Жанра журналистского расследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанра журналистского расследования



(На примере текстов, посвященных гибели атомной подводной лодки «Курск» и пожару в с. Подъельск (Республика Коми)).

 

О синтаксисе долгое время было распространено мнение как о языковом уровне не собственно стилистическом. Но синтаксис является важнейшим стилеобразующим средством, тесно связанным с содержанием высказывания, жанром речи, ее направленностью и адресованностью. Как отмечает В.Г.Костомаров в работе «Языковой вкус эпохи», «в синтаксисе сегодня новые процессы порой идут не менее активно, чем в лексике. [В.Г.Костомаров]. Особенно это отражается в газетной речи, так как развитие публицистического стиля в большей степени, чем стиля научного или делового, соотносится с развитием общества. А, следовательно, здесь можно наблюдать и большую изменяемость стилистических черт, вызванную конкретно-историческими причинами. (Термин «газетная речь» сегодня можно использовать лишь условно, потому что мы обозначаем этим словосочетанием стилистическую манеру не только газет, но и журналов разного типа, электронных СМИ).

В результате смешения письменной и устной форм речи синтаксис все более становится «организованным образом автора, непосредственно общающегося с читателем». [В.Г.Костомаров]. Еще в 60-х годах прошлого столетия исследователи обратили внимание на актуализацию таких синтаксических явлений, как расчлененность высказываний приемами сегментации и парцелляции, синтаксическая несогласованность, употребление номинативов, имитация конструкций разговорной речи. [Морфология и синтаксис. – С. 233 – 266]. Все эти приемы приобрели еще больший вес в сегодняшнем русском языке.

В том числе средствами, которые используют сегодня журналисты для создания образа автора, и одновременно наиболее эффективного воздействия на читателя, являются вставные конструкции. Именно они в данной статье являются предметом исследования.

Изучению вставных конструкций как синтаксического явления посвящены работы таких ученых, как А.И.Аникин, Г.Н.Акимова, Е.П.Артеменко, С.В.Вяткина, Е.Ю.Иванова, Н.А.Кобрина, Р.М.Романова, А.И.Студнева, В.А.Шаймиев, И.И.Щеболева и др. За последние годы к этой теме в своих диссертационных работах обращалось немало исследователей: С.В.Гусаренко, Ю.М.Златопольский, С.Г.Онишко, И.Г.Сагирян, О.В.Меркушева, И.А.Старовойтова, М.Н.Кулаковский, что свидетельствует о ее актуальности.

Вставные конструкции можно встретить в художественной литературе. В рекламных текстах, в прессе. Газетные статьи не могут обойтись без их использования. Это вытекает из назначения газеты – оперативно отзываться на важнейшие события нашей жизни. Огромное количество вставных конструкций в статьях отвечают требованиям коммуникативности. Материалом исследования послужили статьи, посвященные гибели атомной подводной лодки «Курск» и пожару в с. Подъельск, представленные на страницах газет: «Комсомольская правда», «Российская газета», «Ведомости», «Аргументы и факты», «Парламентская газета», «Советская Россия», «Архангельские новости», «Красное знамя», «Трибуна». Объем исследуемого материала – 250 единиц – предложений со вставными конструкциями.

В грамматических описаниях исследователи, прежде всего, обращают внимание на проблемы структурной организации вставных конструкций, на их функционально-семантические особенности, а также на их роль в организации высказывания.

Вставные конструкции представлены самыми различными синтаксическими единицами: словоформами, словосочетаниями, предложениями, а также и значительными фрагментами текста.

1. Круг вставных слов и сочетаний шире, чем вводных слов и вводных сочетаний. Преимущества их перед сложными вставными конструкциями заключается в том, что они структурно экономными языковыми средствами выражают сложные смысловые отношения, именно поэтому в газетном тексте, которому свойственен лаконизм передаваемой информации, они превалируют над сложными. Вставные слова и словосочетания зависят, как правило, от конкретного слова в основной части предложения и могут подчинять или не подчинять свою грамматическую форму форме этого слова. В газетных статьях, посвященных гибели атомной лодки «Курск», в подтверждение этому факту, мы находим большое количество примеров, приведем несколько из них. «Средства ПВО, корабли ВМФ (Военно-морского флота) и других родов войск с головой окунулись в пучину возможных «А если» …». («Московская правда» 17 августа 2000 года). В этом примере слово, точнее сочетание слов «… (Военно-морского флота)…» подчиняет свою грамматическую форму (родительный падеж) форме слова, точнее аббревиатуре «ВМФ», которое находится в основной части предложения и тоже стоит в родительном падеже. Следующий пример свидетельствует о возможности отсутствия такого подчинения: «Удар в борт «Курска» пришелся носовой оконечностью, да еще в самом опасном месте – на стыке двух отсеков, за переборкой (перегородка) между торпедным и жилым (он же центральный) отсеками». («Российская газета» 22.08.2000 года). Слово из основной части предложения «…переборкой….» стоит в творительном падеже, а слово из вставки «… (перегородка)» в именительном падеже.

