Предмет и задачи социологии безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи социологии безопасности



Безопасность определяется С. И. Ожеговым как положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь. Расширяя это понятие, Б. Н. Порфирьев поясняет, что безопасность означает отсутствие самого источника опасности или риска или гарантированную защиту от них. Вместе с тем безопасность может быть только относительной. Необходимо признать реальным и постоянно существующим риск возникновения угрозы и (или) риск ее последствий для человека и окружающей среды. Меру приемлемости риска люди устанавливают для себя сами, исходя из психологии принятия опасности.

В законе «О безопасности» № 2446-1, подписанном Президентом
Российской Федерации 5 марта 1992 г., дается общее определение: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Социология безопасности — это отрасль социологического знания, интегрирующая в себя прикладные аспекты политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных наук, делающая своим предметом разнообразные факторы риска, угрожающие обществу
и личности, а также сущность, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и общества в условиях комплексного взаимодействия всех этих факторов.

Сложность и обширность границ предметной области социологии безопасности соответственно отражается в ее структуре, где, согласно отечественному исследователю В. Кузнецову, можно выделить три подобласти: социология гуманитарной безопасности, социология природной безопасности и социология техногенной безопасности.

Социология гуманитарной безопасности изучает проблемы обеспечения защищенности человека как личности в контексте сложившихся общественных отношений. Это емкое определение включает в себя разнообразные аспекты в соответствии с многогранностью самого понятия «личность». Безопасное существование личности невозможно вне защиты возможностей нормальной жизнедеятельности, прав и свобод, не только ее собственных, но и ее семьи, родных, этнической общности, к которой она принадлежит, без свободной реализации себя в национальной культуре, идентификации с ее ценностями, традициями, идеалами и нормами. Гуманитарная безопасность предполагает также обеспечение свободного развития интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала человека, защиты его от разнообразных посягательств и угроз, от всякого — физического, нравственного, социального и политического — насилия.

Под изучением природной безопасности понимается исследование
явлений, событий и процессов, имеющих место в природе и по своему характеру, масштабности, интенсивности или длительности могущих оказывать негативное, разрушительное воздействие на человеческую жизнедеятельность, здоровье, физическое воспроизводство, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К таким опасным для человека и общества природным явлениям и процессам относятся наводнения, землетрясения, оползни и лавины, ураганы, сели, сильные заморозки, засухи и тому подобные стихийные бедствия. По типу воздействия на сферу человеческой жизнедеятельности такие события могут быть длительными и постепенными, чреватыми не только человеческими жертвами, сколько значительным ущербом экономике, или же внезапными и катастрофическими, уносящими за краткий срок множество жизней. Они могут быть постоянными, периодическими или эпизодическими, локальными или глобальными, управляемыми в плане возможностей минимизации причиняемого ущерба или же неуправляемыми.

Техногенная безопасность представляет собой состояние защищенности человека и общества от угроз и рисков техногенного происхождения, возникающих в результате использования или проектирования производственных технологий, при несанкционированном использовании научно-технической и технологической информации. Изучение различных аспектов техногенной безопасности включает в себя анализ факторов риска
в научно-технической деятельности человека, в процессах информационного обмена, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике и транспортировке энергоресурсов, военной сфере, системе управления; рисков, связанных с производством, хранением и утилизацией химических, радиоактивных, биологических и взрывоопасных продуктов. Основным принципом обеспечения техногенной безопасности является тщательное выполнение всех научно обоснованных требований и предписаний к разработке и использованию технологий.

В конечном счете, предмет исследования социологии безопасности это отношения между людьми и социальными институтами по поводу проблем жизнеобеспечения в самом широком смысле этого слова. Социология безопасности изучает условия и процессы, при которых возможно сохранение и поддержание жизни индивидов, их материального и духовного благополучия, реализации их способностей и запросов, национального типа ментальности и духовности, культуры и традиций.

