Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наследие публицистов ленинской школыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Памятуя, что имена В.Ленина и Л.Троцкого говорили темному представителю народа больше, нежели имя А.Пушкина, литературоведческие статьи, появлявшиеся на страницах большевистской прессы, опирались на теоретические работы политического характера. И здесь первое место остается за трудами В.Ленина. Не единожды он апеллирует к имени и творчеству А.Пушкина [1]. И не раз имя А.Пушкина сопрягается с именем Владимира Ильича в воспоминаниях родных и соратников вождя революции. Таким образом, можно говорить о документированном подтверждении отношения вождя революции к личности А.Пушкина. Рассмотрим наиболее характерное из них. Ответ на вопрос, кем был А.Пушкин для В.Ленина, находим в Постановлении СНК от 30 июля 1918 года о монументах в Москве: имя А.Пушкина значится четвертым в разделе «III. Писатели и поэты». Ему предшествуют Л.Толстой, Ф.Достоевский и М.Лермонтов [2]. По воспоминаниям И.Арманд, В.Ленин из лучших представителей русской дореволюционной культуры более всего любил А.Пушкина и ценил Н.Некрасова [3]. Так что А.Пушкин был для него лишь одним из представителей политической дореволюционной культуры, а отнюдь не революционером, примыкавшим к декабристскому движению. Подтверждением этому служит «не упоминание» имени А.Пушкина в связи с декабристами, хотя апелляция к ним прослеживается в десяти работах В.Ленина. Наконец, процитируем воспоминания Н.Мещерякова: «Ленин любил поэзию, он очень любил Пушкина и читал его с громадным удовольствием...» [4] Кажется, яснее не выразиться. Именно в этом значении, – как поэта, – упоминал в своих работах А.Пушкина В.Ленин. Значит, он не мог быть родоначальником теории революционности А.Пушкина. Тогда кто же выдвинул эту концепцию? Обратимся к наследию А.Луначарского. С 1917 по 1929 год он был наркомом по просвещению РСФСР, затем председателем Ученого комитета при ЦИК СССР и проявил себя как активнейший организатор культурного строительства в стране. Будучи публицистом ленинской школы, Анатолий Васильевич внес немалый вклад в формирование ленинской концепции развития общественной мысли. К имени А.Пушкина он обращается в двадцати трех работах, вошедших в двухтомник А.Луначарского «Статьи о литературе» [5]. Одни только названия работ отражают широчайший диапазон интересов А.Луначарского. И на каждом этапе развития литературы он находит свое место для наследия А.Пушкина. «Пушкин не мог не протестовать против самодержавия, и он протестовал, так что, по существу говоря, большая часть его произведений, и напечатанных, и не могших быть напечатанными, и даже сожженных им, была посвящена политической борьбе. Он был далеко вперед ушедшим революционером...» [6] К такому выводу пришел А.Луначарский в 1925 году. Однако его мнение не всегда было столь однозначно. В одной из ранних своих работ А.Луначарский, размышляя над тем, кто из двух поэтов – А.Пушкин или Н.Некрасов – значимее, роняет: «Теперь мы ценим Пушкина не только за «пленительную сладость» его стихов. Вдумываясь в него, мы открыли в этой на вид до поверхности счастливой натуре глубинные мысли и переживания, живучий зародыш почти всех важнейших мотивов, которые развернула потом русская литература...» [7] И далее: «Классовое в Пушкине можно, конечно, выделить, <...> это поэзия дворянская и при этом определенного времени дворянства, тех самых годов, из которых вышел «декабризм» [8]. Здесь чувствуется попытка «развить» ленинское отношение к А.Пушкину как к поэту, слить его с декабристским движением. И в статье, посвященной только А.Пушкину, он ищет оправдания собственным апелляциям к творчеству дворянского поэта: «Знать Пушкина хорошо, потому что он нам дает утешительнейшее знание сил нашего народа. Не патриотизм ведет нас сюда, а сознание необходимости и неизбежности несколько особого служения нашего народа среди других народов-братьев» [9]. Все же, понимая натужность попыток выдать А.Пушкина за революционера, А.Луначарский не раз скажет о двуличии пушкинского существования: после поражения декабристского восстания «он надел на лицо более или менее законопослушную маску», и «маска, сливаясь с подлинным лицом, приобрела многие черты оригинальнейшей человечности» [10]. Понимая это, «Пушкин искал себе оправдания в таком ренегатстве, философски осуждая революционные крайности» [11]. Такова, по мнению А.