Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие национальной безопасности↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие национальной безопасности Национальная безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности и меры по обеспечению защиты отдельно взятой нации от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны. По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния. По определению российского политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.
Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и др. Любая социальная общность функционирует в обстановке внутренних и внешних угроз, различных по своей природе и по субъектам - это могут быть «угрозы жизни, благополучию и устремлениям человека или всего народа». Но что считать угрозой? На уровне государства под угрозой безопасности, по-видимому, целесообразно понимать фактор, наличие которого ущемляет жизненно важные интересы государства, общества или граждан. Например, угроза терроризма должна быть устранена, т.к. опасности подвергаются жизни граждан. Но безопасность - это не спонтанное реагирование на любые возникающие угрозы, а продуманная стратегия, исходящая из осознанных фундаментальных интересов государства и общества. Безопасность можно определить как состояние, при котором внешние и внутренние угрозы не достигают некоторого критического уровня, позволяющего говорить об угрозе жизненно важным интересам государства, общества и личности. На практике же говорят не о безопасности вообще (ибо абсолютная безопасность недостижима), а о конкретном ее уровне. Определение уровня безопасности, постановка задач органам власти по отражению угроз и информирование граждан о ситуации являются важнейшей функцией высшего эшелона государственной власти, конкретные механизмы осуществления которой зависят от конституционных устоев, политических традиций и т.п. Практическим результатом такой деятельности можно считать, например, ежегодный доклад Президента США Конгрессу по проблемам национальной безопасности, различные «цветные» книги, выпускаемые правительствами разных стран, и т.п. Национальная безопасность - это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, должно находиться устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом. Безопасность в широком смысле слова - это, по мнению специалистов, «система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды».
Энергетическую безопасность Информационную безопасность Безопасность личности
Современная система международных отношений Во второй половине XX столетия, несмотря на активность и множественность ТНА, усложнение их взаимодействия, система международных (межгосударственных) отношений (МО) по-прежнему остается наиболее значимым структурным элементов в современной политической системе мира, что определяется ключевой ролью самих государств. Но и в этой области в конце XX столетия происходят важные перемены. С окончанием холодной войны закончилась эпоха биполярного мира, разделявшая мир на два лагеря. Но что пришло на смену этой системе МО? В 1990-х годах развернулась дискуссия о характере новой системы МО. Споры, главным образом исследователей, работавших в реалистской традиции, шли вокруг двух основных точек зрения на новую систему международных отношений: ♦ мир стал монополярным (однополярным/однополюсным, или униполярным); ♦ мир стал многополярным (многополюсным), где выделяется несколько центров силы. В начале 1990-х годов, во время войны в Персидском заливе, тогдашний президент США Дж. Буш заявил, что в связи с распадом Советского Союза исчез один из «полюсов». Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» отмечал, что «в результате краха соперника Соединенные Штаты оказались в уникальном положении: они стали первой и единственной мировой державой». Стали говорить о формировании Pax Americana — однополюсного мира во главе с США, хотя были исследования, в которых утверждалось, что однополярность мира вовсе не означает непременно полюс в виде США. Он может быть гораздо более сложным. Например, ряд авторов считают, что этот полюс стал складываться еще в период холодной войны и представляет собой некие согласованные действия по управлению миром группой из семи ведущих государств, превратившихся впоследствии в «Большую восьмерку». Инф оружие Информационное пространство фактически стало театром военных действий, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество, а в случае необходимости разгромить противника. Размах противоборства в информационной сфере достиг таких масштабов, что потребовалось создание специальной концепции получившей название "информационной войны" или "информационного противоборства". Информационное оружие, согласно одному из существующих определений - это комплекс программных и технических средств, предназначенных для контроля информационных ресурсов объекта воздействия и вмешательства в работу его информационных систем. Информационное оружие возможно классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и информационные системы противника. Это воздействие может быть физическим, информационным, программно-техническим или радиоэлектронным. Физическое воздействие может быть осуществлено путем применения любых средств огневого поражения. Однако более корректным было бы отнести к информационному оружию физического воздействия средства, предназначенные исключительно для воздействия на элементы информационной системы: