Вида исследований – фундаментальные и прикладные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вида исследований – фундаментальные и прикладные.



Урок 1

Вступление.

О содержании курса.

 

Цель курса

– ознакомление с основными формами научной деятельности; с рациональными и общепринятыми принципами организации и оформления труда (поиск тем, правильная постановка проблем, сбор и анализ информации, структура и стилистика научного труда).

 

Формы работы: устный ответ, письменные задания (на зачет)|задача|: список литературы по теме, предложенной педагогом (или такой, над которой студент уже работает); изложение содержания одной из работ из этого списка в форме реферата, тезисов, аннотации; рецензия на научную статью. Возм. – проект магистерской.

 

4 тематич. комплекса курса:

Раздел І. Музыкальная наука в системе современной культуры

Раздел II. Основные формы научно-исследовательской работы в вузе

Раздел III. Подготовка к научному исследованию

Раздел ІV. Исследовательская работа

 

Зачем музыканту науч. деятельность:

- возрастающая роль науки в совр. мире;

- рост знаний культуры мышления способствует и професс. росту (углубленное понимание муз. и качество исп. интерпретации, нахождение новых, свежих возможностей прочтения произведения);

- исследовательские навыки – ключ к открытию нового в исп. деятельности (случай с А.Хампелем, Т.Докшицер и техника дыхания йогов; Бем и его система);

- навыки научной работы способствуют педагогич., лекторской, муз.-критической, литературной практике (аннотации, монографии, уч. планы и программы).

 

Тема 1. Научное и художественное творчество: основные отличия

и общие черты

 

Наука и искусство – важные элементы духовной культуры, разные виды человеческой деятельности и формы познания мира.

Наука – 1) специфическая творческая деятельность по нахождению новых (теоретических и прикладных) знаний о природе, обществе, мышлении; 2) система знаний о законах природы, общества и мышления, которая возникает в результате процесса познания на основе специальных методов.

ВАРИАНТ:

Наука – деятельность, связанная с получением объективных, системных знаний о мире с помощью специальных методов.

Расшифровка понятия:

творческая деятельность – означает нахождение, создание нового, ранее неизвестного, как и в иск-ве;

получение знаний ­– ­в отличие от иск-ва, наука духовно (и материально) обогащает ч-ка не новыми переживаниями и образами, а объективной информацией о мире;

система знаний ­– знания приводится в порядок, факты не просто излагаются, а объясняются и увязываются с другими фактами (пример – бессистемные и системные знания о тромбоне);

познание на основе специальных методов – научное знание получают не любым путем (см. наркотич. видения), а способами, подтвержденными опытом культуры.

 

Современная наука как сложная система специализированных знаний: естественнонаучных, технических и общественных (гуманитарных). Классификация наук в Украине:


01_ Физико-математич.

02_ Химич.

03_ Биологич.

04_ Геологич.

05_ Технич.

06_ Сельскохозяйственные

07_ Экономич.

08_ Философские

09_ Филологич.

10_ Геогр.

11_ Юридич.

12_ Педагогич.

13_ Медицинские

14_ Фармацевтич.

15_ Ветеринарные

16_ Иск-знание

17_ Архитектура

18_ Психологич.

19_ Военные

20_ Нац. безопасность

21_ Социологич.

22_ Политич.

23_ Физ. воспит. и спорт

24_ Гос. управление


 

Искусство: творческая деятельность, нацеленная на создание художеств. образов.

Основные отличия между наукой и искусством, общие черты:

(наука оперирует фактами, искусство – образами. Наука основана на исследовании, искусство – на переживании. Tekhne – изначальное единство наук и искусств.).

Место и роль науки в современной музыкальной культуре.

Тенденции к взаимопроникновению науки та искусства.

Пифагор, Боэций, Августин: музыка – это наука. Математич. расчет строев и муз. инструментов. Проблема темперации (поиск решения пробл. – И.Кеплер, Л.Эйлер; решение – Андреас Веркмейстер.) А. Лосев – связь музыки, астрономии, математики, философии в античн. культуре. XX век – электромуз. инстр., звукозапись, синтез, обработка звука, автоматич. аранжировка и т.д.

