Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты научного познания

Поиск

Результатом познания является приобретаемое знание. В явном виде экспликация понятия «научное знание» в литературе не дается. Рассматривается понятие «знание», в неявной, либо в явной форме; говорится о знании, относящемся к науке. Так, например, утверждается, что «высшая форма организации знания – теория или системы теорий, объединяемые в научные дисциплины. Процессы развития знания характеризуются движением от незнания к знанию, переходом от донаучного к научному знанию, сменой научных теорий» [43, с. 199].

Копнин П. В. дает более развернутую картину понятия «знание»: «знание – необходимый элемент и предпосылка практической деятельности человека. Знание – это совокупность идей человека, в которых он выражает свое теоретическое освоение предметом. Знание – форма деятельности субъекта, в которой целесообразно, практически – направленно отражены вещи, процессы объективной реальности. Знание как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы» [13, с. 296-307].

«Новейшем философском словаре» понятие «знание» подразделяется на два типа по уровню его функционирования: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское и т.д.) [32, с. 392]. Общеизвестно разделение знания на донаучное, научное и вненаучное. «Знание – отражение объективных характеристик действительности в сознании человека» [43, с. 199]. Иная трактовка дана С. А. Лебедевым: «знание – кодифицируемая и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и не-явное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное и др.» [19, с. 69]. Иногда, выясняя какое знание является первичным, базисным, к основным относят перцептивное знание (чувственно данное), повседневное знание (здравый смысл) и научное знание. «Можно сформулировать следующие тезисы об этих видах знания [42, с. 409]:

- чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности. Они выражают исходный контакт человека с реальностью. В этом отношении ничего более первичного нет;

- знание здравого смысла первично в концептуальном отношении. Именно в среде объектов обычного практического опыта сложился наш язык, сформировались наши основные понятия, в том числе и широко используемые в науке;

- знание об объектах науки, особенно о микрочастицах (электронах, атомах и т.п.) первично в онтологическом отношении. Мы полагаем, что законы поведения этих объектов дают наиболее достоверное и согласованное объяснение того, почему в мире существуют камни, деревья, столы … люди – с их органами чувств и чувственными данными».

Согласно научному реализму, подлинным онтологическим статусом обладают только такие объекты – предметы, процессы, свойства, взаимосвязи, которые полагаются и описываются научными теориями (там же, с. 414).

Научное знание

С. А. Лебедев трактует понятие «научное знание» как «объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказательность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению» [20, с. 124].

Будем считать, что научное знание есть знание, относимое к науке и основанное на рациональности. Рассмотрим строение научного знания. Прежде всего, следует понимать, что научное знание представляет собой сложную иерархически разветвленную структуру и имеющую определенные уровни. Наиболее просто в структуре научного знания можно выделить следующие уровни: знания всей науки, знания определенной научной области (например, одной из фундаментальных наук) и локальное знание, соотносящееся с конкретной теорией [41, с. 112-115].

Первый уровень научных знаний состоит из знаний, включающих математику, логику, естествознание, технические и технологические науки, социальные и гуманитарные науки, комплексные и междисциплинарные знания. Второй уровень вычленяет определенную научную область, детерминированную определенными объектами исследования и объединенными общей парадигмой или теорией. К ним можно отнести знания в физике, химии, биологии, геологии, технике и т.п. Локальное знание конкретизирует второй уровень, детализируя объекты познания. Например, в физике имеем знания в таких областях как механика, электромагнетизм, оптика, ядерная физика, термодинамика, физика плазмы и т. п.

Дальнейший процесс уточнения объектов исследований соответствует дифференциации науки. Кроме того, каждый из этих уровней может расслоиться на: эмпирический, теоретический и философский уровни.

Следует обратить внимание и на тот факт, что имеются разные виды научного знания, такие как: «чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое, аналитическое и синтетическое, предпосылочное и выводное, атрибутивное и ценностное, объектно-описательное и нормативно-методологическое, идеографическое и номотетическое, дискурсное и интуитивное, явное и неявное, личностное и общезначимое и др.» [20, с. 125].

Структура научного знания

В.И. Вернадский, рассматривая основную структуру научного знания, писал, что «основной, неоспоримый, вечный остов науки (ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы: 1) математические науки во всем их объеме. 2) логические науки почти всецело. 3) научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом. Все эти стороны научного знания – единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается» [5, с.427].

