ТОП 10:

Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет науки



СОЦИОЛОГИЯ

 

Планы семинаров и самостоятельной работы

для курсантов, обучающихся по программе высшего

профессионального образования

Специальности: 030501.65 Юриспруденция,

080105.65 Финансы и кредит

 

 

Омск 2012

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Социология»

по специальности «Юриспруденция»

срок обучения 5 лет

№ темы Наименование тем Всего часов Всего аудиторных занятий Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа
Лекций Семинаров
  Научный статус социологии: объект и предмет науки
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
Современная западная социология
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
Социология культуры  
Социология личности
Социология девиантного поведения
Социология семьи
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования  
Методы исследования в социологии
Социология права  
Экзамен      
Итого

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Социология»

по специальности «Финансы и кредит»

срок обучения 5 лет

№ темы Наименование тем Всего часов Всего аудиторных занятий Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа
Лекций Семинаров
  Научный статус социологии: объект и предмет науки  
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
Современная западная социология  
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов  
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
Социология культуры    
Социология личности  
Социология девиантного поведения
Социология семьи  
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования    
Методы исследования в социологии
Социология права    
Зачет      
Итого

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основные цели дисциплины

Целью изучения дисциплины «Социология» является формирование знаний о закономерностях развития общественных процессов, формирование научных представлений о социологии как инструменте познания общества. Это предполагает знакомство с основными понятиями и теориями современной социологии, ее основными разделами.

В ходе изучения дисциплины у курсантов формируются представления о структуре социологического знания, основных этапах развития социологии, наиболее выдающихся ее представителях, основных функциях социологии и сферах применения социологического знания. Обучающиеся должны получить знания о специфике изучения общества, о формировании социальной структуры общества, о проблемах становления личности, о ценностно-нормативном комплексе, о тенденциях изменения российской социальной реальности.

Изучение курса «Социология» знакомит курсантов с основными методами прикладных социологических исследований, а также формирует навыки их применения, что предполагает умение использовать соответствующий научный инструментарий. Социологические знания призваны способствовать повышению профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено проведение занятий двух видов: лекций, семинаров. Это позволит курсантам успешно освоить дисциплину.

Мировоззренческие задачи

Учебная дисциплина «Социология» призвана расширить кругозор обучаемых, повысить их общий образовательный, культурный и профессиональный уровень. Социологические знания позволяют сформировать обоснованные позиции по широкому кругу проблем развития современного общества. Знание закономерностей функционирования социальных институтов, развития социальных процессов дает возможность выработать взвешенные оценки тех или иных социальных явлений, позволит курсантам осознать место и роль органов внутренних дел в решении проблем, возникающих в процессе общественного развития.

Изучение курса осуществляется в течение одного учебного семестра и завершается экзаменом по специальности 030501.65 Юриспруденция и зачетом по специальности 080105.65 Финансы и кредит.

Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекции являются базовым видом учебных занятий, позволяющим курсантам получить теоретические знания, составляющие основу изучаемого курса. В ходе лекций рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением отдельных тем. В лекциях создается целостное представление об отдельных разделах социологического знания. Для успешного освоения материала рекомендуется конспектировать лекцию, записывая определения и отражая основные положения, высказываемые преподавателем. Следует отмечать для себя понятия и высказывания, которые вам не совсем понятны. Обязательно задайте соответствующие вопросы в конце лекции, на консультации или на семинарском занятии, чтобы успешно освоить изучаемую тему.

По самостоятельной подготовке. Самостоятельное систематическое изучение рекомендуемой преподавателями учебной и научной литературы способствует успешному освоению учебного курса. На самостоятельную подготовку выделяется 10 часов по специальности 080105.65 Финансы и кредит и 26 часов по специальности 030501.65 Юриспруденция. Следует выполнять задания для работы в часы самостоятельной подготовки, предложенные преподавателем. Для этого необходимо обратиться к конспекту лекций, учебникам и дополнительной литературе.

По подготовке к семинарам.На семинарах происходит закрепление теоретического материала при совместной работе преподавателя и обучаемых. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов курсантов на поставленные преподавателем вопросы, обсуждения сообщений и докладов, проведения дискуссий. Прежде всего, необходимо прочитать учебник, определить, какие моменты остались недостаточно освещенными. Устранить пробелы можно, обратившись к дополнительной литературе. При подготовке к семинару следует сформулировать собственные варианты ответов на поставленные вопросы, прояснить основные понятия, используемые в рамках изучаемой темы.

