Особенности развития женских Интернет-журналов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития женских Интернет-журналов



В 90-х гг. прошлого века началось развитие отечественных женских Интернет-журналов. В 1997 г. в российском Интернет–пространстве было представлено 5 женских Интернет-ресурсов, причем журналом из них являлось только издание – «Девичник», которое и сегодня продолжает свою деятельность в качестве Интернет-СМИ. В 1998 г. вышло 6 Интернет-ресурсов, адресованных женской аудитории, из них – два журнала: «WWWoman.ru» и «Woman.ru». В 1999 г. открылось 12 новых женских Интернет-проектов. Многие из данных сайтов были закрыты, например, «Дамский клуб Михаила Зуева», «Женский клуб «Фемина» Людмилы Поздеевой», «Королевство прямых зеркал Матюниной Елены» и др. [1].

Надо заметить, что идея организации женских Интернет-СМИ была и остается перспективной, несмотря на неудачи первых женских сетевых ресурсов. Данный сегмент электронного рынка в 90-х г.г. не имел массового распространения, но у него была представлена широкая потенциальная аудитория. Не все из изданий смогли добиться успеха, среди причин, препятствовавших эффективной деятельности первых женских сетевых журналов можно выделить следующие: недостаточно сформированная аудитория, вследствие чего издания не были востребованы, несоответствие программ изданий читательским потребностям, отсутствие рекламных инвестиций.

На западе развитие Интернет-технологий началось раньше, в силу чего к концу ХХ в. Интернет-ресурсы получили широкое распространение, массовая аудитория заинтересовалась и информацией, и услугами, которые ей предлагали Интернет-СМИ. Сегмент ресурсов, адресованных женской аудитории, демонстрировал значительные результаты в плане роста аудитории и получения финансовой прибыли. Так, например, в США из 12 млн. подписчиков America Online 52% были женщины, Jupiter Communications выдвинула предположение, что к 2000 г. женщины потратят около 3,5 млрд. долларов в интерактивных магазинах [2]. К окончанию десятилетия выделились два женских ресурса – Women.com. Networks, iVillage, по численности аудитории и размерам финансовой прибыли они значительно опережали своих конкурентов.

В то время, когда в России только открывались первые женские Интернет-сайты, в США они уже превращались в отрасли медиаиндустрии. Их владельцы могли вложить значительные средства в рекламу сайтов, что обеспечивало приток пользователей и повышало интерес рекламодателей. iVillage вложил 35 млн. долларов в формирование собственного имиджа с помощью телерекламы. Women.com затратил приблизительно 22 млн. долларов, чтобы закрепить свое первенство на канале Lifestyles.

Ближайшим конкурентом рассматриваемых ресурсов в данный период являлся Hearst HomeArts – сайт, объединяющий 11 журналов, принадлежащих Hearst, он арендовал место на первой странице канала Food, Home & Gardens на сервере AOL.

Соперничество между крупнейшими женскими Интернет-сайтами США закончилось в 2006 г. – сеть для женщин iVillage приобрела сеть Women.com Networks.

На примере развития западных женских Интернет-ресурсов можно определить характерные особенности формирования женских Интернет-сайтов и тенденции их развития. Во-первых, функционально-тематическая направленность таких сайтов напрямую связана с «личным миром» женщины. Издания предлагают информацию, интересную женщине-жене, хозяйке, матери. То есть, как и популярные печатные женские журналы, Интернет-издания освещают темы, интересующие массовую женскую аудиторию. Во-вторых, развитие Интернет-сайтов требует вложения определенных финансовых средств. В-третьих, женские Интернет-сайты интересны рекламодателям в плане коммерческого сотрудничества. Рост женской Интернет-аудитории ведет к популяризации женских Интернет-СМИ, что обеспечивает рост рекламных вложений в данные издания. В-четвертых, развитие женских Интернет-сайтов влечет за собой концентрацию изданий: несколько изданий объединяются в один ресурс, затем такой ресурс может стать частью активов крупнейшего медиахолдинга.

