка логики высказываний.

9. Отношения между сложными суждениями

Упражнения:

1 ) Суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение содержит суждение. Определите, какие из следующих предложений не выражают суждений:

a) «Никогда не разговаривайте с неизвестными». (М. А. Булгаков)

б) «О, как я вам благодарен! — вскричал арестант». (А. Конан Дойль)

в) «Заговорить с ней или нет?» — подумала Алиса». (Л. Кэролл)

г) Всему миру известен город Габрово в Болгарии.

д) «Я — изысканность русской медлительной речи». (К. Бальмонт)

е) «Рукописи не горят». (М. А. Булгаков)

2) Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений:

а) Явление, представляющее собой причину другого явления, предшествует своему действию во времени.

б) Говорящий много часто ошибается.

в) Золотые горы не существуют.

г) Это суждение является простым или сложным.

3) В каждом из приведенных ниже суждений выделите субъект и предикат, укажите вид суждения и распределенность терминов:

а) Тот, кто совершает подлог, не может считаться законопослушным гражданином.

б) Большинство слов в русском языке имеет ударные слоги.

в) Не всякое предложение — суждение.

г) Человек желает счастья.

4) С помощью логического квадрата установите отношения между следующими суждениями:

— Все студенты изучают логику.

— Некоторые студенты не изучают логику.

— Все люди эгоистичны.

— Ни один человек не эгоист.

— Не все люди пишут грамотно.

— Не все люди знают логику.

— Некоторые из них знают логику.

5) Приведите следующие суждения к стандартной форме и уставите в них распределенность терминов:

- Все сделки, соответствующие требованиям закона,

являются действительными.

- Тот, кто совершает подлог, не может считаться

законопослушным гражданином.

- Некоторые выдающиеся математики не приняли

неэвклидову геометрию.

- Некоторые юристы — адвокаты.

- Среди адвокатов есть немало женщин.

6) В атрибутивном суждении «Некоторые осужденные к лишению

свободы — рецидивисты» субъект и предикат:

а) оба распределены,

b) субъект распределен, предикат не распределен,

c) оба не распределены,

d) субъект не распределен, предикат распределен.

7) Установите, какими (логическими или фактическими) являются алетические модальности следующих суждений:

— Возможно, что этот пистолет был орудием преступления.

— Случайно, что свидетелем происшествия оказался Корнилов.

— Необходимо, что если треугольник правильный, то он имеет равные стороны.

— Невозможно, чтобы в случае равенства двух чисел не были бы равны их квадраты.

— Необходимо, что Утренняя Звезда есть Вечерняя звезда (планета Венера).

8) Определите, какое из нижеприведенных сложных суждений имеет логическую форму: (A → B \/ C).

a) Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет.

б) «Если ты сможешь доказать мне свои добрые намерения, то я поверю тебе, или же мне придется вызвать полицию и обвинить тебя в лжесвидетельстве».

в) Если бы Н. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парке.

г) Если выступаешь без подготовки, то говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь.

9) Определите, в каком отношении находятся два следующих суждения: « Экзаменатор был строг, но справедлив» и «Экзаменатор не был ни строгим, ни справедливым»:

a) отношение эквивалентности;

b) отношение логического следования;

c) отношение противоположности;

d) отношение противоречия.

10) Определите логическую форму следующего суждения: «Федя ходит в кино только в том случае, когда там показывают комедию».

Обозначим: А — «Федя ходит (пошел) в кино».

В — «В кино показывают комедию».

Варианты ответа:

a) А & В,

b) А \/ В,

c) А → В,

d) А ≡ В.

Основная литература: 1) Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. 6-е изд. — М., 2010. Гл. 4, 5,6; 2) Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. — М., 2009. Гл. 2. Разд. 2.1, 2.2,2.3,2.4; 3) Ивлев Ю.В. Логика. 4-е изд. — М., 2009. Гл. 3. § 1– 4) Конверский А.Е.Логика традиционная и современная. — М., 2010. Гл. 9. § 1–8, 10-11.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. — Челябинск, 2010. Гл. 2. § 1-3. Гл. 3.Гл.6.

