Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс «основы медиапсихологии»

Поиск

В СИСТЕМЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

В данной работе речь пойдет о курсе «Основы медиапсихологии», программа которого разработана нами в 2008 году на кафедре психологии Саратовского государственного университета. Целью курса является ознакомление студентов социально-гуманитарных специальностей, с новой отраслью психологической науки – медиапсихологией, изучающей процессы медиапроизводства, медиапотребления, становления медиакомпетентности и формирования медиаиммунитета (медиазащищенности). Изучение студентами данной дисциплины рассматривается автором как важная часть современного медиаобразования. Первоначально хотелось бы остановиться на содержании дисциплины, ее предметной области и задачах.

Медиапсихология – это новая быстро развивающаяся отрасль психологической науки, предметом которой является личность, рассматриваемая в контексте современной медиакультуры как динамично развивающейся сферы мировой культуры. Предметная область медиапсихологии включает описание основных компонентов медиакультуры, выявление психологических закономерностей отношения и поведения человека в поликультурных медиапространствах, а также изучение психологических феноменов и механизмов восприятия медиакультуры, процессов формирования и функционирования медиакомпетентости личности, – в системах медиаобразования, медиапроизводства и медиапотребления. Медиапсихология представляет собой теоретическое, научное и практическое знание, имеющее большое значение для областей общественной практики, связанных с оценкой, учетом и проектированием психологических аспектов взаимодействия личности и массмедиа в рамках современной медиакультуры. В задачи медиапсихологии входит изучение поведения личности, обусловленного воздействием средств индивидуальной и массовой коммуникации, исследование персональных и групповых медиаэффектов, анализ влияния медиасреды на развитие субъекта, становление личности и психологическое самочувствие человека [4].

Актуальность изучения курса «Основы медиапсихологии» связана с возрастающей ролью медиа в жизни общества и отдельной личности. Медиамир существенным образом меняет культурное пространство современного человека, делает его принципиально поликультурным, поскольку различные медиаканалы по-разному отражают и репрезентируют разные стороны реального мира. Ускорение темпа социальной жизни, необходимость принятия незамедлительных решений в условиях возрастающего объема информации, виртуализации социальной среды ставят человека перед необходимостью осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы, включаться в различные культурные практики.

Медиа на сегодняшний день становятся важным социальным инструментом воздействия на групповое и индивидуальное сознание; выступают фактором, влияющим на формирование представлений о современном мире, и, в частности, фактором, воздействующим на индивидуальную картину мира, в том числе, на систему социальных представлений личности о медиасреде. Содержание медиаинформации находит отражение в сознании человека, влияет на его поведение, формирует отношение к действительности и т.п. Изучение психологических факторов и механизмов регуляции социального поведения человека в поликультурной среде приобретает особую актуальность.

Разработанный курс «Основы медиапсихологии» содержит десять тем, последовательно раскрывающих предметную область, исторические вехи в развитии и становлении медиакультуры; социально-психологические функции массмедиа в современном мире; связь медиапсихологии с другими науками с акцентом на междисциплинарный подход в медиапсихологических исследованиях. Спецкурс направлен на формирование научных представлений о психологических проблемах современных медиакоммуникаций, на ознакомление студентов с современным состоянием социально-психологических исследований массмедиа, которые играют все более возрастающую роль в поликультурном медиамире.

В материалах спецкурса последовательно раскрывается предметное поле, спектр задач, базовые понятия, принципы, подходы и методы медиапсихологии. В систему психологических представлений студентов вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство уже освоенных понятий. Обсуждается теоретическая база развития медиапсихологии, в качестве которой выступают исследования в области социальной психологии, социологии и психологии массовых коммуникаций, психологической антропологии, журналистики, кросс-культурной психологии, педагогики, культурологии.

