Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социологической мысли в УкраинеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Говоря о развитии социологической мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево-Могилянская академия оставила важный след в развитии социально-политической мысли. Эпоха просветительства дала имена Г. Сковороды, В. Золотницкого и др. В целом характерной чертой украинской социологии является перекрещивание исследовательского поля социологии со смежными социально-гуманитарными науками. Во второй половине XIX века начинается становление и развитие собственно социологической мысли, которая имеет свои отличительные черты, связанные с особенностями исторического развития украинского народа. На развитие отечественной социологии оказали влияние не только западноевропейская социология и русская философия, но и идеи народничества, революционного демократизма в Украине, традиции собственного национально - освободительного движения. Непосредственным началом выхода собственно социологических работ следует считать исследования женевского кружка украинских ученых 80-х годов XIX века. К нему примыкали прежде всего М. Драгоманов, С. Подолинский (представители механической теории в социологии) и Ф. Вовк. М.П. Драгоманов (1841 – 1898), чье 150-летие со дня рождения в 1991 году отмечалось по решению ЮНЕСКО, был человеком чрезвычайно разносторонних интересов. Публицист, общественный деятель, ученый, магистр всемирной истории. Не случайно его называли генератором общественных идей. А сам он себя называл социалистом западноевропейского образца. На его становление как социолога большое влияние оказали идеи О. Конта и Г. Спенсера. Социально-политическое кредо Драгоманова – «космополитизм в идеях и целях, национальность в формах культурной работы». В основе гуманистических идеалов Драгоманова приоритет общечеловеческих ценностей. В своих социально-политических идеалах он был ориентирован на лучшие проявления западноевропейского демократизма. Первым, выдвинув демократическое освободительное движение на европейскую сцену, он, по сути, решал задачу вхождения Украины в общеевропейский дом. А драгомановская идея о соединении социальной справедливости и либеральных ценностей сохраняет свою актуальность и в наши дни. Социологию Драгоманов рассматривал как науку об обществе и призывал украинских исследователей использовать идеи и принципы западноевропейской социологической мысли. Он активно отстаивал идею прогресса, который в обществе должен проявиться как уничтожение гнета, нищеты, получения равных конституционных прав. Прогресс личности он рассматривал в тесной связи с поступками человека в целом. С. Подолинский (1850 - 1891) в своих работах, пытаясь соединить марксизм с социал-дарвинизмом, акцентировал внимание на прогрессивное развитие чувства гражданственности. Подолинский считал, что в общественной жизни действуют законы борьбы за существование, но в отличие от социал - дарвинистов, он признавал еще и действие закона возрастающей солидарности людей, которая воплощается в отдельных общностях. Поэтому, по его мнению, центр тяжести приходится не столько на борьбу людей между собой, сколько на борьбу людей с природой, с угрожающей средой. Ф. Вовк (1847 - 1918) рассматривал социологию как науку прежде всего об общественной жизни, в центре которой находится человек. Его социологические взгляды отличались эволюционизмом: все общественные явления и формы, по мысли Вовка, это результат постепенного развития зародышей физической природы человека. Эта физическая природа людей является одинаковой для всех, но в то же время существуют и различия, которые обусловлены той средой, в которой живут люди. Б.А. Кистяковский (1868 - 1925) – один из известных в свое время и почти забытый потом философ, социолог, правовед, политический деятель. Его формирование как социолога шло под огромным воздействием социально - политических и культурно - исторических идей Драгоманова. Он был участником известного драгомановского кружка, защищал диссертацию в Берлине, работал рядом с М. Вебером. В своих социологических воззрениях он пытался соединить неокантианские взгляды на общественные явления с «позитивными» методами их исследования. По мнению Кистяковского, в исторических процессах наряду с необходимостью значительное место занимают стихийность и сознательные действия людей, обусловленные уровнем социальной культуры. Следовательно, той реальностью, которую должна изучать социология, кроме экономических отношений и сознания, являются действия людей, обусловленные социальной действительностью и ее культурными формами. В 1918 - 1920 гг. Кистяковский возглавлял кафедру социологии в социально – экономическом отделе Всеукраинской АН (ВУАН). Именно с деятельностью этой кафедры в период работы там Кистяковского связаны основные достижения социологической мысли в Украине в 20-е годы. Теоретическое наследие М.