ТОП 10:

Некоторые особенности нашей книги



Предлагаемое учебное пособие по курсу "Социальная политика" носит во многом пионерный характер. Прежде всего, оно рассчитано на российского студента, российского читателя. Поэтому его структура несколько отличается от структуры рассмотренных выше западных учебников и учитывает необходимость решения тех реальных социальных проблем, которые возникли в России с началом рыночных реформ в экономике.

При этом мы принимали в расчет и мировой опыт проведения социальной политики, опыт мировой социальной мысли, накопленный человечеством в течение столетий. Поэтому в учебном пособии анализируется не только социальная политика, проводимая государством в постсоветской России. В книге рассмотрены история социальной политики и история ее становления в социальной мысли; отражены вопросы эволюции взглядов на социальную политику, развития теоретических основ социальной политики в западной социологии XIX — второй половины XX вв.; рассмотрены различные модели социальной политики, формировавшиеся в западных странах на протяжении длительного времени (немецкая "социального рыночного хозяйства", шведская "государства всеобщего благосостояния" и др.), а также пути выхода из современного кризиса государства всеобщего благосостояния.

Структура учебного пособия ориентирована на функциональный подход к изложению материалов курса. В отличие от отраслевого подхода он предусматривает изложение включенных в курс материалов не с позиции рассмотрения отдельных отраслей социальной сферы (например, здравоохранения, культуры, образования и т.п.), а в проблемном преломлении, т.е. посредством изучения отдельных проблем, имеющих отношение ко всем направлениям социальной политики. Поэтому в качестве самостоятельных присутствуют главы по социальной экспертизе, финансированию социальной политики, рынку труда и занятости, социальной поддержке населения и другим "функциональным" вопросам. Понятно, однако, что ограниченный объем учебного пособия не позволил включить в него все без исключения вопросы, которые могут быть отнесены к функциональному содержанию социальной политики.

Основные выводы

1. Общество однородно по видам материальных и нематериальных потребностей своих членов, но неоднородно по возможностям своих членов получать доходы для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей: в каждом обществе имеются экономически сильные и экономически слабые граждане.

2. Историческое развитие выработало естественные способы решения социальных проблем, в том числе поддержки экономически слабых членов общества. Один из них — перераспределение финансовых и иных ресурсов в домохозяйствах, что позволяет экономически слабым слоям населения повышать уровень потребления. Однако домохозяйства не в состоянии полностью решить проблемы своих членов за счет собственных ресурсов, в силу чего возникает необходимость участия общества (государства) в повышении уровня потребления экономически слабых граждан.

3. Государство может определить и законодательно конституировать перераспределение ресурсов между экономически сильными и экономическими слабыми домохозяйствами в развитых рыночных экономиках без нарушения социальной стабильности общества только на основе одобренной большинством членов общества социальной политики. Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и учитывающих общественное мнение решений, направленных на формирование целей развития общества, или социальной стратегии, общественно приемлемых социальных установок индивидуума, повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

4. Социальную политику рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае она представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства — государственную социальную доктрину, определяющую стратегию и цели развития общества, в контексте перераспределения общественных ресурсов. А во втором — социальные решения и мероприятия по основным направлениям социальной политики: политике занятости, политике в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования и других, представляющих социальные потребности общества и его слоев.

5. Существуют два основных (базовых) подхода к социальной политике: 1) государственный патернализм, ориентированный на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений и 2) либеральный подход, разделяющий членов общества на экономически сильных и экономически слабых, возлагающий на общество обязанность по поддержке уровня потребления слабых и созданию условий для раскрытия экономического потенциала сильных.

6. Социальная политика как учебный предмет изучает отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения (благосостояние домохозяйств).

Контрольные вопросы и задания

А. Контрольные вопросы

1. Объясните причины, которые вызывают гетерогенность общества по уровню потребления.

2. Как происходит перераспределение доходов между членами домохозяйства?

3. В чем состоит социальная ответственность государства и домохозяйств?

4. Дайте определение социальной политики и объясните, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

5. В чем состоят принципиальные различия между социальной политикой, основанной на государственном патернализме, и либеральной социальной политикой?

6. Определите предметную область, объекты и основной метод в учебном курсе "Социальная политика".

Б. Задание для самостоятельной работы

Проведите тематический обзор публикаций периодики по отдельным направлениям социальной проблематики за последний год (по выбору — пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальная сфера, образование, здравоохранение); выделите ключевые проблемы и обоснуйте свою позицию по их решению.

Литература

Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М., 1996.

Быков С.В. Социальная политика государства: Учебное пособие. Хабаровск, 1997.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем: Современное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.

Луман Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.

Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // TESIS. 1993. Т. I. Вып. 2.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь. М., 2001.

Социальная энциклопедия / Горкин А.П., Карелова Г.Н., Катульский Е.Д. и др. М., 2000.

Управление социальной сферой / Под ред. В.Э. Гордина: Учебник. СПб., 1998.

Человеческое развитие: Новое измерение социально-экономического прогресса / Под общ. ред. В.П. Колесова, Т. Маккинли: Учебное пособие. М., 2000.

Черносвитов Е. "Социальная медицина": Учебное пособие для вузов. М., 2002.

Шиллз Э. Общество и общества: Макросоциологический подход // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge, 2000.

Pierson K. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare. Cambridge, 1998.

Readings in Social Welfare: Theory and Policy / Ed. by R.E. Kuenne. Oxford, 2000.

Social Policy / Ed. by N. Manning. Oxford, 1999.

Social Policy and Social Justice: Reader / Ed. by J. Franklin. Cambridge, 1998.

The Welfare State Reader / Ed. by K. Pierson, F. Casteles. Cambridge, 2000.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.005 с.)