Эмпирические методы чувственного уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирические методы чувственного уровня



Внутренняя структура эмпирического уровня представляется в виде двух блоков: блок наблюдений и экспериментов и блок познавательных процедур, содержащих процессы перехода от полученных данных к фактам и эмпирическим зависимостям.

Основными понятиями данного уровня считаются: наблюдение, описание, эксперимент, измерение, познавательные процедуры, факт. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение

Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Наблюдение как способ изучения явлений можно разделить по его «месту» в познавательном процессе. Во-первых, наблюдение можно представить в виде целостного способа изучения объектов реальной действительности, находящихся в естественных условиях, например: астрономические наблюдения, биологические, социальные. Это наблюдение объекта исследования или явления без вмешательства во что бы то ни было, связанное с ними. Во-вторых, наблюдение является самостоятельным процессом, связанным с исследованием, т.е. как этап эксперимента. Если в первом случае наблюдается весь комплекс свойств объекта или явления, то во втором наблюдение детерминировано условием эксперимента.

Отметим, что мы рассматриваем наблюдение, как научное наблюдение, т.е. как целенаправленное и систематическое восприятие реальной действительности. В связи с этим можно говорить о разделении наблюдений на случайные и систематические.

Можно считать, что случайное наблюдение это не преднамеренное и не целенаправленное наблюдение, состоящее из определенного действия, более всего вызванного любопытством или интересом к какому-либо явлению. Здесь, очевидно, большую роль играют чувственное познание. Можно представить ситуации, когда наблюдение будет случайным; например, прикоснувшись к скале, человек обнаружил, что она теплая и, сопоставив с тем, что светит Солнце, сделал соответствующий вывод; стоя на берегу и глядя на удаляющийся корабль, человек заметил, как исчезает сначала корпус, затем мачты и сделал соответствующий вывод.

Можно сказать, что систематическое наблюдение первоначально провоцируется случайным. Случайное наблюдение, сделанное в определенной обстановке и в определенном психическом состоянии человеком, может заинтересовать (заставить обратить его внимание) и спровоцировать на постоянное или систематическое наблюдение.

Как правило, такие целенаправленные наблюдения можно рассматривать двояко, в зависимости от того, каким образом мы их проводим. Здесь речь идет об использовании различных вспомогательных устройств, т. н. приборов наблюдения или «посредников» между субъектом и объектом наблюдения. В первом случае используемые средства наблюдения играют пассивную роль, не вмешиваясь в реальную действительность. В качестве примера можно привести телескопы, микроскопы, а также использование такой ситуации, когда при определенных природных обстоятельствах выявляется то или иное наблюдаемое явление. Во втором случае систематические наблюдения проводят с использованием средств наблюдения, которые каким-либо образом воздействуют на объект изучения или создают контролируемую ситуацию. Такое систематическое наблюдение уже будет являться частью эксперимента.

Измерение

Важным компонентом познавательного процесса является действие, которое выполняется при проведении эксперимента или при изучении какого-либо явления. Это действие заключается в сравнении измеряемой величины с некоторым эталоном, стандартом и называется измерением.

Измерение представляет собой деятельность, которая включает в себя создание и использование в качестве средств измерения определенной измерительной техники, средств обработки получаемых данных, основанных на некоторых теоретических предпосылках и использующих определенные физические процессы. Понятно, что разработка и изготовление объектов измерительной техники основано на предшествующем эмпирическом и теоретическом базисе.

Как известно приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций – счетом и измерением. В операции счета определяются числовые параметры группы, состоящей из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения [29, с. 283-284].

При измерении сопоставляются качественно одинаковые характеристики. Здесь особая роль отводится эталону, насколько он применим к максимально большему числу аналогичных процессов. Естествоиспытатели знают, что в процессе развития науки неоднократно менялись как базовые эталоны, так и применяемые системы СГС, СИ, МКС и другие. Кроме того, сам эталон также менялся – например, эталон длины: от локтя до платинового метра и, наконец, длина электромагнитной волны в вакууме, соответствующая переходу между уровнями 2р10 и 5d5 атома криптона – 86.