Луначарского, трагедия поэта: «Несмотря на то, что Пушкин был человеком до чрезвычайности уживчивым со средой, показал себя способным к очень гибкому внешнему и внутреннему оппортунизму, жизнь его была отравлена, и общественный скандал, жертвой которого он пал, вытекает с неумолимой логикой из всего его положения между декабризмом, с одной стороны, и Николаем Палкиным – с другой» [12]. А впрочем, приходит к выводу Анатолий Васильевич, присоединяясь к словам Н.Чернышевского: «Любить Пушкина – это не значит примкнуть к какому-нибудь лагерю» [13]. Словом, мы наблюдаем в работах А.Луначарского многоцветную палитру мнений: от «отката» Пушкина с декабристских позиций до признания его «далеко вперед ушедшим революционером». Итожа выводы, А.Луначарский замечает: «Почти у всякой русской писательской могилы, у могилы Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Толстого и многих, многих других – почти у всех можно провозгласить страшную революционную анафему против старой России, ибо всех она либо убила, либо искалечила, обузила, обгрызла, завела не на ту дорогу» [14]. Будучи крупным теоретиком литературы, он, следуя ленинской концепции развития общественной мысли, одним из первых поставил вопрос об особенностях пролетарской литературы. Центральной проблемой его творчества была проблема «Искусство и революция». И обращение А.Луначарского в этой связи к имени А.Пушкина показательно. Исследуя его работы, можно сделать вывод о порождении им проблемы «Пушкин и революция», укрепившийся в вульгарном пушкиноведении первых лет Советской власти. Нарком первым выявил «революционное» значение А.Пушкина: «Подлинная революция непременно космата, непременно чрезмерна, непременно хаотична... Это великолепно чувствовал и сказал нам Пушкин...» [15] Таким образом, был сформирован вульгарно-социологический подход в пушкиниане, который определенное время после революции был достаточно распространен. Ему пытался противостоять А.Горький, который, характеризуя величие поэта и признавая ценность его творчества для становления социалистической культуры, не переоценивал его революционность. В накаленной атмосфере предреволюционных лет воспетая А.Пушкиным «тайная свобода» воодушевляла, слово поэта звучало призывом к обновлению. Когда же в выступлении, посвященном 75-летию восстания декабристов, Г.Плеханов указал на чрезвычайное значение тесных связей поэта с героями 14 декабря [16], создались предпосылки для рассмотрения «революционности» А.Пушкина, чем воспользовалась дореволюционная «Правда» и теоретик новой литературы А.Луначарский. Борьба за «нового» А.Пушкина переродилась в новую концепцию формализма. Один из главных идеологов нового метода В.Шкловский писал: «Мы должны в кино, которое обладает огромной силой внушения, создавать вещи, параллельные произведениям классиков. Мы должны заново поставить «Капитанскую дочку», «Войну и мир» [17]. Для этого необходимо «бороться по линии изменения сведений, которые они сообщают». Поскольку, считал В.Шкловский, мировоззрение А.Пушкина ограничивало возможность передачи «правильных» фактов об изображенной им действительности, текст следовало исправить. Следуя этому принципу, создавали свои произведения и сатирики. В коллективной поэме «Товарищ Евгений Онегин» [18]. Онегин оказывается агрономом, Татьяна – работницей почты, а Ленский – селькором. Главной целью длинного стихотворного повествования стало доказательство актуальности пушкинских масок для изображения современной действительности. Так материализовалась ленинская теория, развитая публицистами ленинской школы. В 1924 году, когда ученые решили отметить 125-летие со дня рождения поэта, было создано Общество друзей Пушкинского заповедника в Михайловском, провозгласившее своей задачей пропаганду творческого наследия А.Пушкина среди широких масс трудящихся. Тогда же была выдвинута идея проведения в заповеднике народных праздников, посвященных поэту. При этом следует помнить, что к 1924 году ничего не сохранилось после тревожного 1918 года: ни усадеб, ни парков, ни даже могилы А.Пушкина...