ТОП 10:

Виды НБ (исходя из источников угроз)



Обращение А.Сбойчаковой ко всем, кто в будущем будет пользоваться этим материалом при подготовке к экзамену по НБ!

Уважаемые друзья! После нескольких часов размышлений чем же НБ в зависимости от вида угроз отличается от НБ в соответствии со сферами человеческой жизни (ведь в каждой сфере чел.жизни присутствуют угрозы), а иными словами, после нескольких часов биения башкой о стол, стенку, нетбук, компьютер, три учебника, а также после нескольких часов танцев с бубном, в мою - слегка подпухшую, надо сказать, - голову пришла идея тупо написать про угрозы, а там уж, если этот вопрос попадется то придется включать внутренние чакры и придумывать конкретные меры, которые применяются в рамках того или иного вида безопасности. Думаю, что, когда будет выучена большая часть материала, это будет не так сложно. И вообще, возможно, что и не придется:)

 

Различают несколько видов угроз.

По степени вероятности: реальные и потенциальные.

По происхождению: естественно-природные, техногенные и социальные.

По направленности: внутренние и внешние.

По масштабам: глобальные, региональные, локальные.

По степени воздействия: вызов, риск, опасность, собственно угроза.

Вызов - это совокупность обстоятельств, необязательно конкретно угрожающего характера, но безусловно требующая реагировать на них.

Риск - возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий.

Опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам.

Угроза - непосредственная опасность нанесения ущерба жизненно важным интересам.

По сферам общественной жизни и человеческой деятельности различают угрозы: политические, экономические, военные, экологические, культурные, информационные и др. В соответствии с этим подходом выделяют виды национальной безопасности. Содержанию политической, военной, экологической, информационной и другим видам будут посвящены последующие лекции. Экономическая безопасность подробно изучается в курсе “Экономика национальной безопасности”.

Следует иметь в виду, что современные угрозы безопасности для любого общества носят комплексный характер. Зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические

Защита национальных интересов подразумевает создание системы национальной безопасности. Основными ее элементами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и общественные организации и объединения, отдельные граждане, законодательство в области национальной безопасности. Система безопасности должна обладать свойством предвидения, способностью своевременно принимать превентивные меры для предотвращения возникающих угроз. Кроме того, она должна быть сопряжена с глобальной и региональными системами безопасности, с системами безопасности других стран.

Что касается собственно угроз, то среди специалистов принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. При этом нужно помнить о том, что внутренние факторы угроз национальной безопасности проявляют себя, в отличие от внешних, более скрыто и незаметно. В эффективно же работающем государственном механизме эти опасные воздействия обнаруживаются достаточно быстро и борьба с ними носит более эффективный характер. В странах, где само государство, а также его силовые и правоохранительные структуры действуют неэффективно, угрозы национальной безопасности постоянно присутствуют и долго «вызревают», регулярно проявляя себя в самых различных формах, будь то политические и социальные кризисы, терроризм, разрушение систем жизнеобеспечения и иные негативные воздействия. Крайняя же запущенность защитных систем государства может привести к катастрофе, к критическому понижению уровня национальной безопасности.

Стабильное состояние государства достигается, таким образом, только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.

 

4)Традиционный подход к международной безопасности, известный как реализм, долгое время оставался основным. Реализм можно рассматривать в качестве теории международной политики. Классический реализм возник в конце 40-х годов ХХ века, когда международные отношения начали изучать в рамках университетских программ. Именно тогда при принятии политических решений начал использоваться термин «национальные интересы». Руководствуясь собственными интересами, государства часто принимают решения, исходя из того, как лучше обеспечить свою безопасность.

В первые годы существования теории реализма появились другие важные термины, такие как «дилемма безопасности», что означает дилемму, возникающую, когда одно государство усиливает свою безопасность за счет другого. Ей была противопоставлена, по крайней мере, в теории, концепция равновесия сил, которая стала доминирующей стратегией в годы холодной войны.

Неореализм ( Neorealist Perspective ) отличает государство-центрический подход и приоритетность тезиса о поляризации влияния сверхдержав в системе международных отношений, а именно идеи о биполярности, однополярности, многополярности и других комбинаций полярности устройства мировой системы.

Предметом исследований, проводимых в рамках теорий неореализма, являются проблемы распределения экономического влияния в системе международных отношений как детерминирующего фактора глобальной политической структуры, определяющей в свою очередь, и структуру безопасности.