Люди, совмещавшие науку и иск.-во: Н.А. Римский-Корсаков, А.Бородин, С.Танеев, Н.Лысенко, Б.Барток, Б.Асафьев, С.Людкевич, А.Швейцер, Я.Ксенакис.

Антиромантич., рационалистич. тенденции в муз. XX в.

Перспективность союза искусства и науки в области музыкальной педагогики.

Певец, вок. педагог Мануэль Гарсиа – создатель ларингоскопа. Премия Парижск. академии за труды по физиологии голоса.

Понятие творчества как один из интеграционных аспектов научной и художественной деятельности. Научно-иссл. элементы в труде композитора: изучение материала свого иск.-ва, поиск новых идей, экспериментирование с материалом. Творчество – деятельность, порождающая нечто новое.

Соотношение рационального та эмоционального в научном та художественном творчестве. Научные понятия та художественные образы как следствия научного и художественного познания действительности. Мотивации творчества. Виды мотиваций: биологические, социальные и идеальные. Фантазия, интуиция как атрибуты творчества. (А.Пуанкаре: «Средствами логики доказывают, средствами интуиции – открывают») Типы воображения: логическое, критическое, творческое (Репродуктивное воображение – воспроизв. уже известного или перевод в др. форму информации (напр., внутр. слух). Логическое воображение – достраивание ранее неизвестного с помощью логики (решение зз. по гармонии). Критическое – поиск в данн. предмете недостатков, требующих исправления). Творческое – созд. качеств. новых идей.

Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном.

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него («побочный продукт» интеллектуального напряжения по Я. А. Пономареву).

 

Элементы, кот. мешают творческому мышлению: преклонение перед традициями та абсолютизация мыслей авторитетов, неверие в собственные силы, страх перед ошибками и неудачами, боязнь критики, ограниченность рамками узкой специализации, прагматизм.

Г.Коган: «Правила – бог середняка. И дилетант, и мастер ими пренебрегают».

 

ЗАПИТАННЯ ТА ЗАВДАННЯ

1. Пояснити зміст понять: наука, художня діяльність, творчість.

2. Назвати види мотивацій творчості та привести власні приклади кожного з них.

3. Надати приклади типів уяви і проаналізувати загальні та відмінні риси кожного з них.

4. Що перешкоджає Вашому власному творчому мисленню: а) при підготовки до концертного виступу; б) при написанні наукової роботи? Привести приклади (у письмовій формі).

 

Література: 2; 11(с. 11 – 23); 18.

1. Быков В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974.

2. Ніколаєва Л.М. Основи науково-дослідницької роботи: Навч. посібник. – Львів: Сполом, 2003.

3. Сумарокова В.Г. Об опыте использования активных форм в воспитании и обучении студентов-исполнителей. // Актуальные проблемы музыкального образования. – К.: «Укрвузполиграф», 1990.

 

 


Урок 2


Тема 2. Виды научной деятельности:


научно-исследовательская, научно-организационная, научно-информационная, научно-педагогическая и научно-вспомогательная.


Научно-исследовательская деятельность – собственно познавательная. Научным познанием считают не обыденные наблюдения и накопления фактов. Наука стремится к раскрытию сути явлений, взаимосвязей, причин и следствий. Наука стремится не просто накопить факты и наблюдения, а обобщить их, систематизировать, объяснить и предвидеть их дальнейшее развитие. Обыденное познание интересует как происходит, научное – не только как, но и откуда, почему, для чего.

Пример 1: Обыденное наблюдение – «дети похожи на родителей». Научное объяснение: гены как способ сохранения форм, найденных живой природой в процессе эволюции или данных Творцом. Пример 2: Обыденное наблюдение: ноты звучат по-разному. Научное объяснение: у звуков отличаются частота, амплитуда колебаний, спектр, микродинамика. Все эти характеристики – системны, позволяют совершенствовать муз. инструменты и игру на них, создавать новые.

