Это не ответ на вопрос, а материалы для выработки «собственного мнения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это не ответ на вопрос, а материалы для выработки «собственного мнения»



-1-

Правозащитная организация Freedom House включила Россию в список стран, где в ближайшее время может претерпеть значительные изменения в худшую сторону свобода слова в интернете. Отмечается, что в Рунете это связано с активным преследованием блогеров, участившмся в последнее время. Кроме России, эксперты исследовали с этой позиции еще 36 стран.

В своем докладе Freedom House утверждает, что угроза ограничения свободы слова в интернете нарастает во многих государствах. Связано это с попытками стран усилить контроль за происходящим в сети.

Из 37 стран, которые изучались на предмет угрозы свободе в интернете, 11 признаны «несвободными». Это Белоруссия, Куба, Китай и Саудовская Аравия.

Россия, Казахстан, Азербайджан, Таиланд, Венесуэла, Иордания и Зимбабве входят в так называемую желтую группу. Граждане этих государств лишь частично свободны в праве самовыражения в интернете. Однако наша страна близка к следующей, фиолетовой группе. Это те государства, в которых наиболее ограничена свобода сети.

Как отмечается в докладе Freedom House, с начала 2009 года милицией и прокуратурой России было возбуждено, как минимум, 25 уголовных дел против блогеров и авторов комментариев на форумах.

Также эксперты говорят, что 9% всех интернет-атак по всему миру с июля по сентябрь 2010 года предпринимались из России.

Правозащитники говорят, что пользователям мешает контроль близких к власти олигархов над большой частью медиапространства. Это бизнесмены Михаил Прохоров, Юрий Ковальчук, Алишер Усманов и Владимир Потанин.

В качестве одного из примеров приводят избиение журналиста и популярного блогера Олега Кашина в ноябре 2010 года.

Всего исследование Freedom House проводилось в 37 странах. Среди них самыми свободными с точки зрения сетевого общения признали Эстонию, США и Германию. На последних местах Куба, Мьянма и Иран.

-2-

Цензура: этика или ограничение свободы слова? // http://3dway.org/discussions/tsenzura-etika-ili-ogranichenie-svobody-slova

В июле в постсоветских странах произошло необычно много событий, так или иначе связанных с цензурой. Первое – это вступление в силу закона о контроле интернет-пространства в Беларуси. Ведутся дискуссии, но на самом деле, никто не может сказать точно, насколько это отразится на обществе. Второе – это скандалы, связанные со свободой слова в Украине (в том числе «теплый прием» репортеров без границ). Третье – это событие в РФ с вынесением обвинительного приговора организаторам выставки «Запретное искусство», который сразу повернул Россию к академизму или соцреализму. Интересно, что все произошедшее – неоднозначно и то, что кто-то назовет «цензурой», кто-то охарактеризует как борьбу за этические нормы. Кто должен решать, что хорошо для общества, а что нет? Кто должен регламентировать медиа или искусство? Как эти нормы устанавливаются?

Мнение 1

"ЦЕНЗУРА ЕСТЬ ЯВНОЕ ЗЛО!"

Свобода слова в широком смысле - это право человека свободно выражать свои мысли, будь то в устной (бытовое общение) или в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации). Это право упомянуто в ряде международных документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

 

Мнение 2

ХВАЛА ЦЕНЗУРЕ ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Давайте смотреть правде в глаза: миф о свободе слова относится к разряду сказок о коммунизме, чистой демократии и вечном двигателе. Интересно, заманчиво, но, увы, изначально утопично. Потому что достижимо только в вакууме. В живом же обществе - противоречивом, конфликтном, с огромным переплетением интересов людей, взглядов и мнений - это не возможно и, более того, опасно.

 

26) Воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации.

В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.

2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Основные черты информационной войны В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам.

Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.

Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войною и отличает её от обычной рекламы. Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен. Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Методы ведения информационных войн Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным.

Холодная война Примером информационной войны считается Холодная война 1946—1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР.

Наше время Примером информационной войны также считаются и «информационно-психологические операции» (термин среди военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке.

«Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до 300 млн долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке США», — пишет в 03 октября 2008 газета The Washington Post.

Грузино-осетинский конфликт в августе 2008 года Информационная война также шла во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Так Михаил Саакашвили поначалу заявлял: «На нашу территорию вторглись более 80 тысяч солдат, было введено более трех тысяч единиц бронетехники и еще около тысячи бронемашин стояло у наших границ.» Реально это была попытка искоренения и уничтожения нашего народа», что не соответствовало действительности (Ю Осетия - 3 тыс. личного состава и не меньше 20 танков и 25 САУ,Абхазия - 5 тыс. личного состава, контингент РФ - 15 тыс. личного состава)

В ноябре 2008 года на заседании временной парламентской комиссии по изучению августовских событий Михаил Саакашвили утверждал, что против Грузии «воевали 95 % боеспособных частей вооруженных сил России», при этом, по словам М. Саакашвили, грузинской армией было «сбито 17-19 летательных аппаратов. 58-я российская армия фактических была сожжена 4-й грузинской бригадой», в связи с чем «… после уничтожения 58-й армии Россия.. выпустила более половины запаса своих „Искандеров“».

В ходе конфликта и сразу после него российские и южноосетинские представители заявляли, что в Южной Осетии погибло более 2000 мирных жителей, впоследствии Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации удалось документально подтвердить гибель лишь 162 мирных жителей.

Американские специалисты по компьютерным технологиям неоднократно отмечали, что на сайт президента Грузии шла продолжительная кибератака со стороны России в виде увеличения "ложного" траффика в соотношении 5000:1, что приводило к значительному замедлению и остановке работы сервера. Также была проведена атака на сайт парламента Грузии, где были размещены изображения Саакашвили, напоминавшие Адольфа Гитлера.

Доктор социологических наук Козырев Г.И. пишет, что западные политики и подконтрольные им СМИ пытались представить Грузию "жертвой агрессии", подвергшейся нападению со стороны России. Но эти события были лишь кульминацией длительного и сложного процесса конструирования из Грузии "жертвы", который осуществляли США и их союзники. Козырев делает сравнение с произошедшей ранее подобной операцией по конструированию "жертвы" из косовских албанцев, которая была проведена в Сербском крае Косово. Целенаправленное конструирование из Грузии "жертвы-страны", пишет автор, по сути, началось с приходом к власти президента М. Саакашвили. Периодически инициируемые грузинской стороной провокации в отношении российских миротворцев интерпретировались западными СМИ как посягательство "большой и кровожадной" России на "маленькую, но гордую, демократическую" Грузию. То есть, шла подготовка мирового общественного мнения к тому, что Россия является потенциальным агрессором, а Грузия - "жертвой".

Другие страны В ходе гражданской войны в Анголе в феврале 1988 года кубинской ПВО был сбит южноафриканский истребитель-бомбардировщик. Его обломки впоследствии выдавались за обломки многих других самолётов, о сбитии которых заявляли кубинцы.

Во время военной операции НАТО против Югославии в 1999 году югославские СМИ незадолго до прекращения бомбардировок сообщали о том, что ПВО страны уничтожила более 160 натовских самолётов и вертолётов. Сразу после прекращения бомбардировок начальник югославского генштаба Драголюб Ойданич объявил о 68 сбитых самолётах и вертолётах, а год спустя эта цифра была уменьшена до 37 самолётов и вертолётов.

 

Инф оружие

Информационное пространство фактически стало театром военных действий, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество, а в случае необходимости разгромить противника. Размах противоборства в информационной сфере достиг таких масштабов, что потребовалось создание специальной концепции получившей название "информационной войны" или "информационного противоборства".

Информационное оружие, согласно одному из существующих определений - это комплекс программных и технических средств, предназначенных для контроля информационных ресурсов объекта воздействия и вмешательства в работу его информационных систем.

Информационное оружие возможно классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и информационные системы противника. Это воздействие может быть физическим, информационным, программно-техническим или радиоэлектронным.