Один из основателей медиапсихологии П.Винтерхофф-Шпурк определяет ее как «область науки, которая на микроаналитическом уровне описывает и объясняет поведение человека, обусловленное влиянием средств индивидуальной и массовой коммуникации. Таким образом, предметом изучения медиапсихологии является использование и влияние масс-медиа и, прежде всего, ТВ» [1, С.245]. Это определение явно акцентирует внимание медиапсихологов на изучении влияний средств массмедиа на личность. Однако, на наш взгляд, было бы не совсем верно отожествлять медиапсихологию с психологией массовых коммуникаций. Поэтому в содержании курса специально подчеркивается тот факт, что в современных медиапсихологических исследованиях акцент перемещается на разработку проблем и создание программ защиты от негативного и манипулятивного влияния медиатехнологий. При этом все исследователи единодушны во мнении о том, что роль и влияние медиасреды на социальное поведение индивида и на социум в целом будут возрастать.

Согласно структурной организации курса первая группа тем посвящена общеметодологическим и теоретическим вопросам медиапсихологии; вторая - содержит рассмотрение методов и подходов к исследованию эффектов массмедиа и особенностей поведения человека в медиакультурной среде. Особое место в курсе отведено рассмотрению функций медиакультуры, ее феноменологии, механизмов функционирования, перспективных направлений в исследовании медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества. Анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области медиапсихологии, опубликованные за последние десять лет. В контексте курса рассматриваются проблемы трансформаций личности, возникающих в поликультурном медиамире, под действием средств массмедиа.

В связи со сказанным, наряду с объяснением феноменов медиакоммуникативного взаимодействия личности и медиа, программа курса содержит анализ типологии эффектов массмедиа и их влияния на личность. Анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области медиапсихологии, опубликованные за последние десять лет. В частности, приводятся данные исследований, посвященных изучению влияния массмедиа на когнитивную, эмоциональную, ценностную сферы личности. Рассматриваются варианты медиакоммуникативного поведения личности, социально-психологические особенности медиапредпочтений; анализируются психологические механизмы продвижения медиапроектов на рынок.

В качестве одной из важнейших проблем курса мы выделяем тему, посвященную изучению целей и задач медиаобразования, в число которых входит формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции, профилактика медиааддикций, обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа и т.д. В контексте темы «Медиаобразование: проблема и задача медиапсихологии» рассматриваются такие вопросы как: медиаобразование в системе других наук; цель и задачи медиаобразования (формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции, профилактика медиааддикций, обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа и т.д.); история медиаобразования; формы медиаобразования; варианты проведения медиаобразовательных занятий; зарубежные и отечественные концепции медиаобразования; медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности; СМИ и проблема «информационного менталитета»; исследование СМИ как медиаобразовательной системы; направления медиаобразования; медиаобразовательные проекты как фактор преодоления социокультурных, психологических барьеров в коммуникативной сфере; разработанность проблем медиаобразования в междисциплинарных исследованиях; роль медиаобразовательных стратегий и технологий в оптимизации взаимодействия СМИ и молодежной аудитории; применение медиаобразовательных технологий на практике (анализ имеющихся работ в этой области); перспективные линии и проблемы современного медиаобразования.

В отечественной науке проблемы медиаобразования разрабатываются такими учеными, как Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, И.В.Вайсфельд, Д.Е.Григорова, В.В.Гура, А.А.Данилов, И.В.Жилавская, Л.С.Зазнобина, Л.А.Иванова, О.П.Кутькина, О.Ф.Нечай, В.Ф.Олешко, С.Н.Пензин, Ю.М.Рабинович, А.В.Спичкин, К.М.Тихомирова, Ю.Н.Усов, И.А.Фатеева, А.В.Федоров, Н.Ф.Хилько, И.В.Челышева, А В.Шариков. Теоретические положения формирования информационной культуры личности представлены в работах Ю.А.Балашовой, А.Б.Бушева, Г.Г.Воробьева, И.А.Дониной, А.Н.Завьялова, А.П.Ершова, А.А.Веряева, А.Е.Медведевой, В.Ю.Милитарева, С.М.Оленева, Л.В.Скворцова, С.А.Храпова, И.М.Яглома.

