ТОП 10:

Далее учить не надо, нужно только ознакомиться со списком для наиболее полного проникновения в суть темы)))



политико-дипломатические меры:

принятие политических решений в связи с создавшейся ситуацией органами законодательной и исполнительной власти государства;

встречи (официальные, неофициальные) глав государств и правительств, политических делегаций;

переговоры и консультации по улучшению (поддержанию) межгосударственных отношений;

проведение встреч, совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций по совместным действиям;

объявление ультимативных требований государствам, от которых исходит угроза;

отмена (прекращение) переговоров, встреч и иных контактов с государствами-агрессорами;

активизация политической деятельности со странами не вовлеченными в конфликт;

сокращение численности персонала посольств, консульств и представительств. Вывоз членов семей дипломатов;

разрыв дипломатических отношений;

использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия мер по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку.

 

Экономические меры.Эти меры имеют наибольший эффект по своему влиянию на развитие конфликтной ситуации, особенно для стран — участниц конфликта, уязвимых в экономическом отношении. Такими мерами могут быть:

расширение внешних экономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам;

заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе;

приостановление всех (или определенных) видов торгово-экономического диалога;

постановка вопроса о возможном прекращении поставок (в том числе вооружения) государствам с целью удержания их от оказания помощи агрессорам;

свертывание программ долгосрочного сотрудничества и иных экономических связей;

прекращение переговоров о расширении торгово-экономического сотрудничества;

уменьшение (прекращение) предоставления кредитов, вклада инвестиций, введение эмбарго на поставку сырья и энергоносителей, применение других торгово-экономических санкций;

прекращение научно-технического (военно-технического) сотрудничества;

осуществление блокады воздушных, наземных и морских границ с целью оказания давления на государство-агрессора;

полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио.

 

Информационно-психологические меры, направленные на формирование выгодного общественного мнения внутри страны и за рубежом:

широкая пропаганда о строжайшем соблюдении международных договоров и соглашений;

принятие мер по срыву психологических операций, направленных на разжигание национальной вражды, националистических и других дестабилизирующих настроений;

формирование общественного мнения по разоблачению намерений потенциального противника;

проведение информационной пропаганды на созыв международных конференций, направленных, по осуждению мировой общественностью потенциальных агрессоров;

информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания любой помощи странам, готовящим конфликт.

 

Правовые меры, осуществляемые в период зарождения конфликта, могут быть следующие:

подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, направленных на улучшение обстановки в мире (регионе) и предотвращению вооруженных конфликтов;

требование на государственном уровне соблюдения норм международного права, положений договоров и соглашений;

использование международных и вспомогательных правовых институтов (Международный суд ООН, Арбитражный суд и т.д.).

12.

Трижды на протяжении XX века человечество переживало лом­ку глобальных структур безопасности. Всякий раз их деформация при­—

распада одних государств и относительного изменения геополитиче­ской роли других. С окончанием холодной войны из пяти великих дер­жав, взявших на себя ответственность за поддержание международного мира и безопасности после победы над фашизмом, установивших новые границы на карте мира и впервые в истории объединивших государства в универсальную международную организацию, СССР распался на но­вые независимые государства, Франция и Великобритания заняли проч­ное положение держав регионального плана. Несмотря на несколько особое положение в ядерной пятерке постоянных членов Совета Безо­пасности и нынешние успехи в экономическом развитии, Китай сегодня может также претендовать лишь на роль региональной державы. И только Соединенные Штаты вышли из трех мировых войн с наимень­шими потерями. Они сохранили возможность заявлять о себе как о ве­ликой мировой державе, хотя в экономическом плане в известной мере утратили лидирующие позиции.

Холод­ная война завершилась неожиданно одномоментным "обломом" одного из полюсов биполярного мира, радикально изменившим структуру гло­бальных структур безопасности. Это первое.

