Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Далее учить не надо, нужно только ознакомиться со списком для наиболее полного проникновения в суть темы)))Содержание книги
Поиск на нашем сайте
политико-дипломатические меры: принятие политических решений в связи с создавшейся ситуацией органами законодательной и исполнительной власти государства; встречи (официальные, неофициальные) глав государств и правительств, политических делегаций; переговоры и консультации по улучшению (поддержанию) межгосударственных отношений; проведение встреч, совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций по совместным действиям; объявление ультимативных требований государствам, от которых исходит угроза; отмена (прекращение) переговоров, встреч и иных контактов с государствами-агрессорами; активизация политической деятельности со странами не вовлеченными в конфликт; сокращение численности персонала посольств, консульств и представительств. Вывоз членов семей дипломатов; разрыв дипломатических отношений; использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия мер по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку.
Экономические меры. Эти меры имеют наибольший эффект по своему влиянию на развитие конфликтной ситуации, особенно для стран — участниц конфликта, уязвимых в экономическом отношении. Такими мерами могут быть: расширение внешних экономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам; заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе; приостановление всех (или определенных) видов торгово-экономического диалога; постановка вопроса о возможном прекращении поставок (в том числе вооружения) государствам с целью удержания их от оказания помощи агрессорам; свертывание программ долгосрочного сотрудничества и иных экономических связей; прекращение переговоров о расширении торгово-экономического сотрудничества; уменьшение (прекращение) предоставления кредитов, вклада инвестиций, введение эмбарго на поставку сырья и энергоносителей, применение других торгово-экономических санкций; прекращение научно-технического (военно-технического) сотрудничества; осуществление блокады воздушных, наземных и морских границ с целью оказания давления на государство-агрессора; полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио.
Информационно-психологические меры, направленные на формирование выгодного общественного мнения внутри страны и за рубежом: широкая пропаганда о строжайшем соблюдении международных договоров и соглашений; принятие мер по срыву психологических операций, направленных на разжигание национальной вражды, националистических и других дестабилизирующих настроений; формирование общественного мнения по разоблачению намерений потенциального противника; проведение информационной пропаганды на созыв международных конференций, направленных, по осуждению мировой общественностью потенциальных агрессоров; информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания любой помощи странам, готовящим конфликт.
Правовые меры, осуществляемые в период зарождения конфликта, могут быть следующие: подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, направленных на улучшение обстановки в мире (регионе) и предотвращению вооруженных конфликтов; требование на государственном уровне соблюдения норм международного права, положений договоров и соглашений; использование международных и вспомогательных правовых институтов (Международный суд ООН, Арбитражный суд и т.д.). 12. Трижды на протяжении XX века человечество переживало ломку глобальных структур безопасности. Всякий раз их деформация при— распада одних государств и относительного изменения геополитической роли других. С окончанием холодной войны из пяти великих держав, взявших на себя ответственность за поддержание международного мира и безопасности после победы над фашизмом, установивших новые границы на карте мира и впервые в истории объединивших государства в универсальную международную организацию, СССР распался на новые независимые государства, Франция и Великобритания заняли прочное положение держав регионального плана. Несмотря на несколько особое положение в ядерной пятерке постоянных членов Совета Безопасности и нынешние успехи в экономическом развитии, Китай сегодня может также претендовать лишь на роль региональной державы. И только Соединенные Штаты вышли из трех мировых войн с наименьшими потерями. Они сохранили возможность заявлять о себе как о великой мировой державе, хотя в экономическом плане в известной мере утратили лидирующие позиции. Холодная война завершилась неожиданно одномоментным "обломом" одного из полюсов биполярного мира, радикально изменившим структуру глобальных структур безопасности. Это первое. Второе — это "общие" для Запада и Востока международные механизмы обеспечения безопасности, развивавшиеся под влиянием закономерностей конфронтационного противостояния Востока и Запада. Вместе с одним из полюсов ушли в небытие лишь ОВД и Движение неприсоединения. В тех областях, где его разрушение затронуло мировые связи в наименьшей степени, формы и характер международных структур соответственно оказались наименее деформированными. Международные организации, действующие в сфере экономики, экологии, торговли и т.