противорадиолокационные ракеты, специализированные аккумуляторные батареи генерации импульса высокого напряжения, средства генерации электромагнитного импульса и др. С помощью противорадиолокационных ракет в первые дни воздушной операции коалиционных миротворческих сил в зоне Персидского залива (1991 г.) было выведено из строя 80 % наземных РЛС Ирака. Биологические средства представляют собой особые виды микробов, способные уничтожать электронные схемы и изолирующие материалы, используемые в радиоэлектронной технике. Информационные методы воздействия реализуются посредством всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных сетей типа "Интернет", станциями голосовой дезинформации. Так как основным элементом информационной инфраструктуры являются люди, мотивация деятельности которых базируется на их физиологических, социальных и информационных потребностях, то правильно рассчитанное применение так называемых информационно-психологических методов воздействия оказывает прямое влияние на уровень безопасности государства. Особенно это касается России, где пока отсутствует организованная система формирования и поддержания в обществе необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Существуют многочисленные факты, когда не только зарубежные, но и некоторые российские средства массовой информации, прикрываясь лозунгами "объективности информационного освещения" тех или иных событий, наносят ущерб информационной безопасности страны путем манипулирования информацией, распространения дезинформации, информационной поддержкой различных группировок экстремистского и криминального толка. Станции голосовой дезинформации, разрабатываемые в настоящее время в США, позволят входить в радиосети объекта воздействия и смоделированным компьютерными средствами голосом командира подразделения (части) противника отдавать приказы и распоряжения подчиненным им войскам, тем самым нарушая управление войсками. Средствами реализации программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети. Данные средства используются для сбора, изменения и разрушения информации, хранящейся в базах данных, а также для нарушения или замедления выполнения различных функций информационно-вычислительных систем. Программно-технические средства можно классифицировать согласно выполняемым с их помощью задачам на средства сбора информации, средства искажения и уничтожения информации и средства воздействия на функционирование информационных систем. Средства сбора информации -так называемые "ноуботы" (Knowbot - Knowledge Robot), которые способны перемещаться в информационной сети от компьютера к компьютеру и при этом размножаться, создавая копии. "Ноубот" вводится в компьютерные системы и, обнаружив интересующую его информацию, оставляет в этом месте свою копию, которая собирает информацию и в определенное время передает ее. С целью исключения обнаружения в "ноуботе" могут быть предусмотрены функции самоперемещения и самоуничтожения. Что касается средств массовой информации, то использование их с целью оказания активного информационно-психологического воздействия может снизить или даже лишить личный состав противника на определенный период боеспособности, заставив его уклоняться различными путями от участия в боевых действиях. В этом случае СМИ выступают в качестве средства подавления, то есть относятся к оружию. Основными способами и методами применения информационного оружия могут быть: нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной инфраструктуры (разрушение сетей электропитания, создание помех); уничтожение или повреждение информационных, программных и технических ресурсов противника, преодоление систем защиты, внедрение вирусов, программных закладок и логических бомб; воздействие на программное обеспечение и базы данных информационных систем и систем управления с целью их искажения или модификации; угроза или проведение террористических актов в информационном пространстве (раскрытие и угроза обнародования или обнародование конфиденциальной информации); захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации силы и доведения своих требований; уничтожение и подавление линий связи, искусственная перегрузка узлов коммутации; воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем с использованием мультимедийных и программных средств для ввода информации в подсознание или ухудшения здоровья человека; воздействие на компьютерное оборудование боевой техники и вооружений с целью вывода их из строя. Впервые массирование применение информационного оружия было осуществлено во время операции “Буря в пустыне” (1991 г.). По мнению специалистов, возможно, что закупленные Ираком у Франции ЭВМ, которые входили в состав систем управления ПВО Ирака, содержали специальные управляемые “электронные закладки”, предназначенные для блокирования информации управления. В результате их активизации с началом боевых действий иракская сторона не могла отразить удары средств воздушного нападения по своей территории. Кроме того, блокирование информации осуществлялось массированного применения сил и средств РЭБ. Уже начинается борьба компьютерных сетей. Обмен информационными ударами становится все опаснее для судеб мира, поскольку эффективность этих ударов быстро растет, выявлять их источники крайне трудно, а высшее политическое и военное руководство многих стран опасность этих ударов недооценивает, в результате чего государства терпят политические поражения.