Физическое воздействие может быть осуществлено путем применения любых средств огневого поражения. Однако более корректным было бы отнести к информационному оружию физического воздействия средства, предназначенные исключительно для воздействия на элементы информационной системы: противорадиолокационные ракеты, специализированные аккумуляторные батареи генерации импульса высокого напряжения, средства генерации электромагнитного импульса и др.

С помощью противорадиолокационных ракет в первые дни воздушной операции коалиционных миротворческих сил в зоне Персидского залива (1991 г.) было выведено из строя 80 % наземных РЛС Ирака.

Биологические средства представляют собой особые виды микробов, способные уничтожать электронные схемы и изолирующие материалы, используемые в радиоэлектронной технике.

Информационные методы воздействия реализуются посредством всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных сетей типа "Интернет", станциями голосовой дезинформации.

Так как основным элементом информационной инфраструктуры являются люди, мотивация деятельности которых базируется на их физиологических, социальных и информационных потребностях, то правильно рассчитанное применение так называемых информационно-психологических методов воздействия оказывает прямое влияние на уровень безопасности государства. Особенно это касается России, где пока отсутствует организованная система формирования и поддержания в обществе необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Существуют многочисленные факты, когда не только зарубежные, но и некоторые российские средства массовой информации, прикрываясь лозунгами "объективности информационного освещения" тех или иных событий, наносят ущерб информационной безопасности страны путем манипулирования информацией, распространения дезинформации, информационной поддержкой различных группировок экстремистского и криминального толка.

Станции голосовой дезинформации, разрабатываемые в настоящее время в США, позволят входить в радиосети объекта воздействия и смоделированным компьютерными средствами голосом командира подразделения (части) противника отдавать приказы и распоряжения подчиненным им войскам, тем самым нарушая управление войсками.

Средствами реализации программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети. Данные средства используются для сбора, изменения и разрушения информации, хранящейся в базах данных, а также для нарушения или замедления выполнения различных функций информационно-вычислительных систем.

Программно-технические средства можно классифицировать согласно выполняемым с их помощью задачам на средства сбора информации, средства искажения и уничтожения информации и средства воздействия на функционирование информационных систем. Средства сбора информации -так называемые "ноуботы" (Knowbot - Knowledge Robot), которые способны перемещаться в информационной сети от компьютера к компьютеру и при этом размножаться, создавая копии. "Ноубот" вводится в компьютерные системы и, обнаружив интересующую его информацию, оставляет в этом месте свою копию, которая собирает информацию и в определенное время передает ее. С целью исключения обнаружения в "ноуботе" могут быть предусмотрены функции самоперемещения и самоуничтожения.

Что касается средств массовой информации, то использование их с целью оказания активного информационно-психологического воздействия может снизить или даже лишить личный состав противника на определенный период боеспособности, заставив его уклоняться различными путями от участия в боевых действиях. В этом случае СМИ выступают в качестве средства подавления, то есть относятся к оружию.

Основными способами и методами применения информационного оружия могут быть:

нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной инфраструктуры (разрушение сетей электропитания, создание помех);

уничтожение или повреждение информационных, программных и технических ресурсов противника, преодоление систем защиты, внедрение вирусов, программных закладок и логических бомб;

воздействие на программное обеспечение и базы данных информационных систем и систем управления с целью их искажения или модификации;

угроза или проведение террористических актов в информационном пространстве (раскрытие и угроза обнародования или обнародование конфиденциальной информации);

захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации силы и доведения своих требований;

уничтожение и подавление линий связи, искусственная перегрузка узлов коммутации;

воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем с использованием мультимедийных и программных средств для ввода информации в подсознание или ухудшения здоровья человека;

воздействие на компьютерное оборудование боевой техники и вооружений с целью вывода их из строя.

Впервые массирование применение информационного оружия было осуществлено во время операции “Буря в пустыне” (1991 г.). По мнению специалистов, возможно, что закупленные Ираком у Франции ЭВМ, которые входили в состав систем управления ПВО Ирака, содержали специальные управляемые “электронные закладки”, предназначенные для блокирования информации управления. В результате их активизации с началом боевых действий иракская сторона не могла отразить удары средств воздушного нападения по своей территории. Кроме того, блокирование информации осуществлялось массированного применения сил и средств РЭБ.

