Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институционализация предметного языка «социальной работы»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отталкиваясь от концепции Эдварда Сепира о том, что язык есть область для изучения тенденций социокультурного поведения, можно говорить о динамике предметного языка «социальной работы», в котором отражены различные состояния социальных акторов, механизмов, институционализирующих поведенческую историческую практику социума в предметно-языковые структурализации. Логика развития предметного языка «социальной работы», – а мы говорим о лексическом эквиваленте, сформированном в ХХ веке – привносит характерные тенденции данного века, а современные языковые формы накладываются на предшествующие, существовавшие в другой понятийной номинации. Соотношение предметного языка «парадигмы милосердия» (XI-XIII вв.) с языковой парадигмой «социальной работы» (XX вв.) в отечественной практике показывает, что процесс институционализации предметного языка связан с историческими формами поведения человека- нуждающегося. От архетипических форм, когда происходит его институционализация: идентификация с поведенческими нормированными паттернами определенных групп, в которых осуществляется сохранение образа жизни (др-русс. семантическое значение слова «питание»), – до деинституционализации человека-нуждающегося, которая выражается в праве «жить самостоятельно, независимо, с чувством собственного достоинства вне учреждений». Поэтому проблемы институционализации предметного языка связаны с проблемами институционализации человека-нуждающегося в социальной работе. Можно выделить основные тенденции институционализации человека-нуждающегося: идентификация к групповой принадлежности на основе витальных потребностей и ценностей - идентификация к конфессиональным и родовым институтам, идентификация к учреждениям контроля и санкций, идентификация к тотальным учреждениям и учреждениям коллективной солидарности - идентификация на основе классовых, групповых, этнических, конфессиональных, гендерных особенностей; идентификация деинституционализации. Социальная работа и ее междисциплинарный статус Социальная работа как научная дисциплина относится к междисциплинарной области познания. Для нее характерны предметная неопределенность, доминирование понятий из других областей познания, отсутствие специфических методов исследования реальности и феноменов (человека, общества, процессов и т.п), преобладание описательных подходов и т.д. Исследование проблем междисциплинарности социальной работы нам представляется возможным решать в следующих основных направлениях. Первое направление исследования. Социальная работа развивается в логике развития норм этоса науки. Институционализация научной области проходит ряд обязательных стадий, где ее междисциплинарный статус – одно из начальных этапов становления. Отсюда плюрализм мнений, взглядов на ее предметную область и систему подходов к ней - стадия допрофессионального отношения к ее научному статусу. Для примера можно взять историю развития социологии. М. Бакунин на начальных этапах развития социологии определял ее как «вся наука о человечестве в мире, включая сюда антропологию, психологию, логику, мораль, социальную экономику, политику, эстетику, теологию с метафизикой». Как междисциплинарная область познания социология определяется на Международном конгрессе в Риме 1912 г., как дисциплина, синтезирующая в себе знания «добытые разными общественными науками». Сегодня социология - специфическая область познания, которая требует компетентности, специализации в «научном разделении труда». Система знаний, накопленных за столетие, определяет ее как самостоятельную дисциплину, которая имеет свои предметно-объектные связи, систему исследований, специфические феномены и процессы, изучаемые и открываемые. Таким образом, если социальная работа как область познания проходит сегодня определенный этап своей институционализации, характерный для гуманитарных наук, то стадия междисциплинарности - начальный этап ее научного становления. С этих позиций можно объяснить то разнообразие определений социальной работы, которое есть сегодня в России, то направление мысли, где осуществляются поиски закономерностей области ее познания вместо поисков закономерностей феноменов, ею изучаемых, то стремление найти основания области познания в других научных дисциплинах, предлагая различные вариации социальной работы: педагогика социальной работы, социология социальной работы, психология социальной работы, философия социальной работы и т.д. Здесь также проглядываются исторические принципы определения формирующейся науки: так, К. Линей ботанику первоначально определял как «Философию ботаники», А. Кетле социологию – «Социальной физикой», О. Конт, до введения понятийной номинации «социология» - «социальной наукой», «социальной философией», «социальной физиологией», и т.д. Второе направление исследования. Социальная работа – область познания, которая находится в ряду таких областей познания, как социальная политика, социальная экономика, социальная педагогика, социальная история, социальная экология и т.д. Эти области познания возникают на рубеже веков вокруг феномена «социального» как системообразующего компонента познания. «Социальное» – это не только семантическая и понятийная определенность, это знаковое явление, которое лежит на грани иррационального и рационального познания, определяющее особую область систематизации реальных явлений и познавательных парадигм в ХХ веке. Не случайно Эмиль Дюркгейм вкладывал в этот термин нечто большее, чем просто представления о совокупности или свойствах общественных отношений, осмысляя его не иначе, как «божественное социальное». Можно говорить о том, что к началу ХХ века «социальное» становится новой парадигмой рациональности, предопределившей закат картезианско-ньютоновской парадигмы науки, с ее многовековой традицией деления областей познания «на физику» и «метафизику». «Социальное» выступало тем «магическим кристаллом», позволившим на рубеже веков М. Веберу предложить новое деление науки, где в основе лежала не предметная определенность, «фактические связи вещей», «а мысленные связи проблем», «где с помощью нового метода исследуется новая проблема и тем самым обнаруживаются истины, открывающие новые точки зрения». Исходя из этого, можно сделать предположение о специфике институционализации социальных наук. Для которых характерны не предметная и феноменологическая определенность, наличие предмета и объекта исследования, которые проясняются в процессе академизации и институционализации научного познания, а формирование специфического понятийного поля на основе уточнения границ понятийного пространства, характерного для данной области; специфическая реальность «информационного пространства», где основой реальности является систематизация информационных потоков, полей применительно к проблемам реалий человека и общества. Таким образом, решение проблем специфики междисциплинарности социальной работы есть решение проблем институционализации ее как области познания и как одного из сегмента социальных наук.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.008 с.) |