28)Различаются взгляды на традиц-е и нетрадиционные угрозы. Например, на конференции "НЕТРАДИЦИОННЫЕ" УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИВ в качестве традиционных угроз выделены терроризм, экстремизм, наркотрафик, экологический кризис, демографические процессы и др. Среди нетрадиционных угроз назывались глобализация, трудовая миграция, нарушение водно-энергетического баланса в регионе, изменение языковой среды и др. Еще классификация. Под нетрадиционными угрозами безопасности понимаются факторы, создающие угрозы суверенным государствам и существованию человечества, за исключением таких традиционных угроз безопасности, как военные, политические и дипломатические. Нетрадиционными угрозами в основном считают терроризм, контрабанду наркотиков, серьезные инфекционные заболевания, пиратскую деятельность, нелегальную миграцию, а также факторы, угрожающие безопасности окружающей среды, экономической, финансовой и информационной безопасности. Хотя многие нетрадиционные угрозы безопасности оказываются не такими наглядными и очевидными, как угроза мировой войны, однако иногда степень наносимого ими вреда не уступает войнам. Они представляют большую угрозу развитию всего мира и существованию человечества. Теракт 11 сентября 2001 года в США унес жизни около 3000 человек, что превысило даже число погибших в результате нападения японской авиации на Перл-Харбор. Цунами, произошедший в декабре 2004 года в Индийском океане, привел к гибели примерно 300 тысяч человек. Кроме того, это стихийное бедствие нанесло соответствующим странам неизмеримый экономический ущерб. Экономический ущерб лишь одной Шри-Ланки от этого цунами достиг 1, 3 -- 1,5 млрд долларов США, что составляло 6,5 проц Валового национального продукта этой страны. По сравнению с традиционными видами угроз безопасности нетрадиционные угрозы обладают рядом отличительных черт, таких, как транснациональность, многообразие, неожиданность и взаимосвязь с традиционными угрозами. В этой связи они называются также «новыми угрозами». Перед лицом различных нетрадиционных угроз безопасности в большинстве случаев действия отдельной страны вряд ли могут быть эффективными. (далее вспоминаем шенина, девочки:)
29)ОМУ – ориентировано на полное уничтожение противника, в этом его особенность. Ядерное оружие ОМУ, предназначенным для масштабного поражения противника, и действует не избирательно — только на ВС, а охватывает и гражданское население. «Официальными» членами «ядерного клуба», или государствами, обладающими ядерным оружием, ЯОГ, являются все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. Именно за этими государствами, которые до 1 января 1967 г. произвели и взорвали ядерное оружие или другое ядерное устройство. Наибольший ядерный потенциал — у России и США. Кроме названных, ядерным оружием обладает ряд других государств. Индия, Пакистан. Некоторые страны, имея необходимые для приобретения ядерного оружия ресурсы, добровольно отказались от него (в частности, Япония, Германия). Химическое и бактериологическое оружие - ОМУ, также вызывает беспокойство в современном мире. Химическое оружие рассчитано на использование различного рода токсичных соединений в боевых действиях для поражения противника. Бактериологическое оружие основано на использовании бактерий, вирусов и продуктов их жизнедеятельности.«оружие для бедных». Особую тревогу относительно возможности его использования вызывают политически нестабильные, с авторитарными формами правления страны, а также террористические организации. 1925г. - 37 государств подписали Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. СССР присоединился к данному Протоколу в 1927 г., а к настоящему времени его подписали более 100 государств. Во время Второй мировой войны и Германия, и СССР обладали химическим оружием, но не применяли его. В 1980-х годах оно было использовано Ираком против Ирана, В январе 1993 г., - в Париже, - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, КХ. На начало 2002 г. к ней присоединились 145 государств, хотя среди них нет Ирака, Ливии, Северной Кореи. В отличие от химического батер-е не было использовано в массовом порядке, за исключением Япониии в нескольких китайских деревнях во время 2МВ. В 1972 - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их Уничтожении, КБО. Оружие массового поражения требует средств доставки. Они бывают стратегические и тактические. Стратегические - поражение противника на его территории, предполагают преодоление довольно больших расстояний (например, между Россией и США). Основные - ракеты. Баллистические ракеты могуг быть стационарного базирования или находиться на мобильных платформах. В последнем случае они становятся менее уязвимыми для противника. Наибольший радиус действия у межконтинентальных баллистических ракет, МБР. Этим видом оружия обладают в основном Россия и США. Ракеты средней дальности, РСД находятся на вооружении Франции, Великобритании, Китая. Имеются они также у России и США. Их радиус действия от 1000 до 5500 км. Ракеты меньшей дальности, РМД с радиусом действия от 500 до 1000 км обладают, как правило, большей точностью попадания. Они могут использоваться также для доставки обычных боеголовок. В качестве средств доставки могут использоваться и крылатые ракеты. Кроме ракет, стратегическими средствами доставки оружия, прежде всего ядерного, являются бомбардировщики и подводные лодки (тоже оснащенные ракетами и ядерными торпедами). Эти три вида составляют так называемую стратегическую триаду, поэтому на переговорах по разоружению и ограничению вооружений они обычно рассматриваются в комплексе. В годы ХВ появляется и логически связанная с разработанными ядерными стратегиями доктрина ядерного сдерживания. Исходила она из того, что сама возможность применения ядерного оружия удерживает противника от агрессии. Эта доктрина основана на посыле, что участники международных отношений стараются вести себя исключительно рационально, чтобы избежать разрушительных последствий использования ядерного оружия. У этой доктрины были и свои противники. Их аргументация строилась на том, что, во-первых, сама логика постепенного развития конфликта может в итоге привести к ядерному столкновению. Во-вторых, не исключена случайная ошибка, которая будет интерпретирована противоположной стороной как ядерное нападение, что повлечет за собой фатальный исход. Разработки были и в области ядерной обороны. Так, США занимались стратегической оборонной инициативой, СОИ, или так называемыми «звездными войнами». Она получила развитие в 1980-е годы, при президенте Р. Рейгане, а суть заключалась в попытках создания оборонного шита для США на случай ядерной угрозы. Одной из наиболее важных в военно-политической области является проблема нераспространения оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного, а также средств его доставки. Различают горизонтальное и вертикальное. В первую очередь имеют в виду именно горизонтальный вариант. Существуют различные подходы к проблеме нераспространения. Авторы, ориентированные на реалистическую традицию исследований международных отношений, в целом более спокойно относятся к этому вопросу, не видя особой опасности в распространении, поскольку, как они полагают, государства будут вести себя рационально и не прибегнут к его использованию. В этом плане показательна точка зрения К. Уолтца, который исходит из того, что расширение «ядерного клуба» даже поможет сохранить мир, так как здесь влияет фактор устрашения, сдерживающий военную конфронтацию сторон. Противоположную позицию занимают исследователи и аналитики, которые разделяют иные теоретические взгляды. Для них проблема нераспространения крайне важна, поскольку в распространении оружия массового уничтожения они видят одну из основных угроз миру. При этом они не без основания подчеркивают, что государства, и в первую очередь их лидеры, могут не вести себя рационально. Кроме того, в современных условиях особую тревогу вызывают возможность попадания ОМУ в руки террористических организаций, а также опасность техногенных катастроф, связанных с хранением этого оружия, человеческой ошибкой и т.п. Государства, обладающие ядерным оружием, также довольно чувствительны к вопросам его нераспространения. Они стараются ограничить круг участников, имеющих ЯО и соответствующие технологии. Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Дело в том, что технологии, которые могут быть использованы при производстве ядерного оружия, тесно переплетаются с технологиями, используемыми в мирной атомной энергетике. Наличие средств доставки ядерного оружия контролировать сложнее, чем обладание самим ядерным оружием. В настоящее время ракеты средней и меньшей дальности разрабатываются Ираком, Ираном, Израилем, Саудовской Аравией, Индией, Пакистаном, Северной Кореей, а также, возможно, Бразилией и Аргентиной.
