Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты научного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Результатом познания является приобретаемое знание. В явном виде экспликация понятия «научное знание» в литературе не дается. Рассматривается понятие «знание», в неявной, либо в явной форме; говорится о знании, относящемся к науке. Так, например, утверждается, что «высшая форма организации знания – теория или системы теорий, объединяемые в научные дисциплины. Процессы развития знания характеризуются движением от незнания к знанию, переходом от донаучного к научному знанию, сменой научных теорий» [43, с. 199]. Копнин П. В. дает более развернутую картину понятия «знание»: «знание – необходимый элемент и предпосылка практической деятельности человека. Знание – это совокупность идей человека, в которых он выражает свое теоретическое освоение предметом. Знание – форма деятельности субъекта, в которой целесообразно, практически – направленно отражены вещи, процессы объективной реальности. Знание как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы» [13, с. 296-307]. «Новейшем философском словаре» понятие «знание» подразделяется на два типа по уровню его функционирования: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское и т.д.) [32, с. 392]. Общеизвестно разделение знания на донаучное, научное и вненаучное. «Знание – отражение объективных характеристик действительности в сознании человека» [43, с. 199]. Иная трактовка дана С. А. Лебедевым: «знание – кодифицируемая и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и не-явное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное и др.» [19, с. 69]. Иногда, выясняя какое знание является первичным, базисным, к основным относят перцептивное знание (чувственно данное), повседневное знание (здравый смысл) и научное знание. «Можно сформулировать следующие тезисы об этих видах знания [42, с. 409]: - чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности. Они выражают исходный контакт человека с реальностью. В этом отношении ничего более первичного нет; - знание здравого смысла первично в концептуальном отношении. Именно в среде объектов обычного практического опыта сложился наш язык, сформировались наши основные понятия, в том числе и широко используемые в науке; - знание об объектах науки, особенно о микрочастицах (электронах, атомах и т.п.) первично в онтологическом отношении. Мы полагаем, что законы поведения этих объектов дают наиболее достоверное и согласованное объяснение того, почему в мире существуют камни, деревья, столы … люди – с их органами чувств и чувственными данными». Согласно научному реализму, подлинным онтологическим статусом обладают только такие объекты – предметы, процессы, свойства, взаимосвязи, которые полагаются и описываются научными теориями (там же, с. 414). Научное знание С. А. Лебедев трактует понятие «научное знание» как «объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказательность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению» [20, с. 124]. Будем считать, что научное знание есть знание, относимое к науке и основанное на рациональности. Рассмотрим строение научного знания. Прежде всего, следует понимать, что научное знание представляет собой сложную иерархически разветвленную структуру и имеющую определенные уровни. Наиболее просто в структуре научного знания можно выделить следующие уровни: знания всей науки, знания определенной научной области (например, одной из фундаментальных наук) и локальное знание, соотносящееся с конкретной теорией [41, с. 112-115]. Первый уровень научных знаний состоит из знаний, включающих математику, логику, естествознание, технические и технологические науки, социальные и гуманитарные науки, комплексные и междисциплинарные знания. Второй уровень вычленяет определенную научную область, детерминированную определенными объектами исследования и объединенными общей парадигмой или теорией. К ним можно отнести знания в физике, химии, биологии, геологии, технике и т.п. Локальное знание конкретизирует второй уровень, детализируя объекты познания. Например, в физике имеем знания в таких областях как механика, электромагнетизм, оптика, ядерная физика, термодинамика, физика плазмы и т. п. Дальнейший процесс уточнения объектов исследований соответствует дифференциации науки. Кроме того, каждый из этих уровней может расслоиться на: эмпирический, теоретический и философский уровни. Следует обратить внимание и на тот факт, что имеются разные виды научного знания, такие как: «чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое, аналитическое и синтетическое, предпосылочное и выводное, атрибутивное и ценностное, объектно-описательное и нормативно-методологическое, идеографическое и номотетическое, дискурсное и интуитивное, явное и неявное, личностное и общезначимое и др.» [20, с. 125]. Структура научного знания В.И. Вернадский, рассматривая основную структуру научного знания, писал, что «основной, неоспоримый, вечный остов науки (ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы: 1) математические науки во всем их объеме. 2) логические науки почти всецело. 3) научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом. Все эти стороны научного знания – единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается» [5, с.427]. Наука, как система знания, имеет свою структуру, выполняющую определенные логические функции… Элементами логической структуры науки являются: 1) основания, 2) законы, 3) основные понятия, 4) теории, 5) идеи [13, с. 494-497]. В зависимости от особенностей научной области структура знаний может быть различной. Так, например, в естественных науках выделяют чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое, интерпретативное и математическое знания, а в технонауках – онтологическое, метрологическое, модельно-проективное, эмпирическое, теоретическое, обыденное, метатеоретическое знание [20, с. 152-157]. В историческом аспекте понятия «эмпирическое» и «теоретическое» знание рассмотрено в работе [23].