Научное иссл. – процесс изучения объекта (явления, предмета) с целью установления закономерностей его строения, возникновения, развития и перспектив использования. Результаты иссл. – в виде системы понятий, теорий, законов.

Система – это логически обоснованное (логичное) распределение явлений, фактов по отношению друг ко другу и к целому.

Мысленный эксперимент «инопланетянин за ф-но»: от эмпирич. наблюдений к науч. изучению и пониманию.

 

Формы научного мышления

В науке факты, накапливаясь, из суммы становятся системой. Для этого факты принято приспосабливать к системе научного мышл. Факты обобщают и систематизируют с помощью простейших абстракций – понятий и категорий.

Понятие – мысль, отраженная в обобщенной форме. Оно отражает существенные и необходимые признаки предметов и их взаимосвязи. Понятие, вошедшее в научн. оборот – термин. Термин может вмещаться в 1 слово или сочетание слов. Раскрытие содержания понятия – определение.

Раскрыть содержание понятия «фортепиано». Выделить существенные и необходимые признаки предмета и взаимосвязи, в кот. он участвует.

Категории – самые широкие абстракции. Они отражают существенные, общие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они образовались за века исторической практики и опыта познания. Примеры: движение, пространство, время, количество, качество, форма и содержание, сущность и явление, необходимость и случайность.

Применить эти категории к своему инструменту.

Совокупность осн. понятий и категорий составляет категориальный аппарат данной науки (или научный аппарат).

Из понятийного аппарата физики: энергия, масса, сила, плотность.

Из понятийного аппарата геометрии: длина, ширина, угол, объем.

Из понятийного аппарата гармонии: акоорд, соединение аккордов, каданс.

Самая высокая форма обобщения и систематизации знаний в науке – теория. Постоянное обновление теорий в науке под влиянием практики и новых фактов.

Теория эволюции и генетика. Традиционная теория музыки и ее развитие в ХХ веке.

Наука стремится открывать законы. Закон – отражение самых существенных, устойчивых, объективных связей между явлениями. Законы выступают в форме соотношения понятий, категорий.

 

Методы исследования.

У каждой науки – свои методы исследования как эффективные способы решения ее задач.

Метод – это способ теоретического изучения, исследования или практического осуществления явления или процесса (проще: метод – способ действия или изучения). От правильности метода зависит результат. Методика – совокупность целесообразных методов какой-л. работы (или наука о педагогических методах). Методология – учение о методе науч. иссл. или совокупность методов.

Методы делятся на философские, общенаучные, специальные.

ФИЛОСОФСКИЕ:

диалектическая логика: диалектика (взаимосвязь) исторического и логического. Соотв., 2 метода – исторический и логический (применить к ф-но).

По уровню познания методы делятся на эмпирические и теоретические.

Эмпирическое познание – это непосредственное восприятие явления, практический контакт с ним, отражение внешних взаимосвязей. Фиксация фактов – еще не науч. познание. Требуется устанавливать связи между явл., их причины, условия.

Теоретическое познание (умозрение) исходит из эмпирического, систематизирует его и устанавливает внутренние связи и закономерности.

Эмпиризм и рационализм как одностороннее развитие каждого из этих методов без их взаимосвязи.

По функции, выполняемой в познании, методы делятся на методы систематизации, объяснения и предвидения.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

Анализ – изучение предмета путем его (реального или мысленного) разделения на составные части, признаки, свойства, отношения. Каждая часть рассматривается отдельно в пределах целого. Анализ в музыке: гармонич., муз. форм, сравнительный.

Синтез – изучение предмета в целостной взаимосвязи частей. Синтез –цель анализа.

Индукция – общий вывод делается из накопления и изучения частных наблюдений (Напр., из соседней кв. доносятся звуки кларнета, туда часто заходит человек с футляром и нотами. Вывод: кларнетист).

Дедукция – вывод из общего к частному. (Напр., если известно, что сосед – кларнетист, можно сделать частные выводы: имеет кларнет, знает ноты, учился музыке).