п., сохранили возможность более или менее плавного приспособления к новым условиям. Но в военно-политической области произошло не механическое и частичное разрушение конструкций обеспечения глобальной безопасности, а кардинальное изменение их архитектоники. В наследство от биполярного мира человечеству достались ядерное оружие, а также вся политическая культура использования ядерного фактора в межгосударственных отношениях. Ядерная угроза далеко вышла за рамки военного фактора сдерживания, приобрела новые глобальные измерения. В частности, она глубоко проросла в экологическую, экономическую, биологическую и другие сферы. Оптимистические оценки последствий крушения биполярного мира прежде всего указывали на уменьшение угрозы возникновения новой "горячей" мировой войны по образцу и подобию прошлых мировых войн XX века. Возвращение к войнам подобного типа действительно кажется в обозримой перспективе маловероятным. Однако на деле эти последствия оказались далеко не однозначными, что достаточно быстро проявилось в дестабилизации и утере относительной предсказуемости развития международных отношений. Они существенным образом изменили иерархию и характер угроз международной безопасности. По общему признанию, существенно возросли роль и значение внутренних конфликтов как фактора дестабилизации международных отношений. В попытках урегулирования новых конфликтов мировое сообщество могло опираться лишь на "биполярный" опыт. Поскольку конфликтные ситуации требовали ускоренной реакции, пришлось использовать "уцелевшие" международные структуры. При этом предполагалось, что исчезновение железного занавеса, разделявшего Восток и Запад, устранит основные препятствия, ограничивавшие эффективность их применения. Начались весьма хаотические, методом проб и ошибок, попытки распространения опыта миротворчества периода холодной войны в целях его адаптации к новым условиям. Только с 1990 г. на всех континентах, за исключением Австралии, было проведено свыше полутора десятков миротворческих акций ООН, не считая операций по поддержанию мира. Обозначились явные тенденции смещения ответственности за поддержание мира с глобального на региональный уровень (СНГ, Евроатлан- тическая зона, Африка, Америка). С определенными оговорками можно утверждать, что в этих тенденциях переплетались как стремления избежать кардинальной ломки глобальных структур обеспечения безопасности, прежде всего ООН, так и поиски возможных путей ее модернизации. В целом, однако, постбиполярное миротворчество продемонстрировало, что изменение расстановки и соотношения сил на мировой арене не только не сняло с повестки дня традиционный вопрос о повышении эффективности межгосударственного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности, но и породило ряд новых проблем. С исчезновением СССР оказалось, что постоянные члены Совета Безопасности, за исключением США, все в меньшей мере способны выступать в качестве реальных носителей ответственности за обеспечение глобальной безопасности. Что касается США, то они никогда не рассматривали ООН как главный механизм согласования интересов с противником номер один или с остальным миром. Сочетание этих факторов обусловило расширение горизонтов и принципиальных возможностей избирательного использования (или неиспользования) механизмов ООН в интересах ограниченного круга государств, обладающих необходимой военной силой и финансовыми ресурсами. Если для этого возникали препятствия, то ООН могла оказаться просто ненужной, как это и произошло в марте 1999 г., когда НАТО начала бомбардировки Югославии. В этих условиях изменился и характер функционирования ООН в сфере обеспечения безопасности. Ее роль стала приобретать все более формальный характер. Отражением этой тенденции является возрастание роли США, а также НАТО (не только de facto то и de jure) как субъектов принятия решений в области безопасности. Деятельность ООН в сфере ее главного предназначения стала терять универсальный характер. Другой проблемой явилась унаследованная от биполярного мира неприспособленность международных механизмов к хотя бы относительно оперативному разрешению конфликтов, возникающих на внутренней почве, в том числе и тех, которые приобретают характер гуманитарных катастроф. Ни в одном внутреннем конфликте эти механизмы не смогли обеспечить соблюдения его участниками даже минимальных норм гуманитарного права. Важным фактором влияния на развитие немеждународных конфликтов стала деятельность международных неправительственных организаций, оказывающих различного рода поддержку антиправительственным силам. На фоне неэффективности универсальных структур упростился зачастую неконтролируемый процесс воздействия извне на развитие внутренних конфликтов на региональном и субрегиональном уровнях. Возрос разрыв между потребностями и уровнем координации коллективных действий в целях противостояния хаотическому напору старых и новых угроз безопасности. Глобальные проблемы, прежде всего демографическая и экологическая (в связке с экономической), еще более усложнили ситуацию в деле обеспечения международной безопасности. Другими словами, сфера проблем безопасности, которые может относительно гарантированно решать система безопасности, опирающаяся на военную силу одного или нескольких (ядра) доминирующих в этой области государств, все более сужается. В многослойном переплетении имеющих разную природу угроз безопасности миру никакая моноцентристская или даже полицентристская система безопасности, ориентированная на ее обеспечение исключительно военными средствами, не только не в состоянии обеспечить безопасное развитие человечества, но неизбежно провоцирует нарушения безопасности. Однако военная мощь продолжает сохранять традиционное значение как фактор сдерживания, давления и вооруженного насилия.
