Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование обеспечения информационно-психологической безопасности в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы ежедневно задумываемся о безопасности продуктов питания, которые покупаем в магазинах. Но задумываемся ли мы когда-нибудь о безопасности информационных продуктов, потребителями которых мы являемся, будь то художественный фильм, компьютерная игра или рекламный ролик. Информационный обмен становится все более сложным как по содержанию так по форме. Информационно-психологическое воздействие качественно изменилось. Раньше одним из самых распространенных занятий было чтение книг. Затем на первое место по предпочтительности чтения вышла периодическая печать – газеты и журналы. Теперь их место заняли телевидение, Интернет и другие современные технические средства. Таким образом, на смену культуре чтения пришла культура образа (культура экрана), которая по-новому формирует образ мышления, потребности человека, его приоритеты и т.п. Проблема информационно-психологической безопасности является междисциплинарной и изучается в рамках многих наук: психологии, социологии, социальной информатики, социальной философии, культурологии, медицины и т.д. Что касается исследований в области юриспруденции, то степень научной разработанности данной проблемы в России очень слабая, что выражается в скудном освещении данной проблемы в средствах массовой информации и в частности в научно-правовой периодической печати. Анализ степени разработанности проблемы информационно-психологической безопасности показывает, что эта проблема до сих пор остаётся не затронутой учёными-правоведами. На протяжении нескольких десятков лет проблема информационно-психологической безопасности активно обсуждалась в качестве междисциплинарной проблемы различными отраслями социально-гуманитарной науки. Оригинальные идеи, служащие методологической и теоретической основой в осмыслении проблемы информационно-психологической безопасности содержатся в трудах Г.Маркузе, Ф.Уэбстера, Э.Тоффлера и других зарубежных исследователей. Обоснование правовой охраны и защиты прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации осуществляется такими отечественными исследователями как В.Н.Лопатин, М.А.Федотов, И.Л.Бачило, А.А.Крашенников, О.Л.Юшина, Е.Е.Пронина и другие. Психологический аспект проблемы рассматривается в работах Д.В.Ольшанского, С.Г.Кара-Мурзы, Г.В.Грачева и других. Под информационно-психологической безопасностью отечественный ученый в области социальной философии Г.В.Грачев понимает состояние защищённости личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против воли и желания изменять психические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбор [1]. Удобнее всего внедряться в подсознание человека удается через аудиальный (слуховой) и визуальный (зрительный) каналы. Таким образом, средства массовой информации являются одной из наиболее мощных сил, формирующих направление развития личности и общества в целом. Воздействие вредной информации на население является основным способом управления им, в том числе управление общественным мнением, массовым поведением, управление динамикой формирования менталитета, а также является средством искажения индивидуального и общественного сознания населения. Наряду с использованием традиционных средств (печатных и электронных средств массовой информации) современная наука предложила много специфичных способов для управления поведением, мыслями и чувствами человека, в частности используются: нижепороговое аудиовизуальное раздражение, ультразвук, инфразвук, сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение, торсионное излучение и другие. Воздействовать на подсознание человека можно различными путями, которые могут быть как щадящими (мягкими) так и агрессивными (жёсткими). Например, в случае применения нижепорогового раздражения используется свойство очень слабых раздражителей практически не воспринимаемых сознанием, но глубоко внедряемые в подсознание. Поскольку критика со стороны сознания тут полностью отсутствует, подобные воздействия могут совершенно незаметно ориентировать мышление и поведение человека в конкретном направлении. Особенно подвержены таким внушениям люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, психическими и нервными расстройствами. При этом следует отметить, что исходя из содержания доклада Всемирной организации здравоохранения о психическом здоровье нации, в России стремительно растет число новых видов нарушений психики, что создает благоприятные условия для всевозможных психологических манипуляций поведением населения России. В связи, с чем особый интерес на наш взгляд вызывает статистика суицидов. Если раньше в обществе чаще наблюдались случаи индивидуальных самоубийств, в последнее время участились случаи групповых (коллективных) самоубийств. По статистическим данным каждый год в мире самоубийств совершается на 35 процентов больше, чем в предыдущий год. Также по статистике уровень групповых самоубийств очень высок и в России. Интенсивность, с которой люди обсуждают темы о самоубийствах, находясь в чатах или на форумах, становится выше с каждым годом [2]. Ярким примером безнаказанного информационно-психологического воздействия является деятельность тоталитарной секты АУМ Синреке в начале девяностых на территории Российской Федерации. АУМ Синреке наряду с печатными изданиями активно использовала акустическую информацию представленную как «астральная музыка», которую транслировали на радиостанции «Маяк». Сочетание данной музыки с некоторыми приемами речевого воздействия оказывало мощное воздействие на психику человека. Г.Г.Горшенков общественную опасность информационно-психологического воздействия не ограничивает только личностью, а распространяет её на население страны в целом: – внедрение в подсознание личности, общности ложных представлений об окружающем мире и соответственно манипулирование человеком, общностью превращая его (её) в уникальный инструмент политики; – пробуждение и раскрепощение низменных инстинктов, которые разрушают личность, нравственное и психическое здоровье народа; – вытеснение исторического самосознания, реальной истории народа, подмена ее ложными мифами, разрыв целостного исторического процесса, противопоставление его части друг другу; – разрыв связи с окружающей природой, подмена её верой в идеалистические и материалистические писания, сталкивание их между собой в непримиримую борьбу; – подмена нормальных потребностей в пище, жилище, образовании и т.