Аналогия (клавиши ф-но и клавесина, бруски ксилофона)

Моделирование – замена предмета (явления) на модель (аналог), кот. содержит существенные черты оригинала (синтез звука путем акустич. моделирования. Электрогитара).

Абстрагирование – отвлечение от менее существенных черт. Позволяет переходить от конкр. вопросам к общим понятиям и законам развития. (напр., понятие «смычковый инстр.» дает абстрагирование от конкр. черт скрипки к общ. свойствам этих инстр. Или D в широком смысле).

Системный анализ – изучения объекта как системы взаимосвязей, его частей – как взаимозависимых. Используется при комплексном изучении явлений. (Напр., роль К64 в академич. гармонии).

Гипотеза – научно обоснованное предположение для объяснения явления или процесса. Предположение вызвано недостатком фактов. Гипотеза подлежит проверке фактами.

Мысленный эксперимент «инопланетянин за ф-но»: от эмпирич. наблюдений к науч. изучению и пониманию.

 

Литература:

1. Методические рекомендации по научно-исследовательской работе для студентов музыкальных вузов / Авт.-сост. Л.М.Николаева.– К., 1986.

2. Ніколаєва Л.М. Основи науково-дослідницької роботи: Навч. посібник. – Львів: Сполом, 2003.

 

Д/з: Рассказать о своем инстр. с позиций исторического и логического, эмпирич. и теор. методов, анализа, синтеза и т.д.

 


Урок 3

 

Урок 4

Виды рефератов.

Реферат

Реферат [от лат. referre – докладывать, сообщать = публичный доклад, изложение сущности к-л. вопроса] – одна из начальных форм научно-исследовательской работы студентов. Один из начальных, наименьших по объему видов научных робот. Рефераты исполнителей не по специальности пишутся как компиляции чужих мыслей|мнение,суждение|, а также в результате проработки 1 источника|родник,исток|.

Но при вступлении в асистентуру-стажировку нужно предоставить реферат по профессиональной (исполнительской) специализации, с эл-тами науч. исследования. Это предусматривает обучение в магистратуре.

В основе|основание| реферата – сжатое описание результатов изучения определенной проблемы. На сравнит. небольшом мат-ле (монографич., журнальная лит-ра, документальные источники, муз. произв.) происх. анализ фактов и явлений, их систематизация, высказываются собственные мысли.

Виды реферата: обзорный (тематич.)|, методический, информационный, биографический.

Обзорный реферат – изложение узкой темы, проблемы, обзор событий культ. жизни, анализ науч. трудов, муз. произв.

Методический реферат – анализ методов, средств обучения или методов научного иссл.

Информационный реферат – краткое излож. самых осн. вопросов по какой-л. теме. Цель – инф. о содерж. и рез-тах конференции, семинара, их оценка, о новых науч. трудах и муз. произв.

Биографический реферат – биогр. данные музыкантов, педагогов.

Необходимость качественного отбора материала: литературы, нот, звукозаписей.

 

Этапы работы:

- формулируется проблема;

- составляется список лит.;

- изучаются источники, включая конспектирование, выписывание фрагментов текста, цитат, нотных примеров;

- перед написанием текста составляется план соответственно объему реферата, разделы должны быть пропорциональным.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Типичная композиция реферата – вступление, осн. часть, выводы.

Объем реферата – 1-1,5 печатных стр. (20-35 стр.).

На титульной стр. указывают имя учреждения, тему реферата, фамилию и имя автора, факультет студента (кафедру, к кот. прикреплен магистр, ассистент-стажист, аспирант), фамилия руководителя работы, его должность, ученое звание; год написания реферата.

Реферат печатается на машинке (интервал 2) или компьютере (интервал 1,5). Правильное оформление цитат, списка литературы, использ. материалов (библиографии, нотографии, дискографии).