По проведению консультаций.Курсанты могут получить консультации преподавателей кафедры по самому широкому кругу вопросов, связанных с изучением дисциплины. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком. К консультации у преподавателя необходимо готовиться. Вы должны познакомиться с доступными вам материалами, выявить непонятные вам положения, четко сформулировать вопросы, ответы на которые вы хотите услышать. Рекомендуется также обращаться к преподавателю за консультацией при подготовке докладов и сообщений по той или иной теме. Это позволит выбрать оптимальную структуру доклада или сообщения, круг источников, объем работы.

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Здравомыслов А. Г. К вопросу о культуре социологического мышления // Социологические исследования. – 2008. – № 5.

Злотников А. Г. Принципы социологического познания // Социология. – 2008. – № 2.

Осипов Г. В. XXI век – эра социологии и других социальных наук // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 3.

Подвойский Д. Г. «Публичная социология» в прошлом и настоящем: уточнение координат // Социологические исследования. – 2009. – № 5.

Плахов В. Д. Социология как дискурс // Социологические исследования. – 2011. – № 6.

Романовский Н. В. Современная социология: детерминанты перемен // Социологические исследования. – 2009. – № 12.

Романовский Н. В. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования. – 2011. – № 2.

Социологической мысли

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Становление социологии как научной дисциплины. Социологические учения О. Конта и Г. Спенсера.

2. Классический период в развитии мировой социологии: формирование основных социологических парадигм (М. Вебер, Э. Дюркгейм).

3. Становление и развитие российской социологии в XIX – первой четверти XX века.

4. Возрождение и развитие социологии в СССР. Отечественная социология в постсоветский период.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Воронцов А. В., Громов И. А. Теория капитализма Макса Вебера и ее методологическое значение // Социологические исследования. – 2007. – № 1.

Глотов М. Б. Начало институализации социологии в России // Социологические исследования. – 2010. – № 3.

Гофман А. Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции в творчестве М. Вебера // Социологические исследования. – 2008. – № 4.

Ерекешева Л. Б. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма // Социологические исследования. – 2008. – № 12.

Кокорев А. С. Проблема общества и государства в социологии
Б. Н. Чичерина и М. Вебера // Социологические исследования. – 2009. – № 2.

Мальсагова Х. И. О. Конт и Н. И. Кареев: развитие позитивизма в России // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2011. –
№ 4.

Осипов Г. В. Отечественная социология: история и современность // Социологические исследования. – 2009. – № 3.

Сорокин П. А. Современные социологические теории (до первой четверти двадцатого века) // Социология. – 2008. – № 2.

Тощенко Ж. Т. Эволюция теоретической социологии в России // Социологические исследования. – 2009. – № 7.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Григорьев С. И. Постмодернизм и социология в условиях кризиса // Социологические исследования. – 2010. – № 7.

Коломнец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. – 2010. – № 1.

Леонов Н. И. Социальные миры сквозь призму конфликтологии // Социологические исследования. – 2010. – № 11.

Максимова Л. И. Структурно-функциональная интерпретация соотнесения профессии и культуры Т. Парсонсом// Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.

Мальцева Д. В., Романовский Н. В. О современных сетевых теориях в социологии // Социологические исследования. – 2011. – № 8.

Митупова С. А. Японская социология и проблема идентичности в японском обществе // Социологические исследования. – 2010. – № 4.

Смит Р., Бани В. Теория символического интеракционизма и архитектуры // Социологические исследования. – 2010. – № 9.

Соломатина Е. Н. Становление и развитие социологии конфликта в России // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2011. –
№ 2.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Волков Ю. Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. – 2011. – № 11.

Добреньков В. И., Исправников Н. Р. Модернизация институтов – основной фактор преодоления коррупции в современной России // Вестник МГУ. – Серия 18. – 2011. – № 2.

Жуков В. И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.

Полтовская Е. И. О понятии «социальный институт» // Социологические исследования. – 2009. – № 3.

Соколов А. Н., Сердобинцев К. С. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты) // Калининград. – 2009.

Тихонова И. Е. Социокультурная модернизация в России (опыт эмпирического анализа) // Общественные науки и современность. – 2008. – № 2.

