Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанра журналистского расследования
(На примере текстов, посвященных гибели атомной подводной лодки «Курск» и пожару в с. Подъельск (Республика Коми)).
О синтаксисе долгое время было распространено мнение как о языковом уровне не собственно стилистическом. Но синтаксис является важнейшим стилеобразующим средством, тесно связанным с содержанием высказывания, жанром речи, ее направленностью и адресованностью. Как отмечает В.Г.Костомаров в работе «Языковой вкус эпохи», «в синтаксисе сегодня новые процессы порой идут не менее активно, чем в лексике. [В.Г.Костомаров]. Особенно это отражается в газетной речи, так как развитие публицистического стиля в большей степени, чем стиля научного или делового, соотносится с развитием общества. А, следовательно, здесь можно наблюдать и большую изменяемость стилистических черт, вызванную конкретно-историческими причинами. (Термин «газетная речь» сегодня можно использовать лишь условно, потому что мы обозначаем этим словосочетанием стилистическую манеру не только газет, но и журналов разного типа, электронных СМИ). В результате смешения письменной и устной форм речи синтаксис все более становится «организованным образом автора, непосредственно общающегося с читателем». [В.Г.Костомаров]. Еще в 60-х годах прошлого столетия исследователи обратили внимание на актуализацию таких синтаксических явлений, как расчлененность высказываний приемами сегментации и парцелляции, синтаксическая несогласованность, употребление номинативов, имитация конструкций разговорной речи. [Морфология и синтаксис. – С. 233 – 266]. Все эти приемы приобрели еще больший вес в сегодняшнем русском языке. В том числе средствами, которые используют сегодня журналисты для создания образа автора, и одновременно наиболее эффективного воздействия на читателя, являются вставные конструкции. Именно они в данной статье являются предметом исследования. Изучению вставных конструкций как синтаксического явления посвящены работы таких ученых, как А.И.Аникин, Г.Н.Акимова, Е.П.Артеменко, С.В.Вяткина, Е.Ю.Иванова, Н.А.Кобрина, Р.М.Романова, А.И.Студнева, В.А.Шаймиев, И.И.Щеболева и др. За последние годы к этой теме в своих диссертационных работах обращалось немало исследователей: С.В.Гусаренко, Ю.М.Златопольский, С.Г.Онишко, И.Г.Сагирян, О.В.Меркушева, И.А.Старовойтова, М.Н.Кулаковский, что свидетельствует о ее актуальности.
Вставные конструкции можно встретить в художественной литературе. В рекламных текстах, в прессе. Газетные статьи не могут обойтись без их использования. Это вытекает из назначения газеты – оперативно отзываться на важнейшие события нашей жизни. Огромное количество вставных конструкций в статьях отвечают требованиям коммуникативности. Материалом исследования послужили статьи, посвященные гибели атомной подводной лодки «Курск» и пожару в с. Подъельск, представленные на страницах газет: «Комсомольская правда», «Российская газета», «Ведомости», «Аргументы и факты», «Парламентская газета», «Советская Россия», «Архангельские новости», «Красное знамя», «Трибуна». Объем исследуемого материала – 250 единиц – предложений со вставными конструкциями. В грамматических описаниях исследователи, прежде всего, обращают внимание на проблемы структурной организации вставных конструкций, на их функционально-семантические особенности, а также на их роль в организации высказывания. Вставные конструкции представлены самыми различными синтаксическими единицами: словоформами, словосочетаниями, предложениями, а также и значительными фрагментами текста. 1. Круг вставных слов и сочетаний шире, чем вводных слов и вводных сочетаний. Преимущества их перед сложными вставными конструкциями заключается в том, что они структурно экономными языковыми средствами выражают сложные смысловые отношения, именно поэтому в газетном тексте, которому свойственен лаконизм передаваемой информации, они превалируют над сложными. Вставные слова и словосочетания зависят, как правило, от конкретного слова в основной части предложения и могут подчинять или не подчинять свою грамматическую форму форме этого слова. В газетных статьях, посвященных гибели атомной лодки «Курск», в подтверждение этому факту, мы находим большое количество примеров, приведем несколько из них. «Средства ПВО, корабли ВМФ (Военно-морского флота) и других родов войск с головой окунулись в пучину возможных «А если» …». («Московская правда» 17 августа 2000 года). В этом примере слово, точнее сочетание слов «… (Военно-морского флота)…» подчиняет свою грамматическую форму (родительный падеж) форме слова, точнее аббревиатуре «ВМФ», которое находится в основной части предложения и тоже стоит в родительном падеже. Следующий пример свидетельствует о возможности отсутствия такого подчинения: «Удар в борт «Курска» пришелся носовой оконечностью, да еще в самом опасном месте – на стыке двух отсеков, за переборкой (перегородка) между торпедным и жилым (он же центральный) отсеками». («Российская газета» 22.08.2000 года). Слово из основной части предложения «…переборкой….» стоит в творительном падеже, а слово из вставки «… (перегородка)» в именительном падеже.