Вопросы теории и практики медиаобразования, рассмотренные в работах Н.А.Адровой, К.Базэлгэта, С.Дж.Бэрэна, И.В.Вайсфельда, Е.Л.Вартановой, Д.Е.Григоровой, Л.С.Зазнобиной, Я.Н.Засурского, Л.Мастермана, Б.Мак-Махона, В.А.Монастырского, Е.Е.Прониной, А.В.Спичкина, А.В.Федорова, Э.Харта, А.В.Шарикова и др., — позволяют определить медиаобразование как такое направление в педагогике и психологии, которое выступает за изучение закономерностей социальных и личностных влияний средств массовой коммуникации и формирование на этой основе медиакомпетентности личности.

По мнению А.В.Шарикова основная цель медиобразования состоит в определение тех личностных характеристик, которые необходимо формировать и развивать у обучаемых через медиа. Одной из таких личностных характеристик согласно точке зрения А.В.Шарикова являются медиакоммуникативные способности, которые связаны с умением ориентироваться в разнообразии информации, с процессами восприятия, создания и передачи медиатекстов. В связи с этим автор указывает на необходимость изучения проблемы развития аудиовизуальной грамотности и критического мышления как неотъемлемой части формирования медиакоммуникативной компетентности [9].

Л.Мастерман определяет цель медиаобразования как формирование способности человека к самостоятельному, аргументированному, критическому анализу содержания медиатекстов. Медиобразование, – пишет автор, – «должно быть направлено на развитие у учащихся понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания «реальности» и ее осознания аудиторией. Именно «пониманию» с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к медиа необходимо придать основное значение» [6, С.23].

И.В.Жилавская определяет медиаобразование как «совокупность системных действий, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой информации, умение интерпретировать существующие и создавать собственные медиатексты, основываясь на гуманистических идеалах и ценностях» [5, С.17].

С позиций И.М.Дзялошинского «социальный смысл медиаобразования заключается не столько в повышении медиакомпетентности индивида, сколько в формировании установки на медиаактивность» [3, С.90].

И.А.Фатеева взамен понятию медиаобразованию предлагает использовать более широкое понятие «медиадеятельность», под которой она понимает «любую активность субъекта, направленную на производство и/или адекватное восприятие медиатекстов, т.е. текстов предназначенных для распространения через массмедиа» [7, С.90].

По мнению В.А.Возчикова, медиаобразование предстает фактором развития личности в контексте прошлого и настоящего опыта, становления мировоззренческой ориентации и формирования аналитического отношения к той или иной идейно-нравственной позиции, обеспечивает осознанную и обоснованную выработку убеждений [2].

На сегодняшний день не существует единой теоретической концепции медиаобразования и, соответственно, нет устоявшейся терминологии. Одни исследователи видят цель медиобразования в развитии и формировании медиакомпетентности, медиаграмотности личности, другие, наоборот, идентифицируют понятия «медиаобразование» и «медиакомпетентность». Вместе с тем, несмотря на различие позиций, все модели медиаобразования объединяет общая постановка таких задач, как: формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции; профилактика медиааддикций (телевизионная зависимость, интернет-зависимость и т.д.); обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа; приобретение практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации. Другими словами можно сказать, что основная задача медиаобразования заключается в подготовке личности к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, обучению человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. В свою очередь, перед медиапсихологией высшей школы особо стоят такие задачи как: психологический анализ механизмов формирования медиакультуры студента позволяющие успешно решать задачи формирования медиаграмотности, медиакомпетентности, формирования медиаиммунитета, определяя тем самым стратегии развития системы современного медиаобразования.