В предметную область социологии безопасности входит поэтому также исследование различных аспектов поддержания безопасности в рамках конкретного государства, то есть обеспечения его самосохранения. Здесь речь идет о таком понятии как национальная безопасность. Это понятие является сложным, системным, оно предполагает включение разнообразных составляющих. Это и экономическая безопасность государства, обеспечение которой требует устойчивого экономического роста, нормального воспроизводства национальной экономики, необходимой степени хозяйственной независимости и самостоятельности в сочетании с занятием
и удержанием определенных значимых позиций на мировом рынке;
и продовольственная безопасность, критерием которой является способность общества, не прибегая к помощи извне, прокормить своих граждан; и информационная безопасность, обеспечение которой означает заботу
о сохранении военной и государственной тайны, о неразглашении секретной — финансовой, технико-технологической, оборонно-стратегиче-ской информации разных уровней, утечка которой могла бы оказаться опасной. Сюда входит и социальная безопасность, связанная с поддержанием стабильности в обществе, с необходимостью исключения чрезмерного обострения социальных противоречий, сдерживания роста имущественного неравенства, поскольку на этой почве могут возникнуть массовые беспорядки и социально-политические катаклизмы. Следует указать также демографическую безопасность, под которой понимается такое состояние общества, когда уровень рождаемости в соотношении с индикаторами продолжительности жизни обеспечивает самовоспроизводство нации.

Наконец, социология безопасности исследует проблемы обеспечения безопасной жизнедеятельности личности в обществе. Существует индивидуальный уровень обеспечения безопасности, включающий в себя, прежде всего, физическую безопасность членов общества, бережное отношение к человеческой жизни как основной социальной ценности. Это предполагает сдерживание криминальных тенденций, четкую и основанную на безукоризненном следовании законности работу правоохранительных органов, соблюдении техники безопасности на производстве и в быту, устранение неуставных отношений в вооруженных силах и т. д. Индивидуальная экономическая и финансовая безопасность подразумевает
правовой и оберегаемый государством характер частного бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности, неприкосновенность частных вкладов, соблюдение коммерческой тайны.

Таким образом, социологию безопасности следует рассматривать как молодую, находящуюся в процессе становления, отрасль социологии, сама предметная область которой еще окончательно не установилась,
не обрела законченных четких границ. Однако ее выделение в специальную социологическую дисциплину обусловлено запросами времени,
в которое мы живем. Особую актуальность социологическое исследование проблем безопасности приобретает в современном российском обществе, которое только начинает неуверенно выходить из длительного системного кризиса. Если современное общество Запада известный германский социолог У. Бек назвал «обществом риска», то российское социальное пространство буквально пронизано риском. В настоящее время мы живем в обществе, в котором ничего не гарантированно, характер повседневных взаимодействий часто с полным основанием определяется словом «беспредел», где человеческая жизнь немного стóит, бизнес и государство находятся в напряженных отношениях. На территории России осуществляется захоронение отходов экологически вредных производств, цена на труд не окупает расходов по воспроизводству рабочей силы, подавляющее большинство населения живет на границе или за чертой бедности, неуставные отношения в армии достигли чудовищных масштабов, катастрофически сокращается средняя продолжительность жизни и падает рождаемость.

Задача социологии безопасности в этих условиях заключается, на наш взгляд, в фиксации общественного внимания на конкретных угрозах
и проблемах, в сборе и анализе данных, позволяющих судить о состоянии тех или иных аспектов глобальной, национальной и индивидуальной безопасности, в разработке теоретической и методологической базы для создания стратегии безопасного существования общества и нейтрализации имеющихся рисков и угроз.

