Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика в отношении инвалидов

Поиск

В 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение о включении в сферу социального страхования всех видов потери трудоспособности. В принятом в октябре 1918 г. Положении о социальном обеспечении трудящихся предусматривалось оказание государственной помощи лицам в случае постоянной утраты ими средств к существованию вследствие нетрудоспособности. Таким образом, с начала 1920-х гг. социальное обеспечение инвалидов строится в зависимости от степени утраты трудоспособности, а значение термина «инвалид» стало связываться
с нетрудоспособностью.

С 1932 г. была введена классификация инвалидности по трем группам. Третья, наиболее сложная, группа инвалидности устанавливалась лицам, постоянно или длительно, частично утратившим свою трудоспособность. Вторая группа инвалидности устанавливалась лицам, у которых наступила полная, постоянная или длительная утрата трудоспособности вследствие значительно выраженных функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями ил травмой, которые, однако, не вызывали необходимости в постоянной посторонней помощи. Первая, наиболее тяжелая группа инвалидности устанавливалась лицам с тяжелыми заболеваниями или последствиями увечий, при которых имелись значительные нарушения функций организма, обусловливающие необходимость постоянной посторонней помощи, ухода или надзора.

Следует отметить, что инвалиды войны и инвалиды вследствие трудового увечья имели более привилегированное положение по сравнению
с другими категориями, что соответствовало функционально-утилитар-ной логике государства, когда оно проявляло заботу прежде всего о тех, кто защищал интересы и целостность страны, национальную честь, участвовал в создании материальных ценностей, т. е. способствовал его процветанию.

В период Великой Отечественной войны был введен определенный порядок трудоустройства и профессиональной подготовки инвалидов войны, они имели преимущество при поступлении на работу. Для обеспечения ухода, лечения и трудовой реабилитации инвалидов широко использовались дома-интернаты, которые были широко распространены системой работы с инвалидами. Возрастание количества инвалидов после войны привело к усилению внимания со стороны государства к этой категории людей. Статус инвалида войны всегда был выше статуса, например, инвалида детства или инвалида труда. Это выражалось в общественном отношении к ним, которое отличалось уважительностью и преклонением перед героизмом ветеранов, что поддерживалось официальной пропагандой в средствах массовой информации. Инвалиды войны, в отличие от других категорий, пользовались большим количеством прав и льгот. Медицинское обслуживание инвалидов Великой Отечественной войны организовано по приоритетному принципу — все нуждающиеся граждане из этой категории обеспечены амбулаторным и стационарным лечением. Гражданский труд также высоко оценивается государством, но менее, чем военные доблести.

Можно выделить две отличительные черты социальной политики советского периода по отношению к инвалидам. С одной стороны, имели место механизмы исключения инвалидов из «нормального» общества, выражающиеся в социальных барьерах при получении образования, рабочего места, продвижения по социальной лестнице на предприятиях,
в существовании архитектурных барьеров. Инвалидам некоторых категорий запрещалось работать (для лиц, признанных в законном порядке
нетрудоспособными, не установлена правовая обязанность трудиться,
и государство принимает на себя обязанность удовлетворять их материальные и духовные потребности), а в случае неподчинения этому правилу прекращалась выплата пенсий по инвалидности. Мотивировалось это заботой о состоянии здоровья инвалидов. С другой стороны, существовал патернализм, когда государство брало на себя решение проблем, «связанных с инвалидностью», прежде всего материальных и медицинских (обеспечение пенсиями, пособиями, льготами), а также за счет личного из участия в общественно полезном труде «по способностям», т. е. в рамках, установленных трудовыми рекомендациями ВТЭК. Такая политика вела, в свою очередь, к созданию барьеров общения между здоровыми членами общества и инвалидами, поощрению пассивного социально-профессио-нального поведения инвалидов, к понижению их статуса на рынке труда. В нынешних условиях государство снимает значительную часть ответственности за решение материальных проблем различных групп населения, отказывается от патерналистической политики, не имеет достаточного количества денежных ресурсов для оказания прямой финансовой поддержки. Дальнейшие изменения в политической жизни СССР с началом реформ в 1985 г. шли в направлении гуманизации отношения к инвалидам и признания непреложности прав человека.

Социально-экономическая и идеологическая трансформация российского общества наложили свой отпечаток на социальную политику в отношении инвалидов. Социальные права и гарантии в Конституции 1993 г. освещаются лишь пунктирно, реальные гарантии и права наиболее
уязвимых групп населения в данном документе не обсуждаются, нет взаимосвязи между минимальным прожиточным уровнем и минимальной заработной платой (и соответственно, с пенсиями и пособиями).

В 1995 г. был принят основной закон, определяющий политику в отношении инвалидов. Предпосылкой разработки подобного правового фундамента социальной политики в отношении инвалидов стало принятие ООН 20 декабря 1993 г. Стандартных правил равных возможностей для инвалидов, которые базировались на ключевых международных документах и аккумулировали опыт многих стран. Именно в это время, когда Международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, обязали нашу страну устранить все препятствия для активной жизни инвалидов, и был принят закон «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», который определил весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов — медицинской, социальной и профессиональной. Закон гарантирует российским инвалидам право на достойную
и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми. Данный законопроект впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов провозглашает реабилитацию.

Вопросы и задания

1. Дайте определение «социальной политики». Назовите механизмы реализации социальной политики в российском обществе. Какие, по вашему мнению, трудности существуют в реализации социальной политики в России?

2. Как развивалась социальная политика в России, начиная с 1918 г.?

3. Охарактеризуйте особенности социальной политики в России в области охраны материнства и детства. Какие, на ваш взгляд, причины привели к снижению рождаемости? Почему на сегодняшний день растет количество разводов? Какие меры необходимо предпринимать для снижения этого явления и укрепления института семьи?

4. Являются, по вашему мнению, детские пособия, выплачиваемые государством, существенным вкладом в бюджет семьи? Какие бы вы внесли предложения, в изменение семейной политики, направленные на укрепление семьи?

5. Охарактеризуйте изменение социальной политики в отношении инвалидов
с 1917 г. по наши дни. Каково положение инвалидов в современной России? Какие меры должны быть предприняты, чтобы это положение изменилось?

Темы для рефератов

1. Социальные изменения и социальная политика.

2. Семейная политика и охрана материнства и детства.

3. Социальная политика в отношении инвалидов.

4. Социальная политика и социальное государство.

5. Социальная политика и реформы.

Список литературы

1. Антонов, А. И. Семья как институт среди других институтов / А. И. Антонов // Семья на пороге третьего тысячелетия. — М.: Наука, 1995. — 280 с.

2. Ловцова, Н. И. Положение детей и семейная политика Саратовской области: возможно ли снижение социального неравенства? / Н. И. Ловцова // Социальное неравенство и образование: проблема, исследование, действия. — Саратов: Изд-во СГТУ, 2001. — 220 с.

3. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. — М.: ИНИОН РАН, 2002. — 456 с.

4. Холостова, Е. И. Социальная политика / Е. И. Холостова. — М.: Изд-во Социально-технолог. ин-та МГУС, 2000. — 284 с.

Глава 5. Факторы, влияющие на безопасность личности
и общества. Факторы асоциального поведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.008 с.)