2. Вставные предложения обладают главным признаком предложения – предикативностью, и именно этот признак позволяет их так называть. Однако, в отличие от предложения как основной коммуникативной единицы речи, они не имеют интонационной законченности.

Во вставном положении могут оказаться [Классификация Г.Н.Акимовой, С.53]: а) простые предложения, различные по цели высказывания (вопросительные или побудительные), их можно найти в анализируемых нами газетных статьях, например: «Второй же взрыв был настолько мощным (сила в тротиловом эквиваленте колеблется от 1 до 1,5 тонны), что вызвал чуть ли не панику у сейсмологов: они отметили в документах «серьезное сейсмическое явление», приравненное к легкому землетрясению (читайте отчет сейсмологов). («Комсомольская правда» 8.09.2000 года). В данном примере вставка – простое побудительное предложение. Проанализировав такие вставки, можно сказать, что они вносят дополнительную эмоциональную окраску и это очевидно. «Дом ветеранов числился в администрации муниципального образования как муниципальный жилой дом. В нем проживали 27 человек (в т.ч. 1 человек уехал к родственникам в с. Нившера» («Архангельские новости», 02.02.2009 г.)

б) осложненные структуры простого предложения. Такие вставные конструкции тоже есть в интересующих нас газетных статьях, например: «Если экипаж правильно действовал при аварии, лодка может, как «Комсомолец», лежать многие годы (хотя «Комсомолец» можно поднять, но за довольно большие деньги, которых у нас сейчас нет)». («Комсомольская правда», 18.08.2000 г).

«Сегодня в Республике Коми день траура по жертвам пожара в доме ветеранов в с. Подъельск Корткеросского района. В результате трагедии 23 человека погибло (все они – пожилые люди, проживавшие в доме), четверых удалось спасти». («Советская Россия», 3.02.2009 г.). «Заявления об отставке также написали заместители Главы Республики Коми Иван Поздеев и Ирма Кутаева». «Правда, Глава Республики В.Торлопов отставки своих замов не принял)». («Трибуна», 9.02.2009 г). «После очередного пожара (31 января в Подъельске, Республике Коми, погибли 23 старика) по стране идет волна проверок в интернатах и домах престарелых. Так бывает каждый год». («Ведомости», 25.02.2009 г. – № 33).

в) сложные предложения, например: «Однако задним числом мы, например, узнали, что водолазы все-таки подняли бортовой журнал «и другую документацию» (Бортовой журнал обычно находится в командирском отсеке, но нам говорили, что водолазы туда не ходили)». («Комсомольская правда» 24 февраля 2001 года). Из примера видно, что вставка – сложное предложение.

г) части сложного предложения, например: «Звоню в Екатеринбург бывшему командиру подводного крейсера К-219 (за которым кралась «Аугуста») капитану 1 ранга Игорю Британову». («Российская газета» 22.08.2000 года). В таких случаях на основное значение придаточной части наслаивается значение добавочности. «Эту психологию надо менять всем миром. Если мы ее не изменим (а это самое главное) – трагедии могут повториться». («Российская газета», 27.02.2009 г). «Другой такой же горемыке (вероятно, психически нездоровый) пожил здесь, а потом ушел. Куда? Никто не знает». (Там же).

д) несколько предложений, составляющих абзац. Такие вставки не характерны для газетного текста. Связано это со стремлением газеты к лаконизму передаваемой информации, прессе характерен принцип малой дозировки информации, который характеризуется употреблением коротких предложений без описания деталей и обширных перечислений.

3. Особое положение занимают вставленные, то есть заключенные в скобки знаки препинания (вопросительные, восклицательные), как правило, они выражают недоумение, сомнение, изумление. В анализируемых нами газетных текстах мы находим большое количество таких вставок, это, как уже отмечалось, связано с требованием лаконизма в газете. Приведем несколько примеров: «Однако, по сообщению Агентства ИТАР-ТАСС из Вашингтона со ссылкой на заявление представителя американской администрации, просившего не называть своего имени (?), во время происшествия с российской атомной подводной лодкой вблизи от нее находились две подводные лодки ВМС США (!)». («Российская газета» 16.08.2000 г). В первом случае вопросительный знак – «вставка недоумение», возник у автора, как в принципе и у читателя. Почему он просил не называть своего имени?» Во втором случае восклицательный знак – «вставка – изумление», автор, как и читатель, удивлен, изумлен, «откуда взялись две подводные лодки ВМС США?», он также акцентирует наше внимание на этом немаловажном факте. «Оказалось, суды в большинстве случаев просто игнорируют замечания Госпожнадзора. Например, в Троицко-Печорском районе в 2008 году в суды было направлено 20 материалов, и ни по одному (!) не принято решение о приостановлении деятельности». («Комсомольская правда», 13.03.2009 г).

