ТОП 10:

Социальные функции религии. Свобода совести



Социальная сущность религии реализуется через те функции, которые она выполняет. В числе важнейших следует отметить следующие.

Компенсаторная. Эта функция связана с той ролью, которую выполняет религия, восполняя ограниченность человеческой практики, человеческого знания, опыта. Она обусловлена человеческой слабостью не только отдельного индивида, но и несовершенством общества в целом.

Мировоззренческая. Вера определяет место человека в мироздании, формирует представление о цели и смысле жизни, проясняет перспективы земного и посмертного существования. Ф.М. Достоевский, размышляя над этими вопросами, писал: «Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству потому, что человек тот час же спросит: для чего мне любить человечество?». Может, потому мы сейчас столкнулись со взрывом ожесточенности, бездуховности, что значительная часть людей, и прежде всего молодых, не находят ответа на извечные вопросы: «Для чего я живу?», «Во имя чего?» и «Что есть добро и зло?».

«Тайна человеческого бытия, - подчеркивал Достоевский, - не в том, чтобы только жить, а в том для чего жить. Без твердого представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя кругом его все были хлебы». Наука не дает ответа на эти извечные вопросы человеческого бытия.

Регулятивная. Религия – это великолепный архитектор и строитель моральной системы, системы культового поведения, ценностно-нормативной системы, которые регулируют социальное поведение человека, его отношения в семье, с другими людьми и т.д. Когда у человека «бога нет», то все дозволено.

Свобода совести – предмет теоретических дискуссий и в прошлом, и в настоящем. За нее против церковных идеологов принудительной организации мира сражались и высшие христианские умы. Достоевский запечатлел – от противного – свое понимание христианской свободы в грандиозном и ужасном образе Великого Инквизитора, который с тех пор стал мировым нарицательным символом принудительной теократии.

Свобода совести – одна из неоспоримых свобод человека, составляющих суть естественного права, которым человек обладает от рождения. Следовательно, это право должно быть признано государством и обществом. Но критерии свободы совести, вероисповедания и религии довольно размыты.

Можно говорить, по меньшей мере, о четырех реализующих ее конкретных правах:

- право на исповедование религии;

- право на проведение религиозных обрядов;

- право на религиозное обучение;

- право на организацию религиозных объединений.

Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при наличии демократического государственного и общественного устройства.

 

Типология религий

Ныне социологи выделяют три мировые религии: христианство, ислами буддизм. В христианстве, как известно, различают три ветви: католицизм, протестантизм и православие.

Христианство насчитывает 1,5 млрд. верующих. Общим признаком христианства является вера в триединого Бога, а Иисус Христос выступает как Богочеловек, спаситель мира. Главным источником христианского вероучения служит священное писание – Библия, особенно вторая ее часть – Новый завет. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду на получение прощения через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи.

Ислам – одна из мировых религий, возникшая в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове. Его исповедует 1,5 млрд. человек. В исламе различают два течения: сунниты и шииты. Бог ислама (Аллах) – бог воздаяния за дела, бог – судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Поэтому ислам оказался идеальной религиозно – политической основой для централизованного государства.

Буддизм – третья мировая религия (примерно четверть млрд. человек), возникшая в V – VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных загрязнений. Цель буддизма – достичь единства со Вселенной через годы медитации – т.е. психологического отключения человеком себя от окружающего мира. Причем Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему, человек должен сам спасти себя. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

Не следует также забывать о приверженцах национальных религий – индуизма, иудаизма, конфуцианства, число которых весьма значительно. Конфуцианство и даосизм – это примерно 1,5 млрд. последователей, индуизм – более 500 млн.

Принципиальное отличие мировых религий от этнических социологи видят в следующем.

Во-первых, проповедь мировых религий обращена не «к народу», а к отдельному человеку. Отсюда – не только представление о личной ответственности, но равенство верующих перед Богом, независимо от их этнической или сословной принадлежности.

Второй характерной особенностью мировых религий стала этика, основанная на «золотом правиле» в той или иной формулировке («не делай другому того, чего не желаешь себе»). Дело в том, что ранее поступки подразделялись не на «добрые» и «злые», а на «правильные» и «неправильные» с точки зрения ритуала, смысл которого мог быть давно утерян. И только в мировых религиях этика получает внятную религиозную санкцию и даже преимущества перед ритуалом.

Принципиальные преимущества мировых религий перед этническими позволили им широко распространяться по планете и стать важным фактором прогресса. Однако путь через континенты и социально-экономические формации сложен и противоречив.

По религиозному признаку все цивилизации (весьма условно, конечно) можно разделить на два вида: первые ищут спасения, смысл человеческой жизни полагают по ту сторону смертельного порога и саму человеческую жизнь рассматривают, по словам Сократа, как «приуготовление к смерти». Другие, их можно назвать «гедонистическими», видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в предметной земной жизни устроиться с максимальным комфортом.

Отсюда и два полярных подхода в воззрениях на мир. Одна позиция рассматривает человека как предельную ценность, мерило всех вещей и она разделяется любым секулярным, светским сознанием везде в мире. Другая позиция предполагает, что человек – творение и есть некий творец, который больше, совершенней и бесконечно мудрее, чем его создание. Эти две позиции, два подхода и определяют все – от экономики и политики, от произведений высокой литературы до бытового анекдота. Кстати, в этом отличие Востока от Запада: в первом случае главная, в центре – Пасха, во втором – Рождество, т.е. в одном случае – небеса, в другом – земля.

 

Религиозные организации

Религия не может существовать без своих организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций.

Церковь – религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа – общность верующих), способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Примером может служить католическая церковь. Система ее верований и ритуалов удовлетворяла запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, отражая на удивление прочно иерархизированную структуру общества и помогая длительное время ее сохранять.

Деноминация – промежуточное звено между церковью и сектой (полузакрытая, формальная группа – общность верующих). Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные и другие интересы. Деноминации бывают очень разнообразными: например, в американском обществе варьируются от таких, что сохраняют стойкие сектантские тенденции, до лютеранства, которое прекрасно адаптировалось к гражданским и властным структурам.

Секты – это небольшие нестабильные (потенциально деструктивные, закрытые) религиозные группы. Они характеризуются либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу.

В современном мире секта – это всегда противопоставление себя божественной Истине. Обратившись к истории любой секты, можно обнаружить, что в ее основе лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, позитивным духовным ценностям.

Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отторжение мирских ценностей (отказ признавать право, присягу, собственность, власть и т.д.).

Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной организации. И тогда она перерастает в деноминацию, но только в том случае, если выраженный ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации.

Сегодня секты создаются не только в результате искреннего заблуждения, но и с вполне определенными целями господства над душами других людей. Такое господство намного мощнее любого другого физического или экономического принуждения, ведь человек, отдавший свою душу «учителю», «гуру», подчиняется уже не корысти ради и не за страх, а за совесть. Человек ищет духовности, а в секте находит ее суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество. К сожалению, в настоящее время Украина «бьет все рекорды» по количеству религиозных сект.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.005 с.)