Второе — это "общие" для Запада и Востока международные механизмы обеспечения безопасности, развивавшиеся под влиянием закономерностей конфронтационного противостояния Востока и Запа­да. Вместе с одним из полюсов ушли в небытие лишь ОВД и Движение неприсоединения. В тех областях, где его разрушение затронуло миро­вые связи в наименьшей степени, формы и характер международных структур соответственно оказались наименее деформированными. Ме­ждународные организации, действующие в сфере экономики, экологии, торговли и т.п., сохранили возможность более или менее плавного при­способления к новым условиям. Но в военно-политической области произошло не механическое и частичное разрушение конструкций обеспечения глобальной безопасности, а кардинальное изменение их архитектоники.

В наследство от биполярного мира человечеству достались ядерное оружие, а также вся политическая культура использования ядерного фактора в межгосударственных отношениях. Ядерная угроза далеко вышла за рамки военного фактора сдерживания, приобрела новые глобальные измерения. В частности, она глубоко про­росла в экологическую, экономическую, биологическую и другие сферы.

Оптимистические оценки последствий крушения биполярного мира прежде всего указывали на уменьшение угрозы возникновения новой "горячей" мировой войны по образцу и подобию прошлых миро­вых войн XX века. Возвращение к войнам подобного типа действитель­но кажется в обозримой перспективе маловероятным. Однако на деле эти последствия оказались далеко не однозначными, что достаточно быстро проявилось в дестабилизации и утере относительной предска­зуемости развития международных отношений. Они существенным об­разом изменили иерархию и характер угроз международной безопасно­сти.

По общему признанию, существенно возросли роль и значение внутренних конфликтов как фактора дестабилизации международных отношений.

В попытках урегулирования новых конфликтов мировое сооб­щество могло опираться лишь на "биполярный" опыт. Поскольку кон­фликтные ситуации требовали ускоренной реакции, пришлось исполь­зовать "уцелевшие" международные структуры. При этом предполага­лось, что исчезновение железного занавеса, разделявшего Восток и За­пад, устранит основные препятствия, ограничивавшие эффективность их применения. Начались весьма хаотические, методом проб и ошибок, попытки распространения опыта миротворчества периода холодной войны в целях его адаптации к новым условиям. Только с 1990 г. на всех континентах, за исключением Австралии, было проведено свыше полутора десятков миротворческих акций ООН, не считая операций по поддержанию мира.

Обозначились явные тенденции смещения ответственности за поддер­жание мира с глобального на региональный уровень (СНГ, Евроатлан- тическая зона, Африка, Америка). С определенными оговорками можно утверждать, что в этих тенденциях переплетались как стремления избе­жать кардинальной ломки глобальных структур обеспечения безопасно­сти, прежде всего ООН, так и поиски возможных путей ее модерниза­ции. В целом, однако, постбиполярное миротворчество продемонстри­ровало, что изменение расстановки и соотношения сил на мировой аре­не не только не сняло с повестки дня традиционный вопрос о повыше­нии эффективности межгосударственного взаимодействия в сфере

обеспечения безопасности, но и породило ряд новых проблем.

С исчезновением СССР оказалось, что постоянные члены Совета Безопасности, за ис­ключением США, все в меньшей мере способны выступать в качестве реальных носителей ответственности за обеспечение глобальной безо­пасности. Что касается США, то они никогда не рассматривали ООН как главный ме­ханизм согласования интересов с противником номер один или с ос­тальным миром. Сочетание этих факторов обусловило расширение го­ризонтов и принципиальных возможностей избирательного использова­ния (или неиспользования) механизмов ООН в интересах ограниченно­го круга государств, обладающих необходимой военной силой и финан­совыми ресурсами. Если для этого возникали препятствия, то ООН мог­ла оказаться просто ненужной, как это и произошло в марте 1999 г., когда НАТО начала бомбардировки Югославии. В этих условиях изме­нился и характер функционирования ООН в сфере обеспечения безо­пасности. Ее роль стала приобретать все более формальный характер. Отражением этой тенденции является возрастание роли США, а также НАТО (не только de facto то и de jure) как субъектов принятия реше­ний в области безопасности. Деятельность ООН в сфере ее главного предназначения стала терять универсальный характер.