Классификация наук Историческая ретроспектива развития науки показывает наличие попыток проведения классификации имеющихся на определенный момент времени знаний. Коротко ознакомимся с некоторыми из них [6, с. 44-73; 17, с. 24-36; 18, с. 39-45; 31, с. 167-172]. Считается, что первым предпринял попытку классификации наук Аристотель. Все знания, совпадавшие в тот период с философией, он расчленил на три части: теоретическая, практическая и творческая. Теоретическое знание было также разделено на первую философию (учение о предельных основаниях бытия), математику и физику, изучающую состояние тел в природе. В свою классификацию он не включил созданную им логику, считая ее общим методом познания наук. Следующую попытку предпринял Ф. Бэкон. За основу классификации он принял познавательные способности человека: па-мять, рассудок и воображение. Соответственно этому он разделил науки на историю, теоретические науки и искусство. Теоретические науки он определял как философию в широком смысле слова, которые состоит из «первой философии», включающую в себя естественную теологию, антропологию и философию природы. Антропология состоит из гражданской философии (т.е. политики) и философии человека, состоящую в свою очередь из психологии, логики, теории познания и этики. Кроме того, он в качестве инструментов выделил науки, изучающие мышление – логику, диалектику, теорию познания и риторику. Рене Декарт в основу своей классификации положил метафорический образ дерева, где корень это философия как учение о первопричинах, ствол это физика, а крона дерева состоит из механики, медицины и этики. По Гегелю, который в базис квалификации наук положил диалектический метод на идеалистической основе, развитие науки происходит по принципу триад. Первый уровень – это логика, философия природы и философия духа. На втором уровне: логика состоит из учения о бытии, учения о сущности и учения о понятии; философия природы – из учения о механических явлениях, учения о химических явлениях и учения об органических явлениях; философия духа – субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (социально-историческая жизнь человека) и абсолютный дух (искусство, религия и философия). В основе классификации наук О. Конта лежит математика, а все науки расположены по порядку усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология. Философия не включена в этот ряд, но он отводит ей методологическую функцию. Диалектический метод, но уже на материалистической основе, использовал Ф. Энгельс, применив такие методологические принципы как принцип субординации и принцип перехода от простого к сложному. В основу классификации наук он положил классификацию форм движения материи. Формы движения материи расположены в ряд следующим образом: механическая, физическая, химическая, биологическая. Таким же образом располагаются науки, изучающие эти формы движения материи, от более простых к более сложным. Классификации наук В. Дильтея, В. Виндельбанда и Г. Риккерта больше относится к уточнению социально-гуманитарного знания, чем к классификации наук в целом, и нами не рассматриваются. Оригинальную классификацию предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделил два типа наук: науки, объекты и законы которых охватывают всю реальность (физика, астрономия, химия, математика), и науки, объекты и законы которых характерны только для нашей Земли (биологические, геологические и гуманитарные науки). Классификация наук Б. Кедрова основана на взаимосвязи трех основных разделах научного знания: естествознания, общественных наук и философии, каждый из которых состоит из ряда наук. Философия включает в себя диалектику и логику; математика – математическую логику и собственно математику (включая кибернетику); естественные и технические науки – механику, астрономию, физику, химию, геологию, географию, биологию, физиологию человека, антропологию и их совместные вариации. Социальные науки включают в себя историю, археологию, этнографию, экономическую географию, психологию и др. Современная классификация наук проводится по различным критериям: по предмету и методу познания, по «удаленности» от практики и др. Выделяют, в основном, науки о природе, науки об обществе и науки о самом познании. Отдельно стоят технические науки, математика и философия. Каждая из них может быть подвергнута более подробному делению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.011 с.) |