Уже начинается борьба компьютерных сетей. Обмен информационными ударами становится все опаснее для судеб мира, поскольку эффективность этих ударов быстро растет, выявлять их источники крайне трудно, а высшее политическое и военное руководство многих стран опасность этих ударов недооценивает, в результате чего государства терпят политические поражения.

 

 

28)Различаются взгляды на традиц-е и нетрадиционные угрозы. Например, на конференции "НЕТРАДИЦИОННЫЕ" УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИВ в качестве традиционных угроз выделены терроризм, экстремизм, наркотрафик, экологический кризис, демографические процессы и др. Среди нетрадиционных угроз назывались глобализация, трудовая миграция, нарушение водно-энергетического баланса в регионе, изменение языковой среды и др.

Еще классификация. Под нетрадиционными угрозами безопасности понимаются факторы, создающие угрозы суверенным государствам и существованию человечества, за исключением таких традиционных угроз безопасности, как военные, политические и дипломатические. Нетрадиционными угрозами в основном считают терроризм, контрабанду наркотиков, серьезные инфекционные заболевания, пиратскую деятельность, нелегальную миграцию, а также факторы, угрожающие безопасности окружающей среды, экономической, финансовой и информационной безопасности.

Хотя многие нетрадиционные угрозы безопасности оказываются не такими наглядными и очевидными, как угроза мировой войны, однако иногда степень наносимого ими вреда не уступает войнам. Они представляют большую угрозу развитию всего мира и существованию человечества.

Теракт 11 сентября 2001 года в США унес жизни около 3000 человек, что превысило даже число погибших в результате нападения японской авиации на Перл-Харбор. Цунами, произошедший в декабре 2004 года в Индийском океане, привел к гибели примерно 300 тысяч человек. Кроме того, это стихийное бедствие нанесло соответствующим странам неизмеримый экономический ущерб. Экономический ущерб лишь одной Шри-Ланки от этого цунами достиг 1, 3 -- 1,5 млрд долларов США, что составляло 6,5 проц Валового национального продукта этой страны.

По сравнению с традиционными видами угроз безопасности нетрадиционные угрозы обладают рядом отличительных черт, таких, как транснациональность, многообразие, неожиданность и взаимосвязь с традиционными угрозами. В этой связи они называются также «новыми угрозами».

Перед лицом различных нетрадиционных угроз безопасности в большинстве случаев действия отдельной страны вряд ли могут быть эффективными. (далее вспоминаем шенина, девочки:)

 

29)ОМУ – ориентировано на полное уничтожение противника, в этом его особенность. Ядерное оружие ОМУ, предназначенным для масштабного поражения противника, и действует не избирательно — только на ВС, а охватывает и граждан­ское население.

«Официальными» членами «ядерного клуба», или государствами, обладающими ядерным оружием, ЯОГ, являются все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — Ве­ликобритания, Китай, Россия, США, Франция. Именно за этими государствами, которые до 1 января 1967 г. произвели и взорвали ядерное оружие или другое ядерное устройство. Наибольший ядерный потенциал — у России и США. Кроме названных, ядерным оружием обладает ряд других государств. Индия, Пакистан. Некоторые страны, имея необходимые для приобретения ядерного оружия ресурсы, добровольно отказались от него (в частности, Япония, Германия).

Химическое и бактериологическое оружие - ОМУ, также вызывает беспокойство в современ­ном мире. Химическое оружие рассчитано на использование различного рода токсичных соединений в боевых действиях для поражения противни­ка. Бактериологическое оружие основано на использовании бактерий, вирусов и продуктов их жизнедея­тельности.«оружие для бедных». Особую трево­гу относительно возможности его использования вызывают политически нестабильные, с авторитарными формами правления страны, а также тер­рористические организации.

1925г. - 37 государств подписали Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядови­тых или других подобных газов и бактериологических средств. СССР при­соединился к данному Протоколу в 1927 г., а к настоящему времени его подписали более 100 государств. Во время Второй мировой войны и Герма­ния, и СССР обладали химическим оружием, но не применяли его. В 1980-х годах оно было использовано Ираком против Ирана,

В январе 1993 г., - в Париже, - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и его уничтожении, КХ. На начало 2002 г. к ней присоединились 145 государств, хотя среди них нет Ирака, Ливии, Северной Кореи.