Эффективность процесса измерения зависит от того, как мы понимаем и осознаем этот процесс и при этом знаем, что измеряем, чем измеряем и каким образом. Что измеряем – это вопрос плана эксперимента, чем измеряем – это вопрос средств измерения, а каким образом – это методология или метод исследования.

В связи с последним можно классифицировать измерения на прямые и косвенные. К прямым относятся измерения,которыеопределяют непосредственно характеристики объекта или явления путем сравнения с эталоном. Например, определение длины тела посредством линейки, определение веса посредством весов и т. п. Косвенное измерение при определении измеряемой величины использует опосредующий процесс, в качестве которого может выступать эмпирически найденная или теоретически выведенная зависимость. В качестве примера можно привести измерение расстояния до космических объектов, определение концентрации метала в сплаве при спектральном анализе и т. п.

Сравнение –познавательная операция,лежащая в основесуждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить – это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение.

Счет это нахождение числа,определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

 

«Опыт никогда не ошибается, ошибаются

только суждения ваши, которые ждут от него

вещей, не находящегося в его власти».

Леонардо да Винчи

Эксперимент представляет собой базовой основой всейнауки. В общем случае под экспериментом подразумевают действия, направленные на искусственное создание условий для осуществления того или иного явления и для наблюдения этого явления в условиях, по возможности наиболее чистых, т.е. не осложняемых другими явлениями. Понятие «эксперимент» синонимично понятиям «опыт», «целенаправленное наблюдение», «воспроизведение объекта познания» и т. п.

Основная цель эксперимента это выявление свойств исследуемого объекта, проверка выдвигаемых гипотез и более глубокое изучение явления. Рассматривая эксперимент как часть научного исследования, выделим следующие элементы: субъект познания или исследователь, объект исследования и средства эксперимента. С другой стороны, эксперимент проводится целенаправленно, имея предварительно план проведения, в котором описаны цель, средства, порядок действий, условия и т. п.; средства для проведения эксперимента включают, как правило, следующие составляющие: испытательная аппаратура, измерительные приборы, регистрирующие приборы и образец для испытаний или объект исследования.

Эксперимент, как метод эмпирического уровня познания, позволяет осуществлять следующие операции:

- конструктивизацию объекта: вычленение объекта или предмета исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде;

- эмпирическую интерпретацию исходных теоретических понятий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;

- целенаправленное воздействие на объект: планомерное изменение, варьирование, комбинирование различных условий в целях получения искомого результата;

- многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию данных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объекты класса, не подвергнутые исследованию [29, с. 284-285].

Типология эксперимента определяется его назначением [33, с. 244-252]. По способу формирования условий различают естественный и искусственный эксперименты.Естественныйэксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования. Это больше относится к биологическим, социальным, педагогическим и психологическим наукам. Искусственный эксперимент предусматривает формирование искусственных условий для его проведения, как правило, применяемых в естественных и технических науках.

В зависимости от цели исследования эксперименты могут подразделяться на преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые и решающие. Преобразующий эксперимент создает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формированием новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений, в результате которого, констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных факторов. Контролирующий эксперимент предназначен для контроля за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, когда затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другим.

По организации проведения различают эксперименты лабораторные, натурные, полевые, производственные и др. Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов и т. п. и, как правило, изучается не сам объект, а его образец. Натурный эксперимент проводится в естественных условиях и на реальных объектах. Они в свою очередь могут подразделяться на производственные, полевые, полигонные и т.п.

По структуре изучаемых явлений и объектов эксперименты могут быть простыми и сложными. Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции. В сложном эксперименте изучаются явления и объекты с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.

По характеру внешних воздействий на объект исследования эксперименты разделяются на вещественные, энергетические и информационные. По характеру внешних воздействий средства экспериментального исследования с объектом исследования эксперимент может быть обычным или модельным. По типу моделей, исследуемых в эксперименте – материальным или мыслительным. Эксперименты могут различаться по контролируемым величинам (пассивный и активный), по числу варьируемых факторов (однофакторный и многофакторный)и т.п.