Практическое занятие № 3

Тема 3. Умозаключение как форма мышления(4 часа).

1. Сущность умозаключения. Структура умозаключения. Суждения и умозаключения. Виды умозаключений.

2.. Дедуктивные умозаключения и их виды.

3.. Непосредственные умозаключения.

4.) Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.

5. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов.

6. Индуктивные умозаключения и их виды.

7. Понятия полной, неполной, популярной, статистической, научной индукции.

8. Понятие причинных зависимостей.

9. Методы научной индукции.

10. Умозаключение по аналогии, их виды.

* Возможен выбор одной или двух из тем (на усмотрение преподавателя) для более углубленного рассмотрения.

Упражнения:

В философии существует знаменитая проблема чужого сознания, которую еще Дж. Беркли предлагал решить следующим способом. Мы не можем непосредственно установить наличие сознания у другого человека, а можем судить лишь по внешним признакам. Из внутреннего опыта

нам известно, что наше собственное сознание связано с:

а) обладанием членораздельной речью,

б) адекватной реакцией на речь других людей,

в) адекватной реакцией на действия других людей.

Если мы наблюдаем, что другой человек а) обладает членораздельной речью, б) адекватно реагирует на нашу речь, в) адекватно реагирует на наши действия, то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием.

Определите, какого типа недедуктивное умозаключение здесь использовано:

a) обобщающая индукция;

б) методы установления причинных связей;

в) аналогия.

5) Какие методы использованы в следующих умозаключениях:

а) С увеличением высоты местности над уровнем моря воздух становится все более разреженным. Следовательно, причина затруднения дыхания при подъеме в горы — разреженность воздуха.

б) В прошлом веке считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это мнение опроверг в 1880 г. русский доктор Н. Лунин. Он проделал опыт: одну группу мышей кормил обычной пищей, а другую — очищенными белками и солями. Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод, что животным кроме белков и солей нужно еще что-то. Позднее этот недостающий компонент питания был открыт. Им оказались витамины.

6) Известно, что явлению а предшествуют обстоятельства А, В, С.

Какие опыты нужно проделать и какие данные получить для установления причинной связи между С и А по методу сходства, различия, сопутствующих изменений?

7) Определите, в каких случаях представлено умозаключение по аналогии:

a) «Консерватория в эти часы походила на цирк порой утренней уборки. Пустовали клетки амфитеатров. Медленно наполнялся партер. Насилу загнанная в палки на зимнюю половину, музыка шлепала оттуда лапой по деревянной обшивке органа. Вдруг публика начинала прибывать ровным потоком, точно город очищали неприятелю. Музыку выпускали. Пестрая, несметно ломающаяся, молниеносно множащаяся, она скачками рассыпа-

лась по эстраде». (Пастернак Б.Л. Охранная грамота).

б) Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые. Оба примерно в одно и то же время закончили один и тот же вуз и работали в одинаковой должности. Оба имели манеру переспрашивать собеседника и растягивать слова. Да и внешне они были похожи друг на друга. Вполне можно было предположить, что и характеры их были одинаковы.

в) Сравнение обстоятельств двух последних краж показало, что обе они совершены, скорее всего, одной и той же группой. Этот вывод был сделан на том основании, что в первом и втором случаях в квартиру проникли с помощью отмычки; в обоих случаях преступники находились в квартире не более 5 минут, но взяли самое ценное; кроме того, в обоих случаях примерно в то время, когда были совершены преступления, у подъездов

домов, где жили потерпевшие, были замечены ≪Жигули≫ зеленого цвета.

Основная литература: 1) Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. 6-е изд. — М., 2010. Гл.6, 7. Гл. 8. § 1-3,4-5. Гл.9,10. 2) Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. — М., 2009. Гл. 2, 3, 4. Разд. 4.5; 3) Ивлев Ю.В. Логика. 4-е изд. — М., 2009. Гл. 4,5,6.; 4) Конверский А.Е.Логика традиционная и современная. — М., 2010. Гл. 10. § 1, 3.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логикуи научный метод. — Челябинск, 2010. Гл. 4, 5, 10..

Практическое занятие № 4.

Тема 4. Логические основы теории аргументации (4 часа)

1. Доказательство и аргументация.