 

ОБЗОРЫ

Обзор |осмотр| – синтезированный текст, в котором|какой| освещается вопрос или несколько вопросов на основе информации из|с| первоисточников. К|до| первоисточникам научных исследований (первичным источникам инф.) относятся: монографии, диссертации, их авторефераты, научные статьи в журналах, газетах, тезисы, тексты докладов – все, что содержит рез-ты иссл. (в т.ч. на электронных носителях). Вторичные научные документы, к|до| которым|какой| относятся обзоры|осмотр|, содержат информацию, достигнутую в результате|вследствие| аналитически-синтетической переработки первоисточников. В них собран и переработан 1 или неск. источников. Это справочники, реферативные журналы, библиографические словари, системы карточек, каталогов, реестров.

Обзор|осмотр| как часть научного труда (как правило, вступительная), а также как самостоятельная форма исследования.

Виды обзора: реферативный, библиографический, аналитический.

Реферативный с содержит хар-ку вопросов и проблем по первоисточникам, без их критической оценки.

Библиографический обзор информирует об изданных произведениях определенного периода или по др. признакам. Могут быть дискогр. и нотогр. обзоры.

Аналитический обзор содержит анализ и аргументированную оценку первоисточников, рекомендации по использованию инф. этих источн. Эта форма обзора чаще встреч. в диссертациях.

 

1. Охарактеризовать специфику жанра обзора|осмотр| в научно-исследовательской работе.

2. Объяснить, какой научный текст считается синтезированным.

3. Привести примеры|приклад| обзора|осмотр| как части научного труда.

4. Привести примеры|приклад| обзора|осмотр| как самостоятельной формы исследования

5. К какому типу научных исследований относится обзор (первоисточников, вторичных документов)?

 

Урок 5

Научная статья

Одна из самых распространенных форм научн. публикаций. Печатаются в журналах, науч. сборниках, периодич. изданиях и т.д. Содержание и построение зависят от мат-ла, цели иссл. Статьи м.б.: биографическими, обзорными, историческими, аналитическими, экспериментальными и др. В основе ст. м.б. собств. данные и рез-ты критич. анализа др. источников, теор. решение опред. вопросов и итоги экспериментов. Собств. и чужие данные следует четко разграничить. Ссылка на др. источники строго обязательна. Ссылки находятся или в конце текста, или внизу стр.

Имеются издания, утвержденные ВАК – в них публикуются работы, тематич. связанные с диссертацией. В ВАКовских ст. в общем виде ставится крупная проблема и увязывается с важными научными и практическими заданиями. Статья должна содержать анализ публикаций и посл. исследований темы, указывать на нерешенные вопросы. Ясно указывается цель и задача данной публикации. После излож. осн. мат-ла и обоснования полученных результатов формулируются выводы и указываются перспективы дальнейш. исследования.

пример оформления титульной стр. реферата

Ім.П.І.Чайковського

 

Урок 6

Рецензия. Аннотация.

Рецензия

Создается с целью критического анализа, оценки муз. или науч. произведения, муз. исполнения. Научная рецензия – отзыв на студенческий реферат, дипломную, магистерскую работу, диссертацию, монографию. Бывают внутренние (из того же заведения) и внешние (из другого заведения) рецензии. На их основании принимается решение об оценке рассм. работы (дипломной, магистерской работы, диссертации), допуске автора к защите или публикации.

Р. может быть в виде газетной/журнальной статьи. Тогда она д.б. компактнее, стилистически доступнее, но такой же по сути: аргументированной профессиональной оценкой работы ученого, музыканта. Разл. степень полемичности рецензии при неизменной компетентности рецензента.

Обязательно писать о позитивных сторонах работы, недостатках; дать рекомендации по их исправлению – все это со ссылкой на конкр. страницы.

Аннотация – сжатая характеристика книги, статьи, своей науч. работы. Образцы аннотации можно найти на оборотах титульной стр. книги, брошюры, библиогр. пособиях, аннотированных каталожных карточках, в сб. статей. Резюме – вроде аннотации, но в конце сборника или журнала. Типичный объем – около 600 знаков (1/3-1/2 печатной стр.).

Диссертация – фундаментальный, объемный науч. труд. 2 вида –кандидатская, докторская. Условия допуска к защите: сдача канд. минимума, статьи, выступления на конференциях. Требования к оформлению.