30)Во время холодной войны страны накопили огромный арсенал оружия. Как следствие, вопросы разоружения и контроля над вооружениями остаются и сегодня одними из ключевых в мировой политике. Подконтролем за вооружениями понимаются усилия двух или более стран по регулированию отношений в этой области. Значимым импульсом к проведению переговоров по разоружению был Кубинский (Карибский) кризис 1962 г., когда угроза ракетно-ядерного конфликта стала явной. Вскоре после него, в августе 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытании ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Он носил бессрочный характер и был открыт для подписания (к нему впоследствии присоединилось более 100 государств В 1968 г. подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, ДНЯО. Данные договоренности получили продолжение 5 марта 1970 г. (присоединились 187 стран). Различают две категории стран—участниц Договора о нераспространении ядерного оружия — обладавшие этим видом оружия на 1 января 1967 г. (Великобритания, Китай, СССР, США, Франция) и те, кто не имел его. Неядерные страны обязывались не приобретать ядерное оружие и полностью следовать нормативным положениям Международного агентства по атомной энергии, МАГАТЭ, которое занимается мониторингом развития и распространения ядерных технологий. Проблема в том, что ряд государств, которые обладают или являются потенциальными обладателями ядерного оружия, не подписали договор о нераспространении (например, Израиль). В 1993 г. МАГАТЭ покинула Северная Корея. Однако, как отмечалось, позднее она провела переговоры и обязалась заморозить свои ядерные программы в обмен на оказание экономической помощи. В сентябре 2002 г. Северная Корея вновь заявила о стремлении продолжать ядерную программу. В целом же речь идет о режиме ядерного нераспространения. Под ним, согласно российским исследователям во главе с В. А. Орловым и Н. Н. Соковым, понимается «совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а также внутренних законодательств стран-участниц, целью которых является предотвращение приобретения ядерного статуса теми из них, которые не имели его к 1967 г.». Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ДВЗЯИ подписан в 1996 г. по результатам долгих переговоров и ориентирован на ограничение дальнейших разработок в области ядерныхвооружений. Он был ратифицирован Государственной Думой в апреле 2000 г. Однако его реализация возможна лишь после ратификации теми государствами (а их 44), у которых, как предполагается, есть соответствующие технологии в области ядерных вооружений. В этом плане имеется ряд сложностей. В 1999 г. Сенат США, например, проголосовал против ратификации данного Договора. Не подписала его и провела ряд ядерных испытаний Индия. То же сделал и Пакистан. МАГАТЭ. Изначально создавалась для способствования распространению мирного атома. Несмотря на события в Японии и иные аварии, альтернативы в мире нет, ядерная Е – самая дешевая и экологически чистая. Теперь МАГАТЭ должна соотносить интересы стран, имеющих ЯО и тех, у которых его нет, им,с помощью мирного атома, она должна давать шанс улучшить экономическую ситуацию. Шт кв в Вене, сущ-т Совет управляющих, который проводит ежегодно 4 встречи. Секретариат-орган управления. Члены МАГАТЭ-137 государств. Существует много проблем, касающихся осуществления контроля МАГАТЭ над мирным атомом. Это связано с тем, что процесс создания атомной энергии сложен, необходимо много технологических условий, но процесс схож с процессом создания атомного оружия. Вся эта деятельность не может быть незаметной, но и мониторинг не может гарантировать отсутствие ядерного оружия. К сожалению, МАГАТЭ не обладает полномочиями, чтобы воздействовать на государства-нарушителя, может только отказать/прекратить сотрудничество с другими странами, вывести свои технологии + приостановить членство государства-нарушителя в МАГАТЭ. Санкции не страшные, но и организация по целям не карательная. Однако, вышеуказанное обуславливает сложность проблемы нераспространения. Любое государство имеет право использовать и разрабатывать мирный атом, но грань мала. Пути распространения ЯО могут быть горизонтальные и вертикальные. Сейчас неофициально ЯО обладает Израиль, многие государства стремятся обрести ядерный статус (Арг, Браз, ЮАР, Тайвань, Ливия) Если говорить о химическом оружии, то в основе его нераспространения находится "Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия". Точно также можно сказать и о биологическом оружии, где в основе всего лежит "Конвенция о запрещении биологического оружия". Все эти документы являются юридически обязывающими международными договорами, подписанными и ратифицированными подавляющим большинством стран. Во исполнении этих документов созданы ограничительные списки, связанные с экспортом соответствующих товаров, тем самым (вместе с некоторыми другими мероприятиями) создана организационная основа нераспространения ОМУ. Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) вписывается в общую систему нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Но он имеет свои особенности, свою специфику и, если хотите, свою историю.