2. Структура доказательства и его виды..

4. Понятие опровержения. Виды и способы опровержения.

6. Правила и ошибки в доказательстве.

7. Структура аргументации. Аргументация и критика.

8. Требования к аргументации, типичные логические ошибки.

9. Классификация способов аргументации: аргументация универсальная и контекстуальная.

10. Понятие спора. Виды спора, цели и характерные особенности.

11. Уловки в споре.

12. Вопрос, его структура. Виды вопросов.

13. Ответ, виды ответов.

14. Критерии правильности вопросов и ответов.

15. Вопрос как форма выражения проблемы. Проблема и проблемная ситуация.

16. Гипотеза как форма развития научного знания. Виды гипотез.

17. Версия как вид гипотезы в юридической практике. Методы сравнения версий.

Упражнения:

1) Можно ли считать доказательствами соответствующих тезисов (заключений) следующие рассуждения:

a) Если ниобий — металл, он пластичен. Ниобий — металл. Значит, он пластичен.

б) Лук — оружие дикарей. Это растение — лук. Следовательно, это растение является оружием дикарей.

в) Если число делится на 9, оно делится на 3. Число делится на 3. Значит, оно делится на 9.

г) Если бы глина была металлом, она была бы электропроводна. Но глина не электропроводна. Значит, она не металл.

Отметьте те доказательства, которые являются правильными.

2) Найдите, какую ошибку совершает Аристотель, строя следующее доказательство:

«Тяжелые предметы по природе своей стремятся к центру мира, а легкие — удаляются от него. Опыт показывает нам, что тяжелые предметы стремятся к центру Земли, а легкие удаляются от него. Следовательно, центр Земли — тот же, что и центр мира».

3) Определите, какая ошибка в доказательстве совершена, если для обоснования тезиса «Изучение логики полезно» выдвигается аргумент «Изучение основ теории аргументации оказалось для вас полезным»:

a) «предвосхищение основания»;

б «круг в доказательстве»;

в) «противоречие в аргументах»;

г) «ложное основание».

4) Проанализируйте один из древнейших т.н. «парадокс лжеца» и выясните, есть ли здесь логическая ошибка:

Один критянин заявил, что все критяне — лжецы. Если он сказал правду, то тогда и он — лжец, и, следовательно, он сказал неправду. Получается, что сказавший правду, сказал неправду.

5) Адвокат пытается доказать, что подсудимый не совершал вменяемое ему преступление, рассуждая следующим образом: «Если бы обвиняемый был богат, то этот автомобиль он купил бы. Если ж обвиняемый был бы бесчестен, то он украл бы его. Но обвиняемый не богат и уж ни в коем случае его нельзя отнести к бесчестным. Следовательно, обвиняемый не

покупал и не крал этот злополучный автомобиль».

Установите, какая форма вывода использована и в чем состоит логическая ошибка?

Действительности не близкие нам люди? Правда, если бы отец был богатым человеком, можно было бы с некоторым основанием заподозрить его в том, что он, не будучи в действительности гражданином, дал им деньги, чтобы они назывались его родственниками. Но отец был беден и

Мог доказать, что те самые люди, которых он представлял своими родственниками, выделяли ему часть семейного имущества; разве отсюда не очевидно, что они действительно были родственниками? И разумеется, если бы он не был в родстве ни с кем из них, они не допустили бы его в свой род, дав в придачу еще и имущество».

Прочитайте задание и определите, какой способ доказательства был избран Демосфеном в рассматриваемой речи:

a) Прямое доказательство;

б) Доказательство от противного;

в) Разделительное доказательство ?

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Тестовые задания для текущего контроля успеваемости

«Теория аргументации»

 

 

для направления подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Вопросы для семинарских занятий

«Теория аргументации»

 

 

для направления подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Практическое занятие № 1

Тема 2. Понятие как форма мышления (4 часа)

1. Сущность понятия. Способы образования понятий.

2. Основные логические характеристики понятия.

3.. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Обобщение и ограничение понятий.

6 Деление понятий: структура, виды и правила деления.

7. Ошибки при обобщении, ограничении и делении понятий.