Из вышеприведенного следует, что для классификации эксперимента могут быть использованы и другие признаки.

После наблюдения и проведения эксперимента наступает стадия описания. Описание – функция научного познания, фиксирование посредством естественного или искусственных языков элементного состава, свойств, отношений, связей исследуемых объектов, их взаимоотношений со средой, поведения, изменений. Описание – результат наблюдения и эксперимента. Описание как эмпирический этап научного познания предшествует теоретическому познанию [43, с. 444].

Можно сказать, что описание является фактообразующей деятельностью. Получив данные наблюдений, исследователь проводит ряд процедур, направленных на обоснование эмпирического факта. Этот комплекс действий начинается с фиксации (описания) результатов измерений при проведении эксперимента в журнале испытаний (иначе – протокол наблюдений, протокольные предложения и т. п.), где регистрируется все, что относится к эксперименту.

Дальнейшие действия можно охарактеризовать, как процедуры перехода к эмпирическим зависимостям.Они включают всебя ряд методов математической обработки данных: определение статических показателей, определение ошибок эксперимента и погрешности опыта, случайные ошибки, грубые промахи и т. п. При обработке данных выявляются функциональные зависимости. Следующий этап – это интерпретация полученных данных на основе имеющегося теоретического знания.

В результате этой работы мы получаем подтвержденный экспертом научный факт. Заметим, что сама научная деятельность, любое научное исследование начинается со сбора, обобщения и систематизации имеющихся фактов. Они определяют постановку задачи исследования, план эксперимента, применяемые методики и т. д. Само понятие «научный факт» в общепринятом контексте подразумевает знание о каким-либо событии, явлении, достоверность которого научно доказана. Отметим, что факт тогда становится научным, когда он является элементом конкретной науки, т. е. он «теоретически нагружен».

Теоретические методы

Формализация –отображение содержательного знания взнаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков.

Аксиоматический метод –способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам.

Гипотетико-дедуктивный метод –метод,сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Общелогические методы

Анализ –метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т. д.) на составные части. В связи с этим анализ составляет основу аналитического метода исследований.

Синтез –метод научного познания,в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т. д. На втором – исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное в сложном. Существуют определенные виды абстрагирования (отождествление, изолирование, конструктивизация и др.).

Идеализация –это мысленное конструирование объектов,которые практически неосуществимы. В результате идеализации реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

Обобщение определение общего понятия,в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.

Индукция –метод научного познания,представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента, получения общего вывода на основании частных посылок; движение от частного к общему. Виды индукций: популярная, неполная, полная, научная, математическая.

Дедукция метод научного познания,представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний; вывод от общего к частному.

Абдукция –это умозаключение от эмпирических фактов кобъясняющей их гипотезе.

Аналогия –метод познания,при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-либо существенным свойствам. Аналогия бывает: прямая, символическая, личная, фантастическая, физическая, математическая.

Моделирование метод опосредованного исследования,позволяющий на основе изучения модели получить знания об интересующем нас объекте, для которого строилась модель. Иначе говоря, это изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал.

Системный подход –совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. В широком смысле слова это такой метод исследования окружающего нас мира, при котором интересующие нас предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования.

Вероятностные (статистические) методы –методы,основанные на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

Структурно-функциональный (структурный) метод –метод, основанный на выделении в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Следует отметить, что в науке на базе новых знаний развиваются и другие подходы и методы, такие как: кибернетический, информационный, конструктивный, синергетический и комплексный.

Методология

Причины, породившие методологию: сложность структуры эмпирического и теоретического знания, способы его обоснования и проверки; тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами; сопряжение результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента» [29, с. 225].

«В самом общем виде задачу методологии научного познания можно обозначить как построение методов создания научных теорий» [8, с. 25].

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [43, с. 359].

«Единство общенаучного и философского уровней познания лежит в основе дисциплины, получившей название методологии научного познания. Она может быть определена как философскоеучение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания. …Ее назначение – выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику» [29, с. 226].

