Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратификация и ее составляющие. Стратификация в СССР и современной РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная структура — это анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функциональных взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. Учитель обязан передать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как он участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, православный В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с его основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных). Разновидностями социального статуса выступают приписываемый К прирожденному статусу относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе негр — представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В США негры — меньшинство, и долгое время они подвергались политической и социальной дискриминации. А в ЮАР, где, как и на Кубе, негры составляют большую часть населения, в период апартеида их права ущемлялись почти, как в США. Таким образом, негр — не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т. д. Они прирожденные потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидации монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление общественным мнением, социальным устройством общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, отец, племянник, тетя, кузина, бабушка и т. д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками в законе. Теща — это мать в законе, тесть — отец в законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемых через усыновление. Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии. Статусы мужа, жены, крестных отца и матери — достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но, иногда определить вид статуса трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого, допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса. Итак, статус — это позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Разнообразие отношений, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, располагающимися во многих аспектах. Социальную структуру можно выразить через совокупность статусов. Совокупность статусов дает нам новое понятие — социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны, но Социальная стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие или верхние слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными видами социальной стратификации общества принято выделять критерии дохода (и богатства, т. е. накопления), критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития. Можно сделать вывод о том, что социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Существует четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж. Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень велики, то накапливаются и превращаются в богатство. Богатство — накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег, на которые можно приобрести движимое и недвижимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. д.) имущество. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход — только работающие. Главное достижение высшего класса не доход, а накопленное имущество. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход. Суть власти — в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законом и традициями, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти — политической, экономической, религиозной, составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий, т. е. чего добился человек Образование — определяется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, Три шкалы стратификации — доход, образование и власть имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель. В современном, быстро меняющемся мире, в условиях информационного общества, возникает новый тип стратификации — информационная стратификация. Информационное неравенство (информационная стратификация) Таким образом, страта — социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Принадлежность к страте измеряется субъективными (ощущение причастности Под классом (в широком смысле слова) понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения доходов. В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью В современном обществе выделяют несколько переходящих друг Считается, что классы — это социальные группы, свободных в политическом и правовом отношении граждан, различия между которыми заключаются в характере и размере собственности на средства производства и производимый продукт, а следовательно, и в уровне получаемых Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменение их статуса,называется социальной мобильностью. Пионером Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, располагающуюся на том же уровне (из одной религиозной группы в другую, из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса). Под вертикальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного пласта в другой. В зависимости от направления перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. подъем и спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: 1. Мобильность, как добровольное перемещение индивидов в рамках социальной иерархии. 2. Мобильность, которая вызывается структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменения в требованиях к квалификации и профессиональной подготовленности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.011 с.) |