ТОП 10:

Безопасное развитие атомной отрасли в мире вряд ли возможно без государственного участия



При этом Россия уже давно вступила на этот путь, выполняя зарубежные заказы. По словам Комарова, то, что строится в стране и предлагается за рубеж - это уже АЭС так называемого поколения "3+", "которые содержат в себе все современные знания о системах безопасности". Это значит, что эти станции могут работать в самых фантастических условиях. Даже если будит полное прекращение подачи внешней электроэнергии, при одновременном наводнении, цунами, землетрясении и полном исчезновении обслуживающего персонала, заверил он. "Если по-простому, то, что мы предлагаем - это проекты, которые могут саморегулироваться", - заявил Комаров.

Японская авария показала, что частные компании не в состоянии справиться с масштабными ядерными бедствиями. И без участия государства, говорить о безопасности развития атомной отрасли вряд ли придется.

 

36.

Контроль над обычными вооружениями - комплексное понятие, объединяющее в себе различные мероприятия в области сокращения и ограничения вооружений и военной деятельности, не связанных с оружием массового уничтожения (ОМУ).

Особая роль в области переговоров по обычным вооружениям и мерам доверия принадлежит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ). Так, именно под эгидой СБСЕ в 1990 г. был подписан ДОВСЕ и велись предшествовавшие этому переговоры между государствами НАТО и ОВД. В рамках СБСЕ также были подписаны Венские документы по мерам доверия и безопасности в Европе 1990, 1992 и 1994 гг. При помощи ряда специальных механизмов [12] ОБСЕ ведет постоянную работу по усовершенствованию этих договоренностей и контролю за их реализацией.

Исторически создание СБСЕ/ОБСЕ и вопросы контроля над обычными вооружениями весьма тесно связаны. Предложение Запада о проведении переговоров по "взаимным сбалансированным сокращениям вооруженных сил" (ВССВС) [14], сделанное в 1968 г. [15], стало, по существу, ответом на исходившие от государств ОВД с 1964 г. [16] идеи о созыве общеевропейского совещания по безопасности. Подписанный 1 августа 1975 г. Хельсинкский Заключительный акт предусматривал некоторые меры доверия в области обычных вооружений.

Те же темы обсуждались и в Вене в 1989 на переговорах по ВССВС. "межблоковые" (ОВД - НАТО) переговоры в Вене не принесли результата, но общеевропейский процесс (33 европейских государства плюс США и Канада) был более продуктивным. Меры доверия получили дальнейшее развитие на Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, начавшей работу в 1984 г. и завершившейся принятием итогового документа [17], в котором "хельсинкские" параметры были значительно усилены. В 1986-1987 гг. НАТО предложила два параллельных переговорных форума - оба в рамках СБСЕ. Первый из них, с участием всех 35 стран - участниц СБСЕ, должен был начаться в Вене в развитие Стокгольмской конференции, а второй - между НАТО и ОВД - прийти на смену затянувшимся переговорам по ВССВС.

Переговорная работа в области контроля над обычными вооружениями в рамках ОБСЕ активно продолжалась. В ходе венских переговоров по мерам доверия в феврале 1990 г. состоялся первый семинар по военным доктринам. Плодотворный в отношении контроля над вооружениями 1990 год был отмечен успешным завершением переговоров и подписанием на Парижском саммите ОБСЕ 17 ноября Венских документов по мерам доверия [20], укрепившим режим "стокгольмских" мер доверия и предусматривавшим создание Центра предотвращения конфликтов в Вене. Двумя днями позже в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

На Хельсинкском саммите СБСЕ в июле 1992 г. был одобрен план начала нового этапа переговоров по контролю над обычными вооружениями. Для этой цели было принято решение о создании Форума по сотрудничеству в области безопасности СБСЕ, который должен был объединить ведшиеся параллельно переговоры по обычным вооруженным силам в Европе и по мерам доверия на основе участия всех 52 государств СБСЕ. С тех пор Форум является главным и постоянно действующим механизмом ОБСЕ в сфере военной безопасности (заседания форума проводятся еженедельно).

На этой же встрече 29 государств подписали заключительный документ переговоров по ограничению численности персонала вооруженных сил [21]. Это соглашение и ДОВСЕ вступили в силу одновременно - 17 июля 1992 г., но, в отличие от ДОВСЕ, соглашение о численности военнослужащих не имеет юридически обязывающего характера, а является политическим обязательством.

37.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе, который был подписан 19 ноября 1990 г. на Парижском саммите ОБСЕ, основан на балансе между двумя "группами стран-участниц", соответствовавшими в то время блокам ОВД и НАТО. Он подписан полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). Впоследствии, в результате объединения Германии, распада СССР и разделения Чехословакии, число государств-участников договора достигло тридцати. Вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор установил равные уровни по основным категориям обычных вооружений и техники, которые подлежали сокращению. Это пять основных категорий обычных вооружений: танки ("потолок" в 20 тыс. единиц на каждый из военных блоков), боевые бронированные машины (ББМ) ("потолок" в 30 тыс. единиц), артиллерия калибром 100 мм и выше (20 тыс.), боевые самолеты (6,8 тыс.) и ударные вертолеты (2 тыс.).