13)Решение спорных вопросов в области международных отношений, начиная с древнейших времен, было возможно двумя путями. Первый путь - это достижение некоторого баланса интересов, позволяющего в определенной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежал в основе формирования союзов, соглашений о торговле и способствовал развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивающих формирование стабильной системы МО. Вместе с тем баланс интересов, как правило, носил конечные пространственные и временные рамки, потом рушились договоры и на смену звону бокалов приходил звон мечей. Основополагающим фактором, обеспечивающим функционирование и развитие системы МО, является не столько внешнеполитическая сила государства, сколько равнодействующая сил государств, включенных в систему международных отношений и оказывающих воздействие на эту систему на ее различных уровнях. В качестве основных методов обычно выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод подавления. Критерий - степень, интенсивность и структура задействованных элементов совокупной мощи государства для решения межд проблем. Метод убеждения - это комплекс мероприятий, проводимых государством в отношении другого государства или группы стран с целью создания благоприятных внешнеполитических условий на основе совпадающих или близких интересов путем их максимального сближения. Метод принуждения предполагает использование силы с целью реализации внешнеполитических целей в ущерб интересам другого государства или группы стран и характеризуется активным задействованием всех элементов совокупной мощи страны. Наиболее решительным и интенсивным методом действия силы является метод подавления, предполагающий полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его как субъекта системы международных отношений. В случае использования методов принуждения и подавления сила выступает в качестве насилия, выступающего в крайней форме. В качестве элементов внешнеполитической силы государства как правило выделяются: Экономическая сила - представляет собой степень и интенсивность воздействия экономической мощи государства на систему межгосударственных отношений или отдельные страны. Основными каналами действия экономической силы являются: вывоз капитала, государственные внешние займы и кредиты, внешняя торговля, включая различного рода таможенные и нетаможенные огр-я и поощрения, эмбарго, помощь и т.д., различные виды управленческой и организационной помощи, привлечение или отказ в участии в работе экономических сообществ, межгосударственных технических системах или программах, допуск или недопуск судов в прибрежные экономические зоны и т.д. Политическая сила - степень и интенсивность воздействия совокупной мощи государства на систему МО или ее субъекты в основном через дипломатические каналы. Политическая сила является величиной интегрированной, поскольку посредством ее действуют и проявляют себя все элементы совокупной мощи государства. Политическая сила государства в системе международных отношений действует главным образом двумя путями. Первый -это прямое наращивание собственных политических возможностей, которое возникает в результате умножения собственной мощи, образования коалиций, союзов, как следствие привлечения на свою сторону по тому или иному вопросу значительного числа государств, искусного использования в интересах проводимой политики существующих противоречий либо кризисных ситуаций в системе международных отношений. Второй путь - это ослабление политических возможностей своего соперника, которое достигается созданием невыгодного для него соотношения сил, разъединением и ослаблением его союзов и коалиций, подрывом его престижа в мире, втягиванием его в заведомо проигрышные или невыгодные ситуации и т.д. Как правило, правящая в стране группировка использует оба эти способа в попытках добиться выгодного соотношения сил в системе международных отношений. Одним из важнейших инструментов политической силы государства является дипломатия. При этом используются дипломатические каналы, возможности международных организаций, правительственных и общественных, правительственные заявления, официальные доктрины и внешнеполитические концепции. В условиях НТР особенность действий научно-технической силы государства определяется тем, что значительно возросла доля наукоемких производств, увеличились затраты на НИОКР. Поэтому в мировой практике широкое распространение получил экспорт технологий, способствующий увеличению зависимости не только экономической, но и политической от государств - экспортеров технологии. Механизм действия морально-идеологической силы достаточно широко освещен в отечественной литературе. Однако подходы в духе психологической войны вряд ли могут удовлетворить. Бесспорно, что каждое государство через СМИ и другие источники пропаганды пытается навязать свою идеологию, систему ценностных ориентиров, мораль. Причем национальные СМИ нередко им в этом подыгрывают, пропагандируя нетипичную для своей страны идеологию. Но при этом следует иметь в виду, что эффективность этой пропаганды основывается не только на объеме эфирного времени и размерах тиражей печатных изданий, но и на реальных достижениях в обеспечении достойного образа жизни, выдержанных в традиционном стиле ценностных ориентирах, общечеловеческой морали. И хотя эффективность ее действия невозможно замерить количественно, качественные показатели явно просматриваются в стремлении других стран, отдельных людей следовать привнесенным извне идеалам. Военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила - это средство политики. В случае войны, агрессии, демонстрации силы в/сила выступает в своем явном виде. Однако существует целый ряд каналов, посредством которых военная сила способна оказать воздействие на другие государства или систему МО в закамуфлированном виде. Это продажа оружия, оказание помощи в подготовке личного состава армии и помощь специалистами, развитие инфраструктуры и строительство предприятий военного назначения, формирование коллективных систем иди организаций обороны и др. Но при всем многообразии форм действия военной силы их отличительной особенностью является насильственный характер. Однако врываясь в систему МО и оказывая самое активное влияние на процесс ее функционирования и развития, сила всегда выступает в единстве своих компонентов и способна привести к таким результатам, о которых даже не могли предлагать ее субъекты.
