ТОП 10:

Социальной политики России особенности.



Предметом социальной политики государства выступают трудовые отношения, отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Эти отношения оказывают непосредственное воздействие на воспроизводство социальных (человеческих) ресурсов общества, качество жизни населения, его общественное поведение.

Социальная политика, осуществляемая современным российским государством, по многим своим параметрам является неэффективной. Выбор в 1992 г. курса реформ, в основе которого лежали установки “шоковой терапии”, предполагал отказ от социальной политики социалистического типа (всеобщая занятость населения, бесплатное здравоохранение и образование и пр.). Эффективность социальной политики приносилась в жертву эффективности экономических преобразований, которые предполагалось осуществить в сжатые сроки, что позволило бы минимизировать (по крайней мере, во времени) социальные издержки реформ.

В начале реформ предполагалось, что рациональное использование имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость.

По мере осуществления реформ, предполагалось усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой в развитых странах. В качестве одной из важнейших социальных задач рассматривалось формирование в России “среднего класса”, являющегося основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства.

Однако реальность реформируемого постсоветского общества продемонстрировала утопизм, необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной России, характеризуется фрагментарностью; отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами, усиливающейся неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъема страны. Государственная власть зачастую рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики. Власть стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в социальной сфере, переложить основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан. Этими установками пронизаны последние проекты социальных реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения.

Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокооплачиваемых слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет расходы и посредством изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Кроме того, правительством совместно с профсоюзами разрабатывается и утверждается тарифная система, регулирующая размеры заработной платы в зависимости от квалификации.

Нередко регулируется государством и верхний предел заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. В рамках проведения антиинфляционной политики может устанавливаться контроль над заработной платой и ценами, в процессе которого в законодательном порядке определяются максимально допустимые размеры повышения заработной платы и цен в какой-либо период времени. Конкретные методы регулирования заработной платы различны, но предпочтение отдается добровольным соглашениям работодателей и работников (коллективным договорам) при участии профсоюзов и правительства. В этих договорах, исходя из минимальных размеров оплаты труда, устанавливаются дифференцированные размеры заработной платы в зависимости от уровня квалификации и конкретной отрасли, различные премии и доплаты.

Фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При законодательном определении размеров пособий по безработице возникают серьезные проблемы: на каком уровне установить пособие, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жестокой экономической нужды: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле. Наряду с прямыми существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

 

 

Приложения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.003 с.)