8. Определение понятий. Виды определений.

9. Правила и ошибки в определении понятий.

10. Операции с классами.

Упражнения:

1) Укажите смысл и значение следующих терминов:

«самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».

2) Сравните содержания и объемы следующих понятий:

число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;

— студент, студент Московского университета, учащийся;

— человек, знающий все живые европейские языки; человек, знающий все европейские языки.

3) Определите, к каким видам принадлежат следующие понятия: понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный двигатель.

4) Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями:

мужчина, отец, сын, внук;

--- актер, режиссер, драматург, театральный деятель;

— адвокат, юрист, прокурор;

— наука, логика, психология;

— переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек,

знающий немецкий язык.

5) Обобщите и ограничьте следующие понятия: кража, потерпевший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С. Пушкина.

6) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:

а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.

в) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

7) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в следующих примерах и если — нет, то какие ошибки допущены:

а) Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуатации.

б) Кибернетика — не искусство.

в) Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

г) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

8) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов: 1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в преступлении, и мужчина.

5) Назовите понятие, которое соотвествует пересечению классов: 1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3.Музыкальный спектакль и опера.

6) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следующих классов: 1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Частный детектив.

Основная литература: 1) Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. 6-е изд. — М., 2010. Гл.1. § 2,3, 4. Гл.2. § 1–5. Гл.3; 2) Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. — М., 2009. Гл. 1. Разд. 1.1, 1.2, 1.3-1.6; 3) Ивлев Ю.В. Логика. 4-е изд. — М., 2009. Гл. 2. Гл. 7. § 1–4; 6-7) Конверский А.Е. Логика традиционная и современная. — М., 2010. Гл. 1 § 4, 6. Гл. 2, 4, 5. Гл.8. § 1–9.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. — Челябинск, 2010. Гл. 1. Гл.12.

Практическое занятие № 2

Тема 2. Суждение как форма мышления (4 часа)

1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2. Виды простых суждений.

3. Категорические суждения, их классификация.

4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.

6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.

7. Структура сложного суждения.

8. Основы языка логики высказываний.

9. Отношения между сложными суждениями

Упражнения:

1 ) Суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение содержит суждение. Определите, какие из следующих предложений не выражают суждений:

a) «Никогда не разговаривайте с неизвестными». (М. А. Булгаков)

б) «О, как я вам благодарен! — вскричал арестант». (А. Конан Дойль)

в) «Заговорить с ней или нет?» — подумала Алиса». (Л. Кэролл)

г) Всему миру известен город Габрово в Болгарии.

д) «Я — изысканность русской медлительной речи». (К. Бальмонт)

е) «Рукописи не горят». (М. А. Булгаков)

2) Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений:

а) Явление, представляющее собой причину другого явления, предшествует своему действию во времени.

б) Говорящий много часто ошибается.

в) Золотые горы не существуют.

г) Это суждение является простым или сложным.

3) В каждом из приведенных ниже суждений выделите субъект и предикат, укажите вид суждения и распределенность терминов:

а) Тот, кто совершает подлог, не может считаться законопослушным гражданином.

б) Большинство слов в русском языке имеет ударные слоги.

в) Не всякое предложение — суждение.

г) Человек желает счастья.

4) С помощью логического квадрата установите отношения между следующими суждениями:

— Все студенты изучают логику.

— Некоторые студенты не изучают логику.

— Все люди эгоистичны.

— Ни один человек не эгоист.

— Не все люди пишут грамотно.

— Не все люди знают логику.

— Некоторые из них знают логику.

5) Приведите следующие суждения к стандартной форме и уставите в них распределенность терминов:

- Все сделки, соответствующие требованиям закона,

являются действительными.

- Тот, кто совершает подлог, не может считаться

законопослушным гражданином.

- Некоторые выдающиеся математики не приняли

неэвклидову геометрию.

- Некоторые юристы — адвокаты.

- Среди адвокатов есть немало женщин.

6) В атрибутивном суждении «Некоторые осужденные к лишению

свободы — рецидивисты» субъект и предикат:

а) оба распределены,

b) субъект распределен, предикат не распределен,

c) оба не распределены,

d) субъект не распределен, предикат распределен.