2. Вставные предложения обладают главным признаком предложения – предикативностью, и именно этот признак позволяет их так называть. Однако, в отличие от предложения как основной коммуникативной единицы речи, они не имеют интонационной законченности. Во вставном положении могут оказаться [Классификация Г.Н.Акимовой, С.53]: а) простые предложения, различные по цели высказывания (вопросительные или побудительные), их можно найти в анализируемых нами газетных статьях, например: «Второй же взрыв был настолько мощным (сила в тротиловом эквиваленте колеблется от 1 до 1,5 тонны), что вызвал чуть ли не панику у сейсмологов: они отметили в документах «серьезное сейсмическое явление», приравненное к легкому землетрясению (читайте отчет сейсмологов). («Комсомольская правда» 8.09.2000 года). В данном примере вставка – простое побудительное предложение. Проанализировав такие вставки, можно сказать, что они вносят дополнительную эмоциональную окраску и это очевидно. «Дом ветеранов числился в администрации муниципального образования как муниципальный жилой дом. В нем проживали 27 человек (в т.ч. 1 человек уехал к родственникам в с. Нившера» («Архангельские новости», 02.02.2009 г.) б) осложненные структуры простого предложения. Такие вставные конструкции тоже есть в интересующих нас газетных статьях, например: «Если экипаж правильно действовал при аварии, лодка может, как «Комсомолец», лежать многие годы (хотя «Комсомолец» можно поднять, но за довольно большие деньги, которых у нас сейчас нет)». («Комсомольская правда», 18.08.2000 г). «Сегодня в Республике Коми день траура по жертвам пожара в доме ветеранов в с. Подъельск Корткеросского района. В результате трагедии 23 человека погибло (все они – пожилые люди, проживавшие в доме), четверых удалось спасти». («Советская Россия», 3.02.2009 г.). «Заявления об отставке также написали заместители Главы Республики Коми Иван Поздеев и Ирма Кутаева». «Правда, Глава Республики В.Торлопов отставки своих замов не принял)». («Трибуна», 9.02.2009 г). «После очередного пожара (31 января в Подъельске, Республике Коми, погибли 23 старика) по стране идет волна проверок в интернатах и домах престарелых. Так бывает каждый год». («Ведомости», 25.02.2009 г. – № 33). в) сложные предложения, например: «Однако задним числом мы, например, узнали, что водолазы все-таки подняли бортовой журнал «и другую документацию» (Бортовой журнал обычно находится в командирском отсеке, но нам говорили, что водолазы туда не ходили)». («Комсомольская правда» 24 февраля 2001 года). Из примера видно, что вставка – сложное предложение.
г) части сложного предложения, например: «Звоню в Екатеринбург бывшему командиру подводного крейсера К-219 (за которым кралась «Аугуста») капитану 1 ранга Игорю Британову». («Российская газета» 22.08.2000 года). В таких случаях на основное значение придаточной части наслаивается значение добавочности. «Эту психологию надо менять всем миром. Если мы ее не изменим (а это самое главное) – трагедии могут повториться». («Российская газета», 27.02.2009 г). «Другой такой же горемыке (вероятно, психически нездоровый) пожил здесь, а потом ушел. Куда? Никто не знает». (Там же). д) несколько предложений, составляющих абзац. Такие вставки не характерны для газетного текста. Связано это со стремлением газеты к лаконизму передаваемой информации, прессе характерен принцип малой дозировки информации, который характеризуется употреблением коротких предложений без описания деталей и обширных перечислений. 3. Особое положение занимают вставленные, то есть заключенные в скобки знаки препинания (вопросительные, восклицательные), как правило, они выражают недоумение, сомнение, изумление. В анализируемых нами газетных текстах мы находим большое количество таких вставок, это, как уже отмечалось, связано с требованием лаконизма в газете. Приведем несколько примеров: «Однако, по сообщению Агентства ИТАР-ТАСС из Вашингтона со ссылкой на заявление представителя американской администрации, просившего не называть своего имени (?), во время происшествия с российской атомной подводной лодкой вблизи от нее находились две подводные лодки ВМС США (!)». («Российская газета» 16.08.2000 г). В первом случае вопросительный знак – «вставка недоумение», возник у автора, как в принципе и у читателя. Почему он просил не называть своего имени?» Во втором случае восклицательный знак – «вставка – изумление», автор, как и читатель, удивлен, изумлен, «откуда взялись две подводные лодки ВМС США?», он также акцентирует наше внимание на этом немаловажном факте. «Оказалось, суды в большинстве случаев просто игнорируют замечания Госпожнадзора. Например, в Троицко-Печорском районе в 2008 году в суды было направлено 20 материалов, и ни по одному (!) не принято решение о приостановлении деятельности». («Комсомольская правда», 13.03.2009 г). Во вставных знаках как раз и заключается то интимное автора, которое побуждает нас, читателей, мысленно искать недостающее слово или предложение, эквивалентное эти знакам. Г.Н.Акимова называет такие явления «экспрессивной вставной конструкцией» [Акимова, С.55].