В отличие от химического батер-е не было использовано в массовом порядке, за исключением Япониии в нескольких китайских деревнях во время 2МВ. В 1972 - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их Уничтожении, КБО.

Оружие массового поражения требует средств доставки. Они бывают стратегические и тактические. Стратегические - поражение противника на его территории, предполагают преодоление довольно больших расстояний (например, между Россией и США). Основные - ракеты. Баллистические ракеты могуг быть стационарного базирования или находиться на мобильных платформах. В последнем случае они становятся менее уязвимыми для противника. Наибольший радиус действия у межконтинентальных баллистических ракет, МБР. Этим видом оружия обладают в основном Россия и США. Ракеты средней дальности, РСД находятся на вооружении Франции, Великобритании, Китая. Имеются они также у России и США. Их радиус действия от 1000 до 5500 км. Ракеты меньшей дальности, РМД с радиусом действия от 500 до 1000 км обладают, как правило, большей точностью попадания. Они могут использоваться также для доставки обычных боеголовок.

В качестве средств доставки могут использоваться и крылатые ракеты. Кроме ракет, стратегическими средствами доставки оружия, прежде всего ядерного, являются бомбардировщики и подводные лодки (тоже оснащенные ракетами и ядерными торпедами). Эти три вида составляют так называемую стратегическую триаду, поэтому на переговорах по разоружению и ограничению вооружений они обычно рассматриваются в комплексе.

В годы ХВ появляется и логически связанная с разрабо­танными ядерными стратегиями доктрина ядерного сдерживания. Исходила она из того, что сама возможность применения ядерного оружия удерживает противника от агрессии. Эта док­трина основана на посыле, что участники международных отношений ста­раются вести себя исключительно рационально, чтобы избежать разрушительных последствий использования ядерного оружия.

У этой доктрины были и свои противники. Их аргументация строи­лась на том, что, во-первых, сама логика постепенного развития конф­ликта может в итоге привести к ядерному столкновению. Во-вторых, не исключена случайная ошибка, которая будет интерпретирована проти­воположной стороной как ядерное нападение, что повлечет за собой фа­тальный исход.

Разработки были и в области ядерной обороны. Так, США занима­лись стратегической оборонной инициативой, СОИ, или так называемыми «звездными войнами». Она полу­чила развитие в 1980-е годы, при президенте Р. Рейгане, а суть заключа­лась в попытках создания оборонного шита для США на случай ядерной угрозы.

Одной из наиболее важных в военно-политической области является проблема нераспространения оружия массового уничтожения, прежде все­го ядерного, а также средств его доставки. Различают го­ризонтальное и вертикальное. В первую очередь имеют в виду именно горизонтальный вариант. Существуют различные подходы к проблеме нераспространения. Авторы, ориентированные на реалистическую традицию исследований международных отношений, в целом более спокойно относятся к этому вопросу, не видя особой опасности в распространении, поскольку, как они полагают, государства будут вести себя рационально и не прибегнут к его использованию. В этом плане показательна точка зрения К. Уолтца, который исходит из того, что расширение «ядерного клуба» даже поможет сохранить мир, так как здесь влияет фактор устрашения, сдерживающий военную конфронтацию сторон.

Противоположную позицию занимают исследователи и аналитики, которые разделяют иные теоретические взгляды. Для них проблема не­распространения крайне важна, поскольку в распространении оружия массового уничтожения они видят одну из основных угроз миру. При этом они не без основания подчеркивают, что государства, и в первую очередь их лидеры, могут не вести себя рационально. Кроме того, в со­временных условиях особую тревогу вызывают возможность попадания ОМУ в руки террористических организаций, а также опасность техно­генных катастроф, связанных с хранением этого оружия, человеческой ошибкой и т.п.