1.2. Гуманитарная безопасность —
как предмет социологического изучения

Гуманитарная безопасность общества и личности — это состояние общественных отношений, гарантирующая жизнеспособность и нормальное осуществление трансляции базовых социальных ценностей и идеалов, адекватные времени понимание и реализацию основных прав личности, таких как право на жизнь, свободу, неограниченное развитие индивидуальных качеств и способностей, достойный уровень жизни. Под гуманитарной безопасностью понимается безопасное состояние общества и личности с точки зрения жизнеобеспеченности идеалов, целей и ценностей как основы социальной интеграции. Действительно, общество, переживающее переоценку ценностей, разочарование в своих былых идеалах, обречено на нестабильность и распад, если не найдет в себе силы выйти из этого состояния. Гуманитарная безопасность требует адекватности социальных ценностей, позитивного отношения к ним большинства населения, что органически связано с доверием индивидов к обществу и государству, с готовностью идентифицировать себя с ними. Однако длительное переходное состояние современного российского общества породило кризис идентификации, чувство глубокого отчуждения населения от целей и ценностей, заявленных правящей элитой, сомнение и недоверие по отношению к ним. Вследствие этого оказался подорванным их мобилизационный потенциал. Население в своей массе уже не верит в способность институтов власти укрепить порядок в обществе, преодолеть негативные явления и тенденции, ставшие привычными для россиян за последние годы. Стабилизация российского общества, решение стоящих перед ним социальных и экономических проблем невозможны без его духовной, гуманитарной реинтеграции на основе актуализации общечеловеческих нравственных ценностей.

Большое значение для обеспечения гуманитарной безопасности, по мнению В. Кузнецова, имеет осознание обществом единой цели. Действительно, для того чтобы осуществлять социальное управление в соответствии с принципами безопасности, необходима целерациональная и ценностнорациональная организация управленческой политики. Поэтому социологическое изучение проблем гуманитарной безопасности возможно и необходимо как исследование общественного мнения, ориентированное на выяснение представлений населения о том, что именно объединяет россиян в единую нацию, на анализ основных ценностей и целей. Показательно в этом смысле, что большинство опрошенных считают первостепенным условием обеспечения безопасности в масштабах общества соблюдение законности, понимаемой как равенство всех без исключения граждан перед Законом. Соблюдение принципа всеобщего равенства перед Законом понимается респондентами и как основной фактор социальной интеграции современного российского общества.

Исследование ценностных предпочтений россиян составляет один из главных аспектов социологии гуманитарной безопасности. По состоянию системы ценностей, по тому, какие из них занимают главенствующее положение в ценностной иерархии, можно судить о состоянии как духовного здоровья индивидов, так и социальных групп и общества в целом. В благополучном обществе личная безопасность близких людей, семьи и родственников закономерно является одной из ключевых ценностей. Согласно известной шкале потребностей, разработанной американским психологом А. Маслоу, потребность в безопасности является первичной, жизненно необходимой потребностью любого человека. Однако, как показывают проведенные в России исследования, в нашем обществе личная безопасность занимает лишь срединное положение в ценностной иерархии, что очень настораживает. Это говорит о том, что для 60 % опрошенных личная безопасность не входит в число превалирующих ценностей, то есть они живут в атмосфере тотального риска и сами готовы рисковать. Таким образом, есть основания рассматривать российское общество как общество всеобщего риска, в котором личная безопасность как ценность размывается и утрачивает первоначальный смысл.

«Общество риска» характеризуется, прежде всего, ускоряющейся динамикой роста разнообразных рисков и угроз, порождаемых самим функционированием социальных механизмов в обстановке аномии и хаоса. На уровне жизненного пространства индивида это состояние общества проявляется в растущей фрустрации, страхах, чувстве неуверенности, пессимистической оценке своего будущего и будущего своих детей. В этой обстановке тотальной зыбкости, нестабильности, отсутствия четких критериев поведения в обществе, как показывают опросы, в ценностной иерархии респондентов снижается значение ценностей нормативно-регулятивного ряда, таких, как чистая совесть, порядочность, патриотизм и национальная гордость, чувство необходимости другим людям. Отсюда вытекает нарастание социальной напряженности, утрата моральных ориентиров поведения в обществе, а следовательно, новый виток хаоса и аномии, расширение сферы неопределенности и риска и, соответственно, сокращение сферы безопасности. Общество с деформированной и расшатанной системой ценностей, неопределившимися целями и дискредитированными идеалами представляет собой общество повышенной степени риска.

В этом смысле для социологии безопасности первостепенное значение приобретает изучение рисков и вызовов как социального феномена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.011 с.)