Таким образом, автор публицистического материала употребляет вставные конструкции в основном для создания наибольшей выразительности, экспрессивности сообщаемого, для того, чтобы при помощи своих пояснений и уточнений, актуализировать наиболее важную в коммуникативном плане информацию, обострить и полемизировать сообщение, сделать его более понятным для читателя. Анализ вставных конструкций в исследуемом материале позволяет сделать следующие выводы: 1. Вставные конструкции могут рассматриваться как особый синтаксический прием – способ использования синтаксических конструкций в определенных целях организации высказывания, реализованных автором публицистического материала 2. Употребление вставных конструкций с малой дозировкой информации, чаще встречаются вставные слова и словосочетания, чем вставные предложения. 3. Охватывая широкий круг синтаксических конструкций парантезы с синтаксической точки зрения подразделяются исследователями на группы, среди которых наиболее доказательными и релевантными, как свидетельствует анализ нашего материала, по отношению к употреблению, являются вставки, синтаксически не связанные с основным предложением. Таким образом, большая часть парантез не оформлены как часть предложения и представляют собой некоторые синтаксически свободные образования. 4. Употребление вставных конструкций в различных функциях с различными значениями, это в свою очередь позволяет нам сказать, что именно в газете более всего утвердились вставные конструкции, особенно оформленные скобками. 5. Употребление в большом количестве вставных знаков препинания, так называемых «невербальных вставных элементов». «Основной причиной катастрофы, по их мнению, стал взрыв так называемой «толстой» торпеды (диаметр более 600 мм, длина – 12 м, вес – более 200 кг.).» («Комсомольская правда», 8.09.2000 г.). Как видно из примеров, и это характерно, что слова, составляющие вставную конструкцию, стоят в форме именительного падежа, в этом заключается общая тенденция в развитии аналитизма в газетном языке. В таких конструкциях снятие или замена скобок другими знаками препинания влечет за собой синтаксические изменения. 6. Использование вставных конструкций как связанного, так и изолированного типа служит средством усложнения смысловой перспективы предложения и газетного текста. 7. Выбор вставных конструкций при наличии альтернативной позиции определяется, как правило, характером развертывания информации в тексте, текстовой позицией автора. 8. Вставные конструкции используются в качестве индивидуализации стиля в публицистике. 9. Газетные тексты разного типа позволяют выявить смысловой потенциал вставных конструкций в различных публицистических жанрах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Г.Н. Развитие вставных конструкций // Новое в синтаксисе современного русского языка. – М., 1990. – С. 52 – 65. 2. Виноградова Е.М. Всегда ли можно разграничить вводные и вставные конструкции? // Многоаспектность синтаксических единиц. – М., 1993. 3. Вяткина С.В. К вопросу становления вставных конструкций в русском литературном языке // Вестник ЛГУ. Сер.2. – 1987. – Вып.2. – № 9. 4. Златопольский Ю.М. Интонационная специфика вставных конструкций в русской речи // Филологические науки. – 1980. – № 4. – С. 57 – 62. 5. Инфантова Г.Г. Вставные конструкции в спонтанной русской разговорной речи // Ceskoslavenska rusistika. – 1983. – № 5. 6. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. – СПб, 1998. 7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб, 1999. 8. Меркушева О.В. Вставные конструкции как инструмент реализации субъективно-авторской модели повествования (на материале прозы А.И.Солженицына). – АКД,2002. 9. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка // Русский язык и советское общество. – М., 1968. 10. Шаймиев В.А. Роль вставных и предикативных единиц в семантической организации текста // Функционирование синтаксических категорий в тексте. – Л., 1981.
С.О. Корнилов, Южный федеральный университет, аспирант
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.018 с.) |