Монография – научное издание в виде книги или брошюры, посвящ. 1 проблеме или теме. Бывают авторские и коллективные монографии. Монография может быть основанием для присужд. ученой степени, если достаточно фундаментальна и отвечает требованиям ВАК.

Препринт – предварит. издание малым тиражом статей и докладов до осн. издания этих материалов.

План-проспект – расширенный план будущей диссертации, магистерской. Предоставляется комиссии при поступл. в магистратуру, аспирантуру, при прикреплении к опр. научн. учреждению для защиты.


Урок 7

Магистерская работа

Необходима для получения квалификац. уровня «магистр» по специальности «муз. иск-во». Магистерская работа призвана показать:

- наличие достаточного професс. кругозора;

- владения методологией научной работы;

- владения современными методами получения, хранения и обработки информации, имеющей професс. ценность;

- пригодность соискателя квалификац. степени «магистр» для творческой научной и научно-пед. деятельности.

Магистерская образовательно-профессиональная программа включает у себя две приблизительно одинаковые по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно-исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом. Одновременно назначается научный руководитель, который должен иметь научную степень и (или) ученое звание и работать в данном ВУЗе.

Магистерская работа – это самостоятельная выпускная научно-исследовательская работа, которая|какой| выполняет|исполнять| квалификационную функцию, то есть готовится с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основное задание ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

В отличие от диссертаций на получение|снискание| научной степени кандидата и доктора наук, которые являются научно-исследовательскими трудами, магистерская работа как самостоятельное научное исследование квалифицируется как учебно-исследовательский труд, в основу|основание| которого|какой| положено моделирование более-менее известных решений. Ее тематика и научный уровень имеют отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение отмеченной работы должно не столько решать научные проблемы, сколько засвидетельствовать, что ее автор способен должным образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.

При оценке выпускной квалификационной работы исходят|исходить| из того, что магистр должен уметь:

- формулировать цель и задачу исследования;

- составлять|складывать,сдавать| план исследования;

- вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;

- использовать современные методы научного исследования

- модифицировать имеющиеся и разрабатывать новые методы, исходя|исходив| из заданий|задача| конкретного исследования;

- обрабатывать полученные данные, анализировать и синтезировать их на базе известных литературных источников|родник,исток|;

- оформлять результаты исследований в соответствии с|соответственно| современными требованиями|востребование|, в виде отчетов, рефератов, статей.

Магистерская работа отображает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность каких обосновывается в каждом конкретном случае их использования. Содержание магистерской работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные|выходной| предпосылки научного исследования, так и весь его ход, а также полученные при этом результаты. Причем здесь не просто описываются научные факты, но и проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные|типовой| ситуации, в соответствии с|соответственно| избранной темой.

 

Руководства.

Темы магистерских работ, избранных магистрами и научное руководство обсуждаются на заседании соответствующих кафедр и утверждаются решением ученого совета не позже чем за 5 месяцев |луна| до защиты.

В необходимых случаях существует возможность изменения|смена| и коррекции темы

магистерского исследования, плана работы, замены научного руководства. Эти вопросы решаются на заседаниях выпускающих кафедр не позже чем за 2 месяца |луна| до срока|термин| представления магистерской работы до защиты.

4. Составление|складывание,сдача| плана магистерской работы.

На основании задания на выполнение магистерской работы и календарного плана работы, план магистерской работы составляется магистром самостоятельно, согласовывается с научным руководителем, утверждается на заседании кафедры.

Рецензирование.

Не позже чем за месяц до защиты работа подается научному руководителю с целью подготовки им отзыва на исследование, а также направляется на рецензирование. Рецензия может быть предоставлена профессорско-преподавательским составом или научными работниками определенной профессии, которые работают в области проблематики, которая разрабатывается магистром. Рецензия подается в письменной форме.

На выполненную|исполненную,проделанную| магистерскую работу научный руководитель и рецензенты составляют|складывать,сдавать| отзыв по такой схеме:

- актуальность исследования;

- эффективность использованной методологии научного поиска;

- уровень использования|употребление| приобретенных в процессе учебы|обучение,учение| в магистратуре теоретических знаний;

- перспективность предложенных рекомендаций и выводов;

- недостатки работы.

