Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Web-портфолио – современный инструмент

Поиск

взаимодействия студента в сетевом сообществе

XXI век – век всеобщей информатизации – ежедневно предъявляет свои требования к различным сферам человеческой жизнедеятельности. Сфера образования стала не исключением. На сегодняшний день миссия образования заключается в поиске новых средств, форм и способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), а также сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях информационного общества. В этой ситуации появление web-технологий второго поколения (web 2.0) повлекло за собой ряд серьёзных трансформаций и положительных последствий для открытого образовательного пространства. На сегодняшний день разработанные технологии web 2.0. явились «катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей» [ 4 ] в сетевом сообществе. Они предоставляют широкий спектр возможностей для организации учебного процесса на качественно новом уровне, таких как: альтернативные способы действий всех объектов образовательного пространства; реализация самостоятельного поиска, освоения, накопления знаний и опыта студентами в процессе взаимодействия с сетевыми сообществами (студенческими, педагогическими, научными и т.д.). Преимуществом такого типа взаимодействия является отсутствие пространственных ограничений, а организация учебных или научных сообществ происходит значительно быстрее, по мере необходимости и без особых организационных усилий [4]. Подобные перемены в парадигме привели к использованию в образовательном процессе следующих технологий: блоги (blogs), wiki-среды (wikispaces), RSS, web-портфолио (web-portfolio / e-portfolio) и т.д.

Одной из наиболее популярных технологий на западе, а теперь уже и в России является «web-портфолио». За недолгое время существования «web-портфолио» зарекомендовало себя как ценный инструмент для современного человека. С каждым годом оно всё больше приобретает признание среди школьников, студентов, преподавателей и работодателей всех стран, таким образом, оказывая серьёзное влияние на формирование рынка труда и образование.

На сегодняшний день многие педагоги склонны рассматривать «web-портфолио» как реакционный ответ на фундаментальные сдвиги в современном образовательном пространстве, где обучение уже не воспринимается как формальный процесс передачи знаний, а как процесс, целью которого является ориентация человека на самостоятельное освоение актуальных знаний в течение всей жизни. Такой вид портфолио представляет собой возможность для самостоятельного размышления о процессе обучения, презентации собственных образовательно-профессиональных знаний или компетенций, приобретённых владельцем.

Сам термин «портфолио» был заимствован педагогикой из бизнеса и политики, где широко использовались выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов» и т.д. С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место [5]. Чуть позже, термин портфолио с легкостью вошел в образовательный процесс, как учащихся школ, так и студентов.

В наши дни термин «портфолио» имеет место в жизни различных сфер человеческой деятельности, где целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте и электронный портфолио.

Если рассуждать о плюсах и минусах того или иного формата, то, конечно, в этой неравной борьбе выигрывает второй. Всё дело в том, что портфолио в печатном формате из-за тяжелого веса не всегда удобно владельцам приносить на собеседование, экзамены и занятия. Распечатка документов и материалов, составляющих контент портфолио, является достаточно трудоемким, дорогостоящим, а в некоторых случаях бессмысленным занятием. Всё дело в том, что в условиях инфляции знаний и информации содержание портфолио требует постоянного обновления материалов.

Неоднократные педагогические исследования доказали, что информатизация и компьютеризация общества на современном этапе предоставляет огромный потенциал возможностей для интеллектуального развития нового поколения, поэтому работа с информацией и медиа становится главным содержанием профессиональной деятельности каждого специалиста в информационном обществе. Таким образом, вопрос создания и использования в сфере образования альтернативной формы портфолио, а именно «веб-портфолио» (web-portfolio), «электронный портфолио» (electronic-portfolio, e-portfolio, e-folio) становиться актуальным.

В связи с популярностью использования этого термина, в настоящее время существует множество определений понятия «web-portfolio» или «e-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги [10]. В других, как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижение и уровень компетентности [10]. В третьих, как персонализированные on-line коллекции работ некого автора (индивида, группы, организации) и связанные с ними комментарии (как самого автора, так и других) и оценки [6].

Учитывая представленные выше определения, а также тот факт, что мы исследуем «web-портфолио» внутри образовательного процесса вуза, вслед за свободной энциклопедией «Википедия» под термином «web-портфолио» понимаем «web-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио студента, школьника – это web-сайт, на котором отражаются образовательные результаты – результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности» [2]. Такое определение, на наш взгляд, «проливает свет» на новое явление в образовании как «web-портфолио».

Итак, определившись с пониманием термина «web-портфолио», на наш взгляд, далее необходимо рассмотреть актуальные задачи, решаемые им в образовательном процессе вуза.

