ТОП 10:

Глоссарий по теме «Социальная политика».



Благосостояние –обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими человеческие потребности. Зависит от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, степени развития общества в целом.

Гарантии социальные– материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе.

Государственная социальная политика –действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.

Доход - сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных на приобретение благ и услуг для личного потребления. Уровень дохода определяет и уровень потребления населения.Источниками денежных доходов населения выступают: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.), доля каждого из этих видов дохода в совокупном доходе той или иной ячейки общества - семьи - различна. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Нужно различать номинальные, реальные и располагаемые доходы. Номинальный доход - сумма денежных доходов, получаемых в течение определенного времени. Он не учитывает динамику цен. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен.Располагаемый доход - доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный налог минус индивидуальные налоги.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, показывающая, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа) семей. При равномерном распределении дохода эта линия совпадает с биссектрисой. Чем больше она откланяется от этой биссектрисы, тем более не равномерно распределены доходы в обществе.

Часто используетсядецильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем этот коэффициент ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель равен нулю. Различия в уровне потребления могут определятся не только величиной заработной платы, но и составом семьи, количеством иждивенцев, состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и т.д. Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить эти различия в доходах и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Перераспределение доходов осуществляется государством через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

Жизни населения качество.Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

Политика- это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.

Политика региональная – это такая система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей. Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа:эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага;роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц:утилитарный -максимизируется общая полезность всех членов общества;рыночный - справедливость устанавливается рынком. Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически сложившихся национальных жизненных стандартов.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль здесь играет прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия, выплаты. К косвенным методам перераспределения доходов относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения (негативный подоходный налог - налог, выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня), предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы. Благотворительные фонды имеют бесспорные преимущества перед остальными способами, так как решение богатого поделиться с бедным продиктовано его желанием, а не навязано извне. В свою очередь государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели. Косвенные методы перераспределения не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.

Политика занятости населения. Подуровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу на данный момент. Государство в своей политике стремится к достижениюполной занятости.Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая (и когда реальный ЧНП равен потенциальному ЧНП).Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуютестественную норму безработицы. Циклическая безработица -безработица, порождаемая недостаточным объемом совокупных расходов, спадом экономического производства. Кроме того, выделяют также застойную, скрытую, технологическую безработицу. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

Политика социальная- одно из направлений деятельности государства по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря осоциальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Государственная социальная политика- это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

Политики социальной принципы: защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; обеспечение помощи самым бедным семьям; выдача помощи на случай безработицы; обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Принципы социальной политики. Принципы – это требования, на которых должна базироваться социальная политика. К основным принципам относятся: принцип учета и реализации всего многообразия социальных интересов; принцип учета имеющихся возможностей общества, его ресурсов, что требует тщательного просчета имеющихся возможностей общества для того, чтобы цели и задачи социальной политики были реально выполнимы.

Социальная политика –это деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля. Государство для достижения своих целей действует через многих субъектов различных видов деятельности, которые могут считаться субъектами государственной социальной политики только в той мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп.

 

Социальная политика(в широком понимании) – совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей и интересов различных групп населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика(в узком смысле)это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на обеспечение прогрессивного развития социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, удовлетворения их социальных потребностей, оказание им необходимой социальной помощи и поддержки в сложных для них жизненных ситуациях.

Социальная стратегия представляет собой совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития, направленных на достижение общественного консенсуса, социальной стабильности, снижения неравенства и обеспечения достойных условий жизни населения.

Социальный интерес. Социальный интерес субъекта любого уровня, будь то индивид или социальная группа, состоит в том, как улучшить свое положение в обществе или хотя бы его сохранить.

Социальные группы.К социальным группам принято относить общественные классы, социальные слои, различающиеся по потребностям, интересам, ценностям, социальным нормам и образу жизни. Социальные группы представляют социально-групповой аспект социальной структуры.

Социальный статус.Онотражает социальное положение, которое занимает субъект (индивид или группа) в обществе. Статус определяет совокупность прав и обязанностей субъекта.

Социальная роль.Под ролью принято понимать модель поведения социального субъекта, соответствующая занимаемому статусу, существующим нормам и ожиданиям. Роль – это динамический аспект статуса.

Социальные институты. Это устойчивая форма сложившейся жизнедеятельности людей, сложный комплекс социальных норм, обеспечивающих регулирование деятельностью людей. К ним относят семью, школу, трудовой коллектив. Социальные институты ориентированы на удовлетворение социальных потребностей, они упорядочивают взаимодействие индивидов.

Социальная структура. Социальную структуру можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная структура трактуется в широком и в узком смысле слова. В широком смысле в ее состав включают: профессионально-квалификационная подструктура, фиксирующая различия между людьми по уровню квалификации и профессиональной принадлежности; социально-этническая подструктура, аккумулирующая национальные различия; социально-демографическая подструктура, отражающая различия по полу и возрасту; территориально-поселенческая подструктура, основанная на различиях, связанных с местом проживании людей, и социально-классовая подструктура. В узком смысле социальная структура отождествляется с классовыми отношениями.

 

Социальная организация - совокупность иерархически выстроенных социальных статусов, выполняемых индивидами функций (ролей), форм жизнедеятельности, отношений и взаимодействий субъектов.

Механизм социальной политики.Его задача состоит в обеспечении целей социального развития, реализации разработанной социальной стратегии. В структуре механизма социальной политики принято выделять: систему социального законодательства, финансовый блок, политико-административный механизм и информационно аналитический блок.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

 

Субъекты социальной политики:органы местного самоуправления; общественные организации; государство в лице федеральных и региональных органов власти; политические партии; благотворительные организации; частные лица, выдвигающие инициативы и реализующие их.