Возглавлял делегацию общества друзей его председатель, президент Академии Наук А.Карпинский. Писатели и ученые ходили вместе с народом пешком по всем памятным местам будущего Пушкиногорья. Используя многообразие видов общения, – личное, непосредственное, художественное, игровое, – они пытались слить воедино две ветви пушкинианы – научной и народной. Заложенная традиция совмещения этих ветвей пушкинианы пригодились при моделировании нового имиджа поэта – всенародного символа отечественной литературы. Социально-политические изменения в стране после Октябрьской революции вызвали трансформацию общественного сознания, изменения мировоззрения. К 1924 году заканчивается революционная эпоха, которой присуща полистилистическая культура, начинает формироваться моностилистическая культура, которая будет характерна для Советской России. Хронологически переход к моностилистической культуре был завершен к 1937 году. Зародившись в 1917 году, официальные трактовки образа А.Пушкина в целом сложились к столетию гибели поэта. Стояла задача сформировать образ А.Пушкина доступным для понимания широкими слоями трудящихся. Так возникает идея создания «Пушкинской энциклопедии». Еще в 1931 году в качестве приложения к первому советскому пятитомному Собранию сочинений поэта был выпущен «Путеводитель по Пушкину». Главной его задачей было: «приблизить А.Пушкина к широким массам, сделать его доступным» [19]. 400 страниц обычного книжного формата включили в себя краткие статьи, посвященные многим произведениям поэта, его биографию, события эпохи, судьба поэта в русской критике – словом, была сделана попытка систематизировать знания об А.Пушкине, тем самым, противопоставив «живого» поэта вульгарно-социологическому поветрию и пережиткам буржуазного литературоведения. В этом – продолжение давнего спора между Н.Гоголем и Ф.Достоевским, суть которого выразил Б.Бурсов: «Над вопросом, что представляет собой личность Пушкина, мучительно бился, пожалуй, один только Гоголь. Пускай он не нашел положительного решения, но эти поиски его навсегда сохранят свой поучительнейший смысл. Достоевский боготворил Пушкина, однако представлял его как своего рода мессию, а мессия уже и не личность, но воплощение неких незыблемых верований. Толстого, нередко попадавшего в зависимость от собственных догм, восхищала одна только независимость в личности Пушкина, до всего остального в ней ему не было дела» [20]. Здесь, в «Путеводителе по Пушкину», была сделана попытка вернуться к гоголевской постановке проблемы: личность А.Пушкина. Но шанс этот использован не был. Научная пушкиниана предпочла идти по пути Ф.Достоевского, отыскивая в поэте новые черты мессианства, на сей раз – коммунистического. И стремления Л.Толстого очень удачно вписывались в эту концепцию А.Пушкина: независимость в личности относилась лишь к противостоянию Поэт и Царь. В этом смысле интересен рассказ совершенно неграмотной пинежанки С.Черной, записанный в зиму 1934-35 годов Борисом Шергиным. Переложение в народном стиле биографии А.Пушкина отражает официальную идеологию того времени: «Он певец был, песенной наблюдатель, книгам сказитель, грамоты списатель. Землю, как цветами, стихами украсил. Он порато в братии велик, острота ума нелюдская была. Книги писал, слово к слову приплетал круто и гораздо. Книги работал и радовался има. Ленин Пушкина книги целовал и к сердцу прижимал. Он пусты книги наполнил, неустроену речь устроил, несовершоно совершил. Теперешны писатели от Пушкина взялись да пошли» [21]. Фактически изложив былинным языком наработки официальной пушкинианы, эта безграмотная пинежанка дала блестящий образец пушкинианы народной. Обратимся еще раз к ее рассказу, чтобы почувствовать близость языка и стиля «Пинежского Пушкина» к языку и стилю древнерусских былин. «Ударила Пушкину пуля под сердце, прошла меж крыл. Пал на белы снеги, честным лицом о сыру землю. Пал, да и не встал. Который стоял выше всех, то склонился ниже всех... Кровь-то рекой протекла кругом града. Не могли семь ден из реки воду пить. ...Он выкушал смертную чашу, зачал с белым светом расставаться: - Прости, красное солнце; прости, мать сыра земля и все на тебе живущие. Я в сем мире положен был как знамя на стреляние, летели на меня стрелы от всех сторон. Мне в миру было место не по чину. Я неволей пил горьку смертну чашу...» [22] Налицо очевидная попытка создать из А.