Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Web-портфолио – современный инструментСодержание книги
Поиск на нашем сайте
взаимодействия студента в сетевом сообществе XXI век – век всеобщей информатизации – ежедневно предъявляет свои требования к различным сферам человеческой жизнедеятельности. Сфера образования стала не исключением. На сегодняшний день миссия образования заключается в поиске новых средств, форм и способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), а также сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях информационного общества. В этой ситуации появление web-технологий второго поколения (web 2.0) повлекло за собой ряд серьёзных трансформаций и положительных последствий для открытого образовательного пространства. На сегодняшний день разработанные технологии web 2.0. явились «катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей» [ 4 ] в сетевом сообществе. Они предоставляют широкий спектр возможностей для организации учебного процесса на качественно новом уровне, таких как: альтернативные способы действий всех объектов образовательного пространства; реализация самостоятельного поиска, освоения, накопления знаний и опыта студентами в процессе взаимодействия с сетевыми сообществами (студенческими, педагогическими, научными и т.д.). Преимуществом такого типа взаимодействия является отсутствие пространственных ограничений, а организация учебных или научных сообществ происходит значительно быстрее, по мере необходимости и без особых организационных усилий [4]. Подобные перемены в парадигме привели к использованию в образовательном процессе следующих технологий: блоги (blogs), wiki-среды (wikispaces), RSS, web-портфолио (web-portfolio / e-portfolio) и т.д. Одной из наиболее популярных технологий на западе, а теперь уже и в России является «web-портфолио». За недолгое время существования «web-портфолио» зарекомендовало себя как ценный инструмент для современного человека. С каждым годом оно всё больше приобретает признание среди школьников, студентов, преподавателей и работодателей всех стран, таким образом, оказывая серьёзное влияние на формирование рынка труда и образование. На сегодняшний день многие педагоги склонны рассматривать «web-портфолио» как реакционный ответ на фундаментальные сдвиги в современном образовательном пространстве, где обучение уже не воспринимается как формальный процесс передачи знаний, а как процесс, целью которого является ориентация человека на самостоятельное освоение актуальных знаний в течение всей жизни. Такой вид портфолио представляет собой возможность для самостоятельного размышления о процессе обучения, презентации собственных образовательно-профессиональных знаний или компетенций, приобретённых владельцем. Сам термин «портфолио» был заимствован педагогикой из бизнеса и политики, где широко использовались выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов» и т.д. С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место [5]. Чуть позже, термин портфолио с легкостью вошел в образовательный процесс, как учащихся школ, так и студентов. В наши дни термин «портфолио» имеет место в жизни различных сфер человеческой деятельности, где целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте и электронный портфолио. Если рассуждать о плюсах и минусах того или иного формата, то, конечно, в этой неравной борьбе выигрывает второй. Всё дело в том, что портфолио в печатном формате из-за тяжелого веса не всегда удобно владельцам приносить на собеседование, экзамены и занятия. Распечатка документов и материалов, составляющих контент портфолио, является достаточно трудоемким, дорогостоящим, а в некоторых случаях бессмысленным занятием. Всё дело в том, что в условиях инфляции знаний и информации содержание портфолио требует постоянного обновления материалов. Неоднократные педагогические исследования доказали, что информатизация и компьютеризация общества на современном этапе предоставляет огромный потенциал возможностей для интеллектуального развития нового поколения, поэтому работа с информацией и медиа становится главным содержанием профессиональной деятельности каждого специалиста в информационном обществе. Таким образом, вопрос создания и использования в сфере образования альтернативной формы портфолио, а именно «веб-портфолио» (web-portfolio), «электронный портфолио» (electronic-portfolio, e-portfolio, e-folio) становиться актуальным. В связи с популярностью использования этого термина, в настоящее время существует множество определений понятия «web-portfolio» или «e-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги [10]. В других, как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижение и уровень компетентности [10]. В третьих, как персонализированные on-line коллекции работ некого автора (индивида, группы, организации) и связанные с ними комментарии (как самого автора, так и других) и оценки [6]. Учитывая представленные выше