Франчук В. И. Общая теория обществ: новый организмический подход // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1.

Социальная стратификация

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Классовый и стратификационный подход: структурирующие критерии и модели.

3. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Маргинальность.

4. Особенности изменения социальной структуры в России в постсоветский период.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Авраамова Е. М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов // Общественные науки и современность. – 2009. – № 6.

Балабанова Е. Г. Средний класс как объект исследований российских социологов // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1.

Козырева П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социологические исследования. – 2011. – № 6.

Симонян Р. Х. Средний класс: социальный мираж или реальность // Социологические исследования. – 2009. – № 1.

Тихонова Н. Е. Малообеспеченность в современной России: причины и перспективы // Социологические исследования. – 2010. – № 1.

Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация // Социологические исследования. – 2008. – № 11.

Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Сравнительный анализ социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. – 2011. – № 2.

Тема 6. Социология культуры

Методические рекомендации для курсантов

По изучению темы

При подготовке к данной теме необходимо выписать в тетрадь определения следующих понятий: культура, ценности, культурные нормы, обычаи, традиции, субкультура и контркультура. Обратите внимание на характеристику культуры как социальной системы, основные функции культуры, социокультурные институты (наука, образование, искусство, религия). При анализе специфики массовой и элитарной культур необходимо привлечь примеры из современного социокультурного пространства.

Задания для самостоятельной работы

1. Из художественной литературы (русской и зарубежной классики) найдите и прокомментируйте образцы элитарной культуры.

2. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.

3. Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общества?

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Ильин А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // Социологические исследования. – 2010. – № 2.

Петрунина Л. Я. Публика художественных музеев // Социологические исследования. – 2010. – № 2.

Попов Е. А. Что изучает социология культуры // Социологические исследования. – 2011. – № 1.

Хорошкевич Н. Г. Неоднозначность массовой культуры // Социологические исследования. – 2011. – № 11.

 

Тема 7. Социология личности

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие личности в социологии.

2. Статусно-ролевая теория личности. Ролевые конфликты.

3. Социализация как процесс формирования личности. Агенты и институты социализации.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Байниязов Р. С. Понятие правовой культуры как реализация правосознания // Правовая культура. – 2011. – № 1.

Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека. Фактор семьи // Общественные науки и современность. – 2008. – № 4.

Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. – 2009. – № 6.

Геозалян Л. С. Масс – медиа как социализирующий фактор // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4.

Кочкина О. Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5.

Пак Л. Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном контексте // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4.

Синельников А. Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи // Вестник МГУ. – Серия 18. – 2011. – № 1.

Хьюз Э. Ч. Социальная роль и разделение труда // Социологические исследования. – 2009. – № 8.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Аршинова А. И. Сущность и специфические особенности экстремизма // Вестник МГУ. – Серия 18. – 2010. – № 3.

Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. – 2008. – № 5.

Гилинский Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. – 2009. – № 8.

Грошева И. А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // Социологические исследования. – 2008. – № 2.

Заиграев Г. Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // Социологические исследования. – 2009. – № 8.

Леонтьева М. В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и студентов Архангельска // Социологические исследования. – 2009. – № 8.

Соколов А. Н., Бочаров В. М. Борьба с коррупцией: проблемы, тенденции и перспективы // Правовая культура. – 2010. – № 1.

Староверова И. В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социологические исследования. – 2009. – № 11.

Тема 9. Социология семьи

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Семья как социальный институт. Функции семьи, их динамика и трансформация.

2. Типология семейно-брачных отношений.

3. Особенности функционирования семьи в кризисном обществе. Мотивы и динамика браков и разводов. Будущее семьи.

4. Гендерная социология.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. – 2008. – № 1.

Кучмаева О. В., Марычанова Е. А., Петрякова О. Я. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. – 2010. – № 7.

Лежнина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. – 2009. – № 12.

Лексин В. Н. Идеологические основы упадка современного института семьи // Общественные науки и современность. – 2011. – № 2.

Лысова А. В. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. – 2008. – № 9.

Мустаева Ф. А. Социальные проблемы современной семьи // Социологические исследования. – 2009. – № 7.

Синельников А. Б. Развод – революция в семье // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2010. – № 2.