К кругу основных проблем общей методологии науки можно отнести следующие.

1. Проблема предмета общей методологии науки, ее соотношение с философией, гносеологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением, историей науки и т. д.

2. Проблема построения методологической картины (образа, модели) науки, ее структуры, ее функций в обществе, механизмов формирования нового знания, выдвижения новых научных идей.

3. Проблема выделения методологической деятельности ученых в отличие от их предметной деятельности…

4. Проблема фиксации и описания конкретных образцов методологической деятельности ученых, особенности процедуры методологического поиска, построения методологических аналогий, выработки методологических установок и формулировки методологических принципов конкретного научного исследования.

5. Проблема типологии методологической деятельности ученых и методологических проблем науки с целью разработки общих схем методологической деятельности разных типов…

6. Проблема выявления и формулировки методологических регулятивов, направляющих научный поиск, типа принципа соответствия, принципа наблюдаемости или принципа дополнительности [38, с. 130-131].

Розин В. М. обращает внимание на то, какие проблемы будет решать современная методология. Это: проблема преодоления натурализма философского и методологического мышления; проблема реальности; проблема выработки нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям; проблема антропологического и психологического горизонтов; проблема высшего мира, Космоса, Культуры, Реальности, т. е. того целого, которое едино для всех людей [36, с. 62].

«Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.» [43, с. 359-360].

«Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов миро-воззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике» [33, с. 54]. И там же. «В методологии выявляются две взаимосвязанные функции: 1)обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира; 2) определение подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая – частная».

«В широком смысле слова методология – необходимое условие любого типа деятельности. …Вычленяя наиболее крупные элементы структуры современной методологии науки, можно заметить, по крайней мере, три таких уровня. Прежде всего, это уровень философской методологии. На этом уровне происходит освоение, развитие и применение классических философских идей в научном творчестве. …Далее необходимо констатировать, что существует уровень специально научной методологии. …Третий уровень методологии содержит в себе систему методологических принципов, задающих определенные требования к теоретическому знанию. …Иногда речь идет об общефилософском, общенаучном и частнонаучном уровнях. Иначе говоря, предлагается вычленение уровней общности внутри философского знания» [28, с. 20-23]. К методологическим принципам авторы относят: принципы: объяснения; простоты; единство физической картины мира как методологический принцип; математизация как принцип единства физических теорий; сохранения; симметрии; соответствия; дополнительности; наблюдаемости и элементности.

«Существуют различные уровни методологического анализа. Конкретно-научная методология со своими методиками имеет дело с техническими приемами, предписаниями, нормативами, формулирует принципы, методы конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их. Другой уровень – общенаучная методология как учение о принципах,методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования. Это, например, методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент; общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.; а также такие формы знания, как понятия и законы, гипотезы и теории. Возникнув как приемы и формы, используемые конкретными исследователями, они затем используются другими учеными в различных областях знания, т. е. получают научную и культурно-историческую апробацию, что дает им статус всеобщих или общенаучных методов. Это приближает общенаучную методологию к уровню философского анализа знания, и тогда в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания выступают философские идеи, положения, способы умозрения и рефлексии, которые при определенных условиях могут быть применены к изучению научно-познавательной деятельности» [29, с. 225-226].

«…четко определились разные направления в понимании природы методологии как особой деятельности и как знания. Критерием для разграничения основных подходов может служить система субъектно-объектных отношений в практической деятельности и роль знания в ней».

Применяя данный критерий, выделим онто-методологический подход, разработанный В. П. Брянским, согласно которому методологией является структура процедур исследования, их последовательность, строение знания, полученного в результате применения процедур, осознаваемых в метаисследовании и обусловленных онтологическими свойствами и отношениями объекта познания и практики. В определенном смысле противоположной является трактовка природы методологии как средств и нормативов деятельности в форме знания, ориентирующих совокупность действий субъекта, необходимых для получения предполагаемого результата. …Сторонники третьего информационного направления в трактовке природы методологии, разработанного Э. Г. Юдиным и Б. Г. Юдиным, видят ее специфику в программирующей роли знания в процессе организации деятельности, ее средств, ее структуры, в которой само знание является результатом, необходимым условием, предпосылкой деятельности. …Все выделенные нами подходы верно видят специфику методологической деятельности и знания в их регулятивной, программирующей, организующей и рефлексивной функциях в системе управления деятельностью субъекта познания и практики. Это и есть методология в широком смысле понятия» [46, с. 82-83].

