ТОП 10:

Модели изучения социальной стратификации общества



Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены еще М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему. Для изучения этой многомерной системы в социологии используются различные подходы, модели: такими «инструментами» являются классы, группы, страты.

В классической модели при рассмотрении структуры общества различают два подхода – марксистский и немарксистский. Марксизм, как известно, в социальной структуре капиталистического общества выделял два класса: тех, кто владеет средствами производства и тех, кто их лишен, т.е. армия лиц наемного труда.

Что касается немарксистского направления, то здесь обычно различают следующую типологию классов: высший, средний и низший.

· Высший класс, обладающий наиболее высоким уровнем благосостояния и власти (около 1% населения). Владеет значительной частью собственности (в Англии, например, 21% богатства страны принадлежит высшему классу).

В этом классе, в свою очередь, выделяют следующие слои:

- верхний высший класс – «аристократы по крови», скопившие богатство в течение многих поколений. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение;

- нижний высший класс – главным образом, «новые богатые», захватившие высшие посты в экономике, политике, бизнесе. Это – «новые русские», «новые украинцы», ставшие миллионерами и миллиардерами на волне перестройки и преступной приватизации, профессиональные спортсмены и звезды эстрады, получающие за выступления десятки тысяч долларов и т.п.

· Средний класс, который образуется весьма пестрым конгломератом социальных групп: от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. Это примерно половина всего населения. Контролирует три четверти общественного богатства. Выделяют несколько слоев среднего класса:

- верхний средний класс – мелкая буржуазия и высокооплачиваемые профессионалы, известные адвокаты, врачи, актеры, телекоммуникаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но возможности по сравнению с представителями высшего класса существенно ограничены;

- средний средний класс – самая массовая прослойка развитого индустриального общества: хорошо оплачиваемые служащие, профессиональные преподаватели, врачи, учителя, менеджеры среднего уровня. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания;

- низший средний класс – квалифицированные рабочие, низшие служащие, занятные преимущественно умственным трудом и имеющие вполне приличный уровень жизни.

· Низший класс включает, главным образом, работников физического труда. В свою очередь тоже подразделяется на определенные слои:

- Верхний низший класс – средне- и малоквалифицированные рабочие, занятые в массовом производстве, живущие в относительном достатке, но отличающиеся невысоким образованием, пассивным досугом, примитивными развлечениями, зачастую чрезмерно употребляющие спиртные напитки и ненормативную лексику;

- Нижний низший класс – социальное дно, обитатели подвалов, чердаков и прочих малопригодных для жизни мест, не имеющие никакого образования, либо имеющие начальное образование, перебивающиеся чаще всего попрошайничеством либо случайными заработками. Как правило, – это хронические алкоголики, бомжи, бывшие заключённые и т.д.

Часто используют также трех – или девятиклассовую модели. А вообще ныне существуют различные модели классового деления общества.

Американский социолог Л. Уорнер приводит пять признаков класса:

- род занятий;

- источник и размер дохода;

- район проживания;

- тип жизни.

Такой показатель, как район проживания поначалу вызывает у студентов недоумение, но достаточно назвать район любого нашего города, где проживают владельцы нескольких автомашин, особняка с бассейном, наружным наблюдением и прочими атрибутами, как все становится понятным; о размерах дохода уже можно не говорить.

Наряду с классами в социологии при изучении социальной структуры используется и такая категория как «группа». Простая совокупность людей (например, пассажиры автобуса) социальной группой не являются, так как они не взаимодействуют между собой, они просто сосуществуют. Но вот если в автобус входит хулиган и пассажиры дружно реагируют на его поведение, пресекают его – они складываются (на время такого взаимодействия) в социальную группу.

Самостоятельное понятие группы встречаем уже у Аристотеля. Начало создания специальной социологической теории группы связано с именами Дюркгейма, Тарда, Зиммеля, Тенниса.

Л. Гумпилович, известный австрийский социолог, считал, что в социологии единицами, элементами являются социальные группы. «Социологию нельзя строить на отношениях индивидов друг к другу и из природы индивидов нельзя постичь природы группы».

Р. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом влияют друг на друга, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Первой существенной чертой группы является определенный способ взаимодействия между членами. Второй – является членство, чувство принадлежности к данной группе и третья черта заключается в единстве группы. Эти три основные черты (взаимодействие, членство и единство) свойственны множеству групп, среди которых различают первичные группы и вторичные.

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностей. К первичным группам относят, прежде всего, семью, это могут быть и три товарища, отправившиеся на рыбалку, в туристический поход, и двое влюбленных. Сюда можно отнести и членов какого-нибудь клуба, которые ходят друг к другу в гости и вообще предпочитают прямые контакты. В первичную группу войдут и члены трудового коллектива, что дружат семьями.

В первичной группе приобретает реальное значение категория «мы», возникает новая целостность, она подкрепляется серьезным эмоциональным переживанием, человек начинает идентифицировать, определять себя как часть этого целого, возникает чувство единства, солидарности между членами такой группы, и направленность их поведения во многом определяется таким чувством.

Вторичные группы состоят из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные контакты и связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. Часто члены таких групп очень мало знают друг друга. Коммуникации носят формальный характер. Но в этой среде могут установиться и первичные группы. К примеру, в студенческой группе могут возникать дружеские союзы и любовные пары.

В силу сказанного социологи относят первичные социальные группы к неформальным; а вторичные группы – к числу формальных. В первых деятельность и нормы поведения официально не регламентированы, во вторых деятельность официально признана соответствующими институтами и должным образом оформлена.

На протяжении многих десятилетий ученые отмечают ослабление роли первичных групп. Они считают, что развитие городов и создание корпораций привели к образованию мегаполисов, где гасится эмоциональная сторона личности, тускнеют традиционные ценности семьи, дружбы, любви и т.д. Но в действительности процесс идет не столь прямолинейно. С одной стороны, можно констатировать, что в современных обществах наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время первичная группа оказалась вполне устойчивой и, более того, стала важным связующим звеном между личностью и формальной, организационной стороной жизни.

В социологии различается и такое понятие как референтная группа. Референтные группы – это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формирования наших взглядов, чувств и действий. Для подростков такой референтной группой, как правило, служит группа сверстников.

Среди различных моделей изучения социальной структуры общества важное место принадлежит стратификационному подходу.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.140 (0.004 с.)