Безусловно, неуклонно возрастающий интерес к проблемам медиаобразования и медиакомпетентности связан с той ролью, которую играют современные медиа в информатизирующемся мире. Современные информационные технологии, с одной стороны, предоставляют личности потенциальные возможности для обмена информацией, «виртуального» знакомства с различными странами и их культурами, для расширения кругозора, повышения профессионального и общекультурного уровня личности. С другой стороны, расширение сферы массмедиа ведет к информационным перегрузкам личности, психологическим манипулятивным воздействиям, «виртуализации сознания», возрастанию стереотипизации в межличностном общении. Все эти феномены демонстрируют растущее влияние средств массовой коммуникации на индивидуальное и общественное сознание.

Современные медиа влияют на все сферы жизнедеятельности человека, на все процессы в области культуры и образования. Растущий поток информации, требует от личности не только адекватного восприятия, эффективной переработки информации, но и творческого осмысления и критического анализа медиасообщений. В этом контексте целью медиаобразования как неотъемлемой части современного образования становится формирование медиакомпетентности личности. Медиакомпетентность, на наш взгляд, нельзя отделять от формирования общей культуры личности, и культурно-психологической компетентности, в частности.

В связи с этим, на наш взгляд, логическим завершением композиционной линии курса является изучение проблемы медиакомпетентности, которая в научной литературе рассматривается как элемент и как конечный результат медиаобразования личности. Медиакомпетентность становится частью профессиональной субкультуры специалистов, условием социализации личности в современном медиамире, фактором успешности человека в быстро меняющемся социуме. В то же время медиакомпетентность выступает как средство познания поликультурного мира; средство получения знаний; способ самопрезентации и реализации потенциальных возможностей личности. В рамках изучение данной темы рассматриваются проблемы компетентности, психологической культуры личности. Особый акцент делается на анализе понятия «культурно-психологическая компетентность», которая рассматривается как фактор повышения эффективности медиаобразования. Рассматривается роль медиакомпетентности как формы и компонента культурно-психологической компетентности личности в процессе осуществления медиакоммуникативного взаимодействия.

Информатизация образования, развитие критического мышления учащихся по отношению к «медиасообщениям», транслируемым через различные средства массовой информации; определение общей стратегии образовательного процесса в условиях формирования единого информационного пространства; разработка понятий «медиакоммуникативные способности», «информационная культура», «информационная картина мира», – эти и связанные с ними темы находятся в центре научных интересов журналистов, педагогов, философов, социологов и психологов.

Обобщая данные медиапедагогических исследований, можно обнаружить, что в педагогической литературе при изучении медиакомпетентности выделяются следующие ее составляющие:

а) опыт использования медиа материалов;

б) активное приложение умений в сфере медиа;

в) готовность к самообразованию.

Мы считаем, что само медиаобразование с психологической точки зрения может рассматриваться в двух взаимодополняющих аспектах: как со стороны развивающейся и самообразующейся личности, так и со стороны тех социальных институтов, которые несут на себе функцию образования человека (в том числе, собственно институт образования). В процессе медиаобразования происходит становление медиаобразованности, медиакомпетентности субъекта, уровень которой, как мы полагаем, можно определить по значению параметров трех компонентов медиакомпетентности личности в широком смысле.

В нашем подходе, обобщающем и развивающем идеи компетентностного подхода в образовании, эти три компонента можно описать следующим образом:

• медиаобразованность в узком смысле, предполагающая, что субъект имеет достаточные знания о медиамире, о его особенностях, структуре, формах и поликультурном содержании;

• медиакомпетентность в узком смысле, предполагающая эффективное поведение в медиамире, т. е. освоение новых медиатехнологий и образцов поведения, в том числе, общения через медиасистемы (Интернет и т. п.);

• медиазащищенность или наличие медиаиммунитета как способности сохранять и отстаивать персональную идентичность в меняющихся медиапространствах, в том числе при переходах культурных границ.