Рейтинг «Рамблер Топ 100» представляет рубрику «Женский клуб», в которой приводятся данные об отечественных женских Интернет-сайтах (обновление данных происходит ежедневно). Не все представленные в рейтинге ресурсы являются периодическими изданиями (здесь упоминаются такие популярные женские ресурсы, как сонники, гороскопы и др.), среди представленных в списке журналов можно выделить электронные версии печатных изданий (например, «Cosmopolitan») и сетевые журналы (например, «Woman Journal», «Passion.ru»).

На сегодняшний день в Интернет-пространстве представлены сетевые женские журналы и электронные версии печатных журналов для женщин. Есть в сети Интернет-ресурсы, адресованные женской аудитории, которые можно принять за женские журналы, которые таковыми на самом деле не являются. Например, «Глазами женщин», «Сестренка.ру», «WWWomen.ru» и др.. Данные сайты имеют схожую с женскими журналами функциональную, аудиторную направленность, у них схожие структуры.

Так, сайт «Глазами женщин» (http://www.portal-woman.ru) «посещают» женщины 25 – 35 лет, в основном, жительницы крупных городов, издание имеет 12 разделов: «Здоровье», «Материнство», «Личная жизнь», «Питание и диеты», «Стиль и красота», «Мода и шоппинг», «Бомонд», «Афиша», «Путешествия», «Дом и интерьер», «Цветоводство», «Кулинария». В нем действуют сервисы (форум, гороскопы, знакомства). Посещаемость сайта – в среднем 200 тыс. посетителей в месяц. Однако в подзаголовке издания указано, что это не журнал, а «главный женский портал страны».

Под порталом понимают веб-сайт, предоставляющий пользователю информацию, опубликованную раннее в СМИ, сервисы: почту, новости, форумы, голосования и др.

Известны случаи, когда Интернет-журналы превращались в порталы. Например, так произошло с «Woman.ru». Интернет-журнал «Woman.ru» открылся в декабре 1998 г. Первоначальная цель издания – создание «женского пространства в Интернете», как считают издатели, была «качественно реализована» [3]. Сегодняшний владелец сайта – ИД «Собака» приобрел «Woman.ru» в 2007 г., новые собственники планировали в течение года увеличить число уникальных посетителей портала до 1 млн. (в 2006 г. прибыль издания составила около 200 тыс. долл., а число посетителей сайта – около 300 тыс. уникальных посетителей в месяц). Женские порталы пользуются популярностью, что объясняет интерес к ним со стороны крупных медиаструктур. В 2007 г. Издательский дом Independent Media купил женский портал Ameno.ru.

В 2008 г. ОАО «РБК Информационные Системы» открыл новый Интернет-портал для женщин Тata.ru, в основу издания положен принцип универсальности. Портал предлагает аудитории новости, статьи, энциклопедии, средства общения и возможности для совершения покупок в Интернете (разделы «Образ жизни», «Мода», «Красота», «Психология», «Любовь и секс», «Дети», «Звезды», «Гастрономия» и др.), ресурс объединяет последние достижения интернет-технологий – интерактивные и web2.0-ные сервисы, социальные сети, блоги и видео.

Популярны у аудитории и электронные версии журналов. Свои версии в сети имеют такие известные журналы «Лиза» (http://www.lisa.ru), «Cosmopolitan» (http://www.cosmo.ru), «Elle» (http://www. elle.ru и др.) и другие издания, освоившие отечественный рынок печатных СМИ в 90-х г.г. прошлого века, а также старейшие отечественные журналы «Крестьянка» (http://www.krestyanka.ru), «Работница» (http://www.rabotnitsa.ru).

Известный концерн Burda в апреле этого года начал компанию, направленную на продвижение сайтов журналов, выпускаемых концерном. В марте этого года начал работу новый интернет-проект ИД «Грунер+Яр», посвященный «миру гламура и роскоши» — сайт Moizvezdi.Ru. Это интернет-версия журнала «Gala». Журнал «Gala» издавался в России с 2001 г., однако в прошлом году его деятельность была приостановлена, в условиях экономического кризиса деятельность издания осложнилась. Издатели намерены возобновить его работу через несколько лет.