По изучению темы

В рамках темы необходимо проанализировать основные элементы программы конкретного социологического исследования. Изучите и выпишите в тетрадь следующие социологические категории: проблемная ситуация, объект и предмет социологического исследования, цели и задачи, социологические гипотезы. Изучите и прокомментируйте статью Фарахудинова Ш. Ф. Опыт организации и проведения прикладных социологических исследований для государственных заказчиков // Социологические исследования. – 2011. – № 3.

Задания для самостоятельной работы

1. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?

2. Каковы основные модели выборочного исследования?

3. В чем специфика пилотажного исследования?

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Абруков В. С., Николаева Я. Г. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем! // Социологические исследования. – 2010. – № 1.

Добреньков В. И. Методы социологического исследования: учебник для вузов. – М., 2008.

Ковалев В. В. Контент - анализ искусственных стереотипов (на примере художественных фильмов) // Социология. – 2008. – № 2.

Мягков А. Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? Мега-анализ зарубежных источников // Социологические исследования. – 2008. – № 9.

Олейник А. Н. Трангуляция в контент - анализе. Вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социологические исследования. – 2009. – № 2.

Фарахудинов Ш. Ф. Опыт организации и проведения прикладных социологических исследований для государственных заказчиков // Социологические исследования. – 2011. – № 3.

Шереги Ф. Э. Прикладная социология: стимулы и гносеологические барьеры // Социологические исследования. – 2009. – № 4.

Яушева А. А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социологические исследования. – 2008. – № 9.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Абруков В. С., Николаева Я. Г.Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем! // Социологические исследования. – 2010. – № 1.

Добреньков В. И. Методы социологического исследования: учебник для вузов. – М., 2008.

Ковалев В. В. Контент – анализ искусственных стереотипов (на примере художественных фильмов) // Социология. – 2008. – № 2.

Мягков А. Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? Мега-анализ зарубежных источников // Социологические исследования. – 2008. – № 9.

Олейник А. Н. Трангуляция в контент - анализе. Вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социологические исследования. – 2009. – № 2.

Фарахудинов Ш. Ф. Опыт организации и проведения прикладных социологических исследований для государственных заказчиков // Социологические исследования. – 2011. – № 3.

Шереги Ф. Э. Прикладная социология: стимулы и гносеологические барьеры // Социологические исследования. – 2009. – № 4.

Яушева А. А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социологические исследования. – 2008. – № 9.

Тема 12. Социология права

Методические рекомендации для курсантов

По изучению темы

При анализе данной темы необходимо исследовать соотношение таких категорий как: право и общество, государство и право, правовое государство и гражданское общество, личность и право, право и мораль.

Изучая данную тему особое внимание необходимо уделить анализу полиции как социальному институту, преступности как социальному явлению, коррупции как социальной патологии. При подготовке к данной теме следует обратиться к дополнительной литературе, посвященной проблемам российской правовой системы и формированию правовой культуры в обществе.

Задания для самостоятельной работы

1. Какие социальные функции выполняет право?

2. От каких социальных условий зависит становление в России правового государства?

3.Охарактеризуйте профессиональное правосознание сотрудников полиции.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2012.

Татидинова Т. Г. Социология: курс лекций. – М., 2008.

Дополнительные источники

Кабанов К. В. Коррупция: общая ситуация и текущие реалии // Общественные науки и современность. – 2011. – № 5

Лапаева В. В. Российская философия права в контексте западной философско – правовой традиции // Вопросы философии. – 2010. – № 5.

Сорокин В. В. Общее учение о государстве и праве переходного периода. – М., 2010.

Чупров В. И., Зубок Ю. А Социология молодёжи: учебник. – М., 2011.

 

Планы семинаров подготовил:

доцент кафедры кандидат философских наук, доцент Л. С. Баширова.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

27 февраля 2012 г., протокол № 9.

 

Рекомендованы для использования в учебном процессе

Методическим советом Омской академии МВД России

«17» апреля 2012 г., протокол № 8.

 

Дополнения

к спискам рекомендуемых источников

(по результатам внедрения научных разработок в учебный процесс)

Номер темы Название источника (в соответствии с общими требованиями к оформлению источников) Источник основной или дополнительный Лица, подтверждающие внесение изменений (фамилия, инициалы, подпись)
       
   
   
       
   
   
       
   
   
       
   
   
       
 
   
       
 
   

 

ГПиОП ОмА МВД России. Заказ №_____. Тираж 20 экз.