7) Установите, какими (логическими или фактическими) являются алетические модальности следующих суждений:

— Возможно, что этот пистолет был орудием преступления.

— Случайно, что свидетелем происшествия оказался Корнилов.

— Необходимо, что если треугольник правильный, то он имеет равные стороны.

— Невозможно, чтобы в случае равенства двух чисел не были бы равны их квадраты.

— Необходимо, что Утренняя Звезда есть Вечерняя звезда (планета Венера).

8) Определите, какое из нижеприведенных сложных суждений имеет логическую форму: (A → B \/ C).

a) Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет.

б) «Если ты сможешь доказать мне свои добрые намерения, то я поверю тебе, или же мне придется вызвать полицию и обвинить тебя в лжесвидетельстве».

в) Если бы Н. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парке.

г) Если выступаешь без подготовки, то говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь.

9) Определите, в каком отношении находятся два следующих суждения: « Экзаменатор был строг, но справедлив» и «Экзаменатор не был ни строгим, ни справедливым»:

a) отношение эквивалентности;

b) отношение логического следования;

c) отношение противоположности;

d) отношение противоречия.

10) Определите логическую форму следующего суждения: «Федя ходит в кино только в том случае, когда там показывают комедию».

Обозначим: А — «Федя ходит (пошел) в кино».

В — «В кино показывают комедию».

Варианты ответа:

a) А & В,

b) А \/ В,

c) А → В,

d) А ≡ В.

Основная литература: 1) Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. 6-е изд. — М., 2010. Гл. 4, 5,6; 2) Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. — М., 2009. Гл. 2. Разд. 2.1, 2.2,2.3,2.4; 3) Ивлев Ю.В. Логика. 4-е изд. — М., 2009. Гл. 3. § 1– 4) Конверский А.Е.Логика традиционная и современная. — М., 2010. Гл. 9. § 1–8, 10-11.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. — Челябинск, 2010. Гл. 2. § 1-3. Гл. 3.Гл.6.

Практическое занятие № 3

Тема 3. Умозаключение как форма мышления(4 часа).

1. Сущность умозаключения. Структура умозаключения. Суждения и умозаключения. Виды умозаключений.

2.. Дедуктивные умозаключения и их виды.

3.. Непосредственные умозаключения.

4.) Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.

5. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов.

6. Индуктивные умозаключения и их виды.

7. Понятия полной, неполной, популярной, статистической, научной индукции.

8. Понятие причинных зависимостей.

9. Методы научной индукции.

10. Умозаключение по аналогии, их виды.

* Возможен выбор одной или двух из тем (на усмотрение преподавателя) для более углубленного рассмотрения.

Упражнения:

Непосредственные умозаключения

1) Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующих посылок:

а) Ни один материалист не отрицает познаваемости мира.

б) Все силлогизмы являются умозаключениями.

в) Некоторые дети хорошо рисуют.

г) Некоторые животные не являются хищниками.

2) Определите, какое из перечисленных ниже суждений является правильным превращением суждения «Некоторые студенты не являются военнообязанными»:

a) Некоторые студенты являются невоеннообязанными.

б) Все студенты не являются невоеннообязанными.

в) Некоторые студенты являются военнообязанными.

3) Укажите правильное обращение суждения «Ни один ученик пятого класса не знает высшей математики»:

a) Все, не знающие высшей математики, являются учениками пятого класса.

б) Некоторые ученики пятого класса не знают высшей математики.

в) Ни один человек, знающий высшую математику, не является учеником пятого класса.

г) Некоторые, знающие высшую математику, не являются учениками пятого класса.

4) Определите, правильно ли проведено противопоставление предикату в следующем примере: «Все млекопитающие — позвоночные животные».

Выберите правильный вариант противопоставления:

a) Ни одно позвоночное животное не является немлекопитающим.

б) Некоторые позвоночные животные не являются млекопитающими.

в) Некоторые беспозвоночные животные не являются млекопитающими.

г) Ни одно беспозвоночное животное не является млекопитающим.

5) Определите, какие суждения соответствуют указанным видам непосредственных умозаключений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.142 (0.015 с.)