Государства, обладающие ядерным оружием, также довольно чувстви­тельны к вопросам его нераспространения. Они стараются ограничить круг участников, имеющих ЯО и соответствующие технологии. Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Дело в том, что технологии, кото­рые могут быть использованы при производстве ядерного оружия, тесно переплетаются с технологиями, используемыми в мирной атомной энер­гетике.

Наличие средств доставки ядерного оружия контролировать слож­нее, чем обладание самим ядерным оружием. В настоящее время ракеты средней и меньшей дальности разрабатываются Ираком, Ираном, Изра­илем, Саудовской Аравией, Индией, Пакистаном, Северной Кореей, а также, возможно, Бразилией и Аргентиной.

 

30)Во время холодной войны страны накопили огромный арсенал ору­жия. Как следствие, вопросы разоружения и контроля над вооружениями остаются и сегодня одними из ключевых в мировой политике. Подконтролем за вооружениями понимаются усилия двух или более стран по регулированию отношений в этой области.

Значимым импульсом к проведению переговоров по разоружению был Кубинский (Карибский) кризис 1962 г., когда угроза ракетно-ядер­ного конфликта стала явной. Вскоре после него, в августе 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытании ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой. Он носил бес­срочный характер и был открыт для подписания (к нему впоследствии присоединилось более 100 государств

В 1968 г. подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, ДНЯО. Данные договоренности получили продолжение 5 марта 1970 г. (присоединились 187 стран).

Различают две категории стран—участниц Договора о нерас­пространении ядерного оружия — обладавшие этим видом оружия на 1 января 1967 г. (Великобритания, Китай, СССР, США, Франция) и те, кто не имел его. Неядерные страны обязывались не приобретать ядерное оружие и полностью следовать нормативным положениям Международ­ного агентства по атомной энергии, МАГАТЭ, которое занимается мониторингом развития и рас­пространения ядерных технологий. Проблема в том, что ряд государств, которые обладают или являются потенциальными обладателями ядер­ного оружия, не подписали договор о нераспространении (например, Израиль). В 1993 г. МАГАТЭ покинула Северная Корея. Однако, как от­мечалось, позднее она провела переговоры и обязалась заморозить свои ядерные программы в обмен на оказание экономической помощи. В сентябре 2002 г. Северная Корея вновь заявила о стремлении продол­жать ядерную программу.

В целом же речь идет о режиме ядерного нераспространения. Под ним, согласно российским исследователям во главе с В. А. Орловым и Н. Н. Со­ковым, понимается «совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а так­же внутренних законодательств стран-участниц, целью которых являет­ся предотвращение приобретения ядерного статуса теми из них, которые не имели его к 1967 г.».

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ДВЗЯИ подписан в 1996 г. по резуль­татам долгих переговоров и ориентирован на ограничение дальнейших разработок в области ядерныхвооружений. Он был ратифицирован Госу­дарственной Думой в апреле 2000 г. Однако его реализация возможна лишь после ратификации теми государствами (а их 44), у которых, как предполагается, есть соответствующие технологии в области ядерных вооружений. В этом плане имеется ряд сложностей. В 1999 г. Сенат США, например, проголосовал против ратификации данного Договора. Не под­писала его и провела ряд ядерных испытаний Индия. То же сделал и Пакистан.

МАГАТЭ. Изначально создавалась для способствования распространению мирного атома. Несмотря на события в Японии и иные аварии, альтернативы в мире нет, ядерная Е – самая дешевая и экологически чистая. Теперь МАГАТЭ должна соотносить интересы стран, имеющих ЯО и тех, у которых его нет, им,с помощью мирного атома, она должна давать шанс улучшить экономическую ситуацию. Шт кв в Вене, сущ-т Совет управляющих, который проводит ежегодно 4 встречи. Секретариат-орган управления. Члены МАГАТЭ-137 государств. Существует много проблем, касающихся осуществления контроля МАГАТЭ над мирным атомом. Это связано с тем, что процесс создания атомной энергии сложен, необходимо много технологических условий, но процесс схож с процессом создания атомного оружия. Вся эта деятельность не может быть незаметной, но и мониторинг не может гарантировать отсутствие ядерного оружия. К сожалению, МАГАТЭ не обладает полномочиями, чтобы воздействовать на государства-нарушителя, может только отказать/прекратить сотрудничество с другими странами, вывести свои технологии + приостановить членство государства-нарушителя в МАГАТЭ. Санкции не страшные, но и организация по целям не карательная. Однако, вышеуказанное обуславливает сложность проблемы нераспространения.