С. Грушевского (1866 - 1934) настолько велико и многогранно, что это объект изучения многих наук: истории, политологии, социологии и др. Его творчество, с одной стороны, представляет собой развитие историко-социологического направления западной общественной мысли, а, с другой стороны, непосредственно связано с духовными национальными традициями народоведения и фольклористики. В 1921 году Грушевским создается Украинский социологический институт. В этом же году была опубликована его статья по генетической социологии. Грушевский первый в Украине применил историко-социологический метод. По его мнению, только проведя историко-социологический анализ прошлого, мы можем найти путь к пониманию настоящего, и не только настоящего, такой подход позволяет осмыслить и ход развития в будущем. Отсюда становится понятным и название его работы «Початки громадянства. Генетична соціологія». Именно в этой работе изложены основные мысли Грушевского как социолога. Здесь он впервые поставил вопрос о создании социально-политической прогностики, развитии футурологии. В последние годы Грушевский тесно сотрудничал с «Ассоциацией культурно-исторического опыта», в рамках которой велась работа в области социологии, этнологии и фольклористики. Становлению современной социологической науки в Украине предшествовал нелегкий путь, который она прошла в условиях тоталитарного режима в СССР. После вмешательства Сталина произошло не только «упразднение» социологии, но и социологические методы конкретных исследований были изъяты из обращения, на конкретное изучение процессов и явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной наукой, враждебной марксизму. Возрождение социологии началось с наступлением «хрущевской оттепели» (начало 60-х годов XX века.). Правда, ситуация сложилась парадоксальная: социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука нет. Значительная часть первичной научной информации, представляющей огромную научную ценность для решения многих социальных проблем, осталась в архивах. Ныне в Украине идет процесс преодоления этого тяжелого наследия. Украинская социология находится в нелегком поиске собственной автентичности, разрабатывает свою методологическую базу, концептуальную схему и соответственно категориально-понятийный аппарат. Создается сеть социологических центров, в том числе: социологическая служба института социологии НАН Украины, которая сотрудничает с социологической службой Центра «Демократические инициативы», и службой СОЦИС – Геллап, Украинский институт социальных исследований (ранее Институт проблем молодежи), Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова, Киевский международный институт социологии в Университете «Киево-Могилянская академия». Работают социологические центры во многих университетах страны.
Вопросы для самоконтроля и обсуждений 1. Кто стоял у истоков создания социологической науки? 2. Кого мы относим к классикам социологии? 3. Почему мы считаем О. Конта родоначальником позитивизма в социологии? 4. Какие проблемы занимали центральное место в творчестве Г. Спенсера? 5. В чем суть органического подхода к обществу Г. Спенсера? 6. В чем суть идеи общественной солидарности, выдвинутой Э. Дюркгеймом? 7. В чем отличие подхода О. Конта и Э. Дюркгейма к определению содержания социологии как науки? 8. Какова сущность социологической доктрины К. Маркса? 9. В чем универсализм творческого наследия М. Вебера? 10. Что означает категория социального действия, разработанная М. Вебером? 11. С какими концептуальными теориями и идеями вошел в мировую социологию П. Сорокин? 12. Что представляет собой структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом? 13. В чем смысл теорий «среднего уровня» Р. Мертона? 14. Как протекал процесс становления и развития социологии в Украине? 15. В чем отличительная особенность украинской социологии? 16. Какие социологические идеи развивал М.К. Драгоманов? 17. Каково социологическое наследие М.С. Грушевского? 18. Какие социологические школы оставили наиболее заметный след в истории мировой социологии? 19. Каково место и роль в истории социологии Франкфуртской школы? 20. С именами каких выдающихся социологов XX века связана работа Франкфуртской школы? 21. Какова основная проблематика Франкфуртской школы? 22. Согласны ли Вы с выводами теоретиков Франкфуртской школы, согласно которым эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: углубляющегося отчуждения, вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе («фашизоидный капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм»)? 23. Какова основная проблематика Чикагской школы? 24. В чем ее связь с инвайроментальной социологией? 25. Какие трудности стоят на пути развития социологии в Украине в настоящее время? 26. Какие социологические центры существуют в настоящее время в Украине? 27. Как Вы считаете, используются ли данные социологической науки властными структурами и руководящими органами для оптимального решения экономических и социальных проблем? 28. Охарактеризуйте основные современные западные социологические теории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.007 с.) |