Во вставных знаках как раз и заключается то интимное автора, которое побуждает нас, читателей, мысленно искать недостающее слово или предложение, эквивалентное эти знакам. Г.Н.Акимова называет такие явления «экспрессивной вставной конструкцией» [Акимова, С.55].

Таким образом, автор публицистического материала употребляет вставные конструкции в основном для создания наибольшей выразительности, экспрессивности сообщаемого, для того, чтобы при помощи своих пояснений и уточнений, актуализировать наиболее важную в коммуникативном плане информацию, обострить и полемизировать сообщение, сделать его более понятным для читателя.

Анализ вставных конструкций в исследуемом материале позволяет сделать следующие выводы:

1. Вставные конструкции могут рассматриваться как особый синтаксический прием – способ использования синтаксических конструкций в определенных целях организации высказывания, реализованных автором публицистического материала

2. Употребление вставных конструкций с малой дозировкой информации, чаще встречаются вставные слова и словосочетания, чем вставные предложения.

3. Охватывая широкий круг синтаксических конструкций парантезы с синтаксической точки зрения подразделяются исследователями на группы, среди которых наиболее доказательными и релевантными, как свидетельствует анализ нашего материала, по отношению к употреблению, являются вставки, синтаксически не связанные с основным предложением. Таким образом, большая часть парантез не оформлены как часть предложения и представляют собой некоторые синтаксически свободные образования.

4. Употребление вставных конструкций в различных функциях с различными значениями, это в свою очередь позволяет нам сказать, что именно в газете более всего утвердились вставные конструкции, особенно оформленные скобками.

5. Употребление в большом количестве вставных знаков препинания, так называемых «невербальных вставных элементов».

«Основной причиной катастрофы, по их мнению, стал взрыв так называемой «толстой» торпеды (диаметр более 600 мм, длина – 12 м, вес – более 200 кг.).» («Комсомольская правда», 8.09.2000 г.).

Как видно из примеров, и это характерно, что слова, составляющие вставную конструкцию, стоят в форме именительного падежа, в этом заключается общая тенденция в развитии аналитизма в газетном языке. В таких конструкциях снятие или замена скобок другими знаками препинания влечет за собой синтаксические изменения.

6. Использование вставных конструкций как связанного, так и изолированного типа служит средством усложнения смысловой перспективы предложения и газетного текста.

7. Выбор вставных конструкций при наличии альтернативной позиции определяется, как правило, характером развертывания информации в тексте, текстовой позицией автора.

8. Вставные конструкции используются в качестве индивидуализации стиля в публицистике.

9. Газетные тексты разного типа позволяют выявить смысловой потенциал вставных конструкций в различных публицистических жанрах.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акимова Г.Н. Развитие вставных конструкций // Новое в синтаксисе современного русского языка. – М., 1990. – С. 52 – 65.

2. Виноградова Е.М. Всегда ли можно разграничить вводные и вставные конструкции? // Многоаспектность синтаксических единиц. – М., 1993.

3. Вяткина С.В. К вопросу становления вставных конструкций в русском литературном языке // Вестник ЛГУ. Сер.2. – 1987. – Вып.2. – № 9.

4. Златопольский Ю.М. Интонационная специфика вставных конструкций в русской речи // Филологические науки. – 1980. – № 4. – С. 57 – 62.

5. Инфантова Г.Г. Вставные конструкции в спонтанной русской разговорной речи // Ceskoslavenska rusistika. – 1983. – № 5.

6. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. – СПб, 1998.

7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб, 1999.

8. Меркушева О.В. Вставные конструкции как инструмент реализации субъективно-авторской модели повествования (на материале прозы А.И.Солженицына). – АКД,2002.

9. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка // Русский язык и советское общество. – М., 1968.

10. Шаймиев В.А. Роль вставных и предикативных единиц в семантической организации текста // Функционирование синтаксических категорий в тексте. – Л., 1981.

 

 

С.О. Корнилов, Южный федеральный университет, аспирант

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.018 с.)