Первая задача – это презентация компетенций владельца – учащегося в различных контекстах и для различной аудитории (преподавателя, научного руководителя, куратора в вузе, потенциального работодателя) до и после окончания высшего учебного заведения. Таким образом, автор-владелец «web-портфолио» сможет демонстрировать сведения о своем «интеллектуальном капитале» – о победах в олимпиадах, участии в семинарах, научных конференциях, в различных проектах, грантах, конкурсах, университетских и школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях, а затем представить их потенциальному работодателю или членам приёмной комиссии вуза. Студенты-выпускники также смогут продолжить разработку «web-портфолио», своеобразного «динамичного резюме» на протяжении своей карьеры, добавляя новые артефакты и размышления, которые, отражают их достижения и профессиональный рост, что, так или иначе будет способствовать их продвижению по службе.

Вторая задача состоит в обеспечении защиты, хранения содержания «web-портфолио» в целях построения взаимодействия студенческой аудитории в сетевом сообществе на современном уровне.

Третья задача заключается в использовании «web-портфолио» как аутентичного средства оценивания результатов образовательно-профессиональных достижений учащихся и способа развития различных компетенций. Путём применения «web-портфолио» в процессе обучения у студентов формируется самостоятельность в реализации контроля над своими достижениями. Такой портфолио позволяет осуществлять системную рефлексию деятельности владельца, узнать о конкретной учебной ситуации, «о том, что узнал студент, как проходит процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает» [8]. Одним из ключевых аспектов развития «web-портфолио» является «обдумывание размещенных материалов (reflection)» [6]. Речь идёт о том, что студенты должны писать комментарии на каждый размещенный в «web-портфолио» артефакт. О том, почему они создали его, чему научились, и что хотели бы усовершенствовать. Дело в том, что такие записи помогают поднимать самооценку учащимся, а также это отличный способ оглянуться назад и вспомнить о том, что студент уже сделал. Кроме того, студенты могут анализировать контент «web-портфолио» друг друга, сравнивая то, что они создали, или чего добились в начале и в конце работы по тому или иному направлению. Таким образом, web-портфолио позволяет владельцу узнать больше о себе, о своих возможностях, наметить зону ближайшего развития и перспективы.

Четвёртая задача охватывает проблему формирования медиакомпетентности путем непрерывного пополнения и развития «web-портфолио», а значит постоянного медиаобразования учащихся. Медиаобразование, на наш взгляд, область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодое поколение к жизни в информационно насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии с СМИ и СМК, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент информационного пространства создавая собственное «web-портфолио». Другими словами, в условиях медиатизированного общества становится очевидным, что внедрение «web-портфолио» в образовательный процесс вузов, позволит формировать у учащихся информационную культуру (медиакомпетентность).

Итак, реализуя идею «web-портфолио» в образовательном процессе вуза и организуя своеобразное студенческое медиатворчество, преподаватель сможет расширить представления студентов о медиа, раскрыть интеллектуальный потенциал современных информационных технологий и «медиакультуры как средства для дальнейшего непрерывного самообразования» [7, С.74]. Учащиеся, в свою очередь, смогу получить практический опыт работы с широким спектром информационных технологий, доступ к которым, возможно, многие из них не имели ранее.

В современной педагогике принято различать портфолио по субъектам деятельности на индивидуальный и групповой. Следовательно, портфолио может создаваться как одним студентом, так и студенческой группой [3]. Внутри практико-результативной деятельности можно выделить такие виды портфолио, как: практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, тематические [3]. Анализируя, выше указанные виды портфолио, нам кажется уместным рассматривать их также в контексте проектирования «web-портфолио» (Табл. 1, 2).

 

Таблица 1. Виды web-портфолио в вузе по субъектам деятельности

 

деятельность индивидуальная групповая
образовательная Web-портфолио студента, аспиранта, выпускника вуза Web-портфолио студенческой группы
профессиональная Web- портфолио преподавателя, административного работника вуза Web- портфолио кафедры, факультета, специализации, вуза

Таблица 2. Виды web-портфолио в вузе внутри практико-результативной деятельности

 

по виду деятельности по назначению
Практико ориентированные цель-анализ практической деятельности
Проблемно-ориентированные средство повышения качества решения проблемы
Проблемно-исследовательские используются для сбора и систематизации материала в связи с написанием реферата, научной работы, подготовкой к конференции
Тематические посвящены анализу, разработке различных аспектов темы

В зависимости от специфики цели web-портфолио различают: «web-портфолио достижений», «web-портфолио личного роста», «web-портфолио – коллектор», «web-портфолио проекта». По времени создания «web-портфолио» делятся на недельные, семестровые, курсовые [8].

Анализ аутентичных информационных источников показал, что в западной педагогике принято выделять три основных вида «web-портфолио»:

- web-портфолио развития (developmental web-portfolio). Это портфолио представляет собой своеобразный отчёт о деятельности, которую владелец реализовывал на протяжении определённого периода времени. Такой портфолио может быть напрямую связан с процессом обучения в школе или университете:

- web-портфолио размышлений (reflective web-portfolio). Может включать в себя личные размышления о содержании портфолио, и о том, что представленные артефакты в нём значат для роста и развития его владельца;

- репрезентационное web-портфолио (representational web-portfolio) демонстрирует образовательно-профессиональные достижения владельца. Когда такой вид портфолио используется в качестве резюме, его иногда называют портфолио карьерного продвижения (career web-portfolio) [9].