Таким образом, в понятии медиакомпетентности как личностном результате медиаобразования представлены:

• психическое отражение и формирование (адекватных) социальных представлений о медиамире;

• поведение и освоение (в том числе собственных) новых форм поведения;

• присвоение поведенческих образцов, в том числе группового поведения, через механизмы конформизма, подражания, заражения, выражения «себя через действие» и идентификации;

• отношение субъекта в формах социализации и индивидуации, защиты персональной идентичности, проявлений толерантности и иммунитета (к негативным или манипулятивным влияниям медиамира).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. – Харьков: Изд-во гуманит. уиверситета, 2007.

2. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. … докт. филос. наук. – СПб., 2007.

3. Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. 4-5 декабря 2008. Томск, 2008. – С. 84 – 103.

4. Жижина М.В. Курс «Основы медиапсихологии». – Саратов: ИЦ «Наука», 2008.

5. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиобразованных стратегий и технологий: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2008. – С.17.

6. Мастерман Л. Обучению языку средств массовой информации // Специалист. – 1993. – № 5. – С. 31 – 37.

7. Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий медиаобразования // Медиаобразование: от теории – к практике: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. 4-5 декабря 2008/ Сост. И.В.Жилавская. – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – С. 140 – 148.

8. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом осуществлении личности. – Омск: Изд-во Сибир. ин-та культурологии, 2001.

9. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М., 1990.

 

 

И.В. Жилавская, Томский институт информационных технологий, директор

Информальная медиасреда

как фактор развития медиаобразования

 

Стремительное увеличение скорости передачи сообщений с помощью новых технологий, модернизация традици­онных отношений в системе коммуникации порождают новое ме­диаповедение людей, которое разрушает привычные представле­ния о СМИ, аудитории, рождает новые концепты и системы.

Доминирующими становятся сетевые технологии, при кото­рых любой участник информационного обмена одновременно становится и потребителем информации, и производителем ее. Эта возможность, обусловленная постиндустриальным раз­витием IT-технологий, подкрепляется субъективным желанием человека стать участником коммуникативного процесса.

Подтверждение тому – лавинообразное распространение в последние годы интернет-сервисов. Рынок интернет-услуг и доступа в сеть, как пред­сказывают в консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers [1], будет продолжать расти быстрыми темпами. Совокупный объем глобального интернет-рынка вырастет со $177,1 млрд. в 2006 году до $331,6 млрд. в 2011 году, продемонстрировав, таким образом, средний рост на 13,4% в год.

По данным VeriSign, на конец второго квартала 2008 года в Сети было зарегистрировано 168 млн. доменных имен, что го­ворит об увеличении на 22% по сравнению с тем же периодом 2007 года. Самыми популярными зонами по количеству доме­нов являются.com,.de,.cn,.net,.uk,.org,.info,.nl,.eu и.biz. Домены свидетельствуют о национальной принадлежно­сти сайта –.su – Россия;.ua – Украина;.jp – Япония;.uk – Велико­британия и т.д.

Примечательно, что самый первый сайт был создан всего лишь 20 лет назад, в 1989 году.

Эксперты компании Intel предложили свой прогноз наиболее перспективных тенденций в отрасли информационных техноло­гий, которые, по их мнению, станут определяющими и значи­тельно изменят стиль работы и жизни людей.

Первое место эксперты отвели повсеместной мобильности. Широкополосный доступ в интернет становится реальностью. Развитие телекоммуникационных технологий от обычной свя­зи до инструментов совместной работы достигнет качественно нового уровня.

Сейчас человечество стоит на пороге новой эры телеком­муникаций. Передовые технологии позволяют организовы­вать обмен мультимедийной информацией и обеспечивают общение с высоким качеством и реалистичностью. Исполь­зование видеоконференций и веб-конференций для частных и деловых контактов сделает связь более прямой и непосред­ственной. По прогнозам, к 2015 году 80% всех корпоративных работников в мире будут работать совместно, при этом у них не будет необходимости встречаться лично. Поэтому важ­ность технологий для организации коллективной деятельно­сти будет продолжать расти.