Для неореализма характерна операционализация концепции безопасности в пределах двух уровней – системном и государственном, но таким образом, что системный уровень является определяющим для всех разрабатываемых в рамках данного теоретического направления дефиниций.

Риски безопасности, связанные с вызовами международного терроризма, трактуются с позиций неореалистического подхода как следствие однополярности мирового порядка. Неореалистические теории безопасности содержат принципиальное положение о США как главной цели международного терроризма, с одной стороны, и особой ответственности данной сверхдержавы в реализации ответных действий, направленных против распространения международного терроризма, с другой стороны.

Три ключевые проблемы являются приоритетными для современных неореалистических исследований безопасности международных отношений и рисков, связанных с международным терроризмом:

– проблема распространения ОМУ и угрозы его применения транснац-ми террористическими организациями;

– проблема возрастания рисков применения ВС и военных методов решения проблемы безопасности;

– проблема конфликта цивилизаций.

В 90-е годы ХХ века, сразу после падения Берлинской стены и окончания холодной войны, возникла четвертая теория, известная как социальный конструктивизм. Сторонники этой парадигмы выступали за более практичный, или осмысленный, подход к исследованиям в области международных отношений и безопасности. Например, складывалось впечатление, что многие страны отказываются от собственных национальных интересов, предпочитая более широкое использование региональных подходов к безопасности. В то время как все большее количество стран выступали за коллективный подход, сторонники этой парадигмы начали ставить вопрос о самой природе безопасности в мире.

В условиях существования этих четырех основных парадигм усиление критики в отношении исследований проблем международной безопасности привело к расширению и углублению толкования понятия «безопасность». Процесс расширения начался в 90-е годы ХХ века, когда было признано, что кроме угрозы военных столкновений между конфликтующими государствами, существуют и другие опасности. Сторонники классического реализма, а также многие государства-члены ООН, сочли это ошибкой. Они опасались, что охват исследованиями в области безопасности иных проблем выхолостит важный анализ военных угроз. У них были основания так полагать, поскольку для 90-х годов были характерны ожесточенные военные конфликты и коллективное насилие.

конструктивизм ( Constructivist Perspective ). Отличие данной теоретической перспективы от подходов, рассмотренных выше, состоит в ориентации политического анализа на изучение динамики социальнополитического взаимодействия и процессах конструирования смысловых значений, общих для интерсубъективного понимания связанных с взаимодействием процессов. Конструктивистский подход оставляет за пределами политического анализа традиционные проблемы выбора уровня анализа, выбора определенного типа единиц в политическом анализе безопасности. Приоритетом для конструктивизма выступает исследование поведения социальных и политических субъектов.

Сформировалось два основных течения в конструктивизме. Плюрализм представлен сторонниками модели дисаггрегированного международного сообщества, в структуру которого входят разнообразные устойчивые солидаризированные региональные международные сообщества по типу ЕС, которые образуют более глубокое, плюралистическое в своей основе, глобальное международное сообщество.

Течение, представленное сторонниками солидаризма, отражает представления о сильном международном сообществе, объединенном общностью норм, правил и институтов, регулирующих отношениями между членами глобального общества.

Тем не менее, в 90-х годах появились и другие проблемы, такие как глобальное потепление, распространение ВИЧ и война за ресурсы. Кроме того, узкие традиционные концепции безопасности, основанные лишь на манипулировании государствами не позволяло найти адекватный ответ на вопрос о том, что происходит, когда государство распадается в результате внутреннего конфликта. Например, совершенно непредвиденное возрождение национализма в период после холодной войны поставило перед человечеством новые проблемы, связанные с безопасностью, особенно в условиях наличия обычных вооружений и стрелкового оружия.

В конце 90-х годов начались разговоры об углублении исследований в области безопасности. Именно тогда впервые появился термин «безопасность человека». Концепция безопасности человека основана на том, что исходным пунктом в вопросах безопасности должно быть не государство, а люди, живущие в государстве. Более глубокое толкование безопасности связано также с имеющей гендерный характер критикой традиционных парадигм безопасности. Хотя гибель женщин и детей всегда была одним из самых ужасных последствий военных действий, до этого времени голоса женщин по вопросу безопасности не звучали, если не считать критики насилия и войн со стороны феминистического движения. С точки зрения безопасности человека важно то, как люди определяют собственную безопасность. Мнение людей о безопасности может не совпадать с мнением государства.

 

5)Помимо выделения в структуре национальной безопасности внутренней и внешней безопасности — важное значение имеет ее классификация по видам безопасности, что способствует выработке более конкретной политики и стратегии обеспечения национальной безопасности.

Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности»: «Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (ст. 13). Однако законодатель не дал ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к подлинному беспределу в совершенно необоснованном дроблении родового понятия. В лит-ре и в средствах массовой информации можно встретить федеральную, конституционную, генетическую, планетарную безопасность и т. д.

В основу всякой классификации должны быть положены какие-то наиболее существенные единые признаки. Среди них прежде всего следует выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности.

В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, русскоязычного населения, государственных служащих и т. д.

При этом под безопасностью того или иного объекта имеется ввиду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз.

В зависимости от характера угроз, их источника, специфики можно выделить такие виды безопасности, как безопасность от угроз природного характера (например, от угроз сейсмического характера, наводнения от селевых угроз и т.д.), безопасность от угроз антропогенного характера (от угроз техногенного характера, от экологических угроз и т.п.), безопасность от угроз социального характера (военных угроз, угрозы экономического характера, угрозы демографического характера).

При этом под безопасностью от того или иного вида угроз понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз данного вида.

В человеческом обществе жизненно важные интересы всех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных угроз, поэтому особую практическую значимость имеет подразделение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. Именно по этому принципу классифицированы жизненно важные интересы, угрозы и направления обеспечения национальной безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее обобщенно подобную классификацию можно ограничить выделением пяти видов безопасности, которые можно дробить на более мелкие виды безопасности по конкретным сферам жизнедеятельности: военная, социально-политическая, экономическая, экологическая и информационная безопасность.

В этом случае под тем или иным видом безопасности понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Так, военная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в оборонной сфере от внутренних и внешних угроз.

Соответственно экономическая безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз, а также под этим понимается предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.

Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (определение согласно ст. 2. Федерального закона от 04.07.96 № 85 «Об участии в международном информационном обмене»).

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель CIA: • конфиденциальность (англ. confidentiality); • целостность (integrity); • доступность (availability).

Под конфиденциальностью понимается доступность информации только определённому кругу лиц, под целостностью — гарантия существования информации в исходном виде, под доступностью — возможность получение информации авторизованным пользователем в нужное для него время.

Выделяют и другие категории:• аутентичность — возможность установления автора информации; • апеллируемость — возможность доказать что автором является именно заявленный человек, и не никто другой.

Аналогичным образом определяются и другие понятия. Подобный подход упорядочивает классификацию видов безопасности, дает возможность избегать существующего сейчас смешения принципов классификации и позволяет рассматривать национальную безопасность как единую систему видов безопасности, каждый из которых является самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями. Практика свидетельствует, что все эти подсистемы тесно связаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии. В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности нельзя предавать забвению ни один из видов национальной безопасности, как это имело место, к сожалению, в недалеком прошлом, когда Советский Союз распался на пике своего военного могущества, достигнутого в ущерб экономической и социальной безопасности. Безусловно, на каждом этапе исторического развития приоритеты тех или иных видов безопасности объективно меняются, и потому важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности является достижение в каждый временной период определенного рационального паритета между различными видами безопасности.

 

6)Одной из характеристик глобализации является размывание границ между «внутренними» и «внешними» политическими, экономическими, информационными и другими процессами. Среди вышеуказанных процессов можно выделить и процесс обеспечения внешней и внутренней безопасности государства.

«В современном мире внутренняя и внешняя безопасность неразрывно связаны, неделимы, а угрозы, как принято говорить, носят комплексный характер», - заявил президент РФ Медведев.

Угрозы, по его словам, связаны с быстро меняющейся обстановкой, с очень быстрым прорывным развитием современных технологий и коммуникаций, а также «с очень сложными, подчас не управляемыми глобальными процессами - и экономическими, и политическими».

Немало влияет все это и на баланс сил, и на экономическую и социальную стабильность в большинстве стран мира, на ситуацию внутри страны и вокруг границ.

Редактор журнала "Foreign Policy", выделил "5 войн глобализации", которые человечество проигрывает, и которые он перечислил в следующем порядке: 1) торговля наркотиками; 2) торговля оружием; 3) пиратское использование интеллектуальной собственности; 4) торговля людьми; 5) финансовые спекуляции и махинации.

Эти вызовы нельзя считать только внутренними или только внешними. К ним также можно прибавить международный терроризм и организованную преступность.

В современных условиях, по крайней мере в политическом измерении, происходит уже не только «размывание границы» между «внутренней» (национальной) и «внешней» (международной) безопасностью, а полноценный взаимный переход (и структурный, и функциональный).