Наука, как система знания, имеет свою структуру, выполняющую определенные логические функции… Элементами логической структуры науки являются: 1) основания, 2) законы, 3) основные понятия, 4) теории, 5) идеи [13, с. 494-497].

В зависимости от особенностей научной области структура знаний может быть различной. Так, например, в естественных науках выделяют чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое, интерпретативное и математическое знания, а в технонауках – онтологическое, метрологическое, модельно-проективное, эмпирическое, теоретическое, обыденное, метатеоретическое знание [20, с. 152-157]. В историческом аспекте понятия «эмпирическое» и «теоретическое» знание рассмотрено в работе [23].

 

Классификация наук

Историческая ретроспектива развития науки показывает наличие попыток проведения классификации имеющихся на определенный момент времени знаний. Коротко ознакомимся с некоторыми из них [6, с. 44-73; 17, с. 24-36; 18, с. 39-45; 31, с. 167-172].

Считается, что первым предпринял попытку классификации наук Аристотель. Все знания, совпадавшие в тот период с философией, он расчленил на три части: теоретическая, практическая и творческая. Теоретическое знание было также разделено на первую философию (учение о предельных основаниях бытия), математику и физику, изучающую состояние тел в природе. В свою классификацию он не включил созданную им логику, считая ее общим методом познания наук.

Следующую попытку предпринял Ф. Бэкон. За основу классификации он принял познавательные способности человека: па-мять, рассудок и воображение. Соответственно этому он разделил науки на историю, теоретические науки и искусство. Теоретические науки он определял как философию в широком смысле слова, которые состоит из «первой философии», включающую в себя естественную теологию, антропологию и философию природы. Антропология состоит из гражданской философии (т.е. политики) и философии человека, состоящую в свою очередь из психологии, логики, теории познания и этики. Кроме того, он в качестве инструментов выделил науки, изучающие мышление – логику, диалектику, теорию познания и риторику.

Рене Декарт в основу своей классификации положил метафорический образ дерева, где корень это философия как учение о первопричинах, ствол это физика, а крона дерева состоит из механики, медицины и этики.

По Гегелю, который в базис квалификации наук положил диалектический метод на идеалистической основе, развитие науки происходит по принципу триад. Первый уровень – это логика, философия природы и философия духа. На втором уровне: логика состоит из учения о бытии, учения о сущности и учения о понятии; философия природы – из учения о механических явлениях, учения о химических явлениях и учения об органических явлениях; философия духа – субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (социально-историческая жизнь человека) и абсолютный дух (искусство, религия и философия).

В основе классификации наук О. Конта лежит математика, а все науки расположены по порядку усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология. Философия не включена в этот ряд, но он отводит ей методологическую функцию.

Диалектический метод, но уже на материалистической основе, использовал Ф. Энгельс, применив такие методологические принципы как принцип субординации и принцип перехода от простого к сложному. В основу классификации наук он положил классификацию форм движения материи. Формы движения материи расположены в ряд следующим образом: механическая, физическая, химическая, биологическая. Таким же образом располагаются науки, изучающие эти формы движения материи, от более простых к более сложным.

Классификации наук В. Дильтея, В. Виндельбанда и Г. Риккерта больше относится к уточнению социально-гуманитарного знания, чем к классификации наук в целом, и нами не рассматриваются.

Оригинальную классификацию предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделил два типа наук: науки, объекты и законы которых охватывают всю реальность (физика, астрономия, химия, математика), и науки, объекты и законы которых характерны только для нашей Земли (биологические, геологические и гуманитарные науки).

Классификация наук Б. Кедрова основана на взаимосвязи трех основных разделах научного знания: естествознания, общественных наук и философии, каждый из которых состоит из ряда наук. Философия включает в себя диалектику и логику; математика – математическую логику и собственно математику (включая кибернетику); естественные и технические науки – механику, астрономию, физику, химию, геологию, географию, биологию, физиологию человека, антропологию и их совместные вариации. Социальные науки включают в себя историю, археологию, этнографию, экономическую географию, психологию и др.

Современная классификация наук проводится по различным критериям: по предмету и методу познания, по «удаленности» от практики и др. Выделяют, в основном, науки о природе, науки об обществе и науки о самом познании. Отдельно стоят технические науки, математика и философия. Каждая из них может быть подвергнута более подробному делению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.011 с.)