Развитие технологий пойдет по пути ориентации на массового потребителя. Уже давно прошли времена, когда при разработке новых технологий учитывались потребности только корпоративных клиентов и государственных организаций, а затем проводилась их адаптация для нужд частных потребителей. Сейчас картина изме­нилась: развитие технологий определяется потребительским спро­сом на массовом рынке, считают в Intel. Тенденция перемещения фокуса развития в сторону массового сегмента будет продолжать определять «лицо» отрасли информационных технологий. Спрос технически осведомленных потребителей на высококачественные цифровые информацию и развлечения будет расти.

Современные IT-технологии породили новые медиа, основ­ными чертами которых, в отличие от традиционных, являются:

– децентрализация — предложение информации больше не определяется исключительно ее поставщиками, выбор опреде­ляет сам потребитель информационного продукта в соответ­ствии со своими интересами, вкусами и задачами;

– высокая скорость передачи информации, отсутствие огра­ничений, существующих в традиционных средствах массовой коммуникации;

– интерактивность — получатель может отвечать на инфор­мацию, обмениваться ею и соединяться с другими получате­лями, выстраивать диалог, дискуссию, создавать виртуальные сообщества;

– гибкость формы, содержания и использования за счет мультимедийности и гипертекстовости, которые позволяют представить информацию объемно.

Чтобы понять масштабы явления, достаточно только пере­числить различные виды неформального медиаповедения лю­дей, которое преобразуется в разнообразные информацион­ные продукты.

Наибольшее распространение имеют электронные виды средств коммуникации, такие как блоггерство, личные днев­ники, страницы, индивидуальные сайты, сайты неформальных сообществ и корпоративные, форумы, интернет-газеты, элек­тронная почта. Сайты библиотек предлагают своим читателям обмениваться мнениями по поводу прочитанных книг. Неот­ъемлемой частью интернет-среды становятся открытые инте­рактивные дискуссии по различного рода социальным, поли­тическим, философским проблемам. Особую популярность в информационном пространстве приобретают разделы самоде­ятельных фото- и видеорепортеров. Сегодня достаточно при­обрести фото- и видеокамеру, установить программу, чтобы в домашних условиях создавать хорошего уровня визуальный контент. Все более привычными становятся аудио- и видеокон­ференции. Равноправным участником коммуникативного про­цесса выступают мобильная связь, SMS-сообщения, которые используются повсеместно.

Наиболее активными творцами новой медиареальности вы­ступают молодые экспериментаторы, которые здесь могут выразить себя. Личные страницы, блоги, чаты и форумы – все это проявление желания быть услышанными, то, что не способ­ны дать молодежной аудитории традиционные СМИ. На этих электронных носителях молодежь говорит о своих проблемах, в возникающих нелинейных сообществах обсуждает фильмы и выступления любимых музыкальных групп, события, проис­ходящие как в ее внутреннем мире, так и вовне.

Например, блог – это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обнов­ляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает публичную полемику читателя с автором. Для блогов характер­ны короткие записи, ограниченные непродолжительным отрез­ком времени, отсортированные в обратном хронологическом порядке. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными) или общественными (открытыми). По содержанию – тематическими или общими. Сегодня появилось новое понятие – блогофотограф. Это человек, раз­мещающий продукты своего фотографического творчества в личном или групповом блоге и не стремящийся найти никакого другого применения своим фотографиям. Блоги – это среда се­тевого общения, имеющая ряд преимуществ перед электрон­ной почтой, группой новостей, web-форумами и чатами.

Проявлением нового медиаповедения становится широкое распространение самодеятельной печатной журнали­стики, в особенности в молодежной среде. Детско-юношеская пресса стала массовым явлением. Редкая школа, гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества не издают собственную газету, журнал, альманах. Существует огромное количество абсолютно самостоятельных специализированных изданий и даже газет одного автора. По­лучают распространение молодежные или детско-юношеские приложения к массовым общественно-политическим газетам.