Структура магистерской.

Обязательно должны быть:

- титульный лист;

- содержание;

- перечисл. условных обозн. (если есть);

- вступление;

- осн. часть;

- выводы;

- список лит.;

- список др. источников (ноты, аудио-, видеозаписи) (если есть).

Если нужно – дополнения (нотные приметы, схемы, таблицы и т.п.).

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ:

титульный лист:

- назв. ВУЗа,

- фамилию, имя, отчество автора;

- назв. работы;

- ученая степень ученое звание фамилия и инициалы руководителя работы;

- город и год написания реферата.

 

содержание

находится после тит. листа. Содержит назв. разделов, подразделов, пунктов (если они имеют заголовок) и указание их нач. страниц.

 

Перечисл. условных обозн.

Требуется при наличии специфич. терминологии, символов, малоизв. сокращений. Печатается 2 колонками, где слева – обозначение (символ), справа – его расшифровка. Если в работе таких обозначений (и т.п.) немного, и они употр. не больше 3 раз, то перечисл. условных обозн. не составляют, а расшифровывают прямо в тексте в форме примечаний.

 

Вступление

раскрывается суть проблемы, ее значение, основания, исх. данные для ее иссл. (в т.ч. дальнейшего). Тж.:


- общ. характеристика магистерской,

- актуальность темы,

- цель и задача иссл.,

- объект и предмет иссл,

- методы иссл.,

- научная новизна результатов,

- возможности практического применения,

- если есть – апробация результатов или публикации по теме.


Актуальность обосновывается критич. анализом уже известных путей решения проблемы. Методы перечисляются в порядке их использования в раб., указывая, что именно и каким методом изучалось. «Научная новизна» предполагает указания на: «впервые получено, нашло дальнейш. развитие, усовершенствовано» и т.п..

Основная часть

– разделы, подразделы, главы, параграфы, пункты, подпункты.

Каждый раздел начинается с новой страницы. Перед разделами м.б. предисловие с кратк. описанием выбранного направления и обоснованием методов иссл.. В конце каждого раздела приводятся выводы с кратким изложением научных и практических результатов раздела.

В осн. части содержатся:

- обзор лит. и выбор направл. исследования (не более 20% всего осн. текста);

- изложение общей методики и осн. методов иссл.;

- аналитическая часть: результаты иссл.;

- обобщение и анализ результатов проведенной работы.

В I Разделе обычно – краткий обзор лит-ры, во II – обоснование собств. направления и методов иссл., в следующих – результаты.

Выводы

Наиб. существенные результаты работы, ее значение для теории и практики. Далее – собств. выводы рекомендации по дальнейш. использованию работы.

список лит. (и др. источников)

Может строиться или в порядке ссылок в тексте, или в алфавитном порядке (второе – чаще).

 

Стандарты оформления

1-сторонняя печать, А4, 1,5 интервал, шрифт 14 Times New Roman. На стр. 30 строк по 60 знаков. Поля – правое = 1см., ост. = 2 см.

Такие заголовки, как: «Вступление», «Раздел», «Выводы», «Список литературы (использ. источников)», «Дополнения» печатают большими буквами по центру (Ctrl+E). Заголовки подразделов – с мал. буквы (кроме 1-й) с выступа абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Точками разделяются предложения, если их в заголовке более 1. Заголовки пунктов – тж. но с точкой в конце.

Расстояние между заголовком разделов и подразделов – 3-4 интервала.

Все стр. нумеруются. Но в подсчет объема магистерской не входят дополнения, списки источников, таблицы, схемы и рисунки, занимающие стр. полностью. Нумерация стр., разделов разл. уровня, рисунков и т.д. – арабскими цифрами без знака «№» и точки в конце. Не нумеруются: «Содержание», Вступление, Выводы, нумеруются только Разделы.

Логика нумерации подразделов, пунктов и т.д. внутри раздела: 1.2.3.5. = Раздел 1, Подраздел 2, пункт 3, подпункт 5.