Любое государство имеет право использовать и разрабатывать мирный атом, но грань мала. Пути распространения ЯО могут быть горизонтальные и вертикальные. Сейчас неофициально ЯО обладает Израиль, многие государства стремятся обрести ядерный статус (Арг, Браз, ЮАР, Тайвань, Ливия)

Если говорить о химическом оружии, то в основе его нераспространения находится "Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия".

Точно также можно сказать и о биологическом оружии, где в основе всего лежит "Конвенция о запрещении биологического оружия".

Все эти документы являются юридически обязывающими международными договорами, подписанными и ратифицированными подавляющим большинством стран.

Во исполнении этих документов созданы ограничительные списки, связанные с экспортом соответствующих товаров, тем самым (вместе с некоторыми другими мероприятиями) создана организационная основа нераспространения ОМУ.

Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) вписывается в общую систему нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Но он имеет свои особенности, свою специфику и, если хотите, свою историю.

 

31)Любое государство имеет право использовать и разрабатывать мирный атом, но грань мала. Пути распространения ЯО могут быть горизонтальные и вертикальные. Сейчас неофициально ЯО обладает Израиль, многие государства стремятся обрести ядерный статус (Арг, Браз, ЮАР, Тайвань, Ливия)

Ядерное сдерживание предотвращало развязку ХВ, тогда считалось, что ядерный паритет необходим. Сейчас необходимость отпала. И, возможно, страны-бывшие участницы ХВ, должны выступить с предложением отказаться от ЯО. Именно окончание ХВ обострило проблему. Горбачев выступал с предложением отказаться от ЯО, к2012 – на 80%. Но эту инициативу не поддержали. И США, и Рф отошли от сокращения ЯО, а страны ядерного клуба и так отстают от РФ и США, не хотят брать на себя обязательств по разоружению. (мотивируют своим отставанием)

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ДВЗЯИ подписан в 1996 г. по резуль­татам долгих переговоров и ориентирован на ограничение дальнейших разработок в области ядерныхвооружений. Он был ратифицирован Госу­дарственной Думой в апреле 2000 г. Однако его реализация возможна лишь после ратификации теми государствами (а их 44), у которых, как предполагается, есть соответствующие технологии в области ядерных вооружений. В этом плане имеется ряд сложностей. В 1999 г. Сенат США, например, проголосовал против ратификации данного Договора. Не под­писала его и провела ряд ядерных испытаний Индия. То же сделал и Пакистан.

 

И у США, и у РФ в ядерных доктринах прописано, что они оставляют за собой право применить первыми ЯО. Вместо отказа они занялись сокращением вооружений, но во все документы включены такие пункты, которые позволяют в случае войны отказаться от договоров. С одной стороны ЯО позволяет гос-ву увеличить престиж, но с другой – не гарантирует безопасность. Члены ядерного клуба тратят огромные средства на поддержание ядерного статуса, что влечет за собой проблемы, потому что яд статус нельзя конвертировать в получение прибыли.

Горизонтальное распространение. В ДНЯО не прописаны ограничения по использованию мирного атома. Если не брать в расчет аварии на АЭС, то энергия-самая чистая, хотя б-во стран мира и относятся к ней настороженно. Через мирный атом можно получить (закрытый ядерный топливный цикл) материалы для изготовления ядерной боеголовки. Но скрыто такие радиохимические заводы построить нельзя, рядом нужны крупные водоемы, инфраструктура. чтобы не дать гос-м строить такие заводы

1 Существующие национальные предприятия для производства топлива сделать многонациональными (чтобы были возможности влияния на процесс со стороны других государств)

2 Постройка всех предприятий несколькими гос-ми, чтобы они смогли потом распоряжаться

3 в рамках МП другие государства могут присоединяться к ним

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.088 с.)