18. Международная экономическая безопасность означает создание, поддержание и последовательное использование внешних факторов и условий, необходимых для обеспечения устойчивого поступательного развития хозяйства страны, повышения благосостояния населения, решения социальных, экологических, политических, культурно-правовых и психологических вопросов. Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма. Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад — Юг, Запад — Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли (применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары); создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Национальная экономическая безопасность понимается как защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому государству. Основным вопросом безопасности вообще является экономический потенциал, соотношение сил у различных хозяйств. Экономический потенциал, составляющий в совокупности производительные силы общества, размеры национального богатства, определяет способность государства действовать в мировой экономической системе, оказывать на нее определенное влияние. Обеспечение национальной экономической безопасности предполагает не создание замкнутого, автаркического национального хозяйства, а взаимное уважение национальных экономических интересов, соблюдение определенных норм функционирования мировой экономики. В этом отношении проблема национальной экономической безопасности имеет важное значение для республик бывшего Советского Союза, СФРЮ и ряда развивающихся стран (потеря регулируемости экономики, «война суверенитетов», ненадежность экономических связей). Национальная экономическая безопасность имеет внутреннее и внешнее проявления. В странах с высоким уровнем экономического развития при относительно низкой самообеспеченности основными ресурсами и многими видами продукции национальная экономическая безопасность довольно надежно гарантируется достаточной диверсификацией внешнеэкономических связей. Для страны с более низким уровнем экономического развития важное значение имеют вопросы достаточной самообеспеченности основными видами ресурсов и продукции.
Обеспечение национальной экономической безопасности создает благоприятные предпосылки для стабильного функционирования национальных хозяйств и мировой экономики в целом. Процессы интернационализации хозяйственной жизни в планетарном масштабе могут положительно развиваться только при сохранении и поддержании международной и национальной экономической безопасности. Характерная черта современного экономического развития — все большая открытость национальных экономик. По степени вовлеченности в мировую экономику, в международное разделение труда национальные хозяйства можно подразделить на страны с замкнутым хозяйством и страны с полностью открытым хозяйством. Что касается открытой экономики, то ее можно определить как национальное хозяйство, ориентированное на всемерное привлечение внешних факторов и сфер деятельности, развитие которого характеризуется тенденциями, действующими в мировой экономике, высоким качественным и количественным уровнем участия экономических операторов во внешнеэкономических связях, постоянным их развитием и расширением. Есть основания утверждать, что движение в сторону открытости национальной экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых, как видим, является экономическая безопасность, т.е. определение оптимальных условий взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством. В то же время, сегодня крайне трудно, если невозможно назвать страну в мире с полной экономической независимостью. На деле это связано с хозяйственной и политической изоляцией. Более или менее отдаленным примером такого рода была Албания. Но это не принесло и не могло принести ее жителям чего-то хорошего, а лишь существенно снизило возможности потребления, уровень жизни, ограничило ресурсные условия и источники развития. Не случайно, что отказ от такого курса стал неизбежностью. И данный пример лишь подтверждает объективную, не зависящую от чьих-то хотений, необходимость международного обмена, МЭО.