Пушкина легенду, точнее – былину. «Пушкин давно стал для нас отвлеченным образом, – отмечал Н.Ашукин. – Звонкое, вырезанное на бронзе памятников имя поэта стало нарицательным словом, за которым не видно живого лица» [23]. Это было ясно всем гуманитариям. В 1938 году между известным философом и литературоведом М.Лифшицем и Г.Фридлендером, тогда молодым ученым, развернулась полемика о двух способах оценивать А.Пушкина – «как прогрессивного писателя буржуазно-демократической эпохи» и «как демократического просветителя или, по крайней мере, либерала». М.Лифшиц подчеркивает: невозможно применить к поэту вульгарно-социологическую схему, и «великим просветителем было ясно, что не просветительское начало в Пушкине было главное, что его искусство существует не для того, чтобы Иван или Сидор ликвидировали неграмотность... Золотые часы существуют не для того, чтобы ими гвозди забивать» [24]. Выполняя функцию интерпретационную, миссию связи времен, пушкиниана активно использовалась для манипуляции общественным сознанием, когда между читателем и поэтом возводилось множество трактовок, уточнений, которые намеренно искажали облик исследуемого.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Ленин В.И. «Услышишь суд глупца» // Полн. особ. соч. – Т. 14. – 2. Постановление СНК от 30 июля 1918 года // Декреты Советской власти. – Т. 3. – 1964. – С. 118 – 119. 3. Арманд И.А. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине // Воспоминания о В.И.Ленине в 5-и т. – Т. 4. – 1969. – С. 334 – 337. 4. Мещеряков Н. Из воспоминаний о Ленине // Воспоминания о В.И.Ленине в 5-и т. – Т. 2. – 1969. – С.95. 5. См.: Луначарский А.В. Статьи о литературе: В 2-х т. – М.: Художественная литература, 1988 («А.С.Грибоедов», «Пушкин и Некрасов», «Александр Сергеевич Пушкин», «Лермонтов-революционер», «Гоголь», «Что вечно в Гоголе», «В.Г.Белинский», «Историческое значение Белинского», «О «многоголосости» Достоевского», «Достоевский как мыслитель и художник», «Некрасов и место поэта в жизни», «Чернышевский как писатель», «М.Е.Салтыков-Щедрин», «В.Г.Короленко», «Брюсов и революция», «Александр Блок», «Судьбы русской литературы», «Ложка противоядия», «О журнале «Дом искусств», «Этапы роста советской литературы», «Вл.Маяковский – новатор», «О творчестве Демьяна Бедного», «Ленин и литературоведение»). 6. Луначарский А.В. Судьбы русской литературы // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.403. 7. Луначарский А.В. Пушкин и Некрасов // Луначарский А.В. Статьи о литературе. Т. 1. – М., 1988. – С.43. 8. Луначарский А.В. Пушкин и Некрасов // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.45. 9. Луначарский А.В. Александр Сергеевич Пушкин // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – С.50. 10. Луначарский А.В. Лермонтов-революционер // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.55. 11. Луначарский А.В. Некрасов и место поэта в жизни // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.194. 12. Луначарский А.В. О «многоголосости» Достоевского // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.146. 13. Луначарский А.В. Чернышевский как писатель // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.212. 14. Луначарский А.В. Гоголь // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – 15. Луначарский А.В. В.Г.Короленко // Луначарский А.В. Статьи о литературе. – Т. 1. – М., 1988. – С.313. 16. Плеханов Г.В. 14-е декабря 1825 года // Плеханов Г.В. История в слове. – М.: Современник, 1988. – С. 32 – 52. 17. Шкловский В.Б. Как ставить классиков // Советский экран. – 1927. – 18. «Товарищ Евгений Онегин» // Бегемот. – 1927. – № 4. 19. Путеводитель по Пушкину. – М.-Л., 1931. – С.5. 20. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. – Л.: Советский писатель, 1986. – С.240. 21. Шергин Б.В. Пинежский Пушкин // Шергин Б.В. Повести и рассказы. – Л., 1984. – С.320. 22. Там же. – С.325. 23. Ашукин Н. Живой Пушкин. – М., 1934. – С.11. 24. Лифшиц М.А. О Пушкине // Пушкинист. – М.: Современник, 1989. – С.405.
А.А. Файзуллина, Казанский госуниверситет, выпускница
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.012 с.) |