д. потребностью в деньгах, культом денег; – разрушение целостного восприятия мира, сформирование фрагментарного, калейдоскопического сознания, которое легко поддается манипулированию [3]. В начале девяностых годов XX века Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривала законопроекты «Об информационно-психологической безопасности», «Об обеспечении безопасности психосферы человека», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», но не приняла ни одного из них, тогда как в Соединенных Штатах Америки (США) действует свыше 1800 законов и подзаконных актов, посвященных несанкционированному воздействию на психику человека. Согласно статье 5 проекта Федерального закона РФ «Об информационно-психологической безопасности» к основным угрозам информационно-психологической безопасности относится возможность наступления негативных последствий для субъектов, подвергающихся информационно-психологическому воздействию, которые могут выражаться в следующих формах: – блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; – утрата способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации человека; – разрушение единого информационного и духовного пространства Российской Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности, а также нарушения иных жизненно важных интересов личности, общества и государства; – манипуляции общественным сознанием; – причинение вреда здоровью человека [4]. На современном этапе развития российского общества перед отечественными учеными-правоведами можно поставить следующий вопрос – как обеспечить информационно-психологическую безопасность личности в условиях информационной глобализации. Несмотря на всю актуальность, проблема информационно-психологической безопасности практически не разработана в теории российского права. В связи, с чем возникает необходимость обращения к зарубежному опыту в этой области. Существующая система рассчитана на выявление явных нарушений, таких как пропаганда наркотических средств, пропаганда порнографии, пропаганда нацистской атрибутики или символики объектом воздействия которых является сознание человека, в то время как отследить скрытые формы негативного информационно-психологического воздействия на подсознание человека пока не представляется возможным. Таким образом, наличие юридических фикций в российском законодательстве создаёт благоприятные условия для безнаказанного воздействия на психику человека и не позволяет эффективно противостоять преступлениям против информационно-психологической безопасности личности и общества в Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации игнорирует отношения, возникающие при защите и охране человека и общества от незаконного воздействия определённого рода информации с помощью технических средств, и не рассматривается российским законодательством как предмет правового регулирования. Согласно статье 59 Закона «О средствах массовой информации», злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 данного Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством России. В статье 4 запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. К вредной информации условно относят пять основных категорий информации: 1. информацию, направленную на разжигание ненависти, вражды и насилия (в том числе возбуждающую социальную или религиозную ненависть, вражду, превосходство, рознь, нетерпимость; информацию, содержащую призывы к войне); 2. ложную информацию (в том числе недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу); 3. информацию, содержащую посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию других лиц; 4. непристойную информацию (в том числе порнографию, неэтичную рекламу); 5. информацию, оказывающую деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе рекламу со скрытыми вставками) [5]. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в статье 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье. Исходя из сравнительного анализа законодательства, следует, что кодекс России об административных правонарушениях дублирует положения Закона «О средствах массовой информации». Однако с использованием современных информационных технологий информация не вставляется в отдельный кадр, а её изображение достигается чередованием оттенков в остальных кадрах, что повышает эффект воздействия, по оценкам экспертов, в 1,3 раза по сравнению с классической вставкой 25 кадра и практически недоказуемо при юридической экспертизе [6]. Следовательно, вполне закономерно, что вслед за изменением отношений, возникающих в связи с информационно-психологическими воздействиями на население, должны измениться, во-первых, методы выявления подобных воздействий и, во-вторых, содержание соответствующих норм закона. 22 февраля 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе». Данный закон в части 9 статьи 5 указывает, что не допускается использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Однако положения данной нормы противоречат положениям ст. 13.15 КоАП РФ и ст. 4 Закона «О средствах массовой информации». Уголовная ответственность за нарушение требований статьи 4 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрена ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»; ст. 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов»; ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; ст. 283 «Разглашение государственной тайны»; ст. 282-1 «Организация экстремистского сообщества». Исходя из вышеперечисленного следует, что уголовной ответственности за негативное информационно-психологическое воздействие не предусмотрено. Согласно статье 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях предусмотренных статьёй 13.15 КоАП РФ рассматриваются судьей. Тогда как более целесообразно было бы создание специального органа для выявления и рассмотрения подобного рода правонарушений. Закон «О СМИ» в ст. 50 «Скрытая запись» предусматривает, что распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается: 1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; 2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; 3) если демонстрация записи производится по решению суда. Назовем основные пути решения проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества в современной России. Во-первых, необходимо установить уголовную ответственность за незаконное информационно-психологическое воздействие на подсознание человека. Так как отсутствие специального законодательства на практике приводит к прекращению уголовных дел. Во-вторых, создать федеральную службу психологической безопасности, руководство которой должен осуществлять Президент Российской Федерации. В-третьих, разработать методику выявления скрытых форм воздействия на подсознание человека. И, в-четвертых, качественно изменить систему юридического образования. Ввести соответствующую специализацию для подготовки специалистов в данной области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bookap.by.ru (01.06.2009), свободный. 2. Самоубийцы облюбовали Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cybersecurity.ru (01.06.2009), свободный. 3. Горшенков Г.Г. Безопасность: право, информация, личность (криминологический аспект). – Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. – С.54. 4. Лопатин В.Н. О проекте Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» // Законодательство и практика средств массовой информации. – 2000. – № 68. – С.7. 5. См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н.Топорина. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. – С. 454 – 455. 6. Там же. – С.473.
В.М. Хруль, Московский госуниверситет, научный сотрудник
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.40.171 (0.015 с.) |