В начале ХХІ ст. мировое развитие характеризуется структурной интеграцией рынков и экономик, функциональной унификацией всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается системный переход всего общества в новое качество, характеризованное в терминах «постиндустриальности». Качественно новые международные вызовы, с которыми столкнулось в последние десятилетия человечество, кардинальным образом отличаются от проблем, которые стояли в повестке дня до недавнего времени.

Ключевые факторы развития «постиндустриального общества» (В. Иностранцев, М. Мертес и др.):

- сокращение расходов на военные потребности;

- развитие сектора социальных услуг;

- культура, которая становится все более значимой сферой экономики;

- распространение на Западе (и в первую очередь в З. Европе) ценностей постматериалистического характера.

Эти векторы общественного развития определяют контекст осмысления безопасности.

Резонансные теракты в наибольших городах США и Европы (Лондон, Мадрид) и сомнительные успехи «военных машин» в борьбе с терроризмом стали одним с достаточно ярких проявлений «упадка государства» как ключевого субъекта индустриального общества. Подобные обстоятельства, в частности, породили сомнение в эффективности государственных систем обеспечения безопасности граждан и стимулировали развитие «сектора услуг», ориентированного на обеспечение защиты, охрану и тому подобное. В результате бурными темпами стал развиваться «негосударственный сектор безопасности.

Характерными особенностями «культуры безопасности» можно считать:

Примат безопасности – как своеобразной социально-политической ценности, во имя обеспечения которой в жертву могут приноситься другие ценности – социально-гуманитарные (ПЧ), социально-культурные, социально-экономические (расходы на сферу безопасности важнее расходо на социальную сферу).

Примат компонентов «мягкой безопасности» (soft security) над ее «жесткими» (hard security) составляющими и производная от этой тенденции к «гуманизации» и «гуманитаризации» безопасности. Самыми важными субъектами политики безопасности вместе с государством становятся, с одной стороны, человечество как целое, а с другой – отдельный индивид.

Глобальные угрозы (экологическая, демографическая, продовольственная), как и опасность тотального самоуничтожения человечества выходят за рамки отдельных стран и требуют общечеловеческого решения. В то же время отдельный индивид, который достиг в наши дни высокого уровня автономии, имеет возможность выбора средств для индивидуальной самозащиты – в первую очередь в эмоциональной и ментальной сфере.

В проблеме обесп-я безопасности акцент делается на «чувстве» безопасности (защищенности, уверенности и т.п.).

Глобальные угрозы (экологическая, демографическая, продовольственная), как и опасность тотального самоуничтожения (или «вырождения») человечества выходят за рамки отдельных стран и требуют общечеловеческого решения. Основным социальным институтом, который занят обеспечением безопасности в современном обществе, остается национальное государство. Вместе с тем, бурными темпами растет и развивается феномен «приватизации» насилия и безопасности. Такие феномены, как «частные армии», почти окончательно уничтожили границу между ключевыми компонентами безопасности: военно-политической (государство), политико-экономической (бизнес) и социально-политической (общество).

Актуальной задачей как для РФ, так и для мира остается противодействие терроризму, профилактика экстремизма, профилактика ксенофобии (особая угроза, вспоминаем «свои и чужие», раздувание межличностных конфликтов из-за «иностранного компонента»). В то же время еще остаются проблемы безопасности, которые решить в силах только государство - контрразведывательная деятельность, защита научных достижений, интеллектуального богатства и др.

 

7)Одним из принципов военного строительства является учёт геополитического и геостратегического положения страны. Национальная безопасность связана с обеспечением жизнеспособности государства, сохранением себя как определенной культурно-исторической ценности, защитой суверенитета, возможностью нейтрализовать и отразить возникающие угрозы. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит геополитическому фактору. Актуальность темы обусловлена целым рядом обстоятельств:

- Россия унаследовала от СССР роль великой державы, однако геополитическое положение РФ существенно ухудшилось, что породило ряд новых вызовов и угроз, и анализ содержания этих угроз требует обращения к основам геополитики.

- учёт геополитических факторов позволяет более целенаправленно осуществить политику обеспечения национальной безопасности, определение и формирование национальных интересов.

- осмысление места и роли России в современном мировом порядке невозможно без рассмотрения сложившейся геополитической карты мира. Поэтому важно раскрыть основные положения геополитики, её законы и категории, рассмотреть роль геополитического фактора в обеспечении национальной безопасности, сформулировать национальные интересы России, вытекающие из её геополитического положения.