 

Субъекты социальной политики –это граждане, социальные группы, а также институты, организации, представляющие, отстаивающие и проводящие в жизнь их интересы. Субъектами социальной политики выступают государство, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы, благотворительные, общественные организации, работодатели.

Социальной политики цель -гармонизация общественных отношений (регулирование деятельности системы пенсионных фондов, органов здравоохранения, общественных организаций и т.п.). Поэтому в качестве основных задач социальной политики можно отметить предотвращение резкой социальной дифференциации, смягчение и снижение конфликтных отношений между гражданами, а также ликвидацию негативных экономических, социальных, культурных и др. факторов, ведущих к депривации отдельных групп или населения в целом.

Таким образом, социальная политика направлена на создание условий для развития экономической самостоятельности населения, предотвращение имущественной дифференциации.

 

Социальной политики приоритетные направления: повышение уровня жизни и доходов населения; социальная поддержка и защита семьи, материнства и детства; социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей и инвалидов; поддержание и развитие системы образования; совершенствование системы здравоохранения; реализация комплекса мер по профилактике девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид и др.).

Социальной политики функции: выражение и защита интересов социальных слоев и групп общества; оптимальное разрешение противоречий, существующих в социальной сфере; управление и руководство социальными процессами, к примеру, миграционными; социализация личности, содействие ее развитию как самостоятельного и социально активного субъекта; прогнозирование развития социальных процессов. В этой области возникает необходимость создания и использования социальных технологий.

Основные функции социальной политики — противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Социальной политики четыре основные части:

1. создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;

2. создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;

3. создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;

4. организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления.

Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы, но и обусловливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно дает своим членам по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики.

Сочетание этих элементов социальной политики в ее конкретных мероприятиях, осуществляемых государством или другими субъектами, придает определенное своеобразие социальной политике отдельных государств, выражающееся в ее различных моделях.

 

Социальной политики модели.Подмоделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обусловливающими ее экономическими факторами.

 

Социальной политики патерналистская модель. Патернализм выступает как модель, при которой центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным.

На первый взгляд, государство, сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития,

может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан.

Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на «высшую инстанцию» в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской модели - жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами.

Последствием этого явилась не только непомерная для государства «ноша» в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело, в конечном счете к полному диктату производителя.

 

Социальной политики концепция «государства всеобщего благосостояния». В основе концепции «государства всеобщего благосостояния» лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами.

Исторически концепция «государства всеобщего благосостояния» формировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство берет на себя все управленческие функции, включая социальную сферу, минимизируя при этом действия рыночных факторов. Это, в свою очередь, обеспечивало гарантию общедоступности социальных благ и услуг,

причем критериями доступа к указанным благам становилось гражданство

как право каждого гражданина получить социальную поддержку и защиту со стороны государства.

Эта концепция выполняла функции не только социального амортизатора (например, в виде поддержки безработных, программ занятости, переподготовки и профессиональной ориентации лиц, потерявших работу, и т.п.), но и функции существенного улучшения качества рабочей силы, что стало особенно актуальным в условиях разворачивающейся в эти же временные рамки научно-технической революции.

Еще одна важная функция концепции «государства всеобщего благосостояния», обеспечившая широкую поддержку данной социальной модели – предоставление социальных гарантий в старости и в экстраординарных случаях.

На первоначальных этапах осуществления концепции «государства благосостояния» деловые круги воспринимали ее достаточно лояльно, так как она способствовала установлению «социального мира». Но со временем налоговое бремя оказалось для них (как и для широких слоев населения) излишне тяжелым. При этом многочисленные исследования показали, что «огосударствленная» часть социальной сферы отличалась не только более низким качеством услуг, но и менее рациональным использованием ресурсов, нежели аналогичные частные и общественные организации и учреждения социальных отраслей.

Все это породило требования о свертывании концепции «государства всеобщего благосостояния», о приватизации отдельных отраслей социальной сферы и о более широком использовании в функционировании социальных отраслей рыночных принципов, что и было осуществлено в большинстве стран Западной Европы в середине 70-х -- начале 80-х годов XIX в.

 

Социальной политикиконцепция«социального рыночного хозяйства».

Сущность концепции «социального рыночного хозяйства» заключалась в признании примата экономической свободы предпринимателя и отрицании административного вмешательства в экономику, поскольку именно рыночная свобода создает экономические, ресурсные предпосылки для достижения социальных целей.

На основе развития чисто рыночной экономики западногерманское государство развернуло целую систему социальных амортизаторов, не позволяющих любому гражданину опускаться ниже установленной черты бедности. Но при этом государство старается не брать на себя выполнение таких социальных задач, которые под силу самим гражданам.

Социальная политика, осуществляемая на основе концепции «социального рыночного хозяйства», не лишена некоторых противоречий.

Они заключаются в том, что, с одной стороны, сохраняется рыночный характер предоставления большинства социальных услуг. Это позволяет обеспечивать суверенитет потребителя данных услуг, поддерживать конкуренцию между отдельными организациями и учреждениями социальной сферы.

В то же время, осуществление государственных социальных программ потребовало создания значительного бюрократического аппарата со всеми присущими ему проблемами неэффективности, отчуждения, низкой степени ответственности за осуществляемую работу.

«Социальное рыночное хозяйство» представляет собой относительно более рыночную, чем концепция «государства всеобщего благосостояния» модель социальной политики. Причем на протяжении уже почти пятидесяти лет основные постулаты «социального рыночного хозяйства» сохраняются в практически неизменном виде.

 

Социальной политики рыночная модель. Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение, во-первых, в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей. В процессе разгосударствления происходит диверсификация социальных учреждений по формам собственности, условиям предоставления услуг, нацеленности услуг на определенные группы населения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.019 с.)