31)Любое государство имеет право использовать и разрабатывать мирный атом, но грань мала. Пути распространения ЯО могут быть горизонтальные и вертикальные. Сейчас неофициально ЯО обладает Израиль, многие государства стремятся обрести ядерный статус (Арг, Браз, ЮАР, Тайвань, Ливия) Ядерное сдерживание предотвращало развязку ХВ, тогда считалось, что ядерный паритет необходим. Сейчас необходимость отпала. И, возможно, страны-бывшие участницы ХВ, должны выступить с предложением отказаться от ЯО. Именно окончание ХВ обострило проблему. Горбачев выступал с предложением отказаться от ЯО, к2012 – на 80%. Но эту инициативу не поддержали. И США, и Рф отошли от сокращения ЯО, а страны ядерного клуба и так отстают от РФ и США, не хотят брать на себя обязательств по разоружению. (мотивируют своим отставанием) Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ДВЗЯИ подписан в 1996 г. по результатам долгих переговоров и ориентирован на ограничение дальнейших разработок в области ядерныхвооружений. Он был ратифицирован Государственной Думой в апреле 2000 г. Однако его реализация возможна лишь после ратификации теми государствами (а их 44), у которых, как предполагается, есть соответствующие технологии в области ядерных вооружений. В этом плане имеется ряд сложностей. В 1999 г. Сенат США, например, проголосовал против ратификации данного Договора. Не подписала его и провела ряд ядерных испытаний Индия. То же сделал и Пакистан.
И у США, и у РФ в ядерных доктринах прописано, что они оставляют за собой право применить первыми ЯО. Вместо отказа они занялись сокращением вооружений, но во все документы включены такие пункты, которые позволяют в случае войны отказаться от договоров. С одной стороны ЯО позволяет гос-ву увеличить престиж, но с другой – не гарантирует безопасность. Члены ядерного клуба тратят огромные средства на поддержание ядерного статуса, что влечет за собой проблемы, потому что яд статус нельзя конвертировать в получение прибыли. Горизонтальное распространение. В ДНЯО не прописаны ограничения по использованию мирного атома. Если не брать в расчет аварии на АЭС, то энергия-самая чистая, хотя б-во стран мира и относятся к ней настороженно. Через мирный атом можно получить (закрытый ядерный топливный цикл) материалы для изготовления ядерной боеголовки. Но скрыто такие радиохимические заводы построить нельзя, рядом нужны крупные водоемы, инфраструктура. чтобы не дать гос-м строить такие заводы 1 Существующие национальные предприятия для производства топлива сделать многонациональными (чтобы были возможности влияния на процесс со стороны других государств) 2 Постройка всех предприятий несколькими гос-ми, чтобы они смогли потом распоряжаться 3 в рамках МП другие государства могут присоединяться к ним
Дж Буш 2004. Предложил гарантировать всем ядерным государствам поставки ядерного топлива до конца, а также запрет строить радиохимические заводы тем странам, у которых их на тот момент не было.