Геополитика – это одна из важнейших составных частей теории национальной безопасности. Под геополитикой следует понимать определенный подход к обоснованию политики, вытекающий из территориально-пространственного положения государств.

Под геополитическими факторами следует понимать совокупность географических параметров, обусловливающих соответствующее направление в политике государств по обеспечению их жизненно важных интересов. К ним относятся: размеры территории, местоположение, протяжённость границ, климат, рельеф местности, флора и фауна, полезные ископаемые, количество и качество населения, его этнический и конфессиональный состав. Исходя из этих географических параметров, определяются приоритеты в области национальной безопасности. Современная геополитическая карта мира представляет собой следующую картину:

- зона теллурократии представлена внутриконтинентальными просторами Северо-Восточной Евразии.

- зона талассократии включает, прежде всего, американский континент, находящийся в бассейнах Атлантического и Тихого океана.

Россия представляет собой гигантскую континентальную страну, находящуюся в центре Евразии, что предопределяет её теллурократическую направленность.

Географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно Россия выступает синтетическим единением европейского Запада и азиатского Востока, причём геополитические факторы России не сводятся к суммированию западных и восточных тенденций. Россия есть нечто третье, самостоятельное и особое, что находит отражение в термине «евразийство»: по отношению к России все остальные государства и земли выступают как «прибрежные», тяготеющие к той или иной цивилизации.

Таким образом, Россия может рассматриваться как континентальная геополитическая ось, вокруг которой расположены различные цивилизации, где своеобразно переплетаются теллукратические и талассократические формы.

Распад Восточного блока, а затем и СССР нарушил геополитический баланс в пользу антлантизма и рыночной цивилизации в целом. Атлантический, морской и торговый полюс цивилизации сегодня как никогда силён и могуществен.

В результате распада СССР территория России сократилась на 5,3 млн. км2, произошло смещение западных границ на восток, потеря первого и второго эшелонов обороны в Европе. В России усиливаются тенденции к национально-территориальной разобщённости:

- южные районы России экономически тяготеют к черноморскому региону

- Дальний Восток всё более тяготеет к Китаю

- Сахалин и Курильские острова – к японскому экономическому пространству

- геополитическое положение России усугубляется сужением доступа к морским портам на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях

- снижение возможностей железнодорожного сообщения России с зарубежными государствами и между регионами внутри страны

- усугубление демографической ситуации

Таким образом, в результате произошедших изменений в мире геополитическое положение России существенно ухудшилось: страна возвратилась к границам допетровских времён и оказалась буквально задвинутой вглубь евразийского континента, что создаёт условия для усиления угроз различных видов безопасности:

- экономической – вследствие коренной дестабилизации хозяйственных связей, развала транспортных артерий, сужением выхода к морям.

- военной – вследствие сокращения стратегического пространства, снижением качества людских мобилизационных ресурсов.

- информационной, экологической, культурной – вследствие нарушения геополитического баланса в пользу «атлантизма».

Следовательно, главной угрозой для России является возможность оказаться в стороне от мирового развития. В 21 век Россия вступила в крайне невыгодной для себя геополитической ситуации, создающей риск потери собственной государственности. Одним из основных интересов России является сохранение уникальности, отстаивание её самобытности перед вызовами культуры Запада и традиций Востока. Речь идёт о сложной проблеме сохранения национальной, культурной, исторической, политической и экономической самостоятельности народа и государства. На геополитическом уровне Россия рассматривает в качестве оппонента атлантическую Америку, а не «береговые цивилизации», отсюда важнейшим интересом является – превращение «береговых территорий» в своих союзников и стратегическое проникновение в эти зоны: речь идёт об отношении России к соседним континентальным цивилизациям – Романо-германской на Западе и исламской, индуистской и китайской на Востоке. Эти территории выступают по отношению к России как «прибрежные зоны», и только в союзе с ними возможно восстановление реальной континентальной геополитической силы.

Геополитический императив заключается в том, чтобы Россия не только восстановила своё влияние в регионах Ближнего зарубежья и союзнические отношения с Восточной Европой, но и в том, чтобы включила в новый Евразийский стратегический блок государства континентального Запада и Востока. Иначе место России могут занять другие:

- Китай может предпринять бросок на север – в Казахстан и Восточную Сибирь

- Средняя Европа начнёт интегрировать в Украину, Белоруссию и западную область России

- исламский блок постарается подчинить своему влиянию Среднюю Азию

Россия является геополитически завершённой только на Востоке и Севере, где её государственные границы совпадают с географическими границами евразийского континента. Однако эти побережья примыкают к холодным морям, что является существенным барьером для развития мореплавания. Поэтому для завершения геополитической конструкции нужен выход к тёплым южным и западным морям.