СОЦИОЛОГИЯ

 

Планы семинаров и самостоятельной работы

для курсантов, обучающихся по программе высшего

профессионального образования

Специальности: 030501.65 Юриспруденция,

080105.65 Финансы и кредит

 

 

Омск 2012

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Социология»

по специальности «Юриспруденция»

срок обучения 5 лет

№ темы Наименование тем Всего часов Всего аудиторных занятий Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа
Лекций Семинаров
  Научный статус социологии: объект и предмет науки
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
Современная западная социология
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
Социология культуры  
Социология личности
Социология девиантного поведения
Социология семьи
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования  
Методы исследования в социологии
Социология права  
Экзамен      
Итого

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Социология»

по специальности «Финансы и кредит»

срок обучения 5 лет

№ темы Наименование тем Всего часов Всего аудиторных занятий Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа
Лекций Семинаров
  Научный статус социологии: объект и предмет науки  
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
Современная западная социология  
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов  
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
Социология культуры    
Социология личности  
Социология девиантного поведения
Социология семьи  
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования    
Методы исследования в социологии
Социология права    
Зачет      
Итого

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основные цели дисциплины

Целью изучения дисциплины «Социология» является формирование знаний о закономерностях развития общественных процессов, формирование научных представлений о социологии как инструменте познания общества. Это предполагает знакомство с основными понятиями и теориями современной социологии, ее основными разделами.

В ходе изучения дисциплины у курсантов формируются представления о структуре социологического знания, основных этапах развития социологии, наиболее выдающихся ее представителях, основных функциях социологии и сферах применения социологического знания. Обучающиеся должны получить знания о специфике изучения общества, о формировании социальной структуры общества, о проблемах становления личности, о ценностно-нормативном комплексе, о тенденциях изменения российской социальной реальности.

Изучение курса «Социология» знакомит курсантов с основными методами прикладных социологических исследований, а также формирует навыки их применения, что предполагает умение использовать соответствующий научный инструментарий. Социологические знания призваны способствовать повышению профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено проведение занятий двух видов: лекций, семинаров. Это позволит курсантам успешно освоить дисциплину.

Мировоззренческие задачи

Учебная дисциплина «Социология» призвана расширить кругозор обучаемых, повысить их общий образовательный, культурный и профессиональный уровень. Социологические знания позволяют сформировать обоснованные позиции по широкому кругу проблем развития современного общества. Знание закономерностей функционирования социальных институтов, развития социальных процессов дает возможность выработать взвешенные оценки тех или иных социальных явлений, позволит курсантам осознать место и роль органов внутренних дел в решении проблем, возникающих в процессе общественного развития.

Изучение курса осуществляется в течение одного учебного семестра и завершается экзаменом по специальности 030501.65 Юриспруденция и зачетом по специальности 080105.65 Финансы и кредит.

Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекции являются базовым видом учебных занятий, позволяющим курсантам получить теоретические знания, составляющие основу изучаемого курса. В ходе лекций рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением отдельных тем. В лекциях создается целостное представление об отдельных разделах социологического знания. Для успешного освоения материала рекомендуется конспектировать лекцию, записывая определения и отражая основные положения, высказываемые преподавателем. Следует отмечать для себя понятия и высказывания, которые вам не совсем понятны. Обязательно задайте соответствующие вопросы в конце лекции, на консультации или на семинарском занятии, чтобы успешно освоить изучаемую тему.

По самостоятельной подготовке. Самостоятельное систематическое изучение рекомендуемой преподавателями учебной и научной литературы способствует успешному освоению учебного курса. На самостоятельную подготовку выделяется 10 часов по специальности 080105.65 Финансы и кредит и 26 часов по специальности 030501.65 Юриспруденция. Следует выполнять задания для работы в часы самостоятельной подготовки, предложенные преподавателем. Для этого необходимо обратиться к конспекту лекций, учебникам и дополнительной литературе.

По подготовке к семинарам.На семинарах происходит закрепление теоретического материала при совместной работе преподавателя и обучаемых. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов курсантов на поставленные преподавателем вопросы, обсуждения сообщений и докладов, проведения дискуссий. Прежде всего, необходимо прочитать учебник, определить, какие моменты остались недостаточно освещенными. Устранить пробелы можно, обратившись к дополнительной литературе. При подготовке к семинару следует сформулировать собственные вариа







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.046 с.)