Среди сетевых женских журналов выделяются те же группы изданий, которые присущи печатной женской периодике. На современном печатном рынке развиваются следующие группы женских журналов:

- социально-бытовые (например, «Работница», «Крестьянка»),

- семейно-бытовые (например, «Лиза», «Домашний очаг»),

- элитарные (например, «Elle», «Харперс Базар», «Vogue»),

- литературно-художественные (например, «Караван историй»),

- религиозные (например, «Славянка»),

- для девушек (например, «Маруся», «Штучка», «Между нами, девочками», «Seventeen»),

- для матерей (например, «Лиза. Мой ребенок», «9 месяцев», «Мама и малыш» и др.),

- журналы женского здоровья (например, «Женское здоровье», «Красота. Здоровье. Фитнес»),

- журналы, специализированные по интересам (например, «Диана моден», «Special Boutigue. Вязание и вышивка», «Золушка вяжет», «Валентина», «Бурда моден» и др.).

В сети Интернет превалируют сетевые журналы универсального характера. Женский универсальный сетевой журнал – женское издание, функционирующее в сети Интернет, представляющее материалы, подготовленные специально для данного СМИ, обновляемое с регулярной периодичностью, рассматривающее многочисленные сферы жизни женщины, связанные с ее интересами, обусловленными функциями жены, матери, хозяйки дома. В декабре 1998 г. появился женский журнал «Девичник», В январе 2005 г. – « MyJane.ru», в августе 2007 г. – «WomanJournal.ru» и т.д.

Сегодня в отечественном Интернет-пространстве действуют женские медицинские журналы. Надо заметить, что внимание к данной теме актуализировалось, издается серия печатных женских журналов о здоровье, они имеют собственные электронные версии, и, кроме того, выходят сетевые женские журналы о здоровье: «Здоровье женщин», «Мать и дитя», «Роды.ру», журнал «о беременности, родах и малыше» и др.

Религиозные женские издания появились в Интернете относительно недавно. Цель таких изданий – предоставить информацию тем женщинам, которые в силу своих религиозных воззрений не являются читательницами «модной глянцевой прессы», такие издания, как известно, направлены на тиражирование модных женских образов, а также способствуют расширению потребительской социализации – сводят интересы аудитории к покупке товаров, рекламируемых данными изданиями.

В 2006 г. в Интернете появился православный журнал «Матроны.ру». В декабре этого же года начал работу женский мусульманский журнал «Голубушка», он явился продолжением проекта «Голубушка», форума общения «русскоязычных мусульманок и всех девушек, проявляющих интерес к исламу», действующего в сети с 2005 г.

Кроме обозначенных групп сетевых женских изданий, необходимо упомянуть серию изданий, посвященных женским рукоделиям, а также моде.

Таким образом, можно заключить, что развитие женских Интернет-журналов имеет значительные перспективы, аудитория данных изданий увеличивается, что привлекает к данным изданиям и рекламодателей. В ближайшее время ожидается значительное увеличение рекламных вложений именно в Интернет-СМИ, что неизбежно приведет к снижению прибыли женской печатной прессы, которая сегодня лидирует на отечественном рынке по объемам финансовой прибыли.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Самые первые женские сайты, женские Интернет-проекты и женские журналы рунета // Журнал для женщин и понимающих их мужчин «WWWoman.ru» [Электронный ресурс]. – Иркутск, 2009. Режим доступа: http://www.newwoman.ru, свободный.

2. Женщины в Интернет // КИ. [Электронный ресурс]. – М., 1998. Режим доступа: http: // www.ci.ru (свободный).

3. О проекте. Woman.ru // Woman.ru. [Электронный ресурс]. – М., 2007. Режим доступа: http://www.woman.ru, свободный.

 

 

А.С. Смолярова, Санкт-Петербургский госуниверситет, бакалавр журналистики

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.014 с.)