Для реализации коренных геополитических интересов, вытекающих из евразийского положения России, в современных условиях нет достаточных сил. Поэтому наиболее реалистичной является позиционная стратегия, направленная на сохранение основных геополитических позиций. Социально-экономические и политические преобразования требуют оптимизации всего комплекса внутренних и внешних факторов. Демографические преобразования в России не исчерпывают всей глубины изменений, которые прошли в нашей стране. Эти обстоятельства детерминируют все сферы внутренней жизни России, которые необходимо изменить, в том числе в сфере национальной безопасности.

Необходим быстрый переход России к нормальному устойчивому и бесконфликтному развитию перед растущей напористостью Запада, США и НАТО на мировые военно-политические процессы и на саму Россию. США и НАТО практически открыто признались в том, что ныне только они определяют магистральные направления цивилизации и их политическая система – образец для подражания остальных народов и государств, а Россия – это заурядное региональное государство, не способное к реальному военно-политическому влиянию в мире после распада СССР и устранения Варшавского договора. Современная Россия попросту слишком слаба, чтобы удерживать господство в региональном масштабе, да и ещё добиваться восстановления статуса сверхдержавы. НАТО упорно расширяется на Восток к границам России, Запад усиленно вовлекает в орбиту своей политики государства СНГ, что также наносит ущерб национальной безопасности России. США и НАТО последовательно осваивают регион за регионом, создавая сеть контролируемых опорных пространств на пути к мировому господству. Они нацелены на изменение вектора эволюционного развития всего человечества, на закрепление итогов холодной войны, на создание глобального плацдарма для решающей схватки с Китаем.

Поэтому СНГ во главе с Россией просто обязаны противостоять Западу и США и сохранить свою политическую линию и демократический путь развития, что и требует геополитическая политика России и стран СНГ, а также подтвердить свой статус великой державы. В нынешний период основными угрозами безопасности России являются:

- попытки военно-силового давления в условиях тех или иных международных кризисов

- любые действия, как извне, так и внутри страны, направленные на подрыв государственности и территориальной целостности РФ

- глобальное экономическое и информационно-технологическое отставание РФ от индустриально развитых стран

- спад производства

- сокращение производственной базы

- ослабление экономической самостоятельности страны

- закрепление за РФ топливно-энергетической специализации и блокирования доступа к мировым рынкам и передовым технологиям

- региональный сепаратизм

- международные трения и конфликты как внутри страны, так и на периферии ближнего зарубежья

- неурегулированность статуса русскоязычного населения, проживающего на территории ряда новых независимых государств

- организованная преступность, коррупция и терроризм

- вооружённые конфликты различного калибра и интенсивности в непосредственной близости российских границ

- распространение оружия массового поражения и средств его доставки

- нарушение целостности обороны государственных границ РФ

- дальнейшее ухудшение экономической ситуации

- эрозия генофонда нации

Таким образом, реализация Россией своих геополитических интересов – это длительный процесс, требуемый экономической обеспеченности, так как геополитический фактор самым тесным образом связан с экономическим фактором. Экономические процессы все в большей степени определяют облик окружающей человека среды: размещение и развитие производств, развитие связанных с ними городов, перемещение трудовых ресурсов и т. д. Немаловажна роль и продуманной политики, а концепция национальной безопасности должна совершенствоваться исходя из динамики мировых событий.

 

8) Национальная безопасность связана с обеспечением жизнеспособности государства, сохранением себя как определенной культурно-исторической ценности, защитой суверенитета, возможностью нейтрализовать и отразить возникающие угрозы. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит геополитическому фактору.

Под геополитическими факторами следует понимать совокупность географических параметров, обусловливающих соответствующее направление в политике государств по обеспечению их жизненно важных интересов. К ним относятся: размеры территории, местоположение, протяжённость границ, климат, рельеф местности, флора и фауна, полезные ископаемые, количество и качество населения, его этнический и конфессиональный состав. Исходя из этих географических параметров, определяются приоритеты в области национальной безопасности. Современная геополитическая карта мира представляет собой следующую картину:

- зона теллурократии представлена внутриконтинентальными просторами Северо-Восточной Евразии.

- зона талассократии включает, прежде всего, американский континент, находящийся в бассейнах Атлантического и Тихого океана.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.029 с.)