РФ (2006) – инициатива Путина. предложил создать межд центр по предоставлению ядерных услуг
инициативы не поддержаны, проблема остается актуальной!
32)14 апреля 2009 года КНДР заявила о возобновлении своей ядерной программы и выходе из шестисторонних переговоров о денуклеаризации Корейского полуострова. Заявление Пхеньяна прозвучало в ответ на решение СБ ООН, осудившего произведенный 5 апреля запуск северокорейской ракеты со спутником. Пхеньян также пообещал провести испытания ядерного оружия и межконтинентальной баллистической ракеты "в целях самообороны". 25 мая 2009 года КНДР провела подземные ядерные испытания и, по некоторым данным, испытательный пуск зенитной ракеты "земля-воздух" с радиусом действия около 80 километров. По данным Минобороны РФ, мощность ядерного заряда составила от 10 до 20 килотонн. В российских военных, дипломатических и экспертных кругах продолжается полемика по поводу оценки угрозы, которую представляет для безопасности нашей страны северокорейская ядерная программа. Недавнее подземное ядерное испытание в Северной Корее и обострение военно-политической напряженности на Корейском полуострове стали самым главным и наиболее резонансным мировым событием. На фоне этих сообщений довольно тревожно прозвучала оценка состояния системы противовоздушной обороны РФ на Дальнем Востоке, которую публично озвучили сразу два бывших представителя высшего военного командования России. Как передает Интерфакс, по мнению бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Виктора Есина, пуск северокорейской ракеты может представлять опасность для дальневосточных российских территорий и их морской акватории. Северокорейская ракетная программа характеризуется высокой степенью закрытости. Поэтому наши военные не могут заранее получить достоверную информацию о времени и примерной траектории полета северокорейской ракеты. В отличие от США и России, Корея не оповещает заранее о параметрах полета своих ракет. Россия не располагает на Дальнем Востоке средствами противовоздушной обороны, способными поражать баллистические ракеты, которые запускает Северная Корея. Есть точка зрения, что мы крутимся вокруг «мыльного пузыря», который не стоит рассматривать как серьезную мировую проблему. Корейская ядерная программа – это блеф. А сейчас этот фарс просто продолжается. И многим выгодно в него верить. Ни с точки технологий, ни с точки зрения реального производства Северная Корея никогда не создаст ядерный боеприпас. Многие специалисты говорят о том, что т. н. «ядерные испытания», осуществленные в 2006 году, на самом деле были всего лишь тротиловым взрывом. То же самое было повторено и недавно. А начать боевые действия против Южной Кореи они не смогут. Потому что при миллионной армии, но без соответствующей техники невозможно в течение длительного времени продолжать боевые действия, даже если научить солдат питаться травой. Южная Корея и Япония под предлогом угрозы со стороны Северной Кореи наращивают свой стратегический потенциал, получают дотации, преференции и серьезные кредиты от США. А японцы даже заговорили о том, чтобы также войти в клуб ядерных держав. Для них северокорейский миф – это возможность развернуть ситуацию в регионе в свою пользу.
Возможное появление в Иране ядерного оружия и совершенствование средств его доставки (баллистических ракет) способно внезапно и самым радикальным образом изменить военно-политический баланс сил на всем Ближнем Востоке и в прилегающих к нему районах. Как указывает один из ведущих российских иранистов А.З. Арабаджян, "в настоящее время важнейшим аспектом многогранной проблемы "ИРИ и сверхдержавы" является аспект определения Ираном своего отношения к ним как к державам ядерным. Этот аспект осложняется тем, что и на запад и на восток от нее есть государства, располагающие ядерным оружием (Израиль с одной стороны, Пакистан, Индия и Китай — с другой). Указанное обстоятельство делает понятным озабоченность ИРИ отсутствием у нее ядерного оружия. Иран начал разрабатывать ядерные технологии в середине 1980-х годов. В конце 2003 года совет управляющих МАГАТЭ одобрил резолюцию, в которой говорится, что иранское правительство в течение 18 лет скрывало свою ядерную программу. Вскоре Иран обязался при<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.015 с.) |