Другой проблемой явилась унаследованная от биполярного ми­ра неприспособленность международных механизмов к хотя бы относи­тельно оперативному разрешению конфликтов, возникающих на внут­ренней почве, в том числе и тех, которые приобретают характер гума­нитарных катастроф. Ни в одном внутреннем конфликте эти механизмы не смогли обеспечить соблюдения его участниками даже минимальных норм гуманитарного права.

Важным фактором влия­ния на развитие немеждународных конфликтов стала деятельность ме­ждународных неправительственных организаций, оказывающих различ­ного рода поддержку антиправительственным силам. На фоне неэффек­тивности универсальных структур упростился зачастую неконтроли­руемый процесс воздействия извне на развитие внутренних конфликтов на региональном и субрегиональном уровнях.

Возрос разрыв между потребностями и уровнем координации коллективных действий в целях противостояния хаотическому напору старых и новых угроз безопасности. Глобальные проблемы, прежде все­го демографическая и экологическая (в связке с экономической), еще более усложнили ситуацию в деле обеспечения международной безо­пасности.

Другими словами, сфера проблем безопасности, которые может относительно гарантированно решать система безопасности, опираю­щаяся на военную силу одного или нескольких (ядра) доминирующих в этой области государств, все более сужается. В многослойном перепле­тении имеющих разную природу угроз безопасности миру никакая мо­ноцентристская или даже полицентристская система безопасности, ори­ентированная на ее обеспечение исключительно военными средствами, не только не в состоянии обеспечить безопасное развитие человечества, но неизбежно провоцирует нарушения безопасности. Однако военная мощь продолжает сохранять традиционное значение как фактор сдер­живания, давления и вооруженного насилия.

 

 

13)Решение спорных вопросов в области международных отношений, начиная с древнейших времен, было возможно двумя путями. Первый путь - это достижение некоторого баланса интересов, позволяющего в определенной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежал в основе формирования союзов, соглашений о торговле и способствовал развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивающих формирование стабильной системы МО. Вместе с тем баланс интересов, как правило, носил конечные пространственные и временные рамки, потом рушились договоры и на смену звону бокалов приходил звон мечей.

Основополагающим фактором, обеспечивающим функционирование и развитие системы МО, является не столько внешнеполитическая сила государства, сколько равнодействующая сил государств, включенных в систему международных отношений и оказывающих воздействие на эту систему на ее различных уровнях.

В качестве основных методов обычно выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод подавления. Критерий - степень, интенсивность и структура задействованных элементов совокупной мощи государства для решения межд проблем.

Метод убеждения - это комплекс мероприятий, проводимых государством в отношении другого государства или группы стран с целью создания благоприятных внешнеполитических условий на основе совпадающих или близких интересов путем их максимального сближения.

Метод принуждения предполагает использование силы с целью реализации внешнеполитических целей в ущерб интересам другого государства или группы стран и характеризуется активным задействованием всех элементов совокупной мощи страны. Наиболее решительным и интенсивным методом действия силы является метод подавления, предполагающий полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его как субъекта системы международных отношений. В случае использования методов принуждения и подавления сила выступает в качестве насилия, выступающего в крайней форме.

В качестве элементов внешнеполитической силы государства как правило выделяются:

Экономическая сила - представляет собой степень и интенсивность воздействия экономической мощи государства на систему межгосударственных отношений или отдельные страны. Основными каналами действия экономической силы являются: вывоз капитала, государственные внешние займы и кредиты, внешняя торговля, включая различного рода таможенные и нетаможенные огр-я и поощрения, эмбарго, помощь и т.д., различные виды управленческой и организационной помощи, привлечение или отказ в участии в работе экономических сообществ, межгосударственных технических системах или программах, допуск или недопуск судов в прибрежные экономические зоны и т.д.

Политическая сила - степень и интенсивность воздействия совокупной мощи государства на систему МО или ее субъекты в основном через дипломатические каналы. Политическая сила является величиной интегрированной, поскольку посредством ее действуют и проявляют себя все элементы совокупной мощи государства.

Политическая сила государства в системе международных отношений действует главным образом двумя путями. Первый -это прямое наращивание собственных политических возможностей, которое возникает в результате умножения собственной мощи, образования коалиций, союзов, как следствие привлечения на свою сторону по тому или иному вопросу значительного числа государств, искусного использования в интересах проводимой политики существующих противоречий либо кризисных ситуаций в системе международных отношений. Второй путь - это ослабление политических возможностей своего соперника, которое достигается созданием невыгодного для него соотношения сил, разъединением и ослаблением его союзов и коалиций, подрывом его престижа в мире, втягиванием его в заведомо проигрышные или невыгодные ситуации и т.д. Как правило, правящая в стране группировка использует оба эти способа в попытках добиться выгодного соотношения сил в системе международных отношений.

Одним из важнейших инструментов политической силы государства является дипломатия. При этом используются дипломатические каналы, возможности международных организаций, правительственных и общественных, правительственные заявления, официальные доктрины и внешнеполитические концепции.

В условиях НТР особенность действий научно-технической силы государства определяется тем, что значительно возросла доля наукоемких производств, увеличились затраты на НИОКР. Поэтому в мировой практике широкое распространение получил экспорт технологий, способствующий увеличению зависимости не только экономической, но и политической от государств - экспортеров технологии.

Механизм действия морально-идеологической силы достаточно широко освещен в отечественной литературе. Однако подходы в духе психологической войны вряд ли могут удовлетворить. Бесспорно, что каждое государство через СМИ и другие источники пропаганды пытается навязать свою идеологию, систему ценностных ориентиров, мораль. Причем национальные СМИ нередко им в этом подыгрывают, пропагандируя нетипичную для своей страны идеологию. Но при этом следует иметь в виду, что эффективность этой пропаганды основывается не только на объеме эфирного времени и размерах тиражей печатных изданий, но и на реальных достижениях в обеспечении достойного образа жизни, выдержанных в традиционном стиле ценностных ориентирах, общечеловеческой морали. И хотя эффективность ее действия невозможно замерить количественно, качественные показатели явно просматриваются в стремлении других стран, отдельных людей следовать привнесенным извне идеалам.

Военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила - это средство политики. В случае войны, агрессии, демонстрации силы в/сила выступает в своем явном виде. Однако существует целый ряд каналов, посредством которых военная сила способна оказать воздействие на другие государства или систему МО в закамуфлированном виде. Это продажа оружия, оказание помощи в подготовке личного состава армии и помощь специалистами, развитие инфраструктуры и строительство предприятий военного назначения, формирование коллективных систем иди организаций обороны и др. Но при всем многообразии форм действия военной силы их отличительной особенностью является насильственный характер.

Однако врываясь в систему МО и оказывая самое активное влияние на процесс ее функционирования и развития, сила всегда выступает в единстве своих компонентов и способна привести к таким результатам, о которых даже не могли предлагать ее субъекты.

 

18.

Международная экономическая безопасность означает создание, поддержание и последовательное использование внешних факторов и условий, необходимых для обеспечения устойчивого поступательного развития хозяйства страны, повышения благосостояния населения, решения социальных, экологических, политических, культурно-правовых и психологических вопросов.

Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств.

Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.

Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад — Юг, Запад — Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли (применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары); создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др.

Национальная экономическая безопасность понимается как защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому государству.

Основным вопросом безопасности вообще является экономический потенциал, соотношение сил у различных хозяйств. Экономический потенциал, составляющий в совокупности производительные силы общества, размеры национального богатства, определяет способность государства действовать в мировой экономической системе, оказывать на нее определенное влияние. Обеспечение национальной экономической безопасности предполагает не создание замкнутого, автаркического национального хозяйства, а взаимное уважение национальных экономических интересов, соблюдение определенных норм функционирования мировой экономики. В этом отношении проблема национальной экономической безопасности имеет важное значение для республик бывшего Советского Союза, СФРЮ и ряда развивающихся стран (потеря регулируемости экономики, «война суверенитетов», ненадежность экономических связей).

Национальная экономическая безопасность имеет внутреннее и внешнее проявления. В странах с высоким уровнем экономического развития при относительно низкой самообеспеченности основными ресурсами и многими видами продукции национальная экономическая безопасность довольно надежно гарантируется достаточной диверсификацией внешнеэкономических связей. Для страны с более низким уровнем экономического развития важное значение имеют вопросы достаточной самообеспеченности основными видами ресурсов и продукции.

 

Обеспечение национальной экономической безопасности создает благоприятные предпосылки для стабильного функционирования национальных хозяйств и мировой экономики в целом. Процессы интернационализации хозяйственной жизни в планетарном масштабе могут положительно развиваться только при сохранении и поддержании международной и национальной экономической безопасности.

Характерная черта современного экономического развития — все большая открытость национальных экономик. По степени вовлеченности в мировую экономику, в международное разделение труда национальные хозяйства можно подразделить на страны с замкнутым хозяйством и страны с полностью открытым хозяйством.

Что касается открытой экономики, то ее можно определить как национальное хозяйство, ориентированное на всемерное привлечение внешних факторов и сфер деятельности, развитие которого характеризуется тенденциями, действующими в мировой экономике, высоким качественным и количественным уровнем участия экономических операторов во внешнеэкономических связях, постоянным их развитием и расширением.

Есть основания утверждать, что движение в сторону открытости национальной экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых, как видим, является экономическая безопасность, т.е. определение оптимальных условий взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством.

В то же время, сегодня крайне трудно, если невозможно назвать страну в мире с полной экономической независимостью. На деле это связано с хозяйственной и политической изоляцией. Более или менее отдаленным примером такого рода была Албания. Но это не принесло и не могло принести ее жителям чего-то хорошего, а лишь существенно снизило возможности потребления, уровень жизни, ограничило ресурсные условия и источники развития. Не случайно, что отказ от такого курса стал неизбежностью. И данный пример лишь подтверждает объективную, не зависящую от чьих-то хотений, необходимость международного обмена, МЭО.

 

 

21)Общеизвестно, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим устойчивость и выживаемость любых систем. Поэтому понятие информационной безопасности непосредственно связано с устойчивостью любых систем, в том числе и социальных.

Под информационной безопасностью в общем виде следует понимать состояние защищенности информационных ресурсов общества, личности, государства, любой технической системы от различного рода угроз.

В современных условиях роль информационной безопасности неуклонно возрастает. Основная причина роста значимости информационной безопасности заключается в прогрессирующей информатизации общества, в объективном росте социальной роли информатики.

Информационная безопасность проявляется не только как самостоятельный вид безопасности, но и как аспект, срез экономической, политической, научно-технической, военной, духовно-культурной и т.д. безопасности.

1. Возьмем экономическую сферу жизни общества. Специалисты в области экономики вполне обоснованно считают информацию стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств страны, отмечают, что она стала объектом и продуктом труда более половины работающих людей. Под воздействием информатизации экономика приобретает новые качества - гибкость, динамичность, малая материало- и энергоемкость, экологичность и т.д. В настоящее время экономический потенциал государства во все большей степени определяется уровнем развития информационной инфраструктуры.

Эксперты отмечают, что сбор экономической информации о конкурентах и защита собственных информационных ресурсов - теперь главные задачи обеспечения безопасности экономики. Западные специалисты единодушны в том, что в случае полного раскрытия компьютерных информационных сетей большинство компаний средних размеров будет разорено конкурентами за время от нескольких часов до нескольких дней.

2. Научно-техническая сфера и научно-технический потенциал страны также все большей степени зависят от уровня информационно-технического обеспечения труда ученых и инженеров, т.е. наличия и доступности систем автоматизации проектирования (САПР), автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), автоматизированных систем научно-технической информации (АС НТИ) и т.д. Низкий уровень этого обеспечения не позволяет проводить исследования и разработки на передовых рубежах науки и техники, является, как свидетельствуют социологические исследования, одной из основных причин "утечки гениальных мозгов" из нашей страны и других стран с отсталой информационной инфраструктурой в страны с передовой системой научно-технической информации.

3. Политический вес страны или нации на международной арене, ее возможности влиять на мировые события зависят не только от вещественно-силовых факторов, т.е. ее военной и экономической мощи. И здесь все большее значение приобретают не силовые, а информационные факторы: возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, возможности распространять и внедрять свои духовные, идейные ценности, свою культуру, язык; возможности тормозить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои. Видимо, внешнеполитические успехи США определяются не только их военной и экономической мощью, но и вследствие контроля над основными информационными и культурными процессами в мире.

4. Военная безопасность также во многом зависит от состояния безопасности в информационной сфере.

Действительно, эффективность современного оружия, действие которого основано на вещественно-энергетических процессах, все больше определяется не огневой мощью, а информационными параметрами - точностью, управляемостью, быстродействием. Это оружие становится "умным" (способным опознавать и выбирать цели и пр.).

В содержании собственно военных действий в традиционном их толковании растут удельный вес и значимость информационно-технического и информационно-психологического противоборства. Превосходство в эфире теперь является непременным условием победы в воздушном, морском и даже сухопутном бою (сражении, операции), залогом успеха в противовоздушной обороне.

Изменяется и характер вооруженного противостояния армий политических соперников, вероятных противников. И в мирное в традиционном понимании время они находятся в постоянном информационном противоборстве, а военная информатика и в мирное время решает задачи, характерные для войны. Ведь в мирное время непрерывно ведутся радиоэлектронная разведка, проводятся мероприятия по маскировке, нередко осуществляется обмен информационными воздействиями, т. е. осуществляется радиоэлектронная борьба (РЭБ). Пентагон не снимает лозунга: “Радиоэлектронная война никем не объявляется, никогда не прекращается, ведется скрытно и не знает границ в пространстве и времени”.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что по мере научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества и государства растет. Информация и информационная инфраструктура для развитых стран уже стали критическими компонентами, воздействие на которые способно вызвать крупномасштабные аварии, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, научные центры, вызвать военные конфликты и поражения в них.

Чем выше уровни интеллектуализации и информатизации общества, тем значимее его информационная безопасность, поскольку реализация интересов, целей людей и государств все больше осуществляется посредством информационных, а не вещественно-энергетических воздействий. На Западе стал популярен афоризм: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Информатизация страны и армии уже с начала 80-х годов считается в развитых странах приоритетной задачей научно-технической и военно-технической политики. Обеспечение информационной безопасности должно занять подобающее, т.е. приоритетное место в политике нашего государства, в том числе и военной.

 

22)Угрозы информационной безопасности могут быть разделены на угрозы, не зависящие от деятельности человека (естественные угрозы физических воздействий на информацию стихийных природных явлений), и угрозы, вызванные человеческой деятельностью (искусственные угрозы), которые являются гораздо более опасными.

Угроза нарушения целостности включает в себя любое умышленное изменение информации, хранящейся в вычислительной системе или передаваемой из одной системы в другую, в том числе и несанкционированное изменение информации при случайных ошибках программного или аппаратного обеспечения. Санкционированными изменениями являются те, которые сделаны уполномоченными лицами с обоснованной целью (например, периодическая запланированная коррекция некоторой базы данных).

Целостность информации - существование информации в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Обычно субъектов интересует обеспечение более широкого свойства – достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, т.е. ее неискаженности.

На втором месте по размерам ущерба стоят кражи и подлоги. По данным газеты USA Today, еще в 1992 году в результате подобных противоправных действий с использованием персональных компьютеров американским организациям был нанесен общий ущерб в размере 882 миллионов долларов. В наши дни ущерб от такого рода действий вырос многократно.

В большинстве случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, знакомые с режимом работы и мерами защиты, что подтверждает опасность внутренних угроз, хотя им уделяют меньшее внимание, чем внешним.

Существует различие между статической и динамической целостностью. С целью нарушения статической целостности злоумышленник может: ввести неверные данные; изменить данные.

Иногда изменяются содержательные данные, иногда – служебная информация. Показательный случай нарушения целостности имел место в 1996 году. Служащая Oracle (личный секретарь вице-президента) предъявила судебный иск, обвиняя президента корпорации в незаконном увольнении после того, как она отвергла его ухаживания. В доказательство своей правоты женщина привела электронное письмо, якобы отправленное ее начальником президенту. Содержание письма для нас сейчас не важно; важно время отправки. Дело в том, что вице-президент предъявил, в свою очередь, файл с регистрационной информацией компании сотовой связи, из которого явствовало, что в указанное время он разговаривал по мобильному телефону, находясь вдалеке от своего рабочего места. Таким образом, в суде состоялось противостояние "файл против файла". Очевидно, один из них был фальсифицирован или изменен, то есть была нарушена его целостность. Суд решил, что подделали электронное письмо (секретарша знала пароль вице-президента, поскольку ей было поручено его менять), и иск был отвергнут...

Угрозой целостности является не только фальсификация или изменение данных, но и отказ от совершенных действий. Если нет средств обеспечить "неотказуемость", компьютерные данные не могут рассматриваться в качестве доказательства.

Потенциально уязвимы с точки зрения нарушения целостности не только данные, но и программы. Внедрение рассмотренного выше вредоносного ПО – пример подобного нарушения.

Угрозами динамической целостности являются нарушение атомарности транзакций, переупорядочение, кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений (сетевых пакетов и т.п.). Соответствующие действия в сетевой среде называются активным прослушиванием.

Угроза доступности(отказа служб) возникает всякий раз, когда в результате преднамеренных действий, предпринимаемых другим пользователем или злоумышленником, блокируется доступ к некоторому. Реально блокирование может быть постоянным - запрашиваемый ресурс никогда не будет получен, или оно может вызывать только задержку запрашиваемого ресурса, достаточно долгую для того, чтобы он стал бесполезным.

Доступность информации – свойство системы, в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда возникает в этом необходимость.

Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц.

Иногда такие ошибки и являются собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшая крах системы), иногда они создают уязвимые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники. По некоторым данным, до 65% потерь – следствие непреднамеренных ошибок.

Пожары и наводнения не приносят столько бед, сколько безграмотность и небрежность в работе. Самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками – максимальная автоматизация и строгий контроль.

Средства искажения и уничтожения информации включают программные продукты "Троянский конь" ("Trojan Horse"), "Червь" ("Worm"), а также многочисленные компьютерные вирусы, количество которых превышает 60 тысяч.

"Троянский конь" позволяет осуществить скрытый несанкционированный доступ к информационным массивам. Он активируется по команде и используется для изменения или разрушения информации, а также замедлять выполнение различных функций системы.

"Червь" - это посторонний файл, сформированный внутри информационной базы данных системы. Он способен изменять рабочие файлы, уменьшать ресурсы памяти, а также перемещать и изменять определенную информацию.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.024 с.)