Район применения ДОВСЕ включал все континентальные и островные территории государств-участников от Атлантического океана до Уральского хребта. Вооружения, превышающие установленные лимиты, подлежали уничтожению в течение 40 месяцев с момента вступления Договора в законную силу. Для решения вопросов соблюдения режима Договора, предложений по его модификации и т. п. в Вене был создан специальный орган - Совместная консультативная группа , которая начала работать в 1990 г.

Можно сказать, что уже в период заключительных согласований документа и его подписания Договор был в определенной степени морально устаревшим, так как не отражал кардинальных изменений в геополитической ситуации, прежде всего, прекращения ситуации противостояния между двумя военно-политическими союзами. Главным принципом ДОВСЕ был принцип именно "блоковых" двусторонних равных и сбалансированных сокращений.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты.

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Позиция России состоит в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

38.

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене.

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ».

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

-Превышение государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

-Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

-Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

-Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

Объявление моратория означает, что Россия намерена прекратить взаимное военное инспектирование и предоставление информации партнёрам по Договору о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также не будет считать себя связанной количественными ограничениями.

Действие моратория, как указано в справке к Указу, продлится до тех пор, «пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ».

 

40)май 2010 – новая стратегия НБ США. Новая стратегия национальной безопасности США впервые касается внутренних проблем и признает наличие многополярного мира. В 52-страничном документе указывается, что военные действия не следует сбрасывать со счетов, однако армия должна обращать больше внимания на гуманитарные аспекты своих акций. Президент расширил представления о национальной безопасности, включив в нее необходимость восстановления экономики в качестве важнейшего фактора сохранения мощи США.

Проблема «домашнего терроризма», рост числа граждан и жителей США, «оказавшихся во власти экстремистских идеологий» и готовых жертвовать жизнью ради «святого дела». В последнем по времени инциденте американский гражданин пытался устроить взрыв на Таймс-Сквер в Нью-Йорке.

Новый документ расходится с прежней версией Джорджа Буша, в которой говорилось о «войне с террором». В новой доктрине врагом названа Аль-Кайда. Потери, которые террористы несут в Афганистане, Пакистане и Ираке, вынуждают руководство экстремистов вербовать лиц, способных просачиваться через ловушки, расставленные органами безопасности. Такие «нетипичные лица» представляют наибольшую опасность.

Новые технологии и экономическая взаимозависимость сблизили весь мир. Новая СНБ отражает новейшие изменения в мире, так как использует более обширный, всеобъемлющий подход при рассмотрении современного мира. По словам Клинтон, одним из основных принципов новой стратегии безопасности США является решение внутренних проблем страны.

США готовы принять тот факт, что мир является многополярным. Ранее администрация Штатов считала, что является единственной супердержавой в мире, и планировала внешнюю политику согласно этому принципу.

По словам Клинтон, такой подход неминуемо вызовет критику внутри страны, однако признание многополярности мира – единственный способ наиболее эффективно обеспечивать интересы США.

В качестве главных партнеров США называют Россию, Китай и Индию. Вашингтон заинтересован укреплять связи и взаимодействовать на мировой арене с этими странами, признавая их влияние.

США в одиночку не могут решить ни одну глобальную проблему, а потому укрепление отношений с партнерами и создание новых союзнических связей является ключевым фактором успеха. Сотрудничество необходимо во всех сферах – от обеспечения безопасности до проблем изменения климата.

Белый дом не делает различий между внутренней и мировой безопасностью. Нынешняя стратегия касается не только борьбы с терроризмом, но и самых разных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это первая стратегия, которая касается вопросов кибербезопасности и учитывает динамику 21-го века. Она предполагает усиление роли "(большой) двадцатки"... Также делается акцент на проблеме изменения климата.

 

 

Хартия Европейской безопасности. Принята 54 государствами на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года.

В этом документе отражена концепция безопасности мирового сообщества, ориентированная на XXI век. В ее основу положены два принципа: коллективности, при которой «безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других», и «первоочередной ответственности СБ ООН за поддержание международного мира». ОБСЕ определена как одна из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и один из главных инструментов в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов.

Цитаты ОБЩИЕ ДЛЯ НАС ВЫЗОВЫ

2. Опасность конфликтов между государствами не устранена. Угрозы нашей безопасности могут быть следствием конфликтов как между государствами, так и внутри государств.

3. Безопасность, мир, сотрудничество.

4. Все большую угрозу безопасности представляют международный терроризм, экстремизм с применением насилия, организованная преступность и оборот наркотиков.

5. Серьезными последствиями для нашей безопасности чреваты острые экономические проблемы и деградация окружающей среды.

6. Мы подтверждаем, что безопасность в соседних регионах, в частности в Средиземноморье, а также в районах, находящихся в непосредственной близости к государствам-участникам, таким, как государства Центральной Азии, имеет для ОБСЕ все возрастающее значение. Мы признаем, что нестабильность в этих регионах порождает вызовы, которые прямо затрагивают безопасность и процветание государств ОБСЕ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.009 с.)