Крупнейшее объединение детских самодеятельных изданий – Лига юных журналистов России сегодня насчитывает более 20 000 участников из почти 50 регионов страны. Тираж газет колеблется от одного экземпляра (ручная работа) до 17 тысяч (газета «Золо­той ключик», 13 лет издаваемая в Липецкой области). Суммарный тираж этого вида периодики составляет 1 500 000 экземпляров. В Лигу также входят 30 детских телевизионных редакций, 12 радио­программ. Возраст авторов от 8 до 18 лет.

В России существует разветвленное юнкоровское движение, включающее в себя фестивали, форумы, слеты молодых журналистов. Масштабы явления велики. Достаточно перечислить лишь некоторые, основные события: всероссийский фестиваль молодых журналистов «Золотое перо» (Томск), фестиваль начинающих журналистов «Inформат» (Ульяновск), игротехнический слет «Начжуровская зимовка» (Уфа), фестиваль юных журналистов «Приамурье глазами молодых» (Благовещенск), фестиваль начинающих журналистов «Тужурка» (Оренбург), фестиваль детской прессы «Свой голос» (Южно-Сахалинск), конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» (Москва), всероссийский фестиваль детских и подростковых радиопрограмм «Птенец» (Тюмень), всероссийский фестиваль юных журналистов «Волга-Юнпресс» (Тольятти), межрегиональный фестиваль-семинар юных журналистов «Голос моря» (Северодвинск), в сероссийский фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель» (Липецк), м еждународный фестиваль юношеских СМИ «Волжские встречи» (Чебоксары), фестиваль студенческой прессы Сибири «Дни Энергии в Горном Алтае» (п. Чемал, Горный Алтай), Молодежный Информационный Форум «Кольцо Евразии» (Москва), фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран» (Санкт-Петербург), журналистский пленер на Алтае (Барнаул), фестиваль юношеской прессы «Алтын калям – Золотое перо» (Казань), летняя школа журналистики «Гаудеамус» (Санкт-Петербург), фестиваль начинающих журналистов «Время колокольчиков» (Уфа), фестиваль юных журналистов «Гранатовый блокнот» (Краснокамск), международный фестиваль юношеских СМИ «Золотая осень Славутича», слет начинающих журналистов «Бегемот» (Нижнекамск), межрегиональный фестиваль «Глубинка» (с. Кинель-Черкассы, Самарская область), медиафорум «Твори-гора» (Красноярск), фестиваль юных журналистов Кузбасса «Молодые ветра» (Кемерово), фестиваль школьной прессы «ШИЛО» (Екатеринбург) и многие другие.

Параллельно с традиционными средствами массовой инфор­мации, имеющими все формальные признаки СМИ, складыва­ется совершенно новая медийная среда, которая носит ярко выраженный неформальный характер. Сегодня каждый медиаграмотный человек может создавать и публиковать соб­ственные статьи, интервью, репортажи, снимать аудио и виде­осюжеты, выступать в роли фоторепортера. Ему не требуется редакция, он действует сообразно своим представлениям о журналистике.

Следовательно, в процессе создания информационного про­дукта, так или иначе, может участвовать все образованное, но неформализованное сообщество. Наиболее точным, отражающим суть описанного явления, пред­ставляется понятие «информальная журналистика» [2] (от лат. informalis – неформальный). Информальная журналистика – это самодеятельное неорганизованное творчество непрофессио­нальных авторов по созданию массового информационного продукта, которое носит неформальный, внеэкономический, социальный характер и рождается из коммуникаций с другими людьми. В существующем понятии «гражданская журналистика» существенную смысловую нагрузку имеет российское понимание слова «гражданин» [3].