21)Общеизвестно, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим устойчивость и выживаемость любых систем. Поэтому понятие информационной безопасности непосредственно связано с устойчивостью любых систем, в том числе и социальных. Под информационной безопасностью в общем виде следует понимать состояние защищенности информационных ресурсов общества, личности, государства, любой технической системы от различного рода угроз. В современных условиях роль информационной безопасности неуклонно возрастает. Основная причина роста значимости информационной безопасности заключается в прогрессирующей информатизации общества, в объективном росте социальной роли информатики. Информационная безопасность проявляется не только как самостоятельный вид безопасности, но и как аспект, срез экономической, политической, научно-технической, военной, духовно-культурной и т.д. безопасности. 1. Возьмем экономическую сферу жизни общества. Специалисты в области экономики вполне обоснованно считают информацию стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств страны, отмечают, что она стала объектом и продуктом труда более половины работающих людей. Под воздействием информатизации экономика приобретает новые качества - гибкость, динамичность, малая материало- и энергоемкость, экологичность и т.д. В настоящее время экономический потенциал государства во все большей степени определяется уровнем развития информационной инфраструктуры. Эксперты отмечают, что сбор экономической информации о конкурентах и защита собственных информационных ресурсов - теперь главные задачи обеспечения безопасности экономики. Западные специалисты единодушны в том, что в случае полного раскрытия компьютерных информационных сетей большинство компаний средних размеров будет разорено конкурентами за время от нескольких часов до нескольких дней. 2. Научно-техническая сфера и научно-технический потенциал страны также все большей степени зависят от уровня информационно-технического обеспечения труда ученых и инженеров, т.е. наличия и доступности систем автоматизации проектирования (САПР), автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), автоматизированных систем научно-технической информации (АС НТИ) и т.д. Низкий уровень этого обеспечения не позволяет проводить исследования и разработки на передовых рубежах науки и техники, является, как свидетельствуют социологические исследования, одной из основных причин "утечки гениальных мозгов" из нашей страны и других стран с отсталой информационной инфраструктурой в страны с передовой системой научно-технической информации. 3. Политический вес страны или нации на международной арене, ее возможности влиять на мировые события зависят не только от вещественно-силовых факторов, т.е. ее военной и экономической мощи. И здесь все большее значение приобретают не силовые, а информационные факторы: возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, возможности распространять и внедрять свои духовные, идейные ценности, свою культуру, язык; возможности тормозить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои. Видимо, внешнеполитические успехи США определяются не только их военной и экономической мощью, но и вследствие контроля над основными информационными и культурными процессами в мире. 4. Военная безопасность также во многом зависит от состояния безопасности в информационной сфере. Действительно, эффективность современного оружия, действие которого основано на вещественно-энергетических процессах, все больше определяется не огневой мощью, а информационными параметрами - точностью, управляемостью, быстродействием. Это оружие становится "умным" (способным опознавать и выбирать цели и пр.). В содержании собственно военных действий в традиционном их толковании растут удельный вес и значимость информационно-технического и информационно-психологического противоборства. Превосходство в эфире теперь является непременным условием победы в воздушном, морском и даже сухопутном бою (сражении, операции), залогом успеха в противовоздушной обороне. Изменяется и характер вооруженного противостояния армий политических соперников, вероятных противников. И в мирное в традиционном понимании время они находятся в постоянном информационном противоборстве, а военная информатика и в мирное время решает задачи, характерные для войны. Ведь в мирное время непрерывно ведутся радиоэлектронная разведка, проводятся мероприятия по маскировке, нередко осуществляется обмен информационными воздействиями, т. е. осуществляется радиоэлектронная борьба (РЭБ). Пентагон не снимает лозунга: “Радиоэлектронная война никем не объявляется, никогда не прекращается, ведется скрытно и не знает границ в пространстве и времени”. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что по мере научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества и государства растет. Информация и информационная инфраструктура для развитых стран уже стали критическими компонентами, воздействие на которые способно вызвать крупномасштабные аварии, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, научные центры, вызвать военные конфликты и поражения в них. Чем выше уровни интеллектуализации и информатизации общества, тем значимее его информационная безопасность, поскольку реализация интересов, целей людей и государств все больше осуществляется посредством информационных, а не вещественно-энергетических воздействий. На Западе стал популярен афоризм: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Информатизация страны и армии уже с начала 80-х годов считается в развитых странах приоритетной задачей научно-технической и военно-технической политики. Обеспечение информационной безопасности должно занять подобающее, т.е. приоритетное место в политике нашего государства, в том числе и военной.
