Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Дедуктивные умозаключения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие умозаключения. Необходимые и вероятностные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату. Простой категорический силлогизм: состав и общие правила (правила терминов и посылок). Фигуры силлогизма, особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема), порядок восстановления силлогизма из энтимемы. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Выводы из сложных суждений. Условный силлогизм. Условно-категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы. Разделительное и разделительно-категорическое умозаключение. Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы условно-категорического умозаключения. Условно-разделительный силлогизм (леммы): дилемма, трилемма, полилемма. Конструктивные и деструктивные дилеммы и трилемма. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Самостоятельная работа 1. Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом; подготовка к практическому занятию; подготовка тематического кроссворда Контрольные вопросы - Что такое дедуктивное умозаключение? - Что такое непосредственное умозаключение? - Какие существуют виды непосредственного умозаключения и в чем их суть? - Что такое простой категорический силлогизм? - Каковы общие правила построения категорического силлогизма? - По каким признакам выделяют фигуры силлогизма? - В чем сущность фигур силлогизма и каковы их правила? - Что такое модус простого категорического силлогизма? - Что такое энтимема и в чем ее сущность? - На какие виды делятся выводы из сложных суждений? - Что такое условное умозаключение? - Что такое условно-категорический силлогизм и каковы его правила? - Что такое разделительно-категорический силлогизм и каковы его правила? - Какие существуют виды условно–разделительного умозаключения? 3. Для формирования умений: · решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.3,4. С.48-93. Базовая литература 1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001. Основная литература 1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Дополнительная литература 1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000. 3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996. 4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000. Тема 6. Правдоподобные умозаключения. Понятие логической вероятности. Особенности вывода, получаемого в вероятностных умозаключениях (не достоверность, а лишь правдоподобие). Индукция, ее основания и правила. Виды индукции: полная и неполная. Виды неполной индукции: индукция через простое перечисление, статистическая неполная индукция, научная индукция. Условия применения неполной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: строгая и нестрогая аналогия. Требования, предъявляемые к умозаключению по нестрогой аналогии для повышения степени вероятности заключений. Ложная аналогия как вид недостоверного знания. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Самостоятельная работа 1. Для овладения знаниями: · Конспектирование учебника. Темы: а) Понятие логической вероятности. б) Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: строгая и нестрогая аналогия. Требования, предъявляемые к умозаключению по нестрогой аналогии для повышения степени вероятности заключений. Ложная аналогия как вид недостоверного знания 2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом, подготовка к практическому занятию. Контрольные вопросы - Что такое индукция, в чем ее суть? - Чем полная индукция отличается от неполной? - Какие существуют виды индукции? - В сущность методов научной индукции, их правила? - Что такое аналогия? 3. Для формирования умений: · решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.5. С.94-108. Базовая литература 1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001. Основная литература 1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Дополнительная литература 1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000. 3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996. 4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000. Тема 7. Доказательство и опровержение. Логическая природа доказательства. Доказательство как вид аргументации (полное обоснование какого-либо утверждения). Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное. Правила доказательства. Требования, выдвигаемые к тезису, к аргументам, к форме доказательства и ошибки, связанные с их нарушением. Опровержение. Виды опровержения. Правила и ошибки в опровержении. Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении. Студент должен знать:
Студент должен уметь: 1. Грамотно обосновывать свои суждения 2. Формировать сознательные убеждения 3. Доказательно рассуждать 4. Выявлять ошибки в доказательстве или опровержение оппонента Самостоятельная работа 1. Для овладения знаниями: · Конспектирование учебника. Темы: а) Правила и ошибки в аргументации с приведением примеров. б) Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении. 2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом, подготовка к практическому занятию. Контрольные вопросы - Что такое доказательство? - В чем отличие прямого доказательства от косвенного? - В какой форме строится демонстрация и какие ошибки возможные в демонстрации? - Какие правила выдвигаются к тезису и к каким ошибкам ведет нарушений правил тезиса? - Что такое опровержение? - Какие существуют виды опровержений? - К каким ошибкам может привести нарушение правил опровержения?
3. Для формирования умений: · решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.6. С.108-162. Базовая литература 1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001. Основная литература 1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Дополнительная литература 1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000. 3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996. 4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000. Тема 8. Гипотеза. Понятие гипотезы, ее роль в развитии знания. Процесс формулировки и выдвижения гипотез. Требования, повышающие степень надежности гипотез. Виды гипотез, выделяемые по степени общности: общая, частная, единичная. Самостоятельная работа 1. Для овладения знаниями: · Конспектирование учебника. Темы: а) Процесс формулировки и выдвижения гипотез. б)Способы проверки гипотез. 2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом. Контрольные вопросы - Что такое гипотеза, чем она отличается от догадки? - Каков логический механизм построения гипотезы? - Каким образом происходит подтверждение или опровержение гипотезы? - Какие виды гипотез существуют? 3. Для формирования умений: I.Проанализируйте следующие фрагменты и выясните, излагаются ли в них гипотезы, обоснованы ли они?
(Т.Р. Мальтус);
Нет! Следовательно, кому-то второму, третьему, энному... придется уйти или быть уничтоженным. (Т.Р. Мальтус);
Биолог Э. Майер (Гарвард): До неандертальского этапа эволюции интеллект развивался бурно потому, что наиболее сообразительные мужчины становились вожаками группы и имели нескольких жен. Больше жен - больше детей. Следующие поколения получали непропорционально большую долю членов наиболее развитых индивидов. Когда численность охотниче-собирательских групп настолько возросла, что отцовство перестало быть привилегией наиболее сообразительных (а это произошло как раз 100 тысяч лет назад), рост интеллекта прекратился. Таким образом, генетическое наследие ― особо развитый интеллект, составляло не основную, а лишь небольшую часть общего генетического наследия всей группы, а потому не имело решающего значения. Антрополог Л. Брейс (Мичиган); Человеческая культура в неандертальские времена достигла той стадии, когда все члены группы, восприняв коллективный опыт и навыки, получили примерно равные шансы на выживание. Если речь к тому времени была достаточно развита и интеллект достиг уровня, когда наименее способный мог выучиться необходимому для выживания, исключительная сообразительность перестала быть эволюционным преимуществом. Отдельные индивиды, безусловно, проявляли особую изобретательность, но их идеи становились достоянием всей группы и выгоду получала вся группа. Таким образом, интеллект человека в целом стабилизировался. II. Все ли версии учтены, выполнены ли требования, предъявляемые к версии:
Выдвинули версию, что в краже магазина участвовал Виктор. Был объявлен его розыск;
Было выдвинуто предположение, что убийцей является Б. III. Достаточно ли фактов, и какие факты повысили бы вероятность гипотезы:
Базовая литература 1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001. Дополнительная литература 1.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000. 2.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000. Тема 9. Рациональный спор. Определение рационального спора. Разновидности споров (по цели, по количеству участников). Условия рационального спора. Тактические приемы спора: лояльные и нелояльные. Нелояльные аргументы. 1. Для овладения знаниями: 1. Конспектирование учебника. Темы: а) Процесс формулировки и выдвижения гипотез. б)Способы проверки гипотез. 2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом, подготовка к практическому занятию. Контрольные вопросы - Что такое спор? - Что изучает наука эристика? - Какие выделяют разновидности споров? - В чем специфика рационального спора? - Какие тактические приемы спора считаются лояльными (корректными)? - Какие приемы спора считают нелояльными (некорректными)? 3. Для формирования умений: 1. Проанализировать спор (фактический материал подбирается самими студентами из художественных произведений, научных статей и дискурсов) Основная литература. 1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000. 3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.007 с.) |