определения, а также тот факт, что мы исследуем «web-портфолио» внутри образовательного процесса вуза, вслед за свободной энциклопедией «Википедия» под термином «web-портфолио» понимаем «web-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио студента, школьника – это web-сайт, на котором отражаются образовательные результаты – результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности» [2]. Такое определение, на наш взгляд, «проливает свет» на новое явление в образовании как «web-портфолио». Итак, определившись с пониманием термина «web-портфолио», на наш взгляд, далее необходимо рассмотреть актуальные задачи, решаемые им в образовательном процессе вуза. Первая задача – это презентация компетенций владельца – учащегося в различных контекстах и для различной аудитории (преподавателя, научного руководителя, куратора в вузе, потенциального работодателя) до и после окончания высшего учебного заведения. Таким образом, автор-владелец «web-портфолио» сможет демонстрировать сведения о своем «интеллектуальном капитале» – о победах в олимпиадах, участии в семинарах, научных конференциях, в различных проектах, грантах, конкурсах, университетских и школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях, а затем представить их потенциальному работодателю или членам приёмной комиссии вуза. Студенты-выпускники также смогут продолжить разработку «web-портфолио», своеобразного «динамичного резюме» на протяжении своей карьеры, добавляя новые артефакты и размышления, которые, отражают их достижения и профессиональный рост, что, так или иначе будет способствовать их продвижению по службе. Вторая задача состоит в обеспечении защиты, хранения содержания «web-портфолио» в целях построения взаимодействия студенческой аудитории в сетевом сообществе на современном уровне. Третья задача заключается в использовании «web-портфолио» как аутентичного средства оценивания результатов образовательно-профессиональных достижений учащихся и способа развития различных компетенций. Путём применения «web-портфолио» в процессе обучения у студентов формируется самостоятельность в реализации контроля над своими достижениями. Такой портфолио позволяет осуществлять системную рефлексию деятельности владельца, узнать о конкретной учебной ситуации, «о том, что узнал студент, как проходит процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает» [8]. Одним из ключевых аспектов развития «web-портфолио» является «обдумывание размещенных материалов (reflection)» [6]. Речь идёт о том, что студенты должны писать комментарии на каждый размещенный в «web-портфолио» артефакт. О том, почему они создали его, чему научились, и что хотели бы усовершенствовать. Дело в том, что такие записи помогают поднимать самооценку учащимся, а также это отличный способ оглянуться назад и вспомнить о том, что студент уже сделал. Кроме того, студенты могут анализировать контент «web-портфолио» друг друга, сравнивая то, что они создали, или чего добились в начале и в конце работы по тому или иному направлению. Таким образом, web-портфолио позволяет владельцу узнать больше о себе, о своих возможностях, наметить зону ближайшего развития и перспективы. Четвёртая задача охватывает проблему формирования медиакомпетентности путем непрерывного пополнения и развития «web-портфолио», а значит постоянного медиаобразования учащихся. Медиаобразование, на наш взгляд, область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодое поколение к жизни в информационно насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии с СМИ и СМК, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент информационного пространства создавая собственное «web-портфолио». Другими словами, в условиях медиатизированного общества становится очевидным, что внедрение «web-портфолио» в образовательный процесс вузов, позволит формировать у учащихся информационную культуру (медиакомпетентность). Итак, реализуя идею «web-портфолио» в образовательном процессе вуза и организуя своеобразное студенческое медиатворчество, преподаватель сможет расширить представления студентов о медиа, раскрыть интеллектуальный потенциал современных информационных технологий и «медиакультуры как средства для дальнейшего непрерывного самообразования» [7, С.74]. Учащиеся, в свою очередь, смогу получить практический опыт работы с широким спектром информационных технологий, доступ к которым, возможно, многие из них не имели ранее. В современной педагогике принято различать портфолио по субъектам деятельности на индивидуальный и групповой. Следовательно, портфолио может создаваться как одним студентом, так и студенческой группой [3]. Внутри практико-результативной деятельности можно выделить такие виды портфолио, как: практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, тематические [3]. Анализируя, выше указанные виды портфолио, нам кажется уместным рассматривать их также в контексте проектирования «web-портфолио» (Табл. 1, 2).