«Механизм взаимодействия философии и частных наук реализуется через взаимосвязь относительно самостоятельных уровней методологической деятельности, которую выполняет исследователь в ходе поиска новой методологии. Такими уровнями методологической работы и анализа являются следующие: исходный уровень – методология решения данной фундаментальной проблемы; внутринаучный уровень – методология исследования в данной науке; философский уровень – методология научного познания и деятельности» [46, с. 99].

«Как видим, постепенно складывается концепция много-уровневой методологии,в соответствии с которой нарастаниемасштаба методологических функций различных типов научного знания происходит в таком порядке: от частнонаучного уровня к

региональному, далее к общенаучному и от него – к философскому» [10, с. 212-223].

Розова С. С. [38, с. 132] выделяет «два слоя в методологии науки: слой «методологической практики»– это методологическая деятельность ученых и специалистов в области частной методологии науки, ставящих, обсуждающих и решающих конкретные методологические проблемы. Продуктом этой деятельности являются образцы новых задач, новых методов, новых подходов, короче – новые нормативы научного исследования. Наряду с ним в методологии науки существует теоретический слой, представляющий собой обобщение и схематизацию опыта методологической практики и создание на ее базе средств методологической деятельности».

Там же [38, с. 123], она предлагает разделять методологическую и методическую деятельности. «Методологическая деятельность –это деятельность в условиях отсутствия специализированных методов, когда нет четких и ясных указаний к ее осуществлению. Это всегда поиск, эвристика, в то время как методическая деятельность –это,как правило,деятельность поопределенным шаблонам и нормам и тем самым деятельность в условиях наличия специализированных методов».

Методика

О разнице методологии и методики говорится и в работе Г. А. Подкорытова [34, с. 158-168]. «Термин «методика» неоднозначен. Им обозначаются как характерные черты самой практической или научной деятельности, так и одно из средств достижения результатов этой деятельности. …Метод и методика являются самостоятельными компонентами в исследовательской работе, определенными средствами научного познания, имеющими специфическое содержание. …В реальном познании методика – это специальная техника наблюдения, эксперимента, измерения. …Методология и методика представляют собой вполне самостоятельные формы познания, характеризующиеся специфическими признаками. Методология не может быть сведена к совокупности приемов и процедур частнонаучного исследования. Систему исследовательских технических приемов правильнее называть не методологией, а методикой. Частные приемы познания действительности, основывающиеся на инструментальном исследовании и включающие в себя рабочие навыки, технику обработки фактического материала, нацеленные, как правило, на аналитическое изучение предметов и явлений, их отдельных отношений и свойств, никак не могут выступать в роли методологии, задача которой – дать единую систему общих теоретических принципов, философских и частнонаучных методов решения научных вопросов. Всякая наука имеет единую методологию, но располагает различными методиками».

«В методической деятельности осуществляется реализация специальных методологических рекомендаций. Методики, справочники, каталоги, типовые расчеты, стандарты и рабочие инструкции регламентируют практическую (в частности, исследовательскую и проектную) деятельность» [8, с. 30].

Средства познания

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания – материальные, математические, логические, языковые. …С возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения и эксперимента. …Развитие математических средств познания привело к возникновению особых познания – количественных методов анализа, методов математического моделирования, математической гипотезы, приближенного расчета и т. д. Логико-языковые средства познания требуют разработки методов действий с языком науки, контроля за процессами рассуждений и доказательств, методов формализации и т. д. …Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, математические, логические средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных целей [7, с. 136-138].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.04 с.)