Термины «информальная журналистика», «информальные медиа» фиксируют свою генетическую связь с понятием «ин­формация». Префикс «ин-» имеет значение движения и воздействия, направленого вовнутрь субъекта. Эта смысловая частица соответствует языковому содержанию «внутри чего-либо», «внутрь чего-либо». К примеру, корень слова «инновация» происходит от латинского «nova» (в русском языке соответственно «новое»). Приставка «in» означает «внедрение внутрь». Понятие «инновация», следовательно, может трактоваться как «внедрение изменений внутрь продукта, процесса».

Таким образом, информальное поведение проявляется вследствие внутренней мотивации человека к восприятию мира, это самоорганизация и самоопределение. Я – источник информации и одновременно поглотитель ее. Я формирую себя и самостоятельно определяю траектории своего информационного развития. В этой связи актуализируется медиаобразовательная концепция критического мышления.

Следует отметить, что понятие «информальный» применимо и по отношению к образованию и зафиксировано в Меморанду­ме непрерывного образования Европейского Союза [4]. При этом отмечается три уровня образования: формальное, нефор­мальное и информальное. Пока еще малоизученное инфор­мальное образование – это освоение социально-культурного опыта вне жестких рамок организованного педагогического процесса, реализуемое в семье, неформальном общении, в различного рода группах и объединениях, в частности, в про­светительских обществах, библиотеках, музеях, а также по­средством СМИ.

С увеличением информационных сервисов информальные медиа становятся все более разнообразными: в медиатекстах появляются фотоиллюстрации, аудио и видеосопровождение, гиперссылки. Сегодня информальные медиа носят мультиме­дийный характер.

Информальные медиа также как и традиционные можно раз­делить по технологии производства на электронные, цифровые, печатные. По видам коммуникации: газеты, журналы, видео, ау­дио, интернет.

Информальные медиа выполняют в обществе следующие функции: медиаобразовательную, ин­формационную, опережающего развития, коммуникативную.

По видам деятельности информальных авторов мож­но разделить на несколько групп:

– блоггеры, комментирующие на своих страницах наиболее значительные события, происходящие в стране или в родном городе;

– авторы, имеющие свои страницы на сайтах профессио­нальных СМИ;

– обладатели фото- и видеокамер, которые раньше других оказываются на месте происшествий;

– непрофессиональные журналисты, тяготеющие к медиадея­тельности (интернет, печать, видео), и имеющие свою аудиторию.

В сфере медиа информальные авторы в корне меняют систему работы профессиональных СМИ. Для журналистов становится обычным делом пользоваться материалами, раз­мещенными на личных сайтах, в блогах, на индивидуальных страницах. Газета «Московский комсомолец» уже не первый год прибегает к такой форме взаимодействия с читателями, как размещение на своем сайте в рубрике «Живая газета» информационных заметок так называемых «народных корре­спондентов». Как заявлено на электронном носителе «МК», «Сайт «Московского комсомольца» – не традиционный сайт газеты, а место общения знающих людей. Кто про что знает, тот про то и рассказывает». Информационный портал «Вести» регулярно размещает видеоматериалы очевидцев различно­го рода происшествий. Согласно исследованию Pew Center for Civic Journalism (Центр гражданской журналистики Pew, 2003г.), 45% газетных редакторов используют в своей работе темы и материалы информальных авторов.

Следует отметить, что к информальным медиа мало применимы такие базовые принципы профессиональной деятельности журна­листа как объективность, точность и доказательность. Не­смотря на то, что информальные авторы пишут, как прави­ло, о том, что хорошо знают, все же они не утруждают себя проверкой фактов, логикой изложения материала, наличием достаточного количества аргументов. Некачественный текст, некачественный звук, некачественное изображение – это те факторы, под влиянием которых в информальной среде фор­мируется личность. Поэтому столь актуальной для общества становится задача медиаобразования людей, выступаю­щих в информационном пространстве в роли «народных кор­респондентов», обучения их основным правилам работы с медиатекстом.

В контексте становления информационного общества ин­формальные медиа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.012 с.)