Таблица 1. Виды web-портфолио в вузе по субъектам деятельности
Таблица 2. Виды web-портфолио в вузе внутри практико-результативной деятельности
В зависимости от специфики цели web-портфолио различают: «web-портфолио достижений», «web-портфолио личного роста», «web-портфолио – коллектор», «web-портфолио проекта». По времени создания «web-портфолио» делятся на недельные, семестровые, курсовые [8]. Анализ аутентичных информационных источников показал, что в западной педагогике принято выделять три основных вида «web-портфолио»: - web-портфолио развития (developmental web-portfolio). Это портфолио представляет собой своеобразный отчёт о деятельности, которую владелец реализовывал на протяжении определённого периода времени. Такой портфолио может быть напрямую связан с процессом обучения в школе или университете: - web-портфолио размышлений (reflective web-portfolio). Может включать в себя личные размышления о содержании портфолио, и о том, что представленные артефакты в нём значат для роста и развития его владельца; - репрезентационное web-портфолио (representational web-portfolio) демонстрирует образовательно-профессиональные достижения владельца. Когда такой вид портфолио используется в качестве резюме, его иногда называют портфолио карьерного продвижения (career web-portfolio) [9]. Как утверждает большинство западных педагогов, все три вида «web-портфолио» могут быть смешаны (интегрированы) в целях удовлетворения личных, образовательных и профессиональных интересов владельца. Любое «web-портфолио» имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Так как структура web-портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио [9]. В качестве примера рассмотрим один из вариантов структуры портфолио, предназначенный для построения образовательного рейтинга студента в вузе. Данная структура разработана преподавателями кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета И.Л.Васюковым, А.Н.Волковым. В качестве основных частей портфолио авторы предлагают разбить его структуру на 5 компонентов [1]. Первую часть портфолио авторы предлагают именовать как «Ведение». В эту часть может войти краткая биографическая информация о владельце, а также сведения о целях портфолио, его структуре и особенностях. Вторая часть – «Мои достижения», куда входят материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных владельцем своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального, профессионального и научного опыта. Третья часть – «Я в мире людей» предполагает размещение материалов, свидетельствующих о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. Четвертая часть портфолио, по замыслу авторов, включает материалы, содержащие самооценку владельца своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. И последняя часть – «Заключение» – предполагает обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, кому представлено портфолио, на важнейших особенностях личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, профессиональных планах владельца. На наш взгляд, данную структуру может иметь и «web-портфолио», поскольку включает в себя все необходимые модули, знакомство с которыми так или иначе сможет рассказать в полной мере о его владельце. Рассмотрев сущность понятия «web-портфолио», его задачи, виды, структуру, мы решаем описать преимущества использования его в процессе подготовки будущих специалистов различного профиля к взаимодействию в сетевом сообществе. Итак, на основе «web-портфолио» преподавателю вуза будет легко сформировать рейтинг студентов, тем самым дать объективную оценку их учебных достижений. Размышляя далее, мы приходим к выводу, что процесс рефлексии активности студентов и контроль развития их профессиональной деятельность пойдёт на более качественном уровне. «Web-портфолио» позволяет хранить большой объем артефактов. При этом владелец может не беспокоиться за потерю документов, а напротив легко хранить и обновлять контент портфолио. Также «web-портфолио» может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля учащихся. При разработке «web-портфолио» учащийся получает навыки работы с Интернет технологиями, осваивает новые для себя программы и приемы, что способствует формированию его медиакультуры (медиакомпетентности). Анализ современных on-line изданий показал, что ещё одним из неотъемлемых преимуществ «web-портфолио» можно считать – возможность демонстрации результатов образовательно-профессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем. Имея личный «web-портфолио», студент сможет демонстрировать собственную медиаобразовательную компетентность, которая, в свою очередь, составляет один из первых пунктов в списке требований к соискателю на современном рынке труда. Наличие «web-портфолио» позволяет выпускнику вуза позиционировать себя как компетентного специалиста готового жить и работать в условиях информационного общества. Итак, мы видим как технология «web-портфолио» становится популярной и актуальной для вузовской и школьной педагогики. Думается, что с внедрением этой технологии в образовательный процесс учебных заведений России молодые специалисты нашей страны станут конкурирующей силой на мировом рынке труда. Освоив её, они смогут осуществлять контроль собственного процесса интеллектуального и карьерного роста, а также осуществлять объективную оценку результатов собственных достижений, что до сегодняшнего дня успешно удавалось сделать не каждому.
ЛИТЕРАТУРА 1. Васюков И.Л., Волков А.Н. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. Череповецкий государственный университет [Электронный ресурс]. – http://www.proza.ru/texts/2005/03/23-57.html, свободный. 2. Веб-портфолио [Электронный ресурс] / «Википедия» – свободная энциклопедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. 3. Григоренко Е.А. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию [Электронный ресурс]. – http://www.nntu.sci- nnov.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/portfolio.doc, свободный. 4. Дубова Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения // Открытые системы [Электронный ресурс]. – 2008. – № 9. – http://www.competen-tum.ru/articles/elearning/465, свободный. 5. Зачесова Е. Это не ранец, это портфель! [Электронный ресурс]. – http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2343, свободный. 6. 6. Курков Н.В. Электронные портфолио: non scholae, sed vitae [Электронныйресурс] / индивидуальный блог «Применение Web 2.0 в образовании». – http://web2-science.ru/blog/archives/63, свободный. 7. Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. – 2008. – № 10. – С. 71 – 93. 8. Полилова Т.А. Концепция электронного веб-портфолио [Электронный ресурс]. – http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm, свободный. 9. Electronic portfolio [Электронный ресурс] / «Wikipedia» – Free encyclopedia. – http://en.wikipedia.org:80/wiki/Electronic_portfolio, свободный. 10. Siemens G. E-p ortfolios / Elearnspace. – http://www.elearnspa-ce.org:80/Articles/eportfolios.htm, свободный.
М.В. Жижина, Саратовский госуниверситет, доцент
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.01 с.) |