Как утверждает большинство западных педагогов, все три вида «web-портфолио» могут быть смешаны (интегрированы) в целях удовлетворения личных, образовательных и профессиональных интересов владельца.

Любое «web-портфолио» имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Так как структура web-портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио [9].

В качестве примера рассмотрим один из вариантов структуры портфолио, предназначенный для построения образовательного рейтинга студента в вузе. Данная структура разработана преподавателями кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета И.Л.Васюковым, А.Н.Волковым. В качестве основных частей портфолио авторы предлагают разбить его структуру на 5 компонентов [1].

Первую часть портфолио авторы предлагают именовать как «Ведение». В эту часть может войти краткая биографическая информация о владельце, а также сведения о целях портфолио, его структуре и особенностях. Вторая часть – «Мои достижения», куда входят материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных владельцем своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального, профессионального и научного опыта. Третья часть – «Я в мире людей» предполагает размещение материалов, свидетельствующих о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. Четвертая часть портфолио, по замыслу авторов, включает материалы, содержащие самооценку владельца своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. И последняя часть – «Заключение» – предполагает обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, кому представлено портфолио, на важнейших особенностях личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, профессиональных планах владельца.

На наш взгляд, данную структуру может иметь и «web-портфолио», поскольку включает в себя все необходимые модули, знакомство с которыми так или иначе сможет рассказать в полной мере о его владельце.

Рассмотрев сущность понятия «web-портфолио», его задачи, виды, структуру, мы решаем описать преимущества использования его в процессе подготовки будущих специалистов различного профиля к взаимодействию в сетевом сообществе.

Итак, на основе «web-портфолио» преподавателю вуза будет легко сформировать рейтинг студентов, тем самым дать объективную оценку их учебных достижений. Размышляя далее, мы приходим к выводу, что процесс рефлексии активности студентов и контроль развития их профессиональной деятельность пойдёт на более качественном уровне. «Web-портфолио» позволяет хранить большой объем артефактов. При этом владелец может не беспокоиться за потерю документов, а напротив легко хранить и обновлять контент портфолио. Также «web-портфолио» может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля учащихся. При разработке «web-портфолио» учащийся получает навыки работы с Интернет технологиями, осваивает новые для себя программы и приемы, что способствует формированию его медиакультуры (медиакомпетентности). Анализ современных on-line изданий показал, что ещё одним из неотъемлемых преимуществ «web-портфолио» можно считать – возможность демонстрации результатов образовательно-профессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем. Имея личный «web-портфолио», студент сможет демонстрировать собственную медиаобразовательную компетентность, которая, в свою очередь, составляет один из первых пунктов в списке требований к соискателю на современном рынке труда. Наличие «web-портфолио» позволяет выпускнику вуза позиционировать себя как компетентного специалиста готового жить и работать в условиях информационного общества.

Итак, мы видим как технология «web-портфолио» становится популярной и актуальной для вузовской и школьной педагогики. Думается, что с внедрением этой технологии в образовательный процесс учебных заведений России молодые специалисты нашей страны станут конкурирующей силой на мировом рынке труда. Освоив её, они смогут осуществлять контроль собственного процесса интеллектуального и карьерного роста, а также осуществлять объективную оценку результатов собственных достижений, что до сегодняшнего дня успешно удавалось сделать не каждому.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Васюков И.Л., Волков А.Н. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. Череповецкий государственный университет [Электронный ресурс]. – http://www.proza.ru/texts/2005/03/23-57.html, свободный.

2. Веб-портфолио [Электронный ресурс] / «Википедия» – свободная энциклопедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный.

3. Григоренко Е.А. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию [Электронный ресурс]. – http://www.nntu.sci- nnov.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/portfolio.doc, свободный.

4. Дубова Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения // Открытые системы [Электронный ресурс]. – 2008. – № 9. – http://www.competen-tum.ru/articles/elearning/465, свободный.

5. Зачесова Е. Это не ранец, это портфель! [Электронный ресурс]. – http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2343, свободный.

6. 6. Курков Н.В. Электронные портфолио: non scholae, sed vitae [Электронныйресурс] / индивидуальный блог «Применение Web 2.0 в образовании». – http://web2-science.ru/blog/archives/63, свободный.

7. Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. – 2008. – № 10. – С. 71 – 93.

8. Полилова Т.А. Концепция электронного веб-портфолио [Электронный ресурс]. – http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm, свободный.

9. Electronic portfolio [Электронный ресурс] / «Wikipedia» – Free encyclopedia. – http://en.wikipedia.org:80/wiki/Electronic_portfolio, свободный.

10. Siemens G. E-p ortfolios / Elearnspace. – http://www.elearnspa-ce.org:80/Articles/eportfolios.htm, свободный.

 

 

М.В. Жижина, Саратовский госуниверситет, доцент

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.01 с.)