Примеры и рисунки вставляют или сразу после 1-го упоминания в тексте, или на сл. стр. Их нумерация (за искл. материалов в дополнениях) – сквозная в пределах раздела, напр., Рис. 1.2 – т.е. Рис. 2 в 1-м Разделе.

Примечания №-руются последовательно в пределах одной стр.

Ссылки лучше делать на последние изд. соотв. труда (лучше на 2001 г., чем на 1946). На более ранние лучше лишь тогда, если в них есть мат., исключенный из более поздних изд.. Ссылки возможны как на список лит. (в квадр. скобках), так и в примечаниях.

Цитаты или приводятся буквально, с особенностями авт. правописания, или корректно пересказывается чужой текст (непрямое цитирование).


 

Урок 8

 

Тема 9. Вопрос организации труда исследователя.

Рациональная организация труда – один из факторов успешного ведения научной работы. Условия, которые необходимы для проведения научного исследования: обеспечение необходимыми материалами и техническими средствами, хорошая организация рабочего времени и рабочего места, соблюдение правил режима и гигиены умственного|мыслительный| труда, рациональное ее планирование. Правила хранения|сбережение,сохранение| материалов исследования: в отдельных папках (коробках, конвертах) с соответствующими пометками|метка|. Овладение навыками ведения личной картотеки, создания архива. Умение работать|трудиться| с аудио- и видеоаппаратурой, компьютером.

Основные этапы научно-исследовательской работы:

- выбор направления, объекта, предмета и темы исследования;

- поиски источников|родник,исток| информации (тесты, записи);

- проработка найденных материалов: работа с науч. литературой (конспектирование, выписывание фрагментов), анализ нотных текстов, ознакомление с аудио-, видеозаписями;

- итоговый анализ материалов, подготовка к написанию науч. текста (обдумывание вариантов построения, создание плана-каркаса работы);

- оформление результатов исследования (написание научной работы).

Возможно взаимное наложение этих стадий (напр., переделка плана, добавление источников инф., новая формулировка темы).

Использование компьютера на всех этапах научной работы. Возможности, которая предоставляет исследователю пользование компьютером: значительная экономия рабочего времени, быстрое получение информации из Интернета, ее накопления и сохранения в виде файлов, группировка материалов, структуризация информации и объединение файлов в каталоги, создание текста научной работы, его редактирования и распечатка.

Об особых приемах работы в компьютере: горячие клавиши для форматирования, поиск (исправление) ошибок, автозамена, преобразование в таблицу и обратно, преобразование регистра, копирование формата, разрывы, сноски, закладки, гиперссылки, параметры страницы.

 


Пути нахождения новой темы

Поиск мало разработанных вопросов в музыковедческой литературе (определение менее иссл. жанров, геогр. областей, имен).

Поиск тем по аналогии – напр., перспективные принципы публикации о хоровой практике можно перенести на др. виды исполнительства.

Рассмотрение известной темы в свете новой методологии (напр., теории информации, соционики), с привлечением новых фактов и материалов, новых принципов классификации.

Поиск тем на стыке наук – музыковедения и акустики, психологии, социологии, медицины, литературоведения, электронн. техники.

 

 

Планирование исследования

Начинается после выбора темы, точнее – направления исследования, т.к. может корректироваться по ходу работы. Содержит последовательность выполнения конкретных задач, выделение главных смысл. моментов + необходимых для поиска и обработки материалов, источников – науч., справочной, мемуарной, нотной литературы, графич. информации, аудио-, видеозаписей и проч.. Планируются и такие орг. вопросы, как командировки, экспедиции и т.д. Все – с примерным определением сроков.

Предварительный и окончательный планы.

Предварительный план – «рабочее» назв. темы, осн. направления, цель иссл., структура в общ. чертах. Одна из его разновидностей – план-проспект. В нем содержание разделов излагается в виде тезисов. Тж. может меняться в процессе работы.

Окончательный план фактич. становится оглавлением готовой работы.

При планировании заранее решают, какой принц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.213 с.)