22)Угрозы информационной безопасности могут быть разделены на угрозы, не зависящие от деятельности человека (естественные угрозы физических воздействий на информацию стихийных природных явлений), и угрозы, вызванные человеческой деятельностью (искусственные угрозы), которые являются гораздо более опасными. Угроза нарушения целостности включает в себя любое умышленное изменение информации, хранящейся в вычислительной системе или передаваемой из одной системы в другую, в том числе и несанкционированное изменение информации при случайных ошибках программного или аппаратного обеспечения. Санкционированными изменениями являются те, которые сделаны уполномоченными лицами с обоснованной целью (например, периодическая запланированная коррекция некоторой базы данных). Целостность информации - существование информации в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Обычно субъектов интересует обеспечение более широкого свойства – достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, т.е. ее неискаженности. На втором месте по размерам ущерба стоят кражи и подлоги. По данным газеты USA Today, еще в 1992 году в результате подобных противоправных действий с использованием персональных компьютеров американским организациям был нанесен общий ущерб в размере 882 миллионов долларов. В наши дни ущерб от такого рода действий вырос многократно. В большинстве случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, знакомые с режимом работы и мерами защиты, что подтверждает опасность внутренних угроз, хотя им уделяют меньшее внимание, чем внешним. Существует различие между статической и динамической целостностью. С целью нарушения статической целостности злоумышленник может: ввести неверные данные; изменить данные. Иногда изменяются содержательные данные, иногда – служебная информация. Показательный случай нарушения целостности имел место в 1996 году. Служащая Oracle (личный секретарь вице-президента) предъявила судебный иск, обвиняя президента корпорации в незаконном увольнении после того, как она отвергла его ухаживания. В доказательство своей правоты женщина привела электронное письмо, якобы отправленное ее начальником президенту. Содержание письма для нас сейчас не важно; важно время отправки. Дело в том, что вице-президент предъявил, в свою очередь, файл с регистрационной информацией компании сотовой связи, из которого явствовало, что в указанное время он разговаривал по мобильному телефону, находясь вдалеке от своего рабочего места. Таким образом, в суде состоялось противостояние "файл против файла". Очевидно, один из них был фальсифицирован или изменен, то есть была нарушена его целостность. Суд решил, что подделали электронное письмо (секретарша знала пароль вице-президента, поскольку ей было поручено его менять), и иск был отвергнут... Угрозой целостности является не только фальсификация или изменение данных, но и отказ от совершенных действий. Если нет средств обеспечить "неотказуемость", компьютерные данные не могут рассматриваться в качестве доказательства. Потенциально уязвимы с точки зрения нарушения целостности не только данные, но и программы. Внедрение рассмотренного выше вредоносного ПО – пример подобного нарушения. Угрозами динамической целостности являются нарушение атомарности транзакций, переупорядочение, кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений (сетевых пакетов и т.п.). Соответствующие действия в сетевой среде называются активным прослушиванием. Угроза доступности (отказа служб) возникает всякий раз, когда в результате преднамеренных действий, предпринимаемых другим пользователем или злоумышленником, блокируется доступ к некоторому. Реально блокирование может быть постоянным - запрашиваемый ресурс никогда не будет получен, или оно может вызывать только задержку запрашиваемого ресурса, достаточно долгую для того, чтобы он стал бесполезным. Доступность информации – свойство системы, в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда возникает в этом необходимость. Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц. Иногда такие ошибки и являются собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшая крах системы), иногда они создают уязвимые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники. По некоторым данным, до 65% потерь – следствие непреднамеренных ошибок. Пожары и наводнения не приносят столько бед, сколько безграмотность и небрежность в работе. Самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками – максимальная автоматизация и строгий контроль. Средства искажения и уничтожения информации включают программные продукты "Троянский конь" ("Trojan Horse"), "Червь" ("Worm"), а также многочисленные компьютерные вирусы, количество которых превышает 60 тысяч. "Троянский конь" позволяет осуществить скрытый несанкционированный доступ к информационным массивам. Он активируется по команде и используется для изменения или разрушения информации, а также замедлять выполнение различных функций системы. "Червь" - это посторонний файл, сформированный внутри информационной базы данных системы. Он способен изменять рабочие файлы, уменьшать ресурсы памяти, а также перемещать и изменять определенную информацию.
23)Преступления, тем или иным образом связанные с компьютером, ущемление интересов пользователей и распространение